Детская дружба. Как научить детей дружить со сверстниками: советы психологов. Крепкая дружба в школе: как научить ребенка дружить с одноклассниками

Дружить детей нужно учить – да-да, такие, казалось бы, естественные взаимоотношения не рождаются из ниоткуда, способность к дружбе не впитывается с молоком матери, малышам необходимо объяснять правила взаимодействия в коллективе, их значимость. Чтобы научить ребенка дружить с другими детьми, как показывает практика, нужно приложить немало усилий. Детская дружба – это настоящая удача, ведь ребенок, имеющий друга, более защищен, уровень его психологического комфорта намного выше, чем у одиночки.

Что такое дружба? Это взаимодействие с окружающими людьми. Если раньше ребенку было достаточно общения с мамой и другим домашними, то уже с трех лет его постепенно начинают интересовать сверстники. Как же с ними взаимодействовать? Во многом успех или неуспех отношений зависят от того, какими навыками общения ребенок овладел при взаимодействии с родителями. Взаимоотношения со сверстниками - это бурная жизнь на границе собственного «я».

Как же научить ребенка дружбе, сделать так, чтобы он не был изгоем в детском коллективе?

Проблема детской дружбы в психологии: движение внутрь и наружу

Дружба – это важный аспект в жизни ребенка, ведь именно на границе собственного «я» происходит самое интересное: что-то или кого-то малыш приглашает и впускает, от чего-то и кого-то старается защититься. И это важно как для психологического здоровья, так и для физического. Если говорить о физическом уровне, наш организм нуждается в поступлении воздуха, еды, воды и в выведении углекислого газа, пота, мочи и пр. На психологическом уровне подобное движение внутрь и наружу осуществляют наши потребности.

Потребности, связанные с движением наружу, - это так называемые агрессивные потребности. К ним относятся как потребности в защите собственной территории, так и действия, связанные с расширением собственных границ и возможностей (поступление в вуз, признание в любви и т. д.). Осуществление этих потребностей важно и полезно, но только в приемлемой форме. Например, если вас разозлил муж, вы не бьете его по лицу лопаткой, как маленькая девочка в песочнице, но предъявляете свои чувства при помощи голоса, жестов и «я-сообщений». Другой пример: если вы влюблены, то не налетаете на человека с поцелуями, а предъявляете свои чувства иначе, например как Татьяна Онегину. Неспособность человека проявлять свои потребности, связанные с движением за пределы собственного внутреннего мира, ведет к накоплению внутренней энергии, которая может проявляться в неконтролируемых вспышках гнева и ярости. Хорошо, если гнев и ярость, как говорится, служат для того, чтобы просто «выпустить пар». Хуже, если накопленная внутренняя энергия
находит выход не в гневе и ярости, а в хронических заболеваниях или в ощущении неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Потребности, связанные с движением вовнутрь, призваны обеспечить наш организм и нашу личность чем-то новым, приятным, полезным. Если говорить о любви в контексте данного вида потребности, то чтобы любить и быть любимым, нужно уметь не только защищаться, наступать, завоевывать и осваивать, но и принимать, впускать, внимать. То есть уметь принимать дары, в том числе и дар любви.

При здоровом психологическом процессе потребности, связанные с движением вовнутрь, и потребности, связанные с движением наружу, непрерывно сменяют одна другую.

Что же касается психологии детской дружбы, то в этом случае ребенок должен уметь знакомиться, принимать любовь, признание и постоять за себя в коллективе. Так что дружба между детьми - это явление постоянных компромиссов.

Каждый человек сам регулирует режим открытия и закрытия своих границ, постепенно научаясь впускать полезное и отвергать вредное для своего внутреннего мира. Отработка этого механизма неразрывно связана с осознанием своих чувств, потребностей и способов их конструктивного предъявления миру.

Ошибочно было бы думать, что проблема детской дружбы разрешится сама собой, как только малыш начнет выходить во двор, в возрасте трех-четырех лет. Безусловно, со сверстниками ребенок начинает общаться уже с наработанными навыками слияния, давления или сотрудничества.

Воспитание дружбы: как можно научить ребенка дружить с другими детьми

В детских компаниях среди самых распространенных проблем числятся драки, то есть неумение конструктивно говорить о своем гневе; замкнутость - страх предъявления себя, своих чувств и желаний; стремление доминировать - реализация потребности в любви путем запугивания; а также проявление истеричных способов взаимодействия, прилипчивость, долгие обиды, стремление навязать свои желания другим.

Психология дружбы детей небескорыстна, все имеет свой исток. Бурные реки детских проблем несут в себе воды родительских установок, чувств, страхов, ограничений и сложностей. Но прежде чем перейти к советам психологов, способным помочь детям в их трудностях, нужно окунуться в трудности родительские.

Чтобы сделать жизнь малыша на детской площадке и в компании сверстников счастливой, помочь ребенку дружить, как показывает практика, достаточно двух вещей:

  • самим придерживаться правил проявления эмоций и предъявления потребностей;
  • и непременно так же внимательно относиться к своим желаниям и чувствам.

Умение родителей корректно предъявлять и осуществлять свои потребности помогает ребенку выработать навык сотрудничества, как с взрослыми, так и со сверстниками. Внимательное отношение не только к потребностям ребенка, но и к своим собственным, а также поиск конструктивных способов их удовлетворения помогут вам обнаружить и очертить границу между вами и вашим сыном или дочкой, тем более что малыш растет, становится взрослым и учится прислушиваться к окружающему миру. В процессе воспитания дружбы помните - для детей вы самый первый, наиболее естественный и доступный тренажер по части общения и взаимодействия с миром. Только вы сможете научить ребенка защищать себя, когда это требуется, и просить о помощи и внимании, когда это необходимо.

Конечно, родителям приходится во многом поступиться своими потребностями с рождением ребенка. Иногда, например, даже время принятия папой или мамой душа определяет малыш. Родительство, кроме умиления, радости, гордости, нежности и любви, наваливает на нас необходимость огромного ежедневного труда. Именно поэтому родителями становятся не в пять и не в двенадцать лет, а в том возрасте, когда человек способен поступиться на время своими потребностями ради другого маленького существа. Ключевое слово здесь - «на время». И у детей, и у родителей законы осуществления потребностей работают одинаково. Реализацию потребности можно на время отложить, можно изменить частоту и форму их удовлетворения, но совсем избавиться от желания совершенствоваться, узнавать новое или просто отдыхать - невозможно!

Настоящая детская дружба в коллективе: учим детей дружить

Для долгосрочных дружеских отношений в коллективе важно уметь проявлять не только дружелюбие и доброжелательность, но и быть способным отстаивать свои интересы, не разрушая при этом приятельских отношений.

Быть приветливым и добрым - замечательная позиция или установка для начала отношений, но для долгой дружбы этого, к сожалению недостаточно. Невозможно радоваться друг другу бесконечно. Невозможно иметь одинаковые желания, одинаковые стремления, одинаковые мнения обо всех событиях, явлениях и предметах и пребывать благодаря этому в идиллическом состоянии слияния. Разность во взглядах обязательно породит спор, разность в потребностях приведет к необходимости их обозначить и отстоять. С одной стороны, это простая истина, с другой - непреодолимый барьер для многих отношений, и не только детских.

Самый сложный этап в развитии любых союзов (любовных, дружеских, детско-родительских) - это осознание, что твой партнер, хотя и схож с тобой во многом, является отличным от тебя существом, и многое в его видении не совпадает с твоей точкой зрения. Принятие этого различия делает отношения более глубокими и интересными - такими, когда есть место не только дружескому киванию головой, но также противоречиям и спорам. На этом этапе происходит соприкосновение двух разных миров, понимание и принятие их различий. Как показывает практика, научить ребенка дружить без понимания и признания различий между людьми, без уважения к чужим потребностям невозможно. Без этого основой отношений может стать только нездоровое слияние. А оно, в свою очередь неизбежно ведет к обидам - нас обманули! - или чувству вины из-за того, что мы не оправдали ожиданий другого.

Как же научить ребенка дружить со сверстниками, быть всегда желанным членом детского коллектива? Помощью в прохождении этого сложного этапа в отношениях станут умение уважать чувства и желания другого, а также навыки установления и отстаивания своих приоритетов. Причем отстаивать, имея в арсенале одни комплименты и доброжелательные улыбки, не выйдет. Так что нужно дать ребенку дополнительные модели поведения, которые помогут сохранить и дружбу, и его собственную индивидуальность.

Крепкая дружба в школе: как научить ребенка дружить с одноклассниками

Если вы заметили, дети не любят тех, кто все время ими командует, но и не уважают того, кто не может за себя постоять. Новая сказка поможет ребенку научиться сообщать окружающим о своих потребностях и прислушиваться к чужим желаниям. Как вы уже, наверное, поняли, основным тренировочным полигоном снова станут ваши с ним отношения.

Крепкая дружба детей в школе невозможная без умения заявить о своем желании и уважительно отнестись к желаниям другого - это основной навык продуктивного общения. Именно его можно с успехом отрабатывать на ваших отношениях с ребенком. Обратите внимание: насколько часто вы пренебрегаете желаниями ребенка или своими? Что подталкивает вас действовать именно так?

Если брать природные тенденции в формировании навыков общения со сверстниками, то интерес к другим детям возникает у детей в возрасте четырех-пяти лет. Играя, малыши этого возраста в основном воспроизводят действия и поступки хорошо известных им людей: мам и пап. С пяти лет игра детей становится более сложной.

С одной стороны, дети хотят оставаться, «как все», иметь подобные игрушки, тетрадки. С другой стороны, дети, способные предложить нечто неординарное, пользуются популярностью. Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным. Подобная двойственность стремлений присуща человеку вообще и ярко проявляется во время каждого из возрастных кризисов, что можно наблюдать и у наших первоклассников, преодолевающих кризис шести-семи лет.

Чтобы научить ребенка дружить с одноклассниками как можно крепче, помогите малышу в придумывании интересных, оригинальных затей. Отнеситесь с уважением и пониманием к желанию ребенка быть похожим на других. Это может быть реальной помощью в приобретении друзей и подспорьем для комфортного вхождения в школьный коллектив. Основной же арсенал навыков общения со сверстниками ребенок нарабатывает при общении с родителями. Не скупясь на сообщения о любви по отношению к ребенку, родители помогают первокласснику быть доброжелательным, а демонстрируя ему на собственном примере, умение отстаивать себя и прислушиваться к желаниям других, дадут верное направление на пути построения долгих и уважительных отношений.

Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным.

Статья прочитана 6 014 раз(a).

Светлана Ларина, колумнист, сайт, разбирается в вопросе, с какого возраста нужны друзья моему ребенку, и как выбрать «правильных» друзей.

До трех лет

Самый лучший вариант — гулять вблизи площадки с более взрослыми детьми. Ваш малыш будет с любопытством и жадностью следить за каждым движением старших ребят, а как только они уйдут, побежит в песочницу копировать увиденное: лепить пасочки, копать ямки и украшать их веточками.

Задача мамы. Найти детскую площадку с «правильными» по ее мнению детьми, с которых можно брать пример. На такой площадке мальчики не обижают девочек, не ругаются, а их родители не пьют пиво на лавочке. В таком случае «дружба на дистанции» принесет малышу большую пользу, он будет учиться хорошо вести себя в коллективе.

С трех до пяти

В этот период ребенок усваивает правила поведения в обществе и применяет их на детской площадке:

У него уже не будет истерики, если любимая игрушка окажется в чужих руках;

Он усваивает принцип «очереди», чтобы поиграть с игрушкой другого ребенка;

Начинает участвовать в ролевых играх типа дочки-матери или автомобильных гонок;

Учится играть по правилам.

С трех лет ребенка можно водить в центр раннего развития, ему будет интересно общаться со сверстниками и видеть, что умеют делать другие.

Задача мамы. Как и раньше, тщательно выбирать детскую площадку. Не ориентируйтесь на то, что у «Маши такая приятная мама, нам есть о чем поговорить», если Маша все время ссорится с вашей дочерью и начинает драку. Кстати, о конфликтах — помогайте ребенку понять, был ли он прав или нет. В этом возрасте можно и нужно вмешиваться в детские ссоры.

Пять-семь лет

Длительность игр у детишек увеличивается, они могут часами возиться с куклами или машинками. При этом их общение не ограничивается «ролями» или правилами, они могут разговаривать на отвлеченные темы.

Например, обсудить новый мультик, фильм или игрушку, и даже посплетничать. В этом возрасте детям важно завоевать хорошую репутацию у друзей, они могут вести себя на площадке совсем не так, как дома. Это нормально, взрослые ведь тоже так поступают — на работе мы ведем себя совсем иначе, чем дома.

Задача мамы. Чтобы не ранить ребенка и не навредить его репутации, не ругайте при всех, постарайтесь не вмешиваться в ссоры. Если ситуация не выходит из-под контроля, спокойно наблюдайте за ней. Лишь в случае драки или затянувшегося конфликта можно подойти к детям и узнать подробности. Не принимайте ничью сторону, помогите им самим разобраться, чья была вина. А по дороге домой желательно еще раз обсудить сложившуюся ситуацию, и, если считаете нужным, поругать ребенка.

От семи лет

Дети сами себе могут выбрать друзей, и часто мама уже не может им помешать завести «плохую дружбу». Ведь в школе не уследишь за ним. Даже если до семи лет вы выбирали ему хорошую компанию, ребенка может потянуть на общение с отъявленными хулиганами.

Задача мамы. Узнав, что ваш ребенок дружит с хулиганами, объясните ему, чем грозит такое общение:

Плохими отметками;

Недовольством учителей;

Неправильным поведением;

И вытекающими из всего этого последствиями.

Обязательно поговорите с учителем и попросите рассадить друзей, если они делят одну парту на двоих или сидят рядом.

Воображаемые друзья

Многие мамы переживают по поводу наличия воображаемых друзей у ребенка. Это не значит, что малышу не хватает общения, или он растет замкнутым и асоциальным. Это значит, что у него хорошая фантазия.

К тому же, невидимые друзья помогают малышам бороться со страхами (например, в темноте с ними не так страшно), проявлять способности и даже учиться быть храбрее (часто такие друзья могут быть отважными летчиками или военными).

Кроме того, друг поможет ребенку сказать то, что тот сам боится, к примеру, попросит папу купить еще одно пирожное «для него».

Из всего вышесказанного делаем следующие логичные выводы

До трех лет ребенку важно наблюдать за другими детьми и копировать их поведение. Следите за тем, чтобы его окружали неагрессивные ребята;

От трех до пяти лет не ограждайте ребенка от вредных детишек, малышам нужно учиться постоять за себя;

От пяти до семи лет — объединяйте детей по интересам, например, гуляйте с детьми, с которыми ваш ребенок ходит на танцы или на рисование. Вместе они учатся обсуждать увиденное и услышанное.

С семи лет контролировать дружбу тяжелей. Чаще приглашайте друзей малыша к себе в гости, так вы сможете понять, так ли хороши или плохи новые товарищи.

И главное — просто учите ребенка общению, и он сам научится выбирать интересных ему друзей.

Светлана Ларина, колумнист , разбирается в вопросе, с какого возраста нужны друзья ребенку, как родителям выбрать «правильных» друзей. И стоит ли в принципе вмешиваться в детскую дружбу?

Сразу после того, как мамы потратили силы и время на то, чтобы , они начинают искать ему друзей. В каком возрасте должны появиться друзья у ребенка и нужны ли они?

Детская дружба до трех лет

Крохе до трех лет действительно не нужны друзья. И дело не в том, что мама заменяет ему весь мир, а в том, что он не может еще дружить, не понимает, как это.

На детской площадке нередко можно увидеть двухлеток, отчаянно дерущихся за одну игрушку, или мальчика, который всех осыпает песком. И сколько бы мама не говорила ему прекратить хулиганить, он будет продолжать, при этом весело улыбаясь.

Не стоит пугаться этой агрессии и непослушания. Малыши не понимают чувств другого человека, пройдет еще год, прежде чем они начнут осознавать последствия своих поступков.

Отсюда следует, что специально сводить детей до трех лет и пытаться сдружить их не нужно, как бы мамам не хотелось этого. Такая дружба в радость только самим мамам, у которых появляется возможность пообщаться с «коллегами», дети же будут только шкодить друг другу и проливать море слез.

  • Дети копируют дружеские отношения своих родителей.
  • Чтобы подружиться, им необходимо пространство свободной игры.
  • Взрослым лучше обсуждать с детьми их отношения, но не навязывать им друзей.

Недавно я услышала, как две пятилетние девочки очень серьезно договаривались на детской площадке: вернувшись домой, в определенный момент обе громким шепотом должны произнести имена друг друга в знак взаимной верности и искренней любви… Сомневаться не приходится: дружеские чувства могут быть сильны даже в таком юном возрасте.

Взрослые, вспоминая свое детство, обычно верят, что заводить друзей им было легко и просто. Достаточно выйти во двор – и подходящая компания обязательно находилась. Но когда мы наблюдаем за тем, как общаются наши дети, как сложен мир их дружеских связей, мы понимаем, что детская дружба на самом деле никогда не бывает совсем уж безоблачной.

Полюбить себя глазами другого

«Дружба связана для нас с теплыми, приятными чувствами, – рассказывает экзистенциальный психотерапевт . – Это хорошая сторона жизни, и этим она ценна. Часто те положительные переживания, которые мы получили в детских дружеских отношениях, составляют основу нашей способности противостоять жизненным трудностям. Те из нас, у кого в детстве не было друзей, чаще остаются , чувствуют неудовлетворенность своей жизнью, лишены фундаментального ощущения, что «жизнь хороша».

Чтобы дружба возникла, необходимо, чтобы у ребенка была возможность свободно играть со сверстниками: без этого условия, без совместной свободной игры дружбе просто неоткуда взяться. Мечта о друге впервые может появиться в 4–5 лет, но особенно важными такие отношения становится к 7–8 годам: друзья способны оценить ребенка более объективно, чем родители. «В этом возрасте друг необходим как внешнее «зеркало», – поясняет Светлана Кривцова. – Зеркало, благодаря которому ребенок может лучше понять себя: «какой я?», «нравлюсь ли я другим?».

«Технология» отношений

Современная городская жизнь во многом определяет трудности, с которыми сталкиваются дети. Почти исчезли детские дворовые компании, которые еще лет тридцать назад были своеобразной «школой дружбы» и где можно было освоить все тонкости и все виды дружеских и приятельских отношений. Остается не так много мест, где естественно зарождается дружба: детский сад, где дети в идеале свободно играют, «продленка» в школе, разнообразные занятия по интересам, где под присмотром взрослых, в безопасном пространстве можно вместе делать нечто хорошее и полезное. И конечно, дача, куда ребенок приезжает каждое лето.

Некоторые родители, понимая, что крепкие дружеские связи помогут детям быть более успешными в жизни, слишком сильно беспокоятся, когда, как им кажется, что-то идет не так. Стараясь помочь, они оказываются чересчур включенными в детские отношения. Однако дружба между детьми происходит по правилам, которые устанавливают они сами. Взрослые могут повлиять на них, но лишь косвенно. «Дети неосознанно подражают родителям, – напоминает Светлана Кривцова. – Поэтому лучший способ научить дружить – самому быть хорошим другом кому-нибудь. Из отношений в семье ребенок перенимает способы разрешения конфликтов, умение договариваться, идти на компромисс. Все эти навыки формируются в дружбе, а затем оказываются не менее востребованными в любовных и рабочих отношениях». Взрослые могут наглядно показать преимущества «партнерских установок»: мы идем навстречу друг другу, уступаем партнеру, чтобы вместе сделать гораздо больше, нежели поодиночке.

Дружбу можно «разложить» на отдельные навыки и учить им целенаправленно*. К ним относятся умение знакомиться, начинать и заканчивать разговор; умение просить о помощи и предлагать ее, делиться, проявлять заботу о другом, и даже умение оставаться одному – необходимое для того, чтобы ребенок не чувствовал зависимости от дружбы. «Не стоит забывать, что наряду с приятными переживаниями в дружбе всегда присутствуют и конфликты, связанные с недовольством, разочарованиями, ревностью, разрывом отношений, – рассказывает психотерапевт. – Как бы ни хотелось родителям избавить своих детей от негативных переживаний, духовный опыт облагораживающих страданий (конечно, в разумных, «гомеопатических» дозах) необходим для их психологического развития. И будет лучше, если этот опыт будет получен в дружеских отношениях и в относительно спокойном, доподростковом возрасте. Поскольку только так дети смогут почувствовать границу между желанием сохранить отношения с другом и чувством собственного достоинства, узнать, что такое потеря, и понять, что жизнь на этом не заканчивается…»

Дети впервые предпочитают играть друг с другом, а не поодиночке.

Возрастание в дружбе

3 года. Зарождается альтруистическое поведение: дети начинают помогать другим, делиться с ними своими вещами. Возможны конфликты, так как они еще только учатся делиться.

4 года. В дошкольных учреждениях дети проводят все больше времени в совместных играх со сверстниками. Обычно они еще не заботятся о поддержании дружеских отношений, для них друг – тот, с кем они сейчас играют.

6–7 лет. Дети все чаще выбирают друзей, разделяющих их интересы. Друзья – это те, кто делится лакомствами и игрушками, «с ними весело», «они хорошие». Мальчики и девочки стремятся общаться по отдельности, при этом у девочек возникают более близкие дружеские связи с «лучшими подругами».

10 лет. У детей появляется внутреннее «интимное» пространство, в которое допускаются лишь близкие друзья. Друзья – это те, с кем сотрудничают, делятся. Дети считают, что для дружбы необходимы взаимное доверие, общие интересы, отзывчивость, доброта и внимательность.

От 12 и старше. Дружеские отношения все больше напоминают взрослую дружбу, однако могут оказаться куда более интенсивными: отношения со сверстниками значат для формирования идентичности подростков куда больше, чем отношения с родителями. Чаще возникает дружба между мальчиками и девочками, которая являются своеобразной подготовкой к будущим романам. Дружба воспринимается как длительные отношения, основанные на взаимопонимании, в которых можно делиться своими мыслями, чувствами, секретами. Друзья помогают преодолеть одиночество и страх, стараются не обижать друг друга.

Политика невмешательства

«Мне не нравятся друзья сына. Точнее, один друг, – признается 43-летняя Юлия. – Все время на улице, нахальный, лентяй, на второй год остался в четвертом классе. Родители, похоже, совсем им не занимаются, а моего к нему просто как магнитом тянет...» Можно ли вмешиваться в детские отношения, если нам кажется, что ребенок дружит с «неподходящими» детьми или «не так, как надо»? Ведь уже в дошкольном возрасте дети стремятся самостоятельно выбирать себе товарищей по играм. Их тянет к тем, кого они воспринимают как равных, с кем их связывают общие интересы. И это универсальное качество всех дружеских связей в течение всей нашей жизни. Поэтому родителям лучше отойти в сторону и позволить маленьким детям самим решать, с кем им дружить. Зачастую мы недооцениваем способности собственного ребенка или нам не хватает терпения подождать, пока он самостоятельно справится с возникающими сложностями. «Самое важное, что требуется от родителей, – вести себя так, чтобы ребенок, если захочет, мог поговорить с ними о любом, в том числе негативном, опыте отношений», – считает Светлана Кривцова.

Восьмилетний Женя был очень застенчив. «Я пыталась знакомить сына с другими мальчиками, но он только больше замыкался, – рассказывает 32-летняя Ольга. – И конечно же, своего лучшего друга он нашел без моей помощи. Мы были в парке, но сын ни на кого не обращал внимания, он рисовал мелом на асфальте огромный корабль. Новый мальчик, Игорь, сидел рядом и наблюдал за ним. Я очень хотела вмешаться и посоветовать Жене постараться подружиться с ним, но все-таки сдержалась. Игорь очень заинтересовался рисунком, и они разговорились. А через двадцать минут они уже вместе карабкались на горку. После того как Женя сам подружился с Игорем, он сильно изменился, больше смеется – похоже, что он стал больше уважать себя, словно этот мальчик помог ему осознать собственную значимость».

Чем мы можем помочь

Наш собственный детский опыт может мешать или, наоборот, помогать нашим детям. Психолог Синтия Эрдли (Cynthia Erdley) обнаружила, что матери, которые в детстве были застенчивы, обычно прилагают много усилий для того, чтобы найти друзей своим детям** . Они создают множество возможностей для общения и помогают детям, если у тех возникают трудности. И наоборот, родители, которые были уверены в себе, часто считают: «Для меня это было легко, значит, будет легко и для моего ребенка».

Между тем есть дети, которым трудно подружиться или с которыми трудно дружить: для них естественные правила дружеских отношений не являются очевидными, поэтому им требуется помощь и поддержка. К примеру, если ребенок застенчив, помогите ему познакомиться с другими людьми: расскажите историю, которую он сможет пересказать другим детям, или дайте маленькую игрушку, которую он сможет показать, когда будет играть с ними. За агрессивным поведением часто скрывается неуверенность в себе и неумение адекватно выражать свои чувства. Родители могут помочь таким детям, показав, как можно реагировать в конфликтных ситуациях, и укрепляя их веру в себя.

* Серия книг «Жизненные навыки. Уроки психологии» Под ред. С. Кривцовой (Генезис, 2002).

Как поддержать тех, кому дружить сложнее

Застенчивые дети. Постарайтесь сделать так, чтобы дома ребенок чувствовал себя уверенно. Проводите больше времени с ним и показывайте, что вы цените его идеи. Учите его вести себя в тех ситуациях, когда он стесняется. У ребенка должна быть возможность наблюдать за тем, как вы общаетесь со своими друзьями.

Назойливые дети. Если ваш сын или дочь отдает свои игрушки, пытаясь купить дружбу, или требует от друзей слишком многого, возможно, у него (нее) снижена самооценка. Не используйте подарки для проявления своих чувств к своему ребенку. Старайтесь как можно яснее показывать, что вы цените его таким, какой он есть. Учите различным способам проводить время, когда он один. Это поможет ему чувствовать себя увереннее в одиночестве.

Неуживчивые дети. Постоянные ссоры, причем не с одним или двумя, а со многими друзьями, могут быть проявлением скрытых проблем ребенка. Существует ли какой-то определенный момент – при знакомстве или уже после того. как дружеские отношения установлены, – когда обычно возникают ссоры? Посмотрите, не проявляется ли здесь один и тот же сценарий? Внимательно выслушайте то, что вам рассказывает ребенок, обсудите с ним, как бы он хотел, чтобы дальше развивались события, и какими способами этого можно добиться.

Жадные дети. Не заставляйте делиться, если сын (дочь) этого не хочет. Часто нам настолько важно продемонстрировать, как великодушен наш ребенок, что мы выбираем для этого самые дорогие ему вещи. Помните, что дети, как и взрослые, склонны воспринимать то, что им принадлежит, как часть себя, и не любят отдавать ценные для них предметы.

Светлана Кривцова, экзистенциальный психотерапевт

5 лет с тобой мы строим счастье,
И на двоих одна душа,
Ты дар, сокровище, богатство,
С тобой навеки, навсегда.

Сегодня наша годовщина,
Для гордости у нас причина,
5 лет тебя уже люблю,
И без тебя не проживу!

И нам терпимости желаю,
И быть едиными всегда,
Ты моя радость, вдохновенье,
Я всей душой люблю тебя!

Как быстро время пробежало -
Летят года, часы, минуты.
Сегодня праздник вашей пары.
Пять лет вы вместе, это круто!

Я вам желаю море смеха,
Большой любви и жаркой страсти,
Удачи, радости, успеха!
Пусть будет в жизни только счастья!

Прошло пять лет, прекрасных и счастливых,
Прошло пять лет, как вместе мы с тобой.
Растим детей, веселых, очень милых,
И все для счастья нам дано судьбой.

Тебя я поздравляю с юбилеем,
С прекрасным днем в календаре любви.
Его отметить хорошо сумеем,
Мы вспомним все былые наши дни.

5 лет назад я согласилась быть твоей,
Об этом ни на миг не пожалела,
Заботишься всегда ты обо мне,
Особенно, когда порой болею.
Тебя люблю всей своей душой,
И без тебя дышать я не сумею,
Я очень счастлива любимый мой,
И ни о чем, поверь, не сожалею.
Пройдет быть может пару лет,
И в ЗАГСЕ кольца обвенчают,
И в детской будет звонкий смех.
Ну а пока, я с нашей годовщиной,
Тебя поздравлю мой хороший,
Я выбрала отличного мужчину,
Который радость подарить может!

Уже пять лет с тобою рядом
Рука в руке, глаза в глаза.
И так же таю я под взглядом
И так же пламенны сердца.

Пусть никогда нам не наскучит
Друг друга искренне ценить
И даже если жизнь научит
Мы будем верить и любить!

Хоть встретились давно мы,
Уже пять лет назад,
Я помню каждый миг
Той встречи, которая связала нас.

Те поцелуи и объятья
Казались детскими тогда.
Все были общие занятья,
Казалось - будет так всегда.

Шло время, очень привязались мы друг к другу.
Теперь не может быть и жизни без тебя.
Я счастлива, что стал любовью, лучшим другом.
И цель всей жизни - жить, тебя любя.

С пятилетней годовщиной!
Это наше достижение
И прекрасная причина
Идти в том же направлении.

Держи крепче мою руку,
Верь, мы всё преодолеем,
Даже в трудную минуту
Сохранить любовь сумеем.

Мне с тобой совсем не страшно,
Знаю, ты всегда поддержишь,
Быть вдвоём - это прекрасно,
Ты - моё всё, как и прежде.

5 лет с тобой мы вместе,
5 лет тобой живу,
С нашей годовщиной,
Поздравить я хочу!

Желаю нам терпенья,
Чтобы не знали ссор,
Чтоб было пониманье,
Чтоб не звучал укор.

Чтобы любили вечно,
Чтоб рядом навсегда,
Отныне в человечке,
Живет моя душа.

Отныне лишь тобою,
Я лишь тобой дышу,
Тебя люблю я очень,
Открыто говорю!

Сегодня светимся от счастья,
И друг за другом мы горой!
Мы отмечаем пятилетие -
Пять лет сегодня мы с тобой!

За эти годы мы сумели
Ключи от сердца подобрать.
И трудный шифр любви прелестной
Сумели вместе разгадать!

Мы не отпустим свое счастье,
Любовь мы будем сохранять.
И всю с тобою жизнь мы будем
Все годовщины отмечать!

5 лет прошло с того момента,
Как вас двоих свела судьба,
Как завязались отношенья,
Еще немного и семья!

Вам пожелаю я терпенья,
Чтоб не угасла ваша страсть,
Чтобы любовь всегда царила,
И друг на дружку не кричать!

Пять! Вот это юбилей!
Обними меня скорей!
Поцелуй и приласкай!
Пять годков - вот это рай!
Годы радости и счастья,
И не надо нам ненастья!
Ты люби меня всегда,
И взаимностью платя,
Будем дальше жить в любви,
Поцелуи ты лови!
Будем вместе и любовь,
Пусть всегда волнует кровь!