Вымышленные миры у детей. Воображаемый друг ребенка: когда стоит бить тревогу? Иногда это переносится во взрослую жизнь

Воображаемый друг – существо, живущее только в фантазийных мечтах ребенка, часто своим появлением застает родителей врасплох. Неожиданно для себя взрослые узнают о том, что их чадо разговаривает с невидимым приятелем, когда не с кем поиграть на детской площадке или во время долгой поездки в автомобиле. Вопреки сложившемуся ранее мнению о том, что разговоры с воображаемым другом первый – это признак нарушения в нормальном развитии психики малыша, результаты исследований современных западных психологов помогают напуганным родителям найти ответ на вопрос: «Что делать, если у ребенка появился иллюзорный приятель?»

Стоит ли беспокоиться, если теперь ваша семья живет в доме воображаемых друзей?
Обычно невидимый друг появляется у малышей в дошкольном возрасте, но с началом подросткового периода ребенок может полностью забыть о своих прежних играх с необычным приятелем. Воспоминания о воображаемом друге могут остаться в памяти ребенка, но если при этом родители неправильно относились к особенностям развития детской психики на данном этапе формирования личности, то от этого может остаться горький след в душе подростка.

Исследователи подтверждают: воображаемый друг неопасен
По мнению американских исследователей, разговоры и игры с воображаемым другом совершенно не означают, что ребенок перестал различать грань между вымыслом и реальностью.
Наоборот, игры с воображаемым другом помогают малышу переосмыслить наиболее яркие события его жизни, научиться строить логические догадки и планировать решение сложных задач.
При этом малыш увлечен жизнью своего невидимого друга так же, как взрослые переживают за любимую героиню книги или кинофильма, задумываясь о том, как мы бы поступили на ее месте.
Напряжение, испуг в голосе родителей, агрессивная реакция на слова малыша о том, что неизвестно откуда взявшийся воображаемый друг Мурзик хочет попить молочка, могут привести лишь к ненужному стрессу и панике ребенка.

Рассказы детей о воображаемых друзьях
Хотя необычный друг может появиться и у ребенка из многодетной семьи, но зачастую такие невидимые приятели очень быстро заводятся у ребенка, который растет в семье без братьев и сестер. Общение с воображаемым другом помогает малышу проигрывать новые ролевые ситуации, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. В подтверждение вышесказанного предлагаем несколько примеров того, как дети рассказывают о воображаемых друзьях.

  • У шестилетней Кристины из Перми есть воображаемый муж по имени Стас, который работает в стоматологической клинике.У пятилетней Ярославы есть воображаемая подруга Алиса, и любимый пушистый питомец – черный пудель.
  • У трехлетней Арины из Кисловодска есть взрослая подруга Гана, которая живет в волшебной стране, где все говорят на ганском языке. Гана иногда становится девочкой и дружит с другими подругами Шарой, Биной и Мэлли. Иногда подруги между собой ссорятся. Арина часто сама говорит по-гански и просит родителей отвести ее в гости к Гане.У четырехлетней Софии в голове живет целая семья воображаемых друзей: невидимый друг и его семья: родители и маленький братик. Воображаемый друг активно влияет на жизнь девочки, он везде ходит с ней и видит все, что видит она. Иногда София придумает что-то, но утверждает, что это придумал ее невидимый приятель. Друг-невидимка появился у девочки после того, как родители прочли ей сказку о Муми-Троллях, где у одного из героев были невидимые мышки. Это и дало толчок для бурной фантазии малышки, которая увлечена придумыванием собственных приключений любимого воображаемого приятеля.
  • У шестилетней Маши из Санкт-Петербурга есть подруга Марина, которая часто приходит к ней гости, попрыгать на кровати и вместе поесть каши. Часто воображаемая Марина и является, по словам ребенка, инициатором детских шалостей и веселых игр.
  • У шестилетнего Стаса есть воображаемая кладовка, в которой можно найти все: от велосипеда до новых моделей гоночных автомобилей.
  • У маленькой Иры и ее братьев есть много воображаемых друзей, живущих на планете Маш-Порта, где все говорят на незнакомом языке. На этой планете живет много разных народов. Ребята часто рассказывают о путешествиях по инопланетным горам, рекам, морям и озерам. Среди земных воображаемых друзей у Иры есть зайцы, коты, медведи и динозаврики.
  • У Алеши в четырехлетнем возрасте в доме завелись воображаемые котята, которые плодились очень быстро, сначала их было двое, потому пятеро, семеро. Родители отнеслись к выдумке сына спокойно, подыгрывали ему, беря невидимых питомцев на руки и поглаживая их.

Воображаемые друзья могут быть добрыми и злыми. К примеру, с двух лет у Алены появились добрые невидимые мышата, которые помогали ей убирать игрушки, а злые непослушные крокодилы подталкивали девочку к непослушанию и мешали ей красиво писать в прописи.

Воображаемые друзья также могут приобретать вполне материальную форму. Доказательством этого могут быть истории подобные, которые происходят в семье четырехлетней Евы из Санкт-Петербурга. У девочки есть детки – красивые стеклянные шарики, которые она всегда носит с собой и разговаривает с ними. А два старых сдувшихся воздушных шара тоже могут вполне сойти за воображаемых друзей. Ева таких товарищей называет «жириками». Общение с вымышленными детьми помогает малышке проиграть роль матери, поэтому она часто ругает и воспитывает своих непослушных круглых друзей из стекла и резины.

В детстве у Кристины был детский игрушечный телефон, помогавшей ей дозвониться в сказку и пообщаться с любимым персонажем из книг. В подростковом возрасте бурная фантазия девочки помогала ей пережить приступы социо-фобии, когда она представляла в трудных ситуациях верную подругу, которая идет рядом с ней по улице и везде незримо присутствует с Кристиной.

Воображаемым другом может стать герой мультфильма, например, Эльза или Анна из «Холодного сердца», Спайдермэн из одноименного кинофильма. Или ребенок может рассказать о воображаемом ослике, живущем в подъезде, или об хищном орле, который приземлился ему на голову во время игр на детской площадке в детском саду. В любом случае, дети, разговаривающие с невидимыми друзьями, не считаются медициной отклонением от нормы.

Вымышленный друг у ребенка, по мнению многих психологов, явление распространенное. Выдумывать себе друга до определенного возраста считается абсолютно нормальным. Специалисты связывают это с развитием воображения и творчества у маленького ребенка.

Примерно к трём годам жизни ребёнок начинает активно фантазировать, размышлять. Именно в это время появляются воображаемые друзья. Выдумать ребенок может абсолютно любое существо, невидимый друг может быть зверушкой, просто человеком, сказочным героем, персонажем мультфильма или вовсе чем-то несуществующим.

Когда родители впервые узнают о появлении выдуманного друга, они начинают волноваться, думать о том, что с их малышом что –то не так. Не нужно паниковать. У ребёнка развивается фантазия. Лучше заинтересоваться новым товарищем, его именем, внешним видом, где он живет, что любит есть и т.д. То есть, нужно проявить участие.

Часто вымышленный друг также полезен и для родителей. Спрашивая у ребёнка о выдуманном друге, о его страхах, желаниях, мечтах, трудностях, родители могут узнать о том, что беспокоит самого малыша. Дети не всегда способны выразить и даже понять свои желания, а посредством вымышленного друга родители способны узнать о проблемах ребёнка.

«Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны своих родителей: со стороны отца - силу и защиту, со стороны матери - заботу и ласку. Но если все время отмахиваться от ребенка, то он реже будет обращаться к родителям с пустяковыми проблемами. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенку будет не о чем поговорить с родителями, нечего доверить им, ведь он привык с ранних лет сам решать "свои проблемы" и отвечать на возникшие вопросы, заранее зная, что у папы и мамы нет времени на такую ерунду.» (meduniver .com)

Итак, придуманный друг – это не трагедия. Но нужно знать меру. Если ребенок дружит и разговаривает только с вымышленным героем, отказывается от общения с другими людьми, если сильно переживает всё, что происходит с его выдуманным другом, если от этого он становится вялым или слишком возбуждённым, раздражительным, плаксивым – игру стоит прекратить! К примеру, попробовать отправить друга в поездку к его бабушкам и дедушкам или в дальнее путешествие, в общем, удалить персонажа без скандала. А это время придумать ребёнку игру, в которую он до сих пор не играл, занятие, способное «переключить» малыша.

В большинстве случаев, дети забывают о своих фантазиях уже в 7-8 лет, когда начинают помногу общаться со сверстниками. Появление новых знакомств и новых познаний не дают замыкаться в себе. Ребенок оценивает и понимает, что общение с настоящими друзьями динамичнее и веселее, чем игры с самим собой.

По мнению детских психологов, если вымышленный друг не исчезает в этом возрасте, это явный признак нехватки родительской любви у ребенка. Кроха не осознает, как он нужен маме и папе, как ценен для них. Всё зависит от родителей, они должны дать ребенку нужное внимание, вместе с ним выйти из придуманного мира в реальный, а оставшееся от вымышленного мира место занять своим вниманием и общением. Ведь главное не сколько, а как именно проводить время с малышом. Например, в день играть с ребёнком хотя бы полчаса, а потом обсуждать игру. Очень важно читать детям на ночь. Если ребенок уже школьник – это помощь родителей в выполнении уроков.

Не стоит бояться выдумывать и фантазировать вместе с ребёнком, нужно только не переходить грань и суметь вовремя привлечь ребёнка в настоящий мир, который не менее удивителен, чем вымышленный.

Похожие статьи:

Воображаемый друг вашего ребенка (3644 Просмотров)

Раннее детство > Психология возраста

Часто дети придумывают себе друга, он может быть невидимым, а может являться и игрушкой, друг, на которого можно свалить все шалости или пожаловаться ему на кого-либо. Некоторые родители, сталкиваясь с появлением...

Проблема из проблем: потерялся плюшевый друг (2850 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

Никогда не думала, что моя малышка будет отказываться от еды, перестанет спать, играть с игрушками, гулять и все по причине того, что... потерялся ее плюшевый зайчик. Мы целый день искали любимца крохи и, к нашей...

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


У ребенка появился невидимый друг. Мама в панике: «Это аутизм», «мой ребенок страдает от одиночества». Но может быть, это просто чистый, искренний ребенок с богатой фантазией? Как разобраться?

Обычно придуманные друзья появляются от недостатка родительской любви или, как это ни парадоксально, от ее избытка. Если с первым понятно, что делать – чаще говорить, как любим и дорожим, чаще обнимать и прижимать к себе, то как разобраться со вторым?

Воображаемый друг спасает ребенка от излишней родительской любви, не оставляющей ему ни минуты для себя. А ребенку, так же, как и взрослому, нужно личное пространство – и поле для маневров, чтобы не папа с мамой решали, что есть, где гулять, с кем дружить, а ребенок сам мог влиять на свои действия. Надо ослабить свою хватку, перестать ежечасно контролировать ребенка, и тогда у него появятся самые обычные друзья.

Но воображаемый друг появляется и по другим поводам.

Расспросите сына или дочку – кто он, какой он, как познакомились, чем занимаются, во что играют (и ни в коем случае не сомневайтесь в его существовании)? Попросите нарисовать этого друга. Послушайте, как, с какими интонациями ребенок рассказывает о нем.

Если друг приходит по вечерам перед засыпанием, возможно, ребенок так трансформирует свой страх темноты. Помогите малышу - маленький ночник, сказки на ночь, любимая игрушка в постели – и страх уменьшится.

Если невидимый друг появился у старшего после появления вполне реальной младшей сестры, это говорит о том, что ему не хватает родительского тепла, и он чувствует себя брошенным.

Тайный приятель может появиться, когда родители очень строгие – тогда за счет игр с воображаемым товарищем можно компенсировать все, чего недостает в реальной жизни – пошалить, оставить неубранными игрушки, съесть все варенье и, наоборот, не есть гороховый суп.

Воображенного друга нельзя запрещать, лучше с ним подружиться Иногда на такого друга ребенок сваливает все свои проделки или, наоборот, делает его «мальчиком» для битья, выговаривая или ругая его за проказы. Прислушайтесь и, возможно, услышите до боли знакомые интонации. Свои собственные. Так ребенок снимает с себя тот груз ответственности, который вы на него хотите положить, и который он еще не может выдержать.

Иногда это друг-защитник, который спасает ребенка от обидчиков и неприятностей. Если это ваша история, тогда стоит оглянуться вокруг и поискать источники стресса в реальной жизни.

Но чаще всего воображаемый друг появляется у детей, которым не хватает возможности или умения дружить с настоящими, вполне себе живыми детьми. И здесь без вашей помощи ему не обойтись. Если он сидит дома с няней или бабушкой, создайте ситуации общения. Время от времени спрашивайте – не хочет ли он пригласить в гости кого-нибудь? Приглашайте сами, ходите в гости, найдите место, где у него будет возможность общаться.

Если он не умеет дружить, научите. Обсуждайте не только поступки ребенка и его друзей, но и чувства, которые они вызывают. Найдите время, чтобы рассказать ребенку о настоящей дружбе. О том, что это не только общие развлечения, но еще доверие и прощение – с последним все чаще возникают сложности. Умеет ли ваш ребенок прощать? Сейчас, когда ребенок в семье часто бывает единственным, ему не приходиться делить игрушки или драться за велосипед, но точно также ему не приходится просить прощения и мириться.

Психологи отмечают, что дети часто отказываются от командных игр, потому что не умеют проигрывать. Нетерпение оборачивается неумением договариваться, играми в одиночестве и грозит одиночеством потом. Только не пугайтесь детских размолвок, они бывают всегда. И как ни парадоксально, для профилактики одиночества маленькому ребенку иногда нужно оставаться одному. Если он с детства привыкает быть в центре внимания мамы, папы, бабушки, дедушки, дяди, тети, то ему трудно почувствовать вкус к общению, а с ним и интерес к другим людям. Вот почему иногда стоит чуть подольше предоставлять его самому себе, чтобы успел соскучиться.

Научите ребенка волшебной фразе «Давай играть вместе» - и тогда ему будет намного проще найти настоящего друга.

Когда все же стоит волноваться?

Если игры в фантазиях достаточно мрачные.

Если у ребенка исчез аппетит.

Если он потерял интерес к реальным играм.

Если ребенок начинает очень сильно грустить из-за ссоры с воображаемым другом.

Друзья - это отлично, но что делать, если в вашем доме появился «Карлссон» - друг, которого не видит никто, кроме ребенка?

Чего делать точно не надо, так это пугаться и паниковать.

Психологи утверждают, что вымышленный друг - довольно частое и совсем нестрашное явление в возрасте от 3 до 7 лет, связанное с развитием у малыша фантазии и воображения. Обычно несуществующий друг исчезает к школе.

Причины появления воображаемого друга:

Фантазии. Одни дети говорят с игрушками, а другие, с более развитым воображением, придумывают себе друзей. Не одергивайте кроху и не ругайте за «ложь», иначе малыш рискует замкнуться в себе, разучиться мечтать, а главное - может потерять к вам доверие. Лучше направьте его фантазию в другое русло: предложите ребенку попробовать сочинить сказку, придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное…

Одиночество. Ребенок может придумать друга от скуки, если ему одиноко и не хватает общения. Несмотря на бешеный темп жизни, постарайтесь уделять малышу больше внимания, и воображаемый друг исчезнет.

Подражание. Обратите внимание на то, что говорит ребенок. Наверняка он отчитывает несуществующего друга или поучает. Вам это никого не напоминает? Скорее всего, малыш говорит вашими фразами или фразами воспитателя в детском саду. Все дети подражают взрослым, им хочется казаться большими и тоже иметь влияние на кого-то. Если в словах крохи нет агрессии, то беспокоиться не о чем. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где дочкой будете вы.


Страх наказания. Если ребенок ломает или разбрасывает игрушки и «валит» всю вину на воображаемого друга, подумайте, возможно, вы часто ругаете кроху по поводу и без. Спокойным тоном объясните малышу, что поведение его друга вас огорчает, но игрушки за другом все равно придется убирать хозяину.

В любом случае, не запрещайте ребенку общаться с несуществующим другом, иначе малыш будет встречаться с ним тайно. Лучше постарайтесь выяснить причину этого явления и устраните ее.


Поводы насторожиться:

  • проблема не ушла после 7 лет;
  • ребенок не играет в другие игры;
  • игры становятся злыми, действия - вредными;
  • ребенок ссорится с вымышленным другом и сильно огорчается;
  • ребенок плохо ест и плохо спит;
  • ребенок путает реальность и игру.

Если один или несколько пунктов из этого списка вы наблюдаете у ребенка, обратитесь за помощью к психологу.

Так или иначе, прежде чем паниковать, вспомните себя в детстве. Скакали ли вы на швабре, представляя под собой коня? Говорили ли вы с игрушками? Поили ли кукол чаем? А сколько раз уже во взрослом возрасте готовили речь, репетируя перед несуществующей публикой? Вот-вот! Уделяйте крохе больше внимания, дарите любовь и нежность, тогда малышу не понадобится воображаемый друг.

Ольга Давлетбаева

Уважаемые читатели! Вы сталкивались с проблемой "воображаемого друга"? Часто ли ваш малыш разговаривает с игрушками и придумывает друзей? В каком возрасте у вашего ребенка появился воображаемый друг? Ждем ваши ответы в комментариях!

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетн их детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.