Тяжело ли быть женщиной в иране. Роль мужчины в жизни женщины. Жизнь женщины в других мусульманских странах

13:08 - REGNUM С какой бы культурой мы ни столкнулись, мы можем понять ее через материальное. Женский костюм и украшения, их виды, материалы, из которых они сделаны, могут рассказать очень многое об обществе, в котором существуют. «Моду и все, что она порождает, можно сравнить с кожурой яблока. Она прикрывает и защищает мякоть плода. Но в то же время она и результат, и следствие, визуальное проявление внутренних, часто загадочных сил, которые нами управляют. Одежда - это язык… Какая другая область деятельности человека, кроме музыки, могла бы сегодня - социально, экономически - отобразить все это столь правдиво?» Этими словами Йоджи Ямамото можно как начать, так и закончить эту тему. Подобное понимание моды приложимо ко всем культурам нашего мира. Справедливо оно и по отношению к Ирану, где женская одежда - это предмет политической значимости.

ПАРТНЕРОВ НОВОСТИ

ПАРТНЕРОВ НОВОСТИ

ПАРТНЕРОВ НОВОСТИ

Думаю, всем хотя бы раз попадались фотографии, разошедшиеся в интернете: Иран до установления исламской республики и после. На них разница двух эпох показана через одежду женщины: девушки в коротких платьях и с модными прическами противопоставлены дамам, с ног до головы одетым во все черное. Одно то, что облик женщины признается маркером социально-политических перемен, говорит о том, что платок - не просто предмет одежды, а важный символ, обладающий в том числе и политическим значением.

Такова стереотипическая картина смены женского костюма в Иране: иранки щеголяли в модных платьях, коротких юбках и открытых купальниках. Затем случилась Исламская революция, и все закутались в чадру. Реальность, как всегда, сложнее и интереснее стереотипов. Далеко не все женщины были готовы выйти на улицу без покрова, тем более появиться на публике в коротком платье.

Когда Реза-шах Пехлеви (1925−1941), проводивший политику модернизации Ирана, запретил хиджаб, женщинам предписывалось придерживаться европейского стиля одежды. Многие жительницы страны, для которых выйти на улицу непокрытыми было чем-то немыслимым, оказались буквально запертыми в четырех стенах своих домов, по собственному желанию или по воле семьи. Лишь со временем политика в отношении хиджаба смягчилась.

Таким образом, еще несколько десятилетий назад одежда женщины в Иране стала вопросом политическим. Победа Исламской революции выразилась в обратном процессе - все женщины обязывались соблюдать хиджаб, а протесты шли уже против внедрения строгого исламского дресс-кода как обязательной нормы. В каком-то смысле принудительный хиджаб стал знамением победы исламского строя, хотя не соответствовал мировоззрению и религиозной идентичности многих женщин из светской среды.

В своей книге ReadingLolitainTehran (2003) писательница Азар Нафиси вспоминает, как происходило внедрение хиджаба вскоре после революции 1979 года: в общественных местах женщинам предписывалось носить либо длинную черную чадру, которая почти полностью скрывала фигуру, либо платок и свободное длинное манто поверх брюк. В первые годы существования исламской республики власти были особенно строги в отношении внешности своих гражданок: допускались только темные цвета, полиция нравов следила не только за нарядами, но и за тем, чтобы женщины не пользовались косметикой. Возвращение хиджаба, запрещенного в 1936 году, означало окончательную победу Исламской революции, которая была еще не очевидна в самом начале.

Вместе с тем возвращение обязательного хиджаба не оказало катастрофического воздействия на социальную активность женщин: число дам с высшим образованием возросло многократно, равно как и уровень занятости.

Женская одежда занимает так много места в общественно-политических дискуссиях, что невольно задаешься вопросом - неужели стабильность исламской политической системы держится на волосах иранской женщины? Если верить недавней статье Махмуда Паргу для Al Monitor , тема хиджаба в общественно-политических дискуссиях постепенно меняет значение. Во-первых, существует «тренд деполитизации» женского покрова, во-вторых, религиозная ценность ношения хиджаба по принуждению ставится под сомнение. Лояльность исламской республике больше не требует покрытой головы. Многие клирики полагают, что соблюдение хиджаба должно быть результатом индивидуального выбора женщины, а не навязанной государством нормой. Тем не менее значительное число влиятельных политиков и клериков выступают за ужесточение контроля за соблюдением хиджаба.

Поскольку соблюдение исламского дресс-кода является предписанием закона, ему обязаны подчиняться все женщины без исключения, в том числе представительницы официальных делегаций, женщины-дипломаты и туристки.

Как сейчас выглядит иранская женщина «в хиджабе»? Чтобы составить себе приблизительное впечатление об этом, достаточно проехаться в женском вагоне тегеранского метро, где дамы поправляют прически и макияж, читают, молятся, красят ногти или покупают безделушки. Бросается в глаза обилие темных цветов. Женщины зачастую отдают предпочтение классической черной чадре (чадор ), в которой выглядят иногда поразительно элегантно, иногда несуразно. Хотя по своему опыту могу сказать, насколько непросто носить этот неуправляемый кусок материи, под который также надевают платок или макнаэ. Работницы учреждений и студентки носят на голове не платок, а макнаэ - характерный для Ирана головной убор, напоминающий по виду капор, но более длинный и широкий, закрывающий плечи и грудь. Часть женщин отдает предпочтение квадратному платку (русари ) или широкому шарфу (шаль ). Последний чаще всего носится очень свободно - голова вроде покрыта, но прическу все равно видно. С головными уборами сочетается манто (рупуш ) или туника и штаны.

Чадра является обязательной при посещении мечети, а также ряда государственных учреждений, иногда как часть рабочей униформы. Кроме того, это традиционный для Ирана вид женского покрова.

Обилие запретов породило своеобразный разрыв между публичным и частным. Он проявился и в женской одежде: закрытые наряды в частной обстановке сменяются нарядными платьями и блузками из легких тканей.

ПАРТНЕРОВ НОВОСТИ

ПАРТНЕРОВ НОВОСТИ

ПАРТНЕРОВ НОВОСТИ

Хиджаб может выступать как политический символ, причем как оппозиционный, так и проправительственный. В 2009 году, в период массовых протестов, сотни молодых иранцев размещали в Сети свои фотографии в платках под лозунгом «Будь мужчиной». Эта акция была проведена вскоре после ареста Маджида Таваколи, студента и активиста протестного «зеленого движения». Различные иранские СМИ опубликовали фотографии Таваколи в чадре - он якобы пытался скрыться от полиции, переодевшись в женскую одежду. Сторонники активиста обвинили власти в попытке его унизить, поэтому в знак солидарности тоже примерили на себя платок.

В 2014 году, когда набирала обороты кампания My Stealthy Freedom в социальных сетях, молодые иранцы фотографировались в платках , чтобы высказаться в поддержку принудительного хиджаба и осмеять тех женщин, которые против него протестуют.

Некоторые факты из жизни модной индустрии также указывают на эволюцию в сторону смягчения. Относительно недавно из подполья вышло первое в исламской республике модельное агентство - Behpooshi , которое теперь обладает официальным разрешением Министерства культуры и исламской ориентации на свою деятельность. Несколько лет оно существовало подпольно. На подиум выходят в основном мужчины, а женская одежда демонстрируется на манекенах. На модные шоу, где одежду демонстрируют девушки-модели, вход открыт только для женщин.

Конечно, вольности в одежде, как и в образе жизни, нередко позволяют себе люди из семей выше среднего класса, а также представители артистической среды. Созданные ими образы транслируются через популярный блог The Tehran Times - там иранские модники и модницы делятся своими нарядами, которые зачастую хотя и соответствуют идее хиджаба (покрытая голова, свободная и длинная одежда, скрывающая фигуру), по сути являются чем-то иным.

Легко судить о либерализации требований к женской одежде, рассматривая прохожих на улицах Тегерана и прогуливаясь по магазинам одежды. Столица всегда свободнее. Отсюда сам собой возникает вопрос - является ли эта либерализация некой «столичной иллюзией» или импульсом, который распространяется по стране? Ведь в целом Иран довольно консервативная страна.

В то же время нельзя не заметить, что на улицах иранских городов много женщин, которые протестуют против принудительного хиджаба одним своим видом, выбирая одежду по фигуре и приспосабливая платок таким образом, что он едва покрывает волосы.

Возвращаясь к словам Йоджи Ямамото, вспомним, что «…изменение внешнего вида, стиля, одежды влечет за собой перемену образа жизни». В таком случае мода - это «притязание на новую форму свободы», именно таким притязанием можно считать уличную моду в большом городе. Остается только поставить вопрос о том, насколько глубокие общественные трансформации отражает изменение женской повседневной моды в Иране?

В Иране платок на голове женщины - это политический символ, знак протеста или лояльности власти, предмет серьезных дискуссий, маркер перемен - а не просто предмет одежды или религиозный символ.

Рассказывая о том, как живут женщины в Иране, можно легко впасть в крайности. С одной стороны, легко решить, что живется им вполне комфортно. С другой — покажется, что быть персидской женщиной просто невыносимо. Я бы сказал, что правда где-то посередине, но для того, чтобы понять где, все-таки ударюсь сначала в одну крайность, а потом — в другую.

Итак, все действительно не так ужасно, как можно подумать. Поначалу обилие женщин в черном, конечно, пугает, но немного пообтесавшись, начинаешь понимать, что они вовсе не так стеснены в правах, как принято думать.

Например, женщин за рулем в Тегеране никак не меньше, чем в Москве. По сравнению с Саудовской Аравией, где водить им запрещено по закону, иранские автомобилистки выглядят просто вызывающе.

Мне думается, что обилие женщин-водителей в Тегеране обусловлено тем, что любящий муж обязан подарить жене машину.

И это понятно: попробуйте-ка завернуться в простыню и походить немного по городу в +35, как в Тегеране летом. А еще прибавьте к этому тот факт, что город на удивление плохо приспособлен для перемещения пешком. В общем, дарит машину — значит любит.

В отношении одежды действуют жесткие правила, но девушки жульничают как могут. В идеале надо ходить в черном балахоне до пят, закрывающем все, кроме лица, и в официальных учреждениях так и ходят. Иногда даже на двери пишут: «Islamic dress code required».

Но чем меньше официоза, тем свободнее форма одежды. А вот, например, официантка в кафе на территории музейного комплекса выглядит уже немного посвободнее: вместо чадры она может надеть головной платок, пусть даже черный.

Из-под платка иранской женщины часто выглядывают светлые волосы — здесь модно краситься в блондинку. А еще — отчаянно краситься: поскольку лицо — это единственное, что демонстрировать не возбраняется, к нему приковано особое внимание.

Уж если иранская девушка красит губы, то делает это от души.

Многие барышни вообще не слишком беспокоятся по поводу соблюдения исламского дресс-кода. Те, кто помоложе, просто соблюдают формальные правила: голова и шея прикрыты, руки выше локтей тоже, ноги не голые. Так одевается большинство иранских девушек.

Спортом в Иране женщины занимаются в нормальной одежде, потому что мужчин на их соревнования и тренировки просто не пускают. Беда начинается, когда им приходится ехать на международные соревнования. Там их обязывают прикрываться, что, конечно, не способствует достижению высоких результатов.

Общаться с посторонними мужчинами иранским женщинам никто не воспрещает: если у иностранца возникает необходимость обратиться к ней с вопросом, никто не будет падать в обморок от такой неслыханной дерзости.

Женщина вполне может сама заговорить с мужчиной и даже неистово с ним спорить.

Я как-то видел, как полицейские остановили какую-то даму в летах и были этому не рады — по-моему, она их бить собиралась.

Больше всего меня поразило, что иранские женщины здороваются за руку. Причем делают это первыми. Я поначалу принял это за попытку продемонстрировать иностранцу свою независимость, но потом понял, что это нормальное поведение. С другими они тоже вполне себе ручкаются, и никого это не удивляет.

Shutterstock

Женщины не сидят безвылазно дома, они ходят на работу. В профессии, которые считаются мужскими, их, правда, особо не пускают (хотя я видел фотографию женской пожарной команды, например), но продавцами, учителями, воспитателями они работают сколько угодно. У нас в офисе (я работаю программистом) работает несколько девушек. Я, правда, не совсем понимаю, чем именно они занимаются, но точно не полы моют.

На собеседование на кандидатуру программиста девушки пока не приходили. Хотя вроде бы они тут неистово учатся.

Кстати, что касается высшего образования, то в этой сфере женщин подавляющее большинство. По данным ЮНЕСКО, процент женщин на инженерных специальностях в Иране вообще самый высокий в мире. Я спросил нашего программиста, почему это может быть, он сказал, что парни стараются как можно раньше пойти работать, а девушкам делать нечего, вот они и учатся. Дошло до того, что при Ахмадинежаде им начали чинить искусственные препятствия. Часть специальностей для них была вообще закрыта, а для других ввели квоты. А еще девушка по возможности должна получать образование в родном городе.

Самое смешное, что для мужчин тоже есть ограничения. Они не могут изучать дизайн одежды и акушерское дело, например.

Не возбраняется женщинам заниматься даже политикой. На выборах 2009 года из 475 кандидатов в президенты было 42 женщины. В нынешнем иранском парламенте 17 человек (6%) — женщины. Для сравнения: в российской Госдуме шестого созыва их было 13%. Есть женщины-юристы и даже правозащитики. Например, Ширин Эбади — лауреат Нобелевской премии мира 2003 года. Тут, говорят, чуть ли не народные гулянья были по поводу вручения ей премии.

Facebook.com Насрин Сатудех

Или Насрин Сатудех — известная в Иране юрист и правозащитник. В числе прочего она занималась защитой детей и женщин, пострадавших от домашнего насилия. Здесь пора удариться в другую крайность и рассказать о том, как все плохо.

Насрин Сатудех провела в тюрьме почти три года по обвинению в «совершении действий, направленных против национальной безопасности», на самом же деле — за защиту лидеров оппозиции. Приговор для другой активистки, Наргиз Мохаммади, занимающейся защитой женщин, пострадавших от кислотных атак, 28 сентября был оставлен в силе: в 2015 году ее арестовали и осудили на 16 лет.

Magali Girardin/AP Наргиз Мохаммади, борец за права женщин в Иране

Ношение хиджаба стало обязательным после Исламской революции в конце 70-х годов. Женщины пытались этому воспротивиться, ходили на демонстрации протеста, но изменить уже ничего было нельзя. Даже если женщина не является гражданкой Ирана, дресс-код ее все равно касается: ходить с непокрытой головой не дозволено даже туристкам.

Женщинам не разрешается посещать спортивные матчи — объясняется это тем, что мужчины там кричат и матерятся, а женщинам такое слышать нельзя. Впрочем, пробраться они туда все равно пытаются. Про это даже кино есть — фильм «Оффсайд» режиссера Джафара Панахи. Девушка по имени Гхончех Гхавами даже провела несколько месяцев в тюрьме за попытку пробраться на волейбольный матч. Хотя, конечно, официально ее обвинили в антигосударственной пропаганде, а не в незаконном посещении матча, но сути дела это не меняет.

Facebook.com Гхончех Гхавами, девушка, которая пыталась пробраться на волейбольный матч

Во многих общественных местах и на транспорте соблюдается сегрегация по половому признаку. В университетах парни и девушки учатся раздельно. В автобусе мужчины сидят в задней части, женщины — в передней. В метро — то же разделение. А вот при пользовании лифтами таких правил нет.

В результате в автобусах нет никакой давки, а в лифты набиваются довольно плотно, и это нормально.

Вообще, о проблемах женщин в современном Иране есть тяжелый фильм «Круг» уже упомянутого Джафара Панахи. Я даже не уверен, что рекомендую его посмотреть. Чего стоит только одна сцена с матерью, которая пытается бросить свою трехлетнюю дочь рядом с гостиницей в надежде на то, что ее подберут обеспеченные люди и ее жизнь не будет такой беспросветной, как у нее. Посмотрев этот фильм, можно сделать вывод, что, если рядом с женщиной нет какого-нибудь мужчины (мужа, отца, брата) или он есть, но оказался засранцем, она порой лишается самых простых прав. Не может заселиться в гостиницу или купить билет на автобус до дома (если места есть только в мужской части, туда можно сесть, если есть сопровождающий мужчина).

В повседневной жизни - я о ней пишу в блоге - я не замечал неуважительного или пренебрежительного отношения к женщине. Весь маразм заключается в правилах, установленных сверху. Мне кажется, если по какой-то причине они перестанут действовать или контроль за их соблюдением ослабнет, в иранском обществе довольно быстро и безболезненно установится равноправие полов.

Есть ли понятие «мода» в Иране? Какие модные тенденции, кто задает моду, есть ли свои «иконы стиля» и какие идеалы красоты в Иране?

Часто под чадрой иранка может быть одета в обтягивающие джинсы и майку. Более откровенную одежду иранки носят дома. Такое предположение можно легко сделать, судя по тому, что творится в женских магазинах: как иранки налетают на вешалки с короткими шортами, прозрачными кофтами и открытыми платьями. На улице в таком виде появиться немыслимо, закидают камнями. Тогда, как они все носят это …..?


Иранцы очень любят моду. В своих предпочтениях одни ориентируются на европейскую моду, другие на арабскую, а третьи на иранскую моду. Иранская мода представлена в повседневной одежде, состоящей из платка или шарфа, манто (это такое пальто-плащ из ткани) и брюк.

Также, в Иране есть свои красавицы и красавцы. Они же выполняют роль «иконы стиля», им же старается подражать «продвинутая» часть населения. Как правило, это люди из мира кино. Вот несколько женских имен: Golshifteh Farahani, Mahtab Keramati, Leila Hatami, Hedieh Tehrani, Elnaz Shaker Doust, Taraneh Alidoosti. А вот мужских: Mohamad Reza Golzar, Bahram Radan, Shahab Hosseini, Mohammad Reza Foroutan. Погуглите, все они, действительно, очень красивые.


Что касается самой чадры или хиджаба (того, что полностью прикрывает женщину), ткань, которую используют для нее, может удивлять своей красотой.

Для чадры используются разные ткани: с мелким рисунком, (черным, конечно же) с крупным, с вкраплениями шелка, бархата и так далее, на голову под чадру может быть одета повязка, так называемый хед, но другого цвета, скажем зеленая. И это уже совершенно другой вид.


Те иранки, которые не носят чадру, модничают с туниками, плащами-пальто, обувью, платками, прическами под платками, джинсами, сумками и ногтями. Платки могут быть самых разных расцветок и тканей: розовые, красные, белые, синие, зеленые, с рисунками и без.


Смотрятся очень красиво, носят и держатся в них иранки просто бесподобно. Видя все время перед глазами такой пример, у меня был большой стимул к совершенствованию ношения и совмещению образов меня и платка.

Вариантов покрытия головы у иранок несколько: с помощью чадры или хиджаба, платка (русари), шарфа (шали) и макнаэ.


Все это иранки начинают носить сразу после совершеннолетия, то есть, достигнув половой зрелости. Поэтому рука у них о-го-го как набита! Те, кто носит чадру или макнаэ стараются, чтобы волосы не были видны, а те, кто носит платок или шарф, наоборот, так как их ношение являются частью моды.



Отношение мужчин к внешнему виду иранок, скрывать ей полностью себя под хиджабом или только платком или шарфом зависит от мужчины. Иранские мужчины очень разные. Одни страшно ревнивые и поэтому на желание жены носить шарф, они говорят однозначное «нет». Другие более либеральны и позволяют своей жене носить то, что ей хочется. В общем, вариантов не много - либо платок, либо шарф.

Цвет волос под платком может быть разным: и рыжим, и желтым, и белым, и красным. И от того как они торчат из-под платка, какая длина челки и размер кички (позже, в одном из туалетов, я убедилась, что размер зависит не от густоты копны волос, как я думала, а зачастую от размера заколки) тоже зависит "модность" их обладательницы.

Но главное, что объединяет "упаковок" от "неупаковок", это макияж. Иранки красятся очень ярко и со вкусом. Про глаза я просто молчу. Так умеют подводить глаза только женщины Востока. Брови сейчас тоже в моде, причем татуаж в форме бровей Шахеризады, то есть вздернутые кверху внешние концы (обратные "домику"). Такая форма придает глазам иранок такой немного суровый, дерзкий и искрометный взгляд, видимо, призванный подрезать иранских мужчин у самого основания.

Еще несколько слов о моде на носы. Иран занимает первое место в мире по количеству пластических операций носов.


На улицах можно встретить довольно много девушек, а иногда и молодых людей с пластырями на носах. Это означает, что скоро у нее или у него будет невероятно красивый нос. Те, кто не имеет возможности сделать операцию, покупают послеоперационный пластырь в аптеке и ходят с ним просто так. Я долго пыталась вычислить на какую форму носа у них сейчас мода. Ведь своя настоящая, данная природой форма носа, у них довольно красивая: прямые и не длинные, немного приближенные к шаронстоуновской форме. Здесь редко можно встретить женщину с классическим «шнобелем» или «картошкой». Казалось бы, что еще надо?

Но я потом просекла, чего они хотят от своего носа. Им нравится что-то на подобии формы, как у Майкла Джексона - это узкий, с острым кончиком и прижатыми ноздрями нос. Вот пример такого носа

В целом, иранки одеваются неплохо, даже можно сказать элегантно и стильно. Во внешнем виде очень чувствуется скромность девушки или, наоборот, «прикрытое» безвкусие, продиктованное скорее неумелостью, неловкостью и слепым стремлением быть современной и выделяться на фоне настоящих «упаковок».

Однажды в магазине косметики я увидела продавщицу с накаченными губами. Это был апофеоз моих наблюдений. Она была с белыми волосами, огромными розово-фиолетовыми губами и напоминала своим образом тайского трансвестита. Но это все от воспитания и отсутствия достаточной информации в СМИ. Те, которые очень стремятся копировать Запад, иногда выглядят не очень, но зато портретно для объектива фотокамеры. А те, кто с умом оценивает ситуацию, очень красивы и гармоничны в своем внешнем виде.

P.S. Статья основана на информация, полученной из общения с самими иранцами.

Иран

Anar Design

Anar , что с фарси переводится как «гранат» — это бренд, основанный в 2006 году дизайнером Anousheh Assefi . Бренд направлен на интеграцию современных популярных направлений в дизайне в традиционную иранскую одежу. Anar Design специализируется на шарфах и манто. Последнее – это вид верхней одежды, который очень популярен у женщин в Иране. Assefi успешно конкурирует с иностранными и международными брендами благодаря тому, что она четко понимает потребность иранских женщин в моде. Дизайнер использует яркие ткани, а также ткани с узорами, уделяет большое внимание крою вещей. И хотя иранское правительство устанавливает четкие правила в отношении женской одежды и многое запрещает, Anousheh Assefi не позволяет этому влиять на стиль, современность и красоту создаваемой ею одежды.

Naghmeh Kiumarsi

Naghmeh Kiumarsi считается одним из лидеров современной моды в Иране . Её эстетика – эт0 красивая смесь иранской традиции с современным дизайном. Kiumarsi отображает иранское наследие и культуру посредством одежды, которая нравится современным женщинам, следящим за модой. В её одежде сочетаются замысловатая вышивка, которая напоминает иранскую письменность, и рисунок, отображающий традиционный геометрический дизайн. Хотя основная целевая аудитория для Naghmeh Kiumarsi − это иранские женщины, её работа заслужила признание и за границей. Недавно она запустила свой бренд в ОАЭ, а также была выбрана главным дизайнером модного показа на Эдинбургском Иранском Фестивале.

Poosh

Poosh или Pooshema – это популярный бренд одежды, созданный дизайнером Farnaz Abdoli. Будучи студенткой факультета графического дизайна, Abdoli была разочарована ограниченностью в выборе женской повседневной одежды в Иране . Она решила разобраться с этой проблемой. Её намерением было создать линию женской одежды, которая имела бы все элементы современной моды, и в то же время придерживалась исламского дресс-кода. Результатом стал Poosh – бренд, который делает мировые модные бренды доступными для иранских женщин.

Radaa

Основанный Maryam Vahidzadeh в 2012 году бренд Radaa направлен на необычную иранскую молодёжь со своей смесью игривых принтов, контрастных колготок и драматичных аксессуаров. Vahidzadeh гордится тем, что создаёт одежду, которую можно носить, избавившись от вычурных нарядов и неудобного покроя. Своей работой Maryam вдохновляет женщины быть креативными и уметь выражать себя посредством иранской моды, а не автоматически обращаться к западным брендам.

Mahshid Mahdian

Может быть, Mahshid Mahdian и новичок на модной сцене, но этот талантливый дизайнер уже успела сделать себе имя, выиграв престижную премию Молодой Дизайнер Года на международном модном событии – Неделе Моды в Данидине (Новая Зеландия). Эта премия помогает продвижению восходящих звёзд в мире моды. Судьям понравилась коллекция Mahdian, они похвалили «уникальный характер и индивидуальность» , которые проявляются во всех созданных ею вещах. Стиль Mahdian – чёткий и оригинальный, отображающий сопоставление классических прямых линий со смелыми графическими рисунками, драматичными силуэтами. Будучи смелым иранским дизайнером, Mahshid Mahdian быстро набирает популярность во всём мире.

Akbari Mahpare

Akbari – основательница студии по моделированию и пошиву. Она шьёт одежду двух видов – национальную и современную. Кроме создания модных коллекций, дизайнер преподает в Иранской Организации Народных Ремесел, а также на факультетах по моделированию одежды в университетах «Альзахра» и «Азад».

Туркменистан

Vepa Soyun

Основатель модного дома Vepa Soyun Вепамырат Союнов известен далеко за пределами родной страны. Он является регулярным участником Недели Моды в Москве. Вепамырат пробовал себя в архитектуре, флористике и декораторстве, пока не нашел то, что объединило все эти составляющие – дизайн одежды. Так появился модный дом Vepa Soyun, который успешно работает уже на протяжении 8 лет. Изначально бренд специализировался на создании свадебных нарядов, но впоследствии также начал выпускать вечерние платья.

Гульнар Мовланова

Гульнар только начинает делать первые шаги в мире дизайна одежды, но она уже успела добиться значительных успехов. Например, коллекция Гульнар заняла первое место на Международном конкурсе дизайнеров национальной одежды «International fashion» в Казани. Гульнар не собирается останавливаться на достигнутом и будет пытаться завоёвывать новые высоты.

Дженнет Паллыкова

Дженнет – выпускница Туркменской Государственной Художественной Школы, а в данный момент студентка факультета дизайна Академии Художеств. Неудивительно, что эта девушка уже создала не одну собственную коллекцию одежды, ведь такая творческая личность всегда найдёт способы самореализации. В своих коллекциях Дженнет объединяет элементы национального костюма с современными фасонами и на выходе получает потрясающие образы.

Гулялек Аннасахатова

Гулялек Аннасахатова создаёт национальную одежду для современной женщины. Она умело сочетает традиции национального туркменского костюма с современными дизайнерскими идеями. Коллекция Гулялек «Шёлковый Путь» была с успехом показана на Volvo Fashion Week.