Работать в сфере моды и стиля. Самые необычные специальности в модной индустрии


Вам хочется трудиться в модной индустрии, но при этом нет желания пробовать себя в модельном бизнесе, ведь карьера модели зачастую очень скоротечна. И вообще вы хотите заниматься чем-то особенным в мире моды. Тогда этот список необычных специальностей может подтолкнуть вас к выбору будущей работы.



1. Живые манекены


Как вам такая работа – пугать покупателей, рассматривающих витрины? Нравится? Тогда вы легко можете стать «живым манекеном». Обязанности – надевать одежду модных брендов и демонстрировать ее в магазинах. Вы можете стоять без движения, а потом неожиданно зашевелиться. Незабываемые впечатления ничего не подозревающим покупателям обеспечены.


Для такой работы важно иметь хорошую физическую подготовку, надо уметь долго стоять на ногах и надолго застывать без движения, меняя позицию только в нужное время. «Живые манекены» бывают востребованы в бутиках, на специализированных выставках среди тех брендов, которые хотят интерактивного общения с клиентами.



2. Фэшн-библиотекарь или тканевед


Если вы хорошо разбираетесь в тканях и имеете профильное образование в области моды и текстиля, эта работа для вас. Тканевед посещает дизайнеров и рассказывает им о новинках тканей и других материалах. Выбрав эту вакансию, вы постепенно обрастете базой контактов, что будет полезно для дальнейшего развития карьеры.


3. Профессиональный организатор гардероба


Есть такая профессия, одежду сортировать это необходимо компаниям и Домам моды. У них имеются огромные объемы одежды и аксессуаров, которые надо периодически сортировать и систематизировать.


4. Модель для примерки


Это менее гламурная работа, нежели , ведь вас не будут снимать фотографы и вообще никто не увидит, кроме дизайнера. Модели для примерки необходимы дизайнерам для того чтобы понять, как новая одежда будет сидеть на различных типах фигур, насколько она подходит для реальной жизни. Поэтому некоторые модели вместо того, чтобы блистать на подиумах, просто приходят в модные дома, примеряют одежду и говорят, насколько она удобна.


Необходимо отметить, что модель для примерки должна многократно одеваться и раздеваться и не чувствовать при этом дискомфорт. Она должна быть объективной и честной в своих оценках, а еще она должна уметь хорошо объяснять, насколько удобна или неудобна одежда и что надо изменить.



5. Хореограф и композитор для показов


Некоторые модные показы являют собой настоящее шоу, где звучит музыка, а модели не просто ходят по подиуму, а танцуют. Далеко не всегда эти шоу, и особенно музыка, нам нравятся, но сейчас не об этом.


Модные дома выбирают музыкальные композиции для шоу и работают над хореографией. В связи с этим они обращаются за профессиональной помощью – нанимают композиторов, диджеев, хореографов.



6. Стилист-сценограф


В наше время модные показы все чаще превращаются во что-либо фееричное – показы проходят в воображаемых кафе, самолетах, на вокзалах, в гигантских лабиринтах и фантазийных мирах. Посему, для модных шоу требуются декорации и различный реквизит.


Хорошие декорации может предоставить только профессионал. Стилист-сценограф - тот самый человек. Он готов выполнить даже самые странные заказы и должен уметь создавать все, что угодно.


7. Специалист по загару для моделей и знаменитостей


Многие модели и звезды во время мероприятий выглядят так, будто только что вернулись из отпуска из жарких стран. У них прекрасный и , вызывающий зависть у обычных девушек. Но не все так, каким кажется на первый взгляд.


Если вы хотите обеспечивать звёзд идеальным загаром, гарантируя им при этом здоровый вид кожи, эта работа для вас. Должностная обязанность - бронзирование тел знаменитостей, в том числе, моделей.



8. Борец с морщинами


Морщины доставляют много беспокойства, даже если эти морщины не на лице и вообще не на нашем теле, а на кожаной обуви, сумках и других аксессуарах. Вы когда-нибудь интересовались, как специалисты добиваются идеально ровной поверхности на вышеперечисленных изделиях? Это совсем не просто, выпустить идеальную сумку или туфли без брака.


На самом деле профессиональные борцы со складками - очень ценные кадры. Они используют специальную технику и оборудование, в том числе, утюги, чтобы все было ровно и гладко. Скрупулезность и терпение - главные качества для таких сотрудников. Ну и конечно, нужно любить работать утюгом.


9. Исследователь лиц


Да, и такое бывает – некоторые люди получают зарплату за то, что ощупывают чужие лица. Конечно, не ради удовольствия. Цель – определить гладкость кожи после применения различных видов крема. Эта профессия также называется «sensory scientists». Прежде чем начать зарабатывать деньги, специалисты проходят долгосрочные тренинги. Существует даже сообщество «чувствительных» профи.



10. Специалист по губной помаде


Работа, во многом схожая, с указанной выше. «Помадовед» - сотрудник, который может узнать многое о женщине по отпечатку помады на салфетке или листе бумаги. Когда-то это было просто хобби для уроженки Сиднея Джилли Эдди, но спустя 30 лет превратилось в настоящую науку.


Насколько это полезно для модной индустрии? Например, бренды хотят быть уверены в том, что цвет помады на губах манекенщицы и реклама этой помады в журналах несут одинаковую и главное верную информацию. Модель устала? Артистична, энергична, романтична? А может быть просто привередлива? Это и многое другое может узнать специалист по губной помаде, просто взглянув на отпечаток губ.




Существуют флористы с узкой специализацией - они обеспечивают цветами показы коллекций, украшают подиумы и фотосессии для рекламных кампаний модных брендов. Вы когда-нибудь задумывались, откуда берётся вся эта цветочная красота? Модный флорист всегда приходит на помощь дизайнерам и фотографам.



О работе в глянцевом издании мечтают многие девочки: листая журнал, так и хочется окунуться в атмосферу сказочной жизни, в мир красоты, моды и трендов. Мы поговорили с Викторией Ким , младшим редактора сайта журнала Allure , и узнали, как начать исполнять свою мечту в 16 лет, чтобы к 20 работать в популярном издании о красоте. Наматывай на ус все рекомендации Вики и поспеши превратить свою глянцевую мечту в реальность.

В какой момент ты поняла, что у тебя появилась страсть к глянцу?
Я научилась читать по глянцевым журналам, которые листала моя мама, а я маленькая лежала рядом. В детстве собирала в ящике номера Cosmopolitan — мне нравилось, что они толстые, на клею: вырывала страницы и заполняла ими листы альбомов. Я точно знала, что моя работа будет связана с текстами — слишком велика моя страсть к тетрадям и блокнотами — но не знала, в какую сферу идти. Мечтала написать книгу, срежиссировать фильм. Но моя комната всегда напоминала маленький склад глянца. Поэтому все решилось очень быстро!)

Когда ты впервые оказалась в (какой-либо) редакции? Как это произошло, какие были впечатления?
В десятом классе я решительно записалась на тогда ещё существовавшие курсы журналистики при журнале YES! Я мечтала работать там: у них была потрясающая, очень уютная редакция, занимавшая последний этаж. Помню картонную фигуру голого Райана Гослинга, большое "дерево желаний", розовые пуфики, запах кофе. После окончания курсов я ещё часто ездила в редакцию: помогать на бесплатной основе — связываться с победителями конкурсов, распределять призы. Кстати, тогда же я познакомилась с Эллиной (основательницей сайта Melon, – прим ред.).

Меня удивила тёплая дружественная атмосфера в редакции. Это не было похоже на то, что показали в фильме "Дьявол носит Prada": никакого строгого главного редактора в огромном кабинете, никаких обсуждений за спиной, никаких сумасшедших, питающихся только "Пармезаном". И, разумеется, это совсем отличалось от привычных офисных пейзажей. Так и должна выглядеть работа мечты!)

Вика, что ты делала для того, чтобы устроиться на работу в журнал?
Активно искать стажировку я начала после окончания курсов YES! Я писала для портала о музыке и кино Snapbox: ездила на пресс-конференции, брала интервью с начинающими музыкантами, писала небольшие рецензии на фильмы. Потом у меня были короткие стажировки в Harper"s Bazaar и Marie Claire. Тогда я только поступила в университет, и мне казалось невозможным совмещать учебу и работу. На самом деле, сейчас я думаю, что невозможно сидеть на одном месте и ждать, пока на руках будет диплом!

С Allure я познакомилась, когда он только запустился в России. Я зашла в магазин за Vogue, а продавщица настойчиво указывала на Allure: "Это самый первый номер!". На обложке — Наташа Поли и алые буквы. В следующий раз я вернулась к нему, когда купила номер с Ириной Шейк. Мне нравились тексты, они отличались от других: о косметике писали так, что её хотелось сейчас же купить, очень вкусно. Я снова села за поиск стажировки. В тот же день наткнулась на вакансию редактора сайта. Разумеется, доверить должность мне не могли: опыта у меня очень мало, тексты, как оказалось позже, я писала не слишком хорошо. К тому же я совершенно не понимала, зачем нужен хайлайтер и как пользоваться бронзером. Зато мне предложили писать новости на фрилансе, из дома. Каждое утро я делала небольшую подборку новостей из мира моды и красоты. Здесь очень сильно помогло знание языка: работа с новостями — почти всегда работа с иностранными ресурсами. Потом мне доверили крупные материалы, научили пользоваться фотобанками. Через полтора года меня повысили и взяли в редакцию.

Насколько важным ты считаешь образование в сфере журналистике при работе в журнале?
Я учусь на факультете журналистики МГУ, но не могу сказать, что это помогает мне в работе. Образование журналиста в университете – это много классической литературы. Практических знаний очень мало. Но на журфак стоит поступать ради расширения кругозора: пожалуй, столько литературы самостоятельно не прочтешь никогда. Это дает фактуру, помогает почувствовать язык. Большинство редакторов в Conde Nast действительно закончили журфак: мы учились у одних и тех же преподавателей, просто в разное время.

Все зависит от того, кем ты хочешь стать в журнале, в какой сфере работать.


Как называется твоя должность и в чем заключается твоя работа?
Младший редактор сайта. Вместе с редактором мы отвечаем за контент, наполнение сайта. Впрочем, написанием статей дело точно не ограничивается. Мы также занимаемся социальными сетями, общаемся с пиар-менеджерами различных брендов, разрабатываем механику конкурсов.

Опиши свой рабочий день.
Рабочий день начинается в 9:30, но я прихожу немного раньше. Да и вообще, мой рабочий день начинается еще дома, после звона будильника: я проверяю социальные сети, почту, листаю различные ресурсы, чтобы быть в курсе самых важных новостей в сфере бьюти.

В офисе мы с редактором выстраиваем план на день, обсуждаем, какие материалы можем написать, у каких экспертов взять комментарий. Кстати, первый материал на сайте allure.ru каждый день — это всегда подборка новостей, наш «Дайджест дня». В общей сложности, в день я пишу три материала. Редактор сайта должен не только подготовить текст, но и самостоятельно его оформить, сверстать. Поэтому важно знать основы Photoshop (почти все фотографии мы обрабатываем сами). Заканчивается рабочий день в шесть вечера. Но я иду не домой, а в университет)

Каких высот ты хотела бы добиться в карьере?
Раньше думала, что точно хочу стать главным редактором. Сейчас не задумываюсь о должности. Когда окунаешься в эту сферу, о бешеном карьерном росте не думаешь. Моя цель на сегодня — довести свои навыки до совершенства. Я работаю с очень талантливыми людьми, тексты которых завораживают. Хочу так же владеть словом.

Какие секреты ты могла бы раскрыть о сложностях работы в журнале?
Работа в глянце — это действительно круто. Это сюрпризы каждый день, это много красоты вокруг, это люди, которые с тобой на одной волне, это тестирование новой косметики, интервью с интересными и знаменитыми людьми, съемки, знакомства. Но никогда не скажу, что это легкая работа. Редакторы не ходят каждый день на шпильках и с красной помадой. Мы сидим у компьютеров почти круглосуточно, долго и много правим тексты, иногда звоним одному эксперту (и он не всегда хочет говорить) сотню раз, чтобы взять небольшой комментарий. Работа в журнале — это жесткие дедлайны, когда приходится работать и в выходные допоздна. Это постоянный брейнсторминг. И это большая ответственность: забыть и ошибиться нельзя. В издании журнала, в работе сайта задействовано очень много людей, поэтому каждый должен работать идеально — тогда все получится. И вот в этой необходимости всегда следить за уровнем и есть главная сложность. В пятницу падаешь от усталости. Но нужно признать, усталость приятная: она — от любимой работы!)

Какой совет ты можешь дать тем, кто мечтает работать в журнале, но не знает, с чего начать?
Начните как можно раньше, ищите стажировку, но готовьтесь стажироваться бесплатно или получать небольшую заработную плату. Обозначьте цель, в каком журнале хотите работать, или в какой сфере — и начните изучать её вдоль и поперек. Лучший тренер для оттачивания письма — чтение изданий. Ничто так не научит меня писать отзывы на средства, как описание их в специальных номерах Allure Best of Beauty, где на нескольких страницах рассказывается сразу о сотне протестированных средств.

А еще учите язык и не ждите окончания университета: начинайте прямо сегодня.

___
Какие у тебя впечатления от интервью с Викой? Захотелось ли отправиться на работу в редакцию модного журнала? ;)

Фото: @vikimmi , Pinterest

    Развивайте вашу страсть к моде. Есть много вакансий в индустрии моды, но единственное, что объединяет большинство сотрудников моды – это желание идти в ногу с тенденциями и изменениями в этой отрасли. Поощряйте эту любовь, читая модные журналы и блоги, отведывая модные показы в вашем районе.

    Оцените ваши сильные стороны. Вам не нужно быть дизайнером, чтобы работать в модной компании, поэтому оцените ваши способности и прошлый опыт. На листе бумаги перечислите ваши навыки и опыт, так что вы сможете увидеть, что лучше всего подойдет, когда вы оцените работы.

  1. Выберите карьерный путь. Для того чтобы выбрать ваше образование и нужную подготовку, вы должны решить, какие из следующих отделов в модной компании лучше всего подойдут для вас:

    • Публицист в сфере моды. Публицист помогает бренду или компании донести их сообщение или бренд целевой аудитории. Если вы профессионал в коммуникациях или находите общий язык и со словами и с людьми, тогда рассмотрите карьеру в отрасли общественных отношений. Ваш опыт в составлении выражений, созданий пресс-релизов, в беседе с журналистами или организациями могут помочь вам работать в качестве продюсера показа мод или координатора событий для модной компании. Вам понадобится степень бакалавра в области связи с общественностью с неосновной дисциплиной в дизайне одежды или мерчандайзинге.
    • Модельер. Если вы любите чертить, шить и производить ваши собственные творческие проекты, то вы станете частью конкурентного бизнеса. Большая часть энергии, которая входит в индустрию моды, обеспечивается этими настоящими творческими и устремленными людьми. Хорошая идея посетить школу дизайна моды, где вы узнаете об отрасли промышленности и навыках, необходимых, чтобы стать дизайнером.
    • Руководитель в сфере моды. Если вы хотели отвечать за деловую часть модного бизнеса, то карьера в управлении будет хорошим выбором. Получите степень в области делового администрирования или маркетинга с неосновной дисциплиной в сфере моды. Мелкие и крупные модные компании нуждаются в менеджерах по работе с клиентами, менеджерах магазинов, руководителях проектов, координаторах производства и отделе кадров. Стремитесь быть профессионалом, высоко мотивированным и амбициозным человеком.
    • Менеджер розничного магазина моды. Если вы работали в магазинах одежды и вам нравится окружение, значит, следует рассмотреть вопрос о том, чтобы стать менеджером магазина, региональным менеджером и генеральным менеджером. Многие из этих позиций заполняются на основе опыта и успеха, так что первый шаг – работать в розничной торговле и пойти на любое продвижение, на которое вы можете подать заявку. Управляющие магазинами могут повысить свои шансы, получив степень младшего специалиста или степень бакалавра в области делового администрирования.
    • Модный мерчандайзинг. Этот отдел включает в себя группу высококвалифицированных специалистов в области моды, которые знают модные тенденции, текстиль и специфичную информацию производства. Они отвечают за то, как производится дизайн и успешно ли он продается целевой аудитории. Получите степень младшего специалиста или бакалавра в области модного мерчандайзинга в художественной или бизнес школе.
    • Визуальный мерчандайзинг. Это конкурентная вакансия, при которой нужно создавать витрины и бренд-маркетинг в магазинах. Для этого требуется, чтобы человек обладал знаниями в сфере моды и передавал нужные эмоции с помощью продукции. Хорошей идеей будет получить степень младшего специалиста или степень бакалавра в области изобразительного искусства с каким-либо образованием по маркетингу. Предлагайте бесплатно оформить витрину для людей, чтобы создать отличное портфолио.
    • Модная фотография или графический дизайн. Авторы изобразительного искусства, которые стремились обучиться фотографии или графического дизайна могут претендовать на работу в модных компаниях. Займитесь исследованиями о последних тенденциях в модной фотографии и моды графического дизайна. После завершения образования, составьте профессиональное портфолио, которое подчеркнет вашу оплаченную или специфицированную работу с модными компаниями.
  2. Подайте заявку на стажировку в модной компании. Мало кто врывается в индустрию моды, не участвуя в стажировке для приобретения опыта. Хотя эти стажировки и могут быть неоплачиваемыми или низкооплачиваемыми, важно исполнять свои обязанности и узнать эту индустрию снизу доверху.

    • Подайте заявку на стажировку, пока вы еще в школе. Лучший способ получить фору в вашей карьере с модной компанией – начать работать в области, как только вы в состоянии выполнять свои обязанности. Проверьте, возможно, ваша школа имеет какие-либо связи на счет стажировок в крупных компаниях. Продолжайте искать, если вам не удается сразу попасть на стажировку.
    • Обратите внимание на то, как вы одеваетесь. Пожалуй, ни одна другая отрасль не делает такой сильный акцент на соответствие корпоративной культуры посредством одежды. Оденьтесь профессионально, но стильно во время собеседования, а затем подстройте вашу одежду, чтобы она помогла вам стать частью имиджа компании.
    • Задавайте вопросы. Лучший способ избежать принятия больших ошибок, это спросить, прежде чем сделать что-то в первый раз. Многие стажеры беспокоятся, что будут раздражать профессионалов моды, задавая слишком много вопросов. Задавайте вопросы и затем доказывайте, что вы быстро учитесь.
    • Воспользуйтесь преимуществом выполнять тяжелую работу. Делать небольшую работу хорошо – лучший способ доказать вашу ценность. Хотя вы можете быть способны и на большее, целью стажировки является доказать, что вы труженик с уклоном на бизнес.
  3. Ищите работу начального уровня. Самые модные компании имеют очень традиционную структуру, начиная со стажировок и продвигаясь к начальному уровню работы. Ниже приведены некоторые хорошие вакансии, на которые можно подать заявку:

    • Торговый представитель. Не существует лучшего способа узнать модный бизнес, чем работать в продажах. Вы открыты компании, клиентам, маркетингу, связям с общественностью и всему необходимому, но малопонятному, чтобы справится в компании в сфере моды. Подайте заявку на работу по продажам в модной компании и стремитесь удовлетворить ваши квоты и сделать клиентов счастливыми.
    • Руководитель магазина. Если вы хотите работать в розничной торговле или управлении и у вас есть образование, обращайте внимание непосредственно на эти должности. Успешные менеджеры магазинов могут проработать свою дорогу до позиции корпоративных или региональных менеджеров.
    • Личный ассистент. Многие руководители в сфере моды используют личных помощников, в каждый из перечисленных выше отделов. Вам будет необходимо быть человеком на побегушках, организовывать все что необходимо и очень много работать. Люди, которые преуспевают в этой изнурительной работе, могут продвинуться внутри компании.
    • Младший изобразительный мерчендайзер. Если вы хотите ворваться в индустрию визуального мерчандайзинга, необходимо начать с получения этой работы, и научиться выполнять проекты, назначенные старшим мерчендайзером. Вполне вероятно, что вы будете работать до поздней ночи, чтобы подготовить магазин для открытия. Если вы самоутвердитесь, вам будет предоставляться небольшие проекты по разработке и осуществлению задумки.
    • Помощник дизайнера. Перед тем, как стать дизайнером на полный рабочий день, вам, возможно, потребуется провести несколько лет в качестве помощника дизайнера. Вы будете помогать с эскизами, делать и изготовлять дизайны. Работа может также включать в себя путешествие на выставки и помощь с организацией мероприятия.
    • Помощник маркетолога / младший маркетолог. На этой должности, вы будете нести ответственность за пребывание на вершине моды и интернет-тенденциях. Многим младшим маркетинговым специалистам поручают работать с социальными медиа и небольшими маркетинговыми проектами, где вы можете показать ваш творческий потенциал и последовательность.
    • Помощник-консультант покупателя. Если у вас есть степень в области модного мерчандайзинга или аналогичной сферы, вы можете претендовать на эту должность, чтобы помочь покупателю принять свои сезонные решения для компании. Вы сможете представить доклады и мнения о тенденциях. Если вы покажете себя, вы сможете получить бюджет и несколько проектов по закупке.
    • Помощник по связям с общественностью. Вам нужно будет пробиваться наверх, прежде чем вы получите собственного клиента в модной пиар-компании. Ассистенты помогают создавать пиар пакет и ежедневно поддерживают клиентов счастливыми. Вы будете работать пока не получите собственные пиар-кампании.

Блог It’s So Last Season появился, когда я ушла с офисной работы и никак не могла определиться, в каком направлении двигаться дальше. Я знала, что у меня есть отлаженный навык - находить интересную дизайнерскую одежду за вменяемые деньги, и подумала, что в силу своего прошлого профессионального опыта (раньше я работала байером) смогу писать о модном ритейле в целом. Мне странно слышать, когда о It’s So Last Season говорят как о модном блоге, это не так. Фэшн-рецензентом и критиком я себя не считаю, я пишу о магазинах, шопинге и модном рынке, то есть это такая прикладная информация.

Мне кажется, для того, чем я занимаюсь, важнее иметь бэкграунд в качестве байера или продакт-менеджера, чем образование в области моды, хотя, конечно, без общих знаний тоже никуда. Тем более, что у нас в стране в силу многих обстоятельств учиться моде - занятие совершенно бесполезное, лучше уж, на мой взгляд, получить какое-нибудь искусствоведческое образование.



Что делать тем, кто хочет писать о моде? Всё банально до невозможности: нужно быть настоящим фанатом и при этом не бояться любой работы - идти работать ассистентом в редакцию какого-нибудь журнала, и да - приносить кофе и вызывать такси. Предпосылок для появления местных Тави и вообще блогеров, которые становятся своими в модной журналистике, у нас нет: совсем неподходящая для этого конъюнктура. А вообще всем, кто собирается заниматься модой, нужно устраивать вступительные экзамены: не сдал тесты на IQ, общую адекватность и чувство юмора - до свидания.

Для начала хотелось бы посоветовать получить соответствующее образование. На сегодня существуют две сильные школы: Parson’s в Нью-Йорке и St. Martins в Лондоне.

10–15 лет назад была возможность карьерного роста - от продавца через менеджера до байера, или можно было вырасти до байера из ассистента байера. Но в 2010 году, когда огромное количество молодежи хотело бы работать в сфере моды, я бы предпочла человека, который знает маркетинг, финансовое планирование и всю внутреннюю кухню нашего бизнеса, тем более что сейчас есть возможность получить серьезное образование.

Я никогда не думал, что буду стилистом, хотя всегда знал, что моя работа будет творческой и, скорее, связанной с телевидением. С первого курса обучения на факультете иностранных языков в Тульском педагогическом университете я работал телеведущим и редактором молодежной телепередачи на региональной станции СТС. После окончания университета я отправился в Москву, отучился на курсах повышения квалификации работников телевидения и ждал всевозможных предложений работы. Но особенных сдвигов в этом направлении не происходило, кроме полугодового контракта с каналом ТНТ на работу в составе съемочной группы реалити-шоу «Голод» в Берлине.

Сразу после моего триумфального возвращения из Германии мы с подругой решили просто развлечься (в кармане была некая сумма денег и чемоданы одежды и обуви, привезенной в качестве трофеев) и начали пробираться (всеми правдами и неправдами) на показы российских дизайнеров - на тот момент в Москве существовало три недели моды. Уже на второй день показов к нам начали подходить люди из индустрии и интересоваться нами, задавать вопросы - а мы и не знали, что ответить. Не будем же мы рассказывать, что приехали из Тулы и просто ходим посмотреть, поэтому внаглую занимаем места на первом ряду. Мы сочинили некую легенду о себе и с этого момента стали парочкой стилистов из Берлина с шикарным портфолио (вырезали из модных немецких журналов понравившиеся картинки и сложили их в бук, доставшийся мне по наследству от супермодели Маши Новоселовой). И всё закрутилось: мы настолько верили в то, о чем говорили, что спустя пару недель не сомневались, что мы суперпрофессионалы из Европы. Мораль моей истории не в том, что надо придумывать легенды и врать всем подряд, а в том, что надо верить в свои силы, ведь вырезанные журнальные страницы на 100 процентов соответствовали нашему видению, именно такие съемки нам хотелось делать.

Получается, что наврали мы совсем немного. И даже теперь, когда меня спрашивают о возможности стать моим ассистентом, я не прошу показать работы, а предлагаю принести мне те съемки, которые нравятся претенденту - сразу становится понятно, в каком ключе человек мыслит и хочет развиваться.



Скажу банальность: на Западе эта индустрия давно существует и развивается, правила ясны, всё функционирует, как часовой механизм. Мы же только нащупываем, как и что должно работать... Россия - специфическая страна, здесь нельзя просто взять и начать работать, как наши коллеги за рубежом. Мы все изобретаем свои велосипеды, но в этом и есть привлекательность профессии. Как экстремальный спорт: никогда не знаешь, что ждет за углом.

Если и учиться на стилиста, то исключительно за границей. Существует огромное количество отличных курсов как в Лондоне, так и в Берлине, Нью-Йорке и Милане. Если мы говорим именно об образовании, надо понимать, что оно стоит денег и не каждый сможет себе его позволить. Но на самом деле, стилист - абсолютно прикладная профессия: есть определенные правила (как и где берутся вещи на съемки, переговоры с заказчиками и т. д.), а всё остальное - это опыт и способность самовыражаться.

Тем, кто хочет заниматься модой профессионально, я бы посоветовал ничего не бояться и начинать действовать максимально рано, чтобы, например, в 18 лет заявиться в редакцию любого журнала и попроситься бесплатно работать ассистентом. Если бы я не боялся, я бы так и сделал. И тогда мой путь занял бы меньше времени.

Сейчас интернет - основная возможность продвинуться к своей цели. Есть колоссальное количество примеров, как при помощи интернета люди становятся звездами в своей профессии. Создавайте свои блоги, сайты, регистрируйтесь в социальных сетях и ведите там активную жизнь: находите друзей, поддерживайте контакты, обменивайтесь информацией. Если бы в то время, когда мы начинали, был интернет и все его возможности, мне трудно представить, кем и где я бы уже был. Верьте в себя и всё получится.

Образование у меня управленческое: когда выбираешь специальность в 16, то вряд ли всерьез задумываешься о том, кем хочешь стать. Когда мне было 20, в Екатеринбурге открылся торговый центр «Покровский пассаж», который был ориентирован на люкс. В тот момент весь люкс в городе сводился к мужскому магазину Hugo Boss, и в большинстве своем люди не понимали, зачем тратить большие деньги на вещи. Потребление было совсем другим. Я там оказалась на должности консультанта, и кроме меня, администратора зала и хозяев никого не было. Мне очень повезло оказаться в той команде. Мы с нуля изобрели велосипед: всё было основано на интуиции, на анализе проб и ошибок. Я знаю, что крупные магазины и сети, например, Bosco di Ciliegi , развивались в Москве точно так же. Большинство людей, которые сейчас находятся на значимых позициях в индустрии, занимались самообразованием.

У нас отсутствует индустрия моды в том виде, в каком она существует в Европе или в Америке. Там понятно, куда идти учиться, чтобы стать дизайнером или байером, здесь - вряд ли. Там учат не только творческому аспекту, но и мерчандайзингу, управлению магазинами и т. д. Там байер - это профессия. У нас же всё происходит по наитию.

Магазины в Москве - достаточно рискованный проект. Если это твоя собственная идея, она должна быть ясна и понятна и тебе, и твоей команде, чтобы все могли двигаться в одном направлении. Самое сложное - трансляция окружающим: важно, чтобы твою идею легко считывали и консультанты, и люди, занимающиеся пиаром, и байеры, и бухгалтеры. Каждый человек должен соответствовать месту, которое занимает. Поэтому, набирая людей на работу, мы смотрим, подходит ли он нам по духу, стилю жизни, оцениваем, будет ли человеку комфортно в этой атмосфере.

Мне не нравится подход «Я хочу работать в классном проекте хотя бы продавцом», который соседствует с мыслью, что сама работа - так себе, но место-то хорошее. Лучше сказать сразу, что ты хочешь заниматься мерчандайзингом, пиаром или закупками. Даже если сейчас мы не можем взять человека на эту должность, мы будем иметь его в виду. Если человеку неинтересна работа консультанта, он в ней не будет успешен и вряд ли станет частью команды.



Я уважительно отношусь к труду людей. За границей продажам, ритейлу долго и упорно учат. У нас же до сих пор есть какой-то стереотип насчет этой профессии, который мне не совсем понятен. Во-первых, этим можно зарабатывать хорошие деньги, во-вторых, это интересно, продавцу приходится всё время общаться. С другой стороны, человек, работающий в ритейле, должен любить вещи. Люди, которые работают в магазинах, по магазинам не ходят.

Но нужно четко знать, чем ты хочешь заниматься и где ты в итоге хочешь оказаться. Если ты заинтересован в том, чтобы стать финансовым менеджером сети магазинов, то, скорее всего, стартап в роли продавца не будет особо полезен.

В Европе существует некая схема, которую сложно обойти. У нас благодаря энергии ты можешь достаточно быстро достичь того результата, на получение которого в Европе потребуются годы. Это плюс. Но мы действуем по принципу «надо что-то делать и делать быстрее, потом разберемся». Это уже минус.

Меня самого вначале интересовал лишь дизайн интерьеров - пространство и утварь. Поступить на такое отделение в МАРХИ не удалось, так как надо было владеть рисунком, живописью и графикой. Я изучал историю искусства в МГУ и работал декоратором в шоу-румах IKEA. В IKEA я впервые столкнулся с так называемым капитализмом с человеческим лицом - отношения не сложились.

Таким образом, от прикладного искусства я перешел к занятию одеждой. Проработав декоратором витрин и мерчандайзером в датской сети магазинов одежды, я получил от GQ предложение стать стилистом отдела техники и моды.

К середине рецессии произошел окончательный спад заказов для внештатников, и я понял, что пришло время что-то менять. Поразмыслив, я определил для себя основные интересы дальнейшего развития: фотография и производство одежды. Собственно, над этим я и работаю последний год.

Нужно ли образование человеку, который хочет работать в индустрии? Насколько мне известно, специального образования не существует, по крайней мере, здесь и сейчас. Поэтому лучшей школой может стать работа ассистентом стилиста и/или редактора моды в одном из журналов.

Если вы хотите стать стилистом, стоит подумать, хотите ли вы заниматься тем, что видите на страницах любимых журналов. Отдавайте себе отчет в том, что первые годы будете заниматься вспомогательной деятельностью и рутинной работой. И если желание не ослабеет, запасайтесь терпением и тактом и спокойно идите вверх по карьерной лестнице.

У меня классический случай: сначала я пришла работать ресепшионисткой в Conde Nast. Через полгода пригласили в отдел моды Vogue. И мне кажется, так и должно быть: начинать нужно с самых низов: ассистентом, стажером. Глянец - мир жестокий, и только будучи человеком на побегушках, можно понять, готов ли ты посвящать этому жизнь. За границей система как раз такая: сначала ты учишься, потом 10 лет бегаешь ассистентом, а уж только потом, если у тебя достаточно таланта и желания, тебя пригласят в глянец. У нас дела обстоят по-другому.

Образование нужно. Но в нашей стране, к сожалению, не учат ни на модных журналистов, ни на стилистов. Нужно просто идти и работать и много-много читать и смотреть.

У большинства тех, кто хочет работать в моде, изначально сбит профессиональный фокус: им кажется, что всё происходящее в Москве - это и есть мода. Что блоги, коктейльные вечеринки, Недели, магазины, съемки, гарантийные письма, закрытые распродажи - тот дивный мир, к которому они всегда стремились. И люди бросаются в него с головой, устраиваются на работу к какому-нибудь ритейлеру, ходят на Love Boat, изредка просматривают Style.com , а потом не могут понять, за что их ругают читатели («ужасная съемка!») или покупатели («ужасная закупка!»).

Меж тем, всё довольно просто. Московский модный контекст - глубоко провинциален. Погруженный в него человек оторван от огромного массива знаний, умений и навыков, накопленных на Западe, лишен возможности подпитываться от него. В итоге из-под его рук выходит довольно кособокий продукт. Есть, конечно, исключения вроде Вики Газинской или Ани Дюльгеровой, у которых получилось интегрироваться в западную профессиональную среду, но это именно исключения. Поэтому любому, кто хочет утвердиться в моде - в качестве дизайнера, байера, пиар-менеджера, - я советую только одно: копите деньги и уезжайте. В Париж, Милан или Нью-Йорк. Мода - там. Здесь ее нет.



Пишущим людям несколько проще: они могут устроиться в лицензионный глянец, а это какой-никакой, а все-таки канал связи с цивилизованным миром. Работая там, они хотя бы смогут переброситься парой фраз с Дрисом Ван Нотеном или посмотреть на живую Анну Винтур (издалека, потому что на всех неделях моды она ходит в сопровождении охранников, которые не слишком церемонятся с теми, кто оказывается у них на пути: могут и толкнуть). Другое дело, что большинство редакторов не могут преодолеть в себе комплекс провинциала и выйти за пределы того же московского контекста. Максимум, на что их хватает, - это интервью с Джонни Юханссоном. А зачем мне с ним интервью, когда я уже прочитал десять штук таких? Почему бы вместо этого не рассказать о его партнере Михаэле Шиллере, который в 25 лет стал CEO Acne ? Или, скажем, известно ли вам, что в журнале Acne Paper, о котором вы так много говорите, редактором работает русский парень? Ну сделайте же с ним интервью - пусть он расскажет, как это у него получилось. Вот что интересно. Но нет, вы опять пишете о Лондонской неделе моды и оперируете при этом информацией, найденной в интернете, громоздя чужую банальность на свою собственную. И всё это - с интонацией мудрого, много повидавшего человека. Откуда она у вас?

Поймите, чтобы в нашей стране появилась модная индустрия, мы должны признаться себе в том, что на самом деле ни фига не знаем. Что по отношению к американскому редактору русский находится примерно в том же положении, что и коренной житель Хабаровска - к обитателю «патриков». Что мы, как говорил профессор Преображенский товарищу Шарикову, должны «молчать и слушать, молчать и слушать». Учить языки, обрастать знакомствами из западной профессиональной среды, как можно чаще ездить - общаться, слушать, впитывать. И всё у нас будет хорошо.