Сшить народный костюм для девочки. Русская народная одежда с выкройками. Как сшить русский народный сарафан: пошаговое руководство

Вам понадобится

  • Плотный однотонный ситец, сатин – 2,5 метра при ширине 110 см
  • Цветная ткань в мелкий рисунок 2 м при ширине 90 см
  • Кружево или нарядная тесьма 10 м
  • Лист бумаги для выкроек
  • Измерительная лента

Инструкция

Измерьте ширину спины и груди. На листе для выкроек постойте свою индивидуальную выкройку с учетом этих размеров. Из цветной вырежьте по две детали А, В и С. Это будет кокетка и лямки вашего будущего . Из цветной ткани нарежьте шириной 7 см, они пойдут на отделку сарафана.

Из однотонной ткани выкроите две трапеции. Их высоту определите с учетом необходимой длины сарафана. Длина нижнего основания – 110 см, верхнее основание у трапеций сделайте разным. Заднее полотнище должно быть на 5 см больше ширины спины, переднее – на 8 см.

Сшейте боковые части кокетки, обработайте тесьмой ее верхнюю часть.

Сшейте боковые части переднего и заднего полотнища. Подол обработайте отделочной из цветной ткани с проложенной вдоль шва тесьмой. Отгладьте . Верхнюю часть полотнищ прострочите крупным стежком и соберите «в кулиску» по ширине нижней части кокетки.

Сшейте кокетку и нижнюю часть сарафана. Прогладьте и обработайте все швы с изнанки. Лямки сложите пополам, острочите их, проложив тесьму по краю. Прогладьте лямки и отрегулируйте их местоположение и длину, надев . Пристрочите их к .

Источники:

– традиционная русская женская одежда. В традиции каждого региона существовали свои особенности кроя: цвет, приталенность, ткань, орнаменты, другие детали. Кроме того, существовали различия между яркими праздничными сарафанами и светлыми, но более скромными повседневными. Но в любом случае сарафан был настолько свободен, что позволял женщине не менять гардероб даже во время беременности.

Инструкция

Детали : четыре детали бретелей двойной длиной от точки до , шириной 5 см.; спинка длиной от середины лопатки до пят, шириной в пол-обхвата над ; передняя часть в форме трапеции: ширина – пол-обхвата над грудью, по линии груди расширение до объема груди (от одной боковой линии до другой по линии груди), длина до пят. Все детали выкраиваются с учетом припусков на швы.

Детали бретелей сложите парами друг на друга, лицом внутрь, прострочите каждую пару с трех сторон и выверните. Подогните края и прострочите четвертую сторону.

Если вы планируете украсить вышивкой на груди или на верху спины, наложите заранее подготовленную ткань на края . Подогните боковые края основных полотнищ, прострочите (по левому боку вышивку не пристрачивайте). Соедините между собой с правого бока полностью, а с левой стороны вверху оставьте место для потайной молнии.

Подогните верхние и нижние края основных полотнищ, прострочите. Если есть вышивка, оставьте между строчками симметричные расстояния, в которые спрячете концы бретелей.

Пришейте бретели швом «через край» или «зигзаг». Если есть вышивка, концы бретелей должны располагаться между основной тканью и вышивкой. Вшейте молнию в левый боковой шов, между вышивкой и основной тканью.

Видео по теме

Осенью и зимой хочется укутаться во что-нибудь теплое и приятное, при этом выглядеть безупречно и стильно. Девушки в эти сезоны выбирают джинсы и свитера, аргументируя, что в этом и тепло, и комфортно. Женственные наряды вынуждены скучать в гардеробе, но ведь это несправедливо. Ведь платье или сарафан тоже может согревать в зимнюю стужу и поднимать настроение. Чтобы комбинировать одежду и играть с образом, попробуйте сшить теплый сарафан .

Вам понадобится

  • - швейная машинка;
  • - ткань;
  • - сантиметровая лента, линейка, нитки, ножницы, иголки;
  • - мелки, булавки;
  • - резинка;
  • - крупные декоративные пуговицы;
  • - брошка.

Инструкция

Приобретите в магазине теплую красивую ткань. Например: флис, полотна, шерстяные ткани, велюр, твид, костюмные ткани с высоким содержанием полиакрила, ворсистые ткани, похожие на плюш и тонкий искусственный мех. Для декора будут нужны крупные декоративные пуговицы. Застегивать их не придется, поэтому смело берите то, что привлекло внимание. Разумеется, пуговицы должны аккомпанировать выбранной ткани, быть в тон, или красоваться изюминкой – зависит от вашего настроения. Красиво смотрятся деревянные круглые и пластиковые с металлическим напылением украшения.

Снимите с себя мерки. Вам нужен объем груди, бедер и длина изделия. Теперь разложите ткань на ровной поверхности и, используя линейку, мелки и ножницы, начинайте кроить. Если разбег объема груди и бедер невелик ( в 5-8 сантиметров роли не играет), то скроите прямоугольник. Ширина равна объему бедер, плюс 20 сантиметров. Длину оставьте пока равной метру.

Отличительная черта а – подборт- . Должно сложиться впечатление, что модель на пуговицы в месте отворота, хотя на самом деле это не так. Отогните боковой край по лицевой стороне на 5 сантиметров и сметайте вручную. Теперь наложите подборт- поверх второго бокового шва и пристрочите на машинке в месте вашей сметки. Заметьте, что сарафан цельнокроеный, единственный шов – передний с . Получившийся боковой срез обоверлочьте или используйте обметочную строчку на машинке.

Верхнюю часть сарафан а обработайте и отстрочите на 1 сантиметр от края так, чтобы внутрь можно было вставить резинку. Примерьте на себя изделие, сарафан должен располагаться поверх груди и плотно держаться за счет резинки. Отметьте булавкой или мелком точку под грудью, здесь ткань тое нужно присборить. Получится эффект наряда беби-долл, свободная посадка от груди.

Ориентируясь на метки, с изнаночной стороны пристрочите резинку по линии под грудью, осторожно растягивая ее во время выполнения шва. Еще раз примерьте. Сантиметровой лентой замерьте необходимую длину для бретелей.

Из остатков ткани скроите две полоски шириной около 8 сантиметров и длиной до 35-40. Прострочите боковой шов и выверните ткань на лицо. Руками приметайте бретели к сарафан у, наденьте наряд и убедитесь, что все сидит как положено. Теперь закрепите лямки.

Прежде чем обработать нижний край сарафан а, встаньте на возле зеркала и отметьте необходимую вам длину готового изделия. Подогните ткань на 0,5 сантиметра и прострочите.

Сарафан можно и нужно украсить. Здесь пригодятся купленные пуговицы и брошь. На отвороте-обманке пришейте 2- . Если одну из бретелей сделать длиннее, чем положено и выпустить остаток сзади, то и его можно украсить декором. На передней бретели закрепите маленькую блестящую брошку.

Обратите внимание

Не забывайте о припусках на швы. Ширину при раскрое полотнища не увеличивайте больше, чем на 20 см от объема бедер.

Полезный совет

Сарафан, сшитый из шотландки, эффектно смотрится с черной водолазкой и ботильонами. А модель из леопардового плюша и высокие замшевые ботфорты сделают образ задорным и необычным.

Большую часть жизни мы проводим на работе. И вполне объяснимым желанием женщины является потребность выглядеть стильно, красиво и ухоженно не только в кругу друзей, на вечеринке, но и в той сфере, где мы ежедневно общаемся, ведем деловые переговоры, обсуждаем сплетни и, в конце концов, обеспечиваем себе финансовую стабильность, так необходимую в современной жизни. Не всегда в торговых центрах среди бесконечного разнообразия одежды, мы находим себе подходящую и уместную для работы. Однако сшить сарафан для офиса вполне возможно и дома.

Вам понадобится

  • - материал для пошива
  • - сантиметровая лента
  • - ножницы
  • - иголки
  • - нитки
  • - швейная машинка

Инструкция

Решите, какой длины будет сарафан выбранного вами фасона. Учтите, что короткие сарафан ы-мини для будут неуместны. Идеальный сарафан для офиса тот, длина которого доходит или чуть ниже. Цвет ткани желателен спокойных выдержанных тонов, никаких кричащих и переливающихся оттенков. Блестящие, с большим количеством пайеток материалы также лучше оставить для пошива праздничных нарядов. Легкие ткани и шелка не подходят для строго офисного стиля. Хорошо смотрятся сочетания белого, черного и серого. Спокойные теплые или выдержанные холодные тона также очень выгодны для сарафан ов в деловом . Избегайте сложных узоров и вычурных декоративных , они будут отвлекать от работы не только вас, но и коллектив, что явно не понравится начальству.

Снимите необходимые мерки: длина изделия, объемы груди и бедер. Если вы не являетесь умелой швеей-мастерицей, воспользуйтесь советами журналов кройки и шитья, в каждом из них присутствуют выкройки моделей, указанные в анонсе. Помимо этого, в зависимости от того, будет ли этот сарафан на бретелях, либо с круглой горловиной, возможно, нужно будет сделать дополнительные замеры.

Историческая справка

Сарафан - собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках.

Термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sapara» или «saparai» (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами. В зависимости от материала, кроя или места бытования сарафан мог называться: саян, сукман, касталан, ферязь, шубка, клинник, атласник, кумачник, штофник, бархатник, пестрядник, костыч.

Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Впервые термин "сарафан" как вид женской одежды упоминается в текстах XVII в. Это была одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, с пуговицами или без пуговиц, надевавшееся через голову.

В XVIII - XIX вв. сарафан был известен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины.

Наряду с холщовой рубахой сарафан входил в состав женского крестьянского костюма преимущественно в северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской России, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.

Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм.

Впервые термин «сарафан» применительно к женской накладной или распашной одежде был зафиксирован в текстах XVII века. Эта была, судя по письменным источникам, горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевавшаяся через голову. Кроме того, сарафаном в этот период времени называли высокую юбку на лямках. Вопрос о том, был ли известен тип одежды на лямках в более раннее время, чем XVII век, в настоящее время дискуссионен. Одни ученые предполагают, что он бытовал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как «ферязь», «касталан», «сукман», «саян», «шубка». Они использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как аналог термину сарафан. Другие исследователи считают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ранее одежде на лямках. В XVII веке сарафан, с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (.купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50…60-е годы как погребальная одежда.

Ткани для сарафанов

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных "сарафанных" тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

Н. Солонинкин. "Хоровод". Миниатюра. 1992г. Федоскино.

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод "бархатниц", затем хоровод девушек, одетых в "гарусники" - сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в "ситцевики".

В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата. В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие "золотые" сарафаны вышитые золотными цветами по белой ткани.

Вместе с тем в некоторых северных губерниях девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках - больших коробах из липы.

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

Типы конструкций русских сарафанов (основные и производные)

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант - глухой туникообразный сарафан - шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным - широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления - красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан

Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани - двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.

Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях - Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани. Часто для тепла или придания жесткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.

На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы - дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на какого назначения сарафан они нашивались.

Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные - из дорогих тканей. Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных - металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма.

Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором в верхней части.

3. «Круглый» или «прямой» («московский») сарафан

Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого» («московский»).

Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные - из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех - шести прямых полотнищ ткани - «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался "с передком" или "с грудкой".

4. Сарафан с лифом

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа. Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.

В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к теме русского сарафана. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма.

Посмотреть каталог готовых выкрое к

Настоящий сарафан, да не простой, а настоящий русский-народный хорош всем – он красивый, легкий, нарядный, просторный, не сковывает движения. А еще его легко и просто можно сшить своими руками по легкой выкройке или даже совсем без нее.

Требуемые инструменты и материалы

Понадобится все то, что обычно бывает нужно для шитья:

    Ткань для сарафана (ситец, сатин, атлас и др. красного цвета) шириной 110 см и длиной 2,5 метра;

    Ткань для отделки (полоса шириной 2 метра);

    Нитки в тон ткани;

    Иголки и ножницы;

    Сантиметровая лента;

    Английские булавки;

    Бумага для построения схемы выкройки.

Самый легкий вариант русского народного сарафана

Можно построить выкройку самостоятельно, можно скачать готовую. Но проще всего вообще обойтись без нее. Итак, как сшить русский сарафан своими руками без выкройки.

Берем кусок ткани и выкраиваем из него прямоугольник. Одна сторона этого прямоугольника представляет собой охват груди, другая – желаемую длину сарафана. Не забываем оставить место, где будет проложен шов. Это так называемый припуск, ширина которого должна быть не менее полутора сантиметров. Далее прострачиваем сарафан с изнаночной стороны. Одеваем сарафан на себя и английскими иголками прикалываем в нужные места будущие лямки. Для лямок понадобится такая же ткань, как для сарафана. Ширина лямок для русского сарафана должна быть не менее 4-5 см, можно больше.

Можно выкроить не прямоугольник, а трапецию. В этом случае сарафан получится слегка расклешенным. Либо сделать прямоугольник с равными сторонами, присборив на груди резинкой.

Как сшить русский сарафан с выкройкой

Для получения выкройки нам нужны две цифры – объем груди и спинка.

По готовой выкройке, подставив туда свои размеры, вырезаем две трапеции. Длина основания одной обычно берется в 110 см, высота зависит от вашего роста и желаемой длины сарафана (это будет именно она).

Из оставшейся ткани вырезаем кокетку (рис. А и Б) и будущие лямки (рис. С). Прострачиваем кокетку по бокам.


В центральной части сарафана спереди пристрачиваем полосу ткани для отделки. Обычно эта полоса берется контрастного цвета (белая, желтая и т.п.). Полоской такого же цвета отделывается низ сарафана.

Лямки сарафана складываем пополам изнаночной стороной внутрь и прострачиваем, после чего выворачиваем на лицевую сторону и пришиваем к кокетке.

Видео-помощь по шитью

Не только знаменитые имена и значимые события составляют основу национальной истории любого народа. Отличается она и национальной одеждой, которая есть у всех без исключения. И если в большинстве случаев она так и остается просто декоративным элементом для выступлений и представления в музеях, то русский народный сарафан сегодня становится всё более популярным в качестве повседневной одежды.

Несмотря на популярность, купить его не так просто, да и стоит он немало, но если Вы хотите иметь такой сарафан, сшейте его сами.

Выкройка русского народного сарафана

  • Для построения выкройки нужно снять 3 мерки: длина от плеча до груди, обхват груди, длина от груди до пола. Затем построить большой прямоугольник. Его ширина должна равняться полуобхвату под грудью, а высота - длине изделия. Необходимо также оставить по 4 см на припуски для швов.
  • Далее сделать выкройку верха. Нужно начертить трапецию, высота которой равняется длине от верха груди до линии, где начинается подол сарафана, закруглить её боковые стороны под проймы. Затем построить выкройку бретели любой ширины. Длина её должна равняться размеру от плеча до начала груди, умноженный на 2 с добавлением припусков на швы. Выкройку следует перенести на ткань, после чего вырезать по 2 детали.

  • Для выкройки русского народного сарафана по старинному способу шитья понадобится 8 м шелка вискозы - для сарафана, 5 м полотна - рубаха, 4 м белой бязи - нижняя юбка, 3 м белой бязи - подкладка, 3 м шелка маркизета - рубашка.
  • Классический русский народный сарафан состоит из 6 частей с подкладкой до бедер. 2 части идут на бока, перед и спину. Все швы в боках зашиваются по талии, на груди и спине - вытачки вместе с подкладкой. По центру спины, сзади, складка до талии зашивается, а затем идет свободно. В виде застежки ряд стеклянных цветных пуговиц обычно проходит по центру. Отделка сарафана представляет собой простое кружево с фигурной тесьмой.
  • Рубашка для сарафана по подолу вышивается. В бока рукавов и рубахи вводятся снизу клинья. Рукав, выкроенный из прямого полотнища, у плеча собирается несколько раз и, накладываясь, образует короткое плечо. У кисти рукава вырезаются зубцами, затем собираясь на резинке, образуют оборки. Застежки и ворот рубашки отделываются белой фигурной тесьмой и узким кружевом.

Русский сарафан для девочки

  • Начните процесс шитья с выбора материала, обратив внимание на яркость и качество ткани. Русский сарафан должен выглядеть одноцветным, ярким или быть с орнаментным рисунком. Если подобрана рубашка для сарафана, ткань можно подобрать под её отделку. Теперь можно приступать к построению выкройки сарафана. Для этого измерьте рост девочки от пола до подмышек. Эта мерка станет длиной сарафана, но для девочки наряд сшейте не в пол, как для взрослых, а выше на несколько см.

  • Измерьте обхват груди и увеличьте размер в 2,5 р. Эта мерка станет шириной юбки. Если хотите сделать сарафан расклешённым книзу, сшейте его из 4 частей, которые расширяются к подолу.
  • После этого раскроите остальные части. Начертите кокетку, нарисовав полосу, длина которой совпадает с обхватом груди с прибавлением с каждой стороны по 6 см. Её ширина составляет от 10 до 12 см. Лямки выкройте шириной 10 см, а длиной 40 см. Лишние части при примерке отрежьте. Боковые швы прошейте, а края обметайте. Первый шов расположите сзади, но не прошивайте его до конца, оставив небольшое место для застежки. Края застежки подогните и от края на 1 см в виде буквы «П» перевернутой прошейте.
  • По верху юбки сарафана сделайте строчку крупными стежками. Её нужно стянуть так, чтобы длина стала меньше длины кокетки на 4 см. Складки распределите равномерно. Кокетку пришейте и выровняйте по центру. После этого стык должен быть в районе застежки. Вместе с верхним срезом юбки края кокетки обметайте.
  • Загните кокетку в 2 р., таким образом, чтобы прошить с изнанки торцы. После выверните их и, подогнув свободную сторону кокетки, вручную приметайте. Затем прошейте на швейной машинке. Чтобы шов получился ровным, изнаночную сторону кокетки можете перед этим пришить потайными стежками. Подол обметайте и подбейте. Пуговицу пришейте на кокетку и на другой стороне сделайте петлю.
  • Лямки по длине сшейте с изнанки и выверните. К переду пришейте их так, чтобы край изнутри оказался спереди. Сарафан наденьте на девочку и определите длину лямок, отрезав лишнее. Лямки пришейте сзади ближе к центру, так они не будут падать с плеч. Отделайте его декоративными оборками, атласными лентами по подолу, по лямкам и верху.

Сарафан в русском стиле

Вам понадобится 2,5 м при ширине 110 см сатина и однотонного ситца, 2 м шириной 90 см - цветной ткани в мелкий рисунок, 10 м кружева, бумага для выкройки, сантиметровая лента. Для начала измерьте ширину груди и спины. Постройте на бумаге выкройку с учетом этих размеров.

  • Вырежьте из цветной ткани по 2 детали, который станут лямками и кокетками сарафана. Из остатков ткани вырежьте ленты шириной 10 см, их можно использовать на отделку. Выкройте 2 трапеции из однотонной ткани и определите их высоту, учитывая нужную длину сарафана. Верхнее основание трапеции постройте разным, а длину низа равным 110 см. Также переднее полотнище должно равняться 8 см, а заднее быть больше ширины спины на 5 см. Боковые части кокетки сшейте, обработав верхнюю часть тесьмой.
  • Проложив цветную ленту по центру передней части и тесьму вдоль шва, пришейте их вместе. Боковые части заднего и переднего полотнища сшейте. Обработайте подол цветной отделочной лентой вместе с тесьмой, проложенной вдоль шва. Подол отгладьте. Прострочите крупным стежком верхнюю часть полотнищ, собрав по ширине нижней части кокетки «в кулиску».
  • Кокетку сшейте вместе с нижней частью сарафана. Все швы с изнанки прогладьте и обработайте. Сложите пополам лямки, прострочите и проложите тесьму по краю. Лямки прогладьте и, надев сарафан, отрегулируйте их местоположение. После чего пристрочите к кокетке. Ваш русский народный сарафан готов.

На сайте представлена дипломная работа Бакановой Натальи, в которой исследовались образцы костюмов хранящихся в Сергиево- Посадском Государственном историко-художественном музее-заповеднике; а так же натуральные музейные образцы женских головных уборов, хранящихся в историко-художественном музее города Егорьевска.Рисунки и выкройки - Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами". Ди пломная работа. Российский Институт Текстильной и Легкой Промышленности. 2005 год. Женский костюм села Ненёкса состоял из рубахи, юбки, полушубка (так называемой душегреи). Голову девушки украшала девичья повязка. Кроме того, на плечи накидывали одну, а то и несколько шалей, концы которых заправлялись за лямки полушубка. На шею надевались бусы из крупного жемчуга в несколько ниток. В уши вдевали серьги из мелкого жемчуга в виде ажурной сетки. На ноги надевали полусапожки на пуговицах или на шнуровке.

РУБАХА

Рубаха представленная наиболее поздним вариантом - с прямой кокеткой. Верхняя часть такой рубахи чаще шилась из белой покупной ткани. Рукава - широкие, по локоть или чуть ниже, с широкой оборкой. На кокетке, манжетах, оборках - вышивка цветочных мотивов крестиком, тамбурным швом или гладью. Нижняя часть ("стан", "станушка") - из более грубой "самотканой" ткани. Нередко подол рубахи украшался ткачеством, вышивкой крестом, узкой полоской перевити, добавлялось филейное или вязанное крючком кружево.

Каргопольский костюм 19 века состоял из длинной рубахи, расшитой по рукавам и подолу,сарафана, и своеобразного головного убора-сороки.

Сарафан состоит из 7-ми полотнищ. Лямки удлиненные. В Безводном такой сарафан называется "москалем". Шили его из дорогих шелков, и был украшен золотым позументом или кружевом. Спереди он начинается над линией груди, а по спинке - чуть выше линии талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. Сарафан посажен на подкладку из фабричной х/б ткани. По низу изделия пришита широкая бахрома (10 см.).

Костюм девушки нижегородской губернии состоял из рубахи, шелкового сарафана, шелковой или парчевой распашной одежды, называемой кафтанчиком. Голова украшалась девичьей повязкой. Весь ансамбль дополнялся нагрудным праздничным украшением "ожерельи". В Нижегородской губернии его носили девушки и женщины. Оно представляет собой полосу кумача или красного шелка, расшитую бисером, пуговицами или стразами. Снизу к полосе прикреплялись фигурные цепочки и нити из бисера и стеклянных бус. Завязывались "ожерельи" лентами.




Представленный образец был выполнен из белой х/б ткани. При сшивании прямоугольных полотнищ переда, спинки и рукавов, образуется большой четырехугольный вырез горловины. Край горловины оформлен в виде фигурной сборки (рис. 1.19) . Такой прием нередко встречается в нижегородских рубахах. Рукав, в результате сборки горловины и пришитой ластовицы получается широким, что создает дополнительное удобство при носке этого изделия. Манжета рубахи состоит из четырех полос, из которых три украшены плотной фигурной сборкой, а четвертая образует пышную сборку с нашитым по краю кружевом, так же фигурно собран и край самого рукава (рис. 1.20).

НИЖЕГОРОДСКИЙ КАФТАНЧИК

К шелковому сарафану в обязательном порядке полагалась шелковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называемая по-разному: "душегрея", "епанечка", "холодник", "кафтанчик". Заготовки для кафтанчика вышивали мастерицы в центрах золотошвейного промысла, находившихся в Городецком и Арзамасском уездах Нижегородской губернии. Если шили по бархату, обычно бордового цвета, то фон просматривался между фрагментами золотного шитья, контрастно подчеркивая его. Иногда вышивка выполнялась золотом по холсту, тогда фон сплошь застилали серебряными нитями. Нижегородский кафтанчик Х1Х века имел целый ряд отличительных особенностей: он был вышит золотой и серебряной нитью, стеганный на вате или кудели, на спинке располагалось 17 крупных трубчатых складок, называвшихся в Безводном "борами".

ДЕВИЧЬЯ ПОВЯЗКА

Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическим галуном в один или несколько рядов, и украшены по очелью объемным орнаментом, выполненным в технике "сажение по бели" и расшитым жемчугом, стразами, бусом. Край очелья обрамлен узорной поднизью в виде фестонов. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли. К краям пришиты длинные муаровые или штофные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки Безводного подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающийся к концам подола сарафана.

Девушка на выданье из Скопинского уезда носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи, поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера "чопки" и "разметки", а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.

Верхняя часть рубахи изготовлена из четырех полотнищ отбеленного льна. По - видимому, это поздний вариант кроя девичьей рубахи (ее могла носить и молодая женщина). Первоначально рубаха была цельнокроеной. В верхней части переднего и заднего полотнища, а так же небольшие прямые полики присобраны в мелкие густые сборки под невысокий вороник - стойку. Прямые рукава, сшитые из цельных полотнищ кумачовой ткани, внизу присобраны под неширокие манжеты в мелкие сборки, зафиксированные с изнаночной стороны. Манжеты застегивались с помощью воздушных петель. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Рязанская рубаха очень нарядна. Она украшена по воротнику, линиям поликов и грудного разреза счетной вышивкой. Места соединения рукавов и поликов отмечены декоративными нашивками из полос красного коклюшечного кружева и черной тесьмы с металлическими блестками. Яркие кумачовые нашивки обрамляют также грудной разрез. Манжеты украшают полоски золотого шнура с нашитыми рядами металлических блесток и бисера. По низу подола проходит нашитая широкая красная тканая кайма с тремя рядами узких полосок. Кайма на девичьей рубахе должна быть видна из-под верхней одежды - шушки.

Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело - серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина У- образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части - недлинные рукава. Под рукавами вшиты маленькие ромбовидные ластовицы. Декоративное решение шушки подчеркнуто скромно: единственным цветовым акцентом одежды является шерстяная темно-коричневого цвета обшивка, обрамляющая вырез горловины, края рукавов и подола (рис. 1.26). К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета

Девичий костюм Вятского уезда состоит из рубахи, сарафана, передника, нижних юбок и вязаного пояса.Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником - фартуком (рис.1.25), завязывающимся по талии. Это поздний вариант кроя передника, бытовавший в крестьянской среде. Он сшит из двух полотнищ, присборенных под неширокую обшивку, к краям которой крепятся завязки. Ткань соткана из белых, красных, желтых льняных нитей в сложной технике многоремизного ткачества с узором из поперечных полос, заполненных геометрическими фигурами. На талии обязательно завязывался длинный неширокий пояс, который был связан на спицах или тканый с кистями на концах. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.

Основу костюма составляет длинная рубаха, являющаяся архаичным видом как женской, так и мужской одежды. Вятская рубаха составная, прямого покроя. Ее верх - "воротуха" - изготовлен из тонкой отбеленной льняной ткани шириной 35 см.. Передняя и задняя части сшиты из полутора прямых полотнищ, соединенных вверху рукавами. Крой рукава особый, древний, получивший название " по топорному" (5). Рукав состоит из одного скошенного к запястью полотнища, имеющего в верхней части прямоугольный выступ, и одного клиновидного куска ткани меньшей длины с разрезом для вшивания ластовицы. Оно расширяет нагрудную часть и позволяет руке свободно двигаться. Верхние края передних и задних полотнищ и рукавов присборены под неширокую обшивку, образуя округлый вырез горловины с разрезом посреди груди и застежкой металлическим крючком. Нижняя часть рубахи - станина сшита из прямых и одного скошенного полотнища из льняных нитей более грубой выделки.


САРАФАН

Сарафан "московец" прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом. Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние - в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя клиновидными вставками с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки обшиты х/б тканью и крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные, узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы - нашивки ярко-синего цвета из х/б ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных х/б нитей в технике полотняного плетения " с перебором ". Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. По оранжевому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми и синими нитями.

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.

Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезами посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. Верхние края полотнищ и средние части рукавов, собранные в частые сборки образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи - "станина" сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна. Обрядовое значение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из много лепестковых цветков, плодов и листьев. По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.

Сарафан сшит в виде высокой юбки (рис. 1.30) из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине - встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на пуговицу. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины. По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края отмечены красной ситцевой бейкой.

Рубаха имеет составную конструкцию. Верхняя часть рубахи изготовлена из х/б домотканины в технике полотняного переплетения и выборного ткачества и фабричной ткани оранжевого цвета. Спинка сшита из двух прямых полотнищ, одно из которых заворачивается наперед, образуя боковую часть. На другом боку располагается небольшая составная прямоугольная вставка; нагрудная часть представляет собой широкую прямоугольную полосу фабричной х/б ткани. Полотнища и вставки соединены между собой небольшими плечевыми вставками - прямыми поликами, пришитыми по утку. Верхние края поликов, полотнищ и вставок собраны в сборки под узкую обшивку, образуя каре образный вырез горловины с разрезом по середине груди, застегивающимся на две пуговицы с воздушными петлями. Края манжет украшены небольшими оборочками из тонкой шерстяной ткани розового цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Узор рубахи выполнен в технике нечасто встречающегося в крестьянском рукоделии выборного ткачества. Основными мотивами орнамента являются геометризованные цветы-звезды, косые кресты, лучеобразные фигуры. На поликах и верхней части рукавов располагаются полосы из разновеликих антропоморфных фигур.

Сарафан прямого покроя сшит из одного поперечного полотнища ткани, изготовленного в технике поперечного переплетения из шерстяных, х/б и льняных нитей, с узором в виде ярких, узких, разноцветных полос. По боковым сторонам грудка заложена в защипы под узкую обшивку-тесьму. С изнаночной стороны она продублирована темным сукном. На спине полотнище в верхней части собрано частыми складочками, зафиксированными с верху тесьмой - обшивкой и на середине спины с изнанки узкой полоской холста. Сарафан имеет длинные, узкие лямки. Подол изнутри подшит холстом

Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани. Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике "золотное шитье", верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива.

Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная часть, и широкая обтачка низа изделия. На кокошнике имеется застежка в виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен золотным шитьем. Орнаментация вышивки - стилизованные растительные элементы

Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными растительными элементами. Парчовый штоф с геометрическим рисунком является очельной часть кокошника. Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок.


Развертка "сороки" имеет 3 основные части - очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас - вшитую картонную полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью. Головной убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по краям очелья пришита бахрома. Позатылень украшен вышивкой в технике "золотное шитье", орнаментация выполнена в виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и позатыльня являются две полоски золотной тесьмы.

Свадебный головной убор "сорока" состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно "сороки" каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка - твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур - "вздержку". Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове. Затылок прикрывают позатыльньником - прямоугольной полосой расшитого золотыми нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещиваю на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются "древа", аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.


Конструкция повойника состоит из 2 частей: лобной и теменной. Теменная часть повойника присборена, что создает небольшой объем изделия. Изделие посажено на подкладку из ситцевой ткани. Выполнен образец из бархатной ткани бордового цвета и богато украшен золотным шитьем. Орнаментация теменной части представляет собой стилизованные растительные мотивы. Лобная повойника имеет украшение из парчового штофа, на котором имеется орнамент в виде геометрических фигур. Штоф нашит на лобной части повойника. Повойники использовались как в дополнении нарядной, так и рабочей одежды. Носили его женщины замужние


Конструкция головной повязки проста, представляет собой прямоугольный шаблон из картона, обтянутый куском красной ткани. Часто встречаются экземпляры с "ушками". К концам шаблона пришивались завязки - лента. В основном встречаются образцы повязок, выполненных из ткани красного цвета (цвета солнца). В качестве украшения на повязках использовалась золотная тесьма с фестонами, золотное шитье, рубленный перламутр, бисер, цветные стекла, фольга, низание по бели бисером. Поверх повязок одевался платок или шаль с бахромой