Сравнение песка глины и камней подготовительная группа. Знакомство со свойствами песка и глины. Тайны геологии. Пески и камни в Европейской части России: когда, как и откуда

Ирина Щеглова
Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по окружающему миру «Природные материалы: камень, глина, песок»

Тема : " Природные материалы : камень , глина , песок ".

Задачи :

Образовательные : Расширять знания детей об окружающем мире , знакомить с особенностями не живой природы . Уточнить представление детей о свойствах песка, глины , камней и упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать выводы. Формировать коммуникативные навыки при совместной работе.

Развивающие : Развивать у детей познавательно - исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность. Развивать творческое воображение при лепке дорожки из глины и песка . Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные : Воспитывать умение работать в коллективе, формировать эстетическое отношение к почве родной природы , воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Материалы и оборудование :

Природный материал : песок , глина , камни. Эмблемы команд, фишки, три поросенка, банка с водой, слайды с изображением каменных поделок , цветные камушки.

На каждого ребенка : доска для лепки, простой карандаш, лист бумаги, по три тарелки, прозрачные пластиковые стаканчики, палочки-мешалки, влажные салфетки, фартуки, чепчики.

Ход занятия.

Приветствие :

Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг друг с другом и поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты - мой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель : Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, увидела трех поросят, они громко спорили. Один говорил, что дорога будет прочной, если построить её из камня, другой говорил, что прочной будет, если построить дорогу из глины , а третий сказал, что самая прочная дорога будет из песка. Я решила пригласить их к нам в группу , чтобы мы могли им найти правильное решение. Ребята, мы ведь поможем поросятам?

Дети : Да!

Воспитатель : Ребята, чтобы помочь нам нашим поросятам, мы должны провести несколько опытов. А кто мне скажет, где проводятся опыты?

Дети : В лаборатории.

Воспитатель : Совершенно верно. Лаборатория - это то место, где проводится много опытов и научных исследований. А сейчас, я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию (дети садятся за столы) . Ребята, чтобы помочь поросятам нам надо разделиться на две команды : «Любознайки» и «Почемучки» .

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам сравнить материалы , которые лежат у вас на столе : песок и глина , камни и глина , песок и камни . Ребята, если внимательно посмотреть на сухой песок и глину . Что вы можете сказать про эти материалы ?

Дети : Сухой песок рыхлый , сыпучий, из него ничего нельзя построить. Глина влажная , мягкая, пластичная, в ней можно сделать ямки и из неё можно лепить.

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте сравним камни и глину . Возьмите, в одну руку глину , а в другую- камень . Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камнем, что с глиной . Почему?

Дети : Камень твердый , крепкий, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска. Глина мягкая , пластичная, принимает любую форму.

Воспитатель : Верно ребята, камень твердый крепкий материал , а глина- мягкая , пластичная. Теперь предлагаю вам сравнить песок и камни . Что вы можете сказать, какую структуру имеет песок ? Кто готов ответить на вопрос?

Дети : Песок рыхлый , сыпучий, состоит из мелких песчинок, камень твердый , жесткий, если присмотреться, можно увидеть маленькие кристаллики, трещины и даже узоры.

Воспитатель : Дети, а как вы думаете, что тяжелее песок или камни ?

Дети : Камень . Песок .

Воспитатель : Кажется, я знаю, что нам надо сделать, чтобы узнать, что тяжелее, песок или камни . Нужно провести опыт : в банку с водой, насыпим камни и песок , все перемешать палочкой, а теперь посмотрим, как происходит оседание на дно материалов .

(Опыт проводиться 2-3 раза, после дети делают вывод) .

Воспитатель : Дети, теперь вы можете сказать, что тяжелее песок или камни ?

Дети : Камни тяжелее, потому что они упали на дно стакана раньше, а песок оседает позже .

(За каждый правильный ответ воспитатель раздает фишки) .

Воспитатель : У каждого из нас на столах лежит лист бумаги и карандаш. Пожалуйста, зарисуйте этот опыт.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А теперь посчитаем общее количество фишек, заработанные - каждой командой. (После подсчета команда- победителей встает, другая аплодирует) .

Физкультминутка.

Во дворе растет подсолнух

Утром тянется он к солнцу!

Рядом с ним второй похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу,

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом на оборот.

Отдохнули мы чудесно

И пора нам сесть на место!

Воспитатель : Скажите, ребята, так все же какой материал прочнее : песок , глина или камень ?

Дети : Камень прочнее , поросятам нужно строить дорогу из камня.

Воспитатель : Верно, ребята, из всех материалов , что у нас сегодня имеется, камень является самым прочным материалом .

Воспитатель : Природный камень - это твердая горная порода природного происхождения . Многие люди делают из камня настоящее произведения искусства. Ребята,посмотрите, на наш экран. Посмотрите, вот такие дома строили раньше из камня. Они отличались от всех домов своей прочностью. Многие люди украшают свой дом, клумбами, которые сделаны из маленьких камней. А на этом, слайде мы видим, поделку из грибочков, тоже сделанную из камней.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, а это сказочные цветные камешки . Давайте, нашим поросятам слепим сказочную, прочную дорожку.

(Ребята, лепят дорожку) .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете помогли мы сегодня поросятам?

Дети : Да!

Воспитатель : Да, мы сегодня им построили прочную сказочную дорогу из цветных камушек. Они очень довольны. Ребята, скажите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось на занятии? Что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым трудным на занятии?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Ребята, наши поросята очень довольны и им пора возвращаться обратно в сказку . Давайте попрощаемся с поросятами и с нашими гостями.

Подведение итога.

Публикации по теме:

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посадим витамины сами» Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посадим витамины сами». Зеликова Валентина.

Конспект НОД по окружающему миру для старшего дошкольного возраста «Природные заповедники» Тема: «Природные заповедники» Цель: знакомство с понятием «заповедник», его основным назначением. Программные задачи: 1. Формировать представления.

Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру на тему: “Моя страна” Прокуратова Г. А. Задачи. Познакомить с картой России, с российской.

Тема: «Ткани». Цель: дать возможность детям ознакомиться с разными видами ткани, их назначением, свойствами. Образовательные: дать детям.

Конспект ООД по экспериментированию в старшей группе «Песок и глина-наш помощники». Цель:углубить знания детей о неживой природе; -самостоятельно проводить исследования, добиваясь результатов; -размышлять, отстаивать своё.

Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в младшей группе «Витамины» Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в младшей группе №7: «Витамины». Цель: формировать у детей младшего.

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности «Песок и глина» (подготовительная группа) Цель: ознакомление детей со свойствами песка и глины. Задачи: - обучающая: формировать познавательную мотивацию к свойствам природных компонентов.

Технологическая карта конспекта образовательной деятельности «Природный материал - песок, глина, камни» Технологическая карта конспекта образовательной деятельности. Возрастная группа: дети 5-6лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

Библиотека изображений:

Воспитатель. Ребята, у вас у каждого в стаканчике песок, возьмите лупу и рассмотрите песок в лупу. Из чего состоит песок?
Дети . Из зернышек-песчинок.
Воспитатель . Каковы песчинки по цвету? По форме? По размеру? Цвету? Прозрачности?
Дети . Разные.
Воспитатель . Песчинки бывают разными по величине, форме, цвету, лежат отдельно друг от друга. (просмотр презентации – слайд №1)

Воспитатель . Дети, возьмите стаканчик в одну руку и пересыпать половину песка в пустой стаканчик.
Дети выполняют задание.

Воспитатель . Легко ли он сыплется?
Дети. Легко.
Воспитатель . Песок-это сыпучий природный материал. (просмотр презентации слайд- №2)

Воспитатель. Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в один стаканчик с песком.
Дети выполняют.
Воспитатель . Что происходит с песком, в который налили воду?
Дети. Песок намок.
Воспитатель . Песок дружит с водой. Он легко впитывает и пропускает воду .

Воспитатель . Возьмите в одну руку стаканчик с сухим песком, в другую- с влажным. Одинаковые ли по весу стаканчики?
Дети . Нет.
Воспитатель . Почему стаканчик с влажным песком тяжелее?
Дети . Потому что в стаканчике с влажным песком- вода.
Воспитатель . Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном- вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным песком тяжелее.

Воспитатель . Подойдите к чашке с песком.
Дети делятся на две группы, подходят к чашкам с песком. В одной чашке мокрый песок, в другой- сухой.
Воспитатель . Слепите из песка шарик. Почему из сухого песка шарик не получился?
Дети . Потому что песок сыплется.
Воспитатель . Из сухого песка шарик слепить не получается, так как он сыпучий.
Воспитатель. Что произойдет с шариком, когда он высохнет?
Дети . Шарик рассыплется.
Воспитатель. Нужен ли песок людям?
Дети. Да.
Воспитатель . Правильно. Песок – это строительный материал, его добывают в природе, он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также, на пляже, где любят играть дети.
Показ презентации, слайд № 3

Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Воспитатель. Отгадайте загадку.
Гончар для меня разведет жаркий пламень
Сухая, я твердой бываю как камень.
Размочат, как тесто податливой буду
Могу превратиться в игрушки, в посуду.
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Я белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая?
Дети. Глина.
Воспитатель . Ребята, рассмотрите глину. Какого глина цвета?
Дети . Белая, красная, черная.
Воспитатель . Глина бывает разного цвета .
(просмотр презентации слайд № 4)
Воткните палочку в стаканчик с сухим песком и сухой глиной. Куда палочка втыкается легче? Почему?
Дети . В стаканчик с песком.
Воспитатель . Правильно, палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому что песок рыхлый.
Добавьте в стаканчик с глиной немного воды, что произошло с глиной?
Дети . Глина стала липкой.
Воспитатель . Да, глина стала вязкой, ей надо больше времени, чтобы впитать воду, из глины можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить.
Слепите из влажной глины шарики.
Дети выполняют задание.
Что произойдет с шариками когда они высохнут?
Дети . Станет твердым.
Воспитател ь. Шарик из глины более прочный, чем из песка. Глиняный шарик при высыхании станет твердым, а песочный шарик рассыплется .
(просмотр презентации слайд № 5)
Рассмотрите глину в лупу. Видны в глине песчинки?

Дети . Нет
Воспитатель . На что похожа глина?
Дети . На пластилин.
Воспитатель . Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек , которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу .
Воспитатель . А сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы.
Упражнения для глаз
Раз – налево, два – направо,
(На «раз» дети отводят глаза влево, На «два» - вправо)
Три – наверх, четыре – вниз.
(На «три» - наверх, на «четыре» - вниз)
А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.
(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
(Смотрят вдаль)
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
(Делают круговые движения глазами)
А теперь нажмем немного,
(Слегка нажимают указательными пальцами)
Точки возле своих глаз.
(Около переносицы)
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
(повторить 2 – 3 раза)

Воспитатель . Наши глазки отдохнули, и я приглашаю вас всех подойти к этому столу и внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить.
Создать в 3-х литровых банках (по очереди) воздушный поток – ветер.
Воспитатель . Что происходит с песчинками?
Дети . Они легко двигаются, сдуваются.
Воспитатель . А что мы видим в банке с глиной?
Дети . Глина не двигается.
Воспитатель. Сухие песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины почти неподвижны , это нам наглядно показал проведенный эксперимент.

Воспитатель . А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Песок и глина»
Подвижная игра» Песок и глина»
Воспитатель . Игра требует внимания и умения действовать в команде.
Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина» . «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» - «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.

Воспитатель . Ребята, нужна ли глина людям?
Дети . Да.
Воспитатель. Правильно, глина, как и песок- природный материал, глина незаменима в строительстве, в домашнем хозяйстве, глину используют в лечебных целях.
Показ презентации слайды №№ 6.7.8

Воспитатель . Я приготовила для вас еще одну загадку:

В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужный лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким, в ладошке лежать,
Тяжелым, большим, одному не поднять.
Кто дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети . Камень.
Воспитатель. Что вы знаете о камнях?
Ответы детей.
Воспитатель . Правильно, камни бывают морские и речные, а также драгоценные.
Воспитатель. Рассмотрите камешки в лупу. Что можно увидеть на поверхности?
Дети . Трещины.
Воспитатель . На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки.
Какая бывает поверхность камней?
Дети. Гладкая, шершавая.
Воспитатель . Поверхность камней бывает гладкой, шероховатой, с трещинами .
Постучите камнями друг о друга. Постучите о пол, о стул.
Дети выполняют задание .
Воспитатель . Каковы издаваемые звуки?
Дети . Звонкие и нет.
Воспитатель . Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с другими предметами .
Сожмите камень в руке. Поменял камень форму?
Дети . Нет.
Воспитатель . Камень- твердый материал .
Где используют камень?
Дети . В строительстве.
Воспитатель. Одни используются при строительстве разных зданий, другие идут для отделки: это мрамор и гранит.
Показ презентации

Пояснительная записка

Актуальность

Проведение занятий по модулю «Песок. Глина. Камни» в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по экологическому воспитанию и развитию интереса к дошкольников. Задачи, поставленные на занятии, усложняются, так как педагог заинтересовывает ребенка, казалось бы на первый взгляд, скучной темой.

Кроме обобщенных знаний о предмете исследования, происходит накопление конкретных представлений о неживой природе, пополняется опыт экспериментирования. Решается важная задача – развитие навыков и совершенствование ее способов.

Особое внимание уделяется развитию умений целенаправленно рассматривать, анализировать, сравнивать объекты природы, устанавливать более глубокие связи, делать обобщения.

Учитывая необходимость подготовки детей к школе, в старшей группе детского сада в занятии по указанному модулю включаются разнообразные методы обучения: наглядные, словесные и, что очень важно, практические.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный , формирующий характер детей, занятия по модулю «Песок. Глина. Камни» планируется проводить только в игровой форме. Игры подобраны таким образом, чтобы в них присутствовала бы активная и развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

Занятии по данному модулю можно проводить как в помещении, так и на улице: участке и за его пределами.

На занятиях используется и непосредственно природный материал, коллекция камней и большой количество иллюстраций, видеоматериал.

Календарно-тематическое планирование модуль «Песок. Глина. Камни»




Программное содержание

Методические приемы

Оборудование

«Песок, глина, камни»

Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе,

Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек).

Воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.


1. «Почему песок так хорошо сыплется?»

2 . «Посади дерево».

3 . «Где вода?»

4 . «Для чего человеку песок и глина?»

5 . «Какими бывают камни?»


прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы дымковских игрушек, коллекция камней, ракушки.


«Удивительный песок. Песочные часы»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

1. «Песочная страна»?»

2. «Рисуем песком»

3.Опыт «Как сделать песочные часы»

Емкости с песком, с водой, лист бумаги, ложечки, лупы, магниты. Песочные часы.


Планируемые результаты освоения программы по модулю «Песок. Глина. Камни»:

К концу года ребенок должен уметь:

Наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

Пользоваться специальной терминологией;

С помощью взрослого, а затем самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

Доказывать возможные решения, исходя из данных, делать выводы;

Следовать устными инструкциями, даваемым взрослым;

К концу года ребенок должен знать:

Об использовании человеком факторов природной среды;

Различные свойства веществ;

Некоторые свойства почвы и входящих в ее состав песок и глину.

Елена Гиацинтова
«Сравнение свойств песка и камней». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

«Сравнение свойств песка и камней »

Конспект занятия по познавательно-исследовательской

деятельности (старшая группа )

Цель : Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования.

Интеграция с другими областями : «Речевое развитие» , «Познание » , «Социально-коммуникативное» , «Художественно-эстетическое» .

Образовательная : уточнить представления детей о свойствах объектов неживой природы (песка , воды, камней ) ;

Развивающая : развивать умение сравнивать материалы , проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности. Закреп-лять правила поведения при участии в экспериментах. Расширять и обогащать словарный запас (песчинки, шершавый) . Активизировать в речи слова : ученный, лаборатория.

Воспитательная : Воспитывать интерес к объектам неживой природы, познавательное отношение к ним .

Методы и приемы

Сюрпризный момент (внесение мешочков с песком и камнями ) .

Вопросы : Что внутри? Как узнать? (обследование мешочков)

Что тяжелее песок или камни ? Сравнение песка и камней . Опыты.

Физкультминутка «Гора» .

Д/игр «Живая и неживая природа» .

Заполнение личных дневников

«Сад камней » .

Материалы и оборудование : песок, вода, камни , лупы, тарелочки, стаканчики, ракушки, трубочки для коктейля, мешочки, мультимедийные проектор, 1\4 альбомного листа, клеенки фартуки, ложечки, дневники для записи исследований.

Ход занятия

Воспитатель :

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным.

«С добрым утром!»

«Добрый вечер!»

«Добрый день!»

Всем говорим.

Поприветствуйте, ребята, всех кто пришел к нам сегодня в гости.

А теперь ребята давайте с вами устроимся поудобнее и посмотрим на экран.

Слайд №1 –«Космос»

Воспитатель : Что изображено на экране?

Что бывает в космосе?

Какие планеты вы знаете?

Слайд №2 – вид Земли из космоса

Воспитатель вместе с детьми рассматривает, что обозначает каждый цвет на нашей планете.

Воспитатель : Как все это можно назвать одним словом? (природа) . Ребята, мы с вами уже говорили о том, что бывает живая и неживая природа.

Слайд №3 – «Живая и неживая природа»

Д/И «Живая и неживая природа» .

Воспитатель вносит два мешочка и предлагает детям определить их содержимое. Он дает детям их потрогать, ощупать, понюхать и т. д. Выслушав предположения детей, он открывает мешочки и предлагает сравнить их содержимое .

Воспитатель : На прошлых занятиях мы с вами уже говорили о свойствах

песка и камня . И сейчас я предлагаю вам сравнить эти материалы с помощью опытов и наблюдений.

Воспитатель : Кто проводит опыты и исследования? Как называется ком-ната, где работают ученые?

Воспитатель : Ну что, мои юные ученные, отправимся в нашу лаборато-рию?

Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот)

У вас на столах приготовлено все необходимое. Что вы видите?

-Сейчас мы с вами вспомним : - Какого цвета вода в ваших стаканчиках? Имеет ли вода цвет, вкус, форму.

Какого цвета песок? Он мокрый или сухой? Имеет сухой песок форму?

Какие камни перед вами ? Возьмите камни в руку потрогайте , погладьте их. Что вы еще можете мне сказать о камнях ?

Ребята, а как вы думаете, что тяжелее песок или камень?

Опыт №1. Опустите в воду песок и камень, перемешайте. Наблюдаем, как материалы оседают на дно (2-3 раза) .

Вывод : Камни тяжелее , они оседают раньше. Песок состоит из маленьких песчинок. Они легкие.

А из чего состоят камни ? Попробуйте разделить его на маленькие частички. Получается?

Давайте еще раз подтвердим свои выводы и докажем гостям, что песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые .

Опыт №2. С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и подуем на песок. Что происходит с песчинками? (Они улетают, сдуваются, легко двигаются)

А теперь попробуйте подуть на камень. Что происходит? (Камешек не двигается) Почему? (Потому что он тяжёлый) .

Вывод : Песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые .

Давайте выясним, почему мы не смогли сдуть и разделить на маленькие частички камень, а с песком это у нас получилось легко.

Опыт №3. Насыпьте немного песка на листок белой бумаги и рассмотрите песчинки через лупу. Что вы видите? Какие они? Одинаковые или разные? А теперь рассмотрим камень. Что интересного можно увидеть?

- Камни тоже состоят из маленьких частиц, но они крепко держатся друг за друга и, мы не можем его разделить.

Ребята, если камень нельзя разделить, тогда откуда берутся камешки?

Физкультминутка «Гора»

Стоит гора старушка

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает

И камешки теряет.

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся

Камешки прочь.

Раскатились камешки

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы.

Воспитатель : А сейчас мои юные ученые нам с вами предстоит не менее сложная работа. Нам нужно все наши наблюдения зарисовать и сложить в свой дневник «Юного исследователя» .

Воспитатель : А как вы думаете, из камней может вырасти сад ? (нет камни , они мертвые, а не живые)

Воспитатель : Я предлагаю вам создать свой сад на песке из камней .

Дети выполняют творческую работу. Выкладывают из камней цветы , деревья и т. д.

Публикации по теме:

Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Домик из песка и дорожка из камней» Образовательные задачи: - Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах песка и камня (песок – сыпучий, сырой, сухой,.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «К бабушке в деревню» (младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 Конспект Непрерывной образовательной.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго - Северной муниципального образования.

Цель: формировать представление о свойствах твердых и жидких веществ; развивать экологическое сознание; развивать способность к преобразованию.

Глина - это мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Происхождение глины.

Глина - вторичный продукт, образующийся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Основным источником глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей.

В целом по происхождению и составу все глины подразделяются на:

- глины осадочные , образовавщиеся в результате переноса в другое место и отложения там глинистых и других продуктов коры выветривания. По происхождению осадочные глины делятся на морские глины, отложившиеся на дне моря, и континентальные глины, образовавшиеся на материке.

Среди морских глин различают:

  • Прибрежно-морские - образуются в береговых зонах (зонах взмучивания) морей, незамкнутых заливах, дельтах рек. Характеризуются часто неотсортированностью материала. Быстро переходят в песчанистые и грубозернистые разновидности. Замещаются песчаными и карбонатными отложениями по простиранию Такие глины обычно переслаиваются с песчаниками, алевролитами, пластами угля и карбонатными породамм.
  • Лагунные - образуются в морских лагунах, полузамкнутых с повышенной концентрацией солей или опресненных. В первом случае глины неоднородны по гранулометрическому составу, недостаточно отсортированы и ветречаются совместно с гипсом или солями. Глины опреснённых лагун обычно тонкодисперсные, тонкослоистые, содержат включения кальцита, сидерита, сульфидов железа и др. Среди этих глин встречаются огнеупорные разновидности.
  • Шельфовые - образуются на глубине до 200 м. при отсутствии течений. Характеризуются однродным гранулометрическим составом, большой мощностью (до 100 м. и более). Распространены на большой площади.

Среди континентальных глин выделяют:

  • Делювиальные - характеризуются смешанным гранулометрическим составом, резкой его изменчивостью и неправильной слоистостью (иногда отсутствует).
  • Озёрные с однородным гранулометрическим составом и тонкодисперсные. В таких глинах присутствуют все глинистые минералы, но каолинит и гидрослюды, а также минералы водных окислов Fе и Аl преобладают в глинах пресных озёр, а минералы монтмориллонитовой группы и карбонаты - в глинах соляных озёр. К озёрным глинам принадлежит лучшие разновидности огнеупорных глин.
  • Пролювиальные , образованные временными потоками. Характеризуются очень плохой сортировкой.
  • Речные - развиты в речных террасах, особенно в пойме. Обычно плохо отсортированы. Быстро переходят в пески и галечники, чаще всего неслоистые.

Остаточные - глины, возникающие в результате выветривания различных горных пород на суше, и в море в результате изменения лав, их пеплов и туфов. Вниз по разрезу остаточные глины постепенно переходят в материнские породы. Гранулометрический состав остаточных глин изменчив - от тонкодисперсных разновидностей в верхней части залежи до неравномернозернистых - в нижней. Остаточные глины, образовавшиеся из кислых массивных пород, не пластичны или мало пластичны; более пластичны глины, возникшие при разрушении осадочных глинистых пород. К континентальным остаточным глинам относятся каолины и др. элювиальные глины. В Российской Федерации широко распространены, кроме современных, древние остаточные глины - на Урале, в Зап. и Вост. Сибири, (их много также на Украине), - имеющие большое практическое значение. В упомянутых районах на основных породах возникают глины преимущественно монтмориллонитовые, нонтронитовые и др., на средних и кислых - каолины и гидрослюдистые глины. Морские остаточные глины образуют группу глин отбеливающих, сложенных минералами монтмориллонитовой группы.

Глина есть повсюду. Не в смысле - в каждой квартире и тарелке борща, а в любой стране. И если алмазов, желтого металла или черного золота кое-где не хватает, то глины хватает везде. Что, в общем, неудивительно - глина, осадочная порода, это камень, потертый временем и внешним влиянием до состояния порошка. Последняя стадия эволюции камня. Камень-песок-глина. Впрочем, последняя? И песок может залежатса в камень - золотистый и мягкий песчаник, а глина стать кирпичом. Или человеком. У кого какая удача.

Глину окрашивает камень-создатель и соли железа, алюминия и тому подобных полезных ископаемых, оказавшихся рядом. В глине размножаются, живут и умирают разные организмы. Так и получается красная, желтая, голубая, зеленая, розовая и другие цветные глины.

Ранее глину добывали по берегам рек и озер. Или копали специально под нее яму. Затем глину оказалось возможным не копать самостоятельно, а купить у гончара, например. Во времена нашего детства обычную, красную глину, выкапывали сами, а благородную белую покупали в магазинах для художников или, особенно чистую, в аптеке. Теперь в найпоганенький лавке, торгующей косметикой, непременно есть глина. Правда, не совсем в чистом виде, а в смеси с различными моющими, увлажняющими и питательными средствами.

Наша земля глиной богата. Пробиты в суглинистом почве дороги и тропы в жару становятся источниками пыли, а в слякоть - сплошной грязью. Глинистый пыль покрывал путника с головы до ног и добавлял домашней работы хозяйкам, чей дом стоял у дороги. Удивительно, но вблизи дорог, одетых в асфальт, пыли меньше не стало. Правда, с рыжего он стал черным. Багульник, густо замешано на глине, не только мешает ходить пешеходу и ездить колесу, но и под настроение не против проглотить сапог или джип.

Глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита (происходит от названия местности Каолин в Китайской Народной Республике (КНР)), монтмориллонита или других слоистых алюмосиликатов (глинистые минералы), но может содержать и песчаные и карбонатные частицы. Как правило породообразующим минералом в глине является каолинит, его состав: 47 % оксида кремния (IV) (SiO 2), 39 % оксида алюминия (Al 2 О 3) и 14 % воды (Н 2 0). Al 2 O 3 и SiO 2 - составляют значительную часть химического состава глинообразующих минералов.

Диаметр частиц глин менее 0,005 мм; породы, состоящие из более крупных частиц, принято классифицировать как лёсс. Большинство глин - серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. Окраска обусловлена примесями ионов - хромофоров, в основном железа в валентности 3 (красный, желтый цвет) или 2 (зеленый, синеватый).

Сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. К тому же глина обладает связывающей способностью: с порошкообразными твердыми телами (песок) дает однородное "тесто", также обладающее пластичностью, но уже в меньшей степени. Очевидно, что чем больше в глине примеси песка или воды, тем ниже пластичность смеси.

По характеру глины делятся на "жирные" и "тощие".

Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестяща и скользка на ощупь (если такую глину взять на зубы, то она скользит), содержит мало примесей. Тесто", приготовленное из нее, нежное. Кирпич из такой глины при сушке и обжиге дает трещины, и во избежание этого к замесу прибавляют так называемые "отощающие" вещества: песок, "тощую" глину, жженый кирпич, гончарный бой, древесные опилки и проч.

Глины малопластичные или непластичные называются "тощими". На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки. "Тощие" глины содержат много примеси (хрустят на зубах), при разрезании ножом не дают стружек. Кирпич из "тощей" глины непрочен и рассыпчат.

Важным свойством глины является ее отношение к обжигу и вообще к повышенной температуре: если замоченная глина на воздухе твердеет, высыхает и легко вытирается в порошок, не претерпев при этом никаких внутренних изменений, то при высокой температуре происходят химические процессы и состав вещества меняется.

При очень высокой температуре глина плавится. Температура оплавливания (начала плавления) характеризует огнеупорность глины, которая неодинакова для различных ее сортов. Редкие сорта глины требуют для обжига колоссального жара - до 2000°С, трудно получаемого даже в заводских условиях. В этом случае возникает необходимость снижения огнеупорности. Снизить температуру оплавливания можно за счет введения добавок следующих веществ (до 1% по массе): магнезии, окиси железа, извести. Такие добавки называются флюсами (плавнями).

Окраска глин разнообразна: светлосерая, голубоватая, желтая, белая, красноватая, бурая с различными оттенками.

Минералы, содержащиеся в глинах:

  • Каолинит (Al2O3·2SiO2·2H2O)
  • Андалузит, дистен и силлиманит (Al2O3·SiO2)
  • Галлуазит (Al2O3·SiO2·H2O)
  • Гидраргиллит (Al2O3·3H2O)
  • Диаспор (Al2O3·H2O)
  • Корунд (Al2O3)
  • Монотермит (0,20·Al2O3·2SiO2·1,5H2O)
  • Монтмориллонит (MgO·Al2O3·3SiO2·1,5H2O)
  • Мусковит (K2O·Al2O3·6SiO2·2H2O)
  • Наркит (Al2O3·SiO2·2H2O)
  • Пирофиллит (Al2O3·4SiO2·H2O)

Минералы, загрязняющие глины и каолины:

  • Кварц(SiO2)
  • гипс (CaSO4·2H2O)
  • доломит (MgO·CaO·CO2)
  • Кальцит (CaO·CO2)
  • Глауконит (K2O·Fe2O3·4SiO2·10H2O)
  • Лимонит (Fe2O3·3H2O)
  • Магнетит (FeO·Fe2O3)
  • Марказит (FeS2)
  • Пирит (FeS2)
  • Рутил (TiO2)
  • Серпентин (3MgO·2SiO2·2H2O)
  • Сидерит (FeO·CO2)

Глина появилась на земле много тысяч лет назад. Ее «родителями» считаются известные в геологии породообразующие минералы - каолиниты, шпаты, некоторые разновидности слюды, известняки и мраморы. При опрделенных условиях даже некоторые виды песка трансформируются в глину. Все известные породы, имеющие геологические выходы на поверхности земли, подвержены влиянию стихий - дождя, вихревой бури, снегов и паводковых вод.

Перепады температур днем и ночью, нагревание породы солнечными лучами способствуют появлению микротрещин. В образовавшиеся трещинки попадает вода и, замерзая, разрывает поверхность камня, образуя на ней большое количество мельчайшей пыли. Природные циклоны дробят и растирают пыль в еще более мелкую пыль. Там, где циклон меняет свое направление или просто затихает, со временем образовываются огромные скопления частичек породы. Они спрессовываются, пропитываются водой, и в результате получается глина.

В зависимости от того, из какой породы образуется глина и каким образом идет ее образование, она приобретает различные цвета. Наиболее часто встречаются желтая, красная, белая, голубая, зеленая, темно-коричневая и черная глины. Все цвета, кроме черного, коричневого и красного, говорят о глубинном происхождении глины.

Цвета глины определяются присутствием в ней следующих солей:

  • красная глина - калий, железо;
  • зеленоватая глина - медь, двухвалентное железо;
  • голубая глина - кобальт, кадмий;
  • темно-коричневая и черная глина - углерод, железо;
  • желтая глина - натрий, трехвалентное железо, сера и ее соли.

Различно окрашеные глины.

Также мы можем привести промышленную классификацию глин, которая основывается на оценке этих глин по совокупности ряда признаков. К примеру, это внешний вид изделия, цвет, интервал спекания (плавления), стойкость изделия к резкой смене температуры, а также прочность изделия к ударам. По данным признакам можно определить название глины и ее назначение:

  • фарфоровая глина
  • фаянсовая глина
  • беложгущаяся глина
  • кирпичная и черепичная глина
  • трубочная глина
  • клинкерная глина
  • капсульная глина
  • терракотовая глина

Практическое использование глины.

Глины широко применяются в промышленности (в производстве керамической плитки, огнеупоров, тонкой керамики, фарфоро-фаянсовых и сантехнческих предметов торговли), строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стойматериалов), для бытовых нужд, в косметике и как материал для художественных работ (лепка). Производимый из керамзитовых глин путём отжига со вспучиванием керамзитовый гравий и песок широко используются при производстве строительных материалов (керамзитобетон, керамзитобетонные блоки, стеновые панели и др.) и как тепло- и звукоизоляционный материал. Это лёгкий пористый строительный материал, получаемый путём обжига легкоплавкой глины. Имеет форму овальных гранул. Производится также в виде песка - керамзитовый песок.

В зависимости от режима обработки глины получается керамзит различной насыпной плотности (объемного веса) - от 200 до 400 кг/ M3 и выше. Керамзит обладает высокими тепло- и шумо-изоляционными свойствами и используется преимущественно как пористый заполнитель для лёгких бетонов, не имеющий серьёзной альтернативы. Стены из керамзитобетона долговечны, имеют высокие санитарно-гигиенические характеристики, а сооружения из керамзитобетона, построенные более 50 лет назад, эксплуатируются и по сей день. Жилье, возводимое из сборного керамзитобетона, дёшево, качественно и доступно. Самым крупным производителем керамзита является Россия.

Глина является основой гончарного, кирпичного производства. В смеси с водой глина образует тестообразную пластичную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных предметов торговли.

Природная красная глина.

В природе эта глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа (Fe2O3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.

Белая глина.

Ее месторождения встречаются во всем мире. Во влажном состоянии она светло-серая, а после обжига приобретает белесый цвет или цвет слоновой кости. Белой глине свойственна эластичность и просвечиваемость из-за отсутствия в ее составе оксида железа.

Глина используется для изготовления посуды, кафеля и предметов сантехники или для поделок из глиняных пластин. Температура обжига: 1050-1150 °С. Перед глазурованием рекомендуется выдерживать работу в печи при температуре 900-1000 °С. (Обжиг неглазурованного фарфора называется бисквитным.)

Пористая керамическая масса.

Глина для керамики представляет собой белую массу с умеренным содержанием кальция и повышенной пористостью. Ее натуральный цвет - от чисто-белого до зеленовато-коричневого. Обжигается при низких температурах. Рекомендуется необожженная глина, так как для некоторых глазурей однократного обжига недостаточно.

Майолика - это вид сырья из легкоплавких пород глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова.

Название «майолика» происходит от острова Майорка, где ее впервые использовал скульптор Флорентино Лука де ла Роббиа (1400-1481). Позднее эта техника имела широкое распространение в Италии. Керамические предмета торговли из майолики называли также фаянсовыми, так как их изготовление началось в цехах по производству фаянсовой посуды.

Каменная керамическая масса.

Основу этого сырья составляют шамот, кварц, каолин и полевой шпат. Во влажном состоянии оно имеет черно-коричневый цвет, а после сырого обжига - цвет слоновой кости. При нанесении глазури каменная керамика превращается в прочное, водостойкое и несгораемое изделие. Она бывает очень тонкой, непрозрачной или в виде однородной, плотно спекшейся массы. Рекомендуемая температура обжига: 1100-1300 °С. При ее нарушении глина может рассыпаться. Материал используют в различных технологиях изготовления гончарных предметов торговли из пластинчатой глины и для моделирования. Отличают предмета торговли из красной глины и каменную керамику в зависимости от их технических свойств.

Глина для фарфоровых предметов торговли состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Она не содержит оксида железа. Во влажном состоянии имеет светло-серый цвет, после обжига - белый. Рекомендуемая температура обжига: 1300-1400 °С. Этот вид сырья обладает эластичностью. Работа с ним на гончарном круге требует больших технических издержек, поэтому лучше использовать готовые формы. Это твердая, непористая глина (с низким во-допоглощением. - Ред.). После обжига фарфор становится прозрачным. Обжиг глазури проходит при температуре 900-1000 °С.

Различные предмета торговли из фарфора, сформованные и обожженные при температуре 1400 °С.

Крупнопористые крупнозернистые керамические материалы применяются для изготовления крупногабаритных предметов торговли в строительстве, архитектуре малых форм и т. п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема. - Ред.). В общей структуре много глинозема с высоким содержанием шамота. Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать температуру в1300°С.

Это глиняная масса с содержанием оксида или красочного пигмента, представляющая собой гомогенную смесь. Если, проникая глубоко в глину, часть краски останется во взвешенном состоянии, то может нарушиться ровный тон сырья. Как цветную, так и обыкновенную белую или пористую глину можно приобрести в специализированных магазинах.

Массы с цветным пигментом.

Пигменты - это неорганические соединения, которые окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды - основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной -ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния - коричневый и пурпурный, оксид никеля - серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. Если превысить их процентное содержание, то оксид будет действовать как флюс, понижая температуру плавления глины. При окраске предметов торговли температура не должна превышать 1020 °С, иначе обжиг не даст результата. Вторая группа - красящие вещества. Их получают промышленным способом или путем механической обработки природных материалов, которые представляют полную гамму красок. Красящие вещества смешиваются с глиной в пропорции 5-20%, отчего зависит светлый или темный тон материала. Все специализированные магазины имеют в ассортименте пигменты и красящие вещества как для глины, так и для ангобов.

Приготовление керамической массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Более логичный и надежный путь: вносить красящие вещества под давлением. Более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой. Второй способ применяется, если нет точных представлений об окончательных результатах окраски или же есть необходимость повторить какие-то определенные цвета.

Техническая керамика.

Техническая керамика - большая группа керамических предметов торговли и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства (большое удельное объемное и поверхностное сопротивление, большую электрическую прочность, небольшой тангенс угла диэлектрических потерь).

Производство цемента.

Для изготовления цемента сначала добывают карбонат кальция и глину из карьеров. Карбонат кальция (приблизительно 75 % количества) измельчают и тщательно перемешивают с глиной (примерно 25 % смеси). Дозировка исходных материалов является чрезвычайно трудным процессом, так как содержание извести должно отвечать заданному количеству с точностью до 0,1 %.

Эти соотношения определяются в специальной литературе понятиями «известковый», «кремнистый» и «глиноземистый» модули. Поскольку химический состав исходных сырьевых материалов вследствие зависимости от геологического происхождения постоянно колеблется, легко понять, как сложно поддерживать постоянство модулей. На современных цементных заводах хорошо зарекомендовало себя управление с помощью ЭВМ в комбинации с автоматическими методами анализа.

Правильно составленный шлам, подготовленный в зависимости от избранной технологии (сухой или мокрый метод), вводится во вращающуюся печь (длиной до 200 м и диаметром до 2-7 м) и обжигается при температуре около 1450 °C - так называемой температуре спекания. При этой температуре материал начинает оплавляться (спекаться), он покидает печь в виде более или менее крупных комьев клинкера (называемого иногда и портландцементным клинкером). Происходит обжиг.

В результате этих реакций образуются клинкерные материалы. После выхода из вращающейся печи клинкер попадает в охладитель, где происходит его резкое охлаждение от 1300 до 130 °C. После охлаждения клинкер измельчается с небольшой добавкой гипса (максимум 6 %). Размер зерен цемента лежит в пределах от 1 до 100 мкм. Его лучше иллюстрировать понятием «удельная поверхность». Если просуммировать площадь поверхности зёрен в одном грамме цемента, то в зависимости от толщины помола цемента получатся значения от 2000 до 5000 см² (0,2-0,5 м²). Преобладающая часть цемента в специальных емкостях перевозится автомобильным или железнодорожным транспортом. Все перегрузки производятся пневматическим способом. Меньшая часть цементной продукции доставляется во влаго- и разрывостойких бумажных мешках. Хранится цемент на стройках преимущественно в жидком и сухом состояниях.

Вспомогательная информация.