Проект краткосрочный учителя логопеда в старшей группе. Проект по логопедии (старшая группа) на тему: проект «использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда доу в условиях внедрения фгос. Долгосро

Лариса Старосельцева
Проект «Логопедические тропинки»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.

Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки . Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки » , ведущие ребенка к полноценной развитой речи : формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике . Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда , ребенка, родителей и воспитателей.

Гипотезой проекта

выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Цель :

повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи :

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе

коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия,

5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям , приобщать

детей к процессу активного познания.

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по

коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский

потенциал.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и

родителей.

Тип проекта

По продолжительности – долгосрочный.

По составу участников проекта –подгрупповой .

Участники :

дети зачисленные на логопедический пункт ,

их родители, учитель-логопед .

По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.

Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап

(информационно-аналитический) .

Задачи :

1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей ) .

4. Определение системы логопедических проектов , условий их реализации.

II. Основной этап реализации проекта

(практический) .

Задачи :

Реализация проекта в различных формах , методах и приемах совместной взросло-детской деятельности.

III. Заключительный этап реализации проекта

(итоговый) .

Задачи :

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности

применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Презентация проекта «Логопедические тропинки » для учителей-логопедов Курского района и педагогов МБДОУ.

Ожидаемый результат :

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повысится психолого -педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Произойдет повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том , что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Список использованной литературы :

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и

семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5 , 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . Сфера. М. 2005

4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения. Арти. М., 2005

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. -М. 2007.

6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для

детей с ОНР. М., 2012

Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение детский сад « Калинка» г.Черногорск

Проект по теме:

« Логопедическая кладовая »

Разработали: воспитатели группы компенсирующей направленности Дронова Н.А, Прибылова Л.В учитель-логопед Бойко О.О

Черногорск 2017

Введение :
Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

В логопедических группах должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно - развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда.

При создании развивающего пространства, как в групповом помещении, так и в кабинете учителя-логопеда, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). Но управляющей структурой все же является учитель-логопед.

Создание развивающей среды является одной из основных задач общеобразовательной программы.

Уникальность проекта

Уникальность нашего проекта заключается в том, что мы предполагаем в своей деятельности взаимодействие педагогов, детей и членов их семей в создании особой развивающей среды и формировании творческого подхода к организации группового пространства.

Вид проекта : долгосрочный.

Продолжительность : 5 месяца

Сроки реализации : январь – май 2017г.

Участники проекта : дети с нарушениями речи компенсирующей группы , учитель-логопед, воспитатели, родители.

Ресурсы проекта: канцелярия: офисная бумага, ножницы, цветная бумага; худ.литература, дидактический материал, добровольная спонсорская помощь,

Возраст дошкольников на которых рассчитан проект 5-6 лет, Старшая группа

Актуальность проекта .

В настоящее время перехода от функционирования логопедических пунктов к компенсирующим группам для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) актуальной становится проблема организации пространственной среды для данной категории детей .

Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи , умения ею пользоваться в игре, конструировании, наблюдении, при непосредственной образовательной деятельности и т. д. зависит самооценка, успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском обществе. Не только коррекционные занятия со специалистами, но и окружение ребенка должно способствовать развитию речи дошкольников . Пространственная среда , как система материальных объектов, создает условия для успешной социализации ребенка с недостатками речи , его личностного развития в соответствии возрасту видам деятельности.

Особая важность проекта обусловлена тем , что коррекция речи должна осуществляться комплексно и систематически в условиях ДОУ и семьи. Окружение должно стимулировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, действий в речи , а также способствовать более быстрому и ненавязчивому закреплению работы по исправлению дефектов речи , проводимой логопедом на индивидуальных и групповых занятиях .

Организация пространственной среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи должна быть проведена при участии не только учителя-логопеда и воспитателей, но и родителей. Тем самым обеспечивается перенос знаний родителей по организации окружения ребенка в домашние условия и осуществляется профилактика симптома «брошенного ребенка» *.

*Симптом «брошенного ребенка» обусловлен семейным укладом, при котором ребенок вынужден общаться только с компьютером , телевизором, игрушками (часто не способствующими развитию ребенка) . Родители перекладывают воспитание и обучение ребенка на бабушек, няней, воспитателей и т. д.

Цель проекта : создание предметно-развивающей среды для повышения потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей .

Задачи проекта:

1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, открывающими возможности для их позитивной социализации, их личностного развития;

2. Повышение компетентности воспитателей и родителей в вопросах организации предметно-развивающей среды для ребенка с нарушением речи ;

3. Увеличение объема воздействия и обеспечение закрепления материала по коррекции дефектов речи в условиях группы при самостоятельной и совместной деятельности детей ;

4. Воспитание любви и интереса к художественной литературе, к коррекционным занятиям;

5. Развитие психических процессов и двигательной активности, создающих базу для успешной коррекции недостатков речи .

Этапы реализации проекта :

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы , выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей .

Задачи:

1) Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

2) Диагностика содержания пространственной среды в группе .

3) Определение содержания логопедического проекта , условий его реализации.

II. Основной этап (практический) :

Реализация содержания проекта .

1) Тематические выступления для воспитателей «Обогащение и планирование работы по развитию речи детей в центрах группы ».

2) Тематическая консультация для родителей «Создание развивающей среды для ребенка с недостатками речи ».

3) Привлечение родителей для создания пособий, игр для центров группы , способствующих речевому развитию. (например, артикуляционных кубиков, полянок для развития речевого дыхания и т. д., а также реквизита и костюмов персонажей для сюжетно-ролевых игр.

4) Подбор художественной литературы и создание книжек-малышек для библиотеки.

5) Подбор настольных дидактических игр по развитию различных сторон речи детей .

6) Подбор игр для развития психических процессов и двигательной сферы детей .

7) Разработка планирования работы в центрах групповой комнаты с учетом речевой активности.

III. Заключительный этап :

Ожидаемые результаты :

1. Ненавязчивое и прочное «присвоение» знаний и умений, приобретенных ребенком в процессе практической деятельности в специальных организованных условиях ;

2. Развитие всех сторон речи детей , а также параллельно психических процессов, общей и мелкой моторики;

3. Воспитание устойчивого интереса к играм по развитию речи ;

5. Квалифицированная и достаточная организация предметно-развивающей среды с учетом возраста , особенностей детей и здоровьесбережения;

6. Повышение компетентности родителей в вопросе речевого развития детей . Приобщение семьи к созданию предметно-развивающей среды в группе .

речи в литературе и в рамках ФГОС ДО.

Продукт проекта:

1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка, логопедические зонды, вата или ватные диски, спирт и др., литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры).

2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты на различные лексические темы, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.

3. Центр по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи через книги, содержащие рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Все это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности, воображению и даже эстетическому наслаждению.

4. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее.

Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху. Хороши также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие легкие игрушки.

5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает (зона тембрального восприятия):

схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах.

6. Центр развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Сложные слова», «4 лишний», и др.)

7. Центр обучения грамоте : представлен схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами, буквоградами и т. д.

8. Центр фразовой речи: здесь помимо картин представлен кукольный театр, пальчиковый театр.

9. В центре методического сопровождения представлена:

справочная литература по логопедии и детской психологии;

материалы по обследованию речи детей;

методическая литература по коррекции звукопроизношения;

методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);

учебно-методическая литература по обучению грамоте;

учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.

10. Информационный центр, где размещаются:

график работы логопеда

результаты обследования;

материал по лексической теме и звукопроизношению;

индивидуальные тетради;

игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и многое другое.

11. Центр ТСО (технических средств обучения, в которой располагаются магнитофон, компьютер, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности. В наше время невозможно представить обучение детей без компьютера и компьютерных технологий. Задания, которые ранее дети получали на бумажных носителях теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. обеспечивает чувство психологической защищенности; является средством полноценного развития воспитанников;

сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.

12. Центр речевого развития на участке (веранде) группы.

переносные зеркала (маленькие), карточки с артикуляционным укладками, навесные бусы, конструктор, пазлы, сухие пальчиковые бассейны, картотека дых.упражнений, мыльне пузыри и т.д.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» г. Советский» ХМАО-Югра

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Маленькие грамотеи» Логопедические игры в развитии фонематического слуха у детей 6 - 7 лет

МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ Практико-ориентированный проект учителя-логопеда Каравановой Ирины Анатольевны

Актуальность проекта Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая сторона речи слоговая структура слова словарный запас и грамматический строй речи невозможно становление звукового анализа и синтеза Что в дальнейшем приведёт к дислексии и дисграфии.

Тип проекта По составу участников: индивидуально-подгрупповой (для детей), групповой (для педагогов и родителей). По сроку реализации: долгосрочный (1 год) По целевой установке практико – ориентированный

Участники проекта: дети подготовительной группы «Калинка», посещающие логопедический пункт Воспитатели группы Родители Возраст детей: 6-7 лет с ФФНР, ОНР III уровня Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: недоразвитие фонематической стороны речи у детей 6-7 лет

Цель проекта Формирование фонематического слуха у детей 6 - 7 лет посредством дидактических игр

Задачи Для детей: Для педагогов: Для родителей: Развивать слуховое восприятие Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов Учить дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости. Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов. Обучать слогоделению. Познакомить с буквами. Обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, развития ритмического чувства, речевого дыхания. Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.

Новизна проекта Включение игр и упражнений на развитие ритмического чувства Детям с фонематическими нарушениями довольно сложно выполнять задания на оценку и восприятия ритмов, за счёт нарушенного слухового восприятия. Даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, они допускают ошибки. Им сложно сосчитать количество хлопков, ударов, а затем их воспроизвести. Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара.

Предполагаемые результаты Для детей Для педагогов Для родителей Воспринимать сложные ритмы по словесной инструкции педагога. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Делить слова на слоги. Дифференцировать звуки по звонкости –глухости, твёрдости-мягкости. Определять позицию звука в слове. Знать буквы русского алфавита. Обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Обогатить и пополнить знаниями практического материала, необходимого для развития фонематического слуха у детей

Продукт проекта Для логопеда Для детей Для педагогов Для родителей Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет Дидактические игры на развитие ритмического чувства, фонематического слуха Коллективный альбом «Моя любимая буква», индивидуальная тетрадь «Грамотная тетрадь» Картотека дидактических игр по развитию фонематического слуха, мастер-класс, консультации. Показ на родительском собрании приёмов проведения дидактических игр, фото коллаж «Мы играем», папки-передвижки, мастер-класс, буклеты игр.

Форма работы с детьми Дидактические игры и упражнения Работа в «Грамотных тетрадях» Составление коллективного альбома «Моя любимая буква»

игры Игры с детьми Развитие фонематического анализа Оценка и восприятие ритмов Развитие слухового восприятия Развитие звукового синтеза Определение позиции звука Слоговой анализ и синтез Дифферен-циация звука в слове Выделение звука в слове Знакомство с буквами

Форма работы родителями и педагогами Логопед Логопедический практикум Школа речевого развития Родительские собрания Папки-передвижки Мастер-класс Анкетирование Консультации Семинар-практикум

Этапы реализации проекта Диагностический (логопедическое обследование) Основной (реализация проекта) Заключительный

1 этап Диагностический Сроки поведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь (с 1 по 15) Логопедическое обследование, сбор анамнестических данных о ребёнке, индивидуальные беседы с родителями, наблюдения за детьми Учитель-логопед

2 этап Основной (в течение учебного года, ответственный учитель-логопед) работа с детьми СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТВЕТСТВЕННЫЙ Сентябрь-май Дидактические игры и упражнения Учитель-логопед, педагоги Сентябрь-май Заполнение «Грамотных тетрадей», оформление коллективного альбома «Моя любимая буква» Учитель-логопед Май Итоговое мероприятие «В гости к Азбуке» Учитель-логопед, педагоги

Работа с педагогами Сроки проведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь-октябрь Оформление картотеки дидактических игр на формирование и развитие фонематического слуха детей Учитель-логопед октябрь Консультация «Особенности развития фонематического слуха у детей» Учитель-логопед ноябрь Консультация с показом презентации «Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы» Учитель-логопед декабрь Логопедический практикум «Звуковой анализ слова» Учитель-логопед февраль Семинар-практикум «Уроки фонетики» Учитель-логопед март Мастер-класс «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста» Учитель-логопед Апрель Отчёт учителя-логопеда на педсовете по коррекционной работе с детьми Учитель-логопед

Работа с родителями Сроки проведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь Анкетирование Учитель-логопед Октябрь Дни открытых дверей, выступление на родительском собрании «Речевая готовность ребёнка к школе», памятка для родителей «Календарь речевого развития дошкольника» Учитель-логопед Ноябрь Консультация в папку-передвижку «Фонематический слух – основа правильной речи» Учитель-логопед Декабрь Школа речевого развития «Уроки фонетики», памятка для родителей Занимаясь с ребёнком, помните…» Учитель-логопед Январь Выступление на родительском собрании «Влияние фонематического слуха на школьное обучение» Учитель-логопед Февраль Консультация в папку-передвижку «Развиваем фонематический слух у дошкольников» Учитель-логопед Март Консультация в папку-передвижку «Знакомство детей с буквами» Учитель-логопед Апрель Логопедический практикум «Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?» Учитель-логопед Май Выступление на итоговом родительском собрании с отчётом о проведённой коррекционной работе: «Наши успехи», фото коллаж «Мы играем», памятка для родителей «Проверьте на досуге…» Учитель-логопед

3 этап Заключительный Месяц Для детей Для педагогов Для родителей Апрель-май Итоговое занятие «В гости к Азбуке», срезы знаний по методике В. И. Яшиной Анкетирование Итоговое родительское собрание с видео показом «Наши успехи» , фото коллаж «Мы играем», анкетирование

Результаты работы Проведённый анализ изучения уровня речевой подготовки детей к обучению в школе по разделу изучения уровня практического осознания элементов языка показал следующие результаты звукопроизношение Звукобуквенный анализ Слоговой анализ и синтез Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 85% Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 78% Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 95%

Литература Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика –СПБ: Детство-Пресс, 2000 Бондаренко В. И. Дидактические игры в детском саду, М: Просвещение, 1991 Бугрименко Е. И., Цукерман Г. А. Уимся читать и писать, М: Знание, 1994 Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников-М: Школа-Пресс, 1999 Выгодская И.Г. Берковская Н. В., Звукоград, Буквоград, Златоустия М: Линка-Пресс, 1999 Медникова Л. С., К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология-2001г.№6 Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте»/ Журова Л.Е., Варенцова Н. С. и др. Под редакцией Дуровой Н. В. –М: А.П.О., 1994 Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под редакцией Гербовой В. В-2-е издание испр.- М: Просвещение, 1998 Яшина В. И. Изучение уровня речевой готовности детей к обучению в школе/ Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению в школе. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1994

Приложение Анкеты для родителей Таблица обследования фонематической стороны речи Перспективный план дидактических игр по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет Картотека дидактических игр по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет для воспитателей Мастер-класс для педагогов и родителей с показом презентации «Развитие навыка звукобуквенного анализа слов у детей старшего дошкольного возраста» Консультации «Знакомство детей с буквами», «Влияние фонематического слуха на школьное обучение» Презентация игр «Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы» Школа речевого развития «Уроки фонетики» Коллективный альбом «Моя любимая буква» «Грамотная тетрадь» (индивидуальные тетради детей)

Работа с детьми Различаем звуки по звонкости-глухости Игра «Удочка»

Игры на формирование звукового анализа Сказка «Репка» (определение порядкового ряда) Звуковой анализ

Моя любимая буква Буквы из камешков и шнурков

Детский продукт проекта Индивидуальные тетради детей Коллективный альбом «Моя любимая буква»

Работа с педагогами Мастер-класс «Методика развития навыка звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Работа с родителями

Логопедический практикум с родителями Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику

Спасибо за внимание!


Светлана Филиппова

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и именно через игру, игровые приемы, и игрушки коррекция речевых нарушений происходит быстрее, качественнее, а поставленные задачи выполняются решаются благодаря максимальной заинтересованности ребенка, и мотивации к совместной деятельности.

В нашем детском саду закончился краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи».

Цель проекта-

развитие основ речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений,привлечение родителей к совместному изготовлению игрушек для звукоподражания, закрепления, и введения звуков в речь, также развития связной речи как на логопедических занятиях, так и в повседневной жизни.

Задачи проекта

1. Сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

2. Совершенствование мелкой моторики через пальчиковые игры;

3. Повышение компетентности родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста;

Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста;

Обогащение опыта родителей в воспитании детей.

В старшей группе №2 родители и дети приняли самое активное участие, и вот что у нас получилось:

Пальчиковые тренажеры «По дорожке я шагаю»

изготовили Булакина Даша с мамой Татьяной Николаевной. Вместе с куклой, одетой на пальчики, дети шагают по кочкам-дорожкам, автоматизируя звук, или произнося слоги, слова. Сочетание движения пальчиков и речи помогают детям в игровой форме быстрее справиться с автоматизацией.

Перчаточный Мишутка-язычок

Наш помощник при проведении артикуляционной гимнастики стал любимцем детей. Его придумали и смастерили Ярославцева Ангелина вместе с мамой. «Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. И от кончика до края покусаю. покусаю…» Движения языка и движения руки выполняются синхронно,со стихами, например, Лопата копала,

Копала, копала,

Потом улеглась,

Видно, очень устала.

(упражнение «Лопаточка»)

Замечательная змейка для вызывания и закрепления звука Ш

получилась у Бондарева Влада с мамой Анной Александровной.

Змейка ползет и шипит Ш -Ш-Ш, звук нас учит говорить Ш-Ш –Ш

Ша-ша-ша- наша змейка хороша

Шо-шо-шо- все шипим мы хорошо


Трудолюбивая пчелка Жужа,

которую изготовила Муравьева Варя вместе с мамой помогает нам закреплять звук Ж,

Пчелка Жужа собирает нектар, и повторяет свои любимые песенки-чистоговорки;

Жа-жа-жа- пчелы весело жужжат

Жу-жу--жу -я как пчелка пожужжу

Жи-жи-жи-ты мне пчелку покажи


Пальчиковый театр по сказке «Теремок»

изготовили Мананников Алеша со своей мамой

Оразова Жасмин изготовили с мамой

пальчиковый театр по сказке» Репка»


Дети с огромным удовольствием участвуют в драматизации сказок, закрепляя правильное произношение звуков и развивают связную речь.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Игрушки» Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Солнышко» Воспитатель: Ананченко Т. С Паспорт проекта. Тема: «Игрушки» Тип проекта:.

Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей» Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию,.

Краткосрочный проект для старше-подготовительной группы «Народные игрушки» МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Сулусчаан» Утверждаю: Заместитель заведующего по УМР ___/О. В. Сыроватская/ Краткосрочный проект «Народная.

Краткосрочный проект «Мордовские народные игрушки» Проект «Мордовские народные игрушки» Средняя группа.

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игрушки» Тип проекта: исследовательско – творческий Вид проекта: краткосрочный (5 дней) Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.

«МБДОУ» 16 г. Кропоткин Еремкина Лариса Владимировна воспитатель Цель: научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.

Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» Выполнила учитель-логопед МДОУ д\с №5 «Тополёк» пгт. Кокуй Злобина А. А. Содержание: Раздел I Информационная часть 1. Паспорт проекта Раздел.