Особенности работы с леворукими детьми. Как преодолеть трудности обучения письму левшей: методы, приемы, игры. Этапы в обучении письму леворуких школьников
Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.
Леворукость - это не патология и не недостаток развития. Это очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия), обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей. При переучивании использовали порой самые жесткие меры, не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье.
Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе.
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.
Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети со скрытым левшеством. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. Такое переучивание может носить целенаправленный характер, когда родители, замечая склонность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся исправить этот «недостаток» и предупредить те возможные трудности, которые ожидают ребенка в дальнейшем.
В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направление рукости достаточно отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т. п. И ребе- нок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В результате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок - левша.
При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.
Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.
Для диагностики типа ведущей руки у детей начиная с 5-6 лет возможно использование различных функциональных проб: тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди или «поза Наполеона» и др.
В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в процессе выполнения различных действий. Это могут быть символические действия, когда ребенка просят показать, как он, например, поливает цветы, режет хлеб, держит зубную щетку, ножницы и т. д. Действия могут быть и реальными, выполняемые в специально подобранных заданиях, требующих манипулирования.
Тестовая батарея подобных заданий включает в себя такие игровые задания: рисование правой и левой рукой, открывание коробочки, вырезание ножницами по контуру рисунка, нанизывание бисера, развязывание узелков и др. (Безруких М. М., Князева М. Г., 1994).
В каждом задании оценивается степень активности правой и левой руки. На основании этого делается заключение о доминирующей руке у ребенка, и даются соответствующие рекомендации в отношении того, какой рукой его целесообразно учить писать.
Определенные сложности возникают при выборе ведущей руки у амбидекстров, т. е. тех детей, которые продемонстрировали одинаково хорошее владение и левой и правой рукой. В этом случае возможны такие варианты:
1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть недостаточно удовлетворительным (плохой почерк, пишет «как курица лапой»).
2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть имевшаяся ранее травма правой руки, нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.
Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких детей при переходе к систематическому школьному обучению.
Однако наряду с этим известно немало случаев успешного переучивания леворуких детей без отрицательных последствий.
Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуальнос учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. При этом следует учитывать результаты диагностики всех латеральных признаков, сопутствующих леворукости: доминантность глаза, уха, нижней конечности (Крылов Д. К, Кулакова Т. П., 1988).
Как уже упоминалось, дети-левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности. Это относится как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции. В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
1. Сниженная способность зрительно-двигательных координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.
2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т. п.).
3. Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994).
3. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
4. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.
Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени - чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность , повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это является следствием не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши (декстрастресс).
Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы (по некоторым данным, родовая травма может выступать одной из причин леворукости, когда функции поврежденного левого полушария, более подверженного влиянию неблагоприятных условий, частично принимает на себя правое полушарие).
Повышенная эмоциональность леворуких детей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников.
Леворукость ребенка может быть выявлена психологом во время записи ребенка в школу.
На протяжении I класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие:
Зрительно-моторной координации;
Точности пространственного восприятия;
Зрительной памяти;
Наглядно-образного мышления;
Способности к целостной переработке информации;
Моторики;
Фонематического слуха;
При организации развивающей работы у психолога может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и детского психоневролога. В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.
Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо {Безруких М. М., Князева М. Г., 1994). При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.
При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за пар
той. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его
рабочее место имеет достаточную освещенность.
Следует принимать во внимание учёт ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994).
Последнее из перечисленных требований может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.
Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.
Однако, что современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству (РотенбергА С, Бондаренко С. М., 1989).
В этой статье:
Леворукие дети - почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?
На самом деле это такие же дети, имеющие вескую причину для появления такой яркой и порой мешающей жить особенности.
Им непросто самостоятельно адаптироваться в современном мире, подстроенном под правшей, поэтому задача взрослых - помочь малышам в этом на начальном этапе жизни.
Кто такие левши?
Самое главное, что должны понять родители не совсем обычных детей - они подарили жизнь особенному ребенку и в этом их огромное везение! Левша - это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.
Главное - своевременная диагностика, ведь до пяти лет у детей очевидные признаки леворукости проявляются недостаточно ярко.
С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то
вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.
Важно понимать, что леворукость - это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.
Психические особенности левшей
Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие малыши более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны
контролировать собственные эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения.
Очень может быть, что левша начнет говорить несколько позже ровесников, кроме того, до определенного возраста у него будут возникать затруднения с определением правой и левой сторон. На занятиях у таких детей могут возникнуть определенные сложности, о которых подробнее будет сказано ниже. В некоторых случаях леворукие дети производят впечатление медлительных и долго думающих.
Означает ли все это, что малышу уготована участь ученика и человека со средними успехами? Конечно же, нет. Даже испытывая временные трудности в учебе, малыш очень скоро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как вполне успешная и перспективная личность. Для этого ему, правда, придется немало потрудиться.
Вместе с их некоторыми особенностями, малыши с ведущей левой рукой имеют неординарную фантазию, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности. Обычно леворукие дети спокойно относятся к материальной стороне жизни и больше внимания уделяют ее творческой стороне. Такой малыш не даст скучать окружающим его людям никогда!
Нужна ли левше помощь?
Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.
Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей - это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.
Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.
Причины леворукости
Причины, в связи с которыми дети становятся леворукими, самые разные. Чаще всего это:
- генетическая предрасположенность;
- поражения левого полушария;
- вынужденная или намеренная леворукость.
Итак, наиболее частая причина - это все-таки наследственность. На сегодняшний день пока не известны принципы передачи леворукости, но можно точно сказать, что в семьях, где хотя бы один из родителей левша, леворукие дети рождаются чаще всего. В подавляющем большинстве случаев генетические левши не имеют каких-либо нарушений в развитии, развиваются так же, как и все остальные дети, и отличаются от них лишь этой особенностью.
Так называемое компенсаторная леворукость имеет прямое отношение к повреждениям мозга – чаще всего левого полушария. Так как за работу правой луки отвечает именно левое полушарие, то в случае повреждений в его области функции, присущие ему, может взять на себя правое.
В результате дети становятся леворукими сначала в процессе выполнения бытовых действий, а затем и во время обучения (рисования, письма и т.д.). У таких детей часто можно наблюдать отклонения в развитии речи и моторики. Но леворукость в данном случае не является их причиной или следствием, эти отклонения – результат сбоев в работе определенных участков мозга.
Третий тип леворукости у праворуких от рождения детей – вызванная травмой или стремлением перенять леворукость от друзей или близких.
И еще один вариант леворукости - с приставкой «псевдо». К пяти годам у детей уже отмечается доминирование одного из
двух полушарий мозга. При этом у некоторых малышей отмечается такая особенность мозга, которая становится причиной атипии психического развития, что становится преградой для формирования межполушарного взаимодействия. Чаще всего такие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками.
Отсутствие межполушарного взаимодействия - единственная причина, которая прямо не может влиять на развитие леворукости. Поэтому при ее своевременной диагностике можно будет поработать с ребенком над развитием праворукости.
Кроме того, можно отметить, что леворуким ребенок может стать не на физическом, а на психологическом уровне – «скрытым левшой»: когда ребенок имеет все признаки левши, при этом основной у него остается правая рука. У таких людей доминирующим является правое полушарие.
Сравнительная характеристика левши и правши
На сегодняшний день существует несколько основных мнений относительно способностей, которыми обладают леворукие дети по сравнению с праворукими. Одно из мнений основано на том, что нервно-психическая деятельность левшей значительно хуже, чем у правшей. Другой взгляд состоит в том, что способности у детей с доминирующей правой и левой рукой не отличаются ни в худшую, ни в лучшую сторону.
Есть и третье мнение. Согласно ему, леворукие дети имеют высокие по сравнению с правшами показатели нервно-психической деятельности и способны на ускоренную адаптацию к условиям внешнего мира. Историческими личностями, подтверждающими это убеждение, являются Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи и другие.
Все три мнения касательно особенностей леворуких детей имеют право на существование, и все они отвечают главным концепциям появления леворукости, дополняя друг друга.
Считается, что связи между полушариями мозга у левшей не
такие прочные, как у правшей, поэтому, возможно, они себя более активно проявляют в творчестве, ведь их мышление не ограничено жесткими рамками. Другой же стороной медали является замедленное формирование основных навыков, которые требуют активного взаимодействия между собой двух полушарий мозга.
Леворукие дети демонстрирует повышенное количество психофизиологических характеристик, и это доказанный факт. Кроме того, стоит поговорить о способности детей с доминирующей левой или правой рукой реагировать на запахи. Так, например, левши способны с максимальной точностью оценить неприятные запахи. Правши же остаются более чувствительными к приятным запахам и положительным эмоциям.
Таким образом, для левшей характерен пессимистичный настрой, тогда как правшам более свойственно оставаться оптимистами.
Обучение леворуких детей в школе: основные проблемы
Психологи уверяют, что дети с доминирующей левой рукой имеют определенные сложности в процессе обучения в школе, как минимум, большие, чем дети-правши. Чаще всего левши сталкиваются с проблемами в процессе обучения чтению, письму и счету - навыкам, которые требуют полноценного зрительного восприятия. Определенные нарушения этого восприятия, наряду с нарушениями зрительно-моторной координации и зрительной памяти, приводят к образованию таких проблем:
- медленному восприятию и запоминанию букв в процессе обучения чтению;
- формированию зрительного образа цифр и букв с путаницей в отношении похожих по конфигурации элементов;
- путанию похожих по форме геометрических фигур;
- неустойчивому почерку;
- написанию букв в зеркальном отражении;
- замедленному темпу письма.
Отдельным пунктом стоит рассмотреть одну из основных проблем обучения ребенка-левши в школе: его переучивание. Как уже отмечалось выше, этот процесс негативным образом сказывается на общем психическом и физическом состоянии малыша.
Родителям стоит вмешаться, если переучивание имеет место в случае с их ребенком, поступившем в школу, и объяснить учителю, что дело не только в левой ведущей руке, но и в
особенностях функционирования полушарий мозга.
Намеренное переучивание может стать причиной нарушения речи, эмоциональной подавленности ребенка. Неутешительной является статистика, подтверждающая тот факт, что каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша.
Леворукие дети достаточно часто страдают неврозами, и этот вопрос продолжает глубоко изучаться по сегодняшний день.Малыши действительно истощают себя перманентными школьными страхами (бояться осуждения одноклассников, учителей), но лишь в случаях, когда родители проявляют повышенную тревожность в отношении их леворукости.
Как помочь адаптироваться леворуким детям?
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: менять то, что заложено природой, противоестественно, поэтому самое правильное решение - помочь леворуким детям приспособиться к условиям окружающего мира.
В странах СНГ пока не разрабатываются методики обучения левшей письму и чтению, по крайней мере в государственных школах. Отсутствуют такие методики и на уроках труда и искусства. Именно поэтому у леворуких детей не остается другого варианта, кроме как приспособиться к праворукому миру. Чтобы упростить им эту задачу, взрослые могут:
- помочь организовать для ребенка рабочее место таким образом, чтобы свет падал справа;
- не акцентировать внимание ребенка на правонаклонном и безотрывном письме;
- объяснять алгоритмы двигательных действий;
- играть и выполнять упражнения, способствующие развитию моторики и зрительного восприятия;
- позитивно относиться к особенности малыша.
В заключение отметим, что психологические и некоторые физические особенности леворуких детей не должны считаться странностями или дефектами. Левша - это такой же полноценный член общества, как и правша. Более того, он имеет все возможности, чтобы развить свои порой нетрадиционные способности, если взрослые окажут посильную помощь, обеспечат поддержку и понимание.
Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества – праворукие и только 5-12 % леворукие. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких возрастает. Конечно, леворуких меньшинство и леворукость не исчезает, а просто агрессивность праворуких среды заставляет леворуких, порой с огромным трудом, приспосабливаться, переучиватьс, становится как все. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, среди школьников семи-дявяти лет выявлены леворукие дети: 13,3 % - мальчиков, 10 % - девочки, В четырнадцать лет их уже среди мальчиков – 4,4 %, а среди девочек – 4,1 %.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности обучения леворуких детей
Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества – праворукие и только 5-12 % леворукие. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких возрастает. Конечно, леворуких меньшинство и леворукость не исчезает, а просто агрессивность праворуких среды заставляет леворуких, порой с огромным трудом, приспосабливаться, переучиватьс, становится как все. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, среди школьников семи-дявяти лет выявлены леворукие дети: 13,3 % - мальчиков, 10 % - девочки, В четырнадцать лет их уже среди мальчиков – 4,4 %, а среди девочек – 4,1 %. Таким образом, в средней школе остается ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. В начальных классах в последние годы все чаще встречаются леворукие дети. Долгое время ученые считали, что мозг – первый орган, как легкие, почки, а функция одного полушария полностью соответствует функциям другого. Действительно, левое полушарие отвечает за движение правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое – за движение левых конечностей и все виды чувствительности слева. Для нормальной работы мозга необходима тесная взаимосвязь обоих полушарий. В результате нарушения специализации высших психических функций, в том числе и речевой, отмечается снижение интеллектуально-познавательной деятельности человека. У всех праворуких людей, не имевших в разном возрасте травм или поражений мозга, язык и речь контролируются левым полушарием. Большая часть леворуких также имеет речевые зоны в левом полушарий. Следовательно «специализация» полушарий – явление не врожденное, а вырабатываемое. Вот почему мною выбрана именно эта тема. В научной и методической литературе она недостаточно освещена. Появилась необходимость систематизировать материал, собранный на протяжении нескольких лет работы. Сейчас расширяю объем материала по этому вопросу.
Определение ведущей руки требует определенной компетентности. Во-первых, потому, что картина может быть смазана предыдущим переучиванием, а во-вторых, потому, что далеко не всегда леворукий ребенок бытовые и графические движения будет выполнять только левой рукой, то есть ведущую руку можно определить в шесть лет. Существует несколько вариантов определения ведущей руки: опросники, тесты, пробы, рисование. Обучение строится на осознанном формировании образа буквы, фиксированном внимании к пространственному расположению элементов букв, их соотношений, направленности штрихов и траектории движений руки. Важным элементом методики является целостное восприятие букв выделением ее отдельных элементов. Начиная обучение леворукого ребенка, надо помнить, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучения букв. Работая с леворукими детьми, нельзя обойти важный аспект – переучивание. Чаще всего дилемма «переучивать» или «нет» возникает в начальной школе или задолго до школы. Многие родители считают, что, переучивая ребенка, они тем самым, помогают ему «спокойно» жить потом в праворуком мире. Специальные исследования и опыт работы показали, что у переученных левшей на всю жизнь остается более тонкая координация левой руки. Очень часто переученные левшы пишут только правой рукой (причем почерк их, как правило, далек от совершенства), а все остальные бытовые и профессиональные действия выполняют все же левой рукой. Из практики могу со всей ответственностью сказать, что у переученных детей встречаются невротические симптомы. Не следует ждать, что это пройдет само собой, но и не стоит заниматься самолечением, слушать «знающих» людей, лучше обратится за советом к врачу-психоневрологу или педиатру. Однако без помощи родителей и учителя, без их совместной и согласованной работы изменить ситуацию будет не возможно. И только правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех всех мероприятий.
У нас леворукого ребенка учат так же, как и праворукого, и поэтому существуют проблемы. Трудности у всех детей разные и разные проявления в процессе обучения. Процесс адаптации к школе леворуких детей в каждом случае особый, единых рекомендаций по коррекции школьных проблем нет. Однако существуют общие закономерности адаптации детей к школе, есть и наиболее трудные (критические) точки на первом, на втором, на третьем году обучения.
Работая с леворукими детьми, я пришла к выводу, что беда не только в самих трудностях, которые не позволяют ребенку хорошо учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителем. Эти конфликты формируют у ребенка чувство неполноценности, неудовлетворенности, неуверенности себе, в своих силах. Недовольство учителя и родителей, неудачи, отсутствие конструктивной помощи отталкивают от взрослых, и он окончательно теряет веру в себя. Даже взрослому трудно реально оценить себя, если все вокруг недовольны, а для ребенка это совершенно непосильная задача.
Мой опыт показывает, что с леворукими детьми до школы работаю очень активно, причем не всегда требования обучения соответствуют возможностям ребенка, и поэтому дети приходят в школу гипервозбудимыми, с трудностями концентрации внимания, нарушениями поведения. И не всегда в школе учитель может понять ребенка, объективно оценить его трудности, оказать действенную помощь.
Мир создан для правшей – в этом убеждаются маленькие левши и их родители, сталкиваясь с множеством школьных проблем. Обучение письму леворуких детей выделено в особую категорию. Если в остальных видах учебной деятельности левши и правши идут нога в ногу, то письмо вызывает большие трудности. Есть ли методы, способные облегчить письменный труд левшей? Являются ли они эффективными, и возможно ли их использование дома?
Три основные причины леворукости детей
Согласно наблюдениям специалистов, дети, пишущие левой рукой, унаследовали эту особенность от родителей. Если отец или мать левша, то шанс родить леворукого ребенка возрастает в 11- 12 раз.
Леворукость определяют не только гены. Бывают и более серьезные причины – например, нарушения деятельности мозга, а именно, его левой стороны. Поскольку правая рука контролируется левым полушарием, при поражении такового происходит смена ведущей руки.
Третья причина –травмирование правой руки. Вынужденное «безделье» при серьезной травме заставляет ребенка приспосабливаться к новым условиям. Некоторые детишки просто подражают любимому члену семьи. В отдельных случаях наблюдается умение писать двумя руками.
«Двурукость», как проблема обучения письму
При незнании, умение писать обеими руками рассматривается как положительный фактор развития ребенка и его особенной интеллектуальной организации. Однако отсутствие доминирования одной из рук может быть сигналом отрицательных особенностей развития мозга.
К пятилетнему возрасту у большинства малышей ведущая рука определена. Родители сами видят, какой рукой предпочитает пользоваться карапуз. В противном случае следует убедиться, что малыш не нуждается в психологической коррекции взаимосвязей полушарий мозга — отсутствия доминирования одного из них.
Как леворукость влияет на способности ребенка
Все вышеназванные факторы развития ребенка сформировали разное отношение к проблеме обучения левшей письму:
- левши – творческие натуры, для усвоения нового необходимо дополнительное время;
- левши – прекрасные приспособленцы в хорошем смысле этого слова;
- левши и правши равны в своих возможностях.
Некоторые взрослые левши еще помнят те времена, когда учитель вынужден был любой ценой переучить маленького левшу в правшу. Мучились все – дети, родители и сами педагоги. К счастью, бессмысленное требование кануло в Лету. Новейшие методики учитывают особенности обучения леворуких детей письму и дают практические рекомендации по их обучению.
Психологические тонкости в обучении левшей письму
Врожденный пессимизм, которым щедро наделены левши, вносит свои коррективы в общий настрой занятий. Леворукие дети очень ранимы, поэтому им нужен особый подход.
- Медлительность и инертность левшей доставляет много хлопот и выводит родителей из себя. Тем не менее, такие дети нуждаются в понимании, они не выносят понуканий, угроз, унизительных сравнений. Воспитание левши должно происходить на волне легких подшучиваний и позитива.
- Категорически не рекомендуется напоминать детям, склонным к унылости, их былые неудачи. Методика обучения письму леворуких детей должна учитывать подобные особенности, потому что именно каллиграфия доставляет левшам наибольшее число неудач.
- Необходимо помнить об импульсивности и дотошности левшей и не обижаться, если они, не задумываясь, остановят рассказчика, зададут уточняющий вопрос и уйдут в себя, обдумывая новую информацию.
- Левши с трудом ориентируются в пространстве. Это находит свое отражение в занятиях по письму, при чтении и решении математических заданий.
- Леворукие малыши предпочитают действовать по плану, поэтому творческие задания могут вызвать новые трудности.
- Пробелы в знаниях левшей недопустимы. Эти школьники с нестандартным мышлением и трудностями в письме, очень доскональны. Чем подробнее алгоритм, тем выше шанс, что левша сделает задание правильно.
Особенности обучения письму левшей
Многие родители волнуются, что не сумеют научить левшу красиво писать, потому, как он держит ручку не так, как обычные дети. Было бы большой ошибкой приучать леворукого ребенка сидеть и держать ручку так, как это делают правши.
Правильная посадка
Посадка левши за письменным столом ничем не отличается от общепринятой.
Рабочий стол
Расположение предметов на столе у леворукого малыша несколько другое:
- источник света стоит справа;
- тетрадь лежит в зеркальном отображении – с наклоном вправо или прямо;
- в процессе заполнения страницы, тетрадка сдвигается вверх.
В школе, где оборудование класса ориентировано на праворуких учеников, освещение располагается не совсем удобно для левши. Решить проблему можно, усадив школьника у окна, с левой стороны парты.
Как держать ручку
Если Вы заметили, что воспитываете ребенка-левшу, нужно позаботиться, чтобы как можно раньше, еще до школы, научить его писать ручкой правильно:
- отступить от кончика ручки около 3,5 – 4см;
- держать ее двумя пальцами (большим и указательным) и кладут на «подушечку» – средний палец; в отличие от праворукого письма, указательный палец левши должен быть выпрямлен, чтобы не закрывать строчку.
Ориентация в тетрадке
Левши часто путают стороны в тетрадке, поэтому им иногда «намечают» руки – это может быть браслетка или часы.
Отличия в каллиграфии
- для левши допустимо и даже предпочтительно писать буквы прямо, без наклона вправо;
- написание без отрыва для левши практически невозможно, поэтому это требование к каллиграфической грамотности для леворуких не актуально.
Ошибки левшей при письме и методы их коррекции
Как правильно научить писать левшу? Для леворуких детей характерна более стойкая склонность к дисграфии. Поэтому все действия родителей и педагогов должны быть направлены на предупреждение недочетов:
- зеркальное написание;
- незнание того, откуда начинать писать;
- склонность «уезжать» со строки вверх и вниз;
- нарушения последовательности букв;
- написание лишних и недостающих букв.
Профилактика и исправление каллиграфических недочетов состоит в срисовывании картинок и схем. При чем, нужно обращать внимание, чтобы при выполнении задания ребенок не разворачивал детали рисунка в обратную сторону. Хороший эффект дают занятия прикладным творчеством: аппликацией, рисованием узоров, вышиванием.
Предпочтительные темы работ – геометрические, животных и растительные орнаменты. Такие виды творчества характерны для народных промыслов – росписи посуды и игрушек, создания эскизов, вышивки. Занятия ручным трудом облегчают ножницы для леворуких.
Прописи для левшей – довольно эффективные тетрадки, последнее слово методики в вопросе, как научить писать леворукого ребенка. Развивающие тетрадки, методички для родителей, беседы с учителем помогут левше адаптироваться к школе и стать успешным учеником.
Этапы в обучении письму леворуких школьников
Левшам гораздо труднее осваивать письмо, чем их праворуким товарищам. Проблему осложняет отсутствие энтузиазма в силу их психологических особенностей. При малейшей неудаче или критике, ученик готов бросить работу и даже возненавидеть каллиграфию.
Как научить писать левшу? Чтобы сформировать стойкие навыки, нужно соблюдать алгоритм работы с новым материалом.
Знакомство с буквой
- расскажите, из каких элементов состоит новая буква;
- покажите, как и в каком порядке, она пишется;
- при демонстрации написания желательно пользоваться фломастером, так как он дает более четкий след и показывает последовательность нагляднее.
Пассивная практическая часть
Узнав, как писать новую букву, левша еще не готов работать ручкой. Предложите ему поруководить Вашей рукой. Пусть он говорит, что делать, а Вы будете выполнять.
Активная практическая часть
Теперь позвольте левше писать самому. При этом зорко наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без необходимости. Комментирование вслух должно сопровождать все действия леворукого ученика, пока он не освоится достаточно, что бы работать молча.
Закрепление учебного эффекта
Учить писать левшу и закреплять материал можно таким методом, как анализ написанного. Ребенок должен подумать и рассказать, что он сделал хорошо, а где ошибся.
Для оптимизации обучения письму, полезна такая таблица, как прописной алфавит со схемами написания букв. Направление и порядок письма показаны с помощью стрелок и нумерации действий.
Эти плакаты – большая редкость. Поэтому Вы можете купить простой прописной алфавит и дополнить его самостоятельно.