Мини экологический проект для подготовительной группы. Исследовательский проект экологической направленности, подготовительная группа. I -ый этап подготовительный

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12» города Кировска

Проект в подготовительной группе

«Экологическая зелёная неделя»

Подготовили и выполнили:

Иванова Н.Н, Парци Н.И

Март

2016

Цель:

Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Расширять знания детей о живой и неживой природе.

Закреплять знания о временах года

Дать представления об экосистемах, природных зонах, о деятельности человека в природе.

Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять способы правильного взаимодействия с объектами природы.

Тип проекта: краткосрочный (март), информационно-творческий, познавательный

Участники проекта:

Дети 6-7 лет

Воспитатели подготовительной группы

Родители воспитанников

Музыкальный руководитель

Ресурсное обеспечение проекта:

1.информационное обеспечение:

Тематическое оформление раздевалки;

Консультации;

Презентации;

Наглядно-дидактические пособия;

Художественная и энциклопедическая литература

2. Материально-техническое обеспечение:

Ноутбук;

Магнитофон;

Аудиозаписи;

Карандаши, фломастеры;

Кисточки;

Альбом;

Краски;

Клей;

Фотоаппарат;

3.Методическое обеспечение:

Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир

Плешаков А. А. От земли до неба

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

Рыжова Н. А. Почва – живая земля

Николаева С. Н. Юный эколог

Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.

Информация из интернета.

План реализации проекта

1этап

Организационно-

подготовительный

Обсуждение цели и задач воспитателей группы с детьми и родителями;

Беседа с детьми о весне и весенних праздниках

Оформление раздевалки (консультации, ширмы, памятки)

Составление перспективного плана реализации проекта

Воспитатели

2 этап

Практический

Трудовая деятельность:

- Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.

Составление конспектов занятий, подготовка к выставкам.

Подбор стихов, песен

Подбор книг, иллюстративного материала

Подбор дидактических игр.

Подбор музыкального репертуара.

Экспериментирование с природным материалом

Привлечение родителей к текущему проекту.

Чтение и заучивание стихов о земле и природе.

- Наблюдение за погодными явлениями

Дидактические игры:

-«Цепочки в лесу»,

-«Дары леса».

- « Живое-неживое»

Беседы:

Значение почвы и воды в жизни всего живого

Можно ли жить без воды?

- Мы друзья природы

Лес и наше здоровье

Акция : «Берегите природу»

Рисование:

Раскрашивание раскрасок

Рисунок «Время года»

Аппликация:

-«Подарок Земле»

Фотографии «Я на природе»

Слушание песен, стихов, частушек:

- Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».

Работа с пословицами о родной земле

Чтение художественной литературы:

- « Чтение художественной литературы: В. Н. Тарасийчук «Экология в картинках», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник».

Просмотр презентаций и видеофильмов по теме

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели

родители

Воспитатели, муз.руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,родители

Воспитатели

3 этап

Заключительный

Оформление материалов проекта:

- презентация на тему

Выставка «Время года»

Выставка совместной деятельности детей и родителей «На природе»»

Акция «Берегите природу»

Портфолио прокта

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Ожидаемые результаты:

Дети и родители:

1.Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.
2. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
3. Воспитание экологической культуры.
4. Способствовать выполнению посильных « добрых дел».

Продукт проектной деятельности:

Экологический проект для детей 5-7 лет «Живая природа»

Проект разработан для детей старших и подготовительных групп
В ходе реализации дети познакомятся с правилами поведения в природе, научатся сопереживать и помогать природным объектам.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности, дети получат знания о природе.
Девиз: Природа - это наше богатство.
Цель проекта: создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Формирование в детях осознано-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Участники проекта: дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: среднесрочный.
Тип проекта: досугово-познавательный.
Задачи проекта:
1. научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
2. научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы,
3. развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственныесвязи между объектами природы,
4. научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности,
5. воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда,
6. воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Продукты проекта: рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, план
экологической тропинки, кормушки, цветник, дидактические экологические
игры, комнатные цветы, фотографии.

Этапы проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Постановка цели и задач, определение направлений, методов исследования, предварительная работа с воспитателями, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
ОСНОВНОЙ
Собственно исследовательский поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Организация в группе познавательно-экологической среды.
Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы.
Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.
Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки.
Оформить схему экологической тропинки в групповом уголке природы.
Посадка цветника, уход за цветами.
Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
Цикл практических занятий по изучению разрешающих и запрещающих экологических знаков.
Операция «Помоги природе».
Цель- уборка определённых уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
Операция «Подарок птицам».
Цель - изготовление кормушек с помощью родителей, и развешивание их на территории детского сада.
Викторина «Знаем ли мы растения нашего края».
Экскурсия по экологической тропинки- закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав, с весны
до осени.
Ручной труд с природным материалом «Лесная полянка».
Выставка работ детей и совместных работ с родителями.
Экологическая беседа «К природе с добротой»
Составление альбома «Цветы нашего края»
Опытно исследовательская деятельность на огороде - вырастить корнеплодную культуру (морковь), для получения полноценного урожая.
Проведение выставки коллекции динозавров (игрушка) ребёнком в рамках личной коллекции.
Создание искусственного водоёма «Озеро» и прилегающей к нему территории.
ОБОБЩАЮЩИЙ
Обобщение результатов работы по экологическому плану «Экологическая тропа». Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Педагогический совет по итогам проекта.
Обобщение уровня обогащения предметно-развивающей среды в группе.
Составление рекомендаций по дальнейшей работе, в экологическом воспитании дошкольников.
Результаты реализации проекта:
Разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями.
Созданы достаточные условия для организации деятельности группы по экологической направленности.
Разработаны критерии знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.
Созданы условия по проведению опытно-экспериментальной деятельности.
Опыт по формированию у детей осознанного, экологически грамотного поведения в природе.
Развито чувство сопереживания и желания помогать объектам природы.
Составлен альбом « Цветы нашего края».
Создан искусственный водоём «Озеро» и оформлена площадка вокруг него.

Душакова Т.А., Прошкина Е.А. Творческий экологический проект в подготовительной группе "Что спасет мир?"


Душакова Татьяна Анатольевна, Прошкина Екатерина Алексеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №1511, г.Москва


Беседа «Планета Земля в опасности!»

Цель: Дать детям представление о том, что наша планета Земля это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки, твердая земля – суша, где живут люди.

На планете Земля обитает много живых существ. В океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля и чистый воздух.

Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют.

Наглядный материал: Глобус, карта мира, картины красивейших мест Земли, картинки природных катаклизмов, запись «Голоса птиц», плакат SOS, флажок SOS.

Воспитатель показывает на глобус: «Ребята, кто знает, что это такое?»

Дети: «Это маленький образец Земли, земной шар, планета».

В: «А зачем он нужен?»

Д: «Чтобы смотреть, где какие города, страны, моря, океаны».

Глобус не что иное, как уменьшенная модель огромной Земли, где живем мы, где живут все люди на свете. Вот и выходит, что Земля, земной шар – это наш общий большой дом. У нас над головой одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас, у всего человечества одна на всех великолепная лампа, она же печка – Солнце. У нас общий водопровод – дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех – ветер, ветрило.

На земной поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

На нашей планете живет великое множество людей. У одних кожа белая, у других желтая или красноватая. У одних волосы черные, курчавые, у других – русые, прямые. Люди говорят на разных языках.

Глядя на карту, может показаться, словно смотришь на Землю сверху, с огромной высоты. А хорошо бы и правда взлететь в такую высь, с которой была бы видна вся наша планета, весь земной шар! Раньше об этом люди могли только мечтать, а теперь мечта сбылась. Первым взглянул на Землю «со стороны» из космоса, наш космонавт Ю.А. Гагарин. Когда этот первый в мире космонавт еще был на космодроме и только готовился к взлету, Земля, как и всем нам, представлялась ему громадной, необъятной. А взглянул из космоса и увидел: не так-то она и велика. На космическом корабле ее можно облететь всего за полтора часа! Так что мы, земляне этот наш общий дом должны беречь и любить. Посмотрите, как прекрасна наша Земля.

Дети рассматривают иллюстрации красивейших мест Земли. Звучат голоса птиц.

Ребята, а как вы думаете, что угрожает нашей земле?

Дети: «Метеоритный дождь, землетрясение, комета, солнце может потухнуть, газ, который выделяют машины, нефть, если она разливается в морях и океанах, то могут погибнуть животные и растения».

Наша планета земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо и выхлопные газы от автомобилей, отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля, от этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют, люди. Гибнет природа!

Поймав бабочку, сломав ветку или сорвав лесной цветок человек может, сам того не подозревая, не желая, нанести вред природе, оборвать нить, связывающую живые существа на Земле.

Наша планета в опасности, она требует помощи! Вы знаете сигнал бедствия?

Дети: «Нет».

Я вам скажу: «SOS» (показывается плакат). Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете? Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа.

Этим занимаются люди-экологи. Хотите стать юным экологами?

Дети: «Да!».

Дорогие друзья, давайте вместе оберегать нашу Землю, огромную для нас, но такую маленькую в космических масштабах, живую зеленую планету. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинять вреда ни нашему общему Дому, ни его обитателям.

А дома поговорите с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности ли наш город или нет? Что ему угрожает. Завтра скажет, надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS.

Занятие №2.

Итак, мы с вами знаем, что у всех людей есть общее – мы все живем на планете Земля. Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! Это очень красивая планета. И мы все должны сделать так, чтобы она стала еще краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее: строить красивые здания, сажать сады и парки и стараться ничего не разрушать.

Вопросы к детям:

  1. Какую форму имеет Земля?
  2. Какие живые существа населяют Землю?
  3. Что необходимо всем живым существам на Земле?
  4. Почему Землю называют общим домом?
  5. Что имеют в виду люди, когда говорят о богатствах Земли?
  6. Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли?
  7. Что случиться если человек перестанет заботиться о животных и растениях, станет мусорить на улицах?
  8. Как люди помогают растениям в городе?
  9. Что такое экология?
  10. Как мы с вами можем помочь природе?

Мы посадим березы и клены,

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами,

Станут площади наши садами

(П. Воронько)

А теперь давайте порисуем, и пусть наши рисунки расскажут всем о том, как мы можем помочь природе, как мы любим свою Землю, как мы будем заботиться о ней, помогать ей оставаться очень красивой и живой планетой.

Детские комментарии к рисункам (слева направо):

Машина сажает деревья.

Завод, который не дымит.

Машина очищает растения.

Поеду по всем странам, и там где надо помочь земле поставлю значок SOS.

Машина, которая лечит пчел и сеет семена.

Машина, которая очищает моря от нефти.

Машина, которая убирает мусор и делает из него бумагу.

Машина очищает воду.

Защитим муравейник.

Подводная лодка спешит на сигнал SOS.

Спасаю цветы.

Что спасет мир?

Наша Земля красивая голубая планета. Это наш общий дом! А свой дом люди должны любить беречь и заботиться о нем.

Наша Земля больна, на ней много больных мест. И чтобы спасти нашу планету, мы будем её лечить.

Очистим её от мусора!

2 этап: работа с бросовым материалом.

Коллективная работа детей на тему «Экологическая тревога»
«Спасем землю»

Коллективная работа на тему «Спасем воду»

Анализ работы по проекту «Что спасет мир!».

В процессе работы над проектом, «Что спасет мир?» дети не только проявили готовность участвовать в проектах предложенных взрослыми, но и сами подсказывали проблемы и возможные пути их решения. Результаты показали, что дети усвоили экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Имеют представление о природоохранной деятельности человека, любят природу, хотят изучать ее, любоваться ею, заботиться о ней. Дети рассказывали о правилах поведения на примере, о том, как они отдыхают с родителями на природе, и даче, как влияют на экологическое просвещение родителей.

Ребята узнали, что мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам долго, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Но оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение. Работу с бросовым материалом удалось организовать, так, что дети не только научились конструкторским навыкам, но и раскрыли свои потенциальные творческие возможности, испытали чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы.

Родители активно включились в работу над проектом, поговорили дома с детьми, обсудили разные варианты помощи нашей планете. Изготовили дома вместе с детьми поделки из бросового материала, принесли фильмы и фотографии о бедствиях и катастрофах, которые случаются на нашей планете.

Основным направлением данного проекта было нравственное и экологическое воспитание детей. Осознание ими своей принадлежности к нашей планете, принятие планеты как общего дома, о котором надо заботиться и ухаживать. И что каждый человек может внести посильный вклад в общее дело всех людей на Земле.

МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»

Исследовательский проект экологической направленности

подготовительная группа

https://pandia.ru/text/78/454/images/image002_122.gif" alt="C:\Users\юлия\Desktop\Новая" align="left" width="505 height=367" height="367">

воспитанник подготовительной группы

Руководитель проекта: ,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт»,

Томской области, Томского района

Название: «Секреты наших растений…!»

Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь – февраль)

Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Как вырастить картофель на подоконнике?».

Делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Поместили карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «?», посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека.

Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.

При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.

Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Моя задача заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.

Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:

Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

Чем полезны овощи?

Что можно приготовить из картофеля?

Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить картофель на подоконнике?» с результатами нашей исследовательской работы.

Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.

Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.

В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).

При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.

Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.

Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

1. Вводное занятие. «Как вырастить картофель на подоконнике?»

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить картофель, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

2. Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания клубней картофеля?

3. Знакомство с абиотическими факторами

Свет.

Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ), движение, испарение, рост растения.

Температура.

Источник тепла – солнечное излучение.

Почва.

Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

Типы почв.

Влажность. Значение воды для растений.

Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

4. Культурные растения в жизни человека

Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение.

Знакомство с семенами картофеля (величина, форма, окраска, строение клубня)

Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

Значение картофеля как продукта питания. Продовольственная и кормовая ценность.

Подготовка картофеля к посадке.

5. Исследовательская работа

Проращивание картофеля на свету и в темноте:

Материалы:

Клубни картофеля, ведерки, земля.

Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.

Наблюдение за ростом и развитием картофеля в течение месяца. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.

Анализ результатов за неделю. Выводы.

Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

6. Обобщение и подведение итогов работы

Оформление альбома по исследовательской деятельности.

7. Заключительное занятие

Подведение итогов. Награждение детей.

См. Презентацию проекта.

экологический проект


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Экологический проект

для детей подготовительной группы

«Рябинушка»

срок реализации проекта:

01.012.14г. по 01.04.15г.

Нестерова Татьяна Геннадьевна

2015 г.

Экологический проект «Рябинушка»
(для детей подготовительной группы)
Цель
: формирование системы экологических знаний и стремление к самостоятельному поиску, формировать представление о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность.
Тип проекта:
познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.
Обоснование выбора проекта:
гуляя на участке, на снегу возле дерева дети нашли красно-оранжевые ягоды. У них возникло желание узнать о дереве, откуда упали эти ягоды.
Предполагаемый результат:
сформировать у детей представления о рябине, воспитание эмоционального и бережного отношения к рябине, как живому объекту мира природы, о пользе рябины.
План реализации проекта:

Планирование

Что вы знаете?
Это - ягоды, они красно-оранжевого цвета, круглые, маленькие, растут на дереве.
Что вы хотите узнать?
С какого дерева эти ягоды? Какие они на вкус? Съедобные или не съедобные? Едят ли их птицы? Какие птицы прилетают к дереву?
Как можно узнать?
Спросить родителей. Посмотреть в энциклопедии, журнале, книгах. Посмотреть телепередачу о природе. Посмотреть в интернете.
2.

Сбор сведений

Наблюдение «Наше дерево»

Цель:
развивать познавательную активность детей, закреплять знания о рябине, учить выделять ее среди других деревьев.
Чтение книг:
Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: ООО «Карапуз», 2001г. Горщенко Е. Природа и люди. – М.: Просвещение, 1976г. Красиков С. Лесная энциклопедия. – М.: ТОО «Природа и человек», 1997г. Петров В.В. Растительный мир нашей родины. – М.: Просвещение, 1992г. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.
Рассматривание пейзажных картин
И.Э. Грабарь «Рябина»
Цель:
приобщать детей к художественному творчеству, развивать эстетическое восприятие.
Дидактическая игра «Деревья»

Цель:
расширять и уточнять знания детей о деревьях, закреплять названия деревьев, вызвать эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Песни о рябине.

«Тонкая рябина» О.Рождественская. «То березка, то рябинка…» Пионерская песня.1985г. О родном крае.
Цель:
приобщать к музыкальному творчеству, развивать познавательный интерес.
Стихи о рябине.

Рябина.
Красненькую ягоду Мне дал рябина. Думал я, что сладкая, А она как хина. То ли эта ягодка Просто не дозрела, Толь рябина хитрая пошутить хотела. И.Такмакова
Рябина.
Хоть зима свои перины Расстелила у рябины И вокруг морозом веет Ярко ягода алеет. В.Сибирцев *** Скучная картина Тучи без конца. Дождик так и льется, Лужи у крыльца. Чахлая рябина Мерзнет под окном, Смотрит деревушка Стареньким пятном. Что ты рано в гости, Осень к нам пришла Еще просит сердце Света и тепла! А. Плещеев
Народные приметы.
Рябина зацветает – пора сеять лен.
Рябина цветет ясно – много овса будет. Хорошо рябина цветет – к урожаю льна. Поздний расцвет рябины – к долгой осени. Если уродится рябина – рожь будет – хороша. В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – то сухой.
Загадки
. Платье потерялось, а ягоды остались. (рябина) Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом. (рябина) Висят на ветке подружки, прижались тесно друг к дружке. (ягоды рябины) Весною зеленела. Летом загорала. Осенью надела Красные кораллы. (рябина)
Выставка поделок из рябины.

Цель:
развивать эстетическое восприятие, привлечь родителей к активному сотрудничеству в процессе проекта.
Подвижна игра «Беги к рябине!».

Цель
: учить находит рябину среди других деревьев, повышать двигательную активность.
Экскурсия к рябине.

Цель:
познакомить детей с природными наблюдениями на примере рябины, рассмотреть птиц, прилетающих к дереву, развивать наблюдательность.
Экспериментирование «Какая это ягодка, а вот – какая ягодка…»

Цель:
учить совместно заниматься исследовательской деятельностью, делать выводы, развивать познавательный интерес.
Вывод:
Это – ягоды рябины. Осенью они – горькие, а зимой – сладкие. Они съедобные. Рябина – лекарственное растение. Из ягод рябины варят варенье. Птицы охотно едят ягоды рябины.
3.

Продукт творческой деятельности.
Изготовление альбома «Ой рябина, рябинушка». Фоторепортаж «У рябины». Совместные работы детей и родителей.

Реализация проекта.

Познание.

Занятие «Рябинушка»

Цель:
продолжить экологическое развитие старших дошкольников, расширить и пополнить знания детей о рябине, воспитывать бережное отношение и любовь к природе, развивать и активизировать словарь детей, логическое мышление.
Художественное творчество в рисовании.

Рисование с натры «Ветка рябины»

Цель:
продолжать знакомить детей с натюрмортом, учить предавать характерные особенности: форму частей, строение ветки, листа. Закреплять умение красиво располагать ветку на листе бумаги, упражнять в рисовании акварелью.
Художественное творчество в лепке.

«Рябина»

Цель:
совершенствовать технику рельефной лепки, показать новые приемы лепки, добиваться сходства с образцом.
Художественное творчество в аппликации.

«Снегирь на ветке рябины»

Цель:
закрепить умение вырезать части круглой и овальной формы, учить составлять изображение из частей, учить предавать в аппликации образ птиц, особенности ветки дерева, закреплять приемы аккуратного наклеивания, развивать эстетическое восприятие.
Работа с природным материалом.

«Бусы из рябины»

Цель:
продолжать учить работать с природным материалом, учить аккуратности, усидчивости, развивать воображение и эстетический вкус.
«Панно из листьев рябины»

Цель:
учить детей составлять узор, подбирать по цвету и по форме листья для осуществления замысла, познакомить с понятием «кайма».
5. Презентация проекта.
Выставка альбома «Наша рябинушка», фоторепортаж «У рябины», выставка поделок. Праздник «Дерево года».
Анализ:
«Что мы узнали?» - обсудить с детьми то, что они узнали, чему научились, что сделали своими руками, высказывания детей записать.

Опись материалов.
1. Конспект образовательной деятельности «Рябинушка» 2.Конспект наблюдений. 3.Фотоматериалы. 4.Подборка художественных произведений. 5.Подборка дидактических игр. 6.Художественное слово о рябине.

Дидактические игры

«Деревья».
Цель: расширить и уточнять знания детей о деревьях, закреплять названия деревьев, вызвать эмоциональный отклик на игровые действия.
2.

«Собери целое».
Цель: учить детей составлять целое из частей, формировать целостноый образ рябины.
3.

«С какого дерева этот листочек?»
Цель: закреплять названия деревьев, учить находит листья соответствующие этому дереву.
Подвижна я игра «Беги к рябине!»

Цель:
учить находить рябину среди других деревьев, повышать двигательную активность.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 города Тюмени
Образовательная деятельность

тема «Рябинушка»
Подготовила: воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.

Цель:
продолжить знакомить детей с природными изменениями в природе на примере рябины, рассказать о пользе рябины.
Ход:

Педагог.
Ребята, какое сейчас время года? Скажите, какая погода сейчас на улице? Как назвать погоду одним словом? Да, сегодня на улице холодно, ветрено, морозно. Одним словом – Зима. А зимой всегда морозно, холодно. Когда нам холодно, что мы делаем? (Ответы детей)
Педагог
. А есть те, что не одеваются зимой, а наоборот - раздеваются. Вы догадались, о чем я говорю? Конечно это деревья. Пойдемте, проведаем нашу рябинушку. Поговорим с ней. Расскажем о том, что мы узнали нового за это время. Одеваемся тепло и выходим в парк.
Педагог.
Скажите, можно узнать нашу рябинку? Куда делись ее красивые листья? Для чего облетают листья на деревьях? Что было бы если листья с деревьев не облетали на зиму? (Ответы детей)
Педагог.
Правильно вы говорите, что если бы листья остались на заму, то дерево могло бы замерзнуть. Ведь в листочках много влаги или воды. А вода зимой замерзает, а вместе с влагой в листьях замерз бы и сок в ветках и стволе. Сок дает жизнь дереву. И еще, помните, что дерево на зиму не умирает, а просто спит, отдыхает до лета. Летом оно хорошо потрудилось и может отдохнуть.. Дети подходят к дереву, гладят ствол, определяют какой он на ощупь.
Педагог.
Посмотрите, пожалуйста на рябинку и скажите, какая она сейчас? Какое у нее настроение? (ответы детей)
Педагог.
Много ли ягод на рябине? А раньше на ней было много ягод Что случилось? (Ответы детей)
Педагог.
Значит много птиц прилетело к ней. Какие птицы прилетали к рябине? (Ответы детей)
Педагог.
Почему же эти птицы не улетели в теплые края? Таким птицам трудно искать корм. Что нужно сделать чтобы им помочь? (Ответы детей)
Педагог.
Правильно, нужно подкармливать птиц зимой. Педагог. Дети, как вы думаете, а только ли птицам нужны ягоды рябины? (Ответы детей)
Педагог.
Осенью ягоды рябины собирают и сушат люди, потому что рябина обладает лекарственными свойствами. Настой из ягод рябины пьют при простуде и других болезнях. А еще из ягод делают рябиновое варенье и джем. А к лесной рябине прилетают лесные пчелы, они собирают нектар с цветов рябины. Рябиновый мед очень ценится в медицине. Вот видите, какое полезное и нужное дерево – наша рябинушка.
Педагог.
А сейчас давайте отойдем и посмотрим, может быть сейчас прилетят птицы к рябинке.
Педагог.
Давайте попрощаемся с рябинкой и прочитаем ей стихотворение В.Сибирцева «Рябина», которое мы разучили. (Дети читают стихотворение, прощаются с деревом)

Подборка художественных произведений
1. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: ООО «Карапуз», 2001 г. 2. Горщенко Е.И. Природа и люди – М.: Просвещение, 1976 г. 3. Красиков С. Лесная энциклопедия – М.: ТОО «Природа и человек», 1997 г. 4. Петров В.В. Растительный мир нашей природы – М.: Просвещение, 1992 г. 5. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад № 85 города Тюмени

Конспект «Наблюдение за рябиной»

с детьми подготовительной группы
Подготовила; Воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.
Цель: расширять знания о рябине, продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Ход наблюдения.
Нарядилась рябинушка, вышла погулять. Платье в красных бусинках – их не сосчитать. Стала с ребятишками хоровод водить, С платьица по бусинке каждому дарить. Стали ярче рябинушки щечки детворы, Щедрые у рябинушки для детей дары. Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горькие, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще. Воспитатель задает детям вопросы. - Какие на вкус ягоды рябины зимой? - Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?
Исследовательская деятельность
Сравнить ягоды на морозе и после.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега. Цель: оказывать помощь дворнику.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85 города Тюмени
Конспект образовательной деятельности

по художественному творчеству в рисовании

с детьми подготовительной группы

рисование с натуры «Ветка рябины»
Подготовила: воспитатель Нестерова Т.Г. 2015 г.

Программное содержание.
Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа. Закреплять умение располагать ветку на листе бумаги. Упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). Учить составлять рисунок с натурой, добиваться точности изображения.
Материалы.
Красивая ветка с небольшим числом ответвлений. Альбомный лист. Акварель. Кисточки. Кассета с аудиозаписью музыки «Осень» из альбома П.И.Чайковского «Времена года».
Ход занятия.
Весною зеленела. Летом загорала. Осенью надела Красные кораллы.
Педагог.
О каком дереве эта загадка? (Ответы детей) Педагог. Правильно, это рябина. Сегодня на занятие я принесла ветку рябины. Рассмотрите ее хорошенько и скажите, что вы видите.(Ответы детей) Воспитатель уточняет с детьми особенность, активизирует детей, спрашивает как лучше расположить рисунок на листе бумаги. Затем детям предлагается вспомнить приемы работы с акварелью.
Педагог.
Перед началом работы давайте разбудим наша ручки и поиграем нашими пальчиками, чтобы они лучше рисовали. Пальчиковая гимнастика «Кисточку верчу, кручу, рисовать научить ее хочу».
Педагог.
А сейчас приступайте к работе. Дети рисуют под музыку «Осень» из альбома П.И.Чайковского «Времена года»
Итог занятия:
Выставка детского творчества «Ветка рябины»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 85 города Тюмени

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству

в аппликации

с детьми подготовительной группы

«Снегирь на ветке рябины»
Подготовила: воспитатель Нестерова Татьяна Геннадьевна 2015 г.

Программные задачи:
закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, продолжать учить составлять изображение из частей, учить передавать в аппликации образ птицы, особенности ветки рябины, закреплять приемы наклеивания, развивать эстетический вкус
Материалы:
цветная бумага, клей, альбомный лист, кисточки для клея, салфетки, ножницы.
Ход:
Воспитатель спрашивает детей каких птиц они видели на прогулке у рябины и загадывает загадку про снегиря. Воспитатель предлагает сделать аппликацию «Снегирь на ветке рябины». Затем объясняет: как лучше выполнить эту работу и рассматривает образец, напоминает детям о правилах работы с клеем и ножницами. Перед началом работы дети делают пальчиковую гимнастику «Птички». В конце занятия – выставка детских работ.

ФОТОМАТЕРИАЛ