Конспект занятия транспорт тифлопедагога. Конспект комплексного занятия тифлопедагога в средней группе для детей с нарушением зрения: «Лесные загадки. I. Вводная беседа

Любовь Леонтьева
Конспект занятия тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль» ДО «Улыбка»

Конспект

Занятия по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

учитель-дефектолог Леонтьева Л. М.

Программные задачи :

Развитие зрительного восприятия контурных и предметных изображений; формы , цвета и величины предметов;

Закрепление представлений о плоскостных геометрических фигурах; основных цветах спектра и их оттенках;

Закрепление умения выкладывать предметы по величине от меньшего к большему и наоборот;

Развитие логического мышления, зрительной памяти, зрительного внимания, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, ориентировки на плоскости;

Совершенствование зрительных функций различения, локализации;

Тренировка амблиопичного глаза;

-формирование детского коллектива , умения выполнять задания индивидуально, в парах и в группе ;

-формирование нравственных качеств : отзывчивости,дружелюбия, чувства товарищества и взаимовыручки.

Ход занятия

Сюрпризный момент : на компьютер по Интернету пришло сообщение о том, что юный волшебник просит помощи у детей, готовых к школе. Он знает много волшебных заклинаний, но в школу его не берут, т. к. он не знает многих вещей, необходимых школьнику.

Например, с полок в лаборатории упали банки с зельями. Как найти нужную?

Дидактическое упражнение «Логические квадраты»

Чтобы составить эликсир вечной молодости и красоты, надо составить эти банки по порядку.

Дидактическое упражнение «Выложи по образцу»

В бутылочках напиток одного цвета, но разных оттенков. Как правильно сделать раствор волшебного зелья?

Дидактическое упражнение «Выложи от светлого к тёмному»

Дидактическое упражнение «Найди нужный оттенок»

Чтобы эликсир подействовал, необходимо произнести волшебное заклинание. Оно состоит из нескольких слов, которые спрятаны на запутанной картинке. Интересно, смогут ли дети отыскать эти слова?

Наш друг - юный волшебник носит очки. А ведь раньше у него было хорошее зрение. Просто он много времени проводит за компьютером, и у него устают глаза. Научим его делать зрительную гимнастику с помощью его волшебной палочки.

Зрительная гимнастика.

Пока мы делали гимнастику для глаз, от Пети пришло новое сообщение : он многому научился у детей и надеется, что его возьмут в школу. А пока он познакомился со многими сказочными персонажами и узнал, что у них тоже есть проблемы :

У Старика Хоттабыча порвался ковёр-самолёт.

Дидактическое упражнение «Собери фигуру из частей»

Золушка рассыпала бусы

Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»

7 гномов перепутали вещи –

Дидактическое упражнение «Выложи от большого к маленькому и наоборот»

На «электронную почту» приходит новое сообщение от Пети, зашифрованное. В нём говорится, что дети смогут сейчас увидеть настоящих волшебников.

Дидактическое упражнение «Найди слово» (графический диктант»

Получилось слово «Зеркало» . Дети видят в зеркале себя – ведь они настоящие волшебники : помогли другу.

Звучит песня «Где водятся волшебники»

Сюрпризный момент.

Социально-бытовая ориентировка

Цели урока:

  • Расширение представлений об окружающей действительности, о занятиях людей физкультурой и спортом.
  • Формирование установок на здоровый образ жизни.
  1. Формировать представления о разных видах спорта, понятия “зимний и летний” вид спорта, “командный и одиночный”.
  2. Устанавливать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами, местом занятий и временем года.
  3. Учить сравнивать виды спорта, опираясь на план-схему.
  4. Развивать зрительное, осязательное и слуховое восприятие, мышление.
  5. Воспитывать интерес и желание заниматься физкультурой и спортом. Оборудование: Теннисная ракетка, баскетбольный мяч, шайба с клюшкой, скакалка, лыжные палки. Большая коробка с набором мячей, косынка.Набор иллюстраций разных видов спорта, спортивногоинвентаря и спортивных сооружений.План-схема: летний/зимний вид; место занятий; атрибуты и форма; командный/одиночный вид.Указка-фонарик.Шарада (“Спорт”) на доске, мел.

Ход занятия

1. Педагог обращает внимание детей на “интересные вещи”, принесенные им в кабинет.

Дети, на занятиях физкультурой вы играете во многие игры, выполняете различные упражнения. Эти предметы – спортивный инвентарь, атрибуты для занятий физкультурой и спортом. Рассмотрите их. Для каких спортивных игр они необходимы?

Найдите эти предметы на картинках. Как называются люди, занимающиеся этими видами спорта?

Дети, как вы думаете, зачем люди занимаются физкультурой и спортом? (Выслушать ответы детей, подвести к выводу, что физкультура и спорт укрепляют здоровье человека).

2. - Сравните, что общего и чем отличаются:

баскетбол и футбол; хоккей и лыжные гонки; бег и плавание.

Сравнение по плану- схеме.

3. Физкультурная минутка:

Встаньте, дети, по порядку,

Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья.
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И друг другу улыбнулись.
Мы на месте ходим в ногу,
Словно вышли на парад.
Отдохнули мы немного,
Снова парты ждут ребят.

4. Гимнастика для глаз: следить за указкой - фонариком по сетке, по углам которой расположены изображения спортивных атрибутов (штанга, гимнастическая лента, шапочка и очки пловца, боксерские перчатки). Луч фонарика движется по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали. Дети называют указанные предметы. 5. – У меня в коробке спрятаны разные мячи: футбольный, волейбольный, баскетбольный, гимнастический и теннисный. Я предлагаю вам угадать на ощупь эти мячи. (Ребенок с завязанными глазами выбирает мяч, но не достает его из коробки, а рассказывает, какой этот мяч на ощупь, дает свой вариант ответа. Дети соглашаются или исправляют товарища, затем мяч достается из коробки). 6. – А сейчас я предлагаю вам сыграть в другую игру: я показываю вам картинку, один из вас называет изображенный на ней вид спорта и отыскивает на сетке картинку, где изображено место занятий этим видом спорта. (Баскетбольная площадка, плавательный бассейн, футбольное поле, гимнастический помост, теннисный корт, хоккейная коробка). 7. – Вы многое узнали о физкультуре и разных видах спорта. Помогите мне разгадать шараду:

Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали.
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И, если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и в зной
Выносливым и ловким.

8. Итог занятия.

1) - Расскажите, каким видом спорта вы занимаетесь или хотели бы заниматься и почему, чем он вам нравится.

2) – Я желаю вам успехов в ваших занятиях физкультурой и спортом. Растите здоровыми, сильными, ловкими! Больших вам побед!

Развитие зрительного восприятия

Цель: Формирование заинтересованности и положительного отношения к наблюдению, поиску, анализу зрительно воспринимаемых объектов.

  1. Активизировать и тренировать зрительные функции различения, прослеживания, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации.
  2. Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия.
  3. Развивать у детей умение составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное изображение.
  4. Закреплять знание основных цветов и оттенков, правильно использовать эталоны цвета при описании предметов.
  5. Упражнять в умении зрительно анализировать высоту предметов. Располагать на фланелеграфе изображения по убывающей (возрастающей) величине, упражнять глазомер у детей.

Оборудование: Мяч. Демонстрационные картинки для сравнения. Плоскостные фигурки-изображения мальчиков-спортсменов разного роста, фланелеграф. На каждого ребенка: картинки штангиста под калькой, фломастеры; разрезные картинки в конвертах; карточки-лабиринты.

Ход занятия

1.Игра с мячом “Подари словечко” - припоминание видов спорта. Педагог бросает мяч ребенку и просит назвать зимний (летний, командный, одиночный, водный и т.д.) вид спорта. Ребенок ловит мяч и возвращает его педагогу, называя соответствующий заданию вид спорта.

2. – Дети, я приготовила для вас очень непростое задание: под калькой спрятана картинка, которую вы должны обвести по контуру и назвать, кто изображен на картинке.

Дети обводят по контуру через кальку изображение штангиста. Условия затруднения восприятия.

3. Педагог обращает внимание детей на две картинки, помещенные на доску:

– Посмотрите внимательно на эти две картинки и найдите все отличия.

Дети находят и называют отличия.

4.– Дети, посмотрите, что лежит в конвертах у вас на столах? 11 Попробуйте сложить эти части в целое изображение, а потом найдите, что напутал художник? Дети складывают разрезную картинку, указывают на ошибку художника.

5.Физкультурная минутка:

Встаньте, дети, по порядку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья.
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И друг другу улыбнулись.
Мы на месте ходим в ногу,
Словно вышли на парад.
Отдохнули мы немного,
Снова парты ждут ребят.

6. Гимнастика для глаз: следить за указкой - фонариком по сетке, по углам которой расположены изображения волчат, играющих в волейбол и футбол. Луч фонарика движется по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали. Педагог называет указанных волчат: Белоносый, Белобокий, Белохвостый, Белолапый. Затем уточняет, почему их так зовут?

7. – А сейчас, дети, я предлагаю вам новую игру – лабиринт. Вы должны проследить глазами по линиям, соединяющим верхние картинки на ваших карточках с нижними и определить, что нужно каждому спортсмену.

Дети прослеживают глазами по линиям лабиринта и называют предметы, необходимые лыжнику, хоккеисту, парашютисту, футболисту и боксеру.

8. Педагог предлагает детям “построить по росту” спортсменов – разместить на фланелеграфе изображения мальчиков-спортсменов в порядке убывания/возрастания. Спортсменов обозначают по цвету их костюмов: Самый высокий мальчик – в синем спортивном костюме. Мальчик в желтом костюме ниже мальчика в синем, но выше мальчика в зеленом костюме. И т.д.

9. Итог занятия.

Дети, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось больше всего? А какие задания были для вас трудными? Почему?

Индивид программа для ребенка с синдромом Дауна).docx

инд план работы на 1 квартал (5).docx

консульт для родителей детей с наруш.зрения d (2).docx

консультация для родителей детей с ОВЗ.docx

консультация для родителей с детьми с наруш.зрения.docx

Перспект план по зрит. восприятию старш, подг..docx

перспект план по ориентировке в пространстве мл-сред гр..docx

Перспект план по ориентировке в пространстве ст,подгот.docx

Перспект.план по развитию звуко-буквенного анализа старш-подгот.docx

Перспективный план по зрит.восприятию млад, средняя (5).docx

Перспективный план по развитию фонем слуха.средн.гр..docx

Перспективный план по социально-бытовой ориентировке млад,средняя..docx

Персрект.план по социально-бытовой ориентировке.старш, подгот..docx

Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий. Лечебно - восстановительные и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении, помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития. Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе коррекционно-развивающего обучения. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие развития и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение фронтальным и индивидуальным занятиям, упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей.

Специальные коррекционные занятия для

детей с нарушениями зрения:

1.Развитие зрительного восприятия.

На занятиях по развитию зрительного восприятия:

У детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;

Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;

Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;

Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.

Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму,цвет, и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

2. Развитие зрительно-двигательной координации.




3.Развитие ориентировки в пространстве.

Занятиях по ориентировки в пространстве направлены на:

Формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;

Обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;

Развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.


4. Развитие осязания и мелкой моторики

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на

Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;

Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;

Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);

Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);





5.Социально - бытовая ориентировка.

Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:

Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;

Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;

Формирование представлений о самом ребенке и окружающих людях.

В разделе социально - бытовая ориентировка упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.

«Общение с ребёнком вместо компьютера и страшных мультиков».

(консультация для родителей)

«Ничего не может быть

Страшнее, как потерять зрение:

Это невыразимая обида, она

Отнимает у человека девять

Десятых мира»

М. Горький.

Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать.

Вас не должно удивлять, что приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы.

Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются.

Все, что вы делаете вместе, проговаривайте. Задавайте такие вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», « Как называется этот предмет?», « Для чего он нужен?».

Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания. (Т. е. на ощупь)

Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, особенности строения, материал)

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: « этот мяч большой, а этот маленький »

Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Он должен знать название частей своего тела и их расположение.

Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (на поверхности стола) предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: « то, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка. Делая указательные жесты направо и налево.

Обратите внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать и определять с какой стороны расположен звучащий предмет. Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Родители должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что он делает.

Необходимо подчеркнуть, что чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

Цель: развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников с нарушением зрения в средней группе

формировать социально-адаптивное поведение дошкольников

учить детей понимать свои визуальные трудности

развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением

и сохранными анализаторами

развивать осязание и мелкую моторику рук

воспитывать полоролевую принадлежность

стимулировать групповую сплоченность

1. Приветствие

Тифлопедагог Здравствуйте, ребята! Я назвала вас одним словом - ребята, потому что вы дети. А как можно назвать одним словом ваших пап, мам, теть и дядей?

Дети. Взрослые.

Тифлопедагог Кто же мы все вместе?

Дети. Люди.

Т ифлопедагог Ребята, а все люди одинаковые?

Дети. Нет.

Тифлопедагог Давайте это проверим. Внимательно посмотрите друг на друга. Чем вы различаетесь?

Дети. У нас разная одежда. Мы различаемся по росту по цвету волос, глаз.

Тифлопедагог А среди вас есть девочки? А мальчики?

Т ифлопедагог Молодцы, вы все верно подметили. Вы все разные. Среди вас есть девочки и мальчики. Посмотрите, у нас в гостях веселые человечки, тоже девочки и мальчики, клоуны. Но каждому клоуну не хватает пары. Что нужно сделать, чтобы им помочь?

Давайте, девочки соберут девочек-клоунов, а мальчики - мальчиков.

2. Игра «Человечки»

Описание игры:

Каждому ребенку предлагается собрать цельное изображение человека на индивидуальной наклонной магнитной доске. Тифлопедагог обращает внимание детей на отличия изображений: разная одежда и обувь.

Т ифлопедаго г Ребята, мы тоже разные, но все живые, в отличие от этих картинок. Что мы умеем делать в отличии от них? (расти, двигаться, питаться)

А еще мы все умеем видеть! С помощью чего мы видим? - правильно, мы видим при помощи глаз. Наши глаза помогают нам узнать много интересного и важного в жизни.

Вот я вижу. Что передо мной девочки и мальчики , все они в хорошем настроении, и хотят поиграть! Я не ошибаюсь? Не обманывает меня моё зрение?

Ребята, а видеть можно не только глазами. Давайте поиграем в игру «Волшебный ящик» и вы это поймете.

Вот ящик. В нем что-то лежит, сейчас я угадаю, что же там за предмет.

3. Игра «Волшебный ящик»

Описание игры:

Дети руками обследуют предметы, которые находятся в ящике. Называют их и достают.

Т ифлопедаго г Кто хочет попробовать угадать предмет в волшебном ящике?

«Потрогай и назови, что это?»

Т ифлопедаго г Вот такой фокус! Трудно было угадывать предметы?

С помощью чего мы узнавали предметы? Правильно- с помощью рук! Еще говорят - на ощупь . Мы их ощупали и узнали.

4. «Угадай друга на ощупь»

Т ифлопедагог А вот интересно, хорошо ли вы знаете своих друзей, сможете ли вы узнать друга на ощупь ? Проверим?

Надо будет одеть на глаза индивидуальную маску и узнать друга, который стоит перед вами не пользуясь зрением.

(сначала кого-то из детей узнает тифлопедагог)

Описание игры:

У каждого ребенка индивидуальная повязка, которую он одевает на глаза и узнает на ощупь каждого ребенка по очереди.

Т ифлопедагог Молодцы, все справились. Вы очень хорошие друзья.

5.Физминутка

Что мы любим делать? Верить в чудеса! (разводят руками)

Смотреть в небеса! (смотрят вверх)

Хлопать в ладоши! Играть на лугу! (хлопать в ладоши)

И мир познавать - на бегу, на бегу!!! (бег)

6. Знакомство с оптическим средством - биноклем

Т ифлопедагог А если наш друг будет очень далеко, как же нам его узнать? Ведь пощупать мы его не сможем. Чтобы смотреть вдаль очень далеко люди придумали бинокль .

Би­ нокль позволяет увидеть предметы на дальнем расстоянии: в лесу, поле.

В бинокле такие же линзы, как в очках, только сильнее.

Эти линзы могут приближать предмет.

Рассмотрите и потрогайте этот прибор по очереди.

(Тифлопедагог дает детям возможность хорошо рассмотреть бинокль, потрогать его, посмотреть в него)

7. Работа с лупами

Т ифлопедагог Ребята, не все удобно рассмотреть в бинокль. А если это только рисунок, или мелкая фотография друга? Рассмотреть ее нам поможет вот такой прибор - лупа.

Давайте вспомним, что лупу надо держать за ручку; не браться руками за стекло, не бросать лупу (она может разбиться).

Если стекло лупы запачкалось, протирать его следует специальной салфеткой. Вот так (показ)

Давайте встанем у конторок и рассмотрим картинки, с помощью этих приборов.

Дети рассматривают мелкие картинки с помощью лупы и называют их. Внимание детей обращается на увеличение изображения при использовании лупы. Теперь они могут рассмотреть мельчайшее изображение

Т ифлопедагог Ребята, я дарю вам эти приборы. Теперь, вы с ними хорошо знакомы, и сможете пользоваться при необходимости.

Релаксация

Чтобы отдохнуть самим и дать отдохнуть нашим глазам давайте послушаем музыку и посмотрим на специальные изображения

(Тифлопедагог показывает детям под музыку программу «Relax» на оптимальном для глаз детей расстоянии от компьютера)

8. Подведение итога

Т ифлопедагог Итак, ребята, чем мы сейчас занимались?

Дети - играли

Т ифлопедагог А в какие игры мы играли можно вспомнить по картинкам.

/Дети подводят итог занятия по опорным картинкам, обозначающим этапы занятия./

Интересно вам было? А было ли сложно? А что нового узнали или увидели?

Молодцы, мы сегодня замечательно играли. Все что в этих играх вы узнали нового, пригодится вам в жизни и при нашей следующей встрече. Не забудьте взять с собой в группу лупы.

    Закрепление материала предыдущих занятий (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей).

    Преподнесение нового материала (показ и объяснения тифлопедагога, совместное выполнение незнакомых детям или трудных для них действий).

    Физкультминутка (упражнения для снятия зрительного утомления).

    Закрепление нового материала (игры и упражнения, предполагающие частичную или полную самостоятельность детей).

    Заключительная часть (подведение тифлопедагогом итогов занятия, оценка деятельности детей).

Построение коррекционных занятий по вышеназванным программам предоставляет тифлопедагогу возможность организовать их в четкой, логически обоснованной последовательности, с постепенным усложнением. Распределение программного материала по годам обучения позволяет осуществлять коррекционное обучение с учетом возраста детей.

Остановимся коротко на каждом из названных видов специальных коррекционных занятий тифлопедагога.

Направленияработы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения Обучение ориентировке в пространстве

Обучение детей ориентировке в пространстве тифлопедагог осуществляет по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов. На каждом из них большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием. На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе», Задача второго этапа – дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». Детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке. Третий этап – обучение детей моделированию предметно-пространственных построений. Четвертый этап – обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Следует отметить, что работа проводится тифлопедагогом во взаимосвязи с воспитателем. Причем тифлопедагог, как правило, осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателей. Он готовит детей к овладению трудными видами деятельности, формирует алгоритм действий, показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).

При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы: зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание ребенком себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка: словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. В обучении используются реальные чувственные ощущения детей. Например, левая сторона тела связывается с расположением сердца. Дети прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают, как оно бьется. Используется система меток: аппликационные изображения. Кружки, цветы, флажки, бантики и т. д. Их прикрепляют на одежду и объясняют ребенку, что эта сторона его тела – левая.

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» тифлопедагог формирует у детей навыки использования зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко – далеко», «ближе – дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: «Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»). Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушенным зрением, поэтому зрительное восприятие пространства необходимо дополнить двигательными ощущениями. Например, тифлопедагог предлагает ребенку пройти до игрушки и сосчитать сколько шагов он сделал. Затем пройти до другой игрушки, также считая шаги, и сравнить, до какой игрушки он сделал больше шагов.

Для развития полисенсорного восприятия пространства необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия. Они учатся выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию. Так, внимание детей обращается на запахи, свойственные определенным предметам или сопровождающие какие-то явления природы (например, запах осенних листьев), на температурные изменения в разных помещениях (так, на кухне жарко, а в кабинете врача прохладно).

Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Проводятся занятия, на которых дети учатся обследовать пространство, которое им предстоит моделировать. Такие занятия проходят индивидуально в форме дидактических игр: «Кукла купила себе мебель», «Кукла переезжает на новую квартиру» и т. п. Сначала ребенок рассматривает и обследует осязательно макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели. Своими инструкциями и вопросами тифлопедагог направляет зрительно-осязательное восприятие ребенка, активизирует его деятельность, поддерживает интерес. При обследовании с помощью осязания макета кукольной комнаты и предметов мебели он берет руки ребенка в свои и направляет движения, помогая воспринять форму, особенности строения каждого предмета. Затем предметы кукольной мебели размещаются ребенком на макете. Все действия ребенка и педагога сопровождаются словесными пояснениями с постепенным вовлечением в это ребенка. Позже, опираясь на сформиро­ванные у детей навыки, можно перей­ти к обучению моделированию прост­ранственных отношений с использо­ванием предметов-заместителей Де­тям дается представление о том, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать детали строи­тельного материала. С помощью тиф­лопедагога дети выбирают, какой строительной деталью можно заме­нить тот или иной предмет мебели для кукольной комнаты, соотносят их форму с формой деталей. Овладев на­выками моделирования микропрост­ранства, дети используют их при моделировании макропространства (на­пример, кабинета тифлопедагога).

Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

Для обучения детей ориентировке в пространстве по картинке-плану подбираются крупные цветные картинки с реалистическим изображением игрушек, расположенных в микропространстве (например, на столе, на полке). Дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане. На следующих занятиях дети получают представление о том, что каждую игрушку или предмет можно изобразить условно, схематично, с помощью контура. Условные (контурные) изображения, с которыми знакомятся дети, должны быть очень простыми, точными, передавать основную форму и строение игрушек и предметов, то есть легко узнаваемыми. Схемы замкнутого пространства также должны быть простыми. Например, на одной из них услов­ное изображение стола (вид сбоку) и расположенных на нем трех игрушек (слева, справа и посередине). Следую­щая схема изображает стол так, как дети видят его сверху. На ней изобра­жено уже пять игрушек. Постепенно тифлопедагог знакомит детей с более сложными схемами (кукольной ком­наты, игрового уголка, кабинета тифлопедагога и т. д.).

Дети учатся соотносить располо­жение предметов в реальном замкнутом пространстве со схемой. Например, предлагаются следующие зада­ния: «Найди в кукольной комнате (в игровом уголке, в кабинете) предме­ты, изображенные на схеме», «Найди на схеме изображение окна (двери, шкафа, стола и т. д.)», «Расскажи, где расположен предмет, изображенный на схеме», и т. д. Детям задаются вопросы, побуждающие их использо­вать пространственную терминологию. Например: «С какой стороны от тебя стоит шкаф с игрушками?», «С какой стороны на столе стоит игруш­ка?», «Где ты нашел игрушку?».

Формирование у дошкольников с нарушением зрения навыков самостоятельного составления схем пространства является завершающим этапом коррекционной работы по обучению ори­ентировке в пространстве. Сначала тифлопедагог учит детей рисовать услов­ные (контурные) изображения игру­шек и предметов мебели. С этой целые используются трафареты. Позже дети учатся рисовать контурные изображе­ния по точкам. Далее задания усложня­ются. Каждому ребенку дается лист-схема (например, схема стола), на ней дети рисуют условные изображения игрушек, которые расположены на столе перед ними. Предварительно дети рассматривают и обследуют с помощью осязания стол с игрушками, рассказывают, как они расположены.

Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.

Обучение социально-бытовой ориентировке

В курсе социально-бытовой ориентировки тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки (умение пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе). Формируются навыки предметно-практической деятельности. Дети учатся самостоятельно выполнять необходимые действия с рациональным использованием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов, контролировать свои действия с помощью зрения и выполнять их без зрительного контроля, с помощью осязания.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Тифлопедагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т. д.), учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.

Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах. Целью экскурсий может быть ознакомление с трудом взрослых (врача, повара, воспитателя, няни и т. д.). Знания о труде взрослых расширяются: детей знакомят с профессиями, выходящими за круг профессий сотрудников детского сада. С этой целью тифлопедагог проводит экскурсии в магазины, на почту, к строящемуся объекту и т. д. Следует отметить, что у дошкольников с нарушениями зрения необходимо формировать реалистические представления о профессиях, о том, какие требования предъявляются к занятым в них людям. Это необычайно важно в плане созда­ния понимания недоступности для них ряда профессий из-за нарушения зрения. В то же время необходимо дать как можно более полные и интересные све­дения о тех видах профессионального труда, в которых они могут себя реали­зовать. В ряде случаев тифлопедагог проводит перед экскурсией специаль­ное предварительное ознакомление де­тей с теми предметами, которые будут затем наблюдаться на экскурсии. Эта необходимость вызвана низкими позна­вательными возможностями дошколь­ников с нарушениями зрения, их искажен­ным восприятием предметов на рассто­янии. Например, перед экскурсией на кухню нужно познакомить их с предметами кухонной посуды, с различными приборами и оборудованием, дать рас­смотреть, обследовать при помощи ося­зания. Можно провести сюжетно-ролевую игру «Сварим кукле обед». Дети от­гадывают загадки о предметах кухон­ной посуды, составляют загадки-описа­ния самостоятельно и т. п. Во время про­ведения экскурсий тифлопедагог по­стоянно направляет зрительное воспри­ятие дошкольников, предоставляет им возможность воспринять изучаемые предметы или явления с помощью дру­гих анализаторов: осязания, слуха, обо­няния. Экскурсии на природу в разные времена года, как правило, проводятся без предварительной подготовки. Это обусловлено тем, что на такой экскур­сии можно вступить в непосредствен­ный контакт с изучаемыми объектами и явлениями, чувственно воспринять их. Например, во время экскурсий в парк дети рассматривают опавшие листья, собирают их, соотносят с определенными деревьями, сравнивают по цвету, по форме и величине, узнают их по внешнему виду и запаху, наблюдают порывы ветра и листопад.

Позже на занятиях тифлопедагога представления, полученные во время экскурсии, закрепляются, расширяются. Дети рассматривают принесенные из парка листья, семена, соотносят их с предметными, силуэтными и контурными рисунками, рассматривают картинки, составляют по ним рассказы, придумываю загадки, выполняют графические работы по теме экскурсии.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Тифлопедагог выступает непосредственным участником игры, активизируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры.

Беседа – один из методов коррекционного обучения на занятиях по социально-бытовой ориентировке. При планировании беседы тифлопедагог учитывает, какие экскурсии были проведены по этой теме, с какими предметами дети познакомились, ка­кой наглядный материал изучали, ка­кие дидактические и сюжетно-ролевые игры были проведены. Заранее планируются вопросы для беседы. Они должны быть четкими, конкрет­ными, дающими возможность уточнить представления по теме помогаю­щими сформулировать правильные ответы. Беседы сопровождаются ис­пользованием наглядности. Подбира­ется она в соответствии с темой бесе­ды и с учетом зрительных возможнос­тей детей.

В разделе курса по социально-бытовой ориентировке «Ребенку о нем самом и окружающих людях» тифлопедагог формирует у каждого ребенка адекватные представления о нем самом: о функциональном значении различных органов, о сенсорных возможностях, о внешнем облике и т. п. Проводятся игры и упражнения, в которых ребенок рассматривает себя и рядом стоящего ребенка в зеркале, дети сравнивают внешние признаки друг друга, рассказывают о своем внешнем виде, объясняют выражение своего лица. Позже тифлопедагог предлагает составить на фланелеграфе свой портрет, портрет другого ребенка; нарисовать его, сравнить с оригиналом. Постепенно у детей создается представление о себе как о личности, имеющей свои, не похожие на других людей, черты внешности и характера. Они начинают лучше понимать себя, других детей и взрослых, чувствовать их настроение.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируются понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.