Какие бывают способы вязания крючком. Спицы для вязания, виды и назначение. Пышный пучок с двойной вершиной на свободном основании

Вязальные крючки бывают длиной в 120-160 мм, а диаметром от 0,5 до 12 мм.

Каждый крючок имеет стержень, головку и бородку.

Прежде чем приобрести крючок, нужно убедиться в том, что головка у него не слишком острая. В противном случае во время работы можно уколоться. Но если она будет слишком плоской и округлой, это тоже нехорошо. В таком случае тяжело будет с ним работать, так как при вязании он будет плохо вводиться под петлю. Еще важно, чтобы бородка не портила пряжу и хорошо подтягивала нитку.

Чтобы определиться с выбором крючка, необходимо определить толщину нитки, и сам план работы над изделием (то есть какими будут узоры). Если размер крючка не будет соответствовать ниткам, то это отразиться на качестве будущей вещи. Например, слишком будет стянутое вязание — если нить толстая, а крючок — наоборот, или неровные петли, растянутость — при вязании толстым крючком тонкими нитками. Поэтому всегда нужно помнить, что размер крючка должен быть больше, чем у нити примерно в 2-2,5 раза.


Виды крючков

Различаются крючки прежде всего по материалу. Каждый из них обладает своими свойствами.

Из пластмассы

Это самые распространенные, да и по цене — самые дешевые крючки. Пользоваться ими очень удобно, единственный минус — электризация ниток. Но эта проблема решается антисептиком, которым обрабатывается пряжа и сам крючок. Важно лишь чтобы он не слишком изгибался, поэтому при приобретении это его свойство нужно сразу проверять. Часто используют пластмассовые крючки больших размеров от №5 и выше, так как именно легкость и прочность становятся здесь выигрышными моментами в выборе инструмента.

Из дерева

Тоже легкий материал. Невысокая цена позволяет их часто обновлять.

Из алюминия

Эти крючки имеют самые демократичные по цене. Они очень удобные, не электризуют пряжу. Но минусов у них все же больше, так как алюминий — сам по себе очень материал мягкий, и крючки из него получаются очень гибкими. Возникают даже механические повреждения (зазубрины). К тому же они пачкают светлую пряжу, и особенно руки.

Из стали

Это один из самых удобных видов крючков. Ими можно вязать из любой пряжи, поэтому они еще и очень практичны. Минусов у таких крючков нет. К тому же срок годности у них неограничен.

Костяные

Это хороший инструмент для вязания из шерстяных ниток, особенно толстых. Особенность — это изделие очень хрупкое, поэтому при работе с ним нужна осторожность. Костяные крючки стоят очень дорого.

Комбинированные крючки

Эти такие крючки, при изготовлении которых применяется много разных материалов. Например, стержень металлический, а рукоятка — деревянная или пластмассовая. Это удобные крючки, они хорошо ложатся в руку. Самое главное, проследить, чтобы то место, где закрепляется стержень и ручка, не было очень маленьким и узким. В противном случае есть вероятность, что крючок быстро сломается.

Очень качественно изготовлены инструменты для вязания немецкой фирмы . Они очень гладкие, не цепляют нить, все переходы выполнены идеально, прочные и долговечные. Здесь учтены все нюансы и предусмотрено удобство работы. Есть даже специальные крючки с - кисть при вязании будет меньше напрягаться и уставать.

Выбор вязального крючка

В зависимости от толщины нити выбирают номер крючка. "№" - это толщина инструмента в мм

  • № 0,5 - 1 - для вязания из очень тонких х/б ниток, кружева
  • № 1.25 - 1,75 - тонкие нитки
  • № 2 - 3,5 - для пряжи средней толщины
  • № 4 - 5 - пряжа средней толщины с двойной нитью
  • № 5.5 - 6 - двойная, пушистая нить
  • № 7 - 8 - двойная шерстяная нить, очень толстая пряжа
  • № 9 и выше - супер-толстая, пышная пряжа, гребенная лента

В интернет-магазине "Клубок Шоп" большой : от дешевых (но при этом также качественных) до элитных дорогих. Вы легко найдете нужный вам для работы инструмент.
















Из истории вязания Практически ничего не известно о том, где и когда впервые появился этот вид рукоделия. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к XIX веку до н. э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов.


Из истории вязания Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света относятся к IV-V вв. н.э., а на территории Нового света (Перу) – к III веку н.э. В средние века вязание распространилось из Египта в Европу. Европейские моряки во время плаваний перенимали навыки у мастеров из других стран и по возвращении домой передавали знания своим землякам.


Из истории вязания Начиная с XVI века, вязание занимает важное место среди других ремесел по всей Европе. Например, в Британии были основаны гильдии мастеров, специализирующихся на вязании. Только мужчина, который прошел длительный путь ученичества и смог доказать свое мастерство, выдержав трудный экзамен, мог быть допущен к работе в качестве профессионального вязальщика.


Из истории вязания В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века и стало действительно модным во время Первой мировой войны. Вязание крючком у наших пра- прабабушек даже не называлось вязанием, а было «тамбурной работой», потому что цепочка из воздушных петель, с которой начинается вязание крючком, похожа на тамбурный шов при вышивании. В Узбекистане, где очень распространена вышивка тамбурным швом, вышивали не иглой, а остро заточенным крючком. В средней полосе и на севере России вязание крючком считалось рукоделием от безделья.


Из истории вязания Записывать узоры и рисунки и издавать их первыми начали голландцы, в выходившем в 1824 году журнале «Penelope». К концу XIX века закончилась унификация знаков и символов и были выработаны две системы обозначений: британская и американская. В России, Европе, Америке, Африке и Азии для записывания условными знаками узоров использовали одну систему (американскую), а в Австралии, в Великобритании и некоторых странах Британского содружества – другую, британскую.








Правила техники безопасности Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальных коробочках. Нельзя делать резких движений рукой с крючком – можно поранить сидящего рядом. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. Не пользоваться ржавыми иглами и булавками – они могут порвать изделие, сломаться. Иглы и булавки хранить в коробочке с крышкой. Влажно-тепловую обработку изделия (отпаривание) проводить в отведенном месте, утюг ставить на специальную подставку. Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под подошву утюга, не перекручивался. После работы утюг сразу же выключать из электросети. Шнур наматывать на утюг после того, как он полностью охладится. Хранить утюг в вертикальном положении.




Список литературы 1. Волшебный клубок: новые узоры для вязания крючком. - М.: АСТ: Астрель, Еременко Т.И. Кружок вязания крючком: Пособие для учителя. М.: Просвещение, Еременко Т.И. Рукоделие.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Легпромбытиздат, Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /Г.М.Логвиненко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, Рукоделие: популярная энциклопедия/ Гл.ред. И.А. Андреева. – М.: Большая Рос. энциклопедия, Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э. Ручное творчество. Учебник для 4-го класса. – 3-е, испр. и допол. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература»,

Вязание крючком может быть центровым и плоскостным, прямоугольным.

Центровое вязание

Такое вязание начинается от кольца. Если требуется, чтобы середина была плотно стянута, то делают кольцо из пряжи и по окончании работы или после провязывания нескольких рядов стягивают кольцо за оставленный кончик нити. Этот кончик следует аккуратно заделать с изнаночной стороны. В других случаях используется кольцо из воздушных петель. Наберите указанное в середине кольца число петель и замкните их в кольцо. Далее обвязывайте по кругу столбиками без накида или столбиками с накидом, как указано на схеме узора. Крючок вводите под кольцо. При начале первого ряда выполните петли подъема. Количество петель подъема должно быть указано на схеме. Можно начинать вязание другим способом. Свяжите цепочку из трех воздушных петель. Затем из первой воздушной петли вывяжите по кругу 6 столбиков без накида и далее вяжите круг так же, как и в других случаях.

При центровом вязании (рис. 31)

ряды узора располагаются в виде концентрических окружностей. Каждый ряд замыкается полупетлей (прикрепом). вязание поворачивается, выполняются петли подъема и вяжется следующий ряд в другую сторону. Количество петель подъема может быть разным. Оно зависит от того, какие элементы используются для вязания данного изделия. Для столбиков без накида требуется одна воздушная петля для подъема. Для полустолбиков требуется две воздушных петли. Для столбиков с накидом требуется три воздушных петли. Для столбиков с двумя накидами требуется четыре воздушных петли для подъема и т.д. Петли подъема имитируют первый столбик нового круга. У изделий, выполненных по кругу, обе стороны выглядят практически одинаковыми и любая из них может быть лицевой стороной изделия.

Можно вязать изделия и по спирали (рис. 32).

Но этот способ применяется в тех случаях, когда изделие выполняется полупетлями или столбиками без накида. В этом случае у изделия будет лицевая и изнаночная сторона.

Для расширения полотна следует прибавлять количество петель в ряду. Если вязать без прибавлений, то получится узкая или широкая трубочка, диаметр которой зависит от количества петель, набранных при начале вязания.

Число прибавленных петель не может быть произвольным, так как дополнительных петель может оказаться либо слишком много, либо слишком мало. Изделие при этом либо будет фалдить, либо будет выпуклым. Число прибавляемых петель должно быть строго определенным.

При вязании от центра следует выполнять законы круга и квадрата.

Закон квадрата

При вязании квадратов также следует прибавлять определенное число петель на каждый угол квадрата в каждом ряду. При вязании квадрата из столбиков без накида на один ряд вязания прибавляется 8 столбиков без накида, т.е. по 2 столбика на каждый угол. При вязании квадрата из столбиков с накидом на один ряд вязания прибавляется 16 столбиков с накидом, т.е. по 4 столбика на каждый угол. Средние из прибавленных углом столбиков можно заменить тем же колиеством воздушных петель (рис. 33).

Закон круга

При вязании по кругу нужно прибавлять в каждом круге разное число петель в зависимости от рисунка. Если крут выполняется из столбиков без накида, то следует равномерно прибавить 6 петель на круг, если из полустолбиков, то 8 петель, если из столбиков с накидом, то 12 петель, если из столбиков с двумя накидами, то 16 петель. И далее, при увеличении числа накидов в столбиках прибавляется по 4 петли па круг при добавлении очередного накида. Для того, чтобы прибавить петлю, нужно вывязать два столбика из одной точки, т.е. связать два столбика с общим основанием. Связав необходимое число рядов для получения круга нужного диаметра, вяжите без прибавлении и убавлений и получите цилиндрическую поверхность. Это нужно делать при вязании маленьких шапочек, плотно облегающих голову. Для уменьшения размера круга необходимо равномерно уменьшать число рабочих петель. Уменьшать количество петель можно двумя способами.

Во-первых, пропускать один столбик, оставляя его непровязанным. При этом внимательно следите, чтобы петли не растягивались. Во-вторых, можно провязывать по два столбика с общей вершиной. Также следите, чтобы петли не растягивались. Убавление петель проводите равномерно по всему полотну.

При выполнении ажурных изделий или изделий со сложными узорами по кругу часто бывает, что при замыкании ряда в круг нужно перейти на середину дуги из воздушных петель или сместиться на нужный участок узора. В таких случаях для перехода в нужное место используются полупетли и, провязав нужное число полупетель, крючок с рабочей нитью выводится на нужное место в полотне.

Вязание по кругу используется для выполнения головных уборов, круговых шалей, салфеток, скатертей. По принципу круга можно вязать свитеры, блузоны, платья. Такие вещи являются цельновязаными и выполняются как правило сверху от горловины.

Плоскостное вязание

При использовании плоскостного вязания изделие вяжется от цепочки из воздушных пе-тель Большие изделия: джемперы, свитеры, платья вяжутся из отдельных деталей. Очень важным при плоскостном вязании является расчет количества петель начальной цепочки.

Сначала свяжите образец нужным узором, затем измерьте его по горизонтали и по вертикали и определите количество петель цепочки для детали. Выполните чертеж деталей изделия в натуральную величину, чтобы в процессе работы можно было проконтролировать правильность прибавлений и убавлений петель вязаного полотна.

Сначала свяжите более мелкую деталь, например, полочку для жакета или рукав, слегка отпарьте ее через влажную ткань и наложите на чертеж.

Если деталь четко совпала с чертежом, то продолжите вязание остальных деталей, а если деталь получилась не того размера, то внимательно посмотрите, в чем ваша ошибка и скорректируйте расчет петель. Готовую деталь распустите до того места, где появилась заметная ошибка и перевяжите полотно по скорректированному расчету. При вязании прямого, не расширяющегося полотна, количество петель одинаково в начале и в конце вязания. Для того, чтобы края были ровными, нужно правильно выполнять кромочные столбики и петли подъема.

Расширение и сужение трикотажного полотна может выполняться либо по краям, когда вывязываются контуры изделия, либо по всему полотну равномерно. Равномерно прибавляют петли при переходе от манжет или отделочных планок к основному полотну. В этих случаях для равномерного прибавления петель провязывают по два столбика с общим основанием.

Нужно предварительно рассчитать на сколько столбиков следует увеличить полотно и равномерно их распределить. Возможно, что прибавки нужно будет делать на каждом столбике или через один, а в некоторых случаях прибавлять и большее число петель. Тогда следует провязывать по три столбика с общим основанием.

Для расширения полотна по краям можно на последнем столбике ряда провязывать не один, а два столбика с общим основанием, и так в каждом ряду. Можно выполнять прибавки в каждом ряду сразу с двух сторон. В этом случае лучше провязывать крайние петли как обычно, а прибавлять на втором или третьем столбике от края. Убавлять петли по краям следует, провязывая по два столбика с общей вершиной. Причем, как и при расширении полотна, убавки лучше делать, отступив от края на один или два столбика.

Сложности могут возникнуть, если выполняется полотно каким-либо сложным узором. При расчете таких изделий помните, что каждом элементу узора соответствует определенное число петель цепочки из воздушных петель. Поэтому обязательно свяжите образец данного узора и по нему определите, сколько петель цепочки нужно будет набрать, чтобы вязание было ровным в начале и конце.

Если требуется прибавить сразу несколько петель по краю полотна, то наберите цепочку нужной длины в конце ряда и при повороте полотна вяжите на этой цепочке узор в соответствии с основным полотном.

Если требуется убавить сразу несколько петель по краю полотна, то при провязывании ряда оставьте не провязанными нужное число столбиков, поверните полотно и продолжите вязание на нужном числе столбиков. Если убавление петель выполняется в начале ряда, то необходимо провязать полупетлями количество петель, которое нужно убавить, а затем продолжить вязание, выполнив петли подъема, и далее по рисунку (рис. 34).

Шнурочек (или цепочка) является основой всякого узора. Достаточно потренировавшись в его вывязывании и добившись ровных петель, можно приступать к построению какого-нибудь узора.

Снопик, или столбик без накида. Этот узор плотен, легок по выполнению и является лучшим для изготовления перчаток, беретов и других густо вяжущихся изделий.

В качестве учебного материала возьмем нитку средней толщины, например, ирис. Он эластичен и легко просчитывается в петлях. Рекомендуем делать шнурочек строго по намеченному числу петель, которое следует записать. Это нужно для того, чтобы в процессе работы, время от времени пересчитывая петли, мы могли убеждаться, что вязанье не сузилось и не расширилось.

После того как шнурочек готов, делаем петлю поворота (рис. 16а). Не поворачивая шнурочек никуда, а продолжая держать его большим и средним пальцами левой руки, вкалываем крючок в середину петли, второй от конца шнурочка, не считая угловую петлю. Движением снизу вверх захватываем бородкой нитку и протаскиваем ее к себе (рис. 16б). Теперь на крючке рядом с переходной получилась еще одна петля. Захватив нитку бородкой, провязываем их. Первый снопик готов (рис. 16в).

Рис. 16

Второй снопик делается так же, как и первый. Крючок с ведущей петлей вкалываем в середину следующей шнурочной петли (рис. 16г). Бородкой захватываем нитку и обратным движением протягиваем ее к себе, отчего снова на крючке образуются две петли. Захватываем бородкой нитку и сбрасываем их. Второй снопик вывязан (рис. 16д). Затем делаем третий, четвертый, и так до конца шнурочка. Второй ряд снопиков начинается так же, как и первый. Но при этом работа перекладывается с правой стороны на левую так, что последняя петля становится первой. Так мы поступаем всякий раз, заканчивая очередной ряд столбиков. Крючок вкалывается уже в первую петлю ряда, не считая переходной, а не во вторую (см. образец вязки на рис. 17). На круговом вязании подобные переходы с ряда на ряд и завороты отсутствуют, так как ряды петель навязываются один над другим по замкнутой окружности.

Рис. 17

Резинка. Большинство трикотажных работ отделывается по краям так называемой резинкой. Это - рубчатая, пружинящая ткань, идущая на приготовление манжет, воротов, поясов, низа изделий.

Для вязания резинки нужно сделать сначала шнурочек, потом уложить на нем ряд снопиков по числу петель. Переложив работу с правой стороны на левую, делаем переход на следующий ряд, который будет первым рядом резинки. Вкалываем крючок в первую полную петлю, не считая петлю перехода. Провязываем ее. Все последующие петли поддеваем не под всю петлю, а только за внешнюю полупетлю (рис. 11). Так на этих пол у петлях провязываем весь ряд.

Первый ряд резинки закончен. Поворачиваем работу так, чтобы ведущая последняя петля ряда стала первой. Ввиду того, что построенный на полупетлях край резинки при натягивании быстро рвется, крайние петли провязывают полной петлей как в конце ряда, так и в начале его. Кроме того, после провязывания крайних петель необходимо делать одну петлю в воздух. За счет этих петель резинка будет иметь запас для растягивания.

Второй ряд резинки вяжется так же, как и первый. Однако при поворачивании работы внешними полупетлями теперь стали те, которые в первом ряду были внутренними. Это будет повторяться каждый раз при переходе на следующий ряд. Так и надо. Именно постоянное чередование внутренних и внешних полупетель и придает резинке ступенчатую выпуклость, как показано на рисунке 18.

Рис. 18

Столбик с накидом. Если мы хотим сделать вязание более мягким и ажурным, чем полотно, изготовленное по узору "снопик", можно использовать рисунок, называемый столбиком с накидом.

Вязать им гораздо быстрее, потому что ряд таких столбиков вдвое выше ряда снопиков. Кроме того, из него при умелом комбинировании с другим и можно создавать различные очень красивые полотна.

Напоминаем, что накидом называется нить, накинутая на крючок после того, как на нем уже имеется ведущая петля (рис. 15). Накид дополнительно увеличивает высоту столбика примерно в два раза.

Первый столбик строится на подготовленном шнурочке. Шнурочек должен быть на три петли длиннее нужного размера, так как на это число петель надо будет отступить в момент перехода на первый ряд (рис. 19а). Накинув нитку на крючок, вкалываем его в третью петлю от края, не считая петли по ворота (рис. 19б). Движением снизу вверх (от себя) захватываем бородкой нитку (рис. 19а) и протаскиваем ее к себе через одну петлю. На крючке вместе с накидом образуются три петли (рис. 19г). Снова поддеваем нитку и протягиваем через две первые из них. На крючке осталось еще две. Вторым поддеванием нитки провязываем и их. Получился первый столбик, а на крючке петля поворота (рис. 19д). Второй мы строим рядом с первым, втыкая крючок в смежную петлю. Действуя таким образом, вывязываем весь первый ряд столбиком с накидом.

Рис. 19

Сделав последний столбик первого ряда, провязываем над ним три петли в воздух. Затем поворачиваем работу в руках для образования второго ряда. Сделав накид, втыкаем крючок в основную петлю второго столбика нижнего ряда и вывязываем на ней столбик. Крайний столбик получится из трех воздушных петель, сделанных нами при повороте. Продолжаем вязать второй ряд до конца и опять так же поворачиваем на третий, на четвертый и т.д., до нужного размера. Образец вязки столбиком с накидом дан на рисунке 20.

Рис. 20

Если по ходу работы потребуются более высокие столбики, можно делать два или три накида. Спускание петель во всех этих случаях остается таким, каким мы его описывали выше, то есть скидывать надо по две петли. К столбикам с тремя накидами и более прибегают редко и преимущественно в гипюрном вязании.

Ракушка. Овладев узором столбик с накидом, легко постигнуть "ракушку", или, как еще ее называют, - "чешуйку". Это те же столбики с накидом, оригинально и красиво собранные в отдельные пучки, похожие на маленькие веерообразные ракушки. Узор экономичен и легок. Он почти незаменим в изготовлении детских шапочек, капоров, распашонок, кашне и т.п.

Подбирая для рядов ракушек пряжу различных цветов, нетрудно получить простую и красивую отделку. В плоском вязании она будет иметь вид всевозможных полосок, а в круговом - цветов, елочек, ромбиков.

Делается эта вязка так. Составляем шнурочек из такого количества петель, какое требуется по выкройке или готовому образцу. Потом провязываем петлю поворота. Не поворачивая шнурочек, берем его так, чтобы можно было начинать на нем вывязывать первую ракушку. Делаем накид на крючок, затем продеваем его в петлю не рядом с поворотной, а через три в четвертую. Захватываем бородкой крючка нитку и обратным движением протаскиваем ее сквозь петлю к себе. На крючке получаются три петли. Захватываем бородкой нить и протягиваем ее через две первые петли. На крючке будет две петли. Захватив нить, протягиваем ее через эти петли. На крючке остается одна ведущая петля. Получив первый столбик, вяжем второй, вкалывая крючок в ту же петлю, из которой вывязан первый столбик. Так из одной петли надо сделать семь столбиков. Это и есть первая ракушка.

Затем, придерживая последнюю ведущую петлю на крючке указательным пальцем правой руки, вводим крючок без накида в четвертую по счету петлю, не считая той, в которой уже сделана ракушка. Зацепляем нить, протягиваем ее через эту основную петлю и вывязываем столбик без накида. Затем снова делаем накид и с ним продеваем крючок опять в четвертую по счету петлю. Эта петля будет основанием для следующей ракушки. В нее мы помещаем все семь столбиков. Так, повторяя описанные движения, строим весь ряд. Схема ракушки дана на рисунке 21.

Рис. 21

Закончив последнюю ракушку первого ряда, перед переходом на второй ряд провязываем три петли в воздух, поворачиваем работу, и в ту же петлю, из которой делали цепочку в воздух, строим три столбика. Затем без накидывания нитки на крючок, вводим его в центр находящейся рядом ракушки и берем основной петлей. Тут провязываем снопик, потом делаем накид на крючок и вводим его основной петлею в промежуточный снопик, соединяющий две ракушки первого ряда. В эту петлю строим всю ракушку из семи столбиков. Получится первая полная ракушка второго ряда. Затем вывязываем снопик в центре следующей ракушки и делаем набор столбиков в одну основную петлю для новой ракушки (рис. 22).

Рис. 22

Столбиков в ракушке может быть 3, 5, 7, 9 и более. В зависимости от этого изменяется и число пропускаемых петель в шнурочке перед образованием первой ракушки. Если столбиков три - пропускаем одну петлю, если пять - пропускаем две петли и т.д. В общем с обеих сторон ракушки пропускается на одну петлю меньше по сравнению с количеством столбиков. Ракушка, состоящая из семи столбиков, считается самой практичной. Общий вид образца дан на рисунке 24.

Рис. 24

Зигзаг. Вязка "зигзаг" состоит из остроконечных зубчиков. Это - комбинированная вязка, так как в нее входят элементы вязки резинки, столбика без накида, убавка и прибавка петель. Все эти способы строятся на шнурочке и на первом и единственном ряде ракушки, возвышения которой являются основой узора "зигзаг" (рис. 23).

Рис. 23

Прежде чем приступить к объяснению этой вязки, рекомендуем вспомнить, что такое убавка и прибавка петель.

Вязание "зигзаг" заключается в следующем.

Для основы делается шнурочек с набором петель точно по выкройке или образцу. По шнурочку прокладывается один ряд ракушек, состоящих из семи столбиков с накидом. Закончив ряд ракушек, поворачиваем работу для следующего ряда. На крючке - ведущая петля. Придерживая ее указательным пальцем правой руки, делаем прокол под вторую петлю и захватываем ее как основную. Зацепив бородкой нитку, протаскиваем ее к себе. На крючке получаются две петли. Провязываем их. Образуется столбик без накида. Следует запомнить, что на краях вязания для прочности крючок вводят под вторую петлю, не считая ведущей, а все последующие проколы крючка будут только за внешнюю полупетлю (как в резинке).

Теперь вводим крючок под следующую внешнюю полупетлю, вывязываем на ней столбик без накида. В смежной полупетле строим такой же столбик. В четвертую полупетлю ракушки - ее вершину, помещаем три столбика без накида. Это прибавка.

В последующие две полупетли делаем простые столбики. Затем идет седьмая полупетля из последнего столбика ракушки. Проколов ее с внешней стороны, берем нить на крючок. На нем получаются две петли. Удерживая их на крючке, делаем прокол в промежуточную полупетлю, расположенную между ракушками прямо на шнурочке. На крючке появляется третья петля. Проколов первую полупетлю второй ракушки, образуем на крючке четвертую петлю. Зацепив нить бородкой, протягиваем ее через все четыре петли, отчего на крючке снова образуется одна ведущая петля. Так сделаем убавку.

Продолжая вязать по внешним полупетлям, добираемся до второй вершины следующей ракушки. Вновь вяжем в ее серединную полупетлю три столбика без накида, то есть делаем прибавку. При дальнейшем вязании получается чередование прибавок и убавок: на верхней петле каждой ракушки делается прибавка (в одну петлю три столбика), а на промежуточной петле - убавка (из четырех петель образуем одну ведущую). Так следует итти до конца ряда. Когда же на вершине последней ракушки будет сделана прибавка, идя вниз, провязываем еще две внешние полупетли, а в третью делаем прокол и, протянув захваченную нитку к себе, задерживаем ее на крючке. Затем вводим крючок в последнюю основную петлю ряда и снова протягиваем нитку к себе. Таким образом, на крючке оказываются три петли. Снова захватываем нить и протягиваем ее через эти петли. Когда на крючке останется только одна ведущая петля, поворачиваем работу для образования второго ряда. Сначала вводим крючок во вторую основную петлю нижнего ряда (не считая ведущей) и провязываем ее. Дальнейшая работа до вершины зубца идет в знакомом уже нам порядке. Все последующие ряды вяжутся так же. Образец вязки "зигзаг" дан на рисунке 25.

Тамбурная гладь

Умея вязать столбики с накидом, нетрудно перейти к узору "тамбурная гладь", или "кустик". Это очень красивый, но редко употребляемый узор. Им пользуются мало, видимо, по той причине, что он требует много ниток тонких сортов и пристального внимания при вязании. Между тем вещь, сделанная по этому рисунку, прочна, мало вытягивается и долго не теряет своего вида. Особенно хорошо идет этот узор для дамских жилетов и детских гарнитуров. Общий вид вязки дан на рисунке 26.

Рис. 26

Для тамбурной глади, как и для всякой другой вязки, основанием служит шнурочек с построенным на нем рядом столбиков без накида. Не вынимая крючка из петли перехода, делаем накид и втыкаем его во вторую петлю нижнего ряда.

Захватив бородкой нитку, протягиваем ее через петлю к себе. Затем снова делаем накид и втыкаем крючок в ту же самую петлю. Обратным движением протягиваем нить к себе. Так мы делаем семь раз в одну и ту же петлю, отчего на крючке собирается семь накидов с таким же количеством петель, набранных из нитки. Захватываем нитку бородкой и протягиваем ее через все набранные на крючке петли сразу и тотчас же закрепляем их в одну группу, провязывая две петли в воздух. В результате получилась одна гладкая "горошина" овальной формы (рис. 27).

Рис. 27

Вторую такую горошину делаем таким же способом, образуя ее из третьей основной петли нижнего ряда. В конце ряда, вслед за последней горошиной, делаем один столбик с накидом и провязываем над ним две петли в воздух. Они будут служить переходом на третий ряд. Снова накидываем на крючок нить и уже знакомыми движениями делаем новую горошину следующего ряда. При этом крючок поддевается прямо под промежуточную цепочку, соединяющую две горошины нижнего ряда. Во время работы надо следить, чтобы накиды на крючок и протягиваемые нити были одинакового размера, иначе изделие не будет гладким. Отделку по тамбурной глади можно прокладывать цветными рядами или, пользуясь двумя нитками одновременно, вывязывать "ромашки" из шести лепестков. Помещая цветные горошины наклонно, можно создавать зигзаги и ромбы.

Путанка. "Путанкой" называется простая, но очень оригинальная плотная вязка, комбинируемая из столбиков с накидом и столбиков без накида. Вяжется она так: делаем шнурочек и, накинув нить на крючок, втыкаем его в третью петлю шнурочка, не считая петли перехода. Вывязываем столбик с накидом. Рядом с ним тотчас же строим столбик без накида. Около него опять вывязываем столбик с накидом. И так, чередуя то один столбик, то другой, доходим до конца шнурочка.

Второй ряд начинается наоборот. Если совпало так, что петля поворота приходится над столбиком с накидом, то вяжем над ним столбик без накида, то есть чередуем столбики в обратном порядке. Так идем до конца ряда. Третий ряд и все последующие ведем так же, внимательно следя, чтобы стоящие друг над другом столбики ни разу не совпали, а все время перепутывались бы, меняясь местами. Число столбиков с накидом и без накида проверяется строго по счету, иначе рисунок не получится.

Образец вязки дан на рисунке 28. Узором "путанки" хорошо вязать гладкие шерстяные вещи: джемпера, жакеты и детские кофточки. В кружевах "путанка" не применяется.

Рис. 28

Шахматка. Вязка "шахматка", или иначе "корзиночка", заметно выделяется среди других тем, что дает полотно, как бы состоящее из выпуклых и западающих чешуек. Ее хорошо употреблять на свитеры, пуловеры, шарфы, ободки для лыжных шапочек. Отделку из пряжи других цветов можно делать только в виде полосок. На плоско вяжущемся изделии имеет "лицо" с обеих сторон. Материала требует столько же, сколько и узор "столбик с накидом" (рис. 29, 30).

Рис. 29

Первый ряд этого рисунка строится обычно на шнурочке и вывязанных на нем столбиках с накидами. В шахматку не вводится никаких новых петель. Это тот же столбик с накидом, а своеобразную чешуйчатую форму узору придает особый способ зацепки нити и ввода крючка под основания нижних столбиков. Чтобы понять, как это делается, рассмотрим внимательно схему 31а и схему 31б. На схеме 31а показан первый момент ввода крючка под второй столбик нижнего ряда. Для большей наглядности петля перехода и накид в рисунке не даны. На схеме 31б показан второй момент ввода крючка под столбик нижнего ряда с наружной стороны работы.

Рис. 30

Для вывязывания первого ряда шахматки основанием служит ряд простых столбиков с накидом. Способ перехода на второй ряд следующий. Провязываем в воздух три петли. Удерживая петлю перехода, делаем накид на крючок, поддеваем его, как указано на схеме, за основание нижних столбиков и, захватывая бородкой нитку, вывязываем обыкновенный столбик с накидом. Так повторяем три раза. Нетрудно заметить, что столбики как бы сдвинулись со своего места и стали выпуклыми. Это и есть начало шахматного квадратика.

Теперь надо вывязать три западающих столбика. Их строим, вводя крючок с накидом под основания трех других столбиков с внешней стороны вязания, как показано на схеме 31б. Эти три столбика отдалились, стали впалыми. Продолжая вязку, надо все время чередовать три выпуклых и три западающих столбика.

Дойдя до конца ряда и вывязав столбик поворота, надо рассмотреть столбики предыдущего ряда. Если первые три столбика в ряду были выпуклыми, то во втором надо начинать с западающих. Если же они были западающими, то начинаем с выпуклых. Когда таким же образом будет закончен третий ряд, сочетание чешуек будет полным. Четвертый ряд положит начало новой группе чешуек, но уже в обратном порядке, так же как на шахматной доске чередуются между собой черные и белые квадраты.

Рис. 31

Прямая клеточка. "Прямая клеточка" вяжется по способу чередования столбика с накидом с цепочкой, провязываемой в воздух. Основанием служит шнурочек, на котором клеточки строятся сразу. Делается это так. На крючок с петлей перехода делаем накид. Ищем на шнурочке четвертую петлю и вкалываем в нее. Затем захватываем бородкой нитку и протягиваем к себе. На крючке образуются три петли. Провязываем их, скидывая по две. Получается столбик с накидом. Снова провязываем две петли в воздух, делаем накид и на этот раз вводим крючок в третью петлю шнурочка, считая от той, из которой построен столбик. Протягиваем две петли в воздух и т.д. При переходе на новый ряд работу поворачиваем, делаем четыре петли в воздух и вкалываем крючок с накидом в основную петлю второго нижнего столбика. Так, повторяя приемы, вяжем клеточное полотно (рис. 32).

Рис. 32

Вязка "прямая клеточка" является элементом ажурного вязания и употребляется в кружевах. Ею также пользуются при изготовлении легких кофточек. Из тонких цветных ниток прямой клеточкой вяжут шторы и скатерти, а потом вышивают их ирисом или гарусом. Из шнура и тесьмы такой вязкой можно изготовить сумку-"авоську".

Косая клеточка. Этот вид вязки также является элементом ажурного вязания. Чаще всего употребляется в кружевах, но пригоден для легкого летнего трикотажа. Основанием служит шнурочек или ряд столбиков без накида. Первый ряд прокладывают так. Вяжут три петли в воздух, затем крючком без накида вкалывают во вторую петлю ряда. Провязывают нитку, снова делают цепочку из трех петель и вводят крючок во вторую петлю того же ряда, не считая петли, поддетой крючком. Так проходят до конца ряда. Закрепив последнюю клеточку за крайнюю петлю, провязывают через петлю поворота цепочку в воздух, которая должна состоять из трех петель. Теперь, с ведущей петлей на крючке, без накида поддевают за всю клеточку, ту, которой заканчивается первый ряд.

Вторую клеточку делают так же и следуют дальше, повторяя те же приемы. На круговом вязании, не имеющем поворотов, вяжут все изделие такими же приемами. По полотну, вывязанному косой клеточкой, можно вышивать гарусом так же, как по филейной сетке. Образец вязки узора "косая клеточка" дан на рисунке 33.

Рис. 33

Звездочка. Эта вязка - еще одна комбинация непровязывающихся накидов с воздушными петлями. Этот узор отличается очень экономным расходованием пряжи и быстротой изготовления. Применяется для вязки детских теплых вещей: шапочек, распашонок, ботиночек и т.д.

Вяжется звездочка так. После того как шнурочек готов, не вынимая крючка из петли поворота, вкалываем его в третью петлю ряда, не считая той, что на крючке. Протянув нитку к себе, делаем накид и вкалываем крючок в пятую петлю шнурочка. Снова протягиваем нитку к себе, делаем еще накид, вводим крючок в седьмую петлю и протягиваем эту нитку к себе. Таким образом, на крючке у нас должно получиться вместе с накидами семь петель. Захватываем нитку бородкой крючка и одним движением провязываем их, скидывая все петли сразу. Подтягиваем указательным пальцем правой руки вновь образованную петлю потуже и тотчас же провязываем две петли в воздух. Послабляем ведущую петлю на крючке и, сделав накид, вкалываем его в ту петлю, которой только что замкнули все семь петель. Протянув нитку бородкой крючка к себе, снова делаем накид и втыкаем крючок в ту петлю, из которой протягивали седьмую петлю в последний накид. Протащив нитку к себе, опять накидываем на крючок и на этот раз втыкаем его в третью петлю на шнурочке, не считая ту, из которой только что протащили нитку. Снова у нас набрано семь петель. Одновременным провязыванием скидываем их. Закрепляем двумя воздушными петлями и снова набираем такую же звездочку. И так до конца ряда.

Следует помнить, что в первом ряду образуются только полузвездочки. Заканчиваются они во втором ряду. При переходе на второй ряд провязываем в воздух три петли, перекладываем работу из одной руки в другую и, накинув нить на крючок, в отличие от первого ряда вводим его в ту петлю, из которой вышла цепочка поворота. Протянув нить к себе, делаем новый накид и втыкаем крючок в центр нижней полузвездочки. Протягиваем нитку к себе и новым захватом ее замыкаем все набранные петли. Дальше вяжем, повторяя все приемы, применявшиеся при построении первого ряда. Нужно помнить только, что крючок вкалывается все время в серединки нижних полузвездочек.

На круговом вязании, в котором отсутствуют повороты, переход на второй ряд делается без провязывания цепочки в воздух. Крючок с набранными петлями вводится в среднюю (центральную) петлю полузвездочки нижнего ряда, и работа дальше идет так, как она описана выше.

В плоском вязании прибавление новых звездочек для расширения изделия делается в середине ряда. Для этого петли очередной звездочки замыкаются в пучок раньше времени, то есть тогда, когда их на крючке будет пять, а не семь. Следующая звездочка делается во вновь образованные нами петли полностью. Для убавки надо набрать не семь, а девять петель, вводя крючок с накидом дополнительно в середину следующей очередной звездочки. Образец вязки "звездочка" дан на рисунке 34.

Рис. 34

Вышивка тамбурной гладью. Научившись вязать полотно столбиком без накида и освоив тамбурную гладь, можно путем комбинации этих двух узоров на работе выводить различные художественные рисунки, например, ромбики, цветы, кисти винограда, выпуклые полоски и другие. Два образца этой вязки даны на рисунке 35. Необходимо заметить, что горошины крючковой глади располагаются в рядах друг над другом не прямо, как обыкновенная вышивка крючком, а косо, как бы по диагонали. Исходя из этого, нужно строить рисунки для вышивания.

Рис. 35

Второй особенностью является то, что готовые горошины имеют высоту вдвое большую, чем ряд без накида. Чтобы выровнять эту разницу в размере, нужно все время вслед за рядом с горошинами провязывать один ряд только снопиками без горошин.

Описываемый способ вышивки позволяет широко употреблять одновременно нитки различных цветов и применяется для красочных отделок воротников, карманов и кокеток.

СИЧКАРЕНКО Л., ПОПЕЛЬ З.
ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ, 1956

Необычное вязание

Это статья для тех, кто уже вяжет на продажу, но недоволен своим заработком. Возможно, вас заинтересуют необычные техники вязания, которые можно применять как самостоятельно, так и комбинируя с привычными.

Часть из них пришла к нам из глубокой древности, другие появились совсем недавно. С некоторыми вы уже наверняка знакомы, об иных никогда не слышали раньше.

Необычные техники вязания для мастериц XXI века

Сразу оговорюсь, что это всего лишь краткое описание разных видов рукоделий по названиям которых, вы легко найдете в интернете обучающие схемы и видео. Инструменты для них также несложно купить через всемирную паутину, заказать мастеру или даже сделать самой. Вот сам список:

  1. Бриошь.
  2. Укороченные ряды.
  3. На вилке.
  4. Ирландское.
  5. Фриформ.
  6. Нукинг.
  7. Тунисское.
  8. Тунисское двусторонними крючками.
  9. Пулинг
  10. Иглой.

А теперь о каждом способе чуть подробнее.

Бриошь (brioche stitch two color) – двухцветная двусторонняя вязка спицами, подходит для создания самых разных изделий от одежды до пледов.

Укороченные ряды (удлиненные ряды, поворотное вязание) – позволяет создавать спицами потрясающе красивые и совершенно необычные вещи. Также подходит для всего – от шалей и тапочек до пледов и кардиганов.

На вилке – для этого используется крючок и вилка – проволочная дуга в форме буквы «U». Ажурные полосы, связанные на ней крючком, снимаются и соединяются между собой. Эта техника подходит для шалей, шарфиков, ажурных кофточек, пледов, а также для украшения изделий, связанных иными способами.

Ирландское вязание (ирландское кружево, наборное кружево). Крючком вывязывают отдельные элементы (мотивы), обычно растительные, которые собираются в одно полотно и соединяются. Для этого используется крючок или игла. Так изготавливаются шали, кофточки, летние платья, купальники, нижнее белье.

Фриформ (Freeform). Появилось в ХХ веке, благодаря Пруденс Мапстон, которая показала миру, что нерегулярное вязание, без правил и закономерностей может быть невероятно красивым. Оно, как и Ирландское вяжется из отдельных мотивов и собирается в единое полотно. Приветствуется в одном изделии разнообразие техник, стилей, толщины, а также дополнительные элементы – стразы, бусины, ленты и пр. Подходит не только для одежды и пледов, но и для картин, сумок и различных предметов декора.

Нукинг – изделия вяжутся специальной иглой с крючком на конце. Получается плотное эластичное полотно, выглядящее как связанное на спицах. Этой техникой удобно вязать носки, варежки, игрушки и другие небольшие вещицы.

Тунисское — необычный способ вязания крючком большой длины (не менее 30 см.) с ограничителем на конце, чтобы петли не терялись во время работы. Во время работы полотно не поворачивают – вяжут сначала справа налево, затем слева направо. Изделие такой вязки отлично держит форму, так что из него получаются качественные тапочки, пледы, сумки, пальто.

Тунисское двусторонними крючками . Для него берется два двусторонних крючка, и каждый ряд вяжется своим крючком и, часто, своим цветом. Обе эти необычные техники вязания крючком сейчас в моде, используются как сами по себе, так и в комбинации с другими, когда нужна деталь, которая хорошо держит форму.

Пулинг – вязание секционной пряжи на спицах не привычными нам пятнами, а вертикальными полосами или другими геометрическими узорами.

Иглой (копанье, nalbinding) . Наверняка, вязание толстой деревянной или костяной иглой, это самый древний способ создавать из отдельных ниток полотно. Сохранилось это рукоделие на русском севере и на севере Западной Европы. У нас называется копанье, там nalbinding. Пару лет назад в Музее археологии Москвы я сфотографировала средневековую вещь, связанную именно так:

А это современные носочки:

Это конечно не все способы вязания необычными техниками, их куда больше, так что у данной статьи наверняка будет продолжение. Если вы знаете, способы вязания, не упомянутые в этой статье, пишите в комментариях, добавлю их в следующую.

Похожие темы

    Елена в 08:59

    Интересная статья, сама вяжу не давно. Про технику фриформ и пулинг не слышала. Очень нравятся изделия выполненные в технике бриошь и ирландское вязание, но пока я их не освоила.

    Ответить

    Константин в 07:02

    Моя мама закончила знаменитую «техноложку» по специальности «технолог легкой промышленности» и по профессиональным и личным интересам, много изучала различные виды вязания. И даже меня научила — когда родилась дочка, я связал ей комплект — курточку, шапочку и шарфик. Но сейчас не об этом.