Праздники в изобразительном искусстве. Карнавал в искусстве

Презентацию можно использовать на уроке ИЗО в 7 классе. В работе рассказано о происхождении карнавала, о веницианском празднике, который превратился в настоящее роскошное торжество, во время которого замирает вся деловая жизнь города.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Праздник и карнавал (урок 2) Цель урока: познакомиться с карнавалами народов мира План урока: Беседа «Карнавал» Закрепление изученного материала. Объяснение творческого задания Выполнение задания. Выставка работ и обсуждение. Информация о домашнем задании. Итог урока 04/21/17 03:47

Ах, карнавал! Удивительный мир… Кто из вас не мечтал побывать на настоящем карнавале - шумном, весёлом празднике, облачившись в яркий костюм и скрыв своё лицо под причудливой маской?! Давайте посмотрим это замечательное зрелище. Франция

Карнавалы - любимые праздники многих народов. Может быть, по­этому слово «карнавал» на всех языках звучит одинаково? Произошло оно от латинского слова « carrus navalis », что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий.

Но существует и другое мнение. Некоторые, например, считают, что оно восходит к такому странному словосочетанию, как « carne vale », то есть « прощай, мясо! » и связано со временем наступающего Великого Поста в странах Западной Европы. Германия Бельгия. Бинш

Происхождение карнавалов в странах Западной Европы чаще всего связывают со средними веками, так как именно в то время они получили необычайно шумное и яркое выражение.

В эпоху Возрождения карнавал превратился в настоящее роскошное торжество, во время которого замирала вся деловая жизнь города. Жители высыпали на улицы и веселились круглые сутки. Всюду разъезжали красивые повозки с ряжеными, которые изображали времена года, героев античной мифологии, купцов, торговцев и дикарей. Были здесь и шуты, заигрывающие с прохожими. Кёльнский карнавал

Родиной карнавала по праву считается Италия. Главным героем итальянских карнавалов становился «король», чинно восседающий на повозке.

заносчивый врун и трус Капитан, простодушные Влюблённые, глупый и скупой купец Панталоне, плут и весельчак Бригелла, кокетливая Коломбина, неуемный Пульчинелла и многие другие. Короля окружали популярные в народе персонажи - герои итальянской комедии масок дель арте: любимец публики Арлекин,

Особенно прославились венецианские карнавалы, первое упоминание о которых относится к концу XI века. Но наибольшего расцвета они достигли в XVI веке, с тех пор венецианские карнавалы - неотъемлемый народный праздник жителей этого города. «Весь мир устремляется в Венецию, чтобы созерцать всё неистовство и безумие карнавала», - писал один англичанин ещё в 1640 году.

И сейчас в Венеции происходят настоящие чудеса. Набережная лагуны, как в зеркале, отражает всё многоцветие и пышность венецианского карнавала. Множество туристов съезжается сюда в последние дни февраля, чтобы посмотреть и принять участие в этом удивительном зрелище.

Здесь неожиданно можно встретить солидного сеньора Казанову, прогуливающегося с изящной тросточкой и старинным моноклем. Можно побеседовать и прогуляться под руку с грустным и задумчивым Пьеро.

Сколько здесь необычных, экстравагантных и экзотичных костюмов, масок, за которыми очень трудно угадать истинное лицо!

Раньше традиционной одеждой участников карнавала были лишь шёлковая накидка с капюшоном и чёрная маска. Сегодня костюмы шьют из самых дорогих тканей: шёлка, атласа, гипюра и бархата. Они украшаются золотым и серебряным шитьём, бисером и кружевами.

У вас нет костюма - не огорчайтесь! Вам достаточно заглянуть на карнавальный рынок, и здесь за ширмами в окружении многочисленных зеркал вам предложат примерить самые разнообразные костюмы и атрибуты к ним: от шляпы в виде дракона до облачения морского разбойника-пирата. А уличный художник запросто предложит вам нарисовать на щеке яркий цветок или пёструю бабочку.

С наступлением сумерек начинается главное карнавальное шествие. Герои в костюмах спускаются с ярко освещенных лестниц и торжественно замирают в картинных позах.

Сотни людей в неописуемых нарядах и загадочных масках проходят по набережным Венеции и собираются на площади Сан-Марко, где смешиваются с толпой зрителей и туристов.

Все участвуют в играх, розыгрышах, поют и танцуют под гремящие звуки взрывающихся петард, ослепительных фейерверков, под торжественный звон колоколов венецианских церквей и монастырей. Поистине необыкновенное, удивительное зрелище, которое всё-таки лучше увидеть собственными глазами!


Цель урока: формирование умения передавать настроение праздника средствами изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование навыков осознанного применения средств изобразительного искусства в контексте поставленной художественной задачи;
  • закрепление навыков работы в технике коллажа;
  • ознакомление с произведениями мастеров искусства, раскрывающими в своих произведениях тему праздника.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  • кабинет информатики
  • компьютеры

Дидактическое обеспечение:

  • рисунки
  • репродукции
  • образцы работ
  • таблицы

Формы организации познавательной деятельности учащихся

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Методы обучения:

  • проблемный
  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • частично-поисковый

Тип урока: интегрированный, комбинированный

Словарная работа: "композиция", " динамика", "ритм", "акценты", "пластика".

Зрительный ряд: мультимедийная презентация "Венецианский карнавал" и "Праздник в творчестве мастеров искусства".

Творческое задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника, карнавала (работа по группам).

Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей, фломастеры, гелевые ручки.

Ход урока

Организационный момент

  • приветствие;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • запись в тетради числа и темы урока.

Актуализация знаний учащихся

а. Что понимаем под словом "Праздник"? (Поиск правильного решения).

Праздник - яркое проявление народного духа, национального характера. ("Толковый словарь русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова).

б. Раскрыть понятие "Маска" с точки зрения изобразительного искусства.

  • Вспомнить три вида ИЗО (живопись, скульптуру, графику).
  • Определить в каких видах ИЗО выполнены картины, представленные на доске (живопись, графика).
  • Определить к какому виду ИЗО ближе маска и почему?
  • Где можно увидеть искусство маски? (в театре и на празднике).

Попросить учащихся сделать вывод о месте проведения праздника и роли маски в нем.

с. Обобщение учащимися полученных знаний.

Изложение нового материала

а. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.

(Записать в тетради).

б. История развития

Учитель. Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно, если бы жизнь состояла из одних только будней. Противоположность будней - праздник! Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?

Украсить место проведения праздника. Праздничные костюмы. Атрибуты праздника. Музыка. Продумать действие. Создать настроение.

Учитель. Какие ассоциации вызывает у нас само это слово "праздник"? А если это не просто праздник, а карнавал?

Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Суета. Яркие краски. Нарядные люди. Маски.

Учитель выстраивает на доске таблички с надписями "Веселье", "Шум", "Музыка", "Движение", "Карнавал", "Маски", "Танцы".

Учитель: Есть разные версии происхождения самого слова "карнавал". Я познакомлю вас с одной из них.

В Древней Греции проходили шумные и веселые праздники в честь бога Диониса - дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками. Во время шествий впереди находился главный потешный "корабль" праздничного шествия, который древнеримские авторы называют "carrus navalis" то есть "морская колесница". На нем, как правило, располагалась костюмированная группа.

Какому русскому празднику соответствует карнавал? Этот праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю.

Масленица.

Какие знаменитые карнавалы вам известны? Где они проходят?

Венецианский: Бразильский:

Учитель: Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, самый знаменитый во всем мире, начиная со средних веков и до нынешнего времени. Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету маски обращаются друг к другу только на "ты".

По всему городу устраивают веселые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски Венецианского карнавала - это настоящие произведения искусства. Идет презентация "Венецианский карнавал".

А теперь давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства? (Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета).

Давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства? (Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета).

Посмотрите, какие цвета из предложенных вы выбрали бы для композиции на тему праздника. 9Ученики показывают выбранные ими образцы бумаги).

И какие же это цвета?

Учитель: А как они выглядят рядом друг с другом? Можно ли сказать, что это цвета близкие, похожие?

Нет. Цвета контрастные.

Учитель: Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.

На доске выставляются таблички: "Цвет", "яркие цвета", "контраст". Затем выстраиваются в ряд силуэты из цветной бумаги.

Такая композиция передает ощущение праздника? Нет? Почему?

Силуэты просто выстроены в один ряд. Такая композиция статична, она не передает движения.

Учитель: Давайте попробуем передать ощущение движения, праздничной суеты.

Ученики на доске составляют из готовых цветовых пятен и силуэтов композицию, передающую праздничное настроение.

Учитель: Получилась композиция, передающая движение? Какие средства выразительности мы использовали для этого?

Ученики с помощью учителя перечисляют средства выразительности, а учитель выставляет на доске таблички: "КОМПОЗИЦИЯ", "динамика", "ритм", " акценты", "пластика".

Что еще можно добавить в нашу композицию, чтобы показать что это карнавал? (Учитель предлагает ученикам вырезанные из бумаги маски, элементы их украшения).

Учитель предлагает детям придумать образ - характер своей маски.

В графическом редакторе "Paint"помещена таблица, на которой схематически изображены 5 типов человеческих лиц. 4 клетки остались пустыми. Их и должны заполнить ученики. Представленные пять схем являются подсказкой: характерность требует не только изменений пропорций лиц по ширине и высоте (с этим дети уже знакомы), но и пропорций величин частей лица (высоты лба, расстояния от бровей до кончика носа, от него до подбородка), расположения рта, расстояния между глазами и т.д. Наконец, величин самих черт лица - глаз, бровей, носа, рта.

Надо сделать такое лицо, которое подходит именно к твоему персонажу.

Практическая работа

Вводный инструктаж

  • Сообщение названия практической работы "Образ-характер своей маски"
  • Ознакомление с последовательностью выполнения.

Построение рамки.

Прямоугольник

Изображение маски (можно нарисовать одну, а остальные копировать).

Актуализация знаний.

Какие основные инструментальные возможности графического редактора "Paint" будем использовать:

Какие основные команды графического редактора "Paint" будем использовать:

"правка"- "копировать";

"правка" - "вставить";

"рисунок"- "отразить - повернуть".

Выбор палитры.

Закрепление материала

Самостоятельно записать в тетради последовательность выполнения работы над созданием маски-образа.

  • Рамка.
  • Изображение основы маски (копирование).
  • Передача пропорций величин частей лица.
  • Нанесение элементов украшения на маску.

Выбор палитры.

Проверка.

Устранение ошибок.

Просмотр и обсуждение работ учащихся. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы. Показ слайдов.

Вопросы.

Учитель: Почему выбраны именно эти элементы украшения? (Ученики обосновывают свой выбор).

А что еще можно добавить в композицию, чтобы показать, что это карнавал?

Музыкальные инструменты.

Итак, выбраны предметы, которые у нас ассоциируются с праздником, карнавалом.

На доску помещается табличка: "Отбор элементов изображения".

Вот мы и нашли средства, с помощью которых можем создать праздничную композицию. Давайте посмотрим, как использовали эти средства выразительности мастера искусства, как они передавали атмосферу праздника в своих произведениях.

Идет презентация "Праздник в творчестве мастеров искусства", в которой используются репродукции произведений мастеров.

Учитель: Попробуем создать композицию "Карнавал" в технике коллажа, используя те средства выразительности, о которых мы говорили.

Самостоятельная работа учащихся:

Ученики создают коллаж "Карнавал", работая группами по 3-4 человека.

Текущий инструктаж (по ходу работы)

Целевые обходы

  • Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
  • Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.
  • Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
  • Рациональное использование учебного времени учащимися.

Физкультминутка

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три - четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 - 6 повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).

Рефлексия

  • Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.
  • Что узнали нового?
  • Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?
  • Просмотр работ.
  • Выставление отметок в классный журнал.
  • Сообщение о теме следующего занятия.

Изображение карнавального веселья часто встречается в творчестве художников мира. Живопись не осталась в стороне от весёлого народного праздника, особенно часто мастера кисти писали Венецианский карнавал, хотя известны картины других маскарадов и карнавалов, которые проходили и проходят в разных странах.

Карнавал в искусстве: самое интересное

Русские классики

Начать обзор правомерно с творчества русских художников, а именно с Василия Ивановича Сурикова. Василий Суриков родился в казачьей семье в Сибири и всё его творчество пронизано любовью к суровой сибирской природе. Русская зима на его картинах представлена во всей красе и на исторических полотнах, и на бытовых картинах. Достаточно вспомнить «Боярыню Морозову», «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка» и другие. Его творчество смело можно назвать разноплановым, но исторические сюжеты на полотнах преобладали.

К ним относится и картина «Маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф Ромадановского». Это тоже зима, новый год, в разгаре веселье. Здесь есть ряженый царь, который управляет санями, запряжёнными медведями, и настоящий - на следующей подводе, которая наряжена как парусное судно, его несут по улицам Москвы северные олени. Даже здесь на празднике царь внимательно следит за происходящим, а вот детям интересен не самодержец, а медведи, и они весело бегут вслед за первой повозкой, не обращая внимания на императора. Картина находится в Русском музее в Петербурге.

У Сурикова есть ещё одна картина, посвящённая карнавалу. Она была написана во время путешествия вместе с семьёй по Европе и передала впечатление художника от праздничного карнавала в столице Италии. Картина называется «Римский карнавал» и изображает традиционное пышное веселье, которое устраивают итальянцы весной.

Среди классиков нужно отдать должное Александру Николаевичу Бенуа и его картине «Карнавал на Фонтанке» 1900 г. Это художник, прославившийся театральной живописью, изображением исторических сюжетов о Петербурге и Франции, иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина. Картина представляет набережную и участников карнавала, которые плывут на лодке.

Итальянцы и немцы

Интересна интерпретаций венецианского карнавала в творчестве итальянского художника второй половины 18 века Джованни Доминико Тьеполо. Знаменитой картиной является полотно «Сцена карнавала, или Менуэт», которая отразила настроение праздника и поэтичности этого действия. Картина находится в Лувре. Кроме того, художник создал цикл росписей на тему карнавала в собственном доме.

Кёльнский карнавал, о котором знают во всём мире изобразил на своей картине известный художник Руделл. Картина изображает эпизоды карнавала на фоне Кёльнского кафедрального собора, являющимся мировой достопримечательностью и самым ярким образцом готической архитектуры. Картина стала изображаться на марках, которые имеют особую ценность.

Наши современники

Известна также небольшая (50 х70см) картина Леонида Афремова «Карнавал в Венеции», выполненная в технике жакле. Изображает картина мужчину и женщину в ярких карнавальных костюмах, плывущих на гондолах по узким каналам Венеции.

Среди современных художников, отдающих предпочтение карнавальным сюжетам, необходимо назвать Михаила Шемякина, скульптора, графика, театрального художника, живописца. Его многие картины посвящены маскарадным изображениям, населены масками и марионеточными героями. Репродукции картин очень популярны для оформления интерьеров. Например, картина «Карнавалы Санкт-Петербурга»


Из истории русского праздника «Масленица» История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Масленица- самый весёлый, шумный народный праздник. Масленица – это не только блины, в Масленицу долг каждого человека-помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены и все масленичные традиции.






Масленицу открывали ребятишки. Всех встречных или приезжавших из города они спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» Если ответ был отрицательный, то они колотили встречного лаптями. Также сооружали снежные горы, катались с них на санях. Ходили по дворам с песнями и присказками.


У Петровых у ворот Вьется, вьется хоровод Вьется, вьется хоровод Собирается народ. Начинались разные безудержные игры и потехи. Строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки. В этот день водили хороводы, катались с гор, только обязательно девочки- в замороженном решете, а мальчики– на скамеечке.




Лето для старания, Зима - для гуляния. Здесь-то и начинается основное веселье, возят чучело, катаются, поют частушки, ходят колядовать. Собирались молодежь и ребятишки, в маски рядились и по домам ходили, песни пели, а за это угощения дарили. В четверг обязательным было строить и штурмовать крепости. Осажденные оборонялись вениками и метлами. Победителей купали в проруби, чтобы «остыли».




В этот день заканчивается обжорство и веселье, на ледяных горах разводят огонь, стараясь растопить лед. Сжигают соломенное чучело-символ зимы. Это день очищения перед постом, все ходят друг к другу и просят прощение: «Прости меня,если виноват»- «И ты меня прости» - «Бог простит». Все это сопровождалось поклонами и поцелуями.


Блины являются непременным атрибутом праздника Масленица. Со времен язычества на Руси блин был символом солнца, блины едят во славу весны, плодородия земли. Блины исконно русское лакомство, которое занимает достойное место в кухне многих народов мира. А с чем пришла ты, Масленица?




Самым интересным считался бой один на один. Практиковалась и разновидность "стенка на стенку". Кулачные бои








СОЖЖЕНИЕ ЧУЧЕЛА ЗИМЫ "ЧУЧЕЛО» - пучок соломы в платке и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь. С заранее подготовленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали.


Технология изготовления куклы «Домашняя масленица» Чтобы смастерить куклу своими руками, вам потребуется: -палка см; -несколько кусочков яркой ткани (бязь, ситец); -лыко, солома или мочало; - нитки; - ветошь






Руки Из картона или ткани делаем трубочку диаметром около 2,5 см, длиной 20 см. Трубочку обтянуть яркой тканью (оранжевой, желтой, красной) и перетянуть в двух местах нитками. Полученную «конфетку» подкладываем под лыко и туго привязываем к палке сзади.


Одежда Привязываем Масленице подъюбник ширина ткани здесь зависит от вашего желания: чем больше сборок, тем красивее будет кукла. Затем надеваем платье (в квадрате из ткани делаем прорезь для головы). Из другой ткани, но тоже яркой, вырезаем фартучек и приматываем красным поясом.






Н. Будур Русский народный календарь. РООССА М.В.Короткова Путешествие в историю русского быта Москва, В.В.Ищук, М.И.Нагибина Народные праздники. Ярославль, А.В.Терещенко История культуры русского народа Москва, 2007 Информационные ресурсы:

Сколько городов в Бразилии, столько и карнавалов – и ни один не похож на другой. В Рио он давно уже перестал быть просто феерическим праздником и превратился в своего рода чемпионат по веселью. Участвуют в нем школы самбы, представляющие разные районы города. Жюри определяет, у какой наряд самый красочный, а танец самый зажигательный. Победители не получают ничего. Зато почетом их окружают таким, какого не купишь ни за какие деньги.

Конец февраля в католических странах - пора карнавала… Самыми известными и красочными карнавалами в мире считаются венецианский и бразильский. Но если в Венеции главная примета такого праздника - маска, уравнивающая между собой людей разных званий и сословий, то участников бразильской феерии объединяет безудержное, не оставляющее места условностям веселье. Собственно карнавал - это не что иное, как масленичное гулянье, череда праздничных дней накануне Великого поста. Само это слово происходит от латинского выражения «карне вале» - то есть «прощай, мясо».

Карнавальная традиция берет начало в Средневековье. Тогда в праздниках такого рода участвовали целые ремесленные цеха. Сапожники, оружейники, золотых дел мастера на несколько дней превращались в детей, словно задавшихся целью перещеголять друг друга в умении дурачиться. Карнавал в современной Бразилии - это тоже своего рода соревнование: здесь состязаются школы национального танца самбы, объединяющие жителей одного района или небольшого города.

Участники школы «Аллегриа да Зона Сул» - ее название переводится как «Радость южной зоны», то есть самого престижного квартала Рио-де-Жанейро, допустили меня в святая святых - место, где они репетируют и готовят к карнавалу реквизит. В заброшенном ангаре, который подарил школе муниципалитет, ее участники своими руками создают фантастические, украшенные целыми скульптурными композициями движущиеся платформы - непременный атрибут карнавального шествия. Скульптуры столь велики, что в ворота ангара они явно не пройдут. Но решение проблемы уже найдено - когда придет время вывозить платформу, высоту ворот увеличат, благо стены ангара сделаны из тонкого металлического листа.

Оформление платформы и костюмы танцоров у каждой школы самбы свои, причем до самого карнавала все это держится в строжайшем секрете. Главного художника школы называют «карнавалеску». Повозка и наряды «Аллегриа да Зона Сул» сделаны по эскизам карнавалеску Освальду Вис. Он же поставил танцы, подобрал для них музыку… Сюжетную основу своего карнавального шоу школы каждый год меняют. Это может быть историческое событие, подвиг легендарного героя, а то и вообще что-то неожиданное… В этом году участники школы самбы «Аллегриа да Зона Сул» будут танцевать под написанную Доривалом Каином музыку, в костюмах, стилизованных под традиционные наряды жителей штата Баия, откуда композитор родом. Даже гигантские скульптуры нарядят соответствующим образом.

Наряды, в которых предстоит выступать танцорам, шьют здесь же, на антресолях ангара. Они должны сверкать и переливаться - после карнавала с улиц Рио-де-Жанейро убирают несколько тонн осыпавшейся с костюмов мишуры. Карнавальные костюмы - это не реквизит из театральной костюмерной, который долгие годы пылится на вешалках и подновляется к очередному спектаклю. Их скорее можно сравнить со свадебным платьем - шьются индивидуально для каждой девушки и надеваются раз в жизни.

Чтобы достойно выступить на самбодроме, танцорам приходится долго практиковаться… Впрочем, делают они это с неизменным удовольствием. Тем более что главное место репетиций - набережная, протянувшаяся вдоль пляжа Копакабана, самого живописного и самого известного в Рио. На танцорах нет пышных нарядов - ведь они, так сказать, одноразовые и надеваются только в день прохождения по самбодрому… Но самба от этого не становится менее зажигательной. Репетиции проходят по будням, после конца рабочего дня и продолжаются до самой ночи… Помешать им не может ничто, даже дождь, если это, конечно, не тропический ливень. Репетиции начинаются задолго до карнавала - собственно, почти сразу же после окончания предыдущего. И хотя танцевать самбу бразильцы умеют с детства, не ударить в грязь лицом на глазах взыскательной публики девушкам будет нелегко.

Одна из главных особенностей карнавала в Рио-де-Жанейро, отличающая его от карнавалов в других бразильских городах, заключается в том, что в нем праздник и соревнование в какой-то степени разделены. Праздничное шествие, пройдя по улицам, вступает в напоминающее стадион сооружение. Оно называется самбодромом и предназначено специально для соревнований школ самбы - ничего подобного нет нигде, кроме Рио. Трибуны заполнят 70 000 зрителей. А на арену, равную по площади нескольким футбольным полям, выйдут главные герои праздника. Жюри располагается здесь же, на трибуне. Ему задача выбрать лучшую в городе школу. И хотя материальной выгоды победители не получают, престиж состязания столь высок, что состав жюри до последнего момента держится в строжайшем секрете.

Салвадоре - самый африканский город страны, и карнавальная толпа здесь, пожалуй, даже импульсивнее и раскованнее, чем в Рио, хотя там трудно было представить, что такое возможно. Здесь особенно заметно, что пришедший из католической Европы карнавал в Бразилии приобрел много африканских черт. Ведь самба хоть родилась в Бразилии, восходит к ритмам, попавшими в Новый Свет вместе с африканскими невольниками… Стражи порядка приглядывают за разгулявшейся толпой, но без крайней нужды активности не проявляют. Они бы и сами с удовольствием приняли участие в общем веселье, на что поделаешь, если дежурство выпало именно на праздник. Карнавал, кажется, способен и мертвого расшевелить, а уж инвалиды вообще забывают и про свою коляску, и про свои недуги. Большинству участников карнавала дела нет до того, что их снимают. Разве что трансвеститы с удовольствием позируют перед камерой.

«Карнавал - кариока, банда Ипанема!»- это своего рода лозунг карнавала в Рио. Кариока - так называют себя жители города, чтобы их не дай бог не смешали с остальными бразильцами. Каждый кариока стремится показать себя на карнавале во всей красе. Самое экзотичное здесь зрелище - процессия разряженных трансвеститов. Даже в пестрой карнавальной толпе эти любители покрасоваться на публике заметно выделяются - и нарядами, и гримом, и ужимками… Смотрят на них без всякого осуждения. Бразильцы вообще отличаются терпимостью. И в праздники, и в повседневной жизни они руководствуются принципом «Живи сам и не мешай жить другим». То что у тех же американцев, вызвало бы бурное возмущение, у бразильца вызовет разве что улыбку. Здесь никого не волнует кто ты. Сходи с ума как тебе нравиться - только помни, что вокруг тебя тоже люди.

Все три дня карнавала гулянье продолжается круглые сутки. Но далеко за полночь часть народа все-таки расходится по домам, и тут наконец уборщики получают возможность смести с улиц мусор. Вообще-то в праздники они работают в три смены двадцать четыре часа в сутки - иначе по городу просто нельзя было бы ходить. Но в разгар гулянья в толпу с метлой не больно сунешься. Что и неплохо - в ожидании, когда народу поубавиться, можно принять участие в общем веселье: выпить, потанцевать… Но все когда-нибудь заканчивается. В том числе и главное ежегодное событие в жизни страны. Как поется в бразильской песне, многие здесь до старости живут только карнавалом, с нетерпением считая дни до его начала. А когда приходит пора умирать, жалеют не об упущенных возможностях, а о пропущенных карнавалах