Физическая безопасность детей в детском саду. Требования к организации безопасности в условиях доу

Юлия Буреева

«Организация работы по обеспечению безопасности в дошкольном образовательном учреждении». Не для кого не секрет что, дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Но в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. За последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которые оставались без присмотра взрослых.

На наш взгляд, только слаженная система работы , которая будет объединять между собой всех участников образовательного процесса, может решить данную проблему. И современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности , потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, природного и экологического неблагополучия. Задача безопасной организации жизнедеятельности всех участников образовательного процесса : детей, родителей, сотрудников в дошкольном учреждении - является приоритетной.

Необходимо создать условия для организации работы по обеспечению безопасности . И с этой целью в нашем детском саду используются такие технические средства как : система пожарной сигнализации, система пожарного мониторинга «Стрелец мониторинг» , аварийное освещение, ведется круглосуточное видео наблюдение.

Установлена кнопка тревожной сигнализации - система оперативного оповещения дежурных подразделений УВД о факте незаконного вторжения или проникновения в детский сад. В темное время суток имеется освещение.

В соответствии с правилами пожарной безопасности , в детском саду оборудованы эвакуационные выходы.

Активными участниками образовательного процесса являются родители и с целью повышения родительской компетентности в вопросах формирования основ безопасного поведения детей нами разработан целый комплекс мер с использованием различных форм, методов и приемов работы , таких как наглядная агитация – это информационные стенды

консультации для родителей, выпуск буклетов, памятки, стенгазеты. Активно работает сайт детского сада , на нем мы регулярно размещаем памятки с рекомендациями от Управления образования и Гражданской защиты.

С целью обогащения детских познаний в области безопасности большое внимание уделяется организации предметно-пространственной среды для детей, это наглядная информация в помещениях ДОУ.

Дидактические игры, разнообразные плакаты, книги, игрушки и другие методические материалы.

И безусловно, всем известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка , невозможно решить только в рамках детского сада. Успех в работе по безопасности детей , может быть достигнут, только при тесном контакте с родителями.

В своей педагогической деятельности мы активно используем такие формы работы как : показ открытых мероприятий, выставки совместных работ . Мини - собрания по проблемам безопасности , круглые столы. В группе активно ведет работу Семейный клуб «Наши Дети» .

Работа с детьми включает в себя не только формирование у детей представление об опасных факторах чрезвычайных ситуациях, но и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. Ежеквартально проводятся тренировки по эвакуации детей.

С целью применения полученных знаний на практике мы используем разнообразные методы и приемы : игры-соревнования, развлечения «Царь огонь» , «Мой друг светофорик» .

Активно применяем интерактивные методы - Виртуальная экскурсия в троллейбусное депо.

Практическое занятие «Дружба с дорожными знаками» .

Комплексные занятие по дорожным знакам, дидактические игры по ПДД.

С большим удовольствием дети просматривают обучающие ролики, презентации и мультфильмы : Смешарики «Азбука пожарной безопасности » , «Правила поведения на дороге» .

Проводятся игровые занятия"Юный пожарный", «Чтобы не было беды» .

Моделирование и анализ проблемных ситуаций : «Пожар дома» , «Если ты потерялся» ; «Как бы ты поступил» .

Хорошей традицией в детском саду стали совместные праздники для детей и родителей Праздник «Безопасность на воде » .

Таким образом, в учреждении ведется систематическая работа по созданию безопасных условий обучения и воспитания, присмотра и ухода за воспитанниками, обеспечивающие жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством.

Публикации по теме:

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечается, что некоторые дети справляются с пропеванием данного звука, плохо.

Безопасность дорожного движенияактуальная тема в процессе воспитания дошкольников. На эту тему в нашем детском саду прошла выставка «Азбука.

Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Опыт работы «Система работы учреждения по вопросам безопасности с детьми дошкольного возраста» Система работы по безопасности с детьми дошкольного возраста в МДОУ детском саду №27 «Солнышко» Ни для кого не секрет, что сложившаяся.

Организация работы кружка «Мяч» Организация работы кружка «Мяч» на тему «Учите детей играя!» Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек во всех странах мира. Наблюдая.

На сегодняшний день, в связи с неуклонным ростом потенциала техногенных, природных и социальных угроз, особое внимание в детских садах должно уделяться основам безопасности жизни и здоровья детей. Причем, важно не просто охранять ребенка от возможной опасности, но и научить самостоятельно соблюдать меры предосторожности, а также сформировать навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

  • Администрация ДДУ и воспитатели
  • Медработники
  • Сторож, вахтер или охранные организации
  • Рабочие обслуживающих организаций
  • Работники пожарной и аварийной служб (в случае возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций).

Первоочередная задача обеспечения безопасности малышей в ДДУ лежит на администрации. А родители должны регулярно контролировать исполнение базовых требований по ТБ и, при выявлении несоответствий, уведомлять ответственных лиц. Для организации слаженного взаимодействия сотрудников ДДУ в плане повышения безопасности детей в детсадах должны регулярно проводиться соответствующие мероприятия: инструктивные совещания о правилах поведения во время ЧС, учебные тренировки по экстренной эвакуации и усиление пропускного режима.


Самый распространенный вид охраны в ДДУ − это сторож или вахтер. Безусловно, один человек не может препятствовать проникновению на охраняемый объект группы посторонних лиц, поэтому многие частные детские сады прибегают к помощи охранных агентств и видеонаблюдения.

Особую озабоченность родителей вызывают вопросы детского травматизма.

Иногда даже соблюдение строжайших мер безопасности не может полностью исключить появления детских травм. Особенно эта проблема актуальна для маленьких деток, поскольку характерное для них энергичное поведение в сочетании с плохой ориентацией в пространстве и недостаточной координацией движений может привести к травмам и несчастным случаям.

Для сведения случаев травматизма к минимуму, необходимо проводить жесткий контроль над организацией деятельности детей и ее соответствием с режимом дня. Так, при переходе из одного пункта в другой все детки должны строиться парами и держаться за руки. Воспитатели обязаны убедиться, что все ребята переместились в конечный пункт назначения. Во время прогулки все детки должны находиться в поле зрения воспитателя. Родители, дети которых посещают домашний детский сад , должны заранее оговаривать с воспитателем место прогулки, поскольку во многих домашних детсадах отсутствует специально огороженная территория. Ни в коем случае ни на минуту воспитатель не должен отвлекаться от присмотра за детьми.


Особое внимание должно уделяться травма безопасности детской мебели и оформительных элементов игровых площадок. Вся крупная мебель прикрепляется к стене, обязательно закрываются низкорасположенные стекла, зеркала укрепляются специальной пленкой, которая не позволит им разлететься на осколки. Все игровые и учебные предметы должны соответствовать возрасту детей.

Пожарная безопасность для детей детского сада

Безопасность детей в детском саду подразумевает проведение специальных занятий, посвященных правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, как пожар или игры на природе, на улице, возле водоемов и автодорог. Такие занятия могут проводиться в форме бесед, игр, викторин, соревнований или конкурсов на лучшие тематические рисунки.


Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.



Законодательная база по охране жизни и здоровья детей: - Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19; - Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ФЗ; -Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»; - Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»; - Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»; - Приказ Минобразования РФ от «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»; - Приказ Минобразования РФ от и Письмо Минобразования РФ от «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »; - Приказ Минобразования РФ от / «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»; - Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;


Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей: Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»; Приказ «Об организации экскурсий»; Приказ «О дежурных администраторах»; Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада; Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды; Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста.






Педагогический персонал ДОУ Определяют основные направления своей деятельности по обеспечению безопасности детей при организации воспитательно- образовательного процесса; Проводят с воспитанниками беседы по основам безопасности жизнедеятельности (объясняют правила поведения с незнакомыми людьми и действия при обнаружении незнакомых предметов); Осуществляют прогнозирование, анализ и пресечение внешних и внутренних угроз, которые могут повлиять на безопасность жизнедеятельности детей.




Законодательные и инструктивно- директивные документы Охрана жизни и здоровья воспитанников Противопожарная и техногенная безопасность Предупреждение дорожно- транспортного травматизма Обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов


Охрана жизни и здоровья воспитанников 1.Выполнение предписаний контролирующих органов; 2.Составление актов испытания оборудования, проверка состояний ограждений, кровли, технический осмотр здания; 3.Назначение общественного инспектора по охране и защите прав детей; 4.Утверждение программы работы по охране и защите прав воспитанников на учебный год; 5.Проведение практической отработки плана эвакуации при пожаре; 6.Организация мероприятий по профилактике гриппа и ОРЗ.


Противопожарная и техногенная безопасность Выполнение предписаний органов Госпожнадзора; Утверждение планов обучения работников по ГО и ЧС, пожарной безопасности; Инструктажи со всеми работниками по вопросам ГО и ЧС, пожарной безопасности; Корректировка и утверждение плана эвакуации по этажам; Назначение ответственного за обеспечение безопасности; Проведение практической отработки плана эвакуации при пожаре; Испытание внутреннего пожарного водопровода на водоотдачу; Сдача отчетов в УО о мероприятиях по обеспечению безопасности; Проведение противопожарных мероприятий при подготовке помещений к массовым праздникам.


Предупреждение дорожно- транспортного травматизма Утверждение планов работы с воспитанниками по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; Составление плана месячника по безопасности дорожного движения; Разработка программы по предупреждению травматизма среди воспитанников и работников на год; Проведение месячника по безопасности дорожного движения.


Обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов Инструктажи для работников о правилах и порядке поведения при угрозе и осуществлении террористического акта, порядке приема сообщений по телефону, содержащих угрозу террористического характера, правилах поведения при обнаружении подозрительных предметов; Издание приказов об организации охраны в здании и на территории, организации антитеррористической защиты; Составление плана по обеспечению безопасности воспитанников от проявлений терроризма на календарный год.


Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Для этого необходимо сделать следующее: определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире; разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами; разработать и подготовить наглядно- дидактический материал; разработать систему планирования; обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.


Выводы При создании условий по обеспечению безопасности в ДОУ необходимо использовать не только теоретический. Но и практический опыт; В работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители; Необходимо обеспечивать безопасность в ДОУ по таким направлениям как: охрана жизни и здоровья воспитанников, противопожарная и техногенная безопасность, предупреждение дорожно- транспортного травматизма, обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

Проблема безопасности маленьких детей жизненно важна. Родители, не уделяющие обучению личной безопасности дошкольников, могут столкнуться с угрозой для жизни ребёнка, подвергая его риску во многих ситуациях. Многие пытаются не думать о плохом, перекладывают ответственность по просвещению малыша на воспитателя детского сада, няню и даже догадливость самого ребёнка. Дошкольник понимает далеко не всё, а безопасности нужно учить с детства. Какие опасности подстерегают кроху и как родителям научить его безопасному поведению, читайте в нашей статье.

Какие опасности подстерегают ребёнка?

Маленькому исследователю мир кажется огромным. Каждый день малыш открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами, достигая новых результатов и побед. Давайте посмотрим, какие опасности таит в себе мир, окружающий дошкольника.

  1. Ребёнок один дома.

В каком возрасте ребёнка уже можно оставлять одного? Тут всё индивидуально. Имеет важность возраст ребёнка, уровень его самостоятельности и степень вашего ему. Как только вы решили приучать ребёнка оставаться на какое-то время одному дома, обратите внимание на некоторые важные детали:

  • Научите ребёнка пользоваться телефоном. Напишите телефоны родителей и служб безопасности на видном месте. Объясните правила безопасности общения по телефону с незнакомыми людьми.
  • Учите запоминать и произносить своё имя, а также имена родителей, адрес, номер телефона.
  • Поместите опасные для ребёнка предметы в недоступную для него зону (лекарства, бытовую химию, режущие предметы, спички).
  • Перед уходом проверяйте, выключили ли вы газ и электроприборы.
  • Учите ребёнка технике безопасности с газовыми и электроприборами.
  • Объясните, как опасны для ребёнка спички и розетки.
  • Выходя, тщательно закрывайте окна, балконы и входную дверь.
  • Объясните ребёнку, что нельзя открывать дверь незнакомцам.
  1. Ребёнок и посторонние.

Известно, что злодеи нередко использует доверчивость и наивность детей. По большей мере в это виноваты родители, не объясняющие крохе с ранних лет правила поведения с незнакомцами. Чтобы научить малыша осторожности, нужно доступно донести ему информацию, что все, не являющиеся родственниками, - посторонние люди (даже если они появляются дома).

  1. Ребёнок и лифт.

Лифт кажется дошкольнику весёлым аттракционом, на котором можно прокатиться. Чтобы избежать травматических ситуаций, ребёнку следует объяснять правила эксплуатации лифта. Учите, что делать, если лифт застрял, как безопасно вести себя в лифте, стоит ли заходить в лифт с посторонними.

  1. Ребёнок на улице.

Улица несёт множество опасностей для ребёнка, даже если он гуляет под присмотром родителей или няни. Обращайте внимание на то, насколько комфортна и безопасна детская площадка, где гуляет ребёнок, далеко ли проезжая часть, есть ли опасности во дворе (подвалы, люки, машины, подозрительные компании, бродячие или домашние животные).

  1. Ребёнок в общественных местах.

Отправляясь с ребёнком в магазин или на рынок, посещая праздники и спортивные соревнования, задумайтесь, как обезопасить его в местах скопления людей. Дошкольника нужно научить, как вести себя, если он потерял из виду родителей.

К этому перечню можно добавить ещё поведение дошкольника на воде, на солнце, на льду, в поездках, экстремальных ситуациях, общение с животными.

Опасности дома

Информация о несчастных случаях, происходящих с детьми, повергает в шок многих родителей и заставляет их более внимательно относиться к детской безопасности. Родителям следует помнить, что опасность находится практически у них под носом – дома.

Квартира или дом – это первое место, где ребёнок начитает развиваться и . Пока кроха под присмотром – с ним будет всё порядке. Здравый смысл родителей и их забота о ребёнке оградят его от опасностей. Но как только малыш начинает самостоятельно передвигаться по дому, он сразу рискует встретить неприятности и опасности.

«А знаете ли вы, что дети, исследуя дом и свои возможности, ежедневно залезают в самые невероятные места и берут совершенно не предназначенные для малышей предметы?»

Известно, что самой большой опасности получить какую-либо травму подвергаются дети до 4 лет. Малышу достаточно секунды, чтобы проглотить таблетки или мелкие предметы, схватить нож и порезаться, обжечься. Как только кроха начинает ползать, родителям нужно изучить жилище для того чтобы исключить доступность опасных предметов и снизить возможность травматических ситуаций.

Источники бытовых травм:

  • лекарства
  • бытовая химия
  • горячие предметы и огонь
  • скользкие полы
  • острые углы

Как сделать родителям жизнь малыша дома безопасной?

  1. Старайтесь не оставлять детей без присмотра. Если не можете быть рядом с малышом постоянно – приобретите видеоняню.
  2. Не держите на видном месте моющие средства (под раковиной) и лекарства (в тумбочке).
  3. Помогайте ребёнку мыться в ванне.
  4. Уберите подальше от малыша спички и зажигалки, ножи, ножницы и иглы.
  5. Оставляя ребёнка одного в комнате, убедитесь, что окна и балконные двери закрыты. Москитные сетки не спасают от падения.
  6. Острые углы закройте специальными накладками, розетки – заглушками, а двери придерживайте фиксаторами.
  7. Демонстрируйте хороший пример сами: не высовывайтесь из окон, не сидите на краю ванны.

«Совет. Можно использовать наглядный пример, рассказав историю о ребёнке, который съел таблетки и попал в больницу».

Безопасная прогулка

Чтобы сделать прогулку дошкольника приятной, нужно позаботиться о его безопасности :

  1. Присматривайте за ребёнком или договоритесь об этом с соседями, гуляющими с детьми.
  2. Выбирайте , подальше от шоссе.
  3. Внимательно следите за малышом у качелей, на горках и других аттракционах. Учите ребёнка быть осторожным, приближаясь к качелям.
  4. Будьте внимательны, переходя дорогу с коляской. Соблюдайте правила дорожного движения и учите им ребёнка.
  5. Объясняйте ребёнку, что нужно следить, не едет ли машина во дворе. Не разрешайте доставать мяч из-под машины.
  6. Обучите технике безопасности при катании на самокате и велосипеде.
  7. Не позволяйте ребёнку приближаться к животным – бродячим или чужим. Они могут оказаться злобными.


Если ребёнок потерялся

Представьте себе, что ребёнок потерялся. Это может произойти в магазине, на прогулке, на массовом мероприятии или даже в детском саду. Ребёнок теряет маму из поля зрения, решает, что его забыли, и отправляется на поиски или домой. Чтобы предупредить такие случаи, нужно научить малыша важным правилам :

  1. Ребёнок должен знать, что если он , родители не уйдут без него и будут искать его на месте происшествия. Объясните малышу, чтобы он оставался на месте и не бежал никого догонять.
  2. Если вы на прогулке, объясните дошкольнику, где вы будете ждать его, когда он набегается на площадке или в парке.
  3. Ребёнок старше трёх лет уже может запомнить свои фамилию, имя и адрес.

«Совет. Собираясь на прогулку или экскурсию, вложите малышу в кармашек записку с именами и координатами родителей».

Навыки безопасности

Как же должны родители подготовить ребёнка дошкольного возраста, чтобы сделать жизнь малыша безопасной? Не надо полагаться на случай или на воспитателей детского сада. Отнеситесь внимательно к знаниям малыша по безопасности жизнедеятельности.

Объём знаний по безопасности для дошкольника:

  • Ребёнок дошкольного возраста должен понимать, какая ситуация опасна, а какая - нет.
  • Малыш должен уяснить, что существуют опасные люди, явления, предметы, действия.
  • Кроха должен понимать, что такое «здоровье» и суть повреждений организма.
  • Ребёнок дошкольного возраста должен знать данные о себе (фамилию, имя, адрес, имена родителей).
  • Малышу должны быть известны правила безопасности, когда он находится дома. Он должен понимать опасность огня, электрического тока, горячих приборов, окон. Ребёнок должен быть проинформирован, что не должен открывать дверь незнакомцам и разговаривать с ними по телефону.
  • Ребёнок должен понимать основы безопасного поведения на улице: не поднимать шприцы и бутылки, осколки, не вступать в беседу с посторонними и никуда с ними не ходить, не брать ничего из рук незнакомцев, не приближаться к собакам, не лазить высоко.
  • Малыш должен быть знаком с правилами пребывания в детском саду: не убегать за пределы сада, спокойно играть с детьми, слушаться воспитателя.
  • Ребёнка нужно знакомить с правилами поведения в опасных ситуациях (пожарах, отравлениях газом, поражениях электротоком, землетрясениях, наводнениях, ударах молнией, ураганах и т.д.).
  • Ребёнок дошкольного возраста должен знать правила поведения на дороге и основные понятия: «зебра», «светофор», «красный свет», «подземный переход» и т. д.
  • Малышу нужно рассказывать о правилах безопасности, находясь , на льду, у воды.
  • Дошкольника нужно обучать базовым принципам здорового питания и укрепления организма. Ему нужно объяснять, что является полезным, а что - нет.


Во всех ситуациях ребёнок должен чётко понимать, что безопасность - это главное, и во многом она зависит от него. А от родителей зависит, насколько он уяснит правила безопасности в различных жизненных ситуациях.

Справка дана Рябцевой Л. В.

Музыкальному руководителю.

09.11.2016 год

Заведующая МКДОУ

Соколова Т. И.

Обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ

Приказ О безопасном функционировании МКДОУ д.с.с. Тимирязево

Календарный план подготовки и проведения противопожарной тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций

Акт проведения практической обработки плана эвакуации

Приказ о противопожарных тренировках

Приказ об охране труда и технике безопасности

Приказ об установлении противопожарного режима

Приказ о создании добровольной пожарной дружины

Приказ об усилении мер пожарной безопасности во время проведения массовых мероприятий

Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность

Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении – это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.

На сегодняшний день в ДОУ имеется:

1. Кнопка тревожной сигнализации.

2. Автоматическая пожарная сигнализация.

Основными направлениями деятельности администрации детского сада по обеспечению в детском саду является:

Пожарная безопасность;

Антитеррористическая защищенность;

Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;

Соблюдение норм и правил охраны труда.

В ДОУ имеются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения – огнетушители. Соблюдаются требования пожарной безопасности к содержанию территории, помещений ДОУ, эвакуационных выходов.

В целях обеспечения антитеррористической безопасности в детском саду установлен ряд правил.

Главной целью по охране труда в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников ДОУ.

Мероприятия по профилактике детского травматизма

1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпанию песком.

4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, проводится проверка выносного материала.

5. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.

Предупреждение детского травматизма в ДОУ

Требования к работникам дошкольного учреждения

Администрация дошкольного учреждения должна создать травмо-безопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности.

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами.

Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.

Обслуживающему персоналу запрещается:

  • привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;
  • оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).
  • Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.

Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данной организации в специальном журнале. Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольной организации все случаи повреждения у детей, требуя обсуждения причин и обстоятельств получения травмы для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм.

Требования к организации и проведению занятий с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.

Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.

Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.

В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).

В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.

Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.

Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т. д.

Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.

Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.

Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу – как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.

Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Оборудование и материалы

Основным оборудованием для проведения занятий с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни детей. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни детей, проживающих в данной местности.

Большую помощь в изготовлении рисунков могут оказать родители, шефствующие организации и школьники.

Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными: "Ушибы упавшими сверху предметами", "Падения с высоты", "Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)", "Ранения острыми предметами" и другие в соответствии с приведенной выше классификацией и местными условиями.

Работа детского сада с семьей

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.

Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.

Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.

Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.

Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.

Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи.

Главными из них являются:

  • расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;
  • воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;
  • формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;
  • обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;
  • чем и как заниматься с ребенком дома.

Тема детского травматизма – деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.

Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.

Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.

Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.

Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта, и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т. д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.

Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.

Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное – убедительным и запоминающимся.

В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель или медицинский работник проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей.

Необходимо особо предостеречь родителей от предоставления детям излишней самостоятельности при купании в водоемах, катании с ледяных горок на санках, коньках, прогулках в лес без присмотра старших.

Оформление уголка по профилактике травматизма

В каждой возрастной группе оформлен уголок по предупреждению травматизма у детей. Это папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Например, весной чаще бывают ожоги пламенем от костров, которые разжигаются с целью уничтожения мусора во дворах. Укусы собак чаще всего регистрируются в мае. Выпадения из окон, падения с балконов также чаще встречаются весной, когда открываются окна после зимы. Летом – падения с велосипедов, самокатов, качелей, со стогов сена; утопления. Осенью – падения с деревьев при сборе фруктов, орехов; переохлаждения. Зимой – падения с санок, при катании на лыжах, коньках; ушибы шайбой во время игры в хоккей, снежками, кусками льда; падения в прорубь, обморожения.

Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или раздевальной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.

Контроль и руководство работой по профилактике травматизма у детей

Заведующий и медицинский персонал дошкольного учреждения осуществляют контроль и руководство работой по предупреждению травматизма у детей. Заведующий несет ответственность за обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья детей каждой возрастной группы в помещении и на участке, воспитание навыков безопасного поведения детей в окружающей обстановке, повышение роли семьи в деле охраны жизни и здоровья детей, а также организует учет и регистрацию всех несчастных случаев с детьми во вверенном ему дошкольном учреждении.

В целях повышения эффективности профилактической работы в детском саду заведующий руководствуется соответствующими инструкциями и программно-методическими документами и осуществляет контроль за ее проведением в тесном контакте с медицинским персоналом.

Целенаправленный контроль заведующий сочетает с ежедневным обходом дошкольного учреждения – с него должен начинаться рабочий день. Цель ежедневного обхода – проверить соответствие гигиенических и педагогических условий детского сада требованиям безопасности пребывания детей и взрослых, а также подготовку персонала к рабочему дню. Такой контроль повышает чувство ответственности каждого сотрудника за качество своей работы.

Ответственность за техническое состояние здания дошкольного учреждения несет заведующий хозяйством. Осмотры технического состояния здания должны проводиться систематически, а результаты – оформляться актом с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц. Исполнение решений должно находиться под постоянным контролем заведующего дошкольным учреждением.

Для того чтобы работа по профилактике травматизма в дошкольной организации была более эффективной, заведующий должен поддерживать тесные контакты с детской поликлиникой, органами санитарного просвещения.

Заведующий дошкольным учреждением вместе с воспитателями несет персональную ответственность за создание травмобезопасных условий, предупреждение травматизма, а также за каждый несчастный случай, происшедший в детском саду.

* Детский сад оборудован системой автоматической пожарной сигнализации.

* Территория детского сада по всему периметру ограждена забором с запирающимися воротами; входные двери закрываются на засов.

* В ночное время помещения детского сада охраняются сторожами.

* С детьми регулярно проводятся беседы по правилам поведения в детском саду и на прогулках, о поведении во время чрезвычайных ситуаций.

* С сотрудниками детского сада 2 раза в год проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей.

* Каждый сотрудник несет персональную ответственность за безопасность воспитанников во время нахождения в детском саду.

* С сотрудниками и воспитанниками ДОУ два раза в год проводятся учебные тренировки эвакуации детей из здания в случае возникновения пожара или ЧС.