До скольки лет формируется характер человека. Формирование характера в дошкольном возрасте. Как воспитать в ребенке характер и не избаловать его

Первые черты характера ребенка проявляются к 2-3 годам. Сначала это простейшие волевые черты. Затем, когда ребенок начинает играть в игры, то есть через год-два, проявляются его деловые черты. Примерно к 4-5 годам ребенок начинает общаться и играть со сверстниками в групповые игры – и к первым двум чертам характера добавляются коммуникативные. Таковы начальные черты, присущие характеру ребенка дошкольного возраста. Основные же будут формироваться еще в течение 10-15 лет.

Как формируется характер

Представления маленького ребенка об окружающем его мире складываются под влиянием того, как с ним обращаются взрослые. Если они доброжелательны, улыбчивы, удовлетворяют его необходимые потребности, то и ребенок будет расти открытым и доверчивым.

И наоборот – если они редко с ним общаются, разговаривают с ним повышенным тоном и с недоброжелательной интонацией, плохо удовлетворяют его потребности, то и ребенок будет расти скрытным, замкнутым и недоверчивым. В дальнейшем ребенок начинает понимать, какие его поступки поощряются, а какие наказываются, и его поведение и черты характера определяет то, за что он хочет получить поощрение. То есть он поступает так, чтобы его действия заслужили положительную оценку окружающих его людей. Черты характера, за проявление которых ребенок получает наказание, проявляются все меньше.

Круг окружающих ребенка людей постепенно расширяется, в него включаются все новые люди – сверстники, взрослые. И все они обладают своими собственными психологическими качествами, которые могут не совпадать со сложившимися представлениями ребенка о плохом и хорошем, о том, за что ругают и за что хвалят. В связи с этим в его характере могут возникнуть противоречия.

Кто является авторитетом для ребенка

В начальных классах школы для него много значат авторитет и мнение родителей и учителей, в дальнейшем их место занимают сверстники. Для ребенка становится важно и то, как они относятся к нему. В старших классах мнение и оценка взрослых людей снова выходят на первый план. Но ребенок уже определяет свое отношение к ним, оценивая их как личность, а также исходя из собственной самооценки. Поэтому одни взрослые оказывают на него более сильное влияние, мнение других он может полностью игнорировать.

На формирование характера ребенка старшего возраста влияют и телевидение, интернет и прочие СМИ. Развивать определенные черты характера и изменять их могут и обстоятельства, складывающиеся в его личной жизни.

Как воспитать в ребенке характер и не избаловать его

  1. Важно, чтобы все взрослые, которые живут с ребенком, были единодушны в его воспитании. Ребенок должен четко знать, за что его похвалят, а за что поругают. Если же мама хвалит за то, за что папа ругает, ребенок дезориентирован. Нужно, чтобы он четко понимал, что такое «Нельзя» и за что ему скажут «Молодец».
  2. Наказание и похвала должны быть адекватны поступку, то есть соответствовать ему. Нельзя применять строгие меры за мелкий проступок и закрывать глаза на серьезный. Так же как и забыть похвалить за то, что ребенок очень старался сделать.
  3. Также в воспитании важна последовательность: если обманывать или брать чужие вещи плохо и за это можно понести наказание, то это правило должно соблюдаться всегда, а не от случая к случаю.
  4. Иногда можно видеть детей, которые уже научились выпрашивать у родителей все, что им нужно. Это тоже следствие непоследовательности их обращения с ребенком. Ведь если он получит то, что хочет, с помощью выпрашивания один раз, то будет пытаться получить желаемое таким способом и в дальнейшем.
  5. Один из простых способов избаловать ребенка – по первому его требованию давать или покупать ему все, что он попросит. Ребенок должен знать, что все нужно заслужить: старанием, умением, помощью. Он должен научиться справляться и с разочарованием – ведь не всегда можно получить абсолютно все, что захочется.
  6. У ребенка постарше должны быть свои обязанности. Пусть это будет небольшая помощь по дому, но он будет знать, что такое ответственность.

С ребенком важно уметь договариваться, а не применять насилие. Ведь важно, чтобы он вырос неизбалованный и воспитанный, а не покорный и послушный.

Генетика или воспитание – отчего зависят наши характеры? Во сколько лет формируется характер? Как вырастить ребенка счастливым? Строгость или мягкость должна быть в приоритете?

Тема достаточно сложная, и в литературе, и у различных специалистов на нее разные взгляды. Одни считают, что психотип можно увидеть, начиная с 3–4 лет. Другие говорят, что это слишком рано и смотреть нужно с 6–7 лет. Третьи уверены, личностные особенности формируются только в подростковом возрасте. Мы склонны считать, что базовые личностные качества ребенка проявляются, все-таки, ближе к школе. Да, конечно же, какие-то предпосылки прослеживаются и раньше, но назвать это психотипом очень сложно, потому что все еще очень изменчиво: когда ребенок выходит в мир, социум сильно корректирует его поведение и вносит существенные изменения в семейное воспитание.

Закладываются основы личности ребенка в 3–4 года благодаря воздействию семьи. Потом на него оказывают различное влияние разными социальные факторы: детский сад, школа, где он больше начинает общаться со сверстниками и взрослыми. Окончательно психотип складывается в подростковом возрасте или немного раньше. Вот тогда уже серьезно скорректировать поведение детей сложно. Можно лишь немного на что-то повлиять, но в целом характер юноши или девушки уже относительно прочен.

Что касается наследственности, в рамках научных школ не утихают дискуссии на тему врожденных и приобретенных черт с давних времён. Римляне говорили, что родившийся человек - это tabula rasa («чистая карточка»): что там записать, то и будет. Помните, в 60-е и 70-е годы прошлого века считалось, что, в основном, личность формирует социум - в нашем советском мировоззрении это было так. А, например, греки считали, что человек уже рождается с характером. И дискуссия эта не утихает и в современных научных школах. В принципе, и те, и другие правы: в человеке «намешано» всего понемногу.

Генетики пока не доказали, что личностные качества могут наследоваться. Физиология и анатомия - да. Но не психика. Сегодня достоверно известно, что наследуется темперамент. Мы получаем от родителей и бабушек-дедушек принципиальные базовые процессы нервной системы. Они и передаются потомкам примерно в 80%. Темперамент определяется тремя признаками: сила нервной системы, ее подвижность и так называемая гармоничность процессов возбуждения и торможения. Комбинация этих процессов во многом, как мы уже говорили, и определяет психотип.

Меня часто спрашивают, может ли измениться сила нервной системой благодаря воспитанию? Нет. То, что генетически в нас заложено, мы пока не умеем менять, но можем натренировать. В принципе, тренировка решает много проблем. Но в стрессовой ситуации все равно рвётся там, где тонко.

Три пути к счастью

Сегодня часто можно прочитать советы, как надо воспитывать детей, но авторами не всегда учитывается, что все дети разные, а значит и подходы нужны разные. Так как же воспитывать детей, чтобы они выросли счастливыми? Как не ломать ребенка под себя, а найти к нему подход? Для начала я расскажу о трех способах развития, с помощью которых человек адаптируется в социуме.

Первый:

человек изменяет этот мир под себя, как поётся в песенке: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

Второй:

приспособление – человек подстраивается, адаптируется под этот мир.

И третий способ

(о котором многие забывают): когда человек такой, какой есть, ищет тот социум, в котором ему комфортно.

В Советском Союзе и во многом в современной России упор делался на первые два. Либо лидер говорил социуму, как и куда правильно идти, и все под него подстраивались. Либо, наоборот, личность подстраивалась под коллектив. А вот в западном мировоззрении, во многом, превалирует третий способ. И там человек ищет место, где ему максимально хорошо, где он может себя максимально реализовать.

Так что в первую очередь, родители должны для себя решить, чего они хотят для ребенка. Абсолютно у каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны. У каждого. Просто у кого-то они более очевидны, у кого-то менее заметны. Даже у детей, которые рождаются больными, тоже есть сильные и слабые стороны - хотя их часто бывает сложно заметить.

Родители должны принципиально решить, какого ребенка хотят воспитать. Конечно же, нужно смотреть, с чем мы имеем дело. Если мы имеем дело с активным ребёнком, непоседой, лидером, постоянно интересующимся чем-то, с преобладанием силового, физического развития над интеллектуальным, то, скорее, нужно ребенка развивать по 1-му пути. Если ребенок склонен к групповым видам деятельности, к спокойствию, к познанию, к сотрудничеству - здесь больше 2-й путь. А если ребенок склонен к единению, к познанию, к минимизации, так скажем, человеческого общения; если ребенок играет с игрушкой и ему никто другой не нужен - в этом случае, наверно, нужно идти по 3-му пути.

Есть один важный нюанс, который нужно учитывать, воспитывая ребенка. Если мы говорим про разносторонне развитую личность, если у нас есть ребенок активный, сильный, физически развитый, непоседливый, постоянно бегающий, смеющийся - это означает, что у него с 1-м путем все нормально, а вот со 2-м, например, с аспектами сотрудничества бывают проблемы. Значит, ему нужно стимулировать развитие коммуникационной гибкости, умения взаимодействовать в команде. То есть генетически у него с этим все в порядке и хуже не будет, а вот, Поэтому если мы углубляем этот вот путь, усиливаем его, в будущем часто у таких детей будут встречаться проблемы 2-го пути.


Психотипы детей (характер ребенка)

А теперь, давайте рассмотрим, по каким признакам можно определить психотип своего ребенка? Я расскажу о разных характерах малышей.

1. «Серьезный» (эпилептоид)
Ребенок серьезный, последовательный, с невысоким чувством юмора, умный; его хвалят за то, что он умный. Взрослые у него отмечают взрослый взгляд на мир. Он понимает мир взрослых с детства. Он вдумчивый, небыстрый, сосредоточенный. Играет он (если вообще играет) предпочтительно либо один, либо в небольшой компании. Но при этом иногда может быть взрывным и импульсивным.

У детей с данным типом характера тугоподвижная, возбудимая слабая нервная система.

Им подходит 1-й путь: здесь он слабины не даст; когда он сталкивается с ситуацией вызова, он его принимает. Это лидер. Остальные, безусловно, надо развивать.

2. «Целеустремленный» (параноял)
Чаще всего у таких ребятишек есть какая-то идея «фикс»: у кого-то это машины, у кого-то динозавры, у кого-то астрология или даже, может быть, деньги - ребенок копит. У такого ребёнка обязательно должна быть 1-2 темы, которые его сильно увлекают. Крайне важный момент: они выбирают один-два вида своих интересов и это в течение длительного времени, не переключаются. Например, если ребенок в 5 лет стал интересоваться динозаврами, то он интересуется динозаврами все ещё в третьем классе - и он все про них знает. Они достаточно спокойны; эти дети не ноют, они могут быть «одинокими волками» и чувствуют себя при этом нормально. Не требуют повышенного внимания к себе. Могут сами занять себя, не требуют внимания родителей.

У них сильная, малоподвижная и возбудимая нервная система.

Здесь с 1-м и 3-м путём всё в порядке, а вот со 2-м могут быть проблемы.

3. «Дружелюбный» (эмотив)

В отличие от двух первых типов, такой ребёнок концентрируется на всём живом: на попугайчике, кошечке, собачке, хомячке и других детях. И это очень ярко прослеживается. Если это кукла, то она обязательно имеет имя и таких кукол не так много. Ему важны, как люди, поэтому любая игрушка имеет личностный оттенок: это не просто машинка, это машинка этого мишки, а мишку зовут «Нордик», куклу зовут «Маруся». Они концентрируются на отношениях, он интересуется взаимоотношениями людей, этакий юный психолог. Чаще всего они спокойны, осторожны, но могут быть и трусишками. «Дружелюбного» может пугать новая обстановка.

Нервная система сильная, подвижная, гармоничная.
Здесь возможен любой путь, ему комфортно в любом из них, очень много зависит от социума и воспитания.

4. «Непоседа» (гипертим)
У ребёнка ярко выраженная неусидчивость, особенно на интеллектуальную деятельность - не читает, не интересуется книжками, не может долго играть с одной и той же игрушкой, ломает их, потому что у него пропадает интерес. Ему скучно сидеть на одном и том же месте; ему скучно второй раз рисовать один и тот же домик. Отбирает игрушки у других. Совсем не думает о последствиях. У «непосед» бывают истерики: из-за нетерпеливости «у меня не получается!»; по принципу обстоятельств: «когда что-то чему-то мешает» или от физической боли (упал и ему реально больно).

Из положительных качеств – общительность, разносторонность, отсутствие страха: безумно-смелый из разряда «без царя в голове». «Непоседе» всегда и везде хорошо и реально интересно.

Нервная система: сильная (с возрастом – она слабеет), подвижная и возбудимая.
Путь? С 1-м всё нормально, со 2-м - тоже, а вот с 3-м тяжело.

5. «Воображуля» (истероид)
Главная их черта – концентрация на себе. Такие детки большие «выпендрёжники», любят красоваться и устраивать истерики по принципу «Дай мне!». Они – те самые дети, которые могут валяться на полу в магазине и сильно истерить: «Купи мне!». Такие дети показные, они работают на публику; они манипуляторы.

Расскажу, как с этим бороться. В момент истерики «Купи мне розового слона» нужно просто сидеть и смотреть. Можно молчать, но лучше комментировать: «Вот ты, дружище, сейчас лежишь, кричишь, всем слышно, все обращают на тебя внимание, очень хорошо, это, в общем-то, очень красиво». В чём огромная ошибка большинства родителей? Они понимают, что не нужно участвовать в истерике ребёнка. Но ожидая конца «представления» уходят с головой в телефон, Viber, интернет, Facebook. Это неправильная тактика. Зрительный и коммуникативный контакт должен сохраняться. Так мы показываем ребенку, что эти действия уместны, это его право, и мы их просто комментируем спокойным тоном - что так не принято.

Поговорим об их плюсах этого демонстративного типа. Это самолюбие. У такого человека в будущем не будет низкой самооценки. Им свойственна высокая требовательность (чаще всего к другим, но бывает и к себе). К примеру, «непоседа» не требовательный, с ним можно договориться.

Слабая нервная система, подвижная, возбудимая.

Чаще всего – 2-й путь.

6. «Гарри Поттер» (шизоид)
Эти дети любят одиночество, достаточно замкнуты (впрочем, с близкими людьми могут быть общительны), не любят проявлять эмоции, имеют аутистические наклонности, а иногда даже заводят воображаемых друзей. Их душа – потемки, они – интроверты и не подпускают к себе близко.

Они нестандартно мыслят, интересуются абстрактными знаниями, любят тихие игры, рисование, лепку. Если и играют, то с детьми младше себя. Эти послушные, домашние дети часто привязаны к семье, даже если родители с ними холодны или суровы.

Слабая, вязкая, неуравновешенная нервная система.
Путь, несомненно, 3-й.

7. «Тревожный» (тревожно-мнительный)

Неуверенный в себе, аккуратный, осторожный, боязливый ребёнок, который боится туда выйти, сюда выйти; боится паучков, насекомых, всего-всего-всего. Сразу скажу, что врождённым такой характер бывает редко. Ведь детский организм по умолчанию здоров, это потом мы уже накапливаем болезни, так что наличие тревоги, всё-таки во многом следствие травматизации, негативного опыта и обычно привитого родителями.

«Тревожные» боятся коллективов, они чувствуют себя там неуверенно; избегают их, устраняются от новых контекстов, новых ситуаций, новых людей, новых игрушек, контрольной работы, насекомых. И из-за этой тревожности они могут даже истерить. Наверно, их главный плюс, пожалуй, осторожность; аккуратность, расчётливость. А еще, именно они – большие мыслители и философы!

Слабая, возбудимая, подвижная и неуравновешенная.
Им, конечно, комфортен 3-му путь.

8. «Депрессивный» (депрессивно-печальный)
Чаще всего этот тип связан с патологией, обычно речь идёт о детской депрессии. Это не норма. Как я уже говорил, в целом, большинство детей в норме жизнерадостные и любящие. Если мы видим малыша-пессимиста моложе 9 лет, который говорит: «Отстаньте от меня», то этот ребенок болен. Самая частая причина этого - проблемы в семье.

Они самостоятельны и не приносят больших проблем родителям. «Уйдите от меня, мне и так хорошо без вас», «чем меньше меня будут трогать, тем лучше будет для всех» – их самостоятельность от нежелания общаться, а не от лидерских задатков.

У них пониженная самооценка. Они боязливы, они не уверены в себе; но в рамках своей комнаты они могут быть вполне деловыми и активными.

Еще они въедливые. Если они начинают что-то делать, изучать, то доводят это до совершенства. Они очень въедливы, спокойны, может сидеть и круглосуточно делать оригами, в то время как в таком возрасте дети весьма неусидчивы и непоседливы.

Нервная система: слабая, тормозная, неподвижная или тугоподвижная.
Резюмируем: таким детям надо идти по своему аутентичному пути и для гармонии развивать остальные.

Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом. При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию. Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни.

На собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим «особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы «идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях.

Что происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей и на старости лет рядом с нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек - наш сын или дочь? Вовсе нет! Во-первых, потому что идеальных людей нет, а во-вторых, потому что у родителей, целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей, желаемое редко совпадает с реальными предпосылками. Причин тому есть несколько. Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок - это не чистый белый лист, на котором можно «написать» любой характер. И родитель - это не третейский судья, чтобы определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие - нежеланными для его ребенка . Ценностные представления родителей могут элементарно вступать в противоречие с возрастными особенностями детского развития, с индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития стиль отношения к нему.

В основе - темперамент

Воспитание, а особенно формирование характера - невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что это такое - характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать вразумительный ответ. Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные» мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка , говорят о его темпераменте: «Он у нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)».

Почему это происходит? К сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера.

Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики человека:

1. Общая активность. В зависимости от ее выраженности ребенок может быть спокойным или активным, инициативным или инертным и т.д.

2. Моторная сфера. Имеются в виду темп, ритм, быстрота движений. Наверное, вам встречались и малыши «вечные двигатели», и этакие маленькие неторопливые «увальни».

3. Эмоциональность, т.е. впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какая-то ситуация может подействовать как серьезный раздражитель - малыш расстроится и расплачется, - то другой даже не заметит неприятности. Нервная система малыша от рождения может быть сильной или слабой (слабой - не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или медлительным.

Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок. Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными характеристиками. Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент - это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся семья. Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с природой.

Когда порядок имеет значение

Принимая во внимание темперамент ребенка , мы не должны забывать, что есть и другие факторы, которые также влияют на формирование характера. Один из важнейших - порядок рождения детей в семье. Старший, средний и младший ребенок обязательно окажутся в совершенно разных условиях развития. И как бы мы ни старались, нам не удастся полностью эти различия «сгладить». В чем же они состоят? Знать это нужно обязательно каждому родителю, воспитывающему более одного малыша. Итак, рассмотрим, какие черты характера зависят от порядка рождения в семье?

Первый ребенок. Исследования показывают, что старший ребенок в семье часто проявляет трудолюбие, требовательность к себе и окружающим, организованность. Он серьезен, следует предписанным правилам, ориентирован на достижения, во многих ситуациях надеется только на себя, но при этом зависит от мнения других людей. Причина этих качеств кроется не в наследственном факторе, а в воспитании. Ведь ему уделяют неизмеримо больше внимания, чем другим детям, от него многого ожидают, родители поощряют его во всем, начиная с момента, когда он в первый раз улыбнулся. Какое-то из перечисленных свойств становится доминирующим - в зависимости от конкретных особенностей воспитания.

Средний ребенок. Ребенок, рождающийся в семье вторым, третьим и т.д., изначально оказывается в ситуации, когда ему приходится делить любовь родителей с кем-то еще. Здесь формирование характера идет или по пути подражания, когда младший ребенок во всем пытается быть похожим на своего старшего брата или сестру, или по пути конкуренции и соперничества. Во втором случае младший будет стараться выбирать способы поведения и занятия, максимально отличающиеся от того, чем занимается старший. Если что-то вас в поведении одного из детей не устраивает, попытайтесь поговорить с ним «по душам», выяснить отношение к его брату или сестре. Не забывайте, что речь идет о формировании характера и личности вашего ребенка . А конфликты, не разрешенные и загнанные в подсознание, никому не принесут пользы.

Младший ребенок . Если сравнивать младших детей в разных семьях, то и в их характерах можно найти много общего. Обычно здесь есть две тенденции. В случае, если родители и старшие братья и сестры относились к малышу как к «младшенькому», «любимчику», он, скорее всего, вырастет общительным, любящим, возможно, немного рассеянным человеком. Но ребенок будет демонстрировать другие черты характера, если в семье его не воспринимают всерьез, постоянно подчеркивают, что он самый маленький, слабый, глупый и т.д. Такие дети часто вырастают требовательными к окружающим, нетерпеливыми, импульсивными. Они постоянно пытаются доказать себе и другим, что чего-то стоят и достойны внимания.

«Почему» или «для чего»?

Психологи считают, что характер - это своего рода «лавирование» между наследственными чертами и окружающей средой - обстановкой в семье, характерами родителей, условиями, в которых развивается малыш. Мы уже определили, что что-то в ребенке задано природой, на что-то очень сильно влияет его возраст, порядок рождения в семье, окружающая среда.

Однако характер складывается не только из этого. Есть нечто «выше» характера, даже важнее его. Это личность человека , т.е. его мировоззрение, убеждения, ценности, идеалы. Характер оказывается где-то между врожденными основами психики и ценностными устремлениями. Великий физиолог Иван Павлов говорил, что характер - это «сплав» особенностей нервной системы и жизненных влияний (обучения и воспитания). Различие между характером и личностью можно сформулировать так: говоря о личности, мы обычно имеем в виду цели человека, то, ради чего он действует, а говоря о характере, - то, как он действует. Почему так важно это понять? Потому что невозможно воспитать ребенка и сформировать его характер, не обращаясь к более высоким уровням сознания.

Вспомним хотя бы известное выражение: «Твердый орешек нередко оказывается пустым». Хотим ли мы подобной характеристики для своего ребенка ? Ответ очевиден. Мировоззрение, определяя направленность растущего ребенка , его жизненные цели и устремления, становится основой его моральных установок, которыми он руководствуется в своих поступках. И не учитывать эти составляющие человеческой личности при формировании характера было бы просто нелогичным. Поэтому воспитание тех или иных форм поведения должно происходить в единстве с развитием мировоззрения, т.е. ключевыми вопросами воспитания оказываются не только «как?», «почему?», но и «для чего?».

Секретный фарватер

Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в своем ребенке. Однако как-то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах. С чего нужно начинать? Идти всегда нужно от изучения личности ребенка . Никто лучше вас не знает особенностей его темперамента, условий развития, его внутренних задатков. Вместо того, чтобы вслепую идти к некому «идеалу», вы можете опираться на то положительное, что уже есть у вашего ребенка : быстроту его реакции или его спокойствие, его активность или его вдумчивость, его интересы и предпочтения к отдельным видам деятельности и т. д. Ведь сами по себе способности и задатки не плохи и не хороши. Все дело в том, в какую сторону они могут быть направлены. Более того, типологические черты характера также нравственно нейтральны. Например, внутренняя твердость и даже жесткость может быть обращена не только в принципиальность и уверенность в себе, но и в жестокость и неприятие других людей. Добродушие и ласковость, присущие ребенку, могут быть связаны не только с милосердием, но и со слабоволием и отсутствием целеустремленности.

До первого звонка

Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию ребенка . Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Игры, в которые играют дети

Все дети играют. И какими бы бессмысленными ни казались нам порой их занятия, они выполняют невероятно важную функцию. Играя, дети учатся жить. В игре формируется их характер. А значит, через игру и мы получаем возможность повлиять на его формирование. Участие взрослых в детской игре зависит от ее особенностей. У каждого возраста они свои: игра 2-летнего малыша кардинально отличается от того, как играют дошкольники.

На первой стадии игры, которая еще называется стадией игрушки, ребенок предпочитает играть один. Эта стадия длится примерно до 5 лет. У одних детей она заканчивается раньше, у других - позже. Он пока не способен участвовать в совместной игре и часто ссорится с товарищами. Также дети этого возраста не могут найти общие, коллективные интересы, которые могли бы стать основой совместной игры. Ребенок даже игрушки предпочитает свои, а не чужие. Но это вовсе не означает, что малыш растет эгоистом и одиночкой.

Пройдет совсем немного времени, и шалуна уже будет не оттащить от новых друзей в детском саду и на площадке. Если же вы попытаетесь навязать ему товарищей, то лишь создадите условия для формирования отрицательных черт характера. Именно когда малыша вовлекают в групповую игру против его воли, у него могут начать формироваться агрессивность, раздражительность и привычка скандалить.

Особенно ярко черты характера начинают проявляться чуть позже, в 5-6 лет , когда начинается новая стадия игры ребенка - коллективная. В ней формируются коллективизм, настойчивость, выдержка, смелость, начинает складываться привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Большое значение в этом возрасте имеют также простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований и личного примера взрослых у ребенка постепенно складывается понимание того, что можно и чего нельзя делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки. Постепенно ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

Характер и школа

С поступлением в школу начнется новый этап формирования характера. Во время учебы ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил, с которыми ему приходится соотносить свое поведение. Бывший дошкольник привыкает к этому нелегко, но новые правила и обязанности играют важную роль - развивают организованность, привычку к систематическому труду, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. У ребенка начнут складываться новые отношения: с учителями, одноклассниками и просто школьными друзьями. Но уже сейчас, пока он дошкольник или делает свои первые в жизни шаги, в нем формируется та база, от которой, если верить древним мудрецам, зависит его судьба. И не только в школе.

Психика (от греч. psychikуs - душевный) - это системное свойство мозга, заключающееся в активном отражении и понимании человеком явлений окружающего мира. Психика регулирует человеческое поведение.

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием. Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей: - взрослых со взрослыми, - взрослых с детьми, - детей с детьми.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как: - доброта-эгоистичность, - общительность-замкнутость, - отзывчивость-безразличие. Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте. Позже формируются другие черты характера: - трудолюбие-лень, - аккуратность-неаккуратность, - добросовестность-злонамеренность, - ответственность-безответственность, - настойчивость-малодушие. Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности. Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление). В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник". В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни. Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения. Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты". Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон: - суждения окружающих людей о жизни, - поступки окружающих людей, - художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей), - кино и другие медиа-образы, - господствующая идеология в обществе.

К воспитанию малыша в первые годы жизни надо относиться также тщательно, как и к его кормлению, прививая ему разумные привычки и навыки. Если Вы не воспитаете их в раннем возрасте, то в дальнейшем Вам придётся ребёнка перевоспитывать, а это делать всегда намного труднее. Характер не даётся от природы — он складывается при объединении различных свойств, формирующихся под влиянием жизни и воспитания.

На ранних этапах развития характера большое значение имеет восприятие положительного опыта поведения. Воспитатель или родитель должны своим поведением создавать наглядный опыт для подражания. Если Ваш ребёнок посещает детский садик, то следует учитывать, что для него имеет значение и положительный опыт его сверстников, особенно лидеров. Выбор детей, на которых следует равняться, может определяться общественным мнением детей и не совпадать с оценкой воспитателя — об этом не надо забывать, так как особенность психологии малышей может привести к подражанию не только положительным примерам, но и отрицательным. Родители должны поддерживать постоянную связь с воспитателями детского садика или яслей.

Иногда родителям кажется, что пока ребёнок маленький, ему всё позволено, и они упускают время, когда прививаются разумные привычки. Понаблюдайте за малышами, и Вы обнаружите в их поведении проявления зоологического примитива зверёнышей. Они при всей своей природной одарённости требуют особого к себе внимания в приобретении навыков: мыть руки, ходить в чистой одежде, кушать, спать и играть в определённое время.

В этом же возрасте малыши должны получить нравственные установки своего поведения: уважительно и доброжелательно относиться к взрослым, научиться понятию дисциплины, приучиться делиться с близкими, покровительствовать животным и опекать их. В младшем возрасте ребёнок должен слушаться родителей беспрекословно, иначе Вам трудно будет с ним справиться позднее, и к шести — восьми годам он может совершенно утратить послушание.

Очень важно научить ребёнка играть самостоятельно, беречь и любить свои игрушки. Расскажите малышу, какие примерно сюжеты он может сам придумывать для игры и как интересно быть в ней ведущим, отдавая приказы своим солдатикам, запуская ракеты, летая на самолётах и вертолётах, включая слоников, мишек, зайчиков…

Не приучайте малыша играть только когда есть компания. Играть ребёнок должен сам, если только не отстаёт в развитии. Так он создаёт свой собственный мир и растёт самобытнее, но, если у родителей есть желание, то они могут в игре иногда поучаствовать. При всех занятиях с детьми старайтесь сохранять спокойствие и не раздражаться, даже, когда не получается что-то или поломалось, разбилось. Малыш должен хорошо усвоить, что слёзы не помогут, что следует быть аккуратным, бережливым и осторожным.

А как разговаривать с детьми, если Вы выдвигаете какие-нибудь требования? Надо научиться авторитетному тону — он должен быть, когда Вы отдаёте распоряжения, спокойным, без грубости и раздражения, без просительных ноток. Не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а серьёзное деловое распоряжение должно выражать семейную дисциплину. Ни у Вас, ни у детей не должно возникать сомнений, что Вы имеете право на такое распоряжение, и каждый родитель должен научиться его отдавать, не лениться и не уклоняться из побуждений миролюбия.

Со временем распоряжение станет обычной традиционной формой и Вы научитесь придавать ему различные оттенки: тона директивы или иронии, или совета, или намёка. Учитесь различать действительные и фиктивные потребности ребёнка, и тогда Ваше родительское распоряжение превратится в приятную форму общения между Вами и ребёнком. Необходимо выработать у ребёнка привычку выполнять распоряжение воспитателей — это не только облегчает его воспитание, но и позволяет сберечь нервы, предупредить капризы и нехорошие поступки.

Такое воспитание устанавливает отношения серьёзности и взаимного уважения, и оно не противоречит тому, чтобы быть с ребёнком ласковым, нежным, играть и шалить иногда. Чтобы воспитать предупредительных и вежливых детей, необходимо с первого года жизни соблюдать взаимную деликатность и не допускать даже в играх грубой навязчивости, невежливых поступков и выражений. С каждым годом требования к развитию интеллекта и культуре поведения следует увеличивать.

При формировании характера обращайте внимание на форму его проявления. На ранних этапах развития характера стиль поведения у одних малышей может определяться вспыльчивостью, порывистостью, у других — медлительностью, у третьих — стеснительностью. Все чрезмерные отрицательные проявления можно корригировать, формируя у детей умение произвольно управлять своим поведением. Характер представляет собой суммарное проявление многих свойств ребёнка и связано с общим его развитием.

Берегите себя и своих детей, будьте с ними мудрыми воспитателями и помните: участие родителей в формировании характера и интеллекта детей является основой родительского авторитета.