Занятие. «Я заметил, что ты…». «Где ты была? Как дела?»

20 лет назад американские писательницы Эллен Фейн и Шерри Шнайдер собрали в своей книге-бестселлере советы о том, как женщине заполучить мужчину мечты. С тех пор возродилось и окрепло феминистическое движение, а подобная литература получила штамп «сексистская». Однако «Новые правила» переиздаются до сих пор и находят немало поклонниц и последовательниц. В чем же секрет?

На протяжении многих лет гуру Эллен Фейн и Шерри Шнайдер анализировали поведение счастливых в личной жизни женщин – тех, у кого было много поклонников, кто удачно вышел замуж и был счастлив в браке. Опра Уинфри назвала их бестселлер «Правила завоевания сердца мужчины твоей мечты» феноменом и дважды приглашала авторов на свое ток-шоу. Журнал People отнес книгу к категории must-read, а глянцевые журналы назвали ее лучшим изданием об отношениях. Авторы уверяют: за 20 лет существования «Правил» миллионы женщин смогли ощутить их абсолютную эффективность. Они получили отношения полные любви и уважения, которые перетекли в счастливый и крепкий брак. В «Новых правилах» писательницы помогают современным женщинам и девушкам общаться через Facebook, Skype, SMS и т.д. и при этом оставаться загадочной, поддерживать в мужчине инстинкт охотника, когда вокруг него так много «легкой добычи», выйти замуж в эпоху, когда все живут в гражданских браках и не спешат брать ответственность.

«Мужчины любят трудности и теряют интерес, когда объект этой заинтересованности - и в особенности женщина – достается им слишком легко».

«Секретный способ заполучить парня: быть для него трудной задачей. Обращайтесь с ним так, как если бы он был вам безразличен», – призывают Эллен Фейн и Шерри Шнайдер. По их мнению, необходимо создать атмосферу таинственности и заставить мужчину страстно желать встречи с вами, что по нынешним временам большая редкость. «Правила» – это такой способ общения с любым мужчиной (при условии, что он первый завел с вами разговор, лично или в интернете), благодаря которому он становится одержим вами и готов к серьезным отношениям».

Как выйти замуж за мужчину мечты, согласно Эллен Фейн и Шерри Шнайдер

Будьте девушкой, непохожей на остальных и выглядите как девушка, непохожая на остальных.

Не подходите к мужчине первая и не заводите разговор, не звоните и не пишите мужчине первая.

Не приглашайте мужчин на свидание с помощью SMS, социальных сетей и никаким другим способом.

Выждите минимум 4 часа, прежде чем ответить на первое сообщение мужчины, и минимум полчаса, прежде чем отвечать на каждое последующее сообщение.

«Поговорим/спишемся позже»: всегда и все заканчивайте первой - и исчезайте из поля зрения!

Не отвечайте на SMS и любые другие сообщения после полуночи.

Не принимайте приглашение на субботнее свидание позднее среды. «Правильные девушки» ведут насыщенную жизнь. Конечно же, вы уже составили планы на выходные до того, как наступил четверг! Если он пригласит вас слишком поздно, не устраивайте ему выговор. Просто скажите, что вам очень жаль, но вы занята.

Сделайте себя «невидимой» для мгновенного обмена сообщениями. Даже если в вашей жизни ничего не происходит, не стоит извещать об этом парня, мгновенно отвечая на его сообщения. Как и при любой другой форме коммуникации, он должен дожидаться возможности поговорить с вами. Чтобы быть вам интересным, ему придется серьезно потрудиться. Не лишайте мужчину этой возможности, сразу отвечая на сообщения и просиживая в онлайне часами! Помните, у вас есть своя жизнь (учеба, работа, друзья, хобби, тренировки и, как мы надеемся, свидания), а на болтовню остается только 10 минут и не больше. Если парню многое нужно вам сказать и о многом спросить, он может сделать это во время свидания!

Не проводите с ним 24 часа в сутки семь дней в неделю.

Отношения на расстоянии: пусть он сам предлагает чаще общаться по скайпу и навещать вас.

Не пишите мужчинам первая, игнорируй смайлики и подмигивания на сайтах онлайн-знакомств.

Не расплачивайтесь за ужин и вообще никаким способом не покупай его любовь.

Не совершайте саморазрушительных поступков, встречаясь с женатыми мужчинами. Если он хочет вас видеть, скажите ему, чтобы позвонил вам тогда, когда станет холостяком. А после этого никакой коммуникаций, забудьте его, скажите «следующий!» - и сосредоточьтесь на поиске мужчин, которые действительно свободны.

Не встречайтесь с мужчиной, который больше одного раза отменяет ваши встречи.

Не посылайте мужчине ничего такого, что было бы неприятно оставить у него в случае вашего расставания.

Не соглашайтесь на секс на одну ночь и бессмысленные связи.

Не торопитесь спать с мужчиной. «Правильная девушка» заставляет парня ждать, чтобы помочь ему влюбиться в нее саму, в ее душу, в ее сущность – а не только в тело. Чем дольше вы оттягиваете интим, тем дольше он сможет за вами ухаживать, планировать романтические встречи и мечтать о вас. Мужчины любят трудности и не ценят ничего, что дается им слишком легко, в особенности это касается секса!

Не встречайтесь с мужчиной без обязательств! Если ваши отношения длятся более года и при этом они «правильные» (вы позволили мужчине «гоняться за вами», встречались с ним не больше 2-3 раз в неделю, отказывались проводить с ним отпуска, не переезжали к нему жить), то тем самым помогли ему влюбиться в вас и захотеть жениться. Мужчина хочет видеть вас все больше и больше. Но если спустя год отношений мужчина не предложил выйти за него замуж, следует сказать ему, что вы – девушка старомодного воспитания и не собираетесь ни с кем встречаться вечно. Если он начнет оправдываться, предложите сделать паузу в отношениях. Попросите его обдумать все в одиночестве и позвонить, когда он будет готов к обязательствам.

У женщин есть целый арсенал фраз, которые мы говорим, когда мужчина нам не нравится. Мы используем язык тела, закатывание глаз, чтобы показать нежеланному мужчине, что ему тут не рады.

Но что касательно мужчин? Они слывут менее разговорчивым полом, хотя на самом деле говорят нам достаточно всего, просто мы не всегда готовы услышать то, что в действительности не хотим слышать.

Но есть несколько фраз, которые мужчина говорит только тогда, когда женщина ему по-настоящему нравится:

1. «Это напомнило мне о тебе».

Он может не всегда говорить, что думает о тебе, чтобы утаить свои чувства и не быть прямолинейным. Но он будет говорить о том, что напомнило ему о тебе, потому что на самом деле хочет, чтобы ты знала об этом.

2. «Я могу тебе с этим помочь».

Мужчинам нравится чувствовать себя нужными. Он хочет быть тебе полезным. И если он предлагает помощь, значит ты ему не безразлична. Мужчины готовы делать что-то для тех, о ком они заботятся, на кого у них есть свои особые планы.

3. «Ты прекрасно выглядишь».

Если мужчина говорит тебе это, хватит думать, что он имеет ввиду. Он действительно считает, что ты прекрасно выглядишь, и хочет, чтобы ты это знала.

4. «Я разговаривал со своей мамой…»

Если он упоминает свою маму и говорит тебе о том, что она рассказала, он или твой лучший друг, или ты ему нравишься. Мужчины редко когда делятся тем, что происходит в их семье, тем более с мамой. Потому если он говорит тебе об этом, значит ты у него на особом уровне доверия.

5. «Я расстроен/Я переживаю».

6. «Где ты была? Как дела?»

Кажется, это самый простой способ завести разговор, но каждый ли заводит его с тобой? Нет. Только тот, кому действительно ты интересна, и кто хочет узнать тебя поближе и показать свой интерес.

7. «Ты такая sекsуальная».

Ну это очевидный комплимент, который делают не всякой девушке, а только той, которая действительно привлекательна. Может он настроен и не серьезно, но явно не ровно к тебе дышит.

8. «Я заметил, что ты…»

Если мужчина говорит, что заметил что-то в том, что ты делаешь, говоришь, одеваешь, ешь, значит он действительно обращает на тебя внимание, на то, какой ты человек, что тебе интересно - и не потому, что хочет быть твоим лучшим другом…

9. «Я скучаю по тебе».

Мужчины редко когда такое говорят, а если и говорят, то наверняка подразумевают множество чувств, которые не знают, как правильно выразить.

10. «Я буду рядом».

«Если что - я рядом», «У тебя есть, с кем поговорить об этом?», «Я всегда рад выслушать», «Давай поговорим» - всем этим он показывает, что хочет быть частью твоей жизни.

Поздравление кончалось. Уезжавшие, встречаясь, переговаривались о последней новости дня, вновь полученных наградах и перемещении важных служащих. — Как бы графине Марье Борисовне — военное министерство, а начальником бы штаба — княгиню Ватковскую, — говорил, обращаясь к высокой красавице фрейлине, спрашивавшей у него о перемещении, седой старичок в расшитом золотом мундире. — А меня в адъютанты, — отвечала фрейлена, улыбаясь. — Вам уж есть назначение. Вас по духовному ведомству. И в помощники вам — Каренина. — Здравствуйте, князь! — сказал старичок, пожимая руку подошедшему. — Что вы про Каренина говорили? — сказал князь. — Он и Путятов Александра Невского получили. — Я думал, что у него уж есть. — Нет. Вы взгляните на него, — сказал старичок, указывая расшитою шляпой на остановившегося в дверях залы с одним из влиятельных членов Государственного совета Каренина в придворном мундире с новою красною лентою через плечо. — Счастлив и доволен, как медный грош, — прибавил он, останавливаясь, чтобы пожать руку атлетически сложенному красавцу камергеру. — Нет, он постарел, — сказал камергер. — От забот. Он теперь всё проекты пишет. Он теперь не отпустит несчастного, пока не изложит всё по пунктам. — Как постарел! Il fait des passions. Я думаю, графиня Лидия Ивановна ревнует его теперь к жене. — Ну, что! Про графиню Лидию Ивановну, пожалуйста, не говорите дурного. — Да разве это дурно, что она влюблена в Каренина? — А правда, что Каренина здесь? — То есть не здесь, во дворце, а в Петербурге. Я вчера встретил их, с Алексеем Вронским, bras dessus, bras dessous на Морской. — C"est un homme qui n"a pas... — начал было камергер, но остановился, давая дорогу и кланяясь проходившей особе царской фамилии. Так не переставая говорили об Алексее Александровиче, осуждая его и смеясь над ним, между тем как он, заступив дорогу пойманному им члену Государственного совета и ни на минуту не прекращая своего изложения, чтобы не упустить его, по пунктам излагал ему финансовый проект. Почти в одно и то же время, как жена ушла от Алексея Александровича, с ним случилось и самое горькое для служащего человека событие — прекращение восходящего служебного движения. Прекращение это совершилось, и все ясно видели это, но сам Алексей Александрович не сознавал еще того, что карьера его кончена. Столкновение ли со Стремовым, несчастие ли с женой, или просто то, что Алексей Александрович дошел до предела, который ему был предназначен, но для всех в нынешнем году стало очевидно, что служебное поприще его кончено. Он еще занимал важное место, он был членом многих комиссий и комитетов; но он был человеком, который весь вышел и от которого ничего более не ждут. Что бы он ни говорил, что бы ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагает, давно уже известно и есть то самое, что не нужно. Но Алексей Александрович не чувствовал этого и, напротив того, будучи устранен от прямого участия в правительственной деятельности, яснее чем прежде видел теперь недостатки и ошибки в деятельности других и считал своим долгом указывать на средства к исправлению их. Вскоре после своей разлуки с женой он начал писать свою первую записку о новом суде из бесчисленного ряда никому не нужных записок по всем отраслям управления, которые было суждено написать ему. Алексей Александрович не только не замечал своего безнадежного положения в служебном мире и не только не огорчался им, но больше чем когда-нибудь был доволен своею деятельностью. «Женатый заботится о мирском, как угодить жене, неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу», — говорит апостол Павел, и Алексей Александрович, во всех делах руководившийся теперь Писанием, часто вспоминал этот текст. Ему казалось, что с тех пор, как он остался без жены, он этими простыми проектами более служил Господу, чем прежде. Очевидное нетерпение члена Совета, желавшего уйти от него, не смущало Алексея Александровича; он перестал излагать, только когда член, воспользовавшись проходом лица царской фамилии, ускользнул от него. Оставшись один, Алексей Александрович опустил голову, собирая мысли, потом рассеянно оглянулся и пошел к двери, у которой надеялся встретить графиню Лидию Ивановну. «И как они все сильны и здоровы физически, — думал Алексей Александрович, глядя на могучего с расчесанными душистыми бакенбардами камергера и на красную шею затянутого в мундире князя, мимо которых ему надо было пройти. — Справедливо сказано, что все в мире есть зло», — подумал он, косясь еще раз на икры камергера. Неторопливо передвигая ноги, Алексей Александрович с обычным видом усталости и достоинства поклонился этим господам, говорившим о нем, и, глядя в дверь, отыскивал глазами графиню Лидию Ивановну. — А! Алексей Александрович! — сказал старичок, злобно блестя глазами, в то время как Каренин поравнялся с ним и холодным жестом склонил голову. — Я вас еще не поздравил, — сказал он, указывая на его новополученную ленту. — Благодарю вас, — ответил Алексей Александрович. — Какой нынче прекрасный день, — прибавил он, по своей привычке особенно налегая на слове «прекрасный». Что они смеялись над ним, он знал это, но он и не ждал от них ничего, кроме враждебности; он уже привык к этому. Увидав воздымающиеся из корсета желтые плечи графини Лидии Ивановны, вышедшей в дверь, и зовущие к себе прекрасные задумчивые глаза ее, Алексей Александрович улыбнулся, открыв неувядающие белые зубы, и подошел к ней. Туалет Лидии Ивановны стоил ей большого труда, как и все ее туалеты в это последнее время. Цель ее туалета была теперь совсем обратная той, которую она преследовала тридцать лет тому назад. Тогда ей хотелось украсить себя чем-нибудь, и чем больше, тем лучше. Теперь, напротив, она обязательно была так несоответственно годам и фигуре разукрашена, что заботилась лишь о том, чтобы противоположность этих украшений с ее наружностью была не слишком ужасна. И в отношении Алексея Александровича она достигала этого и казалась ему привлекательною. Для него она была единственным островом не только доброго к нему расположения, но любви среди моря враждебности и насмешки, которое окружало его. Проходя сквозь строй насмешливых взглядов, он естественно тянулся к ее влюбленному взгляду, как растение к свету. — Поздравляю вас, — сказала она ему, указывая глазами на ленту. Сдерживая улыбку удовольствия, он пожал плечами, закрыв глаза, как бы говоря, что это не может радовать его. Графиня Лидия Ивановна знала хорошо, что это одна из его главных радостей, хотя он никогда и не признается в этом. — Что наш ангел? — сказала графиня Лидия Ивановна, подразумевая Сережу. — Не могу сказать, чтоб я был вполне доволен им, — поднимая брови и открывая глаза, сказал Алексей Александрович. — И Ситников недоволен им. (Ситников был педагог, которому было поручено светское воспитание Сережи.) Как я говорил вам, есть в нем какая-то холодность к тем самым главным вопросам, которые должны трогать душу всякого человека и всякого ребенка, — начал излагать свои мысли Алексей Александрович по единственному, кроме службы, интересовавшему его вопросу, — воспитанию сына. Когда Алексей Александрович с помощью Лидии Ивановны вновь вернулся к жизни и деятельности, он почувствовал своею обязанностью заняться воспитанием оставшегося на его руках сына. Никогда прежде не занимавшись вопросами воспитания, Алексей Александрович посвятил несколько времени на теоретическое изучение предмета. И прочтя много книг антропологии, педагогики и дидактики, Алексей Александрович составил себе план воспитания и, пригласив лучшего петербургского педагога для руководства, приступил к делу. И дело это постоянно занимало его. — Да, но сердце? Я вижу в нем сердце отца, и с таким сердцем ребенок не может быть дурен, — сказала графиня Лидия Ивановна с восторгом. — Да, может быть... Что до меня, то я исполняю свой долг, — все, что я могу сделать. — Вы приедете ко мне, — сказала графиня Лидия Ивановна, помолчав, — нам надо поговорить о грустном для вас деле. Я все бы дала, чтоб избавить вас от некоторых воспоминаний, но другие не так думают. Я получила от нее письмо. Она здесь, в Петербурге. Алексей Александрович вздрогнул при упоминании о жене, но тотчас же на лице его установилась та мертвая неподвижность, которая выражала совершенную беспомощность в этом деле. — Я ждал этого, — сказал он. Графиня Лидия Ивановна посмотрела на него восторженно, и слезы восхищения пред величием его души, выступили на ее глаза.

Занятие 7

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, пи...ни) связывают однородные члены в составе простого предложения, а также равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (сложносочинен­ного); Книги и тетради захвати с собой. Загремел гром, и пошел дождь.

Подчинительные союзы (что. чтобы, потому что, оттого что, благо­ даря тому что, точно, хотя и др.) связывают простые предложе­ния в составе сложного (сложноподчиненного) предложения: Он давно знал, что мы приедем.

1. Подчеркните сочинительные союзы одной чертой, подчинительные - двумя . Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу во всех предложениях

Он не слышал или сделал вид что не слышал. Звезды ярко блестели потому что небо было чистым. Мы пойдем на пруд или на речку когда станет жарко. Нрава он был тихого и скромного если не сказать робкого. Кафтан хорош да маловат. Купите яблок или груш если пойдете на рынок. Ни днем ни ночью не смолкал шум автострады пока шла стройка. Строители проложили дорогу через болото а не стали делать ее в обход потому что путь сокращался на сорок километров.

Союз чтобы пишется слитно.

Отличайте союз чтобы от сочетания местоимения что и частицы бы:

Союз чтобы, в некоторых случаях можно заменить союзами для
того
чтобы, с тем чтобы; Проверь решение, чтобы (для того что­
бы) убедиться в правильности ответа;

В сочетании что бы частицу бы можно опустить или переместить в
предложении; Что бы ни говорили, он все-таки прав^ Что ни гово­
рили бы, он все-таки прав. Что ни говорили, он все-таки прав.

2- Напишите частицу бы слитно или раздельно.

Попроси его, чтобы он пока этого никому не говорил. Что..бы он ни говорил, его не слушали. Что..бы такое сделать, что..бы всех удивить? Старушка пошла в магазин, что. .бы сделать покупки. Мы ушли, что.,бы не мешать. Я взял книгу, что,.бы почитать. Посове­туйте, что..бы почитать по этой теме. Скажи, что..бы ты посовето­вал. Я хочу, что..бы ты мне посоветовал, как поступить. Я не уви­дел там ничего, что..бы могло меня заинтересовать. Не могу понять, что..бы могло их задержать. Все старались угадать, что..бы это такое было.

Союзы также, тоже пишутся слитно. Их нужно отличать от сочетаний наречия так и местоимения то с частицей же: так же, точно так же, то же:

Союзы можно заменить союзом и; В зале находились также (союз)
школьники.- В зале находились и школьники.

Союзы не отвечают ни на какие вопросы и не являются членами пред­
ложения;

- же в союзах нельзя опустить без ущерба для смысла: Это было так­
же мщение в своем роде.

3. Напишите частицу же слитно или раздельно.

Мы тоже советуем вам отдохнуть. Я читаю то..же, что и он. Петр учится так..же, как и Василий. Погода так..же была плохой. Небо хмурилось так..же, как накануне. Вы то..же хотите сказать то..же самое? Вы так..же думаете, что нужно поступить так..же, как они? Они то..же подошли и, поздравив, крепко пожали руку. Я так..же старался не отставать. Павел работал так..же, как и до своего ухода. Матросы, то..же не покидавшие палубы, с интересом наблюдали за происходящим. Друзья так..же смотрели на меня со­чувственно. Дорога была все так..же живописна.

Отличие не от ни - наиболее трудная для правописания тема и в VI классе, где она изучается впервые, и в старших классах, где повторяется не раз. Поэтому остановимся на ней подробно, используя все возможные сопоставления.

Учащиеся должны запомнить:

Не может стоять перед различными частями речи и передавать полное отрицание. Особенно четко выражено значение полного отрицания у частицы не при наличии противопоставления: Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (загадка).

Не во значению равняется нет: Я не был в театре. (Был?- Нет.) Здесь не место и не время вести эти разговоры. (Место?- Нет. Время?- Нет.)

Частицу не нельзя опустить, не разрушив смысла высказывания (в нем исчезает отрицательный смысл, т. е. высказывание приобретает противоположное значение): Не упреки, не наказание ждали его, а счастливые глаза матери.

Ни - частица усилительная, она употребляется в двух основных значениях: усиливает утверждение и усиливает отрицание.

Остановимся на первом значении ни.

Ни усиливает утверждение, т. е. имеет утвердительный смысл, употребляется в придаточных предложениях с уступительным оттенком. Сопоставим предложения: Уснуть доктор не мог и не старался. Уснуть доктор не мог, как ни старался (Пан.).

В первом предложении оба сказуемых отрицательные. (Мог?- Нет. Старался?- Нет.) Во втором предложении сказуемое главного предложения отрицательное (не мог), а в придаточном предложении уступительном ни усиливает утвердительное значение. Здесь ни по значению равняется да. (Уснуть мог?- Нет. Старался?- Да.)

В этом случае ни можно выпустить из предложения, не нарушив смысла, так как ни само по себе не отрицает, а только усиливает отрицание (Уснуть доктор не мог, хотя старался).

Здесь полезно сопоставить предложения с не и ни: Кто не отвечал сегодня, ответит завтра и кто ни отвечал сегодня, ответил хорошо. Из первого предложения частицу не выпустить нельзя, так как получится бессмыслица, из второго предложения утвердительную частицу ни легко выпустить, не изменив при этом его смысла (Кто отвечал сегодня, ответил хорошо).

После анализа достаточного количества примеров можно провести такие тренировочные упражнения.

1. Переделать текст, чтобы вместо не было ни и наоборот; Чтобы он не делал ошибок, с ним много работали.- Чтобы он ни делал, все делал с большим старанием.

1) Кто ни слышал его, всех поражало его красноречие.

2) Кто ни приезжал в эти места, все мечтали приехать сюда снова.

3) Кто не приезжал в город, тот ничего не знал о событиях.

4) Кто не посетил выставку, может пожалеть об этом.

5) Чтобы он не говорил на эту тему, мы старались отвлечь его,

2. Дополнить предложения.

1) Куда не пойду… . Куда ни пойду… .

2) Что (бы) ни случилось… . Что (бы) не случилось,.. .

3) Где бы ни был… , Где бы не был… .

4) Кто с ним не работал… , Кто с ним ни работал… .

5) Кого не просил… . Кого ни просил… .

6) Когда он не обращался… . Когда он ни обращался… .

7) Кому ни… . Кому не… .

Где ни… . Где не… .

9) Кто ни… . Кто не… .

10) Кого не… .Кого ни… .

11) Куда не… . Куда ни… ,

12) Когда не… . Когда ни… .

3. Перестроить следующие предложения, вставив в них частицу ни: Много сплю, а все спать хочется.- Сколько ни сплю, а все спать хочется.

1) Вглядывался, но в тумане не мог разглядеть ничего.

2) Он торопился, но все равно опаздывал.

3) Что он задумает, ему все удается.

4) О чем ты попросишь, я все выполню.

Второе назначение ниусиливать отрицание, которое выражено частицей не, стоящей перед сказуемым. Отрицательное сказуемое может выражаться так же словом нег. На небе ни звездочки не видно.На небе нет ни звездочки; У меня не было ни минуты свободного времени.У меня нет ни минуты свободного времени.

Отрицательное сказуемое в таких предложениях может вообще отсутствовать, но его очень легко восстановить, и тогда ни усиливает подразумевающееся отрицание: На небе ни звездочки. У меня ни минуты свободного времени.

В этих предложениях ни можно заменить усилительной частицей даже или союзом и: На небе даже звездочки не видно; На небе и звездочки не видно. Если опустить ни, смысл предложения не изменится: На небе звездочки не видно; У меня минуты свободного времени не было.

Итак, ни — даже — и. Ни можно опустить.

Несколько упражнений на закрепление правописания частицы ни, усиливающей отрицание.

1. В приведенных предложениях там, где возможно:

1) опустить сказуемое.

2) заменить ни усилительной частицей даже.

3) союзом и.

4) выпустить ни из предложения.

1) Он от меня ни на шаг не отстает.

2) Вокруг не было ни души.

3) Его нельзя оставить ни на секунду.

4) Дождь не прекращался ни на час.

2. Вставить существительное с ни.

1) Кругом не было ….

2) Отступать нельзя … .

3) Во рту не было…..

4) В его рассказе правды нет … .

5) Свободного времени у меня нет ….

Часто встречаются предложения с повторяющейся частицей ни, которая употребляется в качестве соединительного союза при однородных членах и усиливает не только отрицание, но и перечисление. Здесь, так же как и в предыдущем случае, ни – даже — и и ни можно опустить. Чтобы учащиеся уяснили это, следует сопоставить предложения:

1) Ни под деревом, ни под кустом зверька не было. - Он оказался не под деревом, не под кустом, а на открытом месте.

2) Этой картины не было ни в музее, ни на выставке.- Эта картина была не в музее, не на выставке, а в запасном фонде.

При решении вопроса о написании не или ни мы приучаем школьников рассуждать. Возьмем в качестве примера предложение Как Алексей ни старался, не мог он разглядеть на их лицах ни радости, ни удивления. Учащиеся будут рассуждать так: «Алексей старался? - Да, старался (ни- да). Он мог разглядеть? - Нет, не мог (не-нет). Ни радости, ни удивления (даже радости, даже удивления; и радости, и удивления; радости и удивления). Можно опустить ни: Алексей старался, но не мог разглядеть на их лицах радости и удивления.

Для подобного разбора можно использовать следующие предложения.

1) Какая бы жара ни стояла, как бы ни трещали морозы, работа ни на минуту не прекращалась.

2) Казалось, уже никогда не будет на свете ни солнца, ни блеска, ни красок (Т.).

3) Куда ни посмотришь, нигде не увидишь ни кустика, ни деревца.