Смотреть что такое "Дьявол" в других словарях

А вот что писал французский поэт XIX века Шарль Пьер Бодлер: «Величайшее коварство Дьявола – убедить нас, что он не существует».

Откуда же он взялся? Еще задолго до появления человека, самой Земли, да и материальной Вселенной, уже существовали духовные личности. Библия их называет ангелами или сыновьями Бога. Все эти ангелы изначально были совершенны, но один из них сам решил пойти против Бога. Имя Сатана ему было дано только после того, как
он отошел от Бога, и обозначает оно «противник», «враг», «обвинитель». Именно таким он и стал, когда восстал против Бога, своего отца.

Чтобы описать свой грех, Традиция относится к двум ветхозаветным текстам. Библейские комментаторы отметили, что содержание этих текстов выходит за рамки того, что можно сказать о земных правителях. Это своего рода подавляющее человеческое понимание тайны.

Первый текст исходит из Книги Исайи и является сатирической смертью тирана. Как ты упал с небес, Светящийся Сын Рассвета? Как ты дрогнул на земле, кто победил народы? Второй текст исходит из Книги Иезекииля и говорит о падении Тира. Вы были отражением превосходства, полного радости и непревзойденной красоты.

Зачем он это сделал? Сатана захотел, чтобы все поклонялись ему, а не Богу. Однажды он пытался добиться поклонения самого Иисуса Христа, когда тот жил на земле. В 4-й главе Евангелия от Матфея, где идет речь об искушения в пустыне, явно имеется в виду сам диавол. Христос не вступает с ним ни в переговоры, а отвергает все его предложения. Но называя его «сатаной», Он не обязательно использует это слово, заимствованное из еврейского языка в греческий, как имя собственное: это может быть обозначение той роли, которую играл диавол во время пребывания Христа в пустыне. Он был его врагом, стремился сбить с пути.

Ищите причины падения некоторых ангелов, Традиция указывает на гордость. Приведенные выше тексты ясно иллюстрируют это отношение. Ангел, очарованный его светом, своей прекрасной духовной природой и своей свободой, отверг зависимость Бога, вызвал его существование и счастье. Он приступил к самоопределению для Божьего обожания, единственной и бесконечной красоты и благодарности, которую он должен был создать и получил такой великий дар. Люцифер, первый из ангелов в порядке творения и размера, хотел стать божественным существом по подобию Бога, измерить его размер.

Как он стал Сатаной? Так как люди поклонялись Богу, он решил его оклеветать. Обманным путем, он добился поклонения первых людей – сначала Евы, а потом и Адама. Он сказал Еве, что если она нарушит божью заповедь, то станет как бог. А в результате богом для нее стал Сатана.

Этому падшему ангелу, также было дано имя Дьявол, что в переводе означает «клеветник». После того, как он встал на путь греха, он начал склонять на свою сторону и других ангелов. Лекции Осипова А.И.

Он был таким восхитительным и храбрым, и он также хотел, чтобы Сын Божий поклонился ему. В великом смирении Христос ответил, что единственное, что принадлежит Богу, это: Уходите, сатана! Ибо написано: «отдайся Господу, Богу твоему, и ты будешь служить Ему». Сатана отверг Бога необратимым образом. Церковь учит, что не отсутствие бесконечной милости Божьей, что его грех не может быть прощен, но безотзывное решение, которое он сделал сам и в котором он длится вечно. Он, кажется, говорит Богу: Я ненавижу вас и все, что от вас.

Коррупция, страдание и ад - не работа Бога. В книге экзорцистов о работе заклинателя-заклинателя Габриэле Аморт цитирует показания своего предшественника, отца Кандидо. Когда в конце экзорцизма он приказал сатане отправиться в ад, который Бог приготовил для него, он ответил: Вы не понимаете. Не Он создал ад.

Насколько сильно влияние Сатаны?
Для того чтобы скрыть следы своего преступления, преступник уничтожает все улики. Но когда идет расследования преступления, очевидно одно, раз есть преступление, значит должен быть и преступник. Сатана виновен в том, что человечество стало смертным, поэтому Иисус Христос справедливо назвал его «Человекоубийцей». Когда он разговаривал с Евой, он не сознался ей кто он такой на самом деле, а использовал для разговора змею, так что Ева думала, что разговаривает со змеей. Сейчас он тоже не показывает своего истинного лица, потому что так легче обманывать.

Падший ангел потерял возможность жить в свете Бога. Он потерял свет и стал темным. В нем нет духовной красоты или света, потому что они приходят только от Бога. Но он не прекратил существовать, потому что Бог никогда не отказывается от своих созданий, даже когда они добровольно и сознательно отвергают Его, сражаются с Ним и ненавидят Его.

Сатана не потерял всех подарков, которые он получил. Он сохранил свою духовную, ангельскую природу, а также его разум и волю, которые теперь служат ему только для того, чтобы нанести вред и убить жизнь Бога в человечестве. Используя свой интеллект, он постоянно пытается соблазнить человека на зло в каждой форме. Он хочет уничтожить Божий план любви с мужчинами и заставить их участвовать в его осуждении и вечных страданиях. Его извращенная воля, в которой он застыл навсегда, постоянно подтверждает восстание против Бога и ненависть к человеку.

Иисус Христос ясно дал понять, что Сатана это преступник, который управляет миром из — за кулис. Сатана устроил эту систему таким образом, что за ним последовало большинство людей, даже не подозревая об этом.

Сегодняшний мир полон лжи, ненависти, коррупции, лицемерия, войн, преступности. Какому богу люди поклоняются , таков становится и мир. Недаром Библия называет Дьявола «богом этой системы вещей».

С каждым человеком, который ведет к осуждению, его вечные страдания возрастают. Но он не сделает ничего, чтобы выразить свою ненависть. Они говорят о том, кто они, какова их сущность, как они действуют, каковы их цели и что они используют. Сатана - означает противник Бога и тех, кто принадлежит ему, прогуливаясь по жизни своих путей.

Он активен, умный, изобретательный, обманчивый и тонкий. Демон - это дух зла, ангел падших, тот, кто встает, который разрушает себя и других, поскольку он является причиной смерти. Лжец и отец всей лжи - так Иисус зовет его, давая ему понять, что он первым сделал ложь в себе. Всякая ложь, на которой говорит человек, таинственным образом коренится во лжи сатаны.

«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Это означает, что человечество не всегда будет находиться в том положении, в котором находится сейчас. И даже тот, кто оказался в царстве диавола, в аду, не лишается любви Божией, потому что и в аду присутствует Бог. Преподобный Исаак Сирин называл богохульным мнение о том, что грешники в аду лишены любви Божией. Любовь Божия присутствует всюду, но она действует двояко: на тех, кто находится в Царстве Небесном, она действует как источник блаженства, радости, вдохновения, для тех же, кто находится в царстве сатаны, это бич, источник мучений.

Убийца с самого начала - это определение также дано ему Иисусом. В нем говорится, что сатана совершил первое убийство. Он усмехался над своими ангелами и праздновал многих ангелов. Он ведет к вечной смерти людей после его убеждения. Каждое убийство, совершенное человеком, весь геноцид, имеет в себе корень.

Обвинитель - это имя показывает, что его природа должна постоянно клеветать. Целевая к себе, он ненавидит всех, кто находится за его пределами. Его цель - обвинить Бога человечества. Поэтому он признает, что Бог хочет, чтобы человеческие страдания воздействовали на его ущерб, ревностно охраняли его всемогущество, чтобы заповеди ограничивали его свободу. Он также обвинил человека перед Богом. Мы видим это в случае справедливого Иов, который обвиняет Бога в служении только ради прибыли и выгоды. Он обвинил иезуитского священника в многочисленных грехах.

Мы должны помнить и о том, о чем говорится в Откровении святого Иоанна Богослова: окончательная победа Христа над антихристом, добра над злом, Бога над диаволом, будет одержана. В Литургии Василия Великого мы слышим, что Христос сошел Крестом во ад, чтобы разрушить царство диавола и привести всех людей к Богу, то есть Своим присутствием и благодаря Своей крестной смерти Он пронизал Собою все то, что мы субъективно воспринимаем как царство диавола. А в стихирах, посвященных Кресту Христову, мы слышим: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам»; там же говорится, что Крест - это «ангелов слава и демонов язва», это орудие, перед которым трепещут демоны, «трепещет и трясется» диавол.

Однако Иоанн Евангелист подчеркивает, что в конце концов этот «обвинитель наших братьев» потерпит поражение. Сатана обвиняет человека перед человеком, уничтожая единство человеческого сообщества. Достаточно вынести недоверие. Падшего ангела также называют Вельзевулом, Неправильным, соблазнителем, зверем и драконом.

Сатана - это действительно личное существо, которое тайно, интеллектуально и решительно действует против человека. После падения не потеряли некоторые качества своего первоначального состояния, поэтому оно больше человеческого. Это не означает, однако, что человек обречен на провал, что он не может встретиться с ним. Может быть, и в то же время, обязаны сражаться с ним. Никогда не один, но всегда со Христом и Его Матерью, в общении с Церковью.

Значит, мы перед диаволом не беззащитны. Наоборот, Бог делает все, чтобы максимально оградить нас от влияния сатаны, Он дает нам Свой Крест, Церковь, таинства, Евангелие, христианское нравственное учение, возможность постоянного духовного совершенствования. Он дает нам такие периоды, как Великий пост, когда мы можем особое внимание уделять духовной жизни. И в этой нашей духовной борьбе, в борьбе за самих себя, за наше духовное выживание, Бог Сам находится рядом с нами, и Он будет с нами во все дни до скончания века.

Как ты упал с небес, Светящийся Сын Рассвета? Вечная ненависть к падшему ангелу к Богу очевидна для нас. Почему он так ненавидит человека? Первая причина - похмелье. Дух говорит вдохновленному автору, что «для бессмертия Бог сотворил человека - он создал для него образ своей собственной вечности, и смерть вошла в мир через поспешность дьявола». Сатана встревожен созданием человека, который является образом Бога. Увидев это новое существо, чтобы наследовать его вечное счастье, он горит от зависти и ненависти к нему.

Он не может смотреть на чье-то счастье, имея в памяти то, что он потерял сам. Вторая причина борьбы с человеком - безудержная сложность. Это происходит из-за того, что сатана, ведущий первого падшего, печален, что он отрезал Божий план своей субботы. Между тем, Бог, через смерть Христа, который был доверен ему самим дьяволом, поднял человека еще больше. Падший ангел знает, что он стал инструментом этого великолепного человеческого возвышения.

Святоотеческий опыт сегодня. Часть 1. #Осипов А.И.

Уважаемые читатели! Если вы нашли статьи на нашем сайте полезными, пожалуйста, расскажите о нас на своем сайте, блоге или любимом форуме. Спасибо!

"Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени." (Откр. 12:12)

Из-за этого он злится, заколотый человеком невыносимым. Третьей причиной ненависти является осознание того, что у нее мало времени. Работа искупления положила конец его правлению. Он нервно нервно понимает, что его время не остановится. «Горе земле и горе перед морем, - говорит нам апостол Иоанн, - потому что дьявол сошел с вами с большим гневом, зная, что у него нет времени». Только Бог знает конец света. Когда это произойдет, окончательный конец бизнеса падшего ангела заканчивается.

Что может быть дьяволом, а что нельзя в борьбе с человеком? Другими словами, какова его сила? Человек верит в сатану слишком слабо или слишком усердно. Он слишком слабо верит в то, что игнорирует свое существование, тривиализирует свое искушение и признается, что, уступив привилегии, он осознает свою свободу, и сатана не имеет к этому никакого отношения. Он слишком верит, когда назначает силу, которой он не обладает; когда он видит это почти во всех трудностях и более сложной жизненной ситуации.

Кто такой сатана? Каково его происхождение? Каковы его качества?

Большинство людей не могут дать четкого определения на вопрос: кто такой сатана.
Одни отвергают его существование; Другие утверждают, что сатана - это зло, живущее внутри человека или только внутри злых людей, отвергая его как личность; Третьи доказывают, что после победы Христа над адом, смертью и дьяволом, человек больше не подвержен его влиянию, думая, что сатана обитает в огненном аду глубоко под землей; Четвертые боятся его, испытывая страх перед одним его именем; Пятые вообще стараются о нем не задумываться, впрочем, как и над всеми вопросами их существования.

Владения сатаны большие, но у них четкие границы. Почему мне не хватает мужества сражаться, даже со всем адом, по-моему, последним трусом? Ничего, они теряют мужество и силу оставить их. Но для кого он увидит сверхъестественный ум, это приведет к слепоте. Заявление святой Терезы, для которой падший ангел является не только противником человечества, но и ее личным врагом, позволяет сделать несколько важных наблюдений.

Прежде всего, у человека есть реальная возможность противостоять сатане, никогда не одинокой. Он может только противостоять ему и только с силой Иисуса, его таинствами и крестом, на котором падший ангел потерпел поражение. Любой, кто пренебрег неоценимой помощью Иисуса, присутствующей в Таинстве Покаяния и Евхаристии, рано или поздно упадет.

Заблуждения, которые существуют в мире, связаны с тремя самыми важными причинами:
Первая причина - это неверие человека в Бога по Писанию, следовательно, и неверие во все написанное в нем. Не зная Бога, человек не может сравнить с Ним и зло, правящее этим падшим миром.
Вторая причина, которая больше всего распространена в кругу верующих людей - это недостаточное знание Писания по тем или иным причинам.
Третья причина связана с самим сатаной: как вор скрывает свою личность, нарушая закон и пытаясь скрыть следы своего беззакония, так и сатана хочет заставить человечество считать его вымыслом.

Во-вторых, сатана болит до смерти только для тех, кто не работает над собой и дает ему оружие, давая преимущество. Если вы в замешательстве и зле, падший ангел поразит вас заинтригованностью и неприятностью. Если вы вернетесь к телу, вы пойдете в неправильную литературу и фильм, он нападет на вас с грязным воображением, затрудняя молитву и причинить боль глубокому сердцу. Если вы жертвуете деньги, не вспоминая, забывая, что самое важное в жизни, деньги убивают любовь вашей семьи, ослабляют ее узы, сжимают эгоизм и вызывают много падений.

В-третьих, сатана боится всех тех, кто живет в дружбе с Богом, боясь благочестивого человека. Изобилие забирает много душ из поля влияния. Более ревностно стремится к совершенству - согласно состоянию, в котором он живет, тем страшнее становится для сатаны. Святой человек боится, что он подобен самому Богу.

Рассуждая на указанную тему, мы должны обращаться только к Библии - единственному богодуховенному документу, чья Истина неоспорима, Божьему откровению человечеству.
Что же говорит Писание на это тему? Давайте рассмотрим все поочередно и подробно, ссылаясь только на слова Библии, а не на свое личное мировосприятие.

Кто такой сатана?
Вот, что говорит один из словарей:
Сатана - главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели.

Падший ангел от падшего ангела ловит мир материи и чувств. Он внимательный наблюдатель человеческой природы, особенно ментальной сферы. На это влияют чувства, воображение и память человека. Но для вас есть целая сфера. Сатана не может проникнуть внутрь вашей души, если вы сознательно и безоговорочно отказываетесь от своей внутренней силы. Сам центр души пребывает в Боге. Во всем ты отдаешь себя, давая тебе существование. Этот тайный мир человеческих душ Святой Троицы зарезервирован для себя. Вторая часть сатанинской сферы - это мир вашей горячей молитвы.

Вот такие сведения мы получаем о сатане из Библии:

1. Имена сатаны (сатана - в переводе с иврита значит "противник", "клеветник"):

Противник - "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить." (1-е Петр. 5:8)

Клеветник - "И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь." (Откр. 12:10)

Моя мысль настолько драгоценна, что только Бог ее достоин, - сказал Иоанн с Креста. Когда вы обращаетесь к Отцу без голоса голоса, в глубине вашего интерьера, содержание этого разговора неизвестно сатане. Вы можете только представить, с чем вы разговариваете в сердце с Отцом, наблюдая за формулировками этих людей с помощью Писания или речи или воспринимая внешние знаки, которые сопровождают их. Третий не доступен для вашей падшей ангельской сферы - это ваша воля. Пока вы не скажете «нет» искушению и греху, у него нет возможности править над вами.

Люцифер - в переводе с латинского "светоносный" ("сын зари") - "Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы." (Ис. 14:12) Само имя Люцифер в Библии не упоминается.

Дьявол - в переводе с древнегреческого "лукавый", "клеветник". Этот слово упоминается в основном в книгах Нового Завета, но также его можно встретить в Псалме (108:6) царя Давида: "Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его."

Князь мира сего - "Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон." (Ин. 12:31)

Искуситель - "И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами." (Мф. 4:3)

Лукавый - "...и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф. 6:13)

Веельзевул - в переводе с иврита "повелитель мух" - имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете. Также имя одного из олицетворений древнего божества Баала. В период написания Нового Завета было одним из принятых имён Сатаны в иудаизме (Мф. 10:25; Мф. 12:24) - "довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?" (Мф. 10:25)
"Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями." (Мф. 12:24-27)

Большой красный дракон с семью головами и десятью рогами (Откр. 12:3)
- Великий дракон (Откр. 12:9)
- Дракон (Откр. 20:2)
- Змий древний (Откр. 12:9, Откр. 20:2)
- Жестокий ангел (Прит. 17:11)
- Князь бесовской (Мф. 12:24)
- Лживый дух (3Цар. 22:22)
- бог века сего (2-е Кор. 4:4)
- Отец лжи (Иоан. 8:44).
- Человекоубийца (Ин. 8:44; 1-е Ин. 3:12)

Мефистофель - в переводе с древнееврейского "распространяющий" и "скверна", "грех". В Библии оно не фигурирует. Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса.

2. Происхождение сатаны:

А). Сатана (до падения с Небес) - ангел (творение Бога, созданный для служения Ему) в чине херувима (в Библии херувим упоминается как крылатое существо, которое вместе с серафимами является самыми близкими к Богу. Это второй, следующий после серафимов, ангельский чин) - "Ты был помазанным Херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней." (Иез. 28:14)

Б). Сатана - падший на землю ангел - "Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам." (Лук. 10:18,19)
"Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы." (Ис. 14:12)

3. Сатана - реально существующая личность, а не просто олицетворение зла:
В книге Иова (2:1-6) записан разговор, состоявшийся на Небесах между сатаной и Богом. Если бы сатана был только лишь символом зла, присущего личностям, то получается, что совершенный и святый Бог разговаривал со злом внутри себя. Это противоречит качествам Бога ("Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен." (Второзак. 32:4)
В Евангелии от Луки (4:1-13) записан разговор между сатаной и Иисусом в пустыне:
"Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом." (Лук. 4:1-3) С кем разговаривал Иисус? Сам с Собой? Нет, с сатаной.

4. Причина падения с Небес:

Гордость, так как он, пожелавши быть равным Богу, был Им низвержен на землю:
"А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему." (Ис. 14:13,14)
"Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор." (Иез. 28:15,17)

Вслед за ним последовала часть ангелов, превратившихся в демонов:
"Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю." (Откр. 12:4)

Это указывает на то, что Бог использовал бунт сатаны для самообнаружения ангелами своего непослушания Богу. Непроверенные отношения подобны золоту с примесями и не приемлемы на небесах.

5. Место пребывания сатаны и его слуг:

Сатана не живет и не правит в каком-то одном месте, но ему принадлежат "все царства" обитаемой земли, т.е. сатана обитает на земле:
"И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее." (Лук. 4:5,6)

"потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных." (Еф. 6:12)
"Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени." (Откр. 12:12)
"Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь." (2-е Фес. 2:7)
"И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним." (Откр. 12:9)

6. Качества сатаны (Описание сатаны дается в главе 28-ой Книги пророка Иезекииля, где он сравнивается с царем Тира):

А). Сатана - самое умное существо после Бога:
"...твоею мудростью и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра; большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим, - за то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим." (Иез. 28:4-6)

Б). Сатана - красивое существо:
"От красоты твоей возгордилось сердце твое." (Иез. 28:17)
"...сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты." (Иез. 28:12)

В). Сатана может перевоплощаться:

Апостол Павел утверждает, что сатана и его служители способны имитировать собой "ангела света", т.е. выдавать себя за личности с не присущими ему духовными качествами:
"И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их." (2-е Кор. 11:14,15)

Апостол Павел пишет Тимофею: "...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся." (2-е Тим. 3:5)

Автор Первой книги Царств сообщает факт, что Саул обратился к волшебнице с просьбой вызвать дух Самуила, из которого узнаем, что сатана может перевоплощаться в дух умерших:
"И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать." (1-е Цар. 28:15)
Слова Самуила выражают недовольство от того, что Саул пытается вступить с ним в контакт, потому что Бог запретил живым обращаться к вызывающим мертвых, волшебникам и гадателям (Лев. 20:6). В колдовстве вызыватели вступают в контакт с сатаной и бесами, которые принимают образы умерших, которых вызывают, точно передавая детали сходства с ним, так как демонические силы очень умны. И поскольку самих мертвых вызвать невозможно, так как после смерти "...между нами и вами (умершими) утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лук. 16:26), то этот факт указывает на то, что сатана может перевоплощаться в дух умерших.

Г). Сатана - лжец, хитрый обманщик, подвергающий сомнениям:

Дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней (тем же самым грехом, за который был изгнан херувим с Небес), были прокляты Богом и изгнаны из рая.

"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3:1)
"И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. (Быт. 3:13)

"...и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду." (2-е Фес. 2:10-12)
"И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним." (Откр. 12:9)
"...для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого." (2-е Кор. 4:4)

Д). Сатана подчинен Богу, не имеет свободы воли и не может действовать без позволения Бога:
"И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей." (Иов. 1:12)

Он может предводительствовать народами и руководить природными явлениями (Иов. 1:15-18), насылать болезни (Иов. 2:7), но не без позволения Бога:
"...послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов." (Пс. 77:49)

Сатане может приказывать только Господь:

Е). Сатана и его слуги (бесы) могут вселяться

В человека:
"Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него." (Лук. 8:27,30)
"Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился." (Лук. 11:14)
"...тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого." (Лук. 11:26)

В животных:
"Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло." (Лук. 8:32,33)

Ж). Сатана и его слуги знают Писание очень хорошо, так как видели Бога лицом к лицу, им известна их участь, поэтому они не находят покоя:
"Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут." (Ик. 2:19)
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел." (Лук. 11:24)

7. Дела сатаны:

А). Сатана правит этим падшим миром:
"...и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое." (Лук. 4:6,7)
"Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего." (Ин. 14:30)
"Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле." (1-е Ин. 5:19)

Б). Сатана - человекоубийца:
"Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи." (Ин. 8:44)
"...не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны." (1-е Ин. 3:12)

В). Сатана испытывает веру праведника:
"Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, - выйду, как золото." (Иов. 23:10), (Иов. 6:1-12)
"...дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа." (1-е Петр. 1:7)

Г). Сатана искушает:
"Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш." (1-е Фес. 3:5)

Д). Сатана обвиняет верующих и клевещет на верующих:
"И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь." (Откр. 12:10)

Е). Для достижения своих коварных целей он использует ложные знамения и обман:
"Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными." (2-е Фес. 2:7-9)

Ж). Сатана вредит, строит козни (тайные, злые и коварные умыслы):
"...потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных." (Еф. 6:12)

З). Сатана, вселяясь в человека или животное,

Манипулирует ими:
"Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?" (Мф. 7:15,16)
"И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни." (Марк. 5:2-5)
"...в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления." (Еф. 2:2)

Причиняет физический вред:
"...сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час." (Мф. 17:15,18)
"Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло." (Лук. 8:33)

8. Сравнения сатаны:

А). С Левиафаном:
Библия описывает сатану в образе Левиафана, как огромное морское существо или летающий дракон:
"В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское." (Ис. 27:1)
б). С рыкающим львом:
"Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить." (1-е Петр. 5:8)
в). С царем Тира:
Описание сатаны в виде его сравнения с царем Тира дается в главе 28-ой Книги пророка Иезекииля.
г). В Апокалипсисе сатана выступает как дракон и дьявол - предводитель темных ангелов в битве с архангелом Михаилом (Откр. 12:7-9; 20:2,3,7-9) или описывается, как "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем" (Откр. 12:3;13:1;17:3;20:2)

9. Термин "сатана" может быть именем нарицательным, обозначающим того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям (1-е Цар. 29:4; 2-е Цар. 19:22; 3-е Цар. 5:18;11:14,23,25). Исключение составляет 1Пар. 21:1).
"...и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера." (2-е Фес. 3:2)
"Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами." (Пр. 6:12)

10. Проклятие сатаны Богом:

Бог проклял физического змея и духовного змея - обольстителя. (С грехопадением были проклято и все остальное творение, но змей был проклят особенным образом (вероятно, что у змея до проклятия были ноги):
"И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту." (Быт. 3:14,15)

11. Пророчества о сатане и его участь:

А). Тысячелетнее заключение (будет иметь место при кульминации Дня Господнего):
"И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время." (Откр. 20:1-3)

Б). Освобождение сатаны (будет иметь место после тысячелетнего царствования святых с Христом):
"Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный." (Откр. 20:7,8)

В). Вечное заточение (будет иметь место после Суда у Великого Белого престола):
"И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков." (Откр. 20:9,10)

12. Ответ на вопрос: Как противостоять сатане?

Противостоять сатане можно и нужно. Бог никогда не попросит человека сделать то, что ему не под силу. Если в Библии есть указания, как это сделать, то это выполнимо со стороны человека, водимого Святым Духом:
"Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?
Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас." (Ик. 4:5,7)
"Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских." (Еф. 6:11)

А). Прежде всего нужно признать, что он существует.
Человек, не веря в существования сатаны, уже им обманут и находится в его руках.

Б). Не стоит его бояться, ведь он под контролем у Бога, который не допустит ничего без Его ведома (этот пункт распространяется только на верующих во Христа):
"Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого." (2-e Фес. 3:3)

В). Необходимо читать и изучая Библию чтобы:
- Приобрести необходимые сведения о сатане и о его делах, тогда "не безызвестны будут его умыслы". (2-е Кор. 2:11)
- Приобрести важные знания, как ему противостоять, "...чтобы не сделал нам ущерба сатана...". (2-е Кор. 2:11)
"Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие." (Еф. 6:10-17)

Г). Не вступать с сатаной в сражение без Христа, т.к.,делая это в одиночку, обеспечен проигрыш.
Не вступать в беседу с сатаной и не приказывать ему, т.к. Это делать может только Господь:
"И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?" (Зах. 3:2)
"Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь". (Иуд. 1:9)
"И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час." (Мф. 17:18)

Д). Отделиться от всего того, что противоречит Божьей воле. Например: от эзотерических религий, гаданий, колдовства...(этот пункт применим к неверующим).
"Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш." (Лев. 19:31)

13. Как Бог использует сатану при достижении Своих целей в жизни человека?

Когда идешь с сатаной в одном строю, то вряд ли заметишь его присутствие, тем более узнаешь его в лицо. Но, стоит зашагать против строя нечестия, с Господом в одном ряду, то сразу столкнешься с сатаной лицом к лицу.

Бог допускает испытания, переживания и страдания в жизни человека, дабы обратить на Себя внимание неверующих или внимание верующих, чтобы подготовить таковых к следующему этапу служения; укрепить и очистить детей Божьих от суеты, пороков, слабостей, вредных привычек, которые усложняют жизнь верующего и не являются волей Бога. Создатель знает Свое создание лучше, чем сам человек, поэтому Он знает какое испытание, когда и на какой срок допустить в его жизни. Бог ставит людей в разные обстоятельства в зависимости от Его воли и цели. Причем, сатана в определенных случаях служит орудием достижения цели Бога, испытывая верующих на прочность их веры и для укрепления их веры в Бога. Заметьте, что Бог не искушает:
"В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого." (Ик. 1:13)

Испытания и препятствия - это избранные Богом методы воспитания:
"Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает." (Евр. 12:6)

Так как у Бога все под контролем, то Он допускает испытания в жизни верующего не больше по количеству и качеству, чем данный человек может вынести:
"Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести." (1-е Кор. 10:13)
Бог заботится о своих детях и допускает лишь те скорби, которые необходимы им для настоящего и вечного блага. Бог не только допускает эти обстоятельства, но и помогает их преодолевать. Тем самым Бог очищает человека от греха, укрепляет его веру и взращивает духовно:
"Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но... радуйтесь." (1-е Петр. 4:12,13)

В Старом Завете приводится очень интересный факт, имевший место при исчислении населения Израиля царем Давидом:
"Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду." (2-я Цар. 24:1)
"И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян." (1-я Пар. 21:1)
Сравнивая эти два стиха из Писания, возникает подозрение на противоречие - кто же возбудил Давида на исчисление Израиля: Бог или сатана? Давайте рассмотрим этот пример подробнее.
Исчисление народа в те времена считалось унижением некого рода. Оно было неудобным и утомительным, но, самое главное, что исчисление всегда вело или к увеличению армии (т.е. призыву большего количества мужчин), или к увеличению налогов и податей.
Исчисление было наказанием от Бога израильтян. В данной ситуации это был второй гнев Бога после трехлетнего голода, который отложил огромный отпечаток на народ.
Царь Давид был хорошим царем, так как чтил Бога, который благословлял народ. А все невзгоды, происходившие с израильтянами во времена правления Давида, были результатами их непослушания Богу или волей Бога, который знает, как отшлифовать Свой избранный народ.
В каком состоянии должен быть царь, чтобы отдать приказ на исчисление после голода? - Это может быть состояние гнева, гордости, тщеславия.., то есть состояние, которое противоречит Богу святому, совершенному. Написано:"В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого." (Ик. 1:13)
Если Давид, которого Сам Бог помазал на царствование, совершил такое жестокое по отношению к своему народу действие, тем более в состоянии неугодном Богу, то естественно Господь не был довольным этим действием и Он гневался на Давида. Исчисление стало испытанием и для самого Давида, так как в этом поступке обнаруживался его грех.
Но одним из планов у Бога на пути спасения (Своего народа тогда, или верующих (для очищения от грехов и усовершенствования), или неверующих (для спасения) тогда и сегодня) является использование сатаны и его бесов (армии сатаны). Для совершения и исполнения Своих планов Бог может прибегать к допуску сатаны до отдельных личностей. Следовательно, допускает искушения, скорби, испытания потому, что результатом таковых является покаяние, обращение к Богу, спасение, освящение. Заметьте, что Бог никогда не даст больше испытаний, чем человек может вынести - это одно из обещаний Господа на страницах Его откровения человечеству.

Кажущееся противоречие, которое возникает при сравнении двух стихов из Старого Завета объясняется как раз этим фактом, что Бог на основании всех Своих прав, то есть всевластно, использует сатану для достижения и исполнения Своих целей. Цель Бога всегда блага, так как Он свят, благ и есть любовь (1-е Ин. 4:8).
Прошу заметить, что Давид сам выбрал зло, тем самым согрешив против Господа (также, как и Адам в момент искушения). Ни Бог, ни сатана его не заставляли делать зло. Бог допустил сатану до Давида, и сатана его искушал с Его позволения. Давид согрешил, выбрав зло.
Заметьте, что, искушаясь не грешить - это воля Бога. Но, искушаясь грешить - это нарушение Его воли.
Так был обнаружено греховное состояние самого Давида (он больше уповал на себя, чем на Бога). Такое испытание пошло на пользу и царю, и народу. Давид каялся и опять приближался к Богу, восстанавливая свои отношения с Ним. Бог давал ему мудрость и силы в правлении Израилем. Народ, каждый человек в отдельности, тоже подвергся испытаниям на его же благо.
Написано:"Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но... радуйтесь." (1-е Петр. 4:12,13)
"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу." (Рим. 8:28)

Давайте посмотрим, где еще в Писании упоминается то, что Бог допускает сатану до человека ввиду исполнения Своих Вышних планов:
Вся Книга Иова - классический пример: разговора сатаны с Богом, ограниченные Богом возможности сатаны, благодать Бога, мудрость праведника, исполнение Божьих обещаний.
Во втором послании Коринфянам описывается, как Бог использует сатану для суда над грешными и для духовного роста верующих.
В послании к Тимофею идет речь о том, как сатана содействует воле Бога в освящении и исправлении церквей.
Лука в Евангелии указывает на то, как сатана исправляет праведников и святых, подготавливая их к дальнейшему служению по воле Бога.

Что касается неверующих, не принявших Христа Спасителем и не подчинивших себя Его воле, то они идут по дорогам жизни неугодным Богу, так как эти дороги выбраны ими самими. Тем самым неверующие навлекают на себя излишние скорби, так как их пути сомнительны и ошибочны:
"...путь их будет для них как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там." (Иер. 23:12)

14. Как верующие побеждают сатану, орудуя Словом Божьим?

Необходимо заметить, что верующие побеждают сатану не сами лично, но заслугами, праведностью и силой Христа;
Необходимо также заметить, что неверующие победить сатану не могут, так как написано, что они сами являются детьми сатаны:
"Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога." (1-е Ин. 3:10)
и дьявол дьявола победить не может:
"...как может сатана изгонять сатану?" (Мк. 3:23)

Верующий побеждает сатану, когда:

1. Подчиняется воле Бога без сомнений;

2. Допускает Самого Бога до духовной брани и не старается победить сатану в одиночку;

3. Свидетельствует, что Спаситель сделал для него лично:

А). Иисус искупил от смерти, греха и ада - от лап дьявола (Еф. 1:7);(1-е Кор. 5:15);
б). Иисус простил все грехи прошлого, настоящего и будущего всем тем, кто принял Его Заместительную и Искупительную Жертву на кресте (1-е Ин. 1:9);(Рим. 3:25);
в). Иисус вменил Свою праведность в праведность верующего, тем самым освящая его (Рим. 4:22);
г). Иисус постоянно ходатайствует за верующего перед Богом (Рим. 8:34);
д). Сам Бог отделил верующего в Свой удел (1-е Петр. 2:9).

4. Использует все духовное оружие, указанное Господом в Послании святого Апостола Павла к Ефесянам (6:10-17):
"Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие."

Заключение:

Изучая Библию, откровение Бога человечеству, мы можем задать вопросы:
Мог бы Бог подавить бунт сатаны и его ангелов сразу же после его восстания на Небесах?
Почему Бог не выбрал этот путь?

Действительно, Бог мог бы это сделать, но не сделал, по причинам понятным и известным только Ему одному. Мудрость Бога непостижима уму человеческому. Наоборот, Он решил использовать сатану, как инструмент, для достижения Своих целей. Но, написано: "...и в тот день вы не спросите Меня ни о чем." (Ин. 16:23) Это значит, что наступит день, когда Бог Своим детям откроет тайны и даст ответы на все их вопросы. Вернее сказать, Божьи дети уже больше не будут иметь вопросов к Создателю, так как будут посвящены в Его тайны.

Истина Божьего Слова неоспорима, поэтому все обещания Бога сбываются и сбудутся до конца. Поэтому, наступит день, когда "живущим на земле и на море" сатана не сможет причинить горе, который в настоящее время правит этим падшим миром "в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени" (Откр. 12:12)