Волшебное плетение, или как выбрать кружевное свадебное платье. Гипюр – родом из Венеции

Виды кружевных тканей

Кружевная ткань по красоте и изяществу нередко сравнивается с причудливыми морозными узорами на оконном стекле. Кружево – один из самых популярных видов тканей, способных украсить любое изделие – свадебное платье, нижнее белье, гардины или постельные принадлежности.

Кружево – это тонкая ткань, в которой сложное оригинальное переплетение нитей образует необыкновенной красоты узоры . При его изготовлении могут использоваться как натуральные – лен, хлопок, шелк, – так и синтетические нити.

Впервые кружево появилось в Италии еще в середине XVI века. Тогда его называли Punto Aria, что в переводе означает «воздушные петли». Мастера создавали потрясающей красоты плетения при помощи обычной швейной иголки. Кружево быстро распространилось по Европе и завоевало популярность не только у итальянской, но и у французской, английской, испанской и бельгийской знати. Уже в конце XVII века кружевное плетение добралось и до России. Русские мастерицы-белошвейки не только повторили сложное ажурное плетение изделий иностранных кружевниц, но и внесли в него свой особый колорит.

С тех пор уже на протяжении нескольких веков славятся во всем мире красота, воздушность и изящество вологодских, вятских, елецких и михайловских кружев. По типу изготовления все виды кружева делятся на рукодельные и машинные.

Кружево ручной работы

Кружева, производимые вручную, обычно классифицируют по технике исполнения или месту производства.

Еще царь Петр I, пытавшийся завести в патриархальной России иностранные порядки, ввел моду на кружевные воротнички и манжеты. Именно тогда коклюшечное плетение, которым издавна гордились русские кружевницы, получило широкое распространение.

Коклюшки – специальные деревянные палочки с накрученными на них нитками. Перебрасывая их с одной стороны полотна на другую, вязальщица создает причудливые воздушные узоры, которые имеют в каждой местности свои отличительные особенности.

Кружево на коклюшках изготавливают двумя способами – парным и сцепным. При парном получается длинная мерная полоса, которую потом разрезают на отрезки необходимой длины.

При сцепном методе выплетаются отдельные детали узора, которые в дальнейшем соединяются между собой при помощи крючка.

Плетение кружева на коклюшках – очень сложный вид рукоделия. Порой для создания особо причудливого узора мастерица использует одновременно до 1500 палочек.

Один из самых трудоемких методов изготовления кружева, включающий в себя несколько стадий.

Вначале придумывается узор и рисуется на тонкой бумаге. Она закрепляется на материи, толстой нитью делается контур, а затем постепенно стежок за стежком заполняют все внутреннее пространство.

Классический узор для игольного кружева – розы, хризантемы и другие цветы. Отдельно вывязанные кружевные кусочки-мотивы сшиваются в полотно необходимого размера. При этом мастера работают такой тонкой иглой, что обнаружить места соединения невооруженным глазом практически невозможно.

Эта технология ручного плетения пришла из холодной Норвегии. В качестве основы используется белое льняное полотно.

Вначале гладью вышиваются контуры рисунка, а затем специальными миниатюрными ножничками вырезаются отдельные фрагменты.

На образовавшейся сетке при помощи различных стежков формируют узоры. Чаще всего для хардангера используют белые льняные нитки. В последнее время некоторые мастерицы добавляют немного бежевых или коричневых.

Кружевом хардангер украшают не только одежду, но и домашний текстиль, в частности скатерти и постельные принадлежности.

Фриволите

Искусство вязания кружева фриволите возникло во Франции и в переводе означает «свободный», «легкомысленный». Это кружево из крученых особым способом ниток.

Плетут фриволите узелковым способом при помощи специальных челноков. При помощи этой техники вяжут салфетки, украшают им скатерти, полотенца, постельное белье.

В последнее время фриволите широко используется при создании бижутерии: колье, брошей, серег, подвесок и т. п.

Интересный факт! Весьма распространенная техника плетения макраме также относится к узелковому кружеву. Впервые плести таким образом талисманы и обереги начали моряки в древней Турции. В наши дни макраме используется при изготовлении шарфов, шалей, палантинов, различных предметов декора.

Ришелье

Этот вид ручного кружева выполняется на тончайшем полотне. В качестве основы используется батист, муслин, органза и даже сетка.

На ткани стежками различной глубины вышиваются различные узоры, а затем промежутки между ними аккуратно вырезаются.

Это создает эффект темных и светлых ниток, что придает кружеву объем. Одним из самых известных кружев ришелье является итальянская ретичелла.

Достоинства и недостатки кружев ручной работы

Какими бы техниками ни пользовались кружевницы разных стран, результат их работы отличается красотой, благородством и изысканностью.

Кроме того, кружева ручной работы, несмотря на немалую стоимость, весьма популярны благодаря следующим качествам:

  • экологичность – для их изготовления используются только натуральные материалы;
  • гигиеничность, воздухопроницаемость;
  • безопасность для здоровья: они не вызывают раздражения кожи и аллергических реакций;
  • отсутствие статического электричества.

Помимо высокой цены у рукодельных кружев есть еще один недостаток – они весьма прихотливы в уходе. Стирать эти изделия нужно только руками, сушить в расправленном состоянии, разложив на горизонтальной плоскости. Утюжить кружево следует через тонкую ткань или марлю. Изделия с выпуклыми узорами не гладят.

Кружевные полотна машинного производства

Высокая стоимость кружев ручной работы делала их недоступными для большинства ценителей красивой одежды. С приходом эры механизации производство кружев началось в промышленных масштабах.

Первые станки для изготовления кружевного полотна появились во Франции в конце XIX века. С тех пор они неоднократно совершенствовались и модернизировались. В настоящее время это многофункциональные программируемые агрегаты, способные воспроизвести кружевную ткань с любыми узорами, в том числе многоцветными, с добавлением металлизированной нити, приклеенными декоративными элементами. Наиболее яркими представителями машинных кружевных тканей являются ажур и гипюр.

Ткань с ажурной красотой

Во французском языке слово «ажур» означает «видимый насквозь». И действительно, ажурное кружево настолько прозрачно, что во многих случаях требует наличия подкладки. Ажурная ткань изготавливается из различных натуральных волокон – льна, хлопка, шелка и даже шерсти. Для придания ей прочности и эластичности добавляют искусственные или синтетические нити – эластан, лайкру, полиэстер, вискозу.

Современная ажурная кружевная ткань может быть как однотонной, так и многоцветной. Существует также «псевдоажур» — ткань для обивки мебели, имитирующая кружевной узор.

Интересно знать! В последнее время появилась мода на кружево из искусственной или натуральной кожи. Его получают путем перфорации цельного полотна специальными выемками и иголками.

Основные характеристики ажурного кружева

Ажурная ткань никогда не потеряет популярность, поскольку обладает целым рядом несомненных достоинств:

  1. Благородный вид, привлекающий внимание своей изысканностью и красотой.
  2. Тонкость и изящество, позволяющие изготавливать неповторимые наряды.
  3. Ажур отлично сочетается и с легкими, и с плотными тканями.
  4. Кружевное полотно воздухопроницаемо, вызывает приятные ощущения при соприкосновении с телом.
  5. Несмотря на легкость и воздушность, ткань хорошо держит форму, прекрасно драпируется.

В отличие от кружев ручной работы, ажурное полотно не столь требовательно в уходе и дольше сохраняет свой первоначальный вид.

Но, к сожалению, на фоне сплошных положительных качеств ажур имеет и негативные стороны:

  1. Эффект просвечивания предполагает сочетание ажурного кружева с другими тканями, что не всегда нравится покупателям.
  2. Перегородки между основными «мотивами» ткани иногда столь тонки, что при неосторожном обращении могут рваться, нанося изделию урон.

Важно знать! Изделия из ажурной ткани нельзя вешать на «плечики», поскольку материал может растянуться и потерять форму. Лучше всего одежду аккуратно сложить на полку шкафа.

Для чего применяется ажурная ткань

Ажурное полотно традиционно применяется для создания женской и детской одежды:

  • свадебные наряды и платья для торжественных случаев;
  • бальные платья, карнавальные и театральные костюмы;
  • нижнее белье, чулки, колготки, перчатки;
  • шарфы и палантины;
  • блузки для нарядных костюмов;
  • воротнички, манжеты и другие элементы повседневных нарядов.

Ажурная ткань широко используется для украшения домашнего интерьера. Из нее шьют гардины, скатерти, салфетки, украшают полотенца и постельные принадлежности.

Уход за изделиями из ажурной ткани

Для того, чтобы кружевные ажурные изделия как можно дольше сохраняли свой первоначальный вид, нужно обеспечить им правильный уход.

  • Стирать кружево лучше руками, а при использовании машинки установить самый щадящий режим.
  • Ажурные ткани несовместимы со стиральными порошками, для них подходят только жидкие средства.
  • Дорогие изделия лучше всего отдавать в специальную чистку или стирать в полотняном чехле.
  • Ткань не выкручивают, а слегка отжимают в махровом полотенце.
  • Сушат изделие в расправленном виде.
  • Гладят ажурное кружево с изнанки через влажную марлю, установив утюг на режим «шелк».

Гипюр – родом из Венеции

Хотя «гипюр» слово французское, в дословном переводе означающее «плести», «оплетать», родиной этой красивейшей ткани является Венеция. В давние времена гипюр производился только вручную мастерицами высокого класса.

В наше время для изготовления гипюровых тканей используют специальные машины, которые, действуя по заданной программе, плетут ткань из натуральных или синтетических нитей.

В первом случае гипюровое полотно получается плотным, с выраженным выпуклым рисунком. Во втором выходит тонкая бельевая ткань.

Интересный факт! Классическим способом производства гипюра является так называемый «выдерг». На ткань накладывается сетка, при помощи которой размечаются нити, подлежащие удалению. После их выдергивания для придания кружеву жесткости оставшиеся нити обвивают, делая их кручеными.

Виды гипюра и его применение

Подразделяется на несколько видов:

  1. Классический гипюр . Эта универсальный материал, подходящий как для нарядной одежды, так и для гардин. Чаще всего используются натуральные волокна с небольшим добавлением синтетики.
  2. Гипюр с полиэфирными волокнами . Благодаря добавлению люрексовой нити ткань блестит, что позволяет шить одежду для особо торжественных случаев.
  3. Гипюр на сетке . Легкое и воздушное кружево идеально для блузок, легких платьев, пеньюаров.
  4. Стрейч-гипюр . Вплетение нитей лайкры делает кружевную ткань эластичной. Одежда из этой ткани прекрасно облегает фигуру, повторяя все изгибы.
  5. Гипюр-кожа . Эта ткань получила свое название за повышенную плотность и прочность.
  6. Трикотажный гипюр . Для изготовления используются шерстяные или искусственные волокна. Из него делают свитера, блузоны, кофты и т п.

Гипюр – положительные стороны и недостатки

Достоинства гипюра, как и всех других кружевных полотен, неоспоримы:

  1. Даже небольшая гипюровая вставка сделает из повседневной одежды нарядную.
  2. Учитывая разнообразие видов, узоров и оттенков, гипюр можно подобрать для любого типа фигуры.
  3. Ткань хорошо пропускает воздух и не парит.
  4. Гипюр универсален – он подходит и для изысканных свадебных платьев, и для пошива гардин и занавесей.

Ну и, как обычно, не обойтись без минусов:

  1. Гипюр чересчур прозрачен, поэтому требует подкладки из более плотного материала.
  2. Ткань не слишком проста в пошиве. Для того, чтобы изделие выглядело эстетично, нужно тщательно подбирать рисунок при раскрое.
  3. Если материя слишком тонкая, то неосторожное обращение может вызвать затяжки или разрывы.

Если на ярлычке нет другого описания, то ухаживать за изделиями из гипюра следует так же, как и за ажурным кружевом.

Французское кружево

Франция не является родиной кружевной ткани, однако французские монархи одними из первых оценили красоту и изящество нового полотна. Екатерина Медичи, будучи уроженкой Флоренции, первой надела кружевное платье на свою свадьбу, положив тем самым начало новой моде.

Состоятельные французы украшали кружевами не только одежду, но и домашние интерьеры, постельные принадлежности и даже кареты. Именно мастерами Франции была разработана новая техника плетения кружев, известная всему миру как французское кружево.

В Алансоне, что в Нижней Нормандии, выпускаются уникальные кружева, внесенные в список наследия Юнеско. На тончайшую сетку с шестигранными ячейками наносится мелкой иглой узор из цветов и бутонов. Контуры узора укрепляются волосом от белогривых лошадей.

Плетение алансонских кружев – очень трудоемкое занятие. Для того, чтобы сделать один квадратный сантиметр кружева, мастерице требуется не менее 5 часов. В настоящее время алансонские кружева могут делать и машины. Но все равно кружево ручной работы ценится буквально на вес золота.

Мода на шантильи – кружева из черных нитей – появилась в XIX веке во времена Наполеона III. Название ткань получила от одноименного городка, где работали кружевницы. С помощью техники шантильи плетут шали, накидки, пелерины, декорируют платья. В конце XIX века самым большим шиком среди французских модниц было иметь платье из черного шантильи, посаженное на белый чехол.

Французские кружева всегда на вершине модного Олимпа. Даже представительницы английской королевской династии надевают на свадьбу наряды из французских кружевных тканей. Кружевные ткани ручной и машинной работы – прекрасный материал для пошива и декорирования одежды, нижнего белья, домашнего текстиля. Стильные, воздушные и прекрасные кружева способны превратить повседневную жизнь в яркий праздник.

Кто-то гордится связанным своими руками шарфиком, кому-то нравится плести кружевные салфетки и кашпо. А финская художница Лиза Хиетанен создает с помощью пряжи, крючка и спиц самых настоящих людей. Они похожи на живых не только ростом. Черты лица, прическа, детали одежды – достоверность вязаных фигур поражает.

Сама Лиза родом из маленькой деревушки. Очевидно, чтобы скрасить долгие вечера талантливая художница занялась рукоделием, и вот что получилось в итоге. Теперь это больше, чем просто развлечение и забава. И это не только способ самовыражения. Мастерица получает множество заказов на изготовление вязаных людей по фотографии или даже с натуры.

Но это еще не все! Художница создает целые инсталляции из растений, предметов быта и даже продуктов питания. Ее цель – воспроизвести своих соседей и их увлечения. А начиналось все с макета себя самой и любимой собаки.

Невообразимо, но она действительно может связать спицами практически любой предмет с натуры – как вам стакан молока с тарелкой каши, не хотите угоститься?

А теперь о приземленном, а именно – о технике создания таких необычных «вязанок». Сначала Лиза делает фото из различных ракурсов. Затем создает каркас из арматуры. после этого вылепливает фигуру из гипса и цемента. И затем «одевает» статую крючком и спицами. На создание одной человеческой фигуры в полный рост уходит до 4 месяцев. Вот уж терпение так терпение! А глазомер и аккуратность просто невообразимы.

Не совсем понятно, правда, как использовать затем эти фигуры. В качестве декора или как почетный предмет личной коллекции сувениров и трофеев? вы точно выделитесь среди своих знакомых, если обзаведетесь такой скульптурой.

Подруга хвастается автопортретом, сделанным на отдых неизвестным художником? А вы теперь можете заказать себя из шерстяных ниток в полный рост у знаменитого автора. Творчество Лизы привлекло внимание поклонников хэндмейда со всего мира. Сегодня на ее аккаунт в Instagram подписано уже почти 6 тысяч поклонников.

Посмотрите обязательно, вам тоже понравится, даже если вы не увлекаетесь вязанием и не очень любите поделки. Оказывается, из разноцветной пряжи можно создавать не только модные свитера и теплые шапочки с варежками. В этом мире всегда найдется место креативу и таланту! Конечно, эти вязаные фигурки не согреют вас в зимнюю стужу, как пуловер и шапка. Но они согреют вашу душу, растрогают, пробудят тепло и нежность. А возможно, вдохновят на создание чего-то своего, такого же необычного и прекрасного.


Добавьте эти 3 тренда в образ для особого случая, и никто не устоит

Все девушки к празднику или вечеринке готовят особенный образ. Его главное отличие от всех остальных – обилие цвета, блеска и деталей. Праздничный look допускает максимальную концентрацию красок и неординарных идей. Однако, даже при создании такого красочного образа, принято учитывать модные тенденции сезона. Не стоит брать все тренды сразу, но некоторые из них – как раз то, что нужно, чтобы создать образ, от которого никто не устоит.

Пайетки

Отличная альтернатива мелким осыпающимся блесткам и хорошее решение для нарядного образа - пайетки. Не увлекайтесь этими сверкающими деталями – пусть ими будет украшена только часть костюма: юбка, топ или аксессуары.

Вышивка

Вышитый стразами и блестящими нитями цветочный или морозный узор – еще одна трендовая идея для нарядного образа. Стиль вышивки тоже важен – придерживайтесь модных восточных мотивов и викторианской эпохи.

Такой образ удачно дополнят лаконичные аксессуары и украшения с камнями.

Чистый цвет

Для праздника создайте монолук в трендовых оттенках: палитра сезона состоит из 17 модных тонов, но для особенного события подойдут яркие насыщенные цвета.

Выбирайте переливающиеся ткани и уделите внимание деталям – они могут сочетаться с нарядом по цвету или создавать контраст. Например, золотой или серебристый total look можно дополнить аксессуарами черного цвета.

Хочется повторить подиумный образ с кружевным платьем за меньшие деньги? Вооружись советами автора «Модного блога» Анастасии Алексеенко, чтобы не выглядеть старомодно или вульгарно.

После просмотра подиумных коллекций с кружевными платьями я подумала вот о чем: часто хочется красивого кружева, но купить дорогую дизайнерскую модель никак не выходит. Как выбрать недорогое платье, чтобы оно не смотрелось занавеской или платьем подружки невесты из свадьбы в Крыжополе? Я сформулировала для себя несколько правил.

Правило № 1: правильный подклад

Если мы говорим про кружево, то очень важную роль играет подкладка или чехол, на который посажено платье. Слишком светлый контрастный чехол может испортить все впечатление. Подкладка, максимально приближенная к естественному цвету кожи или же красная, но чуть светлее, чем основной цвет кружева, будет гораздо лучше.

Правило № 2: сдержанный фасон

Кружево само по себе материал провокационный, часто ассоциирующийся с нижним бельем. Поэтому не стоит усугублять эти ассоциации слишком короткой длиной или же излишней открытостью. Кстати, если и с подкладкой нелады, и длина слишком короткая, ситуация становится совсем уж бедственной.

Правило № 3: компенсируй

Если длина кружевного платья очень короткая, компенсируй это небельевым оттенком, свободным трапецевидным силуэтом, рукавами и отсутствием откровенного выреза. Сработает!

Правило № 4: интересный рисунок

Что такое «неинтересное» кружево? Тут, конечно, у каждого свои критерии «интересности» или «неинтересности» рисунка, но в дешевых платьях мелкий рисунок не имеет никакой фактуры и объема и, значит, с большей вероятностью будет похож на занавеску. Хотя, обращаю ваше внимание на то, что это не критичный недостаток, и платья с «неинтересным» кружевным рисунком можно удачно обыграть.

Правило № 5: никаких ассоциаций со спортом

Платье, похожее на костюм для фигурного катания (а также соревнований по танцам и прочим спортивно-художественным мероприятиям) - не самый лучший выбор. Нет, конечно, может быть, вы специально такое ищете для каких-то своих целей, но в реальной жизни это часто смотрится нелепо. Может подойти разве что очень молоденьким девушкам в сочетании с кедами и джинсовой курткой.

Правило № 6: позволь себе воздух

Есть несколько закономерностей: платье полуприлегающего силуэта выглядит выигрышнее и изысканее, чем полностью облегающий футляр из кружева, сдержанности добавляет подкладка, полностью совпадающая по тону.

Нежное, воздушное, с чарующим узором... Всё это о кружеве. Наверное, не найдётся девушки, которую бы не привлекало кружево. Благодаря многообразию видов и расцветок, а также сочетаемости практически со всеми стилями, каждый найдёт в нём что-то для себя. Несмотря на то, что кружево прочно ассоциируется с нежностью (поэтому его так часто используют для создания образа невесты), с его помощью можно создать драматический или готический образ или же передать страсть или загадочность. Также кружева актуальны для предметов интерьера и создания вещей в стиле винтаж.

Кружева широко используются для создания одежды, аксессуаров и отдельных элементов (например, воротники, манжеты и т.п.), нижнего белья, в качестве декора для украшения одежды, для создания и украшения предметов интерьера (постельного белья, тюлей, скатертей, подушек, салфеток и т.п.), а также в рукоделии. Их можно применять везде, но делятся они на виды не по сферам применения, а по типу изготовления и по географическому принципу.

По типу изготовления кружева можно разделить на:

  • рукодельное;
  • машинное.

В свою очередь рукодельное кружево делится на виды по технике исполнения или по месту производства.

Различают следующие виды кружева по технике исполнения:

  1. Вязаное - на спицах или крючком.
  2. Узелковое - макраме и фриволите (плетёное челноком).
  3. Плетёное - на коклюшках.
  4. Шитое - игольное и хардангер.
  5. Ленточное.

Кружево, где плетение выполнено крючком, делится по типу инструмента:

1. Короткий крючок:

  • обычное/немецкое
  • гипюр (венецианское)
  • брюггское
  • филе (или филейное)
  • ирландское
  • Ретичелла
  • на вилке

2. Длинный крючок:

  • викторианское
  • афганское
  • тунисское

Кружева по технике исполнения

Кружева, сплетённые с помощью коклюшек, - самые привычные для нас, и именно их мы считаем традиционными. Наверное, многие видели их в качестве украшения дома, особенно у старшего поколения.

На Руси коклюшечное кружево плетут с 13 века, а временем появления в Европе принято считать 16 век, где именно в это время появились металлические булавки, на которых строился технологический процесс: булавки втыкаются вдоль линии рисунка, нанесённого на бумагу, и обматываются нитями с коклюшек, создавая узор. Новым пиком расцвета со времени появления коклюшечного кружева считается 18 век - техника плетения намного усложнилась, и в состав кружева начали вводить цветные нити из шёлка. В России кружево получило массовое распространение во времена правления Петра I, когда в моду начал входить европейский стиль в одежде. Наши рукодельницы переняли европейскую технику плетения, а в популярные тогда узоры внесли народные мотивы. Разнообразие узоров стало огромно: в каждой местности, где плели кружева, были свои особенности плетения узора, и каждое кружево имело свой характерный стиль. В связи с этим коклюшечное кружево стали делить на виды по местности изготовления: московское, рязанское, елецкое, вологодское, вятское и другие.

Ещё одной характерной особенностью коклюшечного кружева является сложность его исполнения: для плетения сложных узоров может использоваться до 1200 коклюшек. Именно поэтому оно не было распространено в качестве досуга у рукодельниц, а делали его исключительно на продажу.

Относится к узелковому виду. В переводе означает: с арабского - «тесьма, кружево», с турецкого - «шарф» или «салфетка». Считается, что макраме появилось в 9 веке до н.э. Именно в это время начали появляться изделия из узелков. Плели, как правило, моряки во время путешествий, создавая талисманы, кулоны и обереги для себя или в дар.

Изделия в технике макраме отличаются прочностью и долговечностью, а также не обделены красотой и оригинальностью. Благодаря этим свойствам оно стало популярным среди всех слоев населения и существует до сих пор.

Это узелковое кружево, которое плетётся с помощью челноков или иглы. Одноимённое название имеет и техника исполнения. Этот вид кружева пришёл из Франции, а само слово означает «раскованный», «непринуждённый». Также фриволите было известно на Востоке, но под другим названием - «макук», т.е. «челнок» - инструмент, которым плели рыболовные сети.

Широко распространено среди рукодельниц фриволите было в 18 веке. Сейчас эта техника вновь набирает популярность, особенно для изготовления украшений.

Игольное кружево - самое эластичное из всех видов. Создают его с помощью иглы и нити. Для того чтобы получить тончайшее кружево необходимо потратить времени намного больше, чем для плетения других видов. Классический узор - розы и некоторые другие виды цветов.

Изготовление игольного кружева проходит в несколько этапов. Сначала продумывается узор и создаётся рисунок на бумаге, укреплённой тканью. Далее толстой нитью вышивается контур, после завершения происходит заполнение контура тонкой нитью различными стежками. Как правило, вышивается один мотив - цветок. Если изделие крупное, то мотивы сшиваются очень тонкой нитью в единое целое так, что место крепления и нить не сможет различить никто, кроме мастера.

Хардангер - старинный вид строчевого вышитого кружева. Появился он в Норвегии в 17 веке. Название пошло от одноимённого фьорда, где местные жители украшали вышивкой свою одежду. Для стиля хардангер характерны рельефные швы и прорези. Выполняются швы льняными нитками, в качестве основы обычно выступает тонкое льняное полотно. Сейчас такой вышивкой украшают не только одежду, но и домашний текстиль.

Называют по-разному: «ренессанс», меццо пунто, брюссельское кружево. Для его создания используется лента или тесьма, которая вплетается в узор, а затем украшается коклюшечным или игольным кружевом. Это один из самых быстрых способов создать кружевное полотно. Ленточное кружево может быть выполнено как вручную, так и машинным методом. Машинный способ сейчас применяется чаще всего, т.к. это значительно ускоряет процесс изготовления, но ленты, сшитые на машинке, имеют более острые и выраженные изгибы, а само кружево после стирки может потерять ровную поверхность.

Белая гладь

Видов белой глади много, но методов её исполнения все три:

  • классическая белая гладь,
  • ажур,
  • ришелье.

Классическая белая гладь вышивается стежками различной глубины, что создаёт более тёмные и светлые оттенки. Основой обычно выступает тонкая ткань - тонкий лён, муслин, батист, органди, а также сетка. К типичным видам глади можно отнести дрезденское кружево, ирландский Каррикмакросс, шотландский айршир и цветочные вариации индийских узоров.

Ажурное кружево создают с помощью вытягивания нитей. Сюда можно отнести норвежский хардангер.

Техника «Ришелье» представляет собой вырезание узоров на ткани-основе и последующую обработку краёв получившегося рисунка. Из самых распространённых видов ришелье - итальянская ретичелла.

Филейное кружево (Филе)

Основой филейного кружева служит сетка. Ячейки сетки могут иметь форму квадратов (прямое филе) либо ромбов (косое филе). Для плетения используются челноки. Этот вид кружева разделяют на две группы - простое филе и филе-гипюр.

Главная ценность и особенность ирландского кружева - это полностью ручная эксклюзивная работа. В отличие от обычного вязания крючком ирландская техника предполагает вязание мотивов (цветов, листьев и т.д.) по-отдельности, а затем соединение их с помощью сетки. Благодаря этому в изготовлении одной вещи может быть задействовано сразу несколько человек. Именно поэтому раньше ирландское кружево было чисто семейным занятием, а секреты плетения и узоры передавались из поколения в поколения.

Гипюр (венецианское кружево)

Гипюр (франц. guipure от guiper - "оплетать", лат. gerrae - "плетение") - кружевное полотно, состоящее из элементов, плетёных с помощью коклюшек или шитых иглой, которые скреплены между собой нитями. Традиционный рисунок на гипюре - цветы и побеги с листьями на сетчатом полотне. Родиной гипюра принято считать Италию, особенно своими изделиями славилась Венеция. Вышивать в этой технике начали в 16 веке, тогда и сформировался характерный для венецианского гипюра рисунок. В 17 веке появился рельефный гипюр. Для него характерны выступающий петельный шов по краю орнамента и крупный рисунок с большими цветами и завитками, а также изображение лилий и плодов граната. Вклад в развитие гипюра внесла также Франция. Здесь, в г.Алансон, стали производить гипюр с особо мелким рисунком. Алансонский гипюр с мелкими цветками и листьями, которые соединяются маленькими зубчиками, стали называть «пико» (франц. pico - "маленький"). Гипюр, благодаря своей красоте и изысканному рисунком, быстро приобрел популярность по всему миру.

Кружево, плетёное на вилке

Для создания такого кружева используют крючок и специальную вилку для вязания (похожа на шпильку для волос). Техника плетения на вилке простая, но богата различными возможностями, что позволяет реализовать самые необычные творческие идеи.

Из натуральных или синтетических нитей, переплетенных особым способом, получается кружево - . Этот материал применяется не только для пошива одежды. В домашнем интерьере пользуются популярностью кружевные салфетки, скатерти, занавески. Материал часто используется в скрапбукинге. Рассмотрим виды материи, ее свойства и правила ухода.

Виды и применение

По способу производства выделяют машинные и ручные кружевные ткани.

Интересный факт: Первые простые станки появились во Франции в конце 19 века, а сегодня существуют многофункциональные агрегаты для создания всевозможных узоров.

Ручное полотно создается на коклюшках - деревянных палочках с накрученными на них нитками. Это довольно сложный вид рукоделия, иногда для особо сложного узора требуется больше тысячи коклюшек.

Другой способ - игольный. Плетение осуществляется в несколько этапов:

  • рисунок придумывают и наносят на тонкую бумагу;
  • лист закрепляют на материи;
  • толстой иглой делают контур;
  • заполняют внутреннее пространство;
  • соединяют тонкой иглой отдельные кружевные мотивы в общее полотно.


Еще несколько способов ручного плетения:

  1. Фриволите - французское плетение перекрученными нитями с помощью специальных челноков. Таким способом вышивают салфетки и даже бижутерию.
  2. Ришелье - создание кружевного узора на тонком полотне. Сначала вышивается рисунок, а потом промежутки аккуратно вырезают. Получается объемное полотно.
  3. Хардангер - норвежское ручное плетение на льняном полотне. Контуры рисунка вышиваются гладью, затем тонкими ножницами вырезаются отдельные участки ткани. Таким плетением изготавливают красивый домашний текстиль.

Совет! Если вам нужна кружевная ткань, спросите в магазине . Кружевом обычно обозначают лентовое ажурное полотно, шириной от одного до тридцати сантиметров.

По виду нитей кружево бывает:

  • натуральное: хлопковое, льняное, шелковое;
  • синтетическое.


Преимущества и недостатки

Положительные свойства кружевной материи:

  • привлекательный вид, интересная фактура;
  • придает изделию праздничный вид: нет лучше способа украсить платье, чем кружевные детали;
  • хорошо пропускает воздух;
  • большинство видов, кроме наиболее плотных, прекрасно драпируются;
  • не мнется (кроме ришелье, которые прогладить после стирки все же придется);
  • универсальная: подходит как для одежды, так и для домашнего текстиля и рукоделия;
  • может быть как легким, так и плотным;
  • плотность волокон обеспечивает прочность материи;
  • натуральное кружево экологично, не вызывает аллергии;
  • большой выбор рисунков, цветов.


У кружева есть и недостатки:

  • довольно трудоемкий уход;
  • сложность в создании ручным способом;
  • синтетические ткани нельзя утюжить, натуральные гладят только через защитную сетку;
  • прозрачность материала позволяет использовать его в одежде только в виде отдельных элементов или в сочетании с другими материалами;
  • требует аккуратной носки, так как нитки цепляются и вытягиваются, сеточную основу легко зацепить и порвать.

Уход

Во-первых, тонкое кружево стирается только вручную. Температура воды - не выше 40 градусов.

Совет! Если допускается стирка в машине, то выбирайте деликатный режим без отжима и помещайте изделие в мешок.


Сушить кружевное полотно рекомендуется на горизонтальной поверхности в расправленном состоянии. Глажка натурального кружева осуществляется только через защитное покрытие и на минимальной температуре. Выпуклые и синтетические изделия не гладят вообще.

По разнообразию и витиеватости рисунков кружево часто сравнивают с морозными узорами на окне. Такие ткани почетно занимают первое место среди нарядных материй и вряд ли когда-нибудь уступят свое лидерство.