Тургенев враг и друг смысл анализ. Анализ стихотворения тургенева враг и друг. Сочинения по темам

Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил. Преследователи начинали отставать.
Но вот перед ним река с крутыми берегами - узкая, но глубокая река. А он не умеет плавать! С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занёс на неё ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли лучший его друг и самый жестокий его враг. Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:
- Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью, и ты неизбежно погибнешь!
- Но ведь другой переправы нет, а погоню слышишь? - отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.
- Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! - возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны - и утонул.
Враг засмеялся самодовольно и пошёл прочь; а друг присел на бережку и начал горько плакать о своём бедном... бедном друге! Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал... ни на миг.
- Не послушался меня! Не послушался! - шептал он уныло.
- А впрочем! - промолвил он наконец. - Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере, он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!
- А всё-таки жалко, по человечеству!
И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своём злополучном друге.

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать... За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил... Преследователи начинали отставать. Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река... А он не умеет плавать! С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу... Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг. Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло: — Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь! — Но ведь другой переправы нет... а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску. — Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул. Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном... бедном друге! Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал... ни на миг. — Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло. — А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля! — А все-таки жалко, по человечеству! И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге. Декабрь, 1878

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая - но глубокая река… А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? - отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

Враг засмеялся самодовольно - и пошел прочь; а друг присел на бережку - и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.

ВРАГ И ДРУГ

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил. Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая - но глубокая река. А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу. Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью - и ты неизбежно погибнешь!

Но ведь другой переправы нет. а погоню слышишь? - отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! - возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны - и утонул.

Враг засмеялся самодовольно - и пошел прочь; а друг присел на бережку - и начал горько плакать о своем бедном. бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг.

Не послушался меня! Не послушался! - шептал он уныло.

А впрочем! - промолвил он наконец. - Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

А все-таки жалко, по человечеству!

И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

кандидат педагогических наук

Творческие работы по литературе учащихся 8 класса РО

Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. –

Дисс.на соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.

В результате учебного диалога, который возник при обсуждении и анализе текста стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Враг и друг» появились сочинения учащихся, которые свидетельствуют не только о внимательном прочтении текста, но и о состоявшемся внутреннем (индивидуальном) диалоге школьниц с собой, автором стихотворения в прозе, его героями, самим текстом.

(Эссе по «Стихотворению в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

В течение нашей жизни мы сталкиваемся со многими людьми. В силу различных обстоятельств одни становятся нашими самыми близкими друзьями, другие, напротив, - злейшими врагами. Для нас обычно и естественно не ставить под сомнение истинность дружбы и опасаться козней своих недоброжелателей. Мы никогда не задумываемся над тем, что, быть может, под маской лучшего друга скрывается наш злопыхатель. И самое страшное, если это откроется в самый решительный момент нашей жизни, когда мы больше всего нуждаемся в дружеской поддержке и понимании.

Стоит заметить, что подобные ситуации описаны во многих литературных произведениях. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг». В своём произведении автор почти не использует изобразительно-выразительных средств, однако от этого оно не потеряло в яркости описания, поскольку чувства, переживания, мысли автора здесь мастерски показаны с помощью особой постановки знаков препинания. «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня». Многоточие здесь не только знак в конце предложения, это, скорее, то расстояние, которое отделяет сбежавшего узника и его преследователей. «Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать». Желание быть свободным так сильно, что у узника появляются нечеловеческие силы - он постепенно отрывается от погони. Автор сумел показать этот увеличивающийся разрыв не только с помощью слов, но и использовав вторично многоточие. «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая - но глубокая река. » Перед союзом «но» по правилам русской пунктуации необходимо ставить запятую, но Тургенев отступает от этого правила - он ставит тире как символ того ненадёжного мостика, вернее, даже не мостика, а всего лишь тонкой гнилой доски, которая перекинута через реку. Эта доска - единственный путь к спасению, к свободе.

Несмотря на небольшой объём, смысл «стихотворения в прозе» очень глубок. Главный вопрос произведения – «кто есть кто?». Оказавшись в беде, герой вправе был рассчитывать на дружескую поддержку и вполне мог и должен был опасаться врага. Однако вышло так, что погубил его именно друг, который совершенно неожиданно для беглеца лишил его последней надежды на спасение: «- Не допущу. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! - возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску». Причём себя в гибели друга (беглеца) он вовсе не винит: «Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал. ни на миг». (Снова автор прибегает к многоточию: оно помогает ему сделать многозначительную паузу, чтобы читатель вдумался в поступок друга, вслушался в движения его души: может, хоть капля сожаления и раскаяния в содеянном появится в мыслях этого персонажа. Но нет - ни на миг тот не обвиняет себя в случившемся.) И всю вину за произошедшее друг перекладывает на судьбу, искусно оправдывая и оправдав себя: «Знать, уж такая ему выпала доля!».

Враг же в данной ситуации поступил, несомненно, лучше. Он не старается помочь герою (ведь он же враг ему в конце концов!), но и зла ему не делает: «Враг ничего не сказал и только скрестил руки. ». Его бездействие оказывается лучше «помощи» друга. Проблема, затронутая в «стихотворении в прозе» действительно очень серьёзна и актуальна. Недаром же говорят, что друзья познаются в беде. Ведь только тогда и открываются истинные лица тех, кто нас окружает, когда нам нужна помощь, когда мы попали в трудную ситуацию. Сурова Инга.

(Отзыв на «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

«Стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг» сразу же по прочтении заставляет задуматься над вопросом, кто есть кто в данном произведении: кого можно назвать другом, а кого - врагом.

Сюжет «стихотворения. » очень прост. Узник, вырвавшись из тюрьмы, «бежал изо всех сил» и оказался на берегу глубокой реки, а плавать он не умел. Через реку была перекинута доска, только беглец «занес на нее ногу», как увидел на берегу своего лучшего друга и злейшего врага. Дальше события развиваются следующим образом. Враг скрестил на груди руки, то есть всем своим видом показал, что он будет бездействовать, что он - посторонний наблюдатель. А друг поступил совершенно по-другому. Он начал кричать беглецу, чтобы тот не вступал на доску, открыто пророчил ему гибель. Друг даже не пытался понять, что другого выхода у беглеца просто нет, что преследователи уже близко. Друг подбегает к беглецу и выдергивает доску у него из-под ног, несчастный падает в воду и гибнет. Враг самодовольно засмеялся и пошел прочь. Хоть это и кощунственно, но он всё-таки враг. Он показал свои истинные чувства, он не пытался обмануть ни себя, ни других. А друг начал плакать и обвинять беглеца в его же гибели; он ни на миг не допустил мысли о том, что именно он и только он виновен в смерти несчастного. А потом и вовсе успокоился, решив, что беглецу там (в другом мире) будет лучше: «- А впрочем! - промолвил он наконец.- Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, такая уж ему выпала доля!». Я считаю, что друг - несчастный человек, который обманывает себя и других.

В своём произведении И.С.Тургенев практически не использует никаких изобразительно-выразительных средств - ему удаётся очень и очень многое сказать с помощью знаков препинания. Благодаря многоточию мы видим, что между беглецом и преследователями существует какое-то расстояние и постепенно оно увеличивается: «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать». А знак тире - тот самый мостик, та узкая и гнилая доска, которая перекинута через реку: «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая- но глубокая река».

«Стихотворение в прозе» «Враг и друг» очень маленькое по объему, но насколько оно содержательно! Оно заставляет нас пересмотреть свой взгляд на окружающий нас мир, на своих друзей и врагов. Мариничева Мария.

Меню сайта

Стихи в прозе Тургенева "Враг и друг", анализ

ГАЛИНА Высший разум (747152) 1 месяц назад

Уже из названия произведения И. Тургенева видно,
что речь пойдет о двух противоположных сторонах.

Несмотря на небольшой объём, смысл
стихотворения в прозе очень глубок.
Главный вопрос произведения – "кто есть кто?".
(Кто честнее: друг или враг?)
Направление (идея); дружба и вражда

В произведении автор почти не использует
изобразительно-выразительных средств, однако от этого
оно не потеряло в яркости описания, поскольку чувства,
переживания, мысли автора здесь мастерски показаны
с помощью особой постановки знаков препинания.
"Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы
и стремглав пустился бежать. За ним по пятам мчалась погоня".
Многоточие здесь не только знак в конце предложения, это,
скорее, то расстояние, которое отделяет сбежавшего узника
и его преследователей.
"Он бежал изо всех сил. Преследователи начали отставать".
Желание быть свободным так сильно, что у узника появляются
нечеловеческие силы - он постепенно отрывается от погони.
Автор сумел показать этот увеличивающийся разрыв не только
с помощью слов, но и использовав вторично многоточие.
"Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая---
но глубокая река. "
Перед союзом "но" по правилам пунктуации необходимо
ставить запятую, но Тургенев отступает от этого правила -
он ставит тире как символ того ненадёжного мостика,
вернее, даже не мостика, а всего лишь тонкой гнилой доски,
которая перекинута через реку.
Эта доска - единственный путь к спасению, к свободе.

Оказавшись в беде, герой вправе был рассчитывать на
дружескую поддержку и вполне мог и должен был
опасаться врага.
Однако вышло так, что погубил его именно друг,
который совершенно неожиданно для беглеца лишил его
последней надежды на спасение: "- Не допущу. Нет, не допущу,
чтобы ты погибнул! - возопил ревностный друг и выхватил
из-под ног беглеца доску".
"Обвинять самого себя в его гибели он, однако,
не подумал. ни на миг".
Снова автор прибегает к многоточию: оно помогает ему
сделать многозначительную паузу, чтобы читатель
вдумался в поступок друга, вслушался в движения его души:
может, хоть капля сожаления и раскаяния в содеянном
появится в мыслях этого персонажа.
Но нет - ни на миг тот не обвиняет себя в случившемся.
И всю вину за произошедшее друг перекладывает на судьбу,
искусно оправдывая и оправдав себя:
"Знать, уж такая ему выпала доля!".

Тургенев рисует "обыкновенного" врага, он не испытывает
сочувствия, скорее любопытство привело его на берег реки,
где разыгрывается драма.
Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно.
Ведь он же враг.
Но какую помощь оказал лучший друг!
Он лишь подтолкнул к гибели.
Но ведь доска-то гнилая!
Но у человека была надежда на спасение, а друг лишает
его этой надежды. Мало того, мы видим, что он и не чувствует
себя виноватым в гибели беглеца!
Он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше,
чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.

Враг же в данной ситуации поступил, несомненно, лучше.
Он не старается помочь герою (ведь он же враг!), но и
зла ему не делает:
"Враг ничего не сказал и только скрестил руки. "
Его бездействие оказывается лучше помощи друга.

Друзья познаются в беде.
Ведь только тогда и открываются истинные лица тех,
кто нас окружает, когда нам нужна помощь.

Эссе по произведению И.С. Тургенева "Враг и друг"

Предварительный просмотр:

Эссе по произведению И.С. Тургенева «Враг и друг».

Жизнь человека немыслима без друзей, без тех людей, которые поддержат его в трудную минуту. Но, видимо, так водится, что мир состоит из антагонистов. Если есть друзья, то и враги (пусть не враги, а завистники) тоже присутствуют в жизни каждого из нас.

Уже в названии произведения И.С. Тургенева мы видим, что речь пойдет о двух противоположных сторонах. Обратимся к содержанию стихотворения в прозе.

Узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно решить проблему: ступить на эту доску или дождаться погони и вернуться на вечное поселение в тюрьму. По случайности оказались на берегу лучший друг и худший враг. Врагу было все равно: он просто стоял и смотрел на происходящее, а друг пытался спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног, в результате чего герой гибнет в пучине вод. Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.

Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Враг – он и есть враг, от него не дождешься помощи. Хотя в жизни иногда случается наоборот, когда на выручку приходит именно тот, от которого даже и не предполагаешь получить поддержку. Но у Тургенева это «обыкновенный» враг, он не испытывает сочувствия, отнюдь, скорее любопытство привело его сюда, на берег реки, где разыгрывается драма. Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно. Ведь он же враг.

Но какую помощь оказал «лучший» друг! Вспоминается пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Задумываешься: зачем такое количество, когда лучший друг лишь подтолкнул к гибели. Скажете, что он был прав? Ведь доска-то гнилая! Если думать логически, то она на самом деле не могла выдержать веса человека. Но в том-то и загвоздка! В экстремальных ситуациях у людей как будто открывается второе дыхание, появляются такие возможности, о которых он не подозревал. Пусть это будет из области фантастики. Но у человека была надежда на спасение! Ну и что, что это просто гнилая доска! Возможно, конец был бы такой же, но это выбор узника! Что же делает его лучший друг? Он лишает его последней надежды. Мало того, он и не чувствует себя виноватым в гибели беглеца! Нет, он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше, чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.

Так на чьей же мы стороне: врага или друга? Стоять и смотреть, как гибнет человек – это противоестественно. На стороне друга. В какой-то степени – да, но только в качестве советчика. А ведь требуется реальная помощь! Тогда – прыгнуть в воду и спасти беглеца, помочь уйти ему от погони. Нельзя опускать руки, надо бороться!

Несмотря на небольшой объем произведения, как много чувств вызывает оно, как о многом заставляет задуматься: какие люди окружают тебя, а самое главное - правильно ли ты сам поступаешь по отношению к другим?

Послушать стихотворение Тургенева Враг и друг

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Враг и друг

Фролова Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 81 г.Ярославля, учитель высшей категории,

кандидат педагогических наук

Творческие работы по литературе учащихся 8 класса РО

(2000-2001 уч.г.)

Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. –

Дисс.на соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.

В результате учебного диалога, который возник при обсуждении и анализе текста стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Враг и друг» появились сочинения учащихся, которые свидетельствуют не только о внимательном прочтении текста, но и о состоявшемся внутреннем (индивидуальном) диалоге школьниц с собой, автором стихотворения в прозе, его героями, самим текстом.

Искренность дружбы.

(Эссе по «Стихотворению в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

В течение нашей жизни мы сталкиваемся со многими людьми. В силу различных обстоятельств однистановятся нашими самыми близкими друзьями, другие, напротив, - злейшими врагами. Для нас обычно и естественно не ставить под сомнение истинность дружбы и опасаться козней своих недоброжелателей. Мы никогда не задумываемся над тем, что, быть может, под маской лучшего друга скрывается наш злопыхатель. И самое страшное, если это откроется в самый решительный момент нашей жизни, когда мы больше всего нуждаемся в дружеской поддержке и понимании.

Стоит заметить, что подобные ситуации описаны во многих литературных произведениях. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг». В своём произведении автор почти не использует изобразительно-выразительных средств, однако от этого оно не потеряло в яркости описания, поскольку чувства, переживания, мысли автораздесь мастерски показаны с помощью особой постановки знаков препинания. «Осуждённый на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать... За ним по пятам мчалась погоня».Многоточие здесь не только знак в конце предложения, это, скорее, то расстояние, которое отделяет сбежавшего узника и его преследователей. «Он бежал изо всех сил... Преследователи начали отставать». Желание быть свободнымтак сильно, что у узника появляются нечеловеческие силы - он постепенно отрывается от погони. Автор сумел показать этот увеличивающийся разрыв не только с помощью слов, но и использовав вторично многоточие. «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая - но глубокая река...» Перед союзом «но» по правилам русскойпунктуации необходимо ставить запятую, но Тургенев отступает от этого правила - он ставит тире как символ того ненадёжного мостика, вернее, даже не мостика, а всего лишь тонкой гнилой доски, которая перекинута через реку. Эта доска - единственный путь к спасению, к свободе...

Несмотря на небольшой объём, смысл «стихотворения в прозе» очень глубок. Главный вопрос произведения – «кто есть кто?». Оказавшись в беде, герой вправе был рассчитывать на дружескую поддержку и вполне мог и должен был опасаться врага. Однако вышло так, что погубил его именно друг, который совершенно неожиданно для беглеца лишил его последней надежды на спасение: «- Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! - возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску». Причём себя в гибели друга (беглеца) он вовсе не винит: «Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал... ни на миг». (Снова автор прибегает к многоточию: оно помогает ему сделать многозначительную паузу, чтобы читатель вдумался в поступок друга, вслушался в движения его души: может, хоть капля сожаления и раскаяния в содеянном появится в мыслях этого персонажа. Но нет - ни на миг тот не обвиняет себя в случившемся.) И всю вину за произошедшее друг перекладывает на судьбу, искусно оправдывая и оправдав себя: «Знать, уж такая ему выпала доля!».

Враг же в данной ситуации поступил, несомненно, лучше. Он не старается помочь герою (ведь он же враг ему в конце концов!), но и зла ему не делает: «Враг ничего не сказал и только скрестил руки...». Его бездействие оказывается лучше «помощи» друга. Проблема, затронутая в «стихотворении в прозе» действительно очень серьёзна и актуальна. Недаром же говорят, что друзья познаются в беде. Ведь только тогда и открываются истинные лица тех, кто нас окружает, когда нам нужна помощь, когда мы попали в трудную ситуацию.Сурова Инга.

Кто есть кто?

(Отзыв на «стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг»)

«Стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Враг и друг» сразу же по прочтении заставляет задуматься над вопросом, кто есть кто в данном произведении: кого можно назвать другом, а кого - врагом.

Сюжет «стихотворения...» очень прост. Узник, вырвавшись из тюрьмы, «бежал изо всех сил» и оказался на берегу глубокой реки, а плавать он не умел. Через реку была перекинута доска, только беглец «занес на нее ногу», как увидел на берегу своего лучшего друга и злейшего врага. Дальше события развиваются следующим образом. Враг скрестил на груди руки, то есть всем своим видом показал, что он будет бездействовать, что он - посторонний наблюдатель. А друг поступил совершенно по-другому. Он начал кричать беглецу, чтобы тот не вступал на доску, открыто пророчил ему гибель. Друг даже не пытался понять, что другого выхода у беглеца просто нет, что преследователи уже близко. Друг подбегает к беглецу и выдергивает доску у него из-под ног, несчастный падает в воду и гибнет. Враг самодовольно засмеялся и пошел прочь. Хоть это и кощунственно, но он всё-таки враг. Он показал свои истинные чувства, он не пытался обмануть ни себя, ни других.А друг начал плакать и обвинять беглеца в его же гибели; он ни на миг не допустил мысли о том, что именно он и только он виновенв смерти несчастного. А потом и вовсе успокоился, решив, что беглецу там (в другом мире)будет лучше: «- А впрочем! - промолвил он наконец.- Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, такая уж ему выпала доля!».Я считаю, что друг - несчастный человек, который обманывает себя и других.

В своём произведении И.С.Тургенев практически не использует никаких изобразительно-выразительных средств - ему удаётся очень и очень многое сказать с помощью знаков препинания. Благодаря многоточию мы видим, что между беглецом и преследователями существует какое-то расстояние и постепенно оно увеличивается: «Осуждённый на вечное заточенье узниквырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать... За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил... Преследователи начали отставать». А знак тире - тот самый мостик, та узкая и гнилая доска, которая перекинута через реку: «Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая- но глубокая река».

«Стихотворение в прозе» «Враг и друг» очень маленькое по объему, но насколько оно содержательно! Оно заставляет нас пересмотреть свой взгляд на окружающий нас мир, на своих друзей и врагов.Мариничева Мария.

Враг и друг Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать. Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая – но глубокая река… А он не умеет плавать! С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг. Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло: – Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью – и ты неизбежно погибнешь! – Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? – отчаянно простонал несчастный и ступил на доску. – Не допущу!… Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! – возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны – и утонул. Враг засмеялся самодовольно – и пошел прочь; а друг присел на бережку – и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге! Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг. – Не послушался меня! Не послушался! – шептал он уныло. – А впрочем! – промолвил он наконец. – Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля! – А все-таки жалко, по человечеству! И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.

Выбор темы и эпиграфа Эп графии (от греч. επιγραφή - «надпись») - цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автораитомуподобное.

Возможные формулировки тем Может ли дружба перерасти во вражду? Что такое настоящая дружба. «Нет уз святее товарищества» (Н. В. Гоголь). Друг познается в беде. Верно ли, что без истинной дружбы жизнь - ничто? Когда вражда может перерасти в дружбу? В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон). Благородным поведением можно завоевать даже врага. Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам! Почему между родными возникает вражда? Нельзя пожать другу руки сосжатыми кулаками. Если вчерашний друг стал врагом: значит онникогда другом инебыл… Настоящая дружба основана наобщих взглядах, анена общих врагах.

Афоризмы Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе. Демокрит Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. (Л. Н. Толстой) Из двух друзей всегда один раб другого (М. Ю. Лермонтов, роман «Герой Нашего времени») Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими (Демокрит, древнегреческий философ)

Дружба Вражда Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Сократ, древнегреческий философ Любовь и рассудок враждуют в любом (Джейн Остин, английская писательница) Друзья познаются в беде (пословица) Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими. (Демокрит, древнегреческий оратор) Друг - это как бы второе «Я» . Цицерон Марк Туллий, древнеримский философ Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на вражду. (Шарлотта Бронте, английская писательница Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты (Сервантес, испанский писатель) Вероломный друг - самый опасный враг. (Генри Филдинг, английский писатель) Кто себе друзей не ищет - самому себе он враг. Шота Руставели, грузинский поэт Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства (Артур Шопенгауэр, немецкий философ) Чем жив, кто дружбы не познал святой? Подобен он жемчужнице пустой. Алишер Навои, узбекский поэт Враг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает это преднамеренно (Демокрит)

«Дружба и вражда» Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ Дружба и вражда… Что же это такое? Это постоянные спутники как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Так, в жизни каждого из нас есть люди, которых мы с уверенностью можем назвать друзьями. Это те, которым мы полностью доверяем, отношения с которыми основаны на искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Но жизнь многогранна и полярна, поэтому она ставит перед нами и ряд испытаний, и к таким можно отнести понятия вражды, неприязни, ненависти, нелюбви. В своем сочинении мне хочется поразмышлять над темой (высказыванием ФИО, ответить на актуальный во все времена вопрос)….

Я думаю, что … Мне кажется, что…. Доказать мою точку зрения поможет мой читательский опыт. Ведь во многих произведениях мы находим описание и теплоты человеческих отношений, и неприязни людей. Художники слова также рисуют нам примеры, когда дружба перерастает во вражду или наоборот, показывают героев, способных или не способных ценить дружбу, умеющих преодолевать конфликты или сеющих вражду. Мое мнение по данной теме (ФИПИ)

Я думаю, что каждый человек понимает значение слова «дружба» в жизни по-своему: для одних это уважение, для других – возможность увлекательно и незабываемо проводить свободное время. Мне кажется, что в дружбе, прежде всего, важно ощущение поддержки близкого человека и твердая уверенность в том, что он придет на помощь в трудную минуту. Доказать мою точку зрения поможет мой читательский опыт. Мое мнение по данной теме (первый вариант)

Я думаю, что к аждый человек понимает значение слова «дружба» в жизни по-своему: для одних это понимание, для других – возможность увлекательно и незабываемо проводить свободное время. Мне кажется, что в дружбе, прежде всего, важно ощущение поддержки близкого человека и твердая уверенность в том, что он придет на помощь в трудную минуту. Доказать мою точку зрения поможет мой читательский опыт. Ведь во многих произведениях мы находим описание и теплоты человеческих отношений, и неприязни людей. Художники слова также рисуют нам примеры, когда дружба перерастает во вражду или наоборот, показывают героев, способных или не способных ценить дружбу, умеющих преодолевать конфликты или сеющих вражду. Мое мнение по данной теме (2)

Аргументация Стихотворение в прозе «Враг и друг» 1. Проанализируйте название произведения. 2. Кратко проанализируйте содержание. 3. Рассмотрите образ врага. 4. Рассмотрите образ друга. 5. Сделайте вывод И. С. Тургенев

Обратим внимание на стихотворение в прозе «Враг и друг» великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Что же хотел донести до нас автор, указывая в заглавии два противоположных понятия? Кто честнее: друг или враг?

Итак, узник сбежал из тюрьмы. Перед ним река с крутыми, обрывистыми берегами. С одного берега на другой перекинута гнилая доска. Узнику приходится мгновенно решить проблему: ступить на эту доску или дождаться погони. С берега за ним наблюдают лучший друг и худший враг. Враг равнодушен, а друг пытается спасти беглеца. Беглец готов был ступить на доску, но друг опередил его: выхватил ее из-под ног, в результате чего герой гибнет в пучине вод. Враг рассмеялся, а друг остался и начал горько плакать.

Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Тургенев рисует «обыкновенного» врага, он не испытывает сочувствия, скорее любопытство привело его на берег реки, где разыгрывается драма. Он и не собирался помогать узнику. Что ж, горько, зато честно. Ведь он же враг. Но какую «помощь» оказал лучший друг! Он лишь подтолкнул к гибели. Некоторые скажут, что он был прав: ведь доска-то гнилая! Но у человека была надежда на спасение, а «друг» лишает его этой надежды. Мало того, мы видим, что он и не чувствует себя виноватым в гибели беглеца! Он находит себе оправдание: ему (узнику) на небесах лучше, чем в тюрьме, где бы он прожил до конца своих дней.

Несмотря на небольшой объем произведения, как много мыслей и чувств вызывает оно, как о многом заставляет задуматься: какие люди окружают тебя, а самое главное — правильно ли ты сам поступаешь по отношению к другим?

Итак, в заключение хочу сказать, что каждый из нас пойдет своей дорогой в жизни, у каждого свой путь, на котором будут и друзья, и враги. Но хочется, чтобы в жизни каждого были такие люди, о которых поется в детской песенке: Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит, — Вот что значит настоящий, верный друг!

Литература в помощь В. Л. Кондратьев повесть «Сашка» (на что готов человек ради друга?) Ю. М. Коротоков современная проза «Седой» (на что готов человек ради друга?) А. С. Пушкин историческая повесть «Капитанская дочка» (Гринев и Швабрин — почему рушится дружба? Предательство) И. С Тургенев роман «Отцы и дети» (Кирсанов и Базаров — почему рушится дружба?) А. С. Пушкин историческая повесть «Капитанская дочка» (Гринев и Пугачев — косвенная вражда, враг — потенциальный друг) И. А. Гончаров роман «Обломов» (Обломов и Штольц — друзья должны дополнять друг — друга) В. Г. Короленко повесть «Дети подземелья» (истинная дружба, бескорыстность детской дружбы) Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба» (Тарас Бульба считал, что дружба/товарищество важнее семьи) Джек Лондон рассказ «Любовь к жизни» (Предательство друга) В. А. Каверин роман «Два капитана» (Предательство друга) Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба» (Межнациональная вражда)