Роль семьи в произведении гроза. Cочинение «Семья и общество в драме А. Н. Островского "Гроза". "Темное царство" и его жертвы


Своеобразие начала романа Происхождение, воспитание, образование, времяпрепровождение Онегина. Характеристика Онегина в период увлечения светом (бездумное отношение к жизни, напускная разочарованность, «наука страсти нежной») Равнодушие Онегина к искусству. День Онегина - типичный день молодого человека. Причины разочарования Онегина в жизни и интересах светского общества. Черты Онегина в период разочарования в свете: презрение к светскому обществу. отстранение от светской жизни, стремление найти цель в жизни. Жизнь Онегина в деревне: попытка заняться полезной деятельностью: замкнутость, эгоизм в сочетании с некоторым благородством; пренебрежение общественным мнением и одновременно подчинение ему; разочарование в жизни
h Онегин и Ленский: изначаль- lt;у°ная непрочность дружбы. Испыта- " ние дружбой. Различие и близость I Онегина и Ленского. Дуэль и убий- I ство Ленского. Значимость гибе- , ли Ленского. Путешествие - по- I знание родины и народа, измене- I ние мировоззрения под влиянием і путешествия Любовь к Татьяне.
Попытка найти цель в жизни в I любви к Татьяне. Открытый финал I романа.

Место образа Татьяны в истории русской литературы Условия формирования характера и мировоззрения Татьяны (влияние быта, пансион, сентиментальная литература). Обзор чтения Татьяны. Основные черты Татьяны до встречи с Онегиным: мечтательность и замкнутость, любовь к родной природе, любовь к «простонародной старине», неосознанная неудовлетворенность жизнью. Черты Татьяны, раскрывшиеся в период любви к Онегину: прямота и искренность, решительность. Татьяна в свете: понимание тщеты светской жизни, постоянство чувств, высокое понимание своего нравственного долга, сила воли. См. также 9 класс, тема №21.
I 14. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ
. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
I Мир автора, показанный через
1 образ лирического героя, поэта,
| рассказчика и друга Онегина. Ав-
I тор-персонаж («приятель» Онеги-
. на) появляется уже в первой гла-
I ве: «Условий света свергнув бре-
I мя./Как он, отстав от суеты,/С ним
і подружился я в то время». Онегин
" вызывает у автора симпатию, но
| «Всегда я рад отметить разность/
I Между Онегиным и мной». Види-
. мо, эта «разность» объясняется
I тем, что устремления автора, как
I человека творческого, направлены
і в окружающий мир, он всегда от-
" крыт для красоты, радостей и не-
I счастий этого мира; Онегин же
I долгое время был занят исключи-
. тельно собой. Во 2-й главе автор
I появляется, описывая внешность
I и привычки Ольги, и замечает, что
і и сам прежде любил этот образ,
" но он ему «безмерно» надоел. Ли-
I рические отступления как особая
f
сюжетная линия, раскрывающая образ автора. Тематические группы лирических отступлений: авто-
| биографические (например, глава
і восьмая, начало: «В те дни, когда в садах Лицея/Я безмятежно рас-
I цветал.../В те дни в таинственных
I долинах,/Весной, при кликах лебе-
I диных,/Близ вод, сиявших в тиши-
" не,/Являться муза стала мне»);
І критико-публицистические, бесе-
I ды на бытовые темы (глава седь-
, мая:

Пейзажные {глава седьмая" Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана. . Вот север, тучи нагоняя, Дохнул завыл - и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
Не радо ей лишь сердце Тани.../ а также глава седьмая, первые три строфы.
I
Отступления на гражданскую тему (глава седьмая, со слов «Москва...как много в этом звуке для сердца русского слилось!» и далее).

Еще по теме 12. ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ОНЕГИНА:

  1. Г. ФРАНКФОРТ. Г.А.ФРАНКФОРТ ДЖ. УИЛСОН. Т. ЯКОБСЕН. В ПРЕДДВЕРИИ ФИЛОСОФИИ Духовные искания древнего человека. Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1984, 1984

^ Уроки 9-11. Духовные искания Евгения Онегина
Урок 1

Цель уроков: помочь учащимся понять образ Евгения Онегина, его место в раскрытии идейного содержания романа.

^ Методические приемы: повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщения учащихся, чтение.
Ход урока

I. Чтение нескольких сочинений-миниатюр их обсуждение
^ II. Сообщение учащегося о сюжете романа

Слово учителя.

Итак, сюжет романа построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах - авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Рядом с «романом героев» есть и «роман жизни», в котором действующие лица встречаются с автором, Пушкиным. И если «роман героев» кончается трагически, то «роман жизни» еще не завершен. Возникает художественная иллюзия, будто события в романе не вымышлены Пушкиным, а только подсмотрены в самой действительности. И это доказывает глубокую жизненность сюжета «Евгения Онегина».
^ III. Беседа по содержанию романа

С чего начинает свой роман Пушкин и в чем своеобразие такого начала?

(В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием: без всякого вступления, без единого предваряющего слова вводит поэт читателя в жизнь своего героя, а уже потом знакомит с ним, дружески, доверительно и просто.)

Как соотнести такое начало романа с требованиями классицизма?

Найдем с учениками и прочитаем «вступленье» к «Онегину» в конце седьмой главы и сделаем вывод: Пушкин иронизирует над одним из правил классицизма.

Как Онегин относится к окружающему его миру?

Учащиеся читают соответствующие строфы, анализируют и приходят к выводу. Онегину чужда связь с национальным, родным. «Забав и роскоши дитя» Онегин получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.

Чем является для Онегина театр? Что его там привлекает?

(Театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни, место, где, как иронически замечает Пушкин:
Каждый, вольностью дыша,

Готов охлопать еenterchat,

Обшикать Федру, Клеопатру,

Монну вызвать (для того,

Чтоб только слышали его).
Онегина («почетного гражданина кулис») больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло.
С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился и зевнул.

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел.)
- Какой комментарий дает Пушкин к последней строчке?

(Выразительное примечание: Черта охлажденного чувства, достойная Чайльд Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной…»)

Что значит искусство, театр для поэта?

(Для Пушкина театр - волшебный край. В лирическом отступлении, исполненном огромного воодушевления и высокого вдохновения, автор вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам. Тут и Фонвизин - «сатиры смелый властелин», «друг свободы», и «переимчивый Княжнин», и снискавший «слезы, рукоплесканья» В. А. Озеров, и П. А. Катенин, воскресивший на русской сцене «Корнеля гений величавый» и «Колкий Шаховский» замечательная русская актриса Е. С. Семенова, делившая с В. А. Озеровым успех его трагедий, и увенчанный славой балетмейстер каре Дидло.)

А каково отношение к искусству Е. Онегина? Как показывает это автор?

(Лирические отступления во многом углубляли наше понимание недопустимой глухоты героя к прекрасному. Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Однако, прямой оценки этого явления в романе нет. Зато есть необъятный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина.)

Итак, кто же такой Онегин?

(Онегин - типичный молодой петербургский щеголь. Он умен, довольно образован, он смутно чувствует, что так как принято в светском обществе, жить нельзя.)

Каково окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения?

(Кроме самого Пушкина, считающего Онегина своим добрым приятелем к друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей - Каверин, а затем в романе появляется еще одно имя - Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт».)

Случаен ли круг знакомств Онегина, описываемый автором?

(Эти имена приведены неслучайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.)

Чем Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи?

(Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, выразившееся в разрыве с обществом и отъезде в деревню.)

Чем же пытается заняться Онегин, покинув светское общество?

(Учащиеся зачитывают соответствующие строфы 43-44).

Вывод:

«Но труд упорный ему был тошен...»

Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них. И будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.
Домашнее задание

1. Как раскрывает личность Онегина эпиграф к первой главе романа?

2. Подготовить связный рассказ с опорой на текст о жизни Онегина в деревне.

3. Индивидуальные задания-сообщения:

Кризисные этапы в жизни Онегина - испытание любовью и дружбой.

Онегин и Ленский. Что их сближает и что рознит?

Семья Лариных.
Задание на перспективу по подгруппам:

1. Сравнить петербургское дворянство с поместным (VIII и II главы).

2. Сравнить VII главу с IV главой.

3. Сравните петербургское дворянство (VIII глава) с московским дворянством (VII глава).

4. Подготовить выступление по теме «Белинский об Онегине».

5. Подготовить выступление по теме «Белинский о Татьяне».

Урок 2

^

Начнем урок с ответов учащихся на поставленные вопросы в домашнем задании. Слушая ответы, учащиеся вносят свои дополнения и приходят к выводу, что и в деревне вся его деятельность помещика хозяина, попытавшегося заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...
не приносит ему удовлетворения, да и его деятельность на этом ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали при отсутствии общественной деятельности на полное одиночество.
^ II. Оформление тетрадей

Предлагается план работы по теме урока (записан на доске и в тетрадях учащихся).

1. Кризисные этапы испытания любовью и дружбой.

2. Дуэль и убийство Ленского. Начало обратного отсчета, начало возврата к себе истинному.

3. Путешествие. Познание реальной родины и ее народа. Изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого.

4. Любовь к Татьяне - обретение себя истинного, расцвет души.
^ III. Сообщения учащихся по предложенному плану

Сообщения сопровождаются чтением соответствующих строф романа. Учащиеся записывают основные мысли из сообщений.

После сообщений учащихся перед классом ставятся вопросы.

Почему Онегин свел знакомство с Ленским и как Пушкин от носится к их дружбе?

(Говоря, что сходятся Онегин и Ленский от делать нечего Пушкин предупреждает читателя, подчеркивает непрочность этой дружбы.)

(Онегин и Ленский - совершенно разные люди, но дело не только в этом. Онегину чувство дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность. Ленский лишь временное «исключение».)

В черновой рукописи была строфа, где Евгений раскрывался как человек, более открытый добру и высоким понятиям. В беловой рукописи эти качества сужаются, в окончательном тексте (ХIV строфа II главы) почти исчезают.

Каково внешнее окружение бесед Онегина с Ленским?

(Интерьер, которым Пушкин сопровождает беседы Онегина с Ленским (ХVII строфа 4-ой главы), постоянно указывает на состояние охлажденной, угасающей души Онегина, «едва» согретой присутствием юного поэта.)

Каковы результаты этих бесед? В чем основное отличие Ленского от Онегина?

(Онегин убил... восемь лет жизни, но душа его все еще не мертва. Он не верит чувствам, хотя тоскует по ним. Поэтому общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления чувств. В юном Ленском «Онегину все было ново». От холодного Онегина Ленский отличен прежде всего тем, что «его душа была согрета», он не разочарован внешним миром.)

Почему пылкие чувства Ленского вызывают у Онегина «невольный вздох сожаленья»?

(Перемены происходят и в Онегине, так как он, прежде бранивший Гомера, Феокрита, внимательно слушает отрывки «северных поэм Ленского. Это пусть очень робкое, но очевидное приближение к искусству. И оно возможно потому, что в Онегине пробуждается потребность чувствовать:
Но чаще занимали страсти

Умы пустынников моих.

Ушед от их мятежной власти,

Онегин говорил об них

С невольным вздохом сожаленья.)
- Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить высокую его судьбу; что помешало ему осуществить в жизни свои мечтанья?

Ученики отмечают не только романтическую мечтательность, но и энтузиазм, цельность чувства, преданность своим убеждениям, способность ценою жизни отстаивать их. В портрете Ленского (VI строфа 2-ой главы) соседствуют приметы свободолюбивого одушевления и наивности. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», что по моде того времени не противостоит друг другу, но создает оттенок иронии. Но ведь Ленский «из Германии туманной» привез не только «кудри черные до плеч» и пылкий образ мыслей. Он «посланник славы и свободы», он пылок и порывист, он готов писать оды (жанр очень любимый декабристами). Идеалы Ленского не конкретны, а абстрактны, поэтому Владимир в романе оказывается лишь туманным зеркалом человека декабристского типа, вольнолюбивого романтика, идущего к трагическому финалу. В Ленском живет желание героического поступка, но жизнь, окружающая его, почти не дает поводов для этого. И герой бросается в дуэль, чтобы защитить любовь от коварства, доверчивость от хитрых искушений, наконец, свой романтизм от скептицизма Онегина.

О чем спорили Онегин и Ленский?

В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры героев?

6-ая глава, в которой гибнет Ленский, и Пушкин прощается со своей юностью, написана после вести о гибели декабристов. Это совпадение судьбы героя романа и героев русской действительности трудно считать простой случайностью. Гибель Ленского обрисована в таких торжественных и величественных образах, что заставляет думать о громадной катастрофе, действительной трагедии:
Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Сползает глыба снеговая.
^ IV. Итог урока

Значимость гибели Ленского подчеркивается и структурой произведения. 6-я глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий, драматический перелом в судьбах всех героев. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился и которое было основой его жизни, оказалось «мнимым». И этим открытием Онегин «сражен». «Убив на поединке друга», он нарушил, по мысли Пушкина, нравственную природу вещей. Пушкин знал, что презирать - brafer - суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно. Невозмутимость Онегина (слово «хладнокровно» не раз повторяется в сцене дуэли) обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой:
Мгновенным холодом облитый,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет.
В ХХХIV строфе Пушкин призывает нас, читателей, пережить этот ужас, чтобы почувствовать душевную смуту Онегина.

Герой не выдерживает и испытание любовью. В первых главах автор показывает, что любовь прошла мимо Онегина, потому что Евгений лишен самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых - обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.
^ Домашнее задание

1. Выучить наизусть отрывок из романа «Письмо Онегина к Татьяне» и «Татьяны к Онегину» (на выбор).

Какое событие стало поворотным этапом в духовных исканиях Онегина?

Как и почему путешествие Онегина изменило его мировосприятие?

Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?

Урок 3

^ I. Проверка домашнего задания

Начинаем урок с чтения наизусть выбранных отрывков (читают часть учащихся, а остальные сдают ассистентам) и с ответов на вопросы домашнего задания. Учащиеся слушают, дополняют ответы товарищей.
^ II. Беседа по вопросам

Итак, какие новые черты характера обнаруживаются у Онегина после разрыва с обществом?

Почему Пушкин исключил из романа главу о путешествии Онегина и все внимание читателей, начиная с VII главы, перешло к Татьяне?

(«В тоске сердечных угрызений» Онегин покидает усадьбу, надеясь в себе разобраться, осознать все происшедшее. Мы, читатели, не знаем, с кем его сводила судьба, ни о его занятиях, но смутно догадываемся, что в нем произошли глубокие перемены. Да и Пушкин не ставил перед собой цель описать перерождение Онегина, так как мечта об идеале русского человека была связана с Татьяной. В VII главе ей суждено было открыть интеллектуальный мир Онегина. Татьяна не только понимает его, но и поднимается над ним, давая точное определение одной из коренных слабостей онегинского ума).

Является ли Онегин жертвой общества и обстоятельств?

(Нет. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Однако, отказавшись от света, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями.)

Какие испытания проявляют в Онегине зависимость от светского общества?

(Испытание любовью и испытание дружбой показали, что внешняя свобода, не означает свободу от ложных предрассудков и мнений общества.)

Как проявил себя Онегин в испытании любовью?

(Как благородный и душевно тонкий человек. Смог увидеть в Татьяне искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Но герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно. «Резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам, подмеченные Автором, стали причиной драмы несостоявшейся любви.)

Как характеризует героя испытание дружбой?

(В испытании дружбой (ссоре и дуэли с Ленским) Онегин показал себя «мячиком предрассуждений» глухим к голосу своего сердца и к чувствам Ленского. Его поведение - обычная «светская злость», а дуэль - следствие боязни злоязычия Зарецкого, а конечном счете - общества.)

Итак, в какой же ситуации оказался Онегин?

(Он стал пленником своего старого кумира - «общественного мненья».)

Что привело героя к прежде недоступному миру чувств?

(Трагедия (убийство друга) и овладевшая «тоска сердечных угрызений»)

Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?

Сен 30 2014

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был справедливо назван В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни», так как охватывает в нем широчайший круг проблем своего времени - от образования и воспитания дворянской молодежи до репертуара петербургских театров. На этом фоне раскрываются перед нами образы героев романа, живых людей эпохи, изображаются настроения дворянской молодежи того времени. Мы видим двух совершенно различных по складу ума и allsoch. ru 2001-2005 характеру героев - Онегина и Ленского, которые по воле случая стали друзьями. сразу оговаривает, что они были совершенно противоположными натурами: Волна и камень.

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Онегин родился «на брегах Невы», получил домашнее образование от француза-гувернера, который «не докучал моралью строгой». Его знания были достаточно широки, но поверхностны: классическая , немного латыни, экономика. В светском обществе главным было то, что Евгений - блестящий молодой аристократ: …по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно.

Поэтому «свет решил, что он умен и очень мил». Служить Евгений не пошел, вел праздного повесы, что хорошо видно из его распорядка дня: долгий сон, прогулка, поздний обед в ресторане, театр, бал и возвращение домой на рассвете. До утра жизнь его готова. Однообразна и пестра. И завтра то же, что вчера.

Но не только в однообразии досуга причина его разочарования в жизни. Не менее важным явилось то, с чем столкнулся Онегин в свете: отсутствие естественных живых чувств, фальшь, неискренность. Онегин блестяще овладел этой наукой: «Как рано мог он лицемерить…» Весь синонимический ряд глаголов, используемый автором, доказывает, что настоящие, подлинные чувства в светском обществе никому не были нужны, важнее не быть, а «казаться», «являться», явить во взоре «послушную» слезу. В конце концов естественно, что притворяться самому и переносить притворство других Евгению просто надоело.

Но почему же, «томясь душевной пустотой», не нашел он для себя достойного занятия? Важным оказалось еще одно - «труд упорный ему был тошен». Написать что-либо сам он не смог, найти ответа в книгах на интересующие его вопросы не сумел: - «читал, читал, а все без толку». И для началась жизнь, полная скуки и неверия в людей, неумения приложить к чему-либо свои силы и умения. Провинциальные дворяне, испуганные его нововведениями в усадьбе и оскорбленные его презрением, осудили его, назвав «неучем» и «фармазоном».

Только Ленский не увидел во взглядах Онегина ничего предосудительного. Но Ленский и сам - исключение из провинциального дворянства. Он приехал «из Германии туманной», получив образование в Геттингенском университете - одном из наиболее прогрессивных учебных заведений Европы. Большое влияние на него оказали немецкая классическая философия Канта и немецкие поэты-романтики - Шиллер, . Даже его внешний облик - «кудри черные до плеч» - носит романтический характер.

Но оторванность от родной почвы, от российской действительности с героем сыграла злую шутку. Он наивен и верит в то, что вычитал в романтических книгах: Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал И чудеса подозревал. Поэт, верящий в преданность друзей, в чистую возвышенную любовь, в грядущее , - полная противоположность разочарованному Онегину. Уровень образованности сближает молодых людей, ведь с соседями можно поговорить лишь «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

Но это «от делать нечего», подчеркивает автор. Хотя Онегин достаточно снисходителен к юному поэту, не желая его разочаровывать: Пускай покамест он живет Да верит мира совершенству. Евгений критически оценивает Ольгу, невесту Ленского, понимая ее заурядность и отмечая в то же время неординарность Татьяны.

Посетить Лариных он решился только из любопытства, не предвидя, конечно же, того, что Татьяна его полюбит. Но, в отличие от Ленского, он не способен на искреннее пылкое чувство и не желает менять свою жизнь. Приехать на именины Татьяны он тоже решился от Скуки, уступая просьбе Ленского. И дальнейшие события, приведшие к роковой дуэли, происходят в результате массы нелепых случайностей, недоразумений. Онегин не ожидал увидеть на именинах «кучу» народу «и всякого такого сброду», с которым он не хотел общаться, рассердился, заметив переживания Татьяны, и, поклявшись взбесить Ленского, начал ухаживать за Ольгой.

Ольга по наивности вообще не поняла, что происходит, а взбешенный Владимир решил вызвать недавнего друга на дуэль. Он совершенно не понял, что это просто мелкая месть Онегина, ведь он не жил в светском обществе, где такие шутки обыкновенны, и сразу же нарисовал себе страшные картины измены Ольги, обвинив ее во всех грехах. Поняв, что Ольга и не думала об измене, он винит во всем Онегина, представляя его «развратителем», желающим погубить «младое сердце».

Не зная реальной жизни и ее законов, не понимая людей, его окружающих, Владимир совершает ошибку, стоившую ему жизни. Но и Онегин совершает страшную ошибку: он, в отличие от Ленского, понимает происходящее и осуждает себя, однако, хорошо зная законы общества, боится общественного мнения. Презирая светское общество, он не свободен от него, он знает, что расскажет о нем Зарецкий, если он принесет Ленскому свои извинения, знает, что его осудят, и боится этого осуждения. Поэтому он не отказывается от дуэли, хотя и пытается сделать все, чтобы дуэль не состоялась: опаздывает, приводит слугу в качестве секунданта (все это могло быть поводом для отмены дуэли). Только после убийства Ленского, осознав, что он совершил, Онегин понимает, что обречен на всю оставшуюся жизнь расплачиваться муками совести за свою трусость.

А. С. Пушкин рисует два возможных пути дальнейшей жизни Ленского, если бы он остался жив. Либо он стал бы великим поэтом, либо обычным сельским помещиком. Последнее кажется более вероятным, в этом случае Владимир «узнал бы жизнь на самом деле». И стеганый халат, которого не снимал бы герой, - деталь, уже встречавшаяся в романе: «в халате ел и пил» отец Татьяны и Ольги, помещик Дмитрий Ларин, мирно скончавшийся в деревне, в окружении любящих родственников.

Такая мирная обывательская жизнь, без славы и великих потрясений кажется для героя более вероятной прежде всего потому, что это обычный путь. От возвышенного романтического мировоззрения - к спокойной жизни деревенского помещика, убогой и скучной. Такая духовная деградация - тупик, к которому пришел бы герой, но этот тупик предопределен и неизбежен в жестокой реальности жизни. Онегин, главный герой романа, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», тоже находится в аналогичном нравственном тупике. Теперь, после смерти Ленского, его страдания еще более глубоки: ведь он не радуется своей хандре и своему безделью.

Единственным возможным выходом из этого безнадежного положения для Евгения могла стать любовь. Вспыхнувшее чувство к Татьяне воскресило его, наполнило новым светом и смыслом унылое существование, но не все в жизни складывается так, как хотелось бы. Онегин безнадежно опоздал. Все еще любя его, Татьяна отказывается от чувства, в котором теперь признается ей Евгений: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Пушкин не говорит о дальнейшей судьбе героя, оставляя открытым финал романа. Но, открывая галерею образов «лишних людей», Онегин показывает нам, что жизнь большей части дворянской интеллигенции пуста и бессодержательна, и это, конечно же, человека умного, незаурядного, но не сумевшего найти свое предназначение в жизни.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Онегин и Ленский (нравственные искания русской дворянской интеллигенции начала XIX в.) . Литературные сочинения!

С чего начинает свой роман А. С. Пушкин? В чем своеобразие такого начала? Почему автор подробно описывает воспитание, образование и времяпровождение Онегина? Как Онегин относится к окружающему его миру? Чем является для Онегина театр? Чем он его привлекает? А что значит искусство (театр) для Пушкина?


Какого же окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения (Пушкина, Каверина, Чаадаева)? Случаен ли круг знакомых Онегина? Чем Онегин отличается от общей массы аристократической молодежи? Чем пытается заняться герой, покинув светское общество?


Вывод: Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, но это ему не приносит удовлетворения. Прежние настроения продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставят его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекают при отсутствии общественной деятельности на одиночество.


Почему Онегин свел знакомство с Ленским? Как Пушкин относится к их дружбе? В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Онегина? Каков интерьер бесед Онегина и Ленского? Каков результат этих бесед? Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить о его высоком предназначении? О чем спорили Онегин и Ленский? В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры?


Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился, оказалось мнимым. « Убив на поединке друга », Онегин нарушил, по мнению Пушкина, нравственную природу вещей. Невозмутимость Онегина обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим. Мгновенным холодом облитый. Онегин к юноше спешит …


Онегин не выдерживает не только испытание дружбой, но и испытание любовью. С первых глав Пушкин показывает, что герой лишен способности любить, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Как проявил себя Евгений в испытании любовью? Что привело героя к прежде недоступному миру чувств? Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?


Итоги урока: Кризисные этапы – испытание дружбой и любовью Дуэль и убийство Ленского – начало возврата к себе истинному Путешествие – изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого Любовь к Татьяне – обретение себя истинного, расцвет души