Поделки из крупы цветы своими руками. Поделки из крупы своими руками для детей: пошаговые мастер-классы с фото. Крупы и макароны

Правила вежливости

Многие иностранцы, которых я интервьюировала, жаловались на сдержанность англичан, но все без исключения восхищались таким нашим качеством, как учтивость. Данное противоречие очень точно отразил Билл Брайсон. Пораженный и даже напутанный «организованным спокойствием» лондонского метро, он пишет: «Тысячи людей поднимаются и спускаются по лестницам и эскалаторам, входят в переполненные поезда, выходят из вагонов, тряся головами, исчезают в темноте, и все время молчат, как персонажи фильма «Ночь живых мертвецов». А страницей ниже, описывая другую станцию, он уже восхваляет воспитанность большой толпы фанатов регби: «Они проявляли терпение и выдержку, садясь в вагоны, не толкались и не пихались, извинялись, если задевали кого-то или неумышленно посягали на чьи-то места. Я восхищался этой инстинктивной предупредительностью по отношению к окружающим и поражался тому, что для Британии это вполне нормальное явление, которое почему-то остается без внимания».

Правила «отрицательной вежливости»

Но наша ругаемая всеми сдержанность и наша хваленая учтивость - это, как мне кажется, две стороны одной и той же монеты. В сущности, наша сдержанность - это форма учтивости, так называемая отрицательная вежливость, по определению социолингвистов Брауна и Левинсона, подразумевавших под данным понятием отказ от вмешательства в частную жизнь людей и навязывания им своего общества (в противоположность «положительной вежливости», связанной с потребностью людей в общении и общественном одобрении). Замкнутость, настороженность и уклонение от общения пассажиров в общественном транспорте - неприветливость, на которую жалуются иностранцы, - все это характерные признаки «отрицательной вежливости». То, что на первый взгляд представляется неприветливостью, - это на самом деле предупредительность: мы судим о других по себе, полагая, что каждый человек разделяет наше стремление к уединению. Поэтому мы не суем нос в чужие дела и вежливо игнорируем окружающих.

Эти две формы вежливости существуют во всех культурах, но многие народы чаще практикуют какую-то одну из них. Англичане в большинстве своем отдают предпочтение «отрицательной вежливости», а американцы, например, приветствуют более располагающую к общению «положительную вежливость». Разумеется, это деление носит условный характер, и у обоих народов существуют вариации этих форм, связанные с классовыми и субкультурными отличиями. Но, на мой взгляд, «вежливая» холодность англичан чаще вводит в заблуждение и обижает иностранцев, прибывших к нам из стран, где господствует «положительная вежливость», чем представителей культур, которые сходны в этом с нашей культурой (по утверждению Брауна и Левинсона, к таким культурам относятся Япония, Мадагаскар и отдельные слои индейского общества).

Случайные столкновения и правило непроизвольного «прошу прощения»

Здесь я должна рассказать о весьма забавном эксперименте. На протяжении нескольких дней я несколько часов после обеда проводила в людных общественных местах (на железнодорожных и автобусных вокзалах, в торговых центрах, на людных улицах и т. д.), якобы случайно сталкиваясь с прохожими, чтобы проверить, скажут ли они «sorry» («извините, прошу прощения»). Целый ряд людей (и местные жители, и гости страны), которых я опрашивала, заявили, что это непроизвольное «sorry» - самый поразительный и наглядный пример английской вежливости. Я была полностью с ними согласна, но считала, что обязана подтвердить данную теорию путем научных экспериментов.

Начало было довольно неудачным. Первые несколько столкновений технически я выполнила безупречно - в том смысле, что мне удалось убедительно представить их как чистую случайность, - но я сама испортила эксперимент: извинилась первой, не дав человеку, на которого я наткнулась, раскрыть рот.

Впрочем, определенный результат я все же получила: доказала себе самой, что я истинная англичанка. Оказывается, натыкаясь на кого-то, даже просто слегка задевая, я машинально говорю: «Извините». После нескольких неудач я наконец-то научилась контролировать свой рефлекс, точнее, попросту прикусывала губу, крепко и довольно больно, когда шла на столкновение. Отшлифовав свою технику, я попыталась выработать научный подход и для столкновений выбирала типичных представителей разных слоев английского общества в традиционных местах их обитания. К моему удивлению, англичане оправдали свою репутацию: около 80% моих жертв извинялись, когда я натыкалась на них, хотя было очевидно, что столкновение произошло по моей вине.

Наблюдались некоторые несущественные различия в реакции. Например, пожилые люди извинялись чуть более охотно, чем молодежь (реже остальных извинялись мальчики-подростки 15–16 лет, особенно если они были в компании). Оказалось, что у британцев азиатского происхождения инстинкт «sorry» развит сильнее, чем у проживающих в Британии африканцев и выходцев из стран Карибского бассейна (что касается последних, возможно, это отражение тенденции «отрицательной вежливости» в индейской культуре: подобные извинения - это явно пример вежливости, проявляемой при нежелании навязывать свое общество или нарушать чье-то уединение). Однако эти различия незначительны: почти все мои жертвы - люди всех возрастов, различной классовой и этнической принадлежности - извинялись, когда я «случайно» на них наталкивалась.

Эти эксперименты фактически ничего не рассказали бы нам об особенностях английской культуры, если бы мы получили точно такие же результаты, проводя аналогичные опыты в других странах, поэтому ради «чистоты эксперимента» я усердно сталкивалась со всеми кем можно во Франции, Бельгии, Италии, России, Польше и Ливане. Однако, понимая, что представители населения нескольких стран - это еще не международная репрезентативная выборка, я также стала натыкаться на туристов разных национальностей (американцев, немцев, японцев, испанцев, австралийцев, скандинавов) в туристических зонах Лондона и Оксфорда. Пожалуй, только японцы выказали нечто сходное с английским рефлексом «sorry», но проводить на них эксперимент оказалось непросто, поскольку они очень ловко уклонялись от столкновений.

Я не хочу сказать, что мои «жертвы» других национальностей вели себя неучтиво или грубо. Большинство говорили: «Осторожно!» или «Будьте внимательней!» (или что-то аналогичное на своем родном языке). Многие реагировали вполне дружелюбно, старались поддержать меня, чтобы я не упала, а порой даже, прежде чем позволить мне двинуться дальше, заботливо интересовались, не ушиблась ли я. Но машинальное «sorry» - это, как мне кажется, реакция исключительно в духе англичан.

Джордж Оруэлл говорил, что англичане «неисправимые игроки, всю зарплату тратят на пиво, обожают скабрезные шутки и изъясняются на самом мерзком языке в мире». Тем не менее в заключение он констатировал, что, «пожалуй, самая примечательная черта английской цивилизации - это благовоспитанность». В доказательство наряду с доброжелательностью автобусных кондукторов и невооруженных полицейских он приводит тот факт, что «ни в одной стране с белым населением не бывает так легко столкнуть с тротуара человека». И это чистая правда. Англичанин извинится перед вами, даже оказавшись по вашей вине в луже, если будет очевидно, что вы его толкнули туда неумышленно.

Возможно, вы решили, что англичане любое случайное столкновение воспринимают как собственный недосмотр, поэтому, принимая вину на себя, тут же извиняются. Здесь вы глубоко заблуждаетесь. Их извинения - это просто рефлекс, непроизвольная реакция, а не обдуманное признание собственной вины. Это - укоренившееся правило: при всяком нечаянном контакте (а для англичан почти любой контакт по определению нежелателен) мы говорим «sorry».

По существу, любое столкновение, нарушение покоя, даже абсолютно случайное и безобидное, обычно требует извинения. Словом «sorry» («простите») мы сопровождаем почти каждую нашу просьбу или вопрос «Простите, вы не знаете, этот поезд делает остановку в Банбери?»; «Простите, это место свободно?»; «Простите, вы располагаете временем?»; «Простите, но вы, кажется, сели на мой плащ». Мы извиняемся, если случайно задели кого-то рукой, протискиваясь в толпе через вход или выход. Мы говорим «sorry» даже при отсутствии факта столкновения, то есть когда физического контакта как такового не произошло. Словом «sorry» мы зачастую заменяем выражение «excuse me» (здесь: «позвольте пройти»), когда просим, чтобы нам уступили дорогу. «Sorry?» с вопросительной интонацией означает «Я не расслышал ваших слов. Повторите, пожалуйста» (или «What?» - «Что вы сказали?»). Совершенно очевидно, что все эти «sorry» - не искренние, сердечные извинения. Как и «nice» («мило, чудесно» и т. д.), «sorry» - удобное, универсальное, многоцелевое слово, подходящее во всех случаях, уместное при любых обстоятельствах. Если не знаете, что сказать, скажите «sorry». Англичане всегда, в любой ситуации говорят «sorry».

Правила соблюдения приличий

В общественном транспорте англичане говорят мало, но, когда раскрывают рот, помимо «sorry» от них еще можно услышать «please» («будьте добры, пожалуйста») и «thank you» («спасибо»). Последнее выражение они часто произносят в укороченном варианте - «anks» или «kyou». Собирая материал для настоящей книги, я вела подсчет всем услышанным в транспорте «please» и «thank you». Садясь в автобус, я занимала место поближе к водителю (в автобусах, курсирующих за пределами центрального Лондона, нет кондукторов, и пассажиры приобретают билеты непосредственно у водителя), чтобы установить, сколько человек, входящих в автобус, говорят «please» и «thank you» при покупке билетов. Как оказалось, большинство английских пассажиров соблюдают правила приличия, и почти все водители и кондукторы также говорят «спасибо», принимая деньги за билеты.

Более того, многие пассажиры еще раз благодарят водителя, когда выходят на своей остановке. Данная практика в меньшей степени распространена в мегаполисах, но в небольших и маленьких городах - это норма. Следуя традиционным маршрутом из жилого района на окраине Оксфорда в центр города, я отметила, что все пассажиры говорили «kyou» или «anks» при выходе из автобуса. Исключение составила только группа иностранных студентов, которые также не удосужились произнести и «please» при покупке билетов. Многие туристы и другие гости страны в разговоре со мной отметили учтивость английских пассажиров, а я сама по результатам исследования данного аспекта человеческих взаимоотношений, проводившегося в разных странах, сделала вывод, что для других народов подобная вежливость нетипична. В других странах только в небольших населенных пунктах люди регулярно благодарят водителей, потому что они с ними лично знакомы.

Однако я должна указать, что наши «спасибо» и «пожалуйста» - это отнюдь не выражение искренней благодарности. Обычно мы просто бормочем эти слова - без улыбки, не глядя в лицо водителю. То, что мы ведем себя благовоспитанно в общественных местах, вовсе не значит, что по натуре мы добрые, сердечные, великодушные люди. Просто у нас есть правила относительно «спасибо» и «пожалуйста», которые большинство из нас соблюдают почти всегда. Наши «please» и «thank you», обращенные к водителям автобусов, кондукторам и таксистам, - это еще одно проявление рассмотренного ранее «вежливого эгалитаризма», отражение нашей щепетильности в отношении привлечения внимания к различиям в статусе и ко всему, что связано с деньгами. Мы предпочитаем делать вид, будто эти люди оказывают нам услугу, а не исполняют свои обязанности за денежное вознаграждение.

И те подыгрывают нам. Таксисты в особенности ждут, что клиенты, которых они доставили к месту назначения, не только заплатят за услуги, но и поблагодарят их, и чувствуют себя оскорбленными, если пассажир просто вручил им деньги, хотя обычно они проявляют снисхождение к иностранцам. «Чего еще от них ждать», - презрительно бросил один из лондонских таксистов, когда я завела с ним разговор на эту тему. «У англичан это получается непроизвольно, - объяснил он. - Выходя из машины, они говорят «спасибо», «благодарю» или что-то еще. Ты тоже говоришь «спасибо» в ответ. Бывает, попадется какой-нибудь грубиян, который не поблагодарит, а остальные говорят «спасибо» машинально».

Исключение из правила отрицания при пользовании услугами такси. Роль зеркал

В свою очередь английские таксисты, как правило, очень любезны со своими клиентами и зачастую настроены весьма дружелюбно, так что даже нарушают традиционные правила сдержанности и невмешательства в частную жизнь. У англичан есть дежурная шутка по поводу болтливости таксистов, и последние, в большинстве своем, оправдывают свою репутацию. Популярный стереотип, высмеиваемый фельетонистами, - это таксист, изводящий пассажиров нескончаемыми монологами на любые темы, начиная от ошибок правительства или английского футбольного тренера и кончая обсуждением последнего скандала из жизни знаменитостей. Разумеется, я встречала таких водителей и, как и большинство англичан, стеснялась попросить их замолчать или оспорить их весьма сомнительные утверждения. Мы ворчим по поводу болтливых таксистов, нарушающих правило отрицания, но в типично английской манере предпочитаем высмеивать их на всю страну, а вот чтобы одернуть их - ни за что. Правда, есть еще один тип болтливого таксиста, который нe разражается монологами на темы статей из «желтой прессы», а пытается завязать с пассажиром дружескую беседу. Обычно такой таксист начинает разговор, в соответствии с нормами английского этикета, комментарием о погоде, но потом, нарушая традицию, проявляет интерес к цели поездки пассажира. Например, если последний попросил доставить его на вокзал, то таксист может осведомиться: «Значит, отдыхать едете?» Вопросы могут носить и более личный характер (во всяком случае, вопросы о работе и семье у англичан считаются «личными»), но большинство таких таксистов чутко реагируют на интонационные оттенки и мимику пассажира и тут же прекратят расспросы, если клиент по-английски замыкается в себе, отвечает односложно, конфузится. Многие англичане и в самом деле подобные расспросы воспринимают как назойливость, но мы в силу собственной благовоспитанности или из-за того, что слишком уж смущены, не можем сказать таксисту, чтобы он оставил нас в покое, поэтому тому приходится реагировать на внешние признаки поведения.

В беседах с таксистами (а также с представителями некоторых других профессий, например, парикмахерами) присутствует элемент «культурной ремиссии»: человек на время отступает от традиционных правил, требующих, чтобы он проявлял сдержанность и осторожность, и при желании может позволить себе обсуждение личных тем, что обычно недопустимо в разговоре между незнакомыми людьми. Врачи могут только мечтать о приостановке действия подобных правил в своих кабинетах, где англичане держатся со свойственной им скованностью. Со своей стороны я бы предложила врачам общаться с пациентами «через зеркало» - либо стоя, как парикмахер, у них за спиной, либо, как таксисты, глядя в зеркало, установленное по принципу зеркала заднего обзора в автомобиле, поскольку так вы хотя бы не смотрите людям в лицо, а это позволяет англичанам расслабиться.

Пожалуй, в какой-то степени это одна из «человеческих универсалий». Католические священники всех национальностей уже давно оценили эффективность экрана в исповедальне, способствующего большей открытости исповедующихся. Да и использование психотерапевтами кушеток, чтобы не встречаться взглядами с пациентами, - тоже не случайное совпадение. Однако это, как всегда, вопрос соразмерности, и думается мне, что англичанам гораздо труднее «открыться» при отсутствии подобных «помощников», благодаря которым создается иллюзия анонимности. В сущности, если подумать, мой совет английским врачам противоречит той методике общения с пациентами, которой их теперь учат. Согласно этой методике, они должны садиться близко к пациенту, наклоняться к нему, смотреть в глаза, не использовать стол в качестве щита и т. д, - в общем, предписываются все те меры, которые, на мой взгляд, скорее заставят англичанина и вовсе проглотить язык. И врачи, которых я спрашивала об этом, подтвердили мое предположение: англичане, явившиеся к ним на прием, не говорят о том, что их на самом деле беспокоит, до тех пор, пока не собираются уходить, - обычно практически повернувшись спиной к врачу и держа ладонь на ручке двери.

Из книги Стерва покоряет большой город автора Шацкая Евгения

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ НА РАБОТЕ В сущности правила вежливости на работе практически такие же, как и в других сферах повседневной жизни, но есть небольшие различия.– Дверь открывает тот, кто ближе к ней стоит.– Прикурить дает тот, у кого под рукой или поблизости

Из книги Как научиться говорить комплименты автора Тамберг Юрий

Правила вежливости Ведите себя так, чтобы другим было приятно с вами.Будьте приветливы. Здоровайтесь при встречах, благодарите за помощь, за комплимент, за подарок… Уходя - прощайтесь. Не заставляйте о себе волноваться, говорите, куда вы пошли и когда вернетесь. Не

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

О вежливости к миру Вежливые люди избегают требований и щедры на благодарность. И чтобы жить с миром в мире, надо быть к нему просто вежливым. Вежливые люди не кричат, что мир им что-то должен, они имеют к нему пожелания.Кроме соблюдения правил приличия учитывайте и то, что

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Искусство ясного видения. автора Пинт Александр Александрович

Оборотная сторона вежливости - Если брать вежливость, то, может быть, да, но есть ведь какие-то черты характера общепринятые. Допустим, человек добрый. Если он добрый, то он добрый.- Давайте возьмем доброту. Итак, что вы считает добротой?- Скажем так - отзывчивость.- А

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Правила вежливости Многие иностранцы, которых я интервьюировала, жаловались на сдержанность англичан, но все без исключения восхищались таким нашим качеством, как учтивость. Данное противоречие очень точно отразил Билл Брайсон. Пораженный и даже напутанный

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Правило промедления из вежливости Правила, регулирующие порядок знакомства и обмена приветствиями в рабочей обстановке, позволяют избежать традиционных проблем, связанных с неназыванием имен и рукопожатием, однако с завершением данной процедуры, которая протекает

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Начало разговора Премьера с Поэтом. К вопросу о вежливости: когда стоит перебить собеседника? И вот как начался этот диалог: Шевчук: Владимир Владимирович, можно, да? утин: Да. Шевчук: Просто мне был позавчера звонок, и меня ваш помощник, наверное, какой-то (я не помню его

Из книги Черная риторика: Власть и магия слова автора Бредемайер Карстен

Правила вежливости на работе В сущности правила вежливости на работе практически такие же, как и в других сферах повседневной жизни, но есть небольшие различия. Дверь открывает тот, кто ближе к ней стоит. Прикурить дает тот, у кого под рукой или поблизости

Из книги Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума автора Латта Найджел

Никогда не ждите вежливости от собеседника и последовательно пресекайте грубость! Как часто мы ожидаем от собеседника вежливости! Прекрасно, если ваши надежды сбываются, но если нет, вы должны немедленно пресечь грубость - как ради публики, так и в своих личных

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Правила Это самые главные правила. Они лежат в основе всего, что я советую отчаявшимся родителям.Можно перескочить через эту главу и прочитать описание нескольких реальных случаев, если вам нужно как можно быстрее получить какие-то практические советы (а это бывает нужно

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Правила Ответы, поясняющие ваши правила, могут быть очень полезны. Люди понимают, что если они платят деньги, то имеют право предъявлять к вашей работе определенные требования. И наоборот, если они не готовы платить, им не стоит рассчитывать на то, что вы будете выполнять

Из книги Десять родительских ошибок автора Лепешова Евгения

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки автора Гусева Юлия Евгеньевна

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Мне нужна твоя любовь – а так ли это? автора Кейти Байрон

Из книги автора

Правила У меня было много правил. Например, правило, предписывающее целовать меня на прощание, если муж куда-то уходит. Если он меня не целовал, я окликала его и требовала поцелуй. И в сексе у меня было правило. Если он хотел близости, я никогда не отказывалась. Если же секса

Что такое вежливость?

Вежливость — это умение человека без конфликтов, с уважением общаться с другими людьми. Вежливый человек приятен в общении, своей манерой разговора, своими манерами. Вообще, он как бы показывает своему собеседнику, что он уважает его, что ему приятно говорить с ним, а главное, что сам человек получил хорошее воспитание.

Почему вежливость так важна?

Возможно, вы станете утверждать, что вежливость — рудимент в современном обществе, что выживают только наглые и беспардонные. Да, конечно, это крайне необходимые навыки для менеджера среднего звена, для офисного планктона, которые готовы сожрать друг друга за возможность занять кожаное кресло. А только вот в кресле почему-то сидит вежливый и спокойный человек, который может показать жесткость не прибегая к ору и базарным приемчикам, но вселить такой страх, что лучше бы обматерил. В чем секрет? Секрет во внутренней силе, которую дает вежливость и хорошие манеры. Гармония с собой достигается в уважении ко всему миру, к постижению нового, в этом вам и поможет вежливость.

Как стать вежливым?

Вежливость — это не только заученные правила этикета, но и характер человека. Возможно, человек положит локти на стол, но все же произведет впечатление вежливого и тактичного человека. Старайтесь соблюдать следующие принципы, чтобы стать вежливым, приятным и позитивным человеком. И заработаете плюс один к карме.

Выполняйте свои обещания. Врунов никто не любит.

Слушайте собеседника, не перебивайте его, даже если вы его уже поняли. Дайте человеку закончить свою мысль. Вы же не на базаре, имейте уважение к мыслям собеседника, дайте ему высказаться.

Не критикуйте резко что-то при малознакомом человеке. Например, вы критикуете вегетарианство, а ваш собеседник, оказывается, не ест мясо. Может получиться довольно неловко. Вы не специально обидите человека, еще даже толком с ним не познакомившись. Так что отпускайте шуточки с друзьями, а не просто знакомыми.

Не забывайте волшебные слова: спасибо, пожалуйста. Старайтесь употреблять их чаще, и вы заметите, что и окружающие переменят свое отношение к вам.

Не материтесь, все-таки это показатель вашего уровня.

Когда ходите в гости возьмите что-то к чаю или сувенир.

Когда вы за рулем, будьте добры выключайте дальний свет, соблюдайте элементарные правила вежливости и дорожного движения.

Будьте снисходительны в разговоре, сколько людей столько и мнений. Если вы не согласны с собеседником, не нужно с пеной у рта доказывать свою правоту. От того, что вы будете в конвульсиях высказывать свое мнение, ваше представление о предмете спора не изменится, а вот собеседнику будет неприятно.

Если вы попали в незнакомое место, присмотритесь к другим людям. Они подадут вам пример, как нужно вести себя в этой ситуации. Нет ничего постыдного спросить, если что-то непонятно. Если вы скажите: «помогите пожалуйста разобраться», думается, любой человек вам ответит, и нет в этом ничего зазорного.

Рукопожатие говорит много о человеке. Есть целая наука, посвященная этому вопросу. Нормальным считается твердое рукопожатие со взглядом в глаза собеседнику. Если человек подает руку как просящий, ладонью вверх, значит он не уверен в себе. Если человек подает руку как царская персона, ладонью вниз, то у него завышенная самооценка и признаки тирана. Согласно старым правилам этикета, пожилые мужчины и женщины сами подают руку для рукопожатия. Это считается признаком уважения к ним, то есть они имеют возможность оценить достойны вы их рукопожатия или нет. Так что, если вы женщина или пожилой мужчина, учтите, что собеседник может ждать, что вы сами первым протяните ему руку для рукопожатия.

Нормы вежливости и этикета

Можно написать произведение побольше, чем «Война и мир» на тему этикета за столом. В современном обществе стало немного проще, просто запомните основные правила:

Правила этикета в современном обществе

  1. если девушка хочет кушать, то нет ничего зазорного, чтобы сказать об этом парню. Ведь часто люди встречаются после рабочего дня. Но заказывать самые дорогие блюда — это моветон.
  2. если вы посидели с друзьями в кафе, мало заказывали, а друзья предлагают разделить счет поровну, вы имеете возможность сказать, что не рассчитывали тратить большую сумму и заплатить только за себя. Если вас начнут упрекать, значит друзья неискренни с вами.
  3. по поводу дорогих подарков, нет четкого ограничения по этикету: это можно принимать от поклонника, это нельзя. Если вы испытываете дискомфорт от подарка или он вам не нравится, то вы можете его вернуть, сказав, что подарок очень дорогой и вы не сможете в ближайшее время подарить что-то равнозначное.

На всем протяжении жизни человек постигает правила общения в социуме. В формальном виде они выражаются правилами этикета. Вежливое поведение стимулирует людей к общению и взаимодействию, оно напоминает воду, стимулирующую растение к росту. Уважение к личному пространству другого человека всегда высоко ценилось в высокоразвитых социумах. Правила этикета и вежливости: разбираемся в тонкостях общения.

Основные формы светского поведения

В общении людей выделяется три основные формы: официальная, неофициальная, безличная. Рассмотрим основные аспекты.

Официальная

Этот вид характеризуется повышенной тактичностью. Любое обращение содержит «вы», «вас», «вам». Положительные действия сопровождаются благодарностью, например, «спасибо», «очень приятно», «я вам благодарен», «вы так добры», на что принято отвечать репликами «не за что», «рад, что вам понравилось», «ешьте на здоровье» (если вас угостили едой). Помимо обращения «вы» в корпоративной деловой этике могут подчеркиваться должность, ранг, достижения.


Неофициальная

Такая форма применяется при общении хорошо знакомых и близких людей. Характеризуется она минимальным набором строгих условностей. Обращение сопровождается личным местоимением «ты», «тебе», «с тобой». Ответы более просты: «благодарю», «будь здоров», «обращайся».


Безличная

Для этого вида характерно отсутствие личного местоимения. Слова адресуются будто бы в воздух или ко всем сразу, например, «не подскажите, который час? », «скажите, как пройти на площадь».

Обозначенных норм перехода в общении от обращения «вы» к «ты» не существует, зачастую это происходит при длительном близком общении. Плохо воспитанных людей отличает обращение на «ты» ко всем без исключения. В любом взаимодействии людей (за редким исключением) одна из сторон является инициатором. Первым при встрече при условии взаимной видимости выказывает знаки вежливости:

  1. мужчина женщине;
  2. подчиненный начальнику;
  3. младший по возрасту старшему;
  4. входящий присутствующим;
  5. подходящий стоящим.


Как себя вести?

Чтобы быть по-настоящему вежливым человеком, стоит учесть ряд основным правил поведения в социуме:

  • Обращение к другому человеку не должно быть грубым, агрессивным, громким.
  • Движения человека должны быть размеренными и спокойными без резких поворотов и дерганий.
  • Внешность должна быть опрятной: важно соблюдать правила гигиены (недопустимо, чтобы тело источало неприятные запахи);
  • При общении желательно использовать слова «пожалуйста», «спасибо», «всего хорошего» и им подобное, нельзя употреблять бранные выражения.
  • Нельзя громко смеяться, ухмыляться, проходя мимо незнакомых людей.
  • Нельзя чесаться, ковыряться в зубах, носу, ушах.
  • Зевая, не открывайте рот широко: лучше прикрывать его рукой, то же правило касается чихания.


Недопустимо попрание прав и комфорта окружающих, кроме форс-мажорных обстоятельств. Только в этом случае можно бросить собеседника и удалиться по срочному делу. Если дело может подождать, невежливо бросать собеседника на полуслове. Поведение не должно быть вызывающим и экспансивным, особенно в местах массового скопления людей. Если необходимо к кому-то обратиться, стоит подойти к этому человеку и спокойно спросить, а не кричать, мешая и раздражая окружающих.

Пространство в любом общественном месте должно равномерно распределяться между всеми присутствующими. Если это лавочка, сидеть нужно, занимая одно место, а не разваливаться на половину скамейки. Если это тесное помещение, не стоит:

  • расставлять локти;
  • вытягивать руки;
  • делать резкие повороты.


В транспорте сумки, рюкзаки снимают с плеч и держат в руке. Хорошим тоном является предоставление сидячего места:

  • инвалидам;
  • людям с травмами опорно-двигательного аппарата;
  • пожилым людям;
  • беременным женщинам;
  • маленьким детям;
  • женщинам (пункт актуален для мужчин).


Физический контакт с другим человеком возможен только с его одобрения. Не рекомендуется трогать незнакомых людей, прикасаться к знакомым можно только при наличии приветливого поведения в рамках обыденных ритуалов, типа пожатия руки, похлопывания по плечу, дружеских объятий. При взаимодействии с другим человеком задумывайтесь о том, что у него есть свои планы, потребности и желания, не стоит удерживать кого-либо если видно, что он хочет уйти.


Правила общения с незнакомыми и малознакомыми людьми

Общение с малознакомыми и незнакомыми людьми имеет свои особенности:

  • При первой встрече смотрите на собеседника, но не слишком часто.
  • Улыбайтесь при общении.
  • Важно употреблять личное местоимение «вы». Это выказывает уважение и является основанием для дальнейшей беседы.
  • Знакомясь первым, инициативу проявляет старший к младшему, мужчина к женщине, начальник к подчиненному.
  • Переходить на «ты» можно только по желанию старшего (начальника), при этом тот, иерархия которого ниже, может позволить к себе обращение на «ты».
  • Начало и конец диалога часто сопровождаются жестом: поднятой ладонью, кивком, наклоном головы.
  • Пожимать руку нужно не очень сильно, но и не безжизненно (не более 1-2 секунд).
  • При входе в помещение, где помимо знакомых людей есть незнакомые, поздороваться нужно со всеми, назвав незнакомцам свое имя.
  • При входе снимают головной убор, перед рукопожатием – перчатки.


Если возникла необходимость какой-либо помощи от незнакомого человека, стоит вежливо поздороваться и спросить, сможет ли он уделить немного своего времени на помощь. После получения утвердительного ответа можно излагать просьбу. Если просьба заключается в чем-то быстротечном, например, определении времени или места нахождении, после приветствия можно сразу задавать вопрос.

Если к вам обращается человек, а вы не помните, знаете его или нет, стоит задать вопрос, начиная с извинения (например, «простите, мы знакомы? »).


Нормы поведения за столом

При приеме пищи комфортная обстановка особенно важна. Следует соблюдать несколько основных правил. Поза должна быть выпрямленной:

  • нельзя опираться на сидящих рядом, даже если вы сидите плечом к плечу;
  • недопустимо вытягивать ноги, они должны быть согнуты и находиться перед передними ножками стула на небольшом расстоянии.

Помимо этого нельзя есть с расставленными локтями и класть их на стол. Локти должны быть прижаты к ребрам. Недопустимо вытягивать руки над столом, кроме как с намерением положить пищу из какого-нибудь блюда себе в тарелку. В гостях лучше не инициировать разговор за столом, стоит оставить это на усмотрение хозяев дома.

Если это общественное место, старое правило «когда я ем, я глух и нем» не выставит вас в дурном тоне.


Ни в коем случае нельзя разговаривать с едой во рту. Во время пережевывания пищи старайтесь держать ротовую щель сомкнутой: это гарантирует отсутствие чавкающих звуков. Пользуясь столовыми приборами, делайте это аккуратно, не создавая ударных, скрипящих, царапающих звуков. Нельзя:

  • стучать по столу;
  • брать еду из чужой тарелки;
  • баловаться;
  • подкидывать предметы;
  • петь;
  • разговаривать по сотовому;
  • наносить косметику.


Исключение составляет прием лекарств, предписанный с приемом пищи. Мужчина должен помогать женщине, сидящей от него справа (например, по просьбе подавать различные блюда или наливать напитки). Поведение должно быть умеренным, спокойным и конструктивным по отношению к окружающим. Помните: ничто не ценится так высоко, как вежливость . Каждый человек должен иметь хорошие манеры и благопристойность поведения. В международной практике запрещают аморальное и невоспитанное поведение.

Подробнее об основных правилах этикета и вежливости вы узнаете из следующего видео.

Открытый урок

«Правила вежливости. Слова нужные и важные» Класс: 2

Тема: «Правила вежливости» Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях (часть 2), художественная литература, таблицы, два телефона.

Цели урока:

1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Проверка домашнего задания

–Несколько уроков назад мы начали изучать тему: «Как мы общаемся» и разделились на творческие группы. Мы приступили к созданию книги «Азбука вежливости». Напомните мне, какие страницы мы уже заполнили?

(общение в семье, общение в школе).

Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.

Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!

С кем здороваемся? Как здороваемся?

(Ответы детей)

А теперь мы на уроке. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.

** Игра «Доскажи словечко»

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и.... (внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай, ...(не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё ...(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку...(поднимать).

На математике считают,

На перемене...(отдыхают).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не.....(сорока). 1

Если друг стал отвечать,

Не спеши …(перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно …(руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты ….(звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда …(готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не …(кричи).

Почему громко кричать вредно для здоровья?

(Ответы детей)

Молодцы!

** А теперь откроем тесты на с.60 и выполним задания № 153, №154, №155, №156.

Оценим свои знания: (на доске ответы)

№ 153 - А, №154 - В, №155 - Б, №156 - В.

Если вы ответили на все вопросы правильно – поставьте себе «5», если 1 ответ не верный – «4», если 2 ответа не верных – «3».

** Какое задание вы готовили дома? (найти пословицы и поговорки о школе, знаниях).

Давайте послушаем пословицы и приклеим на страницу о школе.

3. Введение в тему.

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

Подумайте, какое слово потеряла Маша? (СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ)

Так уж важно это слово? Можно ли без него обойтись?

Какая же тема нашего урока?

– Чему мы должны научиться сегодня?

(Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)

– Молодцы ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, и они делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

– ????Давайте сейчас вспомним эти слова, путешествуя по «Стране Вежливости». Мы совершим путешествие в страну, в которой все люди знают волшебные слова.

– Результатом (продуктом) нашей работы будут страницы вежливости для книги Азбука Вежливости. Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей страницы. 2

III. Новый материал

– Итак, начинаем наше путешествие по стране Вежливости.

1) Остров Волшебных слов

– И вот у нас на пути Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.

Посмотрите на свои страницы и прочтите, над какими словами вы будите работать.

1)– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Над какими словами будут работать ребята 1-й группы? (Слова приветствия)

2) Если другу на прощанье

Скажешь «до свидания»,

Непременно будет завтра

Новое свидание!

Это слово, как магнитик,

Всех соединяет.

И прощаться навсегда

Нам не разрешает.

– О каких словах мы услышим от ребят 3-й группы? (Слова прощания)

3) Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

– Какие слова будут изучать ребята 4-й группы? (Слова просьбы)

– Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.

Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Группа 2 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Группа 3 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Здравствуйте, будьте добры, будьте здоровы, всего хорошего, до свидания, привет, пока, до встречи, прощайте, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, счастливого пути, прошу вас, будьте любезны, приятного аппетита.

(Дети читают свои слова, остальные оценивают правильность выбора)

*** ИГРА «Доскажите словечко»

– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. 3

Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости,
Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И во Франции, и в Дании
На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.

Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была.

На меня, он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова … (извините).

Откройте учебники на с 54

Каждой группе предлагается по 2 картинки. Подберите слова к картинкам.

4) Озеро Театральное

– С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)

– Кто главный герой произведения? (Павлик)

– Как Павлик стал разговаривать со старичком? (А Вам-то что?)

– С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)

– Какому слову старичок научил Павлика? Как это слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)

– Как надо говорить это слово, чтобы произошло волшебство? (Тихим голосом, глядя в глаза собеседнику)

- Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо – слова!

Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.

- Рассмотрите рисунок на стр. 55. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

Помни:

    Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

    Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

    Не следует говорить слишком долго.

Давайте эти правила приклеим на свои страницы.

Схема разговора по телефону:

«Алло».

Приветствие.

Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.

Благодарность.

Прощание. 4

Работа в группах

Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

1.Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.

2.Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.

3.Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.

ФИЗМИНУТКА

3) Гора Вредных советов

– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора Вредных советов.)

– Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них непра-вильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

1 совет

Если ты пришел к знакомым –

не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

– Согласны вы с этим советом?

2 совет

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

– Почему так поступать нельзя?

(Обсуждение совета по вопросам.)

3 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.

И не давать проходу им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

– А этот совет правильный?

(Обсуждение совета учащимися.)

– А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не обижать людей)

– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором правила вежливости НА ЛИСТОЧКАХ).

Правила вежливости

Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

Будь вежлив со своими товарищами

Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.

Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!

– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)

2) Море Вежливости

– Пословицы рассыпались, соберите их и приклейте на страницу (Конверт 5) * 5

1) Доброе слово – что дождь в засуху. Добрые слова дороже богатства.

2) На добрый привет – добрый ответ. Доброе слово лечит, злое калечит.

3) Слово ранит и слово лечит. Ласковым словом и лед растопишь

IV . Подведение итогов.

    Тест «Оцени свою вежливость».

    – На этом уроке мы и закончили работу над нашими страницами. На следующих уроках мы продолжим нашу работу и познакомимся с другими правилами вежливости.

    – В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)

V . Домашнее задание.

**Каждой группе нужно найти значение слов:

1-здравствуйте, вежливость, 2 –до свидания, вежливость, 3 – пожалуйста.

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

Стихотворение «Невежливая вежливость» И. Кульская.

(У каждого ребёнка карточка со стихотворением.) СЛАЙД 3

Это стихотворение нам прочитают Аня и Богдан. (Дети читают по ролям)

Обещал отцу Петрусь…

Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только – только задремал.

А Петрусь как заорёт:

- С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дёрнет за косынку;

- Ты куда, Иринка, стой,

Я здороваюсь с тобой!-

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нёс вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

- Ты,- вожатый закричал,-

И невежа и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Вежливо - невежливо»

Если я читаю о вежливом поступке, вы хлопните в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке, вы топните ногой. Но помните, о том что топать надо не очень сильно, ведь под нами в классе тоже идёт урок. Будем вежливыми по отношению к тем, кто занимается на 2-м этаже, не будем им мешать.

- Поздороваться при встрече.

- Свистеть, кричать, шуметь в школе.

- Уступить место пожилому человеку в автобусе.

- Перебивать того, кто говорит.

- Пробираясь к выходу в метро, толкать других пассажиров.

- Громко разговаривать с соседом во время спектакля в театре.

- Помочь маме помыть посуду.

- Друг вам подарил вещь, которая не нужна. Её нужно вернуть и потребовать другой подарок.

- Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.

- В столовой за обедом громко разговаривать.

- После еды вытереть рот рукавом.

- Извиниться, если случайно наступил на ногу товарищу.

- Помогать младшим.

- Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

Молодцы!

Вывод. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках и в словах, а так же в тоне разговора с ними.

Вежливому поведению всегда уделялось большое внимание. Есть много высказываний и пословиц о вежливости.

У вас на партах лежат конверты. Я попрошу вас сейчас поработать в парах. Достаньте из конверта карточки и соберите пословицу. Готовность покажите домиком.

Проверка.

1ряд. – Какую пословицу собрали? (Лошадь узнают по езде, а человека в общении.) Как понимаете? С каким человеком приятно общаться?

2 ряд – Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Как вы это понимаете?

3 ряд - Учись вежливости у невежи.

Что это значит? (Делать наоборот.)

Аппликация Сова. Мастер-класс

Аппликация «Совушка» из круп и семян. Мастер-класс

Мастер - класс рассчитан на учащихся 3-4 классов.

Назначение : можно использовать для оформления интерьера детской комнаты, в качестве подарка друзьям и знакомым.

Цель: учить детей изготавливать поделки из природного материала

Задачи:

· воспитывать у детей желание создавать красивые композиции из круп и семян различных растений, комбинируя разнообразные материалы.

· развивать творческое воображение и эстетическое восприятие окружающего мира.

· развивать аккуратность работы с клеем.

Природа - это настоящая кладовая идей для творчества, где каждый неравнодушный к красоте человек, найдет для себя занятие по душе. Что может быть приятнее и благороднее природного материала. Соприкасаясь с природой, мы становимся добрее. И эта доброта помогает нам творить, давая простор фантазии и творчеству.

Весь день она спит, ну а ночью летает.

Своими большими глазами сверкает.

Ее острый слух и внимательный взгляд.

Разыщут в траве лягушат и мышат.

Вращается кругом её голова

И скажет: "Угу" нам лесная…(Сова).

Я на дереве сижу,

За добычею слежу.

А увижу - полечу.

Обязательно схвачу.

Есть большая голова.

Узнаёте? Я - …(Сова).

Для изготовления работы нам понадобится:

лист гофрированного картона, вырезанный из упаковочной тары; цветной картон, готовый рисунок с изображением совы, клей «Момент», стека, ножницы; глазки из набора для детского творчества; крупы: пшено и манка; семена укропа и подсолнечника, мелкий чай (из пакетиков), фасоль, плоды шиповника, кусочек коры березы.

Пошаговый процесс выполнения работы

1. Изготовим рамку для нашей поделки.

На лист гофрированного картона А-4 наклеиваем цветной картон. Из семян фасоли выкладываем рамку.

2. Вырезаем ствол березы из бересты, изображение совы и наклеиваем на картон.

3. Контуры рисунка совы, предварительно смазав клеем, «прорисовываем» чаем. Даем подсохнуть 2-3 минуты, стряхиваем лишнее.

4. Приклеиваем глаза и из половинок шиповника делаем бусы.

5. Заполняем отдельные фрагменты аппликации: шляпку - пшеном; полы шляпки изнутри и веточку березы - манкой; крылья, хвост и голову по бокам - чаем; переднюю часть головы и туловища - семенами укропа. На небольшие участки рисунка наносится клей. Затем посыпается крупой (чаем), так чтобы не оставалось пустот между крупинками. При помощи стеки убираем лишнее.

6. К шляпке приклеиваем цветок, а носик делаем из фасоли.

7. Добавляем листочки к дереву и наша работа готова!

Очень интересно работать с крупами и семенами, придумывать сюжеты, собирать композиции! Привлекает доступность и простота обработки.

Вот несколько примеров, что у нас получалось с детьми: