Невеста считалась умершей для своей семьи. Как создавалась «Невеста»: древние обряды, жуткие фотографии и Ума Турман. О покойниках и их влиянии на живых


Что для вас русская свадьба? Безудержное веселье, песни и пляски, счастливые молодые, а может ломящийся от всевозможных яств стол?

В настоящее время именно так нам и видится торжество.

В древности и средние века русский обряд заключения брака был печален (не вся свадьба от сватовства до пира, а только этот обряд). На Руси день свадьбы - это ритуальные похороны невесты, но которые она облачалась в траурное платье. В некоторых губерниях это были белые рубахи, символизирующие снег и смерть, в других – черные одеяния. Эти наряды имели длинные рукава, закрывающие кисть, чтобы девушка не могла дотронуться до чего либо (прикосновение мертвеца считалось опасным для людей и вещей). Также, например, в Архангельской губернии голову невесты покрывал куколь, в нем обычно хоронили умерших женщин (куколь представляет собой подобие капюшона, с которого ниспускаются на грудь и спину две широкие полосы материи). Но наиболее распространено было покрывало, накинутое на голову девушки. Это делалось, чтобы скрыть от людей взгляд невесты (он тоже считался недобрым).

Наши предки считали, что невеста «умирает» в роду своего отца и «рождается» в роду мужа. Подтверждением этого является и неделя причитаний и вытия незадолго до свадьбы ─ невеста прощалась со своими родителями, подругами и девичьей жизнью (кстати, девушек не выданье специально обучали умению причитать и петь со слезами). Кроме того, заново родившаяся брала не только фамилию жениха, но и меняла имя.

А накануне свадьбы невесту отправляли мыться в бане. И смысл этого действия не гигиенический. Это, по сути, омовение тела перед похоронами. У наших предков баня считалась сакральным местом, где всякий желающий может пообщаться с миром мертвых.

Жених принадлежит к миру живых. Он должен отправиться в мир мертвых, чтобы найти там свою невесту и вернуть ее к жизни (в процессе дефлорации). В Нижегородской губернии подруги невесты открытым текстом заявляли жениху, что в доме лежит покойница. Чтобы забрать ее, необходимо заплатить выкуп.

Жениху найти невесту помогали его друзья. У самого главного и почетного дружка через плечо был перекинут красный рушник – это символ пропуска в загробным мир (в древности на рушниках опускали гроб в могилу).

Итак, невеста найдена, выкуплена, родители благословили молодых. В этот момент невесте вручался в руки веник (веник считался оберегом от нечистой силы, которая может помешать девушке попасть в мир живых).

Далее жених с друзьями и невеста с подругами садились в повозки (это называлось свадебным поездом) и ехали … на кладбище. На кладбище надлежало почтить умерших родственников, дабы они разрешили забрать невесту из царства мертвых.
А потом был свадебный пир и первая брачная ночь. Они были столь интересны, что заслуживают более пристального внимания, чем пару абзацев в этом тексте (ждите следующий пост).

Прошло много времени, свадебные обряды забыты, а многие символы трансформировались. Что мы видим? Красный рушник на плечах у свидетелей стал красной лентой и служит лишь для обозначения этих почетных ролей на свадьбе. Теперь у невесты в руках не веник-оберег, а красивый букет, дополняющий образ новобрачной. Покрывало на голове заменила фата и цель ее лишь эстетическая. На кладбище теперь не заезжают, некоторые пары возлагают цветы к вечному огню. Остался выкуп, но и он теперь представляет собой веселое мероприятие, проводимое лишь по желанию молодых.

Современная свадьба в России стремится быть похожей на западные торжества (индивидуальность, тяга к свободе, отрицание традиций и всего старого). Но хорошо ли это?

Русская культура самодостаточная и богата. Нельзя отрицать тот факт, что она формировалась под влиянием не только Запада, но и Востока. Особенно много восточных традиций пришло в нашу жизнь в период Золотой Орды (коллективизм, ориентир на семью и семейные ценности).

А как считаете вы, Россия должна развивать свою культуру по западному сценарию, стремясь догнать Европу и Америку, или же надо создавать и вспоминать свои традиции?


Мы привыкли представлять себе русскую народную свадьбу
как многодневное
безудержное веселье: гости лихо пьют, хорошо закусывают, до
упаду пляшут,
до хрипоты поют, а потом с упоением дерутся. Но в
действительности эти гулянья
- лишь вторая часть народного свадебного ритуала,
когда-то называвшаяся
«красным столом». Первая его часть - «черный стол» -
почти полностью забыта.

В древности, согласно правилам «черного стола», невеста должна
была ехать
на обряд освящения семейного союза не в праздничном платье,
как это часто
показывают в фильмах, а в траурном одеянии, словно на похороны.
Да это и
были её ритуальные похороны, а в глазах сопровождающих
обрученная была
никем иным, как живым мертвецом.

Представления о невесте как о лиминальном
(от латинского limen, liminis - порог, врата) существе,
находящимся между
миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху
доклассовых
обществ и встречаются у многих народов. Речь идет
о рудиментах так
называемых обрядов перехода (инициациях), с помощью
которых человек
менял свой экзистенциальный статус: рождение -
совершеннолетие - брак
и смерть (число стадий у разных народов варьировалось).
Все эти обряды
объединяло одно: они были нужны для удачного контакта
с миром мертвых.

С превращением подростков во взрослых членов племени
(совершеннолетием у мальчиков и браком у девочек) - ситуация
была более сложная. Покойников не только боялись, но и почитали
как источник разного рода знаний: предсказаний, советов и опыта.
И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то
есть временно умереть.

Путешествие в загробный мир не было аллегорией: у современных
первобытных народов до сих пор считается, что человек во время
инициации покидает этот свет по-настоящему. В иной реальности
он проводил некоторое время. Все это время инициируемый
считался
живым мертвецом и реальным источником опасности для
своих живых
соплеменников. Именно в таком положении находилась и невеста
после обручения и до дефлорации в брачную ночь (с принятием
христианства - обычно до венчания).

Конечно, у славян, как и у других европейских народов, изначальный
смысл происходящего был забыт много сотен лет назад. Уже никто
не шел к мертвецам, но смутное ощущение того, что с невестой
происходит
что-то неладное, можно было уловить в крестьянской обрядности,
которую помнили ещё наши прадедушки и прабабушки.

По традиции после домашней помолвки невесты сразу надевали траур:
в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет - цвет снега
и смерти у славян), в других - черные (влияние христианского
представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голов
у невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого
для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания
своей судьбы.
Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине,
например,
до сих пор поется о саване, который она хочет получить
в подарок.

Во многих странах невестам было запрещено говорить,
смеяться,
выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол.
Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого,
и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в
потустороннем
мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит
«неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная,
как все покойники.

Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то
испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми.
Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане.
Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся
позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин
взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин.

Жених же принадлежал к миру живых. Соответственно, в его
задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою
невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной.
Само прощание
жениха с родителями и родственниками перед отъездом за
невестой воспроизводит речь человека,
лежащего на смертном одре.
Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не
пускают его в дом. В Нижегородской губернии «охранницы»
прямо завляли, что в доме лежит мертвец. Единственный
способ попасть туда - заплатить выкуп за ворота, двери,
лестницу и т. п. В архаичных представлениях это
типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир
. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов
и выходов, дабы они открылись. Позже ритуал называния
рансформировался в требование денежного выкупа.

Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были
дружка (главный распорядитель из женатых
родственников жениха)
и тысяцкий (крестный жениха). Без них живой в мире мертвых
очень уязвим, поскольку рискует встретиться с куда более
коварными обитателями потустороннего мира,
чем подруги невесты.
Дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест,
отпугивая бесов.
Он же мог помогать жениху искать невесту.
Через плечо у него
было повязано особое полотенце - вышитый
красным рушник.
Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали
гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного. После
благословения родителей невесты свадебный поезд.
В её руках был веник - оберег от нечистой силы, чтобы
та не удерживала её от возвращения в мир живых.

Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена,
совершен обряд освещение семейного союза и ее привезли
в дом к жениху. В доме мужа невеста надевала белую рубаху
с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку)
красного цвета
. Девичья коса расплеталась, а на голову надевалась кичка -
головной убор замужних женщин.

После молодых провожали в спальню. Наутро перед гостями
появлялся заново рожденный человек, причем в древности
это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только
фамилию (родовое имя), но и личное имя.

За ХХ столетие содержание и порядок традиционного
свадебного
обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального
акта
пробуждения женского начала свадьба
превратилась в большую
вечеринку по случаю получения двумя молодыми
людьми штампа
в паспорте. Белоснежное платье невесты не имеет
ничего общего
с трауром. Жених из опасливо крадущегося по
миру мертвых
чужака стал безусловным хозяином положения.
Он сам
выкупает невесту и сам отгадывает загадки её подруг,
вошедшие в моду в 1950-е годы.

Свидетели, пришедшие на смену дружке, нужны только
для того, чтобы поставить свою подпись в ЗАГСе. За них
все делает тамада или ресторанный распорядитель
. Об их
прежней роли напоминает лишь лента через плечо, в которую
трансформировалось погребальное полотенце.
Ритуальный
веник давно превратился в невестин букет.
Фата не обязательна:
взор новобрачной теперь никого не пугает. От прежнего
обычая остался лишь запрет молодоженам смотреть друг
другу в глаза во время обмена кольцами, а то будут
изменять.

Плакать невесте теперь тоже незачем. Всплакнуть
можно разве
что с утра перед приездом жениха. Вместо кладбища
новобрачные
теперь заезжают к вечному огню или памятникам.
Сохранились
подношение каравая, осыпание зерном и монетами -
это понятно: семейного согласия и достатка хочется во все
времена. По этой же причине остались и
многочисленные обереги.
Смутным напоминанием о воскрешении новобрачной
служит
обряд её кражи в конце свадебного банкета, но здесь
произошло явное смешение с кавказской традицией.
И ищут её теперь не родственники, а молодой муж -
так логичнее с точки зрения здравого смысла, ведь об
истинном значении традиции уже никто не помнит.

» и «Пиковая дама: Черный обряд ».

Как же Святославу пришла идея взять такую популярную для современного русского кино тему — свадьбу («Горько! », «Самый лучший день », «Одноклассницы ») - и превратить ее в хоррор?

Режиссёр вспоминает:

«Началось все с небольшой заметки, кажется, в журнале „Вокруг света“ о нескольких странных свадебных ритуалах и обрядах: жених вез в далекую провинцию свою невесту знакомить с семьей, а родственники эти оказывались, мягко говоря, странными людьми. Идея заинтересовала группу продюсеров, они обратились ко мне с предложением написать сценарий, но мне эта линия показалась недостаточно увлекательной. Удивительный и пугающий ритуал фотографировать мертвецов, который существовал с середины XIX века, подтолкнул нас несколько развить историю, и отсюда, собственно, появилась наша мертвая невеста ».

Картина отсылает зрителей к страшным традициям и обрядам, популярным в XIX веке, но не утратившим, как выясняется, актуальность и в наши дни.

По сюжету главную героиню — Настю — ее возлюбленный Иван везет в родной город знакомиться с родственниками. Поначалу счастливая девушка не замечает странности окружающих, жутких фотографий и разговоров о таинственной предсвадебной церемонии, но, когда Иван исчезает, невеста понимает, что совершила ошибку и ей предстоят непростые испытания.

Обычай фотографировать мертвых появилась еще в начале XIX века. Для тех, у кого не было возможности заказать портрет, фотография была единственным (и более удобным) способом увековечить усопшего.

Мертвыми фотографировали не только стариков, но и детей, и подростков, жизнь которых уносили болезни и катастрофы. С помощью специальных штативов умершему придавали (по крайней мере старались придать) непринужденную позу, а если не удавалось достичь желаемого эффекта — создавали иллюзию глубокого сна.

Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников вместе с умершим. Но фотографы оставляли рядом с умершими особые «символы»: перевернутую розу в руках, или, например, часы, на которых застыло время смерти.

«В то время для девушки свадьба была, практически, равна переходу в другой мир, другое состояние. Она как бы „умирала“ для своей семьи и прежней жизни. Существовало очень много поверий, связанных, например, со смертью невесты во время свадьбы, когда она считалась наиболее уязвимой для „потустороннего мира“. Такие невесты превращались в различные демонические сущности. Именно на основе таких поверий мы выстраивали сюжет, консультируясь с исследователями в этой области»,

отмечает продюсер Владислав Северцев .

Создатели ленты решили объединить странные обычаи с вечной темой замужества и разнообразными свадебными ритуалами, которые пользовались большой популярностью у древнерусских народов. Мрачная история, изложенная в хорроре «Невеста», затрагивает несколько временных периодов — от России XIX века и до наших дней.

В первом трейлере «Невесты» показан довольно атмосферный старинный дом:

Для того, чтобы создать достоверный визуальный ряд двух эпох, съемки проходили в настоящем доме в подмосковной усадьбе Строгановых, где декораторы совместили еще оставшийся с дворянских времен интерьер и мрачные пейзажи.

«Разумеется, нам для съемочных нужд хотелось здание побольше и попросторнее. И число комнат и их размеры изначально нас не очень устраивали, поэтому пришлось кое-что переделать. Кроме того, что внутри мы передекорировали усадьбу под тот период времени, который нам был нужен, она была нами, фактически, отреставрирована. В советское время его перепрофилировали в гостиницу со всем соответствующим отношением к полам и стенам. Мы привели строение в порядок, обновили его, а затем чуточку „состарили“. Часть съемок также проходила вокруг здания в прилегающем парке»,

— рассказывает режиссер ленты.

Конечно же, реставрация дома была не единственной проблемой во время съемок. Актеры — весьма суеверный народ и многие не соглашаются сниматься в гробу, потому что это — плохая примета. Главную героиню играет актриса Виктория Агалакова , для которой эта работа будет дебютом в главной роли в полном метре и неудивительно, что девушка сильно переживала на съемках. Однако, Святослав успокоил актрису, припомнив, что для съемок «Убить Билла » Квентин Тарантино практически закопал Уму Турман в гробу.

«Картина вызвала огромный интерес на международных рынках, так как при классической саспенс структуре сюжета несёт в себе уникальность темы, связанной со старорусскими традициями. Тизер-трейлер картины получил уже более 2 млн просмотров только на YouTube, что подчеркивает живой зрительский интерес к теме»,
22 декабря 2016

» отсылает зрителей к страшным традициям и обрядам, популярным в XIX веке, но, как выясняется, не утратившим актуальность и в наши дни. Главную героиню - Настю - ее возлюбленный Иван везет в родной город знакомиться с родственниками. Девушка уверена, что ничто не свете не может омрачить ее счастья, но все оказывается не так просто. В семье жениха существует таинственный свадебный обряд, который должна пройти невеста, если, конечно, останется впоследствии в живых.

«Началось все с небольшой заметки, кажется, в журнале «Вокруг света» о нескольких странных свадебных ритуалах и обрядах в прошлом. Эта идея заинтересовала группу продюсеров, они обратились ко мне с предложением написать сценарий, но мне эта линия показалась недостаточно увлекательной, и мы попробовали ее связать с пугающим обычаем фотографировать мертвых людей. Так и получился сценарий фильма « », - рассказывает режиссер .

Мода фотографировать мертвых людей появилась в викторианскую эпоху. Странное увлечение было связано, с одной стороны, с большим количеством детских смертей, а с другой - с изобретением дагерротипа, который дал возможность делать фотографии большем количеству людей. Тем не менее фото все равно считалось привилегией людей обеспеченных, поэтому делали их лишь по важным поводам. Смерть, к сожалению, становилась одним из них. Мертвыми фотографировали не только детей, но и молодых людей, жизнь которых уносили болезни и катастрофы. Ранние посмертные фотографии изображали лицо умершего крупным планом или тело целиком, реже в гробу. Умершего фотографировали таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека - для этого фотографы использовали специальные штативы, на которые облокачивали тщательно загримированные трупы. Однако рука художника иногда прорывалась наружу и они вносили специальные символы потомкам: возле мертвого человека оставляли цветок с надломленным стеблем, перевернутую розу в руках, часы, на которых застыло время смерти. Такие странные фотографии викторианской эпохи до сих пор являются предметом коллекционирования. Не стоит забывать и о том, что обычай фотографировать мертвых людей - правда, уже в гробах, во время пышных похорон - существовала в странах Восточной Европы и Советского союза вплоть до 1980-х годов.

Создатели ленты « » решили объединить эти странные обычаи с вечной темой замужества и разнообразными свадебными ритуалами, которые пользовались большой популярностью у древнерусских народов.

«Для девушки свадьба была, практически, равна переходу в другой мир, другое состояние. Она как бы «умирала» для своей семьи и прежней жизни. Существовало очень много поверий, связанных, например, со смертью невесты во время свадьбы, когда она считалась наиболее уязвимой для «потустороннего мира». Такие невесты превращались в различные демонические сущности. Именно на основе таких поверий мы выстраивали сюжет, консультируясь с исследователями в этой области», - отмечает продюсер Владислав Северцев.

Таинственная история, изложенная в хорроре «Невеста», затрагивает несколько временных периодов - от России XIX века и до наших дней. Для того, чтобы изобразить в картине достоверный визуальный ряд двух эпох, съемочная группа отправилась в подмосковную усадьбу Строгановых, где удалось совместить еще оставшийся с дворянских времен интерьер и мрачные пейзажи.

«Разумеется, нам для съемочных нужд хотелось здание побольше и попросторнее, и число комнат и их размеры изначально нас не очень устраивали, поэтому пришлось кое-что переделать. Кроме того, что внутри мы его передекорировали под тот период времени, который нам нужен был для фильма, мы фактически этот дом отреставрировали. В советское время его перепрофилировали в гостиницу со всем соответствующим отношением к полам и стенам - мы привели строение в порядок, обновили его, а затем чуточку «состарили». Часть съемок также проходила вокруг здания в прилегающем парке», - рассказывает режиссер ленты.

Главную героиню - ту самую невесту, которой предстоит на себе испытать странные обряды - играет молодая актриса Виктория Агалакова, для которой эта работа будет дебютом в главной роли в полном метре. Роль возлюбленного досталась Вячеславу Чепурченко, знакомому зрителям по сериалу Вадима Перельмана «Измены». Также в фильме появятся Александра Ребенок, Игорь Хрипунов, Лада Чуровская и Виктор Соловьев.

Разумеется, процесс съемок столь необычного хоррора был довольно сложным. Многим известно актерское суеверие о том, что сниматься в гробу нельзя, это считается плохой приметой. Однако Святослав Подгаевский признается, что здесь на помощь актерскому составу пришла Ума Турман.

«Я приводил в пример Уму Турман, которую Тарантино закапывал в гробу. Никому из актеров не хотелось уступать Уме Турман, все приметы сразу отбрасывались и мы начинали снимать», - говорит режиссер.

Результат съёмок команды «Невеста» зрители смогут увидеть на экранах уже 19 января 2017 года. Прокатчиком картины выступает компания «Каропрокат». Более того российский хоррор уже успел заинтересовать зарубежные компании.

«Картина вызвала огромный интерес на международных ранках, так как при классической саспенс структуре сюжета несёт в себе уникальность темы связанной со старорусскими традициями. Тизер-трейлер картины получил уже более 2 млн. просмотров только на Youtube, что подчеркивает живой зрительский интерес к теме», - заключает продюсер Дмитрий Литвинов .


Смотреть фильм «Невеста» на русском бесплатно он-лайн

Тема смерти во все времена заботила умы человечества и это естественно, ведь по сути все, что у нас есть это жизнь и смерть. Во всех религиях к смерти относятся по-разному, одни посчитали, что погребение в землю будет наилучшим способом почтения памяти усопшего, другие решили, что тела умерших нужно подвергать кремации, ну а третьи пошли дальше и просто стали скармливать бездыханные тела своих родственников грифам. Об этих и других пугающих способах погребения читайте далее.

Китай: невеста для покойника

Этому обряду более двух тысяч лет, и суть его в следующем: считалось, что мужчина,который умер неженатым, будет обречен и на одинокую загробную жизнь, и этот факт очень огорчал его родственников. Поэтому покойнику требовалось как можно скорее найти невесту и устроить свадьбу. В XX веке этот жутковатый ритуал под названием «Инь хунь» с подачи коммунистических властей стали считать пережитком прошлого. Но в отдаленных селениях его продолжают практиковать. Несколько лет назад житель Китая попытался выкрасть тело женщины из дома, в котором с ней прощались родственники, и продать за 25 тысяч юаней(2,5 тысячи долларов) семье, в которой скончался неженатый мужчина.

Южная Корея: бусы из праха усопшего

В конце XX века население Южной Кореи начало стремительно увеличиваться, а вот территория страны,естественно, осталась прежней - очень небольшой. Власти, пытавшиеся убедить корейцев не хоронить своих родных, а кремировать, потерпели неудачу: корейцы верят, что тело усопшего непременно должно быть предано земле. Тогда власти нашли компромисс: с 2000 года в Южной Корее разрешено хоронить людей только на срок не более 60 лет. По прошествии этого времени могилу перекапывают, чтобы захоронить кого-то другого. В итоге на сегодняшний день в земле хоронят лишь 30% покойников. Остальных кремируют, а после прах подвергают воздействию высоких температур, отчего он кристаллизируется и превращается в бусины, которые окрашивают в тот или иной цвет. Бусины можно захоронить в любом месте и таким образом все же предать покойного земле, но почему-то их предпочитают хранить дома, в красивых флаконах.

Тибет: на съедение грифам

Тибетцы верят в переселение душ и новое воплощение каждой души на земле. Но для начала эта самая душа должна попасть на небо. Истоки этих верований вполне очевидны: хоронить покойников в горах невозможно, в скальной породе не выкопаешь могилу; кремировать тела тоже не получится - их просто не на чем сжигать, в горах почти нет деревьев.

И единственным выходом стал обряд «небесные похороны»: после прощания близких с усопшим могильщик забирает тело и уносит его в безлюдную горную местность. Там он делает на теле покойного несколько длинных надрезов и оставляет его на съедение грифам. Тибетцы считают, что птицы, съевшие останки, унесут душу покойного на небеса. Кости, которые остаются на скалах после трапезы птиц, собирают, дробят, смешивают с мукой и маслом и снова оставляют птицам.

Япония: часть праха - семье, часть - начальнику

Почти все японцы - 99,8% - выбирают для своих близких обряд кремации. Странности в обряде начинаются в момент захоронения праха: среднестатистический японец большую часть жизни посвящает своей работе - в этой стране не принято вовремя уходить с работы или брать выходной, если ты здоров.

Поэтому вполне нормальным явлением считается ситуация, при которой прах покойного делят между собой семья и бывшие сотрудники. Первые хоронят урну с прахом в семейной могиле, а вторые - на корпоративном кладбище. Что интересно, форма надгробий на корпоративных кладбищах часто отражает род деятельности компании или ее логотип.

Индонезия: посмертная вечеринка

Похороны в провинции Тона Торайя (Индонезия) больше напоминают всеобщий веселый праздник: играет музыка, все танцуют и выпивают. Пока идет подготовка к вечеринке,покойный остается дома, поскольку хоронить тело до обряда категорически запрещено.

При этом семья усопшего должна сначала собрать угощение для всех гостей, что не всегда легко дается бедным семьям. Соседи и друзья помогают в этом, но до тех пор, пока необходимая сумма не собрана, усопший считается живым. Родственники разговаривают с телом и всячески о нем заботятся. После вечеринки, в которой принимает участие и покойный, тело, наконец, предают земле.

Филиппины: почти как живые

Филиппинский обряд очень похож на индонезийский, с той лишь разницей, что покойного не держат в доме. Ровно наоборот: его одевают в лучшую одежду, сажают в кресло у входа в дом, в руки дают сигарету и стакан с самогоном. Любой желающий может прийти и напоследок поболтать и выпить с усопшим.

Индонезия: самый жуткий ритуал

В провинции Южный Сулавеси практикуют воистину жуткий ритуал под названием MaiNene или Церемония очищения трупов. Каждые три года представители народа Тораджи проводят этот странный обряд. Они откапывают тела усопших, очищают их, моют, причесывают и переодевают в чистую одежду.

Эксгумируются все тела, включая тела детей. После обряда очищения тело покойного выставляют в том месте, где он погиб, а после, когда все тела оказались на месте смерти, покойных торжественно несут в деревню. Считается, что так народ Тораджи помогает своим покойным обрести путь назад, к любящей семье. Некоторое время тела усопших остаются на улицах деревни, где с ними фотографируются родственники и друзья. Часть близких тем временем ремонтирует гробы. После усопших хоронят заново, и они обретают покой до следующей церемонии. Ещё больше информации об этом ритуале в другой нашей статье.