Не бережем что имеем а потерявши плачем. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. Пословицы о потере

Сомкнутые веки, верхнее и нижнее, представляют собой переднюю защитную перегородку для глазного яблока.

Веко снаружи покрыто тонкой кожей, под которой располагается слой мышечной ткани.

За счет работы мышц происходит смыкание век и моргание, при котором глазное яблоко равномерно увлажняется и происходит удаление попавших на поверхность глаза инородных тел.

В глубине века располагается плотный листок коллагеновой ткани, называемый хрящом века. Хрящ обеспечивает поддержание формы и прочность структуры века.

В толще хряща располагаются мейбомиевы железы, вырабатывающие жировой секрет, улучшающий контакт глаза с задней поверхностью век и смыкание их между собой. Изнутри с хрящом плотно соединена конъюнктива – слизистая оболочка, вырабатывающая муцин и слезную жидкость, необходимую для увлажнения глаза и улучшения скольжения век по глазному яблоку.

Веки имеют очень богатое кровоснабжение. Работа мышц век контролируется лицевым и глазодвигательным нервами.

Строение век

Края верхнего и нижнего века образуют глазную щель, в углах которой верхнее и нижнее веко соединяются при помощи связок. Связки также прочно фиксируют края и хрящи век к стенкам глазницы.

Свободные края век плотно прилегают при смыкании. В крае века выделяют два ребра: переднее и заднее, а также область между ребрами, так называемое, интермаргинальное пространство. Переднее ребро закруглено, на нем расположены около 100 ресниц, в луковицы которых открываются протоки сальных желез, а между ресницами – потовых.

Интермаргинальное пространство содержит выводные протоки мейбомиевых желез, вырабатывающих жировой секрет, смазывающий края век, за счет чего обеспечивается их плотное смыкание и скольжение по поверхности глаза, а также правильный отток слезы.

У внутреннего угла каждого века в интермаргинальном пространстве располагается слезный сосочек, на вершине которого имеется слезная точка, через которую, в норме оттекает слеза. Задний край века острый, обеспечивает плотный контакт века с поверхностью глаза.


Веко состоит из двух пластин: наружной кожно-мышечной и внутренней, состоящей из хряща и конъюнктивы.

  • Кожа века очень тонкая, нежная и слабо соединенная с подлежащими тканями. Этими особенностями объясняется легкость возникновения отеков, кровоизлияний и подкожной эмфиземы век при некоторых заболеваниях и травмах.

  • Веки имеют большое количество мышц, обеспечивающих их подвижность. Мышцы век разделяют на две большие группы: первая обеспечивает закрытие глазной щели, а вторая группа мышц ее открывает.

К первой группе относят круговую мышцу век, состоящую из пальпебральной, орбитальной и слезной частей. Пальпебральная часть обеспечивает мигание и легкое смыкание век, а действуя вместе с орбитальной вызывает плотное зажмуривание. Слезная часть круговой мышцы своими волокнами окружает слезный мешок, способствуя оттоку слезы. Отдельно между корнями ресниц и выводными протоками мейбомиевых желез располагается ресничная мышца, при сокращении которой выделяется их секрет.

Вторая группа включает мышцу, поднимающую верхнее веко, которая имеет волокна, контролируемые вегетативной нервной системой. Прикрепление мышцы тремя пучками к своду конъюнктивы, хрящу и коже века обеспечивает одновременное поднятие всего века при ее сокращении. На нижнем веке такая мышца отсутствует. Хрящ века, собственно не является таковым, а представляет собой плотную пластинку коллагеновой ткани, однако название это все же укрепилось.

  • Хрящ века повторяет его полулунную форму, на верхнем веке он больше, чем на нижнем. В толще хряща расположены мейбомиевы железы, ориентированные перпендикулярно краю века в виде «частокола». Хрящи век слабо связаны с жировой клетчаткой, лежащей спереди, и очень плотно с прилегающей сзади слизистой оболочкой – конъюнктивой.

Конъюнктива – это тонкая слизистая ткань, которая покрывает заднюю часть век, формирует своды и, далее покрывает глазное яблоко, доходя до лимба. Конъюнктива содержит большое количество желез, вырабатывающих слизистый секрет и слезную жидкость, обеспечивая стабильность защитной слезной пленки, а значит и постоянное увлажнение глазного яблока.

Веки имеют очень богатое кровоснабжение, за счет ветвей, как наружной, так и внутренней сонной артерий. Венозный отток обеспечивается также в двух направлениях: в глазницу и вены лица. В нервной регуляции век принимают участие глазодвигательный, лицевой и тройничный нервы.

Симптомы поражения

Наиболее частые симптомы: покраснение и отёчность при аллергических проявлениях, зуд и воспалительные изменения кожи век при инфекционных блефаритах, локальное уплотнение, отёчность и/или болезненность края века при воспалении сальной железы (ячмень) или при воспалении и нарушении проходимости выводных протоков мейбоевых желез чаще верхнего века (халазион).


При изменении положения век возможно несмыкание вследствие нервных расстройств после перенесённых нарушений мозгового кровообращения, после ожогов и других травм лица.

Веко, чаще нижнее, может находится в вывернутом положении, обнажая слизистую и глазное яблоко (выворот). При этом не происходит должного смыкания глазной щели, что приводит к высыханию конъюнктивы глазного яблока и даже роговицы. При этом может наблюдаться постоянное слезотечение.

При завороте нижнего века тоже не происходит полного смыкания глазной щели. При этом состоянии ресницы, направленные внутрь, постоянно раздражают конъюнктиву глазного яблока и роговицу, также приводя к слезотечению.

Изменение формы и/или положения век, их асимметрия могут быть симптомом более глубинного процесса в орбите глаза.

Диагностика и лечение

Осмотр век невооруженным глазом, а потом и под биомикроскопом позволяет определить их форму и положение, степень смыкания, состояние роговицы глаза, конъюнктивы века и глазного яблока, степень её сухости.

Лечение блефаритов заключается в назначении соответствующей антибактериальной, противовоспалительной или противоаллергической терапии.

Халазион при частых обострениях показано хирургически иссекать. Но нужно помнить, что мейбоевых желез на веках много, и любая из них при определенных предрасполагающих условиях может воспалиться.

При вывороте и завороте век показано хирургическое исправление их положения, особенно при несмыкании глазной щели, дистрофических изменениях конъюнктивы и роговицы, постоянном слезотечении.

Что имеем, не храним, потерявши, плачем
Название одного из водевилей (1844) русского драматурга-водевилиста С. Соловьева.
Но выражение стало популярным, как афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Что имеем, не храним, потерявши, плачем

Афоризм из "Плодов раздумий" (1854) Козьмы Пруткова, повторившего название водевиля С. Соловьева (1844).

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Что имеем, не храним, потерявши, плачем" в других словарях:

    Что имѣемъ, не хранимъ; потерявши, плачемъ. Есть старый (отецъ), убилъ бы его; нѣтъ стараго купилъ бы его. «Цѣну вещи узнаешь, какъ потеряешь». Ср. Цѣну людямъ, истинно насъ любящимъ, мы, по большей части, узнаемъ въ то время, когда ихъ теряемъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Есть старый (отец), убил бы его; нет старого купил бы его. Цену вещи узнаешь, как потеряешь. Ср. Цену людям, истинно нас любящим, мы, по большей части, узнаем в то время, когда их теряем. Писемский. Тысяча душ. 2, 9. Ср. Eher schätzet man das… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Что имеем, не храним, потерявши, плачем - крыл. сл. Афоризм из «Плодов раздумий» (1854) Козьмы Пруткова, повторившего название водевиля С. Соловьева (1844) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Франц. слово Vaudeville происходит от слова vaux de Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта Оливье Басселена, который здесь впервые стал слагать юмористические песенки, названные водевирами, а позднее водевилями. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Коллективный псевдоним русских писателей: Алексея Константиновича Толстого и братьев Александра Михайловича, Алексея Михайловича и Владимира Михайловича Жемчужниковых Барометр в земледельческом хозяйстве может быть с большою выгодою заменен… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия

    Список серий американского телевизионного сериала «Частная практика» в жанре медицинской драмы с Кейт Уолш в главной роли доктора Эддисон Форбс Монтгомери.Сериал вышел на экраны 26 сентября 2007 года и выходит по настоящее время. Сериал… … Википедия

    КАК ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ

    СЛОВНО ЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ - кто быть; жить, чувствовать себя В полной безопасности, под покровительством,под надёжной защитой. Имеется в виду, что лицо (обычно женщина) или социальный коллектив (X) не имеет в жизни проблем и трудностей, поскольку всю заботу о ней (о нём)… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Камера хранения , Соколов Б.. Название книги отталкивается от известной поговорки: «Что имеем -не храним, потерявши - плачем». Чтобы не терять почвы под ногами и оставаться людьми, необходимо беречь от забвения богатство,…

Очень часто в речи встречается такое крылатое выражение: «Имея - не ценим, а потерявши, плачем». Многие даже считают, что это русская народная поговорка. Однако это не совсем верно. Ведь у фразы «Имея - не ценим, а потерявши, плачем» есть автор, давший ей жизнь.

Кто придумал эти крылатые слова

Некоторые люди считают, что придумал знаменитое выражение «Имея - не ценим, а потерявши - плачем» автор-современник, какой-то поэт, пожелавший остаться неизвестным. Собственно, этому способствует тот факт, что множество любителей побаловаться стихосложением вводят эти слова в свои произведения без ссылки на настоящего автора. Тем самым они вводят в заблуждение читателя, который приписывает эту мудрую мысль именно тому поэту, у которого он впервые столкнулся с ней.

Однако сначала фраза «Имея - не ценим, а потерявши, плачем» была использована драматургом-водевилистом С. Соловьёвым в 1844 году. Правда, звучала она немного иначе: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» и фигурировала как название одного нашумевшего в те годы спектакля.

Кто помог этим словам получить известность

Позднее, через десятилетие, уже в 1854 году, это выражение было использовано в сборнике «Плоды раздумья» Козьмой Прутковым. Следует уточнить, что на самом деле этого автора как такового не существовало. «Козьма Прутков» был псевдонимом, под которым работали братья Жемчужниковы и Владимир, а также поэт Алексей Толстой. Поэтому многие ошибаются, приписывая именно им слова «Имея - не ценим, а потерявши - плачем».

Кто сказал эту фразу первым, мы теперь знаем - Соловьёв в своём водевиле. Но стала знаменитой она благодаря соавторам «Плодов раздумья». Так что можно считать, что «родителей» у этой мудрости несколько.

Смысл слов «Имея - не ценим, а потерявши, плачем»

В этой фразе скрыт Сами слова можно отнести к любой стороне человеческой жизни. И главное в том, что люди не умеют ценить своё настоящее, всегда хотят большего, из-за чего и клянут то, чем владеют.

Говоря о том, что означает поговорка, можно вспомнить такую карикатуру. Человек жалуется на то, что у него немодные кроссовки. А мимо передвигается на инвалидном кресле человек, у которого и вовсе нет ног. То есть, имея ноги, мало кто задумывается о том, какое это великое счастье. А вот потеряв их, инвалид в полной мере понимает, насколько было здорово раньше жить, ходить, бегать, пусть даже и в немодной обуви.

Ставши богатым, человек частенько вспоминает голодные студенческие годы с благоговением. Да, когда-то ему было трудно, он даже, возможно, считал себя мучеником, ему хотелось большего. Но, получив всё, о чём мечталось, почему-то успешный бизнесмен грустит и плачет о тех годах, когда не было в достатке хлеба, но были дружба, преданность, любовь, молодость, здоровье.

Любите пока любится!

Применима эта крылатая фраза и к людским отношениям. Дети часто ругаются с родителями, не слушают их наставлений, обижают их своими грубыми словами. Многие считают себя глубоко несчастными из-за того, что им, по их мнению, достались не понимающие их «предки». Вырастая, дети понимают, что ближе родителей у них на всём свете никого нет. Только к тому времени мать с отцом уже становятся старенькими, больными, измученными из-за неурядиц в семьях, инициаторами которых и были как раз сами дети.

А иной раз почувствовать, как же трудно без матери или отца, как сильна их преданность и любовь, приходится уже в юношеском или даже детском возрасте. И тогда подростки тысячу раз проклянут себя за то, что не берегли тех отношений, которые им были даны природой, что не ценили доставшегося им счастья.

Сколько призывов беречь своих близких слышим мы от взрослых дочерей и сынов! Слышим, но всегда принимаем близко к сердцу. Родительскую преданность многие считают обязательной, принимают как данность, не ценят.

Не отрекаются любя!

Супруги, давно привыкшие друг к другу, перестают радоваться своим семейным отношениям. Уж сколько на эту тему написано дурацких анекдотов! Мужья своих жён называют кобрами и змеями, а те в ответ свои вторые половинки награждают не менее яркими эпитетами, называя их козлами, баранами и другими словами. Разговор идёт о самых обычных семейных парах, в которых нет особых проблем - только угасание страсти. И вроде бы разлука должна бы сделать их обоих счастливее, но - нет. Тут-то и понимают бывшие влюблённые, что потерять супруга или супругу равносильно духовной смерти.

То же касается друзей и влюблённых, которые думают, что всё происходящее сейчас - несерьёзно, не столь ценно. Поэтому между близкими людьми часто случаются размолвки, недопонимание. И только после разрыва люди начинают понимать, как важны для них были прежние связи. Но, к сожалению, не всегда есть возможность восстановить утраченные отношения.

С лёгкой руки поэтов

Стихи обладают такой особенностью - образно и кратко излагать суть размышлений о жизни. Поэтому часто в двух строках содержатся очень ёмкие мысли и выводы, к которым приходит думающий поэт. Так и появляются современные поговорки о жизни, которые входят в нашу речь.

«От себя убежать невозможно, как бы быстро ты ни бежал!»; «Смеяться вовсе не грешно над тем, что кажется смешно!»; «Стыдить глупца, шутить над дураком и спорить с женщиной одно и то же, что черпать воду решетом. От сих троих избавь нас Боже!»

Часто поговорками и пословицами становятся строки из басен. Именно они, являясь моралью этого короткого произведения, раскрывают многие аспекты человеческих страстей, недостатков, ошибок. В этом плане баснописцу Крылову, наверное, принадлежит пальма первенства.

Именно так!

Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Того, что имеет, человек не ценит. Обладание, владение чем-то воспринимается как данность. Лишь с потерей приходит понимание важности утраченного.
О былом здоровье вспоминают с появлением болезней. Жгучая потребность поговорить по душам с родителями является с их уходом. Когда дети были маленькими, выслушивать их, ласкать, баловать не было ни сил, ни времени, ни желания. Выросли, всё появилось, да им не нужно

Автором выражения «что имеем — не храним, потерявши плачем» является поэт, драматург-переводчик, режиссер Московского Малого театра Сергей Петрович Соловьёв (1817–1879). Одноактный водевиль такого названия был им создан в начале 1840-х, одобрен цензурой в 1843 году, поставлен в 1844 году. Водевиль имел успех, много лет шел на сценах русских многих театров, одна из постановок, например, состоялась 16 марта 1894 года в Варшаве. Кроме водевиля «Что имеем — не храним, потерявши плачем» Соловьёв сочинил, перевёл, переделал с французского ещё множество водевилей, комедий и драм

    Девичьи клятвы, или Вся беда от романов
    Тетушки и добродетель
    Старый математик
    Марфа Ивановна и Захар Захарыч Собачкины, или Поставлю на своем
    Колечко с бирюзой
    Волшебная Роза, или Уездные честолюбцы
    Домик холостяка, или Не рой яму, сам попадешь
    Что и деньги без ума
    Небо и земля или Жизнь художника
    Невесте сорок пять, приданого сто тысяч
    Чудная девушка, или Редкость XIX века
    А справочку навести не мешает!
    Ночное привидение или Преступник поневоле
    Война в малом виде, но в большом свете
    Вдвоем поехали, втроем воротились
    Вдова замужем, или Мертвый живому житья не дает
    Отец — жених, а дочь невеста, или с Больной головы на здоровую

Однако, не смотря на популярность спектакля, крылатым фразеологизм «» стал благодаря сочинению «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы», в 1854 году опубликованном в номерах втором и шестом журнала «Современник»

Мысли, аналогичные выражению «что имеем — не храним, потерявши плачем»

  • Цену людям, нас любящим, мы, по большей части, узнаем в то время, когда их теряем (Писемский)
  • То, что у нас есть, мы не признаем (Шекспир)
  • Добро потерянное - добро оцененное (Иоганн Готфрид Гердер)
  • Ненавидим добродетель при жизни, исчезнувшую с глаз с завистью ищем (Гораций)
  • Душа желает то, что потеряла (Петроний)
  • Тогда только мы считаем наше хорошим, когда мы потеряли, что имели (Тит Макций Плавт)

Применение пословицы в литературе

«Вот уж воистину: что имеем ― не храним, потерявши ― плачем…» (Михаил Щукин. «Белый фартук, белый бант…»)
«Потерять можно только то, что имеешь. Что имеем ― не храним… А я Машу не взял» (Алексей Иванов «Географ глобус пропил»)
«Получилось по известной поговорке: «Что имеем не храним, потерявши ― плачем» (Леонид Утесов «Спасибо, сердце!»)
«Мы, русские, что имеем ― не храним, чего не имеем ― тем хвастаемся!» (Сергей Залыгин «Комиссия»)
«Ценность, как бы она ни была субъективна, я могу с чем-то сравнить, выразить, осознать, пусть даже и запоздало («что имеем не храним, потерявши плачем»), а значимость…» (Владимир Леви «Искусство быть собой»)
«Обыкновенно люди не ценят того, что им дано, ― банальное ― Что имеем, не храним, Потерявши, плачем. Но кому выпало счастье жить в «волшебном городе на берегах Невы» ― ценили его, гордились им и любили его» (Г. В. Иванов «Закат над Петербургом»)
«Мы не дорожим тем, что достается легко, ― что имеем не храним, хотя потерявши плачем» (А. А. Фет «Из деревни»)

Мы сидели уже не один час в этом кафе. Все новости были рассказаны, новые наряды показаны, горячие вопросы обсуждались уже по второму кругу, даже на политику переключились. Я начала откровенно зевать и поглядывать на часы. Муж позвонил двадцать первый раз - в общем пора было закруглятья и ехать домой.

Полин, ты как-будто никуда не торопишься. Че это тебе муж не звонит?
- Да, нет, почему… я честно говоря даже не знаю, где он...- как-то виновато ответила она, пряча глаза.
- Как это? - мы с Ленкой откровенно выпучили глаза и рты пораскрывали.
Сообразив, что брякнула что-то лишнее Полина натянуто улыбнулась и ответила, шутя.
- Ну, в смысле он у меня не ревнивый. Скорее всего с друзьями в боулинг пошли, вот и не звонит…
- Везет же, - подхватила Ленка, - у меня б… А, ну да, я ж уже рассказывала.

Повисла какая-то неловкая пауза, я посмотрела на Полину и почему-то ей не поверила.

Вова, ее муж, был что называется мужчиной мечты. По крайней мере, внешне. До того хорош, что женщины, провожая его завороженным взглядом, еще долго вздыхали. Одним словом, женщины его любили, а он беспордонно этим пользовался. Каких только красавиц не было с ним рядом, а женился на нашей Польке. Поля не выделялась на фоне других совершенно ничем. Эдакая серая мышка. Тихая, спокойная, домашняя. Друзья Вовы еще долго делали большие удивленные глаза после свадьбы и не раз, провожая ее взглядом, вопрошали: «Ну что ты в ней нашел?!»

Вова победно улыбался и говорил о том, что любит она его, как Бога, холит и лилеет. Ни слова упрека, ни скандалов, словом, о чем еще ему мечтать можно было? «А что с этими длинногими делать? Они к плите не знают с какой стороны подойти. В голове одни шмотки! А я поесть люблю, причем вкусно и много...»

Полю он любил, по-своему, но никогда не ревновал, ни закатывал сцен типа «где ты была?», и сам никогда себя не утруждал оправдываться в своем отсутствии.
Полька любила его наверно слишком сильно, если можно было так выразиться. Мы с Леной много раз пытались ее «расшевилить».

«Тебе надо как-то изменить себя - перекрасить волосы, подстричься, вообще изменить прическу, стиль одежды… И не сидеть дома, как верный пес, дожидаясь блудного мужа.»

«Раз не пришла бы ночевать, посмотрели, как бы он запел. Заведи себе любовника в конце концов! Не хочешь буквально, я попрошу своего знакомого, будет тебе днем и ночью названивать, и смс-ки вагонами слать, пусть поймет, - тебе тоже мужики проходу не дают. И глаза разует, какая ты красавица. А такую красоту надо беречь, чтоб кто-нибудь шустрый на кривой кобыле не объехал. Может хоть чуть-чуть испугается. Трястись за тебя будет и опасаться, что может потерять.» - твердили мы с Ленкой на перебой. «Совсем ты его разбаловала, вот он тебе на шею и сел. Жена верная дома сидит, никуда не денется - вот и расслабился. А ты между прочим женщина. И очень эффектная… особенно, если снимешь с себя эту „мешковину“ и оденешь нормальные тряпки. Такую фигуру нельзя прятать - это ж преступление!»

Полька была непоколебима. Но, как говорится, вода камень точит. И даже железному Полькиному терпению рано или поздно должен был прийти конец. Вовка не первый раз приходил домой под утро, изрядно «наигравшись в боулинг». На вопросительные взгляды жены махал рукой и отвечал дежурное «че-то с пацанами засиделись» и валился спать. А с утра Полька ему рассольчик, горячий борщик, 100г… Вова улыбался, вздыхал тяжко (мучаясь то ли похмельем, то ли совестью)и говорил «какая ж ты у меня золотая!»

В этот раз он превзошел самого себя…

Поля, пыталась дозвониться, но в 10 раз услышав в трубке "… недоступен или находиться вне зоны действия...", бросила телефон и легла спать…
Кто-то отчаяно колотил ногами в дверь. Сон как ветром сдуло. В первое мгновение Поля испугалась, вскочила, хотела будить мужа, потом сообразила, что это собственно муж наверно и ломает двери, и поплелась открывать.

На пороге, шатаясь стоял Вова в компании двух девиц, которые его бережно поддерживали. Рубашка застегнута всего на одну пуговицу, воротник в помаде, растрепанный какой-то, на груди отчетливо выделялся засос…
- Поля! Я при-шел! - веселися Вова, - девчонки, помогли до дома добраться, - тщательно выговаривая каждое слово, все-таки произнес он.
Троица дружно ввалилась в прихожую и тут же оказалась на полу. Девицы взвизгнули, Вова заржал… Молча, переступив через них, Полина зашла в свою комнату, оделась и ушла… Ушла совсем. Прошло два месяца. Сколько раз он ей звонил, просил прощния, умолял вернуться… Ничего.

Я сидела и смотрела на нее, помешивая уже давно остывший чай. Поля выглядела усталой какой-то, а во взгляде не было ничего. Совершенно пустые, «мертвые» глаза. Я даже не знала, что говорить. Лучше бы она рыдала, била посуду, материла мужа на чем свет стоит… ну хоть что-нибудь делала… Чем так.
Тишину нарушил звонок в дверь. Я бросилась открывать. На пороге стоял Вова. Клянусь, я никогда в жизни ни видела его таким потерянным! Складывалось впечатление, что человек был тяжело болен или только что перенес тяжелую болезнь. А в глазах такое отчаяние. У меня сердце сжалось. В первое мгновение я даже замешкалась малость, он ли? Я молча пропустила его и осталась в коридоре, чтоб не «путаться под ногами». Вову стало по-человечески жалко. Он прошел в кухню. Полина даже головы не повернула в его сторону. Сидела на подобие истукана и пялилась в стену напротив. Вова сел на пол, обнял ее ноги и… заплакал. Мне стало как -то не по себе. Он плакал долго, навзрыд, то опуская голову, то заглядывая в ее глаза. А она смотрела сквозь него и даже ни один нерв ни дернулся на ее лице. Складывалось впечатление, что она вообще ничего не видит и не слышит вокруг.
- Поля, девочка моя, я умру без тебя, не бросай меня, не уходи. Я больше никогда тебя не оставлю ни на минуту, слышишь… Я забуду всех своих друзей, мне никто не нужен, кроме тебя… Прости меня. Нет, ну хочешь, ударь меня, ударь, я заслужил это… Я подлец. Поля, ну не молчи, - крикнул он, встал на колени и стал трести ее за плечи. Каменное лицо, пустые глаза, ни слез, ни эмоций.
Я готова была уже сама разрыдаться и простить этого несчастного Вову, лишь бы все это закончилось. Она молча встала, легонько отодвинула Вову в сторонку, вышла в коридор, посмотрела на меня безразличными глазами и сказав «что-то я устала, поеду я...» и ушла…