Национальный костюм индейцев. Какую одежду носили индейцы североной америки, и как на самом деле выглядели их знаменитые головные уборы. Образы с улиц для вдохновения

Одежда. Украшения

Традиционную одежду индейцы делали из шкур бизонов, оленей, антилоп или горных баранов. Однако с начала XIX века все чаще использовалась одежда, сшитая из тканей, производимых белым человеком. Завоевывали популярность готовые изделия - жилетки, рубашки, мундиры, шляпы, платки, шали. Тем не менее всё это уступало по прочности и теплу бизоньим шкурам, и большинство индейцев одевалось зимой именно в них, чтобы уберечься от мороза. Летом шкуры лежали, обработанные жиром и землей от насекомых-вредителей, и индеец гордо ходил в ситцевой рубашке, шерстяном одеяле и суконных леггинах. Но любой обуви индейцы предпочитали всё же традиционные мокасины. Традиционная кожаная одежда использовалась также в религиозных церемониях, на охоте и на войне. Она была своеобразно устроена и украшена бисером, иглами дикобраза, перьями и ценилась более высоко, чем любые европейские товары. Однако, мужская набедренная повязка из красного или темно-синего сукна, а также шерстяные одеяла стали неотъемлемой частью индейского костюма.

Принцип изготовления одежды

1. Раскрой и общий вид военной рубахи:

а) вышитая бисером или иглами дикобраза полоска оленьей кожи.

б) скальповая прядь.

2. Раскрой кожаных леггин

3. Общий вид кожаных и шерстяных леггин

4. Выкройка и общий вид мокасин с твердой отдельно пришивающейся подошвой:

а) суконная обшивка; б) формы язычков.

5. Орнаменты на мокасинах:

а - Сиу; б - Ассинибойны; в - Кроу; г - Команчи; д - Черноногие; е - Чейенны.

Мужская одежда включала в себя рубаху, леггины - две отдельные штанины, которые крепились к поясу наподобие чулков. К этому же поясу крепилась и набедренная повязка - длинный узкий кусок ткани, который проходил между ног и, пропущенный под пояс, свободно свисал спереди и сзади.

Мокасины были двух типов: древний вариант, сшитый из одного куска кожи, и более совершенный - с отдельно пришивавшейся подошвой из прочной и толстой кожи.

В холодное время экипировка дополнялась накидкой из шкуры бизона или шерстяным одеялом; могла быть использована и сшитая из одеяла своеобразная длинная шинель с капюшоном - так называемый капот. В сильный холод надевали рукавицы и примитивного покроя меховые шапки.

Насколько богато украшалась одежда воина, зависело от его боевых заслуг. Основной отделкой служила вышивка из игл дикобраза или позднее из бисера. Она пришивалась на рубаху - на рукава, плечи - и на леггины. В старину часто украшали рубаху на груди и на спине большим круговым орнаментом. Узоры обычно заключали в себе магический смысл - рубаха обретала защитные свойства, оберегая своего хозяина. Да и без всякой мистики широкие бисерные полосы играли роль панциря. Бисер, который индейцы покупали или выменивали у белых торговцев, представлял из себя стеклянные бусинки, порой довольно крупные (так называемый «конский бисер»). Они вполне могли защитить от скользящего удара ножа или стрелы.

Все традиционные рубахи отделывались бахромой - или из длинных полосок кожи, или из шкурок горностая, или из скальпов. Бахрому из скальпов носили только выдающиеся воины. Человеческие волосы часто чередовались с конскими. Последние символизировали захваченных лошадей, а если были выкрашены в красный цвет, обозначали убитых в бою лошадей, принадлежавших хозяину рубахи.

Нередко рубаха покрывалась рисунками и знаками, отражавшими славные боевые деяния. Например, поперечные полоски на рукавах показывали количество ку, подковы - число захваченных лошадей, трубки - сколько раз индеец был предводителем военного отряда и т. д. Иногда рубаху раскрашивали в два цвета - верх в сине-зеленый, символизирующий небо и мир, низ - в красно-коричневый, соответствующий земле и войне.

Леггины во многом повторяли отделку рубахи, тоже обладали магической силой и отражали послужной список хозяина.

Надо сказать, индейская одежда, в том числе и военная, зависела от моды. Менялись крой и формы, вышивки и разрисовки. Пожалуй, каждое племя имело своеобразную и характерную технологию изготовления одежды и собственный стиль вышивки. Человек с наметанным глазом безошибочно определял по одежде, из какого племени индеец. Например, у мокасин даже подошва имела определенную форму, и по её отпечатку опытный разведчик опять же мог узнать, индеец какого племени оставил следы. И уж тем более орнамент и отделка мокасин, несмотря на множество вариаций, говорили всё об их владельце.

Вождь канадских Ассинибойнов (Стони) в парадной одежде 1870–1900 гг.

Вышивка бисером

I. Техники и стили вышивки:

а) Ленивый стежок;

б) Стежок «Кроу»;

в) Стежок на месте.

г) Общий вид вышивки ленивым стежком

Такую технику применяли Сиу, Чейенны, Арапахо, Ассинибойны, Гро-Вантры, Кайова, Команчи, Пауни, Понка, Омаха, Кайова-Апачи, Арикара, Хидатса, Манданы, Шошоны.

д) Общий вид вышивки стежком «Кроу»

(Кроу, Черноногие, Сарси, Кри, Банги, Ассинибойны, Гро-Вантры, Юта, Шошоны, Хикарилья, племена плато).

е) Общий вид вышивки стежком на месте

Эта техника использовалась при вышивке так называемых «растительных орнаментов». Растительный орнамент характерен в основном для племён «фермеров» центральных и южных равнин (Понка, Омаха, Канза, Кэддо, Оседжи и др.) и для кочевников северных равнин (Сарси, Кри, Черноногие, Банги, Стони), хотя такие орнаменты использовали все племена, пожалуй, за исключением Чейеннов и Арапахо.

II. Значение Бисерной Символики:

1, 2. Человек.

3. Голова.

4. Глаз. 5. Сердце.

6. Пуповина. 7. Сердце и легкие. 8–9. Орел. 10–15. Перо. 16. Перья. 17. Бизон. 18. Кишечник бизона. 19. След антилопы. 20. След лося. 21. Бабочка. 22–23. Черепаха. 24. Лягушка. 25–26. Стрекоза. 27–28. Звезда. 29. Утренняя Звезда. 30. Млечный Путь. 31. Солнце. 32–34. Горы. 35–36. Типи. 37. Сумка. 38. Дороги. 39. Сушилка для мяса.

40. Река.

Бизонья накидка или попросту выделанная шкура бизона нередко служила не только одеждой, но и как бы зачетной книжкой воина. На ней изображались боевые заслуги хозяина - геометрические фигуры или пиктографические картинки, эдакие пляшущие человечки, главный из которых - обладатель накидки - жестоко расправляется со своими врагами.

Особого внимания заслуживают украшения-панцири из так называемых хэа-пайп - «волосяных трубок». Их так назвали потому, что первоначально использовали как украшения для причесок. Они появились у индейцев равнин к 1800-м годам. Украшения изготавливались в Нью-Джерси и попадали к индейцам от белых торговцев. Сначала это были трубки из раковин «конча», позднее из меди или серебра. Но металл не пользовался популярностью. Со второй половины XIX века распространились костяные трубки - с этого времени можно вести отсчет эпохи хэа-пайп, которая длится до сих пор. Шейное украшение из нескольких рядов костяных трубок стало как бы символом принадлежности к индейской нации. Кроме ожерелья, хэа-пайп использовались как подвески к серьгам, бусы и даже большие нагрудные украшения, которые одновременно служили и панцирем, для этого трубки соединялись в несколько рядов и закрывали грудь и живот воина. А иногда такой панцирь доходил до колен. Наибольшей популярностью хэа-пайп пользовались у индейцев южных и центральных равнин- Кайова, Команчей, Кайова-Апачей, Арапахо, Чейеннов, Оглала-Сиу.

Среди этих же племен были распространены довольно массивные нагрудные украшения из мельхиора - большие кресты или различные пекторали. Они украшались гравировкой и подвесками из металла. Подобные пластины опять же могли защитить от ножа, стрелы и даже пули.

Крест и пекшораль из мельхиора

Все индейцы любили медали. Они носили их на груди на шелковых лентах, иногда по нескольку штук. Медали попадали к индейцам: с востока - американские, с северо-востока - английские, с юго-запада - испанские, с северо-запада - русские. Все белые колонизаторы при заключении договоров обязательно вручали индейцам медали «в знак мира и дружбы». Медаль являлась гордостью вождя или воина, и при любом мало-мальски удобном случае он надевал её как знак признания его заслуг и значимости, да и просто как красивую вещь.

Большую популярность среди степных индейцев имели экзотические раковины денталия и каури, которые шли на расшивку одежды, на изготовление ожерелий и серег. Из традиционных материалов использовались большие речные раковины, молочные зубы лося, когти медведя.

Женская одежда состояла из длинного платья из кожи или ткани, мокасин и леггин, которые были короче, чем мужские, и крепились над коленом. Нередко мокасины и леггины составляли одно целое, и напоминали скорее высокие сапоги. Платье украшалось вышивкой из игл дикобраза или бисера. Для его отделки применялись также монеты, напёрстки, бубенцы, раковины каури и денталия, лосиные зубы. У дочери богатого индейца иногда платье было целиком расшито бисером.

Одежда женщины-воина в общем не отличалась от обычной женской одежды, разве что в торжественных случаях надевались мужской головной убор из перьев или медаль. Впрочем, известен случай, когда девушка-воин во время военного похода носила мужскую одежду.

(индейский, ковбойский и гавайский) относятся к американскому . И сегодня разберет их их по косточкам. Приступим?

Самый американский стиль одежды - индейский

Для индейского этно-стиля характерны определенные тяжелые материалы и присуща своя цветовая гамма. Например, ткани из натуральных волокон - исторически сложилось использование льна и хлопка для выработки тканей различного назначения. Именно от индейцев пошло широкое использование бархатистой замши и дубленой кожи. Есть и традиционные цвета, в которые окрашиваются индейские изделия, это сине-красно-желтая гамма. Коричневый цвет также представлен самым богатым разнообразием оттенков - от кофейного до .

В индейском вы найдете туники, платья, жилетки и юбки с бахромой, украшенные вышивкой и узорами этнического происхождения. Красивая обувь с вышивкой и бусинками, замшевые мокасины, сапоги из кожи, обрамленные бахромой и кистями... Кроме того, индейские дамы с удовольствием носят пончо - индейское изобретение. Не менее интересны аксессуары от индейцев, сумки в виде торбы с перьями , рисунком и оригинальные завязки на волосы.

Ковбойский стиль одежды: американские фермеры делают моду

Для ковбойского стиля характерны другие материалы и цвета, нежели для индейского стиля. Это, преимущественно, серые, белые, голубые тона и различные оттенки цвета. Из материалов - хлопок и лен, а также деним и кожа, имеющая состаренный вид.

Ковбойский стиль пестрит заклепками и металлическими застежки с молниями на верхней одежде. Распространены брюки и жакеты, выполненные в мужском варианте. Американские джинсы? Конечно! Либо классические, либо облегающие. Выбор расцветок небогат - черные или голубые. Женщины носят длинные юбки и платья с корсетами, а также сарафаны. Вся эта одежда богато снабжена кружевом и воланами.

Плечевые изделия представлены белыми блузками, или ткани. Футболки и топы имеют винтажные изображения Микки-Мауса, объявлений о розыске образца прошлых лет либо звезд шерифа. Особенно часто звезда шерифа украшает ковбойскую шляпу.

Аксессуары и обувь в ковбойском стиле

Из аксессуаров обязательна шляпа - без нее не обойдется почти ни один истинно американский наряд - и шейный платок, свисающий на груди уголком вниз. Ремни - обязательно с пряжками, сумки - бахромистые.
Сапоги имеют характерные очертания: длинный, слегка загнутый носок, скошенный каблук (так называемые ковбойские сапоги или сапоги в стиле вестерн).

Правда, изготовители сапог на этом фото явно перегнули палку носок:

Каких-либо строгих правил в этом нет: можно не надевать длинные платья, а обойтись мини-юбкой или шортами с легкой рубашкой.

Примерно так выглядит современная девушка "cowgirl":

Гавайский американский стиль

От слов «гавайский стиль» веет архипелагом в окружении океана, теплом и цветочным ароматом. Царит буйство красок и цветов, которые сверкают везде: в гирляндах на шее и венках на голове, на топиках, юбках и

Один из ранних путешественников отмечал: «Видя воина, разодетого в лучшие одежды, идущего со своей женой, чье одеяние практически лишено украшений, я не мог не подумать, что это соответствует закону природы, как в случае с павлинами, оленями, да и почти всеми представителями животного мира, где самец щедро украшен, тогда как самка блекла и не украшена».
Одежда индейского мужчины, как правило, разительно отличалась в разных обстоятельствах. Если человек находился в лагере или на охоте, она была простой и удобной, но в военном походе, при перекочевке и проведении различных одевались богато и красочно. Молодые люди, ухаживающие за девушками, также могли разодеться в лучшие одежды и расхаживать по лагерю, выставляя себя напоказ. Брекенридж писал по поводу арикаров: «В основном они ходят обнаженными. Одежда, которую они иногда надевают, служит скорее для украшения, чем для удобства. Состоит она из , сшитой из выделанной кожи антилопы, украшенной иглами дикобраза и выкрашенной в различные цвета, и пары , украшенных таким же образом. На правое плечо они накидывают выделанную бизонью шкуру с оставленной на ней шерстью, а на левое надевают колчан... На шее некоторые носят ожерелье из когтей гризли. К пяткам мокасин некоторые из них прикрепляют лисьи хвосты, а к леггинам подвешивают оленьи копытца так, чтобы они гремели во время ходьбы».

Повседневная мужская Дикого Запада первой половины XIX века состояла из набедренной повязки, леггин и мокасин. В холодную погоду надевали бизонью накидку мехом внутрь, а на Северных равнинах еще и пользовались кожаными рубахами и рукавицами. Наиболее красивые одежды, по мнению белых современников, носили обитатели Северных равнин. Особенно выделялись кроу. Одежда жителей Южных равнин, например команчей, была проста и не так украшена бисерными орнаментами. Даже у различных групп и общин одного племени одежда могла несколько отличаться друг от друга. Так, одно из племен черноногих - кайны (или блады, от англ. blood - кровь), - получили свое название, потому что любили выкрашивать одежду охрой. У команчей одни общины предпочитали шить одежду из оленьей кожи, а другие - из антилопьей. Кроме того, южная часть племени носила более темные одежды, чем их северные сородичи.

Обычно по одежде воина можно было достаточно точно определить, к какому племени он принадлежал, но не всегда. Барбара Хэйл, куратор Хаффенреффорского музея антропологии, очень точно заметила относительно идентификации индейских вещей, что существует большая разница между «сделано теми-то» и «получено от тех-то». Многочисленные межплеменные браки и захват пленниц приводили к тому, что женщина шила и украшала вещи мужа привычными для себя орнаментами. Кроме того, в боях индейцы захватывали не только скальпы и лошадей, но также оружие, одежду,

Твитнуть

Класснуть

Бахрома, вышивка, замша; характерные геометричные узоры и плетение... Все это становилось модными трендами последних лет вроде бы само по себе. Но вдохновение дизайнеры черпают постоянно в одной и той же культуре. Она настолько же узнаваема, насколько же и спорна в использовании дизайнерами. Больше скандалов было только вокруг использования в моде религиозной символики и исторически негативных ассоциаций (например, связаных с фашизмом). Почему? В первой части - интересные факты истории распространения национальных мотивов, уличный стиль и народная любовь на протяжении веков.

На самом деле культура индейцев обширна - обе Америки. Сильно ли отличаются обычаи и одежды, скажем, индейцев Перу от индейцев штата Дакота? Прилично. Но для нас они, как и китайцы - одна культура. Хотя и в Китае, и в Америке проживает множество народностей со своими самобытными обычаями, узорами, любимыми цветами, материалами и т. д. За что же мы любим играть в индейцев? Ответ дизайнеров на этот вопрос будет во второй части статьи, здесь же мы рассмотрим общее стилистическое развитие.

В чем специфика восприятия этники?

Обычно в современной одежде используется не полностью идентичный костюм, и даже не аутентичные вещи (хотя некоторые детали, зачастую аксессуары, приобретаются модниками в этно-лавочках, но обычно это как раз то, что индейцы делают на продажу). Используются те черты "первобытности", которые в нашем обществе считаются положительными.

Так, любовь к свободе, жажда жизни и позитивный взгляд на мир - считаются хорошими чертами. А вот примитивность и бедность - наоборот, отрицательными, которые перенимать не желательно. Потому яркие узоры, натуральность и нарочитая грубость материалов, перья и кость - перенимаются. А вот полный костюм, проколотые носы и губы (именно в оригинальной манере, мы не про пирсинг, распространенный у субкультур), прически и маникюр (его отсутствие), обветренное лицо - не приветствуются. Для сравнения, фото настоящих индейцев и фотосессии "в стиле":

Вожди Сиу

Девушка Сиу

Семья Сиу:

Современные "размышления на тему" всерьез:

И то, что делается во имя красивых фотосессий людьми, абсолютно далекими от культуры:

Также не имеет смысла перенимать символизм культуры. Вот почему индейцы, с одной стороны, продают вещи с национальными узорами, а с другой - возмущаются, когда мы носим их без всякого понимания, что они означают.

Марки одежды, всегда связанные с индейской тематикой

Как известно, производство одежды и сувениров с индейской тематикой - одна из основных статей доходов индейских племен сегодня. Поэтому, к примеру, те же Навахо часто судятся с производителями одежды, в том числе и от-кутюр. Но есть марки, которые традиционно связаны с историей США и у которых с индейцами вполне теплые взаимоотношения.

К примеру, Пенддлтонская шерстяная фабрика (Pendleton Woolen Mills). Хотя и там не все гладко (из-за коллекции одеял с аутентичными узорами у них были трения), но, по крайней мере, эта продукция носится и самими индейцами, в том числе. Бренд известен на родине, примерно как Barbour в Англии. Очень традиционная (полторы сотни лет уже работают), очень уважаемая фирма. Качество, известность, история. Начинали с одеял с традиционным узором навахо. Сейчас Навахо с ними судятся, но это не Urban Outfits с их бельем, у Пенддлтонской фабрики прав на узор поболее. Когда они начинали, Навахо еще не знали, что такое "торговая марка".

(для тех, кто занимается рукоделием - они геометричны, идеальны для вязания спицами и крючком, вышивания крестиком и бисером)

Все эти узоры можно встретить на пончо, на рюкзаках, на одеялах... В конце-концов, фирма расширила традиционный ассортимент.

Но основной статьей дохода и гордости до сих пор являются их пледы.

Другая, не менее известная спортивно-загородной продукцией фирма - Ralph Lauren, занялась в 80-х годах популяризацией американского стиля в мировой индустрии моды. Благодаря ему, Ральфу, стали популярны вещи в стиле кантри, куда проникла, разумеется, и индейская тематика. Это он стал украшать свои замшевые куртки бахромой и использовать пончо в образах на подиуме.

Исторические предпосылки «индейской темы» в мировой моде

Как видим, компании, выпускающие модели "в индейском стиле" в Америке были популярны всегда. Индейские мотивы составляют часть неповторимого американского стиля, наравне с кантри, кэжуалом и стилем "канадских лесорубов", спортивным и деталями этно-стилей Испании и Африки.

Но в 60-70-е года движение хиппи вывело этно-мотивы на новый виток осмысления. Итак, индейская тематика - уже не только часть стиля кантри, но и неотъемлемая составляющая стиля хиппи. Который сегодня возрождается снова в виде бохо-шика.

Аксессуары, украшения и узоры - вот основные детали, взятые у индейцев.

Нюансы правообладания индейскими принтами

И здесь как раз можно вспомнить, чем закончилось для Шанель это шоу. Коллекция 2014 года попала под резкую критику коренного населения, как раз за неуемное использование национальной символики, к примеру, уборов из перьев.

В этом году буквально канадские индейцы Оджибве и Мохавк (точнее, их потомки) обратились с жалобой в H&M, и бренд снял с продаж вот это:

Ранее в 2012г. пострадал от индейцев бренд Victoria"s Secret. Карли Клосс хороша и в перьях, и без, но бренду пришлось извиняться и вырезать это дефиле из трансляции по ТВ.

Также подобные судебные иски Навахо предъявляли Urban Outfitters, популярной сети магазинов готовой одежды. Причина основных претензий - "тривиализация целого народа". А если проще - Urban Outfitters выпустила серию белья с названием "Navajo". Особо возмутили индейцев трусики ("хипстерские трусы навахо") и фляжка для спиртного ("фляжка навахо"). Спиртное - это больная тема для их истории.

Кроме того, навахо указали, что название их народа, цитирую: "зарегистрированная торговая марка", принадлежащая, собственно, племени. Департамент юстиции США удовлетворил их требования и Urban Outfitters сменили названия товаров. Товары, впрочем, не убрали из продажи.

Помимо них, индейские узоры время от времени используют в своих товарах и другие популярные недорогие бренды, например, TopShop и Zara, и вообще компании, перенимающие идеи с показов.

Индейские мотивы, модные в этом сезоне, как их воплотить в жизнь?

Что можно добавить в свой образ, чтобы быть "в тренде"? Не обязательно надевать головной убор вождя или кожаную рубашку. Можно просто выбрать какие-либо из деталей, нюансов.

Идеально дополнит кэжуал-образ.

Принты, особенно геометричные, на пике моды.

Совет: если от-кутюр не по карману, а масс-маркет (H&M итд) не нравится качеством, всегда можно найти вещицу в этно-магазине.

Их легко приобрести в магазинчиках бижутерии, которые быстро подстраиваются под общие тенденции моды.

Образы с улиц для вдохновения

Отсюда можно почерпнуть сочетания (например, с джинсой и кедами) и решить вопрос "в каких стилях носится этот тренд".