Мир труд май трудящиеся всех стран соединяйтесь. Маевка и политика. мая в современной России

Часто повторяем: мы родом из детства. Вот и моя радость, моё нетерпеливое ожидание первомайских праздников тоже оттуда родом. Радостно и жадно дышит в палисадниках сирень, громкое радио выплёскивает из домов весёлую и бодрящую музыку, а впереди – демонстрация! Желанная… Обязательно дадут нести воздушный шар, все взрослые будут улыбаться до ушей, даже самые смурные и неприступные. А ещё родом из детства яркие буквы транспарантов – мир, труд, май! До того весёлые, что, кажется, ещё чуть-чуть и в пляс пустятся. Коротенькие слова, крепенькие, как выросшие на козьем молоке подростки. Смысл транспарантов я не понимала, да и был ли вообще в них смысл? А принимала их одним счастливым “ахом” – первомай…

А теперь часто думаю: ведь первомайские дни очень часто совпадали с пасхальными праздниками, Светлой седмицей, памятью святых жен-мироносиц, которая отмечается всегда после Пасхи. И кто знает, может, сердце моё детское ликовало именно от этой радости, а не от бравады и пестроты первомайских шеренг? Мир, труд, май – странные лозунги, странные призывы. Как можно призвать к миру, труду и маю? И зачем вообще к ним призывать? Это уже не детские вопросы, и не детская грусть, и не детское недоумение.

Мне часто говорят теперь: “Ну почему, почему Церковь против женского дня – ? Понятно – 7 ноября, тут всё ясно, – безбожная власть, храмы разоряли, но женский день?! Цветы, подарки, добрые слова. Почему Церковь против цветов, подарков и добрых слов? Получается, даже раз в году нельзя напомнить женщинам, что они женщины?”

Сначала я нервничала и все поминала такую-рассякую Розу Люксембург, и Клару Цеткин, и галдящих вокруг них женщин с сомнительной репутацией. И цитировала Священное Писание: “С нечестивыми развратишися…” А теперь просто напоминаю:

– Наш женский день – в день памяти святых жен-мироносиц.

Нынче он 11 мая. Тут тебе и мир, и труд, и май. Лозунг из прошлой жизни как нельзя пришёлся ко двору православному женскому празднику. Только бессмысленность коротеньких слов-подростков обрела смысл глубокий и серьёзный. С миром пришли святые жены ко Гробу Спасителя. Они пришли выполнить перед Ним свой последний долг – помазать Пречистое Тело. Первым долгом было следование за Господом земными и скорбными Его путями. Но пришли в плаче, а ушли – в ликовании. Воскрес Христос! Поправ смертию , поправ жизнью смерть, поправ смерть великой тайной милосердной Божией любви. И жены-мироносицы сообщают потрясающую весть:

– Христос наш воскрес!

Вспоминаю изящную шутку митрополита Московского Филарета. Когда одна дама спросила его, почему же всё-таки именно женщины первыми пришли ко Гробу Воскресшего Спасителя, каков был в том Промысл Божий, митрополит с улыбкой ответил:

– А Промысл такой: Господь знал, что если первыми о Его Воскресении узнают женщины, то весть эта разнесётся по всему миру мгновенно!

А жены-мироносицы и учат, и делятся, и утешают. Они учат миру. Каждая из жен, встретивших праздник Пасхи у Гроба Спасителя, стяжала в себе тот самый мир, без которого возрастание христианской души – затянувшийся долгострой. Наше дело – переучиваться, а это сложнее, чем учиться. Нас учили ходить чеканным шагом по размеченной брусчатке кремлёвских плацдармов. И наш шаг теперь мало похож на женский. А переучиваться надо… И дабы не ломать голову над вопросом – делать жизнь с кого, Православная Церковь даёт нам удивительные образчики женских судеб. Зачем изобретать велосипед и ломать напрасно голову? Евангельская история – богатая житница, способная напитать любую душу. Женская доля – это служение. Женская доля – это мир.

Мир, труд… Конечно, труд. Но труд не по разнарядке буден великих строек, а по потребности души. “Душа обязана трудиться…”, – сказал поэт. Женская душа – тем паче. Потому что она, душа женская, питает другие души, и с неё особый спрос. Православные женщины могут трудиться удивительным образом. Трудиться тихо. Всегда удивляюсь особому качеству этой тишины. Барабанный бой, литавры, поклонение – как боятся этого настоящие православные христианки! Мне часто приходится бывать в командировках и встречаться с героинями своих очерков. Руками машут, смущаются, трут платочками скорые на слезы глаза:

– Чего надумали! Какая я героиня?

А сама восьмерых своих родила, троих из детдома вызволила, да с утра до ночи на колхозной ферме (молочко – оно зорями даётся, и километрами по грязи, от дома до скотного двора.) Труд. Без него любая жизнь праздна. А русские женщины праздности всегда боялись. Потому что -грех. Потому что душа без труда – пустая и никчёмная, а это – Боже упаси…

Мир, труд, май…. Май – это не лозунг, не призыв, это факт налицо. Майская сирень всё такая же пахучая, как во времена моих детских “маёвок”. Майское солнце такое же щедрое, майская природа так же пирует во славу Божию и во славу тех, кого вспоминает в эти майские дни Православная Церковь. Это святые жены-мироносицы. История сохранила их имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна… Житие каждой может служить для нас образцом для подражания. Они служили Богу. Служили близким. И нам теперь служат. Примером. Но даже и те, кто никогда не читал их жития, всё равно живут по их благословленным Господом принципам.

Богата Русь женами-мироносицами. Каждый, не напрягая память, не копаясь в ней, может легко вспомнить тех женщин, которых можно сегодня по праву поздравить с православным женским днём. И я могу вспомнить. Например, свою учительницу истории Галину Александровну Кихтеву, теперь вот старенькую, приболевшую.

– А я за тебя, Наташа, каждое утро молюсь, всё ли у тебя в порядке? – спрашивает по телефону.

Спрашивает тихо. Потому что привыкла также тихо и не напоказ жить. А где-то рядом, в другой московской квартире, живёт Галина, жена зверски убитого на Дубровке подполковника юстиции Константина Васильева. Смотрит на фото, вспоминает, молится. А в Смоленской области в посёлке Шумячи живёт Ольга Абрамова, руководит церковным хором, сажает по весне огород, помогает местным женщинам словом поддержки и вразумления. Она обязательно расскажет им о святых женах-мироносицах, а они будут слушать и удивляться:

– Вот ведь как – прожили, и не знали ничего…

А в далёком сибирском городе Мариинске, среди зон и тюрем, живёт семья священника Алексия Баранова. Он совершает Таинства Крещения и Причастия заключённых, проводит с ними беседы, а его верная помощница и правая рука – матушка Елена. А православная певица Анна Широченко служит Господу своими удивительными песнями, помогая обрести тот самый желанный мир в душе, без которого не обойтись ни одному православному христианину. Каждая на своём месте, своим трудом, своими силами служат Господу и близким. Без ропота, что не воздают им должного и заслуженного. Всех их сегодня поздравляем с праздником святых жен-мироносиц. И пусть будут им от их близких и подарки, и цветы, и добрые слова. Много добрых слов, много подарков, и цветов много. Сирень-то в садах дышит радостно, жадно. Говорят, чем больше её ломать, тем обильнее зацветёт она будущей весной.

Как гласит история, традиция чествовать что-либо в первый день мая появилась еще в античном Риме. Правда, тогда празднество, конечно, не имело ничего общего с профсоюзами: римляне торжествовали по случаю Майи и Флоры - богинь плодородия и цветов соответственно.

Подобные развлечения в первый день последнего месяца весны можно отметить у многих народов.

Тем не менее, исток своей более-менее современной интерпретации праздник берет в XIX веке, когда 1 мая 1886 года в американском городе Чикаго начались масштабные митинги рабочих. Демонстранты требовали у работодателей введения восьмичасового рабочего дня. В результате начались стычки рабочих с полицией. Как результат, семь рабочих-анархистов были приговорены к смертной казни, сотни митингующих арестованы.

В июле 1889 года Парижский конгресс второго Интернационала по предложению французского делегата Раймона Лавиня принял решение о ежегодном проведении 1 мая рабочих демонстраций. Подобные меры стали знаком солидарности с чикагскими рабочими.

Спустя год 1 мая митинг в формате праздника был проведен в Испании, Австро-Венгрии, Дании, Бельгии, Норвегии, Германии, Италии, США, Швеции и Франции.

Еще через один год, в 1891-м, всем странам было предоставлено право самостоятельно выбирать дату празднования.

В том же году в Петрограде (Санкт-Петербурге) впервые прошла праздничная сходка рабочих. Организатором выступила социал-демократическая группа революционера Михаила Бруснева.

Первая интерпретация Первомая получила название "маевка": рабочие собирались за городом, устраивали пикники, гуляния и, конечно, политические выступления.

С началом Первой мировой войны количество митингов заметно сократилось, выступления стали единичными. В революционной России впервые официально праздник отметили лишь в 1917 году.

Статус официального праздника дата 1 мая получила лишь в 1918 году - праздник под названием "День Интернационала" закрепили в Кодексе законов о труде. Событие дало толчок к проведению ежегодных многотысячных митингов и демонстраций в Киеве, Москве и других крупных городах. Традиционными также стали военные парады, концерты и парады физкультурников.

В эпоху застоя первомайские демонстрации стали носить иной характер: трудящийся народ "выражал солидарность с революционной борьбой трудящихся капиталистических стран".

В 1956 году 1 мая о военном параде и демонстрации трудящихся был проведен телевизионный репортаж, впоследствии митинги ежегодно транслировались по центральному телевидению.

С 1970 года 1 и 2 мая официально получили название Дней международной солидарности трудящихся.

В 1990 году в самый разгар праздничного мероприятия на Красную площадь вышла альтернативная колонна, выкрикивающая антисоветские и антикоммунистические лозунги. Руководители СССР, в том числе Михаил Горбачев, покинули трибуну, телевизионная трансляция была резко прекращена, а парад военной техники и вовсе был отменен.

© Sputnik / Сергей Гунеев

Спустя два года День международной солидарности трудящихся был переименован в Праздник весны и труда.

Традиции 1 Мая

В этот день во многих странах мира проходят масштабные митинги, демонстрации, парады. Профессионалам своего дела, отличившимся усердным трудом, по случаю праздника вручают грамоты и подарки.

Несмотря на то что в большинстве стран Первомай практически утратил первоначальный смысл, праздник остался символом наступления последнего самого теплого весеннего месяца.

1 Мая отмечается веселыми народными гуляниями в парках развлечений. Кроме того, традиционно открываются сезоны шашлыков и аттракционов.

Этот праздник отмечается весной, когда на улице тепло, светит ласковое солнце, распускаются первые листики на деревьях.

1 Мая в наше время — это праздник весны и труда, который мы обычно отмечаем в кругу семьи и друзей, выезжаем на природу, за город.

Не все знают историю его создания. Давайте проведём небольшую экскурсию в мир истории и узнаем как он появился и когда.

В Древнем Риме в этот день чествовали богиню плодородия и земледелия, прекрасную Майю. В этот день жрецы приносили ей жертвы, проводили обряды, все радовались, танцевали и просили у богини плодородия большой урожай, хорошие весенние всходы, много плодов и фруктов.

Интересные сведения о появлении праздника известны из современной истории. Так в 1886 году 1 мая рабочие организовали первую забастовку на Американском заводе в городе Чикаго. Ими были выдвинуты требования к администрации и владельцам предприятия о 8- и часовом рабочем дне.

Рабочие вышли с транспарантами на демонстрацию, скандировали свои требования. Фабриканты дали приказ полиции разогнать митинг, что и было сделано. Многие рабочие были застрелены, получили тяжёлые ранения. Через три года в Париже состоялся второй конгресс Интернационала, где его члены почтили память погибших рабочих первой демонстрации в Чикаго. Было принято решение о том, что каждый год 1 Мая будут проводиться демонстрации международной солидарности рабочих всего мира.

Первая демонстрация была проведена 1 Мая 1890 года в городах Европы, в Америке, в Норвегии, Швеции. Первомайский праздник отмечается в этот день почти в 142-х странах по всему миру.

Он символизирует рост классовой борьбы рабочих всего мира, является символом солидарности, революционных начинаний. История праздника 1 Мая в России связана с революционными событиями. В нашей стране этот праздник появился в то время, когда учение Маркса , Энгельса и труды Ленина получили большую популярность. Будучи революционером он принимал участие в демонстрациях.

В 1890 году первая маёвка, с участием более 10 тысяч рабочих, состоялась в Варшаве, а через год она была проведена в Петербурге, где её организаторами стали лидеры социал- демократической группы. В течении четырёх лет 1-го Мая проводились собрания и сходки революционно настроенных рабочих в таких крупных городах: Петербург, Нижний Новгород, Тула, Варшава, Лодзь, Киев, Казань.

Позже, уже в 1900 году, в день 1 Мая проходили демонстрации рабочих по улицам городов с лозунгами и транспарантами. Рабочие выкрикивали политические лозунги «Долой самодержавие!», «Долой царя». Такие майские демонстрации обычно разгонялись войсками, было много пострадавших, раненых.

В начале 19 века полным ходом начало развиваться марксистско- ленинское движение. Труды марксизма- ленинизма переписывались вручную и распространялись между революционерами и рабочими.

В это время на предприятиях, в учебных заведениях по всей стране стали регулярно проводились демонстрации, первомайские митинги. После Великой Октябрьской революции в 1917 году этот праздник получил официальный статус и название- «Праздник солидарности трудящихся».

В Советском Союзе этот праздник был официальным и отмечался ежегодно. Каждый год работники всех предприятий, учащиеся школ и учебных заведений выходили на парад с транспарантами, лозунгами. В этот день, а он приходился на выходной, все демонстранты красиво одевались, были веселы, приходили семьями, вместе с детьми.

Демонстрация выливалась в настоящее событие, сплачивала весь коллектив. Демонстранты несли транспаранты с громкими названиями «Вся власть советам», «Долой миллионеров». В бывшем тогда Советском Союзе дни 1и 2 Мая считались праздничными, в эти дни никто не работал.

С развитием цивилизации праздник потерял свои политические корни, теперь он называется .

Сегодня на демонстрации с транспарантами и лозунгами уже никто не ходит, но всё равно в этот весенний день у всех хорошее настроение, появляется отличный повод провести выходной день вместе с родными и детьми, друзьями и коллегами.

1-го Мая в городах организовываются праздничные концерты, проводятся конкурсы и викторины, работают аттракционы, кафе, парки с аттракционами и каруселями для детей.

Сегодня 1 Мая для многих - лишь эхо советского прошлого. Но его история интересная и необычная. Статья расскажет о том, как трансформировался в Международный день труда. Да, действительно, традиции данного торжества берут свое начало в глубине веков. В то время наши предки отмечали праздник, который символизировал начало нового сезона полевых работ. А значит - труда.

Праздник богини

Власти вносят много корректив в восприятие народом тех или иных явлений. Правящая элита во все времена желала укоренить в обществе свою идеологию. Сфера их деятельности распространялась во всех направлениях: от толкования истории до основания празднований.

Очень интересно формирование традиции отмечать 1 Мая. Что за праздник в первый день третьего месяца весны, знали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Каждый из этих народов поклонялся богине Майе. Она была покровительницей земледельцев. Ежегодно крестьяне, чтобы задобрить богиню, устраивали массовые торжества. Дата приходилась на 1 мая. В этот день любая работа отменялась. Все праздновали приход нового урожайного сезона. Позже римляне в честь Майи назвали месяц.

Русское торжество

Отмечали современные праздники и славяне. 30 апреля и 1 мая были выделены красным в их календаре. Ритуал, который проводили наши предки, назывался Радоница. Суть праздника 1 мая у славян - уход весенних холодов. В эти дни также почитали покойников. На их могилы приносили дары, среди которых были и Приветствовали богиню Живу, имевшую силу оживлять природу. Весь день 1 мая отводили под отдых. Люди купались в холодной воде, чтобы очиститься, и жгли обрядовые костры на берегах рек.

С приходом христианства представители церкви поставили перед собой цель истребить языческие обряды. Это касалось как покровительницы плодородия Майи, так и русских ритуалов чествования умерших. Но избавиться от веселого и радостного праздника стало задачей непростой. Все знали, какой праздник 1 мая важный, и продолжали его отмечать.

Поэтому было решено трансформировать традиции. Языческие праздники весны преподносили как торжество Воскресения Христа, переняв некоторые исконные элементы.

Первый день тружеников

За десять веков христианства праздник прихода тепла исчез и отмечался уже как чудо воскрешения. Но исторические события внесли свои поправки.

1856 года австралийские работники организовали марш протеста. Главное требование было - перевести трудящихся на 8-часовой рабочий день и при этом не уменьшать зарплату. Тогда фортуна была на их стороне. Цели они добились без кровопролития. С тех пор праздновали свою победу ежегодно.

Тридцать лет спустя, в 1886 году, на другом континенте работники США и Канады решили путем митингов и демонстраций также добиться 8-часового рабочего дня. Это произошло 1 мая. Что за праздник в этот день, знает каждый, но не всем известно, что его история трагична.

Бастующие добивались ограниченного рабочего дня (до этого он колебался от 12 до 15 часов), установленной зарплаты и социальных гарантий. Каждый город поднял бунт. Но центром протестов стал Чикаго.

Родина 1 Мая

События в Чикаго вошли в историю как «митинг на Хеймаркет». На улицы города вышло около 40 000 недовольных рабочих. На следующий день один из ведущих заводов уволил более 1000 работников. Обиженные и безработные люди устроили еще одну демонстрацию. Под воротами того завода восстания были разогнаны полицией, при этом десятки людей пострадали, а несколько забастовщиков были убиты.

Еще более кровавые события произошли через три дня после 1 мая. История праздника приобрела новый поворот.

На Хеймаркет-сквер, в торговом центре, организовали митинг против расправы власти. Все было относительно спокойно. Полиция собиралась очистить площадь. Но один из провокаторов бросил в стражей порядка бомбу. Полиция начала обстрел. В ходе стрельбы погибло много мирных протестующих. Последовали репрессии, а через некоторое время и извинения власти.

Весь мир узнал о так называемой революции 1 мая. Что за праздник мог быть основан на этих событиях? Конечно, начали отмечать победу рабочих над системой!

Подпольные маевки

Официально представил мероприятие и ввел в народ Конгресс II Интернационала. Эта структура объединяла в своих рядах социалистические рабочие партии со всего мира. В 1889 году в Париже было решено отмечать день пролетариата в память о погибших в Чикаго. Предложение ежегодно выходить на улицы города и бороться за свои права прижилось. С тех пор разнеслась по свету слава дня 1 мая. Праздник в России (во времена империи) впервые отметили в 1890 году в Варшаве. В следующем году уже подпольно радовался Дню трудящихся всего мира Петербург. Там труженики прятались от руководящей власти в лесу. Под видом пикника люди обсуждали важные революционные вопросы. Подхватила движение и Москва. Первая пролетарская маевка состоялась там в 1895 году.

Открыто отпраздновали День труда в 1917 году. Торжество имело яркую политическую окраску. Лозунги, возгласы, портреты политических деятелей - все было направлено на классовую борьбу. Год спустя, с приходом к власти Советов, был принят закон о том, что отныне на общегосударственном уровне будет отмечаться 1 Мая. Что за праздник и как его провести, знал каждый советский человек.

Время рабочего народа

Самые яркие первомайские акции организовывались Советской властью. Коллективы готовились к торжеству неделями. Это был не только выходной день, а и масштабная культурная программа, планированием которой занималась элита.

Парадам Союза завидовал весь мир. Люди с удовольствием шли на демонстрации. Каждый боролся за лучший транспарант.

Для того чтобы в первые годы вывести массы на улицы, власть схитрила. Руководители пустили по главным площадям колонну техники, среди которой был танк. На чудо собрались посмотреть зеваки.

Парады 20-30-х годов запомнились пышными акробатическими и гимнастическими номерами. Также ставились различные сценки, в которых высмеивались капиталисты. Вот какой праздник 1 Мая был в Советском Союзе.

День труда

Стартовало торжество в Союзе под названием День Интернационала. Но позже наименование изменилось. С 1930 года день 1 Мая был известен как Праздник международной солидарности пролетариата. Годы Великой Отечественной войны внесли свои модификации. Тогда день переименовали в Боевой пролетариата. Далее утвердилось новое официальное название - Международный день труда. Но в народе его называли просто - 1 Мая. История праздника берет свое начало в США, но стоит заметить, что там рабочие отдыхают в первый понедельник сентября.

Более чем в 140 странах труженикам дают выходные 1 мая или в первый понедельник месяца. Еще 80 государств отмечают праздник в другой день.

Забвение традиций

Сегодня сценарий праздника 1 Мая приобрел новые черты. Стоит заметить, что все меньше россиян хочет посвящать этот день массовым акциям. Специалисты утверждают, что такой спад активности вызван тем, что во времена коммунистической идеологии выход на парад был принудительным, тогда как сейчас даже сам парад потерял свои изначальные качества.

В современной России 1 Мая лишилось политического контекста и отмечается как Официально такой статус предоставили торжеству 30 декабря 2001 года, что указано в статье 112 Трудового кодекса РФ.

Этот день люди стараются провести в кругу друзей и семьи на природе, хорошо отдохнуть и набраться сил до следующих праздников.