Левши. Реальность и заблуждения. День левши. Чем они отличаются от правшей и почему левшей нельзя переучивать

Ручки, ножницы, машины, компьютерные мыши... Все эти вещи рассчитаны на 85% человечества — на правшей. В последние годы ученые стали уделять внимание левшам как совершенно иным, по-другому мыслящим и живущим индивидам. От того, левша вы или правша, зависит не только то, какой рукой вы пишете, но и то, как вы смотрите на мир и как с ним взаимодействуете, выяснили ученые.

Рука голосует за разум

Исследователи из Чикагского университета утверждают , что, выполняя привычные действия, люди подсознательно выбирают более удобную и комфортную для них сторону — а таковой является сторона рабочей руки. Это означает, что, если праворукий человек увидит в баре двух одинаково привлекательных для себя людей, он инстинктивно познакомится с человеком, стоящим с правой стороны. Точно так же человек поведет себя и в магазине: не видя особых различий между двумя продуктами, левши выбирают левый продукт, а правши — правый.

Почему правши и левши рассуждают так по-разному? Ведущий автор исследования Даниэль Касасанто предположил, что концепция выбора людьми «хорошего» и «плохого» частично зависит от того, какую руку они чаще используют. Он говорит о том, что доминирующей рукой люди могут действовать намного свободнее, поэтому бессознательно связывают хорошие вещи именно с ней.

Если этот факт кажется вполне логичным, то следующее наблюдение ученых стало для них весьма неожиданным. Оказалось, что такое поведение переносится и на выбор кандидатов в избирательных бюллетенях при голосовании:

вероятность того, что правши выберут кандидата, фамилия которого записана в правой стороне страницы, на 15% выше, чем в случае с левшами.

Это значит, что, если человек не до конца определился со своими политическими предпочтениями и рассчитывает подумать, уже будучи в избирательной будке, случайность вполне может сыграть с ним злую шутку.

Левшей лечите по-другому

Авторы исследования не остановились на простом фиксировании особенностей поведения людей — они выяснили, что различия правшей и левшей распространяются и на мозг. У правшей центры, отвечающие за творчество и ощущение счастья, находятся в левом полушарии, у левшей — наоборот. Это означает, что терапия, ориентированная на конкретные участки мозга, может оказывать обратное воздействие на человека в зависимости от его ведущей руки.

«Ученые давно считают, что центры, отвечающие за счастье и гнев, находятся в левом полушарии, — говорит один из авторов исследования доктор Даниэль Касасанто. —

Оказывается, это справедливо только для правшей, и организация мозговой деятельности зависит от того, какая рука является ведущей».

Подобные открытия имеют огромное значение для лечения разнообразных психических расстройств — например, депрессии, избавить пациента от которой врачи пытаются методом увеличения активности левого полушария. По сути, для левшей подобное лечение может иметь противоположный эффект, поэтому терапия должна быть направлена на правое полушарие.

Как бросить перчатку разуму

Как уже говорилось выше, правши подсознательно связывают хорошее с правой стороной пространства, а плохое — с левой, левши — наоборот. Чтобы проверить, можно ли изменить подобное поведение, ученые из Института психолингвистики Общества Макса Планка и Университета Пенсильвании провели ряд необычных экспериментов. Подробнее с данным исследованием можно ознакомиться на страницах журнала Psychological Science.

Ученые доказали, что даже

несколько минут работы с преобладанием левой руки способны изменить представления правши о том, что правое — хорошо, а левое — плохо.

В первом эксперименте людей просили выбрать один их двух продуктов, одного их двух кандидатов на работу, а также оценить, кто из двух инопланетных существ, изображенных на картинках, умнее другого. Правши, как и ожидалось, намного чаще выбирали правые объекты, левши — левые. Затем ученые проверяли, как правши думали о плохом и хорошем после того, как утратили способность владения правой рукой: или вследствие каких-то травм, или при искусственных ограничениях действий ведущей руки (испытуемые надевали на руку лыжную перчатку).

Оказалось, что те, кто утратил способность полноценного владения правой рукой, считали левое «хорошим» — так же как и «природные» левши. Такая же закономерность была обнаружена и у здоровых студентов, которые выполняли правой рукой в громоздкой перчатке разнообразные задания на моторику, требующие скорости и ловкости.

После 12 минут такой «неуклюжей» моторной деятельности ведущей рукой правши меняли свои суждения относительно того, что правое — хорошо, а левое — плохо.

Ученые говорят о том, что люди привыкли думать, что их суждения рациональны, а понятия стабильны. Но если ношение перчатки в течение нескольких минут может полностью поменять обычные суждения людей о том, что плохо, а что хорошо, то, возможно, наш ум более податлив к изменениям, чем мы предполагали ранее?

Хорошо ли быть амбидекстром?

В народе бытует мнение, что идеальным и универсальным воплощением человеческих умений в отношении право- и леворукости является амбидекстрия — одинаковое владение правой и левой руками. Ученые разрушили этот миф: оказывается, обладателям этой удивительной способности приходится намного сложнее в жизни, чем обычным правшам и левшам.

Ученые уверяют: дети с амбидекстрией намного чаще испытывают проблемы с языками, здоровьем, хуже учатся в школе и склонны к синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Исследователи из Имперского колледжа Лондона и других европейских институтов предполагают, что их выводы могут помочь учителям и работникам здравоохранения выявлять детей, которые больше других подвержены риску развития определенных проблем. Данное исследование было опубликовано в журнале Pediatrics .

Каждый сотый ребенок является амбидекстром. Исследователи осмотрели около 8 тыс. детей, 87 из которых были амбидекстрами, и обнаружили, что в возрасте 7-8 лет дети, владеющие обеими руками, в два раза чаще испытывали трудности с освоением родного языка и проблемы со школьной успеваемостью, чем их праворукие сверстники.

Когда же эти дети достигли 15-16 лет, амбидекстры были опять же в два раза больше подвержены рискам возникновения симптомов дефицита внимания и гиперактивности. «Двурукие» подростки, как и в более раннем возрасте, обладали бóльшими проблемами с языком, чем правши.

На данный момент ученым мало известно о том, что способствует формированию у детей амбидекстрии, но исследователи предполагают, что это может быть связано с работой полушарий, как и у правшей и левшей. Для более подробного понимания проблемы исследователи предполагают углубить и продолжить дальнейшую работу. Также ученые подчеркивают, что они лишь обнаружили у амбидекстров повышенную склонность к определенным расстройствам и проблемам — это не значит, что такие проблемы возникают у всех амбидекстров без исключения.

Первые же ссылки в Интернете говорят, что лишь каждый седьмой или восьмой человек - левша. Беда в том, что их довольно трудно подсчитать, выявить и изолировать, так как многие левши маскируются под правшей, некоторые на самом деле не левши, а бисексу... то есть мы хотели написать «амбидекстеры».

Особенно хлопотно выявлять выходцев из СССР: советское образование обязывало учителей переучивать левшей в правшей во что бы то ни стало (хотя многие педагоги, физиологи и психологи были категорически против такой практики). В итоге те левши, из которых СССР воспитал частичных правшей, нынче работают обеими руками, имеют жуткий почерк, чувствуют себя психически неуравновешенными и ненавидят советскую педагогику. Издевательства над детьми-левшами в СССР прекратились только в 1986 году.

Будем считать, что левша - тот, кто от рождения базовые операции (еда, компьютер, рисование, бритье, убийства) выполняет левой рукой. Хотя в жизни даже хардкорный фанатичный левша может некоторые действия с превеликим удовольствием поручать правой руке.

Поэтому попытки подсчитать, к примеру, всех гениальных гитаристов-левшей обречены на провал. Да, Пол Маккартни, Джими Хендрикс и на фотографиях красуются с леворукими инструментами наперевес. Однако реальность такова, что основная масса левшей-гитаристов играют и позируют как правши, потому что так проще учиться и легче найти подходящий инструмент.


Выявить левшу без избиения и допросов с паяльником проще простого: резко попросить его сложить руки в «замок», то есть переплести пальцы обеих рук. У правшей наверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - большой палец левой. Наверняка у метода бывают исключения, поэтому, если он не сработал, а левша не сознается, можно переходить к паяльнику.

Существует базовая теория о том, что у правшей лучше развито левое полушарие мозга, а у левшей - правое. Нам, левшам, это глубоко приятно сознавать, так как наше правое полушарие круче. Ну суди сам.

Левое полушарие (любимое полушарие всяких там правшей) отвечает за:

Речь, письмо, обучение, прием, анализ, обработку и запоминание поступающих данных (языковых, математических и пр.), ну и за шевеление правой половиной тела;

правое полушарие (любимое полушарие нас, замечательных левшей) отвечает за:

Интуицию, обработку образной информации, пространственную ориентацию, музыкальность, метафоры, воображение, эмоции, многопоточное мышление, движения правыми конечностями и - опаньки - за секс тоже!

Иными словами, правши - прирожденные бухгалтеры, менеджеры и солдаты. А левши - писатели, художники, музыканты, блогеры, кинорежиссеры, порнозвезды, поэты и алкоголики. Остается задать вопрос: с кем ты?

При этом левши спокойно могут пробиваться на самый верх в сферах, бесконечно далеких от творчества.

Самые знаменитые современные президенты США оказались левшами: Рональд Рейган, Джордж Буш-старший, Билл Клинтон и Барак Обама. Да-да, у чернокожих тоже бывает добротное, прокачанное правое полушарие мозга. Да что там Обама! Наше все тоже левша и немножечко негр.

А вот злосчастный президент Никсон - унылый правша. Кто бы сомневался!


В журналистских кругах ходят упорные слухи, что наверняка хорошо тебе знакомый В. В. Путин - скрытый левша. Не исключено, что тут как раз речь идет о том самом переученном советском школьнике, о чем говорилось в начале статьи.

Еще один поучительный список: Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Фидель Кастро и Махатма Ганди - левши.

Адольф Гитлер - правша.

Еще раз подумай: с кем ты?

Тему актеров, музыкантов, режиссеров и художников даже поднимать неохота: их тьма, а у нас здесь статья, а не телефонный справочник. Достаточно просто быть наблюдательным. Тебя ничто не смущает в приведенном ниже кадре с ?


Кстати, в этом кадре не хватает , который тоже левша. Но у нас собран миллион кадров поинтереснее. Гляди, как изящно раздает левой лапкой автографы Скарлетт Йоханссон.


Очень любопытны те преимущества, что получают левши в спорте. Причем даже на первый взгляд неочевидные. Например, два самых великих футболиста прошлого века - Пеле и Марадона - леворукие. Теперь ты понял, что имел в виду Марадона под рукой Бога?

Футбол на самом деле спорт симметричный, и особые таланты левшей Пеле и Марадоны можно списать на совпадение (хотя и чересчур, ой, как чересчур подозрительные).

Бокс, фехтование, теннис - те виды спорта, где общепринято считать леворукость особым преимуществом.

Потому что правша по определению редко сталкивается на арене с левшой, и опыта противостояния против левшей у него многократно меньше, чем у левшей против правшей. Практически во всех видах спорта, где имеются такого рода единоборства и поединки, количество успешных левшей многократно превосходит статистическую норму.

Так что, когда человечество после третьей мировой войны вновь скатится на уровень пещерных обезьян, в схватках за титул вожака левши будут побеждать намного чаще. И планетой будут править левши!


Апокалипсис, конечно, прекрасно, но есть ли у нас, левшей, какие-то преимущества перед правшами в обычном быту?

Возьмем самое простое и понятное, что существует в нашем мире, - компьютер. Представь, что мышь у тебя не справа, а слева от клавиатуры. И ты играешь в Fallout/Starcraft/Dota/CounterStrike - да во что угодно, что требует одновременной работы с мышью и клавиатурой. Так вот, для правшей по умолчанию назначаются кнопки где-то в недрах клавиатуры - типа WASD. В то же время левша, как свободный и продвинутый человек, может класть руку на куда более комфортные кнопки - стрелки и numpad.

Кстати, по статистике, среди чемпионов по видеоиграм всегда наблюдалась необычно высокая концентрация левшей. Впрочем, аналитики это объясняют и психофизическими преимуществами левшей, как-то: способность концентрировать сознание на множестве объектов и легко действовать интуитивно (сразу, как только в голове у левши прозвучит: «Воспользуйся силой, Люк»).

Эксперты по маркетингу и логистике вычислили, что левши гораздо быстрее справляются с покупками в переполненных гипермаркетах. А все потому, что они осматривают полки и набирают товары не в том направлении, что остальные посетители, и в итоге им приходится меньше толкаться и стоять в очередях.

Ученые в довольно простых экспериментах доказали, что при равных исходных условиях левши зачастую поступают не так, как правши. Например, если группу испытуемых просят выбрать левую или правую картинку, правши в основном выбирают правую, а левши - ту, что слева. Казалось бы, пустяк, но на его основе можно делать далеко идущие выводы - например, за кого будут голосовать левши и правши в зависимости от дизайна бюллетеня.

Таким образом, если на тебя претендуют сразу 10-15 прекрасных девушек, выстроившись в ряд, то хорошие шансы у той, которая знает, какая рука у тебя рабочая. Не слушай зов сердца, заткни зов разума. Рука сама выберет ту девушку, что надо!

Что говоришь? Никогда на тебя не претендовали 10-15 прекрасных девушек? Странно... Хотя, если ты правша, объяснимо.


Чем отличается левша от правши

Современное человечество можно разделить на праворуких (подавляющее большинство) и леворуких жителей планеты Земля. Данная доминантная деятельность в советский период подавлялась, сегодня этому явлению не придают даже никакой особой значимости.

Левшой принято называть человека, у которого ведущей рукой является, судя по определению – левая. Левой рукой человек пишет, ест, берет вещи. На планете таких людей не так уж и много, от силы наберется где-то около 15-ти % .

Леворукость очень интересное явление, отражающее необычный человеческий мир. Леворукие люди левым полушарием головного мозга грезят и мечтают, а вот рабочим у них считается правое полушарие, именно благодаря ему они пытаются решать сложнейшие математические и логические задачи.

Почему человек становится левшой?

На сегодняшний день на данный вопрос однозначного ответа не имеется. Существует лишь ряд предполагаемых учеными умами ряд гипотез, которые пытаются определить причину возникновения у человечества леворукости. Среди самых известных и популярных гипотез выделяют:

  1. Адаптивную реакцию , которая происходит на фоне перемен в жизни маленького ребенка.
  2. Получаемые эмбрионом огромное количество тестостерона большими дозами еще во внутриутробном состоянии.
  3. Затяжную травму правой руки, когда при длительном ее неиспользовании человек просто будет вынужден овладевать левой рукой и выполнять ею все необходимые для его жизни действия,
  4. Однояйцовость плодов (близнецов), находящихся в материнской утробе.

Учеными в XX веке был установлен один очень интересный факт, повествующий о том, что в глубочайшей древности первобытные люди одинаково могли пользоваться, как левой, так и правой рукой (не чета современному поколению). Эта особенность со временем исчезла непонятно по каким причинам, осталось лишь доминантное разделение, дожившее до наших дней. Однако же, современное общество может полноценно владеть обоими руками сразу, для этого стоит лишь специально развивать данный навык.

В Древней Греции такое явление было достаточно редким, но все же оно имело место быть. Левшу цивилизованные эллины считали божественным потомком богов, живущих на Олимпе.

В средние века таких людей наоборот не жаловали, считая порождением Дьявола, за ними всегда охотилась Святая Инквизиция. Такого человека всегда ждала казнь на костре: в те времена священнослужители даже не задумывались над анатомическими особенностями строения человеческого тела

В далеком СССР детей, рождавшихся левшами, насильно переучивали в правшей, делая это порой при помощи ремня, привязывания левой руки к стулу и за спину. Это делалось лишь для поддержания единой стандартизации общества, предписанной указами советского правительства.

Для левши выпускаются оптимизированные для удобства дверные ручки, бытовые приборы – устройство данных предметов требует применения ведущей руки – левой.

Психологи отмечают, что левши более талантливы, чем правши, в процессе обучения они имеют более высокие оценки, нежели люди, владеющие в качестве ведущей правой рукой.

Известные левши:

  • Джордж Клуни.
  • Наполеон Бонапарт.
  • Барак Обама и так далее.

Правшой же в сою очередь называют того человека, у которого доминантной является правая рука. При помощи рабочей правой руки человек может осуществлять все действия.

Правая конечность более разработанная, чем левая, она гибка, ловка, выполняет достаточно сложные действия. Правшей в современном мире проживает подавляющее большинство. У данных людей ведущим полушарием обязательно будет левое.

Почему правши преобладают?

Какой-либо конкретной теории по этому поводу не существует. Никто не может определить, почему праворуких людей рождается больше, чем леворуких. Скорее всего, все связано с навязанными обществу стандартами , в которых ведущей рукой обязательно должна была быть именно правая, а не наоборот. Современные родители этому моменту особого внимания не уделяют, если ребенок рождается леворуким, то переучивают своих чад лишь немногие папы и мамы.

Амбидекстром принято называть современного человека, равноценно владеющего и правой, и левой рукой. Такие люди являются по большей части выходцами из советского прошлого, так как указано выше во времена СССР было принято переучивать насильно леворуких людей. Они в равной степени владеют навыками пользования обеих рук, но чаще всего они выбирают в качестве рабочей руки правую, мотивируя этот свой выбор тем, что данной рукой более удобно пользоваться.

Общее между леворукими и праворукими

  • Один и тот же человек одновременно может владеть навыками пользования как левой, так и правой руки.
  • Обоими руками выполняется одинаковый набор действий.

Различие

  1. Психологи отмечают, что леворукие люди являются более талантливыми, чем праворукие.
  2. В координации действий задействованы разные полушария головного мозга (правый – левая рука, левый – правая).
  3. Людей, владеющих левой рукой, проживает на планете Земля гораздо меньшее количество.
  4. Правша воспринимается обществом привычно, левша же имеет к себе неоднозначное отношение.
  5. Левша в прежние времена переучивался на абсолютное владение правой рукой.
  6. Левши более наивны и доверчивы.
  7. Дети, владеющие в совершенстве левой рукой, чаще отстают в развитии, чем праворукие.
  8. Точные науки и левша – вещи несовместимые.
  9. У детей, ведущей рукой которых является левая, более развита мелкая моторика.
  10. Чаще всего левша чувствует в окружающем его обществе неуверенно, вследствие чего имеет огромное количество разнообразных комплексов.

Сперва левшей считали «неправильными»: во многих европейских языках «левый» означает «плохой». Так обстоит дело не только в русской разговорной речи, но и, например, в английском, где sinister («зловещий») восходит к латинскому слову, которое писалось точно так же, но означало просто «левый». Во многих мусульманских странах передать человеку какой-нибудь предмет левой рукой до сих пор считается сознательным оскорблением. Левшей переучивали держать ручку и ложку, применяя к ним порой суровые наказания: например, еще в XIX веке в ряде школ детям-левшам привязывали левую руку за спину, не оставляя другого выбора, кроме как научиться в совершенстве владеть «правильной» рукой. И это при том, что доля левшей среди людей довольно велика - около 15%! А в 1903 году Чезаре Ломброзо подвел под эти дискриминационные представления «научную» базу, опубликовав работу, в которой утверждал, что левши в 3 раза чаще правшей становятся преступниками и чаще страдают лунатизмом. С ходом времени левшам стали приписывать предрасположенность и к различным психическим болезням - в частности, шизофрении.

Удивительно: прошло чуть более века, и ситуация поменялась на зеркально противоположную - с подачи популярных психологов в общественном сознании закрепилось представление о том, что левши гораздо талантливее правшей: в СМИ то и дело встречаются сообщения о том, что левши гораздо способнее к музыке, лучше водят машину, легче овладевают иностранными языками... Впрочем, авторы публикаций, в которых приводятся эти утверждения, редко дают ссылки на исследования, в которых они подкреплялись бы статистикой или экспериментами.

Так ли важно, какая рука для человека главная? Правда ли, что природа связала количество талантов, которые даны человеку уже при рождении, с тем, какое из полушарий его мозга лучше развито? Отметим две причины, по которым могло закрепиться представление, согласно которому левши - талантливее. Первая - в спорте у левшей есть преимущество неожиданности: например, в боксе боец-правша с трудом приспосабливается к тому, что его «неправильный» противник предпочитает другую стойку и с большой точностью наносит удары с той стороны, которую принято считать относительно безопасной.

Вторая причина - в силу того, что левшей продолжают переучивать (не только в некоторых школах, но и в кружках и спортивных секциях), они привыкают одинаково хорошо владеть обеими руками. У таких людей - амбидекстров - действительно есть преимущества: у них лучше развиты способности, за которые отвечают большие полушария мозга. Но так ли обстоит дело с обычными левшами, которых никто не переучивал?Прежде всего отметим: современные исследования показали, что левши как минимум обладают ничуть не большей предрасположенностью к психическим недугам, чем правши. Так, окончательно похоронило один из мифов, созданных последователями Ломброзо, проведенное в 2010 году исследование, в котором приняли участие около полутора тысяч человек. Чуть менее половины из них страдали шизофренией, остальные участники были их братьями и сестрами. Часть участников - как здоровых, так и тех, кто страдал шизофренией, - принадлежала к левшам. Задачей ученых было установить, предрасполагает ли к шизофрении асимметрия больших полушарий. Исследование показало, что никакого влияния на возникновение и развитие недуга право- и леворукость не оказывают.

А вот что касается когнитивных способностей, то здесь результаты весьма противоречивы. Например, в 2001 году нейропсихологи сравнили структуру мозга 465 добровольцев, примерно половина которых была левшами, и установили, что асимметрия больших полушарий не отражается ни на общем объеме серого вещества, ни на его распределении по разным отделам мозга. Иными словами, существенных врожденных задатков, чтобы быть умнее, ни у левшей, ни у правшей нет.

Но если брать более тонкие когнитивные процессы, здесь все оказывается куда интереснее: так, исследование, проведенное психологами Афинского университета, показало, что левши демонстрируют большую гибкость ума в решении сложных задач, лучше справляются с собой и обладают в целом более сильной краткосрочной памятью. Например, левши в экспериментах гораздо лучше справлялись с задачей, по условиям которой нужно было соединить два объекта в третий, новый, - например, сделать из жестянки и палочки скворечник. Кроме того, они намного лучше группировали случайный набор слов в самые разные категории, подмечая сходные признаки у понятий, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего. А несколько других исследований показали, что процент левшей среди архитекторов, музыкантов и представителей ряда других профессий, имеющих отношение к искусству, существеннее, чем средняя доля левшей в обществе. Зато среди ученых доля левшей ничуть не выше тех 15%, о которых мы говорили выше.

Итак, миф о неполноценности левшей давно развенчан, а вот гипотеза о том, что мозг левшей работает быстрее, чем мозг правшей, может оказаться верной. Однако даже в этом случае не следует преувеличивать значение этого факта: левши - не какой-то особый вид человека: разница в особенностях когнитивных процессов между ними и правшами, например, несравнимо меньше, чем между мужчинами и женщинами.

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша ) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).
А люди, так казываемые амбидекстры , у которых одинаково работают оба полушария , они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

  • Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой
  • Трубку телефона прикладывает к правому уху
  • Ведущие глаз, ухо – правые
  • Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)
Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша . Таких людей ученые называют “скрытыми левшами” .

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62% ! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами . Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):

  • Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)
  • Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости)
  • Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.
Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

  • Нарушения сна
  • Нарушения аппетита
  • Головные боли
  • Боли в животе
  • Страхи
  • Дневной и ночной энурез
  • Заикание
  • Тики, навязчивые движения
  • Повышенная возбудимость, раздражительность
  • Укачивание в транспорте
  • Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
  • Длительное беспокойство, неусидчивость
  • Вялость, заторможенность
  • Ухудшение зрения
  • Бронхиальная астма, аллергические реакции
Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком солучае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
(тесты)
Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

  1. Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
  2. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
  3. Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
  4. Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
  5. Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
  6. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
  7. Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
  8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
  9. Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
  10. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.
Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.