Краткое содержание былины ставр годинович. Кто есть кто в былинном мире

Сюжет былины

Кроме того, имя боярина Ставра Гордятинича (не Годиновича!) упомянуто в одном из граффити XII века на стенах Киевского Софийского собора .

Предполагается, что вскоре после 1118 года в Новгороде сложилась песня про Ставра, сидящего в погребах глубоких. К этой песне впоследствии мог присоединиться "бродячий" фольклорный сюжет о верной жене, выручившей из большой беды своего мужа. Таким образом, в целом былина о Ставре Годиновиче представляет собой вариант общераспространенного в европейской народной литературе сюжета о девушке-воине, которая освобождает брата или мужа, подвергается испытаниям и т.д.

В Прионежье былина про Ставра и его жену исполнялась преимущественно женщинами, а сказители-мужчины в большинстве своём считали её "бабьей".

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ставр Годинович" в других словарях:

    Один из богатырей былин. У Гильфердинга собрано 6 вариантов былин о Ставре (№ 7, 16, 21, 109, 140, 151, 169), у Рыбникова 3 (№ 19, 20, 21); менее других попорчены устной передачей № 7 и 151 у Гильфердинга. Содержание былины о Ставре Годиновиче… … Биографический словарь

    Один из богатырей былин. У Гильфердинга собрано 6 вариантов былины о С. (№№ 7, 16, 21, 109, 140, 151, 169), у Рыбникова 3 (№№ 19, 20, 21); менее других попорчены устной передачей варианты №№ 7 и 151 у Гильфердинга. Содержание былины о С.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    СТАВР - Ставр, новгородский сотский. 1122. Новг. 122. Ставр Годинович, в былинах. Рыбн. I, 241 … Биографический словарь

    Богатыри. Слово богатырь в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других славянских языках это слово не известно, кроме польского, в котором оно является… … Биографический словарь

    Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881 1898. Богатыри и витязи художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные анонимными… … Википедия

    Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881 1898. Богатыри и витязи художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные анонимными… … Википедия

    Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия

    Киреевский (Петр Васильевич) брат Ивана Васильевича, родился 11 февраля 1808 г., умер в один год с И. В. (1856, 25 октября). По воспитанию и по образу мыслей был похож на старшего брата, по характеру был еще менее общителен и более замкнут в… … Биографический словарь

Книги

  • Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести , . В книге представлены признанные образцы русского эпоса, русские народные сказки и древнерусские повести в переводе с древнерусского языка и в пересказе: "Илья Муромец и Соловей разбойник",…
Садко. Картина Виктора Васнецова. 1919 год

Место жительства:

Новгород.

Характеристика персонажа:

Профессиональный музыкант, гусляр. Азартен — играет в шашки-шахматы, любит заключать пари. Временами проявляет трусость, религиозен — строит церкви в благодарность за помощь святого Николая. Любит спать.

Краткая биография:

Садко не пускают на пиры, он вынужден сидеть на берегу Ильмень-озера (или моря) и играть на гуслях. Его игра впечатляет морского царя, который обещает сделать Садко богатым, но взамен просит приехать к нему в гости. Садко спорит с новгородцами на большие деньги, что сможет поймать необычную рыбу, выигрывает спор и становится богатым (по другой версии он стал богатым купцом, когда грязь и мусор, которые он поймал, превратились за ночь в золото и серебро). Став богатым, строит себе хоромы, где все расписано «по-небесному», затем заключает пари с жителями города, решая вопрос, кто богаче. Каждую неделю новгородцы привозят новые товары, которые Садко выкупает.

Скупив все (или полностью промотавшись), отправляется в морское плавание. Тут случается странное: на море идет шторм, но корабли Садко стоят на месте. Корабельщики решают, что это морской царь просит жертву, и кидают жребий — выбор все время падает на Садко. Смирившись с судьбой, герой отписывает свое имущество друзьям и, взяв с собой гусли, пускается в одиночное плавание на шахматной доске. Быстро засыпает, а проснувшись, обнаруживает себя у морского царя. Царь заставляет Садко играть для него, хочет женить на своей дочери, но тому с помощью святого Николая удается вырваться из морского царства. Снова засыпает, а просыпается уже на берегу реки Чернавы.

Михайло Потык


Михайло Потык. Открытка Ивана Билибина. 1902 год

otkritka-reprodukzija.blogspot.ru

Место жительства:

Характеристика персонажа:

Профессиональный путешественник, дипломат. Как ни странно, очень доверчив, при этом предусмотрителен и упрям. Увлекается игрой в шахматы и охотой. Любит выпить — «до вина упальчивый»; когда выпьет, начинает хвастаться. Вспыльчив.

Краткая биография:

Михайло Потык занимается тем, что «выправляет дани» по поручению князя в Подольской земле, в Швеции, Турции и прочих землях, а в свободное от основной работы время полякует в поле (буквально — ездит по полю и показывает свою силу богатырскую), иногда странствует в виде калики перехожего. Однажды на охоте он встречает лебедушку, которая превращается в девушку — Авдотью-лебедь. Девушка эта непростая — она дочь иностранного царя Вахрамея. Он женится на ней, и оба дают зарок: если кто раньше умрет, то оставшемуся в живых быть похороненным вместе с умершим, в одной могиле. Первой умирает жена, ее опускают в склеп, и Михайло спускается за ней, предусмотрительно беря с собой железные клещи и медный прут. Там он видит странную картину: вместо жены (а иногда на мертвой жене) сидит «змея лютая». Он укрощает змею, заставляет ее оживить мертвую жену, и оба благополучно возвращаются на поверхность из склепа. Под Киевом появляется иноземный царь и требует жену Потыка. Михайло сражается с его войском, но в это время вероломная жена сама сбегает. Потык отправляется ее искать. Находит, но она пробует опоить его ядом (или заточить в погреб и превратить в камень). От этих козней Михайлу спасают побратимы — и . Потык убивает неверную жену и женится на другой.

Настасья Микулична


Настасья Микулична. Эскиз Андрея Рябушкина к иллюстрации былины «Поленица удалая» для журнала «Шут». 1898 год

Русский музей: виртуальный филиал

Место жительства:

Недалеко от Киева.

Характеристика персонажа:

Красивая богатырка, очень большая. Невнимательна и непоследовательна в своих решениях.

Краткая биография:

Настасья много времени проводит в поле, занимаясь богатырскими утехами, — полякует (буквально — ездит по полю и показывает свою силу богатырскую). Однажды ей встречается другой богатырь — . Она на всякий случай засовывает героя в карман, решая, если понравится, взять в мужья, если не понравится, срубить голову. Рассмотрев героя поближе, выходит за него замуж.

Василиса Микулична


Василиса Микулична. Фрагмент открытки Сергея Соломко. Начало XX века

Wikimedia Commons

Место жительства:

Чернигов, Литва, земля Ляховицкая.

Характеристика персонажа:

Хитрая, умная, ловкая. Любит разыгрывать сложные шахматные партии, рисковая.

Краткая биография:

Живя вместе с мужем-музыкантом в Литве, Василиса Микулична и не подозревает, что ей придется на практике показывать свою смекалку. Муж уезжает в Киев и там хвастается своей женой. Завистливый князь Владимир запирает Ставра в погреб и не выпускает. Когда Василиса узнает про это, она переодевается в татарина и притворяется послом, который пришел за данью к князю. Женское окружение убеждает князя, что перед ним не молодец, а женщина, и князь устраивает несколько типично мужских испытаний (бороться с силачами, выбирать оружие, играть в шахматы, мыться с бане с мужиками) — Василиса каждый раз с честью их проходит. Затем она применяет нестандартный ход и просит в жены племянницу князя. Князь растерян и не знает, как ему поступить. Тогда Василиса предлагает замену: вместо племянницы Владимир должен отдать ей богатыря-музыканта.

Выводят Ставра, он не узнает умелую жену. Но и тут Василиса не теряется — она загадывает загадки, по которым муж должен понять, что перед ним его жена («Ты помнишь ли, Ставер, да памятуешь ли, / Мы ведь вместе с тобой грамоте училися: / Моя была чернильница серебряная, / А твое было перо позолочено? / А я-то помакивал тогды-сегды, / А ты-то помакивал всегды-всегды»). Ставр ее узнает, они отправляются домой.

Алеша Попович


Алеша Попович. Фрагмент иллюстрации Андрея Рябушкина. 1895 год

Wikimedia Commons

Место жительства:

Ростов и Киев.

Характеристика персонажа:

Хвастлив, кичлив, лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы. Берет смелостью, а не физическими данными: «силой не силен, но напуском смел». Алеша красив, грамотен, но завистлив. Ненадежен — его не посылают с важными поручениями: «забалуется с молодками, с девицами загуляется». За это его называют «бабьим насмешником».

Краткая биография:

Сын ростовского попа Левонтия быстро растет, учится грамоте и отправляется на подвиги. Первым делом он хитростью побеждает неприятного иноземца и перебирается на постоянное место жительства в Киев. Сражается в поединке с , а потом братается с ним. Первое время помогает Добрыне — отправляется с ним в посольские поездки.

Однажды стоит вместе со всеми богатырями на заставе (они всегда посылают Алешу в бой первого). На заставе его обижает — незаконнорожденный сын пинками загоняет его за спины богатырей, и Алеша затаивает обиду на двух побратимов. Когда Добрыня находится в отъезде, Алеша Попович пытается (правда, неудачно) увести его жену. Матримониальная тема заботит Алешу: он навещает с виду недоступную сестру братьев Петровичей-Збродовичей, но зачем-то рассказывает об этом ее братьям. Братья хотят убить сестру, но Алеша проявляет благородство и женится на ней.

Святогор


Святогор. Фрагмент открытки Ивана Билибина. 1940 год

smirnovasmirnova/Flickr

Место жительства:

Святые горы.

Характеристика персонажа:

Огромный одинокий великан, домашний тиран и деспот — очень ревнив. Выглядит нелюдимым, но в глубине души хочет завести себе друга.

Краткая биография:

Родился на Святых горах, отец — слепой великан, обладающий разрушительной силой, не слишком заботился о судьбе Святогора, и тот пробовал разные возможности для самореализации, но выяснил, что может ходить только по горам: земля его не держит. Тогда он становится нелюдимым домоседом, но природа берет свое, и Святогор задумывает жениться.

Хотен Блудович

Место жительства:

Новгород.

Характеристика персонажа:

Любвеобилен, неистов, мстителен.

Краткая биография:

Живет с матерью без отца. На пиру мать Хотена сватает своего сына к красавице Чайне Часовой, но мать девушки (тоже вдова) отвечает ей оскорбительным отказом, свидетелями которого становятся все пирующие. Тогда Хотен сам едет свататься с помощью матери к дочерям вдовы Часовой жены — ему отказывают и осмеивают. Хотен гневается, разрушает дом невесты, побивает девятерых ее братьев и пришедшее на помощь войско князя. Второй раз во время сватовства невеста просто не смогла ему отказать, и Хотен в итоге женится.

Чурило Плёнкович


Чурило Плёнкович. Открытка Ивана Билибина. 1902 год «Ходит Чурилушка по улочкам, / Загляделися все люди на Чурилушку».

Место жительства:

Василий Буслаев


Василий Буслаев. Фрагмент иллюстрации Андрея Рябушкина. 1895 год

Wikimedia Commons

Место жительства:

Новгород.

Характеристика персонажа:

Бесстрашный шутник. Не верит в суеверия и любит драться. Большой спорщик, неистов.

Краткая биография:

Поздний ребенок (отец умер на 90-м году жизни), Василий Буслаев остался на попечении матери. Сверстники его дразнят, называют безотцовщиной, герой гневается и калечит их. Родители просят мать утихомирить ребенка. Тяжелое детство определяет всю последующую эпическую биографию Васьки.

Повзрослев, он набирает себе дружину — отбор проходят те, кто может много пить и поднимать тяжести, — и вызывает на бой новгородцев. Умудряется убить своего родного дядю (старчище Пилигримище), стукнув его дубиной по голове, за это мать сажает его в погреб. Тем временем подходит срок битвы, его дружина дерется с новгородцами на мосту через Волхов и несет потери. Это видит служанка — она освобождает Василия, он врезается в гущу драки и начинает всех убивать.

Только мать способна остановить его, что она и делает. В какой-то момент, Василий понимает, что натворил дел, и отправляется в Еросолим замолить грехи. По дороге от нечего делать оскверняет могилу другого богатыря, и «мертвая голова» — череп с этой могилы — пророчит ему смерть. Добравшись до Еросолима, купается в Ёрдань-реке , чего делать было нельзя, так как там крестился Иисус. На обратном пути решает посоревноваться с дружиной: они перепрыгивают через камень — Васька и тут делает все по‑своему. Он прыгает через камень задом наперед, неудачно ударяется головой и умирает.

Дунай Иванович


Дунай Иванович убивает жену. Иллюстрация Николая Каразина. 1885 год

Место жительства:

Характеристика персонажа:

Гордый, завистливый и невоздержанный.

Краткая биография:

Ходят слухи, что когда-то Дунай служил литовскому королю, но его биография начинается со службы в Киеве. Владимир хочет жениться и отправляет Дуная с в Литву, чтобы сосватать королевскую дочь Апраксу. Уговорив ее, они возвращаются домой, но тут случается странное: в поле им встречается богатырка, которая предлагает помериться силами. Дунай побеждает, и дома они с богатыркой играют пышную свадьбу. На свадебном пиру оба хвастаются: он — храбростью, она — меткостью. Гордый Дунай решает проучить жену и устраивает соревнование по меткости, которое в итоге проигрывает. Не простив жене унижения, Дунай разрезает ей живот и обнаруживает, что она беременна: внутри ребенок — «руки в серебре, ножки в золоте». Дунай с горя убивает себя — падает на нож, и из его крови протекает река.

Михайло Козаренин

Место жительства:

Галич, Волынец.

Характеристика персонажа:

Храбрый, но торопливый — может совершить необдуманный поступок.

Краткая биография:

Родители очень не любили Козаренина и отправили его воспитываться к бабушке-задворенке, которая поила его «молочком козловыим». Вероятно,
из-за этого случая он и получил свое имя. Козаренин приезжает в Киев «помолиться-поклониться», князь Владимир тут же дает ему задание поехать к морю, настрелять птицы. Возвращаясь, он слышит, как татары делят девушку — кому она достанется. Михайло вступается за нее и отбивает от татар. Он приглашает девушку разделить с ним постель, но прежде спрашивает, как ту зовут. Оказывается, что это его сестра. Инцест предотвращен, и брат с сестрой возвращаются домой к родителям.

Михайло Данилович

Место жительства:

Характеристика персонажа:

По молодости невоздержан.

Краткая биография:

Ермак Тимофеевич

Место жительства:

Характеристика персонажа:

Самый молодой герой, неистов в битве.

Краткая биография:

Ермак вместе с другими богатырями обороняет Киев от вражеского войска. Однажды его посылают пересчитать силу неверную, а он вместо этого начинает биться с татарами. Ермак не может остановиться и почти всех убивает. Только уговаривает молодого богатыря взять передышку, но тут у Ермака не выдерживает сердце — он умирает. По другой версии его кровавый разгул останавливают, и начатое дело довершают другие богатыри.

Микула Селянинович


Микула Селянинович. Фрагмент иллюстрации Андрея Рябушкина. 1895 год

Wikimedia Commons

Место жительства:

Новгород.

Характеристика персонажа:

Очень сильный и неторопливый.

Краткая биография:

Главное занятие Микулы — пахота каменистой земли. Пашет с помощью сошки, которую не может поднять никто, кроме Микулы. Однажды он встречается с Вольгой — молодым князем, недавно получившим в наследство земли и впервые осматривающим свои владения. Вольга не может поднять сошку Микулы, князь не может угнаться даже на коне за пахарем — настолько хорошо Микула делает свое дело.

Только Микула Селянинович может поднять суму переметную, которую не смог поднять , причем делает он это одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».

Данила Денисьевич

Место жительства:

Характеристика персонажа:

Богомолен, богатырь-монах.

Краткая биография:

Иван Годинович

Место жительства:

Характеристика персонажа:

Упрям, умеет колдовать. Верный друг, жесток в любви.

Краткая биография:

Иван Годинович очень хочет жениться и отправляется в землю Черниговскую, но оказывается, что его избранница Настасья уже просватана за иноземца Вахрамея Вахрамеевича (или Кощея). Иван Годинович силой забирает ее и везет в Киев. По дороге их нагоняет жених Настасьи, и вместе с ней они побеждают Ивана Годиновича, привязывают его к дереву, а сами развлекаются в шатре рядом. Ивана Годиновича освобождают помощники (птицы или богатыри). В сражении с врагом богатырю помогает заговоренное оружие: когда жених Настасьи Вахрамей направляет лук на героя, тот произносит заговор на стрелу, и стрела убивает противника. В наказание за неверность Иван Годинович учит свою жену трем наукам молодецким: отрубает руки, губы, ноги — потому что та с неверными обнималась, целовалась, ногами переплеталась.

Волх Всеславьевич


Вольга Святославич. Фрагмент иллюстрации Ивана Билибина. 1904 год

Из книги «Былины. Вольга», 1904 год

Место жительства:

Характеристика персонажа:

Имеет способность к оборотничеству, понимает язык птиц, зверей.

Краткая биография:

Волх Всеславьевич (или Вольга Святославич) рождается от того, что змей обвивается вокруг ноги его матери Марфы Всеславьевны. Земля содрогается, птицы улетают, звери разбегаются, когда рождается этот герой. Только родившись, просит у матери не пеленать его, а одеть в кольчугу. Быстро взрослеет: набирает дружину и добывает пропитание для нее, оборачиваясь волком и соколом. Затем идет в военный поход в далекое царство индийское, земли Турец-салтана. Превращаясь в горностая, ночью прокрадывается к противникам и портит луки — перекусывает тетивы. Затем превращает дружину в муравьев, и она пробирается в чужое царство. Женится на дочери убитого царя и разрешает своей дружине грабить, убивать и насиловать.

Сухман Одихмантьевич


Сухман Одихмантьевич. Фрагмент иллюстрации Николая Каразина. 1885 год

Из книги «Русские богатыри. Избранные былины в пересказе для детей», 1912 год

Место жительства:

Характеристика персонажа:

Неплохой охотник. Обидчив и склонен к суициду.

Краткая биография:

Князь посылает Сухмана на охоту за лебедями — во время поездки он видит, что татары пытаются перебраться через пограничную реку и воздвигают мосты. Непра-река сама борется с силой татарской — за ночь смывает все мосты, что построили татары. Сухман бьется с неприятелем, серьезно ранен и с трудом добирается домой. Князь не может простить ему, что тот не привез добычу (он же отправлял его на охоту!), сажает его, раненного татарами, в погреб, несмотря на заверения Сухмана о надвигающейся угрозе. едет проверять сообщение Сухмана — и подтверждает рассказ богатыря о татарах. Князь извиняется, но Сухман не выдерживает нанесенного оскорбления и умирает. Из его крови протекает река.

Ставр Годинович


Ставр Годинович. Фрагмент иллюстрации Николая Каразина. 1885 год

Из книги «Русские богатыри. Избранные былины в пересказе для детей», 1912 год

Место жительства:

Чернигов.

Характеристика персонажа:

Хвастлив, неплохой гусляр, мастер игры в шахматы, торговец (получает разрешение беспошлинно торговать в Киеве).

Краткая биография:

Ставр хвастается на пиру у князя своей женой (согласно другим версиям ему не нравится еда и питье в Киеве), Владимир завидует Ставру (или злится) и сажает его в погреб. Василиса Микулична, жена Ставра, переодевается в иноземного посла и спасает мужа.

Соловей Будимирович


Соловей Будимирович. Фрагмент иллюстрации Николая Каразина. 1885 год

Из книги «Русские богатыри. Избранные былины в пересказе для детей», 1912 год

Место жительства:

Характеристика персонажа:

Талантливый купец, мастер быстро выполнять трудные задачи. Самолюбив.

Краткая биография:

Плавает по морю — приезжает по Днепру в Киев на красивом корабле, чтобы посвататься к дочери или племяннице князя. Дарит тому богатые подарки и просит кусок земли, на котором за одну ночь строит роскошный дворец. Девушка, видя это, сама сватается к Соловью Будимировичу. Тот страшно оскорбляется, уезжает, но через некоторое время возвращается, сватается по правилам и получает то, за чем приехал.

Дюк Степанович


Дюк Степанович. Незавершенная иллюстрация Ивана Билибина к былине. 1941 год

classic-online.ru

Место жительства:

Галицко-Волынская земля, Галич, Корела проклятая, Волынец.

Характеристика персонажа:

Богат, но скромен. Красавец и модник.

Краткая биография:

Дюк отправляется в Киев. По дороге встречает необыкновенные препятствия — три великие заставы: «змеи поклевучие», «львы-звери поедучие», «горушки толкучие, они сходятся вместе и расходятся». Дюк преодолевает их по совету матери: коня бьет сначала между ушей, потом — между задних ног, и конь в итоге переносит его в безопасное место.

В Киеве есть свой богач и красавец — . Он, видя в Дюке соперника, вызывает того на состязание в щегольстве и скачках. В итоге Дюк оказывается победителем.

Одежду Дюку из Индии ежедневно приносит его конь. Дюк хвастается своим богатством на пиру у князя, князь ему завидует и отправляет посольство, чтобы забрать имущество Дюка. Посольство признает, что, если продать Киев и Чернигов, все равно не хватит денег на бумагу для описи Дюкова богатства.

Иван Гостиный сын

Место жительства:

Характеристика персонажа:

Непослушный сын честной вдовы, пьяница (все время проводит в кабаке), плаксив. Единственный талант — неплохой наездник.

Краткая биография:

Иван уходит от матери и не подает о себе вестей. Мать находит Ивана — тот сидит в кабаке и пьет. Мать решается на отчаянный шаг: продает пьяницу сына голям кабацким за 500 рублей. Он сам (или его полный тезка) известен еще и тем, что состязается в скачках с самим князем Владимиром и даже выигрывает эти соревнования.

Илья Муромец


Выезжает сильный храбрый богатырь Илья Муромец. Лубок из коллекции Ровинского. 1876 год

Wikimedia Commons

Место жительства:

Муром, Киев.

Характеристика персонажа:

Мудрец и силач. Невоздержан, милосерден, богомолен и грамотен.

Краткая биография:

Илья Муромец — крестьянский сын, сидит на печи до зрелости и не может ходить. Ближе к 30 годам исцеляется и обретает силу, выпив воды (или вина). Братается со и получает от великана силу богатырскую. Помогает родителям, работая в поле, или избывает лишнюю силу: рвет лес с кореньями.

Дальше начинает совершать подвиги: освобождает дорожку прямоезжую из Мурома до Киева — побеждает Соловья-разбойника, освобождает Киев от Калина-царя, освобождает Чернигов от силы поганой, побеждает разбойников.

Не чужды ему и любовные приключения: он вынужден согрешить с женой Святогора, имеет любовницу — бабу Златыгорку — и незаконнорожденного сына — . Однажды Сокольник с целью выяснить, кто его отец, приезжает на Русь и устраивает поединок, в котором побеждает Илья Муромец. Сокольник возвращается домой и в гневе убивает свою мать.

Зависим от князя — тот может посадить Илью за какую-либо провинность в погреб, где Илья с удовольствием читает книги церковные. В какой-то момент своей жизни начинает пить вино и в пьяном виде грозится разорить Киев. В конце жизни уходит в монастырь или окаменевает.

Добрыня Никитич


Добрыня Никитич. Фрагмент иллюстрации Андрея Рябушкина. 1885 год

Wikimedia Commons

Место жительства:

Рязань, Киев.

Характеристика персонажа:

Прирожденный дипломат: грамотен и вежлив.

Краткая биография:

Добрыня быстро растет и обучается грамоте, но не слушается мать. Вопреки ее наставлениям отправляется купаться на Пучай-реку , где обитает Змей. Убивает Змея шляпой земли Греческой (или горстью песка) и освобождает племянницу князя Владимира, которую тот украл.

Некоторое время живет в Киеве, где занимается преимущественно тем, что гуляет. Во время очередной прогулки он стреляет по окнам и случайно убивает любовника киевской колдуньи Маринки Кайдаловны. Та проводит сеанс любовной магии и присушивает Добрыню . Но богатырю помогает его тетка. Она шантажирует Маринку: если та не вернет племянника, то она сама превратит ее в собаку. Маринка возвращает богатыря, но требует, чтобы тот женился на ней. Добрыня женится, но учит трем наукам молодецким: отрубает ей губы, руки, ноги.

Дальше Добрыня служит у князя Владимира. Сначала чашником Чашник — должность и чин в хозяйстве русских князей. Прислуживал князю, царю на праздничных обедах, заведовал пчеловодством и медоварением. и стольником Стольник — придворный, прислуживавший князьям за столом во время торжественных трапез, а также сопровождавший их в поездках. , но скоро его карьера идет в гору. Добрыня выполняет поручения князя — ездит за невестами, отвозит дань. Удачно женится. Однажды во время такого поручения, пока Добрыня отсутствовал в Киеве, на его жене попытался жениться . Добрыня вернулся и наказал обидчика, восстановив семье покой.

Василий Игнатьевич

Место жительства:

Характеристика персонажа:

Пьяница и храбрец.

Краткая биография:

Представитель «голи кабацкой», обладающий в то же время богатырской силой. Спас Киев от татар. Согласно другим былинам сначала впустил врага в город, позволив его разграбить, и только затем изгнал.

Антагонисты

Идолище поганое

Идолище захватило часть власти в Киеве, поставило рать под Киевом, а само поселилось в княжеских палатах, «отменив звоны колокольные и запретив милостыню спасенную». Оно гурман и обжора, ест по целой печи хлеба, по три коровы за один раз.

Идолище страшное, но одновременно и комичное: «Голова у него с пивной котел, / А глазища у проклятого с пивны чаши… / А туловье будто куча сена несметная». Любит демонстрировать мощь и силу, хочет чтобы ему прислуживали члены княжеской семьи. Издает указ, чтобы не смели упоминать имени , который в итоге и низвергает его.

Калин-царь

Калин осаждает Киев с «сорока царями, сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей» (то есть всего три миллиона двести тысяч человек).

Освободителем города по одним былинам является , по другим — его племянник . Илья едет с подарками князя Владимира к Калину, чтобы просить отсрочки, а когда Калин не соглашается, начинает избивать его войско. Во время осады татары роют подкопы, в которые попадает с конем Илья Муромец. Когда, скрутив чембурами Чембур — длинный повод в уздечке, за который привязывают или на котором водят верховую лошадь. , татары по приказанию Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, хватает татарина и, размахивая им, прочищает себе дорогу и приколачивает всю силу татарскую. Калин бежит с позором и зарекается впредь ходить на Русь.

Морской царь

Сокольник

Пытается убить своего отца — Илью Муромца, но они узнают друг друга и останавливают бой. Ночью Сокольник пытается уже тайно убить Илью, но того спасает «чуден крест». Сокольника выгоняют, он возвращается домой и убивает в порыве ярости свою мать.

Второстепенные персонажи

Калика перехожий

К Илье Муромцу приходят калики перехожие. Открытка Г. Войцеховича. Начало XX века Ивану Гостиному сыну Михайлы Потыка превращается в змею и пытается убить героя. Жена сидит в сундуке на голове у героя и соблазняет .

Любовницы

Любовницы есть у многих былинных героев. У — баба Златыгорка, от которой у него рождается сын . Невеста — это любовница его противника Вахрамея (или Кощея), она предает героя, помогая врагу победить его во время боя. Сестра братьев Петровичей-Збродовичей — любовница — выходит на первый зов богатыря в чулочках без чеботов. Затем ее либо берут замуж, либо привязывают к хвостам коней, которые ее разрывают. 

Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия Крючкова Ольга Евгеньевна

Ставр Годинович

Ставр Годинович

Ставр Годинович – персонаж русского эпоса. Он похваляется своей молодой женой Василисой Микулишной на пиру у князя Владимира – Красна Солнышка. За оскорбительный тон похвалы князь гневается на Ставра и сажает его в глубокие погреба.

Известно много записей былины о Ставре Годиновиче, но все они сводятся к двум основным вариантам.

В одном варианте, жена Ставра Годиновича, Василиса Микулишна, узнав о заточении мужа, выдаёт себя за грозного татарского посла и побеждает семерых богатырей, лучше всех стреляет из лука. В другом варианте, Василиса выдаёт себя за сына короля Ляховитского, который приехал свататься к дочери или племяннице князя Владимира, и все испытания, которые ей устраивает князь, она проходит с помощью хитрости.

При этом сватовство за дочь или племянницу князя устраивается в обоих случаях. И только она узнаёт в иноземном богатыре женщину и делится своими догадками с князем.

После того, как Василиса проходит все испытания, устроенные князем, устраивается свадьба. Но, видя, как жених грустит на пиру, князь Владимир желает развлечь его, и поэтому зовёт гусельников. Но гусельники играют недостаточно весело и тогда вспоминают про Ставра Годиновича, который чудесно умел играть на гуслях, и приводят его из погреба на пир.

Увидев Ставра, Василиса пытается намекнуть ему, кто она, но он никак не узнаёт в образе мужчины и не может понять, с кем он имеет дело. Тогда она его уводит с собой, и открывает ему, кто она. После, оба возвращаются к князю Владимиру и объясняют ему его заблуждение. Князь признаёт, что Ставр не напрасно похвалялся своей женой.

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Ставр Годинович Ставр Годинович - персонаж героического эпоса русского народа. Былина о Ставре известна во множестве записей, но все они сводятся к двум основным вариантам, условно называемым «богатырским» и «новеллистическим».В богатырском варианте жена Ставра

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Ставр Годинович Ставр Годинович – персонаж русского эпоса. Он похваляется своей молодой женой Василисой Микулишной на пиру у князя Владимира – Красна Солнышка. За оскорбительный тон похвалы князь гневается на Ставра и сажает его в глубокие погреба.Известно много

Ставр Годинович – один из богатырей древнерусских былин. У Гильфердинга собрано шесть вариантов былины о Ставре Годиновиче, у Рыбникова – три; менее других попорчены устной передачей варианты двух былин у Гильфердинга. Содержание былины о Ставре Годиновиче следующее: на пиру у Владимира Красного-Солнышка Ставр Годинович похваляется своей молодой женой. За хвастовство Ставр посажен князем в погреба глубокие. Узнав об этом жена Ставра, Василиса Никулична, одевается в мужское платье, набирает дружину и едет послом к Владимиру; явившись в Киев, она называет себя сыном короля Ляховитского, сватается к дочери (или племяннице) князя Владимира, которая узнает в приезжем воине женщину.

Все испытания, которым подвергают Василису, проходят для нее удачно, после чего совершается свадьба с дочерью Владимира. Так как после брака муж сильно грустит, то Владимир, желая развлечь его, достает гусельников, но те играют невесело; тогда вспоминают про Ставра, чудно игравшего в гусли яровчатые, выпускают его из погребов глубоких и приводят на пир. Происходит взаимное признание супругов, про которое разные былины передают неодинаковые подробности: Василиса Никулична делает Ставру Годиновичу намеки, но тот не догадывается; тогда она уводит его с пира "посмотреть дружинушки хоробрые"; объяснение происходит в поле, где она надевает женское платье, и затем объясняет Владимиру его заблуждение.

По другим былинам, Василиса бьется со Ставром Годиновичем палицами, затем открывает свои груди белые и только тогда Ставр узнает свою жену, которая и уводит освобожденного супруга домой. Былины о Ставре Годиновиче представляют вариант общераспространенной в западноевропейской и в славянской народной литературе песни о девушке-воине, которая освобождает брата или мужа, подвергается испытаниям и т. д. Имя Ставр упоминается в летописи под 1118 годом, когда новгородский сотский Ставр навлек на себя гнев Владимира Мономаха и был заточен в погреб; вероятно, тогда же сложилась песенка про Ставра Годиновича, сидящего в погребах глубоких; к этой песенке впоследствии мог присоединиться рассказ о жене, освободившей мужа.

В лицах былинных богатырей Ивана Даниловича и Ставра Годиновича большинство исследователей видят исторических лиц: о первом из них есть упоминание в Никоновской летописи под 1136 годом, но оно считается позднейшим подновлением. Ставра Майков, Миллер, Халанский и другие считают историческим Ставром, упоминаемым в Новгородской летописи под 1118 годом. С этим не согласен Стасов, который видит в Ставре богатыря алтайских татар Алтаин-Саин-Салама.

Богатырь Ставр Годинович

Во стольном было городе во Киеве
У ласкова князя у Владимира
Как было пирование – почестный пир
На многие князи, на бояры,
На всех тех гостей званых-браныих,
Званых-браных гостей, приходящиих.
Все на пиру наедалися,
Все на честном напивалися,
Все на пиру порасхвастались:
Инный хвалится добрым конем,
Инный хвалится шелковым портом,
Инный хвалится селами со приселками,
Инный хвалится городами с пригородками,
Инный хвалится родной матушкой,
А безумный хвастает молодой женой.
Из тоя из земли Ляховицкия
Сидел молодой Ставер сын Годинович,
Он сидит за столом – да сам не хвастает.
Испро
«Ай же ты, Ставер сын Годинович!
Ты что сидишь – сам да не хвастаешь?
Аль нет у тебя села со приселками,
Аль нет городов с пригородками,
Аль нет у тебя добрых комоней,
Аль не славна твоя родна матушка,
Аль не хороша твоя молода жена?»
Говорит Ставер сын Годинович:
«Хотя есть у меня села со приселками,
Хотя есть города с пригородками,
– Да то мне, молодцу, не похвальба;
Хотя есть у меня добрых комоней,
Добры комони стоят – всё не ездятся, -
Да то мне, молодцу, не похвальба;
Хоть славна моя родна матушка, -
Да и то мне, молодцу, не похвальба;
Хоть хороша моя молода жена, -
Так и то мне, молодцу, не похвальба:
Она всех князей, бояр да всех повыманит,
Тебя, солнышка Владимира, с ума сведет».

Все на пиру призамолкнули,
Сами говорят таково слово:
«Ты солнышко Владимир стольнокиевский!
Засадим-ка Ставра в погреба глубокие:
Так пущай-ка Ставрова молода жена
Нас, князей, бояр, всех повыманит,
Тебя, солнышка Владимира, с ума сведет,
А Ставра она из погреба повыручит!»
А был у Ставра тут свой человек.
Садился на Ставрова на добра коня,
Уезжал во землю Ляховицкую
Ко той Василисты Микуличной:
«Ах ты ей, Василиста дочь Микулична!
Сидишь ты – пьешь да прохлаждаешься,
Над собой невзгодушки не ведаешь:
Как твой Ставер да сын Годинович
Посажен в погреба глубокие;
Похвастал он тобой, молодой женой,
Что князей, бояр всех повыманит,
А солнышка Владимира с ума сведет».

«Мне-ка деньгами выкупать Ставра – не выкупить,
Мне-ка силой выручать Ставра – не выручить,
Я могу ли, нет Ставра повыручить
Своею догадочкою женскою!»
Скорешенько бежала она к фельдшерам,
Подрубила волоса по-молодецки-де,
Накрутилася Васильем Микуличем,
Брала дружинушки хоробрыя,
Сорок молодцов удалых стрельцов,
Сорок молодцов удалых борцов,
Поехала ко-о граду ко Киеву.
Не доедучи до-о града до Киева,
Пораздернула она хорош бел шатер,
Оставила дружину у бела шатра,
Сама поехала ко солнышку Владимиру.

Бьет челом, поклоняется:
«Здравствуй, солнышко Владимир стольнокиевский
С молодой княгиней со Опраксией!»
Говорил Владимир стольнокиевский:
«Ты откудашный, удалый добрый молодец,
Ты коей орды, ты коей земли,
Как тебя именем зовут,
Нарекают тебя по отечеству?»
Отвечал удалый добрый молодец:
«Что я есть из земли Ляховицкия,
Того короля сын Ляховицкого,
Молодой Василий Микулич-де;
Я приехал к вам о добром деле – о сватовстве
На твоей любимыя на дочери».
Говорил Владимир стольнокиевский:
«Я схожу – со дочерью подумаю».
Приходит он ко дочери возлюбленной:
«Ах ты ей же, дочь моя возлюбленна!
Приехал к нам посол из земли Ляховицкия,
Того короля сын Ляховицкого,
Молодой Василий Микулич-де,

На тебе, любимыя на дочери;



Что у тебя теперь на разуме:
Выдаешь девчину сам за женщину!


Где жуковинья были – тут место знать;
Стегна жмет – всё добра бережет».
Говорил Владимир стольнокиевский:
«Я схожу посла да поотведаю».
Приходит к послу земли Ляховицкия,
Молоду Василью Микуличу:
«Уж ты, молодой Василий сын Микулич-де!
Не угодно ли с пути, со дороженьки
Сходить тебе во парную во баенку?»
Говорил Василий Микулич-де:
«Это с дороги не худо бы!»
Стопили ему парну баенку;
Покуда Владимир снаряжается,
Посол той поры во баенке испарился,
С байны идет – ему честь отдает:
«Благодарствуй на парной на баенке!»
Говорил Владимир стольнокиевский:
«Что же меня в баенку не подождал?
Я бы в байну пришел – тебе жару поддал,
Я бы жару поддал и тебя обдал?»

Говорил Василий Микулич-де:
«Что ваше дело домашнее,
Домашнее дело, княженецкое;
А наше дело посольское, -
Недосуг-то долго нам чваниться,
Во баенке долго нам париться;
Я приехал об добром деле – об сватовстве
На твоей любимыя на дочери».
Говорил Владимир стольнокиевский:
«Я схожу – с дочерью подумаю».
Приходит он ко дочери возлюбленной:
«Ты ей же, дочь моя возлюбленна!
Приехал есть посол земли Ляховицкия
Об добром деле – об сватовстве
На тебе, любимыя на дочери;
Что же мне с послом будет делати?»
Говорит как дочь ему возлюбленна:
«Ты ей, государь мой родной батюшко!
Что у тебя теперь на разуме:
Выдаешь девчину за женщину!
Речь-поговоря – всё по-женскому;
Перески тоненьки – всё по-женскому;
Где жуковинья были – тут место знать».
Говорил Владимир стольнокиевский:
«Я схожу посла да поотведаю!»
Приходит ко Василию Микуличу,
Сам говорил таково слово:
«Молодой Василий Микулич-де!
Не угодно ль после парной тебе баенки
Отдохнуть во ложне во теплыя?» –
«Это после байны не худо бы!»
Как шел он во ложню во теплую,
Ложился на кровать на тесовую,
Головой-то ложился где ногами быть,
А ногами ложился на подушечку.
Как шел туда Владимир стольнокиевский,
Посмотрел во ложню во теплую:
Есть широкие плеча богатырские.
Говорит посол земли Ляховицкия,
Молодой Василий Микулич-де:
Я приехал о добром деле – об сватовстве
На твоей любимыя на дочери;

Говорил Владимир стольнокиевский:
«Я пойду – с дочерью подумаю».
Приходит ко дочери возлюбленной:
«Ай же дочь моя возлюбленна!
Приехал посол земли Ляховицкия,
Молодой Василий Микулич-де,
За добрым делом – за сватовством
На тебе, любимыя на дочери;
Что же мне с послом будет делати?
Говорила дочь ему возлюбленна:
«Ты ей, государь родной батюшко!
Что у тебя теперь на разуме:
Выдаешь девчину сам за женщину!»
Говорил Владимир стольнокиевский:
«Я схожу посла да поотведаю:
«Ах ты, молодой Василий Микулич-де!
Не угодно ли с моими дворянами потешиться,
Сходить с ними на широкий двор,
Стрелять в колечко золоченое,
Во тоя в острии ножевые,
Расколоть-то стрелочка надвое,
Чтоб были мерою равненьки и весом равны».
Стал стрелять стрелок перво князевый:
Первой раз стрелил – он недострелил,
Другой раз стрелил – он перестрелил,
Третий раз стрелил – он не попал.
Как стал стрелять Василий Микулич-де,
Натягивал скоренько свой тугий лук,
Налагает стрелочку каленую,
Стрелял в колечко золоченое, Во тоя острея во ножевая, -
Расколол он стрелочку надвое,
Они мерою равненьки и весом равны,
Сам говорит таково слово:

Я приехал об добром деле – об сватовстве
На твоей на любимыя на дочери:
Что же ты со мной будешь делати?»
Говорил Владимир стольнокиевский:
«Я схожу-пойду – с дочерью подумаю».
Приходит к дочери возлюбленной:
«Ай же ты, дочь моя возлюбленна!
Приехал есть посол земли Ляховицкия,
Молодой Василий Микулич-де,
Об добром деле – об сватовстве
На тебе, любимыя на дочери;
Что же мне с послом будет делати?»
Говорила дочь ему возлюбленна:
«Что у тебя, батюшко, на разуме:
Выдаваешь ты девчину за женщину!
Речь-поговоря – всё по-женскому;
Перески тоненьки – всё по женскому;
Где жуковинья были – тут место знать». -
«Я схожу посла поотведаю».

Он приходит к Василью Микуличу,
Сам говорил таково слово: «Молодой Василий Микулич-де,
Не угодно ли тебе с моими боярами потешиться,
На широком дворе поборотися?»
Как вышли они на широкий двор,
Как молодой Василий Микулич-де
Того схватил в руку, того в другую, третьего склеснет в середочку,
По трою за раз он на зень ложил,
Которых положит – тыи с места не стают.
Говорил Владимир стольнокиевский:
«Ты молодой Василий Микулич-де!
Укроти-ка свое сердце богатырское,
Оставь людей хоть нам на семена!»
Говорил Василий Микулич-де;
«Я приехал о добром деле – об сватовстве
На твоей любимыя на дочери;
Буде с чести не дашь – возьму не с чести,
А не с чести возьму – тебе бок набью!»
Не пошел больше к дочери спрашивать,
Стал он дочь свою просватывать.
Пир идет у них по третий день,
Сего дни им идти к Божьей церкви;
Закручинился Василий, запечалился.
Говорил Владимир стольнокиевский:
«Что же ты, Василий, не весел есть?»
Говорит Василий Микулич-де:
«Что буде на разуме не весело –
Либо батюшко мой помер есть,
Либо матушка моя померла.
Нет ли у тебя загусельщичков,
Поиграть во гуселышка яровчаты?»
Как повыпустили они загусельщиков,

«Нет ли у тя молодых затюремщичков?»
Повыпустили младых затюремщичков,
Все они играют, – всё не весело.
Говорит Василий Микулич-де:
«Я слыхал от родителя от батюшка,
Что посажен наш Ставер сын Годинович
У тебя во погреба глубокие:
Он горазд играть в гуселышки яровчаты».

Говорил Владимир стольнокиевский:
«Мне повыпустить Ставра, -
Мне не видеть Ставра;
А не выпустить Ставра, -
Так разгневить посла!»
А не смет посла он поразгневати, -
Повыпустил Ставра он из погреба.
Он стал играть в гуселышка яровчаты, -
Развеселился Василий Микулич-де,
Сам говорил таково слово:
«Помнишь, Ставер, памятуешь ли,
Как мы маленьки на улицу похаживали,
Мы с тобой сваечкой поигрывали:
Твоя-то была сваечка серебряная,
А мое было колечко позолоченное?
Я-то попадывал тогда-всегда,
А ты-то попадывал всегда-всегда?»
Говорит Ставер сын Годинович:
«Что я с тобой сваечкой не игрывал!»
Говорит Василий Микулич-де:
«Ты помнишь ли, Ставер, да памятуешь ли,
Мы ведь вместе с тобой в грамоты училися:
Моя была чернильница серебряная,
А твое было перо позолочено?
А я-то помакивал тогда-всегда,
А ты-то помакивал всегда-всегда?»
Говорит Ставер сын Годинович:
«Что я с тобой в грамоты не учивался!»
Говорил Василий Микулич-де:
«Солнышко Владимир стольнокиевский!
Спусти-ка Ставра съездить до бела шатра,
Посмотреть дружинушки хоробрыя?»

Говорил Владимир Стольнокиевский:
«Мне спустить Ставра – не видать Ставра,
Не спустить Ставра – разгневить посла!»
А не смеет он посла да поразгневати:
Он спустил Ставра съездить до бела шатра,
Посмотреть дружинушки хоробрыя.
Приехали они ко белу шатру,
Зашел Василий в хорош бел шатер,
Снимал с себя платье молодецкое,
Одел на себя платье женское,
Сам говорил таково слово:
«Тепереча, Ставер, меня знаешь ли?»
Говорит Ставер сын Годинович:
«Молода Василиста дочь Микулична!
Уедем мы во землю Политовскую!»
Говорит Василиста дочь Микулична:
«Не есть хвала добру молодцу
Тебе воровски из Киева уехати:
Поедем-ка свадьбы доигрывать!»
Приехали ко солнышку Владимиру,
Сели за столы за дубовые.
Говорил Василий Микулич-де:
«Солнышко Владимир стольнокиевский!
За что был засажен Ставёр сын Годинович
У тебя во погреба глубокие?»
Говорил Владимир стольнокиевский:
«Похвастал он своей молодой женой,
Что князей, бояр всех повыманит,
Меня, солнышка Владимира, с ума сведет». -
«Ай ты ей, Владимир стольнокиевский!
А нынче что у тебя теперь на разуме:
Выдаешь девчину сам за женщину,
За меня, Василисту за Микуличну?»
Тут солнышку Владимиру к стыду пришло,
Повесил свою буйну голову,
Сам говорил таково слово:
«Молодой Ставер сын Годинович!
За твою великую за похвальбу
Торгуй во нашем городе во Киеве,
Во Киеве во граде век беспошлинно!»
Поехали во землю Ляховицкую
Ко тому королю Ляховицкому.
Тут век про Ставра старину поют,
Синему морю на тишину,
Вам всем, добрым людям, на послушанье.