Кому принадлежат слова школьные товарищи лучшие воспитатели. Доклад для общешкольного родительского собрания "Общество сверстников в школе и вне её". Капля дегтя в бочке меда

При словах микроклимат помещения многие из нас часто представляют себе регулирование температуры воздуха в помещении, совершенно не вспоминая о таком значительном показателе как относительная влажность воздуха.

По-настоящему комфортным для человека считается то помещение, в котором температура воздуха не опускается ниже 20°С, а относительная влажность воздуха - не ниже 45-50%. Колебание относительной влажности воздуха в сторону уменьшения или увеличения негативно влияет на здоровье и самочувствие находящихся в нём людей, провоцируя головные и физические боли, недомогание, чувство неуюта, усталости, упадок сил, нежелание работать.

Чтобы предотвратить возможные последствия для человека изменений относительной влажности воздуха, современные технологии разработали такое оборудование, которое может поддерживать относительную влажность воздуха на уровне, который считается самым оптимальным. Таким оборудованием являются осушители воздуха и увлажнители воздуха.

Цель функционирования данных приборов одинакова - это оптимизация влажности воздуха в помещении, хотя достигают они этой цели совершенно противоположными действиями.

Осушители воздуха.

Для регулирования микроклимата в помещениях с очень высокой влажностью воздуха используются осушители воздуха. Напрашивается вопрос, чем может навредить повышенная влажность воздуха и с какой целью осуществляется осушение воздуха? Попробуем ответить.

Чрезмерная влажность воздуха причиняет вред не только человеческому здоровью, пары, образующиеся при испарении влаги, и возникающая конденсация вредят металлическим конструкциям зданий, разрушая их основные элементы, а также благотворно влияют на развитие плесени и болезнетворных грибков на стенах. Конечно, для регулирования уровня влажности в помещении можно установить вентиляцию, установку для регулирования тепловых потоков, значительно укрепить теплоизоляцию помещения. Однако, эти средства не столь эффективны, поэтому часто возникает потребность в более совершенном оборудовании, таком, как осушители воздуха. Осушители воздуха действуют по одному из принципов: конденсация, ассимиляция, абсорбция.

Абсорбционные осушители воздуха являются самым эффективным средством очистки воздуха, поскольку могут работать при очень низкой температуре воздуха в помещении (от -20°С) и относительной влажности, варьирующей от 2 до 100%, а также имеют самый высокий коэффициент полезного действия (КПД).

Принцип конденсации заключается в преобразовании водяных паров, находящихся в воздухе, из газообразного состояния в жидкое. Такие осушители воздуха более эффективны, чем их аналоги, и имеют более высокий КПД. Недостатком является то, что при резком снижении температуры воздуха, эффективность работы данного осушителя, соответственно, уменьшается. Из этого можно сделать вывод, что осушители воздуха подобного типа не рационально использовать в помещениях с минусовой температурой воздуха.

Конденсационные осушители воздуха наиболее эффективны при работе в помещениях с очень высокой относительной влажностью воздуха. Принцип абсорбции заключается во всасывании жидким или твёрдым абсорбентом (поглотителем) из воздуха излишних паров и газов.

Принцип ассимиляции заключается в таком способе осушения воздуха, когда холодный воздух всасывает в себя меньше водяных паров, чем тёплый. Ассимиляционные осушители воздуха напрямую зависят от параметров окружающей среды. Если сравнивать с другими аппаратами для осушения воздуха, то данные осушители имеют более низкий коэффициент полезного действия (КПД) и не дают эффективного результата при работе в помещениях с повышенной относительной влажностью воздуха.

Увлажнители воздуха.

Увлажнители воздуха, несмотря на единство конечного результата, выполняют совершенно противоположные функции. Во многих случаях, чтобы обеспечить нормальный микроклимат в помещении требуется не осушение воздуха , а увлажнение воздуха. Увлажнители воздуха бывают трех типов: бытовые, промышленные и полупромышленные.

Назначением бытовых увлажнителей воздуха является создание благоприятного микроклимата для существования в нём людей, а промышленных увлажнителей - создание нормальных производственных условий для осуществления технологических процессов в различных промышленных отраслях, в которых недостаточная влажность воздуха негативно отразиться на качестве сырья и, естественно, на качестве готовой продукции.

Помимо всего, промышленные увлажнители воздуха уменьшают уровень запыления в помещении, что положительно сказывается на качестве готовой продукции, ведёт к сокращению производственного брака, а также создаёт оптимальный для рабочих микроклимат в производственном помещении.
Промышленные увлажнители воздуха подразделяются на адиабатические и изотермические.

Изотермическое увлажнение воздуха возможно лишь при постоянно неменяющейся температуре воздуха в помещении. Принцип работы данного увлажнителя состоит в следующем. Нагревательные элементы увлажнителя доводят до очень высокой температуры воду, находящуюся в парогенераторе, в результате чего она переходит в парообразное состояние, то есть превращается в пар. Водяной пар выбрасывается в атмосферу и происходит увлажнение воздуха. Нагревательными элементами увлажнителей воздуха могут быть электроды, опущенные в жидкость, природный газ или тэны. При этом газовые увлажнители воздуха считаются более экономичными для потребителей, чем электрические увлажнители, поэтому их выгоднее всего использовать для увлажнения воздуха в больших помещениях.

Адиабатическое увлажнение воздуха происходит только в неизменно тёплой среде, то есть, чем выше относительная влажность воздуха, тем ниже его температура. Принцип действия такого увлажнителя состоит в том, что в воздух выбрасываются мельчайшие водяные капли, больше похожие на пыль, которые и увлажняют воздух и, одновременно с этим, температура данного помещения снижается. Адиабатические промышленные увлажнители воздуха бывают дисковые, ультразвуковые и распылительные.

В основе действия дисковых адиабатических промышленных увлажнителей воздуха лежит принцип действия центробежных сил. В центре увлажнителя установлен диск, который вращается на огромной скорости, одновременно распыляя воду и превращая её в водный аэрозоль. Вентилятор выбрасывает аэрозоль в воздух, который, таким образом, увлажняется. Адиабатические увлажнители являются наиболее эффективными и экономичными в использовании, по сравнению с изотермическими увлажнителями.

Принцип работы ультразвуковых адиабатических промышленных увлажнителей заключается в следующем: на часто вибрирующую диафрагму из накопительного бака увлажнителя поступает вода, которая при контакте с диафрагмой становится водяной пылью с размером капли 2-5 мкм. Через своеобразное водяное облако с помощью вентилятора проходит наружный воздух и, таким образом, воздух в нужном помещении увлажняется.

Принцип работы распылительных адиабатических промышленных увлажнителей заключается в использовании сжатого воздуха, который проталкивает воду через форсунки и обращает её в водяную пыль. Такой вид увлажнителей рациональнее всего использовать в больших помещениях, так как, потребляя небольшое количество энергии, они, всё же, являются наиболее эффективными, по сравнению с другими увлажнителями.

Использование, как увлажнителей, так и осушителей воздуха позволит создать в нужном помещении идеальный микроклимат, позволяющий находящимся в данном помещении людям приятно отдохнуть либо с пользой поработать, в независимости от того, какая на улице погода.

Какая норма влажности в квартире? Большинство людей легко ответят, какая должна быть температура в жилом помещении, но вопрос о влажности поставит их в тупик. И только единицы смогут назвать правильные цифры. А между тем влажность - это один из основных показателей уровня микроклимата в доме.

в квартире

Влажность воздуха в помещении измеряется специальным прибором - гигрометром. Они различаются по конструкции (цифровой, волосяной, беспроводной) и диапазону измерений, но пользоваться каждым из них очень просто. Во всяком случае, не сложнее, чем обычным термометром.

Норма влажности зависит от типа помещения. Например, в пекарнях, в залах для брожения, в птичниках, в холодных складах для хранения продуктов она составляет 70-80%. В теплицах для выращивания тюльпанов она может достигать 95%, и это считается нормой. А вот для комнат с компьютерами, телефонными узлами и офисной техникой показатели не должны превышать 50%.

Норма влажности в квартире также зависит от типа помещения. В среднем, цифры колеблются в пределах 40-60%. Согласно в жилых комнатах и в межкомнатном коридоре оптимальная влажность в холодный период года должна составлять 30-45%. Допустимые показатели для этих типов помещений - до 60%.

В теплый период года оптимальная влажность в квартире составляет 30-60%. Допустимая - до 65%. Однако в регионах с воздуха (выше 75% на улице) допустимые показатели повышены до 75%.

В кухне, туалете, ванной комнате, в вестибюле, на и в кладовой этот показатель не нормируется.

Различные показатели и необходимость использования специальных приборов - все это может показаться слишком сложными для обычного человека. Поэтому, чтобы узнать, повышенная или пониженная влажность в квартире, можно провести опыт со стаканом. Берем стакан или стопку (любой стеклянный сосуд), наливаем в него воду, охлаждаем до 3-4 °С в холодильнике. Затем нужно поставить сосуд в комнате и понаблюдать:

  • стенки сосуда запотели, а потом высохли за 5 минут - влажность понижена, воздух сухой;
  • через 5 минут стенки влажные - оптимальные показатели;
  • через 5 минут по стенкам сосуда бегут ручьи - высокая влажность.

Вот так можно легко узнать микроклимат в помещении, но для чистоты эксперимента стакан необходимо ставить подальше от нагревательных приборов.

Чем вредна повышенная влажность

Повышенная влажность - это запотевшие окна, сохнущее по нескольку дней белье, одежда с неприятным плесневелым запахом, грибки и плесень. Только эти факторы делают дом малопригодным для проживания. А еще стоит добавить, что подобный микроклимат не очень хорошо влияет на здоровье человека: споры грибов при
попадании на пищу могут вызывать отравления и аллергию, нарушаются теплообменные процессы, повышается риск развития инфекции. Человек, проживающий в доме с повышенной влажностью, болеет чаще и дольше.

Как влияет на организм человека низкая влажность

Низкая влажность также вызывает ряд проблем. Усиливается интенсивность испарения со всего, что содержит воду: с кожи человека, с растений. Последние сохнут, а кожа теряет эластичность и старится. Пересыхает слизистая носа, а значит, возникает риск появления насморка и ОРЗ. Страдают органы дыхания, особенно у астматиков и аллергиков.

Норма влажности в квартире - это не абстрактное понятие. Это реальные цифры, которые позволяют понять, насколько безопасен микроклимат в помещении. И если влажность воздуха сильно понижена или повышена, необходимо добиться того, чтобы она соответствовала нормальным показателям.

Способы уменьшения влажности

Существует два основных метода осушения воздуха.

  1. Найти и устранить причину высокой влажности. Это может быть временное увеличение показателей из-за готовки, приема душа или сушки вещей, дефицит солнечного света, отсутствие нормальной вентиляции, герметичные окна из ПВХ и т. д. К каждой причине можно подобрать способ ее устранения: сделать хорошую вентиляцию, чаще проветривать комнаты, нарастить батареи и т. п.
  2. Принудительное осушение при помощи специальных осушителей, химических препаратов, абсорбирующих влагу, и климатических установок.

В идеале, нужно пользоваться только первым способом, однако если это невозможно сделать или сопряжено с серьезными финансовыми затратами, то можно применять второй.

Методы увеличения влажности

Чаще всего сухой воздух в помещении образуется в зимний период, когда интенсивно работают нагревательные приборы, а помещения проветриваются преступно редко. Однако и от этой проблемы можно избавиться. Норма влажности в квартире при сухом воздухе достигается за счет следующих мероприятий:

  1. Наличие в комнате аквариума или
  2. Присутствие большого количества растений.
  3. Установка бытового увлажнителя.
  4. Снижение частоты пользования любыми бытовыми приборами, особенно нагревательными.
  5. Частые проветривания.

В квартире - это залог сохранности вашего здоровья и обеспечение нужного уровня комфорта в доме. А на здоровье экономить не стоит. Поэтому старайтесь поддерживать нормальные показатели влажности, пусть даже и принудительным путем.

Школа – это неизбежность для каждого нормального ребенка. Вместе со знаниями, новыми ощущениями и увлечениями появляются и новые знакомые. Некоторые так и остаются просто одноклассниками, некоторые со временем перекочевывают в стан врагов, а некоторые становятся друзьями.

Друг – это всегда хорошо. На него можно положиться в трудную минуту, он всегда даст совет, выслушает и т.д. Все это правильно, если дело касается взрослых. Друзья-дети – это немножечко другая песня.

Наша жизнь построена так, что ребенок совершает свое первое серьезное погружение в наш многогранный мир уже со школьной скамьи. Все его прелести и несправедливости снежным комом накатываются на ребенка по мере его взросления. Школа – это период, где родители постепенно начинают отходить на второй план. У ребенка со временем появляются новые кумиры и идеалы, объекты для подражания, любви или ненависти.

Родители это люди, которые любят ребенка и которые хотят, чтобы у него все было хорошо. Основываясь на этом, они выстраивают свои отношения с ребенком с дальним прицелом, направляя ребенка в определенное русло, выставляя ему определенные правила поведения, выбирая соответствующие концепции воспитания. Родители вдалбливают в голову ребенка, что он должен прекратить гулять и идти делать уроки, утром чистить зубы и т.д. Большинство требований малыш осознает уже взрослым, выполняя в детстве их на автопилоте – «потому что так сказала мама».

Школа дает ребенку большую самостоятельность, которая неизбежно порождает формирование у ребенка собственного мнения и стиля поведения в разных ситуациях. Чем старше класс, тем это «Я» занимает больше места в сознании ребенка. К этому процессу активно подключаются школьные друзья. Человек уверенней чувствует себя в коллективе, поэтому сам стремиться в него влиться. Коллектив же в ответ выдвигает определенные требования к образу мысли и действия.

В раннем детстве ребенок считает, что родители ему обязаны всем: игрушкой, одеждой, походом в кинотеатр и т.д. В садике он впервые сталкивается с тем, что кто-то ему ничего не должен, и ему необходимо все делать самому. В школе ему приходиться добиваться чьего-то внимания, хотя дома он имеет его автоматически, и таких примеров можно привести сколько угодно. В школе этот принцип развивается еще больше, при этом школа в некоторых случаях учит ребенка жизненной жестокости. Дети способны на сострадание к животным, но к подобным себе они обычно категоричны и жестоки. Они не стремятся сгладить положение, они режут всю правду-матку в глаза, иногда даже не анализируя сказанное. Вот почему детям с ограниченными возможностями приходится трудно на первых порах во время общения со сверстниками.

Школа очень хорошо выполняет социальную функцию в воспитании ребенка. Из центра мира в доме малыш превращается в одного из многих равных в школе. Ему осознанно необходимо выбирать линию поведения, чтобы жить в школьном коллективе. Выполнение определенных задач требует выбора стиля его поведения: он может все делать сам, он заставлять это делать других разными способами, он может сам делать свою работу и работу других. Такое разделение – первая ласточка структуры нашего социума, где есть ведущие, ведомые и люди сами по себе.

Какую бы группу не выбрал ваш малыш, он скоро поймет, что лучше всего делать дело и жить в коллективе единомышленников. Волки в природе охотятся стаей, олени защищаются стадом и т.д. Результатом поиска своей группы становится нахождение хотя бы 1-2 друзей, в обществе которых ребенок начнет коротать время. Хотя на самом деле причин дружбы может быть несколько:

Общность мыслей, идей и целей;

Общность характеров;

Желание видеть более сильную личность в качестве друга, нежели в качестве врага.

Школьные друзья обычно не выбирают выражений, и чем взрослее становится ребенок, тем крепче они становятся. Банальное первоклассное «у тебя штаны порваны, ха-ха-ха» в старших классах превращается в жесткое «да ты лох!». И то, и другое указывает ребенку на его недостатки, заставляет его чувствовать себя неудобно, временным изгоем. Однако такие жесткие уроки надолго остаются в сознании ребенка, препятствуя повторению ошибки с его стороны. Именно такие едкие и прямые замечания окончательно формируют стиль поведения и сознание ребенка. Некоторые дети заплачут и уйдут. Если это будет продолжаться постоянно, то из такого ребенка не вырастит целенаправленного и самодостаточного члена общества. Другие дети найдут достойный словесный ответ, не покажут своей обиды за происходящее. Третьи выберут вариант силового давления на обидчика, кидаясь в драку и пытаясь отомстить за оскорбление. Вторая и третья позиция учит малыша бороться разными способами с жизненными ситуациями, в которых он начинает проигрывать. Борьба за внимание противоположного пола, борьба на школьной спортивной площадке между классами, борьба за право быть лучшим учеником – все это первый опыт, который очень пригодиться в жизни.

Некоторые считают, что школьные товарищи - лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны. На самом деле это не совсем так. Родители должны выбрать правильную линию поведения по отношению к школьнику. Уже прошла пора тотального давления, у ребенка начинает появляться свое осознанное представление об окружающем мире. Однако и полностью пускать на самотек воспитание ребенка нельзя. Необходимо найти методы, которые помогут родителям оставаться авторитетом для подростка, не слишком вмешиваясь в его жизнь.

Мы уже говорили, что именно наличие новых объектов для подражания значительно усложняет взаимоотношение подростка и родителей. Разное социальное положение детей и моральные принципы в семье определяют у подрастающего поколения свои приоритеты. Очень важно, какую компанию сверстников выберет себе ребенок, что будет там основной движущей силой – желания погулять, покурить, выпить алкоголь или же игра в футбол, кружок моделирования и т.д. Родители всегда должны держать руку на пульсе жизни своего ребенка и своевременно реагировать на наиболее отрицательные примеры его поведения. В этом случае их задача уже сводится не к воспитательной функции, а к контролирующей и принимающей привинтивные меры в случае необходимости.

Уважаемые родители, запомните, что голословное обвинение друзей ребенка настроит малыша исключительно против вас. Пример отрицательного поведения должен быть нагляден, преподнесен ненавязчиво, желательно без долгой морали. Также желательно наличие и примера положительного поведения другого человека, чтобы ребенку было с чем сравнивать. Не старайтесь ломать школьника, помните, что перед вами уже набирает силу маленькая личность.

Воспитание ребенка – непростой процесс. И как бы ни старались родители, они в любом случае чуть раньше или чуть позже будут для своих детей «плохими». Запрещают, требуют... Вот почему школьное время – самое важное для воспитания. Есть даже поговорка, что школьные товарищи - лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны, с ними не поспоришь в ключе «Мама, дай, потому что ты должна дать...»

Школа – жестокий воспитатель

Будем откровенными. В отношениях с родителями ребенок получает массу поучительных уроков, но зачастую они не ситуативные, а осознаются только спустя годы. Родители дают все – но пользоваться этим дети начинают ближе к 30-летнему рубежу, когда, как говорилось в известном анекдоте, «надо было слушать маму».

При этом несмотря на то, что шаблоны поведения, нормы и ценности в большей степени идут из семьи, воспринимаются от близких значимых людей, подростковая среда также способствует воспитанию. Нередко подростки и даже младшие школьники для своих школьных товарищей лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостнее и более жестоко общаются, бьют больнее.

  • Они не обязаны

Ни одни родители не станут так жестоко отвергать просьбы и требования своего ребенка, как друзья. Поэтому в школьные годы мы получаем самые болезненные, но самые полезные уроки жизни. Они пригодятся еще не раз.

Впервые ребенок сталкивается с тем, что кто-то ему не обязан, еще в детском садике. Но этот возраст можно считать возрастом неосознанности. А полноценное общение с теми, кто не обязан выслушивать, понимать, чьего расположения нужно добиваться – начинается только в школе.

Школьные товарищи в этом плане на самом деле являются лучшими воспитателями для ребенка, чем родители, потому как они безжалостны и не чувствуют себя обязанными. Дружба и внимание, забота и ненависть – все это проносится в вихре эмоций и словно в каком-то калейдоскопе самых разных ситуаций.

  • Они - равные

Общение на равных, а не с теми, кто старше и главнее – вот что ценно в школьном возрасте. Родителям дети так или иначе, но «должны». Должны сделать уроки, вынести мусор, помогать по хозяйству, посещать кружки и быть паиньками. С кем же отыграть другие роли, почувствовать себя наравне?

Сестры и братья редко бывают погодками или двойняшками, вот и получается, что со всеми на свете дети в разных условиях. Ты старше – уступи. Ты младше – подчинись. А с кем же безопасно покомандовать и получить законный отпор? Конечно, с лучшими учителями, чем родители, со своими школьными товарищами – с ними безопасно получить отказ или услышать, как они безжалостно говорят правду в глаза. Может, после этой правды даже устроить драку или поконкурировать. И с этим связана третья обучающая функция школьных друзей – социализация.

  • Они помогают социализации

Как узнать свое место в мире, если одни смотрят на тебя сверху (родители и учителя), а другие – снизу (младшие братья и сестры)? Как понять, чего ты стоишь, чего достоин? Смелый или трусливый, болтливый или серьезный молчун? Как конкурировать за ограниченные ресурсы – красивых мальчиков, готовых носить портфель, или девочек, на которых заглядываются все парни в параллели?

Всему этому способствует школьная обстановка и отношения с другими – такими же школьниками. Ах, эти девичьи драки на заднем дворе школы – с какой нежностью и ехидной улыбкой они вспоминаются спустя годы! И тем не менее, умение отстаивать свои интересы, конкурировать и побеждать (или учиться проигрывать), даже в девичьей среде, учиться сотрудничать – все это можно проявить только в школе.

Капля дегтя в бочке меда

Конечно, многие уже поняли, почему школьные товарищи - лучшие воспитатели, и все же по сравнению с родителями они безжалостны, они не знают пощады. Поэтому очень важно не только вовремя отпускать своего ребенка – давать ему возможность понять других и познать себя, свои потребности и границы. Не менее важно отслеживать, чтобы это воспитание школой не переросло в нечто большее. Если такое «обучение» вылилось в травлю, войну; если ребенок боится ходить в школу, если над ним издеваются – то он имеет дело с более серьезным «противником», чем предполагалось. И в этот момент (а лучше – хоть немного раньше) рядом должны оказаться мама и папа. Отстоять интересы ребенка, отследить границы дозволенного – все это не так просто, как кажется.

Отдать сына или дочку в школу и ожидать, что «за него (нее) там отвечают», по меньшей мере, глупо. В учителя идут отнюдь не от доброты души и желания сделать мир лучше. В школе полно агрессивных, озлобленных и обиженных на мир людей. А заодно – и их детей. Вот от них-то и стоит защищать родителям свое чадо.

Школа - жестокий воспитатель

Будем откровенными. В отношениях с родителями ребенок получает массу поучительных уроков, но зачастую они не ситуативные, а осознаются только спустя годы. Родители дают все - но пользоваться этим дети начинают ближе к 30-летнему рубежу, когда, как говорилось в известном анекдоте, «надо было слушать маму».

При этом несмотря на то, что шаблоны поведения, нормы и ценности в большей степени идут из семьи, воспринимаются от близких значимых людей, подростковая среда также способствует воспитанию. Нередко подростки и даже младшие школьники для своих школьных товарищей лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостнее и более жестоко общаются, бьют больнее.

  • Они не обязаны

Ни одни родители не станут так жестоко отвергать просьбы и требования своего ребенка, как друзья. Поэтому в школьные годы мы получаем самые болезненные, но самые полезные уроки жизни. Они пригодятся еще не раз.

Впервые ребенок сталкивается с тем, что кто-то ему не обязан, еще в детском садике. Но этот возраст можно считать возрастом неосознанности. А полноценное общение с теми, кто не обязан выслушивать, понимать, чьего расположения нужно добиваться - начинается только в школе.

Школьные товарищи в этом плане на самом деле являются лучшими воспитателями для ребенка, чем родители, потому как они безжалостны и не чувствуют себя обязанными. Дружба и внимание, забота и ненависть - все это проносится в вихре эмоций и словно в каком-то калейдоскопе самых разных ситуаций.

  • Они - равные

Общение на равных, а не с теми, кто старше и главнее - вот что ценно в школьном возрасте. Родителям дети так или иначе, но «должны». Должны сделать уроки, вынести мусор, помогать по хозяйству, посещать кружки и быть паиньками. С кем же отыграть другие роли, почувствовать себя наравне?

Сестры и братья редко бывают погодками или двойняшками, вот и получается, что со всеми на свете дети в разных условиях. Ты старше - уступи. Ты младше - подчинись. А с кем же безопасно покомандовать и получить законный отпор? Конечно, с лучшими учителями, чем родители, со своими школьными товарищами - с ними безопасно получить отказ или услышать, как они безжалостно говорят правду в глаза. Может, после этой правды даже устроить драку или поконкурировать. И с этим связана третья обучающая функция школьных друзей - социализация.

  • Они помогают социализации

Как узнать свое место в мире, если одни смотрят на тебя сверху (родители и учителя), а другие - снизу (младшие братья и сестры)? Как понять, чего ты стоишь, чего достоин? Смелый или трусливый, болтливый или серьезный молчун? Как конкурировать за ограниченные ресурсы - красивых мальчиков, готовых носить портфель, или девочек, на которых заглядываются все парни в параллели?

Всему этому способствует школьная обстановка и отношения с другими - такими же школьниками. Ах, эти девичьи драки на заднем дворе школы - с какой нежностью и ехидной улыбкой они вспоминаются спустя годы! И тем не менее, умение отстаивать свои интересы, конкурировать и побеждать (или учиться проигрывать), даже в девичьей среде, учиться сотрудничать - все это можно проявить только в школе.

Капля дегтя в бочке меда

Конечно, многие уже поняли, почему школьные товарищи - лучшие воспитатели, и все же по сравнению с родителями они безжалостны, они не знают пощады. Поэтому очень важно не только вовремя отпускать своего ребенка - давать ему возможность понять других и познать себя, свои потребности и границы. Не менее важно отслеживать, чтобы это воспитание школой не переросло в нечто большее. Если такое «обучение» вылилось в травлю, войну; если ребенок боится ходить в школу, если над ним издеваются - то он имеет дело с более серьезным «противником», чем предполагалось. И в этот момент (а лучше - хоть немного раньше) рядом должны оказаться мама и папа. Отстоять интересы ребенка, отследить границы дозволенного - все это не так просто, как кажется.

Отдать сына или дочку в школу и ожидать, что «за него (нее) там отвечают», по меньшей мере, глупо. В учителя идут отнюдь не от доброты души и желания сделать мир лучше. В школе полно агрессивных, озлобленных и обиженных на мир людей. А заодно - и их детей. Вот от них-то и стоит защищать родителям свое чадо.