Комсомольская свадьба. Советские свадьбы: как это было. Тема: Свадьбы

Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы...

Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы в СССР…

Гражданский брак

Период СССР – достаточно долгое время. И в разные годы существовали отличающиеся друг от друга свадебные традиции.

Сразу после революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью.

Хотя советская семья не была самоценностью (часть большевиков вообще ратовала за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание детей возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Но если на бумаге все было просто, то в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы. Еще долго гражданский брак считали незаконным сожительством. Это мнение досталось в наследство и нам. Многие и сейчас под словосочетанием «гражданский брак» понимают сожительство без штампа в паспорте и кольца на руке.

«Красные свадьбы»

В 1920-х годах в противовес церковному венчанию стали практиковаться так называемые «красные свадьбы» (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью). Роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония.

«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (их брак просуществовал с 1918 по 1923 год).

Нарком государственного презрения в первом Советском правительстве Александра Коллонтай и 1-й народный комиссар по морским делам РСФСР Павел Дыбенко.

Ушла в прошлое и традиция выкупа невесты. Идеология брала свое. Во-первых, дело это коммунистам показалось языческим. Во-вторых, выкуп считался прерогативой деревенских простолюдинов, а горожане мнили себя интеллигенцией…

Тем не менее уже к 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х – начале 40-х начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками…

Холостяцкий налог

После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. Для мужчин, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться – плати штраф в государственную казну.

Что касается свадеб, то после войны проводились они очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком.

Букет роз

В конце 1950-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться.

Особо почетным было участие в выездной церемонии, когда регистрировали одновременно несколько десятков пар (рекорд в 80 пар был побит в Москве в 1959 году). Так свадьба в СССР превратилась в индустрию.

Почетная миссия

В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).


Эта миссия считалась особенно почетной, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.

«…Съезжалися к ЗАГСУ трамваи -
Там красная свадьба была…»
(В. Маяковский. «Клоп»)

Хорошее дело браком не назовут.
М. Д. (Д.)

Все началось не с бухты-барахты - с комсомольского собрания. На него пришли все студенты шестого курса Михайловского медицинского института 1 . Еще бы! Ведь вопрос, который предстояло решить на этом собрании, был крайне важным…

Собрание открыла комсорг курса Галя Герасимова - невысокая смуглая девушка с черными косами, толстыми и тяжелыми, как корабельные канаты. Она была активисткой и состояла как минимум в трех институтских кружках, если даже не в четырех. Правда, злые языки утверждали, будто излишняя идейность Гали сыграла с ней злую шутку. Парни обходили ее стороной, помня судьбу отличника Володи Проничева, в свое время пылко влюбленного в Галю. Но поссорившегося с ней после того, как та вынесла ему выговор по комсомольской линии. А вся-то вина бедного Володи состояла в том, что он, не имея ни слуха, ни голоса, отказался по требованию Гали записаться в хоровой кружок…

Уважаемые товарищи! - торжественно возгласила Галя, поднявшись на трибуну. - К нам обратились наши однокурсники - Саша Протасов и Оля Мехреньгина, с просьбой поддержать их желание сочетаться законным браком. В связи с этим предлагаю вам обсудить данный вопрос.

А что тут обсуждать-то?! - тряхнула русыми кудрями темпераментная Фая Ксенжик, учившаяся в одной группе с Сашей, Олей и Галей. - Они ведь уже целый год дружат. Не выпускать же их из института неженатыми. Разве не так, девочки?

Правильно! Правильно! - дружным хором отозвались девушки из первых рядов. В то время, как парни, теснившиеся сзади, предпочитали хранить молчание.

Галя обернулась к присутствовашему на собрании заместителю парторга, Татьяне Робертовне Котенко. Та ответила ей легким кивком головы.

Однако на сей раз участники собрания не спешили с предложениями. Тогда Татьяна Робертовна решила взять инициативу в свои руки. И обратилась к той части курсового актива, которую сочла более инициативной:

Девочки, вы ведь у нас будущие жены и матери. В таком случае, скажите, что вы сами хотели бы получить в подарок на свадьбу?

Но напрасно она ждала ответа. Девушки то ли были ошарашены подобным вопросом, то ли просто основательно, а потому надолго задумались над ним… И вдруг из задних рядов встала Аня Зайцева. Эта девушка не была наделена красотой и всегда держалась особняком, уткнувшись носом в какую-нибудь научную книжку. Тем самым готовя себе участь старой девы, пустоцвета на вечно зеленеющем древе жизни.

Я бы хотела… - тихо произнесла она и замялась, словно не решаясь высказать свою самую заветную мечту. - Я бы хотела такую свадьбу, чтобы она запомнилась мне на всю жизнь.

Галя опешила. Что за глупости? Она обернулась к Татьяне Робертовне. Та сидела, опустив глаза, словно думала о чем-то своем… Заметив на себе взгляд Гали, она вновь кивнула. И тогда, обернувшись к залу, Галя воскликнула:

А давайте, подарим нашим друзьям хорошую комсомольскую свадьбу. Кто «за»?

В ответ из передних рядов взметнулся лес трепещущих рук. Да так высоко, что за ним скрылись те, кто сидел сзади.

Единогласно! - постановила Галя, в душе радуясь тому, что все прошло, как надо. Теперь остается лишь организовать и сыграть свадьбу Саши и Оли.

Пусть эта свадьба станет для них такой радостью, о которой они и не мечтают. И запомнится им на всю жизнь.

Разумеется, подготовка столь ответственного мероприятия, как комсомольская свадьба, требовала тщательной и всесторонней подготовки. Поэтому по инициативе Гали, свято и непреложно верившей в то, что организованность - залог успеха, на курсе была образована свадебная комиссия. Председателем оной комиссии единогласно избрали все ту же Галю. Что до рядовых членов, то, поскольку их количество не было определено регламентом, свадебная комиссия ежедневно пополнялось все новыми и новыми желающими вступить в нее.

В итоге, когда она собралась, чтобы решить различные организационные и финансовые вопросы, оказалось, что в нее записался весь шестой курс. Несомненно, это свидетельствовало о желании студентов сделать свадьбу Саши и Оли общекурсовым, если даже не общеинститутским праздником. Разве не так?

Первым делом на собрании обсудили вопрос о передаче части очередной стипендии в свадебный фонд. И, как всегда единогласно, вынесли соответствующее решение. После чего перешли к организационным вопросам:

А где праздновать-то будем? - поинтересовался кто-то из членов комиссии.

Наверное, Сашкины родители захотят в ресторане…

Значит, в «Якорь» пойдем. - уверенным тоном знатока произнес Миша Якобсон, сын Льва Соломоновича Якобсона, доцента кафедры ортопедической стоматологии и протезирования. - Не в «Полярный» же - там зал маленький, всем места не хватит. Зато «Якорь» - другое дело…

Нет. - перебила его Галя. - Праздновать будем у нас. В общежитии.

С чего это вдруг? - удивился Миша Якобсон. - Неужто его родители согласны…

Саша и Оля сами так захотели. Чтобы не отрываться от коллектива. - пояснила Галя тоном, исключавшим дальнейшие расспросы. - А у нас в общежитии как раз есть подходящее помещение. Где? Ты что, в нашем красном уголке никогда не бывал? Оно и видно… Да там у нас целый зал - хоть танцы устраивай. Накроем там столы - получится не хуже, чем в ресторане. Да что там - даже еще лучше! Опять же, дешевле выйдет. Девочки, кто поможет украсить зал к свадьбе?

Я цветов принесу! У нас нынче их много выросло - аж девать некуда! - предложила Маша Востропятова из пригородной деревни Повракулы, где у ее отца был собственный дом с обширным приусадебным участком.

А я принесу скатерть! - вторила ей Фая Ксенжик. - Плюшевую, с бахромой! Только чур, потом назад заберу! Она у нас праздничная!

А я посуду могу принести! У нас от бабушки много старой посуды осталось…

Нет! Посуда на свадьбе должна быть новая! - повторила Галя слова, которые в свое время услышала от своей матери, а та - от своей... По правде сказать, девушка никогда не задумывалась над тем, почему на свадебный стол нужно ставить только новую посуду. Однако если это принято, значит, именно так надо и сделать. Вот только накладно выйдет…

Но тут ей на помощь пришла Фая Ксенжик:

Олежек достанет! Он же у нас в комиссионке грузчиком подрабатывает! Эй, Олег! У вас там случайно уцененной посуды нет?

Вроде, была. - откликнулся флегматичный долговязый юноша из задних рядов. -Посмотреть надо…

Все равно дорого выйдет! - не соглашался кто-то.

Ничего, на рюмках сэкономим! - парировала Галя. - Шампанское - только молодым и их родителям. А всем остальным - чай и морс.

Может, хоть пива?

Обойдетесь! Комсомольская свадьба должна быть трезвой!

Одной скатерти маловато будет…

Ничего! Мы простынями столы застелем.

Да откуда ж столько простыней взять?

У тети Вали, кастелянши, попросим. Она тетка добрая, не откажет.

А если откажет?

Может, ей за это коробку конфет подарить?

Не стоит. - возразила практичная Галя. - Мы ее на свадьбу пригласим. Почетной гостьей.

Кстати, насчет почетных гостей… - обернулась к ней Фая Ксенжик. - Может, из райкома кого-нибудь пригласить?

Да ну их! - буркнул Миша Якобсон. Заведут свое - про активную жизненную позицию, да про коллективизм. Хватит нам политинформаций!

Ой, девочки, а что если нам профессора Бугрова с нормальной физиологии пригласить? Он такой весельчак…

Да уж, у него, что ни лекция, то комедия. Помните, как он нам про Амалу и Камалу рассказывал? Ну, про тех девочек, что выросли в стае волков…

Еще бы не помнить? Он же их тогда мальчиками назвал! Да еще и изображал перед всем курсом, как они на четвереньках ходили. Вот умора!

А может, не будем свадьбу в балаган превращать, а?

Нет, что вы ни говорите, ребята, а без Бориса Петровича не обойтись. - авторитетно заявил Олег. - Ведь он - декан нашего факультета. Опять же - член парткома института. Тут и голосовать не надо - пригласить, и все. А уж я его на себя беру. Согласны?

Идет! А как насчет того, чтобы пригласить заодно и председателя профкома?

Единогласно!

Значит, Борис Петрович, председатель профкома, тетя Шура… Еще кого пригласим?

Надо бы еще какого-нибудь героя войны… Только вот где его взять?

А дядя Вася, плотник наш, на что?

Это тот дед-то усатый?

Ну, да. Только он без выпивки не пойдет.

А мы ему поставим!

Ну все, теперь у нас есть и герой, и член парткома, и председатель профкома. - подытожила Галя. - Кто за то, чтобы включить в список почетных гостей все предложенные кандидатуры?

И, обведя взглядом лес взметнувшихся рук, торжественно произнесла:

Единогласно.

Приготовления к комсомольской свадьбе шли стремительно, как весенний ледоход. Впрочем, накануне сего торжественного дня состоялось еще одно собрание. Оно проходило в просторной, уставленной книгами и предметами антиквариата, трехкомнатной квартире Петра Ефимовича Протасова, заведующего кафедрой микробиологии. Участниками этого собрания были три человека: сам Петр Ефимович, его супруга Анна Савватьевна, старший преподаватель кафедры госпитальной терапии, и их единственный сын Саша, которому на следующие сутки предстояло вести в ЗАГС свою однокурсницу Олю Мехреньгину.

Но сейчас завтрашний жених стоял перед отцом и матерью, словно обвиняемый - перед судьями. Хотя в чем он был виноват? Только в том, что сделал первый в своей жизни самостоятельный выбор…

До сих пор Саше никогда не приходилось выбирать самому. Сызмальства он слышал от отца с матерью: «ты должен во всем слушаться родителей, они заботятся о твоем благе, они знают, как лучше». И всегда послушно следовал их воле. Так было, когда он пошел в школу. Однако не в ту, что стояла на соседней улице. Родители Саши были убеждены - их сын должен учиться не в обыкновенной, а в престижной школе с английским уклоном. И Саша десять лет подряд ходил туда и обратно через весь Михайловск в эту школу. А после уроков, волоча объемистую папку с нотами, как каторжник - прикованное к ноге ядро, он плелся в другую школу - музыкальную, где, наравне с девчонками, терзал старое фортепиано и слух пожилой преподавательницы, до одурения разучивая бесконечные гаммы и этюды. Ибо Сашина мама была убеждена - сын сотрудников мединститута должен уметь музицировать, даже если не имеет соответствующих способностей. Что до Сашиного желания или нежелания учиться музыке - оно и вовсе не принималось в расчет. Родители знают, как лучше.

Заканчивая школу, Саша, в отличие от большинства своих сверстников, не задавался вопросом: «кем быть». Этот вопрос за него давно уже решили отец с матерью. «Наш сын должен учиться только в медицинском институте» - заявили они Саше. Впрочем, Петр Ефимович и Анна Савватьевна желали видеть своего отпрыска не врачом, а ученым. Именно поэтому на первом же курсе отец определил Сашу в студенческий научный кружок при своей кафедре - собирать материал для будущей диссертации. В самом деле, не в деревню же ему ехать после распределения! Поступит в аспирантуру, защитит диссертацию, останется работать в институте, а со временем и унаследует отцовскую кафедру. Завидная участь! Разве не так?

Могли ли родители Саши предвидеть, что за все их старания сын отплатит им неблагодарностью? А ведь именно так он и поступил, проявив непослушание по отношению к ним. Но еще не все потеряно…

Последний раз говорю тебе - одумайся. - строго увещевал Петр Ефимович юного ослушника родительской воли. - Неужели ты не понимаешь, что делаешь непоправимую ошибку?

Саша молчал. Но не опускал головы.

Где ему понять? - возмущенно воскликнула Анна Савватьевна. - Поймет потом, пожалеет, да поздно будет! Но каков эгоист! Мы его вырастили, выкормили, в институт поступили, всю жизнь за него положили! А он только о себе думает! А до нас ему и дела нет! Да из-за тебя над нами весь институт смеяться будет - мол, не нашли своему сыну достойной невесты! Ну зачем тебе эта деревенщина? Зачем? Не мог найти себе кого получше, чем эта…

На сей раз Саша не выдержал:

Мама, не смей так говорить об Оле! Ты ее не знаешь!

Не знаю и знать не хочу! Ты что, не понимаешь - она тебе не ровня! Ты - сын преподавателей мединститута, а она кто такая? Ты хоть знаешь, кто ее родители? А?

По правде говоря, Саша имел весьма смутное представление об Олиных родителях. Вроде бы, они жили и работали в каком-то дальнем то ли колхозе, то ли лесопункте Мезенского района. Но разве это важно?

Не все ли равно, кто они? Ведь я люблю Олю! И она меня любит!

Ха-ха-ха! - разразился презрительным хохотом Петр Ефимович. - Любит! Вот дурак! Какая наивность! Да она просто хочет женить тебя на себе, чтобы не ехать в свою деревню, а остаться в Михайловске. Все они хотят остаться в городе…

А мы не собираемся тут оставаться! - вскинулся Саша. - Мы с Олей уже решили: поедем вместе в деревню и будем там работать, лечить больных…

Да ты рехнулся! - взревел Петр Ефимович. - А как же диссертация? Как же кафедра?

Анна Саваатьевна закатила глаза и схватилась за сердце:

Что ты делаешь? Ты же нас убиваешь!

На сей раз Сашины нервы не выдержали.

Почему вы всегда все за меня решаете?! - истерически воскликнул он. - Я уже взрослый! Я имею право сам решать свою судьбу!

Что ж! - промолвил он. - Поступай, как знаешь. Но потом пеняй только на самого себя. Ты понял?

Саша молча вышел из комнаты. К чему уговоры и угрозы? Он не намерен отступать.

Ведь это - его выбор.

«Хотелось, как лучше, а вышло, как всегда». Перед свадебным застольем Галя Герасимова имела возможность убедиться в правоте этой старинной поговорки. Казалось бы, они все предусмотрели и подготовили, как нельзя удачно: убрали красный уголок цветами, водрузили в правом углу принесенное из профкома институтское красное знамя, застелили столы новехонькими накрахмаленными простынями, пожертвованными добросердечной кастеляншей тетей Валей (не беда, что на них густо пестрели черные штампы «МГМИ 2 »), расставили почти новую на вид посуду, купленную Олегом в комиссионном магазине, разложили по разномастным блюдам и тарелкам разнообразные угощения, сообща собранные и приготовленные многочисленными членами свадебной комиссии. Но что поделать, если в общежитии новости и сплетни распространяются, так сказать, со скоростью слуха? В итоге гостей на свадьбу Саши и Оли пришло не сто двадцать человек, как предполагалось, а почти двести. Пришлось добывать на кухне дополнительные столы, маневрировать с закуской, короче говоря, проявить чудеса изобретательности, находчивости и комсомольской смекалки, чтобы с грехом пополам разместить за столами, на стульях, скамейках и даже на коленях друг у дружки всех желающих присоседиться к торжеству.

За это время Галя не раз пожалела, что согласилась принять на себя хлопоты по устройству свадьбы своих однокурсников. Пожалуй, впервые в жизни комсомольские дружба, солидарность и взаимовыручка, о которых она много раз торжественно вещала с трибун, показались ей тяжким бременем. И зачем только она добровольно взвалила его на себя?

Однако, что поделать? Отступать поздно!

Но вот уже молодые приехали из ЗАГСа и заняли почетное место во главе стола, застеленного плюшевой скатертью с пышной бахромой. Оля прямо-таки светилась от счастья, и щеки ее рдели ярче пышных астр, которые она держала в руках. Зато Саша отчего-то был суров и бледен, как полотно. И походил не на счастливого жениха, а на того несчастного со всем известной старинной картины, на чьих глазах выдавали замуж за старика его юную невесту.

По правую руку от Оли чинно уселись полная, круглолицая и курносая женщина в цветастом полушалке и низкорослый худощавый мужчина с обрюзгшим лицом, одетый в помятый, засаленный на обшлагах пиджак. То были отец и мать Ольги, накануне приехавшие на свадьбу дочери из отдаленного мезенского колхоза.

По правую руку от жениха восседал осанистый старик с толстыми губами, щетиной седых волос на макушке, и большим мясистым носом, увенчанным очками в золотой оправе, похожий на ученого крота. То был Борис Петрович Бугров, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии, известный весельчак, любимец студентов и любитель хорошеньких студенток. Рядом с ним разместился крепкий коренастый дедок с пушистыми чапаевскими усами - собственной персоной общежитский плотник Василий Тимофеевич, а попросту - дядя Вася. Широкая грудь дяди Васи сверкала, как чешуя сказочной золотой рыбки. Еще бы! Ведь он прошел три войны - империалистическую, гражданскую и вторую мировую. И везде он храбро сражался и получал награды - вон их сколько! Одно слово - герой!

По левую руку от дяди Васи на уголке шаткого стула притулилась кастелянша тетя Валя в платье из выцветшего от времени крепдешина, на воротнике которого тускло поблескивала серебряная брошка, когда-то полученная ею в приданое. Седые волосы тети Вали были гладко зачесаны назад и собраны на затылке в крохотный пучок. А ее руки - с венами, набухшими от многолетних постирушек, с пальцами, изуродованными артрозом, покоились на коленях, словно чувствуя себя чужими на этом торжестве юности и веселья.

Это, что ль, женихов папаша будет? - поинтересовался дядя Вася у кастелянши, косясь в сторону профессора Бугрова. - Экой важный…

–Да что ты, Тимофеич? - заговорщическим шепотом ответила кастелянша. - Это не папаша евонный, а посаженый отец.

А что, родного-то папаши у него нет? - любопытствовал дядя Вася.

Да как же нет? Он в нашем институте кафедрой заведует. И мамаша ихняя тоже у нас работает. Большие люди, уважаемые.

Ишь ты! Так чего же тогда они к сынку на свадьбу не пришли?

Да тебе-то что до того?

А то, что не по правилу это. Чтобы свадьбу, да без родителей жениха и невесты справлять? Как это можно? Погодь-ка! Ведь невестины родители тут… Вот-те-на! Никак, это паренек без родительского благословения жениться надумал! Это не дело!

Да не все ль тебе равно?

Не дело это - против родительской воли идти. - настаивал старик. - Бог велел отца и мать почитать, и во всем их слушаться. Раньше так оно и было, а, как веру в Бога похерили, так не стало у людей ни стыда, ни совести, ни почтения к родителям. Вот оно как!

Завершив сию глубокомысленную тираду, старик извлек из кармана пиджака бутылку, откупорил ее…

Что это у тебя, Тимофеич? - охнула тетя Валя.

Как - что?! Первач! Сам гнал!

Да что люди скажут…

А что мне, шампунь ихнюю пить, что ли? Хочешь, и тебе налью?

Пожалуй… - согласилась старуха, ласково глядя на молодых. Потому что в этот миг она вспоминала собственную свадьбу. И своего покойного мужа Митеньку. Как же давно это было! Господи, как же давно!

Рядом с цветущей юностью старость особенно остро ощущает гнетущее к земле бремя прожитых лет.

Сидевшие за соседним столом парни с тоской проследили за тем, как дядя Вася сделал глоток, смачно крякнул и потянулся за соленым огурцом. Увы, перед ними на столе стояли только чайник с чаем да графин с клюквенным морсом, принесенный Олегом. А все потому, что свадьбу постановили праздновать по-комсомольски, то есть, без спиртного…

А ты морс-то попробуй! - с хитрой ухмылкой посоветовал Олег Мише Якобсону, уныло воззрившегося на графин с морсом. - Сам готовил…

Фу-у… - поморщился Миша, глотнув морса. - Ты что, водки туда налил?

А ты как думал? - самодовольно усмехнулся Олег. Ведь, благодаря его хитрости, свадьба обещала быть веселой. В самом деле, какое веселье без выпивки?

Разумеется, Галя Герасимова с присущей ей пунктуальностью загодя составила план проведения свадьбы. И, чтобы все шло по этому, намеченному ею плану, взяла на себя роль тамады. Постучав по тарелке столовым ножом, она объявила:

Слово предоставляется председателю профсоюзного комитета товарищу Алексееву!

Под жидкие аплодисменты собравшихся с места поднялся невысокий, полный человек лет пятидесяти, в белой толстовке, с сияющей лысиной на макушке.

Дорогие комсомольцы и гости! - обратился он к собравшимся. - Сегодня мы закрепляем долголетнюю дружбу двух студентов нашего института этой комсомольской свадьбой. Комсомольская свадьба, товарищи, это не какая-нибудь старорежимная свадьба, являвшаяся особой формой купли-продажи, закрепленной так называемым обрядом венчания. Чем кончались те свадьбы? Пьяным застольем и дракой. Но у нас, советских людей - иная мораль, свободная от религиозных предрассудков и домостроевских пережитков. Весело и радостно справляют ныне свои свадьбы комсомольцы, свободные от традиций прошлого, выброшенных за борт жизни нашей действительностью. Задорные песни молодежных свадеб слышатся теперь на бескрайних просторах нашей великой Родины - Союза Советских социалистических республик! Они гремят по таежным селам и степным аулам, по древним городам и молодым поселкам, в хуторах Прибалтики и на бескрайних целинных просторах!

Закатив глаза к потолку, докладчик заливался соловьем, явно упиваясь собственным красноречием. Но чем дольше он говорил, тем громче становилось поначалу тихое шушуканье в зале. Вот уже оно переросло в гул, послышались смешки… Чтобы положить конец столь явному безобразию, Галя громко постучала ножом по тарелке. Однако смешки не смолкли. Зато председатель профкома, услышав звон, решил, что превысил положенный регламент. А потому поспешил закончить свою пространную речь следующими словами:

За большую советскую семью, товарищи! В этом будущее нашего народа! Ура!

А теперь слово предоставляется уважаемому Борису Петровичу Бугрову, посаженому отцу жениха и невесты! - провозгласила Галя.

Профессор поднялся с места. И, церемонно поклонившись на все стороны, как клоун на цирковой арене, начал свою речь:

Дорогие мои! Сегодня мы скрепляем дружбу Саши и Оли, как сказать, узами вечности. Потому что хорошая супружеская пара должна сохраниться до конца своих дней. Не обессудьте, что я завел вашу безмятежную юность так далеко. Ведь даже в такой радостный день, как этот нужно смотреть в будущее. Скоро мы выпустим вас в большую жизнь не только как специалистов, но и как передовых людей. Вам много дано государством, но с вас многое спросится нашим советским народом. Вот и выходит, что ваша семья не только личное дело. Это наша общая забота. Можно сказать, наше общее дело. А теперь - предъявите документальное свидетельство на право первого поцелуя.

Новобрачные удивленно уставились на профессора. Потом друг на друга….

Паспорта свои покажите! - подсказал догадливый Олег.

Внимательно рассмотрев штампы в паспортах, профессор Бугров возгласил:

Горько! Горько! - понеслось по залу. Зазвенели бокалы в руках новобрачных, зазвенели стаканы и чашки в руках гостей.

Хорошо сказали, правильно! - похвалил профессора Бугрова раскрасневшийся дядя Вася. - За это выпить следует.

А что это у вас, любезнейший? - поинтересовался ученый муж, воззрившись на бутылку.

Первач. Сам гнал. - похвалился старик. - Попробуйте, уважьте фронтовика.

Вскоре между собутыльниками уже завязалась задушевная беседа:

А где вы воевали? - интересовался дядя Вася. - На каком фронте?

Я не служил. - сухо ответствовал профессор Бугров, избегавший отвечать на некоторые вопросы, касающиеся его личной жизни. - У меня бронь была от армии. По зрению.

Вот оно как… - сочувственно произнес дядя Вася, наливая профессору новую порцию самогона. - Выходит, отец, ты от своих наук зрения лишился…

Можно сказать, что так. - подтвердил профессор.

Уважаю! - произнес дядя Вася, подливая ему из своей заветной бутылки.

На этом официальная часть комсомольской свадьбы завершилась.

А теперь переходим ко вручению подарков! - объявила Галя Герасимова.

Фая Ксенжик уже встала было с места, чтобы первой вручить Саше и Оле свой подарок - собственноручно вышитую салфетку с розами и незабудками. Однако ее опередил профессор Бугров. Поднявшись с места, он обратился к молодым:

Дорогие мои! Теперь вас двое. Но я уверен (с этими словами он пристально воззрился на Олю, вогнав ее в краску), что это ненадолго. И в скором времени вас будет трое. Поэтому, по старому русскому обычаю, от лица всех преподавателей института, будущему маленькому члену вашей семьи я дарю на зубок золотую ложечку. Пусть растет на радость Родине и родителям!

С этими словами он двумя пальцами извлек из кармана пиджака блестящую чайную ложечку и, продемонстрировав ее собравшимся, как фокусник - вынутого из цилиндра живого кролика, вручил подарок Оле.

Однако… - произнес он с неподдельной тревогой. - вдруг что-нибудь случится с ребенком. Ведь всякое на свете бывает… Нет, друзья мои, рискованно оставаться без второго ребенка. Но мы предусмотрели и это. И потому дарим на зубок второго вашего ребенка тоже золотую ложечку. Берете? Вот и хорошо!

Кое-кто из студентов захлопал в ладоши. А кое-кто украдкой прыскал в кулак.

Зато сам профессор Бугров был доволен. В самом деле, разве не приятно чувствовать себя в центре всеобщего внимания!

Золотые слова! За это надо выпить! - похвалил его дядя Вася, наливая ему новую порцию первача. Счастливый профессор осушил ее одним махом.

Вслед за тем из-за столов друг за другом стали вставать студенты и студентки, поздравляя молодых и вручая им свои подарки. Так что вскоре перед Сашей и Олей выросла целая куча разнообразных даров. Чего тут только не было! Деревянный стетоскоп, трехлитровая банка огурцов, вяленая вобла, толстая книга с надписью на обложке: «Кавалер золотой звезды», пластмассовый веер с видами какого-то южного курорта, ядовито-зеленая эмалированная кружка, ручные гантели…

Оля с улыбкой принимала каждый из подарков. Зато Саша все больше мрачнел.

Галя Герасимова с тревогой наблюдала за участниками застолья. Увы, тщательно спланированная ею комсомольская свадьба медленно, но верно превращалась в самую обычную попойку. Разговоры становились все более громкими и развязными, а воздух в зале был таким, что, по меткому народному выражению, хоть закусывай от него. Выходит, все ее хлопоты и труды по подготовке образцово-показательной комсомольской свадьбы пошли насмарку! Но почему?

Задаваться этим вопросом было так же бесполезно, как пытаться остановить табун бешеных коней, на полном скаку несущийся к зияющей пропасти…

Пр-рошу слова! - профессор Бугров медленно поднялся с места, с трудом удерживая равновесие. Лицо его багровело, как свекла. - От лица сот-трудников института я хочу подарить еще одну золотую ложечку на зубок вашему т-третьему ребенку. Как говорили в старину - Бог любит т-троицу!

Интересно, сколько ложек у него в запасе осталось? - полюбопытствовал Олег.

Спорим, что три? - предположил Миша Якобсон.

Нет, девять! Видел я у нас в комиссионке похожие ложки. Там их в коробке дюжина была.

На что спорить будем?

Однако в это самое время профессор Бугров заговорил вновь:

Я не з-закончил! - произнес он заплетающимся языком. - Дважды два - четыре. Поэтому вот вам еще одна золотая ложечка - на зубок четвертому ребенку! А вот и пятая!

Профессор зашарил по карманам в поисках очередной ложечки. Однако, не найдя ее, взял со стола алюминиевую столовую ложку и умиленно воззрился на нее:

Надо же, как подросла… Ну, расти на здоровье, голубушка! Д-думаю, со временем вы поймете: дети - наше главное б-богатство!

Произнеся эту сакраментальную фразу, профессор Бугров плюхнулся на жалобно скрипнувший под ним стул.

Профессору больше не наливать!

И никому уже не было дела до молодых…

Саша смотрел на бессвязно болтающих, жующих, рыгающих, заходящихся в пьяном хохоте участников свадебного застолья. И все больше чувствовал себя чужим и чуждым всем этим людям. Даже сидящей рядом с ним Оле. Ишь, как она болтает со своими родителями. А до мужа ей и дела нет. Мог ли он предвидеть, что она окажется такой… А ее родители! Вульгарная деревенщина, полная противоположность его интеллигентным отцу и матери. Впрочем, похоже, им Саша тоже пришелся не по нраву. Вон, как они косились на него в ЗАГСе! Пожалуй, зря он не послушался родителей. Но что сделано, то сделано. Отступать поздно.

Ой, совсем забыла! - встрепенулась женщина в цветастом полушалке, назвать которую своей тещей Саша был не в силах. - Тут мамаша вам подарок передала. Вот, нате.

С этими словами она водрузила на стол перед Сашей и Олей самодельную деревянную шкатулку. На крышке ее нетвердым старческим почерком было написано: «Олюшкина копилка».

Внутри шкатулки лежали две облигации трехпроцентного займа, золотая монета с полустертым мужским профилем, тоненькое серебряное колечко с красным камешком… Оля сразу узнала это колечко. Еще бы! Ведь бабушка никогда не снимала его.

Это мне мой муж, а твой дедушка на свадьбу подарил. - говорила она внучке. - Вот как пойдешь замуж, я его тебе подарю. Чтоб жила ты со своим мужем так же счастливо, как я - со своим.

Надев на дрожащий палец заветное колечко, Оля взглянула на Сашу - и обомлела. Почему он с таким отвращением смотрит на бабушкин подарок? Точнее, на поблескивающий в углу шкатулки крохотный золотой крестик? Что в нем плохого? Это же ее крестильный крестик…

Впрочем, отец опередил ее:

Чего кривишься? Бабка последнее отдала, что за всю жизнь скопила, а он, на-ка…

Папа, не надо! - вскинулась Оля.

А ты молчи! -прикрикнул не нее отец. - Яйца курицу не учат! Ишь ты, сидит, морду воротит! А сам отродясь не работал, как мы! Его бы в наш колхоз, да на трудодни! Посмотрели бы мы тогда, каков он! А ты тоже хороша! Нашла себе не мужика, а Бог знает, что…

Он кричал еще что-то, на Саша уже не слушал его. С грохотом опрокинув на пол стул, он вскочил из-за стола, и, расталкивая столпившихся у двери любопытных, пришедших поглазеть на комсомольскую свадьбу, выбежал в коридор, стремглав понесся вниз по крутой щербатой лестнице. Прочь отсюда, скорее домой, к папе с мамой! Они простят его, они спасут его, и все снова будет по-прежнему, как всегда…

Он бежал так быстро, словно за ним гналась смерть. И потому не слышал отчаянного вопля Оли:

Саша! Куда ты!? Саша!

Ему вторил яростный крик дяди Васи:

Ах ты, крыса тыловая! Ты чего руки распускаешь? Вот тебе!

Прекратить драку смог только приехавший в общежитие наряд милиции. Вот и верь после этого, будто комсомольская свадьба чем-то отличается от тех свадеб, что с незапамятных времен играли, играют и будут играть на Руси-матушке. Так же пили-веселились, пока не напились в доску, да не подрались. Ну, а наутро - похмелье и горькие слезы. Традиция, однако!

Что до Саши и Оли… могу сказать лишь одно. Этот день они помнили всю свою жизнь.

1 Хотя герои этого рассказа и вымышлены, описание «комсомольской свадьбы» реально и основано на документальных источниках начала 60-х годов.

2 Михайловский государственный медицинский институт.

Свадьба в СССР многие годы была делом хлопотным. Где купить свадебное платье и костюм жениху. На что купить. Где играть саму свадьбу и на что ее играть. Где взять нормального тамаду и гармониста, чтобы не напились раньше приезда молодых. Сколько звать гостей и у кого из соседей выпросить стулья. Какую посуду ставить на стол – получше (чтоб как у людей) или похуже (все равно поколотят, ироды). Чего дарить и на какую сумму, чтобы и в грязь лицом не ударить, и лишнего не отдать. Во времена же печально известных кампаний по борьбе за трезвость добавилась иеще одна головная боль – где взять водки. Не в смысле «много», а в смысле – «чтобы хватило». Потому что если брать водку в смысле «много», то в таком смысле ее точно не хватит.

Однако свадьба не всегда была таким ужасом. На заре советской власти отношение к ней было намного проще: пришел в ЗАГС в чем есть, прямо-таки забежал, расписался – и иди себе с миром. В послевоенных 50-х тоже было не до сложностей – денег не было, потому и не заморачивались.

Проблемы начались в 70-х, достигнув своего апогея в 80-х. Вплоть до того, что за пригласительные билеты для брачующихся, по котором можно было приобрести строго поштучный пищевой и легкопромышленный дефицит, среди родственников нередко разгорались войны: заявления подавались в два ЗАГСа, соответственно получались два пригласительных – один шел на свадебные нужды, а второй исчезал во внутренних нуждах семей. Можете себе представить кошмар, когда матери двух семейств (жениха и невесты) бились насмерть в попытке вырвать друг у друга какую-нибудь несчастную пару мужских чешских ботинок – каждая своему давно законному мужу.

***
По произведениям советских художников легко можно проследить свадебное действо от начала до конца. И начиналось оно с того, что все его участники наряжались))

Алексей и Сергей Ткачевы. "Перед венцом. Дочери". 1976-1977 гг.

На этой картине у невесты длинное платье и чрезвычайно длинная фата. Одеться ей помогают подружки (в их роли могли выступать и сестры). У той, что в зеленом платье, волосы уложены в завитушки. А вот одета она, честно сказать, жутковато.

Моравов А. «В волостном ЗАГСе»

Вот как раз иллюстрация свадьбы по-простому. Пришел, расписался, полюбовался на портрет Ильича, ознакомился с содержанием плакатов и ушел. Никакой торжественности, никаких цветов, стол крашен-перекрашен, портфельчик небрежно брошен на край, девушка слева от скуки аж газету читает.
Жених– без затей, в тулупе, т.е. в дубленке (она еще не скоро станет предметом зависти и шика), свидетель тоже. А вот дамы принарядись-таки в цветастые платки, даже и не поймешь кто из них невеста.

***
А это уже 70-е. Торжественность налицо. Стол покрыт обязательным красным полотнищем – это же советская свадьба, а не какая-нибудь империалистическая.
Цветы простые – как будто со своего огорода: букетик роз и астры (осенью, стало быть, свадьбу играют). Букеты без упаковки.


1970

У жениха в кармашке – цветок. Таких цветков в кармашках и в петлицах, кстати, у советских художников оказалась тьма. Вот такая буржуйская отрыжка. Но зато у невесты весьма горделивый вид. Который несколько портит еще один частый атрибут советской свадебной живописи – непременное присутствие национального костюма. Здесь он слева.
Непременная советская школьница. У свидетеля – через плечо торжественная лента. В дверях – музыканты с духовым инструментом и с не знаю как называется, но похоже на барабан со шляпкой из медных тарелок.

***
Обратите внимание: это единственная картина, которую мне удалось разыскать, где стол покрыт не красным полотнищем, а белой скатертью. Неслыханная смелость.
Здесь цветы уже в прозрачных упаковках (буйство подобных упаковок придет потом), да и букет у невесты побогаче, а у жениха поинтереснее цветок (если это вообще цветок, а не кружевной платочек).

Wedding 77 Prustalenko V.A.

Дама-регистратор в строгом темном костюме. Строгий темный костюмнепременный атрибут всякого советского торжества. За окном – стандартная свадебная «Волга» (судя по характерной линии на крыле), правда белая, особым шиком считалась черная «Волга», но ее было трудно достать. А еще виднеетсячастная красная машина аж с антенной на крыше. В 70-х не у всех автовладельцев были антенны.

UPD. Комментарий a_orlov : "у частных машин никогда не было антенн на крыше. У частных машин антенны располагались на крыле. Антенна на крыше подключалась не к приемнику, а к радиостанции. "Машина с рогом" вместо обычной чёрной Волги показывала на более высокий ранг чиновника так же, как дополнительный телефонный аппарат в рабочем кабинете. Кроме высоких чинов на таких машинах ездили только оперативные службы. Судя по красному цвету изображена машина какой-то пожарной шишки, или это фантазия художника. Сам я встречал только чёрные и очень редко белые Волги с такой антенной".

***
Ну слава богу, красное полотнище вернулось на стол. Но зато исчез черный костюм жениха – жених изображен в сером костюме. Вместо цветка в кармашке у него ленточка и веточка. Оригинально. Исчез и темный костюм регистраторши – она изображена в светло-зеленых тонах, видимосимволизируя этим весну новой семейной жизни. Слева – еще один национальный костюм. Снова слева.


Sunepol"s"kuj 1971 Wedding

Что же происходит на картине? А происходит там самый торжественный момент – обмен обручальными кольцами.

***
После того как кольца прочно надеты, теперь уже новобрачных (жених и невеста остались в прошлом) поздравляет регистратор. От имени государства. Через плечо у него красная лента с изображением государственного герба.


Wedding 72 Solodovnikov

Здесь в должности регистратора мы видим мужчину – удивительная редкость. В основном на этой должности работали женщины. В строгих темных костюмах. Море цветов и даже ковер на полу. Хороший ЗАГС.

***
После того как поздравления отзвучали, документы оформили, шампанского выпили, можно и уходить.

И. Шевандронова. "Молодые". 1975 г.

Это явно не ЗАГС, а дворец бракосочетаний. Широкая лестница, панорамное окно, огромные зеркала, в которые смотрятся следующие невесты, ждущие вызова. Они волнуются, то и дело поправляют то прическу, то косметику, то фату. Пожелаем им счастья, а нашим молодоженам пора приступать к очередной и не менее важной торжественной части…

Свадьба в СССР. Советская свадьба. Свадьба в 60-е, 70-е, 80-е Еще свежи в памяти наших родителей и родственников то, как организовывалась и прородилась свадьба во времена СССР. Дефицит и простота – эти слова лучше других характеризуют то, с чем сталкивались молодожены в 60-80х годах прошлого века при подготовке к свадьбе. Им и не снилось тогда, что прилавки могут ломиться от экзотических фруктов, что торт и колбасу легко купить в любом магазине, что свадебный кортеж автомобилей рискует застрять в пробке, и главное – что не нужно мучительно стоять в очереди! Тем не менее, молодые люди вопреки всему организовывали большие свадьбы. Так какой же она была, свадьба 60-х, 70-х, 80-х? Заявление в ЗАГС подавалось за два-три месяца до регистрации брака. Будущим молодоженам выдавались талончики на приобретение свадебных колец, нарядов и туфель. В свободной продаже их не находилось. Кольца в тот период стоили около 120-150 рублей, что для рядового советского труженика было сопоставимо с размером месячного оклада, а то и выше. Но если кольца и туфли приходилось покупать, то свадебные платья зачастую девушки или их мамы шили сами либо заказывали в ателье. При этом использовались такие материалы (а ведь и они были в дефиците), как атлас, шелк, тафта или парча. В советской моде главенствовала скромность, поэтому платья невест отличались простотой, часто прямым покроем и недорогой отделкой. Женихам с выбором костюмов – непременно черных - было проще. В то время легкая промышленность выпускала их в достаточном количестве. А вот ботинки старались приобрести импортные, дорогие, в основном производства стран социалистического лагеря, например, Чехословакии или Польши. Отметить свадьбу в кафе могли себе позволить далеко не все. Подавляющее большинство молодоженов торжество устраивало прямо дома, а некоторые даже в общежитии. В связи с этим вставал вопрос не просто о выборе меню, а о том, как и где найти продукты. Мяса в магазинах почти не было. Приходилось искать знакомых в сфере общепита или покупать вдвое дороже на рынке. Так, если в магазине килограмм мяса стоил 2,5 рубля, на рынке тот же вес обходился в 5 рублей. За тортом почти всегда приходилось стоять в очереди. Кто-то из молодых, их друзей или родственников отправлялся к магазину за час до открытия. После трех часов ожидания заветное сладкое изделие, если не успевало закончиться, оказывалось в руках счастливчика. Поначалу, водку отпускали по справке ЗАГСа, получить которую, было очень просто - подаешь заявление о бракосочетании, и по окончанию испытательного срока, за неделю до свадьбы, приносишь еще одно заявление, в котором указываешь точную дату свадьбы, которая, как правило, совпадала с датой бракосочетания. Согласно данного заявления, на руки будущих супругов выдавался талон, где указывался адрес магазина, количество спиртного и точная дата отпуска ликеро-водочных изделий. Дабы не напрягать молодоженов и их сородичей стоянием в очередях за водкой в день бракосочетания, её отпускали за пару дней до свадьбы. Как правило, это был ящик водки. Но со временем со свадьбами стали происходить весьма странные вещи. Чиновники ЗАГСа вдруг заметили, что показатель так называемых «отказников» катастрофически пополз вверх. Молодые люди, и будущие супружеские пары более преклонного возраста, не успев ещё пройти процедуру обмена обручальными кольцами, и подписания брачных обязательств, в самый последний момент подавали заявление об отмене своего решения воссоединиться в одну дружную семью. Призадумались чиновники, как выйти из такого щепетильного положения, и придумали они постановили, чтобы водочный талон выдавали вместе со свидетельством о браке. Теперь, после официальной регистрации в ЗАГСе, пока молодожены пускались в небольшое путешествие по городу, их ближайшие родственники мчались в обозначенный в талоне магазин за ящиком спиртного, которое надо было не только успеть купить, но и своевременно доставить к месту предстоящего свадебного торжества. Порой так случалось, что на дверях магазина висел замок, и написанное от руки объявление, мол, водка на сегодня вся закончилась, приходите завтра... В качестве свадебного автомобиля наибольшей популярностью пользовалась «Волга», а самой респектабельной, позволить себе которую мог не каждый, считалась черная «Волга». Ее аренда обходилась примерно в 25 рублей, т.е. в пятую часть средней зарплаты. По причине дороговизны, как правило, в ЗАГС молодые оправлялись лишь со свидетелями, а гости подтягивались после завершения рабочего дня непосредственно к месту празднования. Самым популярным днем бракосочетания являлась пятница. После объявления их мужем и женой, новобрачные по традиции отправлялись возложить цветы у Вечного огня, к памятнику вождю мирового пролетариата и фотографироваться на фоне иных достопримечательностей. На свадьбе роль тамады исполнял кто-то из гостей или друзей молодоженов. Выбирали самого бойкого и говорливого человека. Живая музыка на свадьбе в 70-е как правило представлялась баянистом. Это было и требование старшего поколения, которое любило во время застолья затянуть песню. Если пара была более состоятельная и имела желание, в качестве живой музыки всегда можно было заказать местное ВИА. В каждом доме культуры были свои музыкальные ансамбли, которые насчитывали от 4 до 12 человек. Если на свадьбе не было живой музыки, гости танцевали под музыкальные пластинки. Подарки молодым оговаривались заранее. Деньги (10 рублей с человека, 20 – с пары), как правило, дарила молодежь, а взрослые – вещи. Популярными были сервизы, вазы, фужеры, многие из которых и по сей день можно обнаружить в шкафах у родителей. Вручали и ложки, а вот ножи и вилки – нет, опасаясь дурных примет. Стоит также упомянуть и о комсомольской свадьбе, которая имела целый ряд отличий от обычной свадьбы. Она подразумевала безалкогольное торжество, которое устраивал и оплачивал Комитет комсомола. На комсомольской свадьбе присутствовала практически одна молодежь – друзья, коллеги и родственники молодоженов. Родители отмечали торжественное событие отдельно. Обычно комсомольская свадьба отмечалась в каком-нибудь комсомольском клубе, украшенном, соответственно моменту, цветами, плакатами и воздушными шарами. Среди приглашенных гостей на такой свадьбе можно было встретить работников комсомольской организации города или области. Конечно, приходили они не с пустыми руками. Телевизоры, холодильники, а иногда даже ордер на квартиру или место в общежитии – такие подарки вручались счастливым молодоженам от имени Советского комсомола. Верующие обряд венчания проводили значительно реже, так как это происходило в церкви, что было труднее скрыть и официально не одобрялось. Обо всех случаях венчания и крещения детей докладывалось в партийный комитет. Но с какими бы сложностями советские молодожены не сталкивались, любовь побеждала все!

В разные годы СССР существовало довольно много отличающихся друг от друга свадебных традиций. В этой статье вы прочитаете интересные факты о свадебных ритуалах и традициях народов СССР и увидите довольно любопытные архивные фотографии. Конечно, свадьба полвека назад и современное свадебное торжество

1 ноября 1959 года в Ленинграде, в великолепном особняке на Английской набережной, 28 (тогда набережная Красного Флота) был открыт первый в СССР Дворец бракосочетания.

Новость об этом событии моментально облетела всю страну, которая кроме строгих ЗАГСов ничего не знала. Это было очень необычное и действительно важное для советских граждан событие…

1 ноября 1959 года ровно в 12 часов дня перед Калашниковыми Вадимом Иосифовичем и Людмилой Васильевной под звуки марша Мендельсона распахнулись двери торжественного зала Дворца бракосочетаний.

Все было скромно – платье без кринолина, колечко одно на двоих и по-комсомольски сдержанный поцелуй. Но можно представить, какими счастливыми чувствовали себя молодожёны! Ленинградский дворец бракосочетания или “Дворец счастливых” до 1917 года был особняком великого князя Андрея Владимировича Романова. Конечно, свадьба полвека назад и современное свадебное торжество - это совершенно разные вещи.

После Великой Отечественной войны в здании располагалось проектное бюро. А к открытию Дворца здание оформили в подобающем, “советском”, стиле: на столе, покрытом красной скатертью, стоял бюст Ленина, на стенах висели портреты членов политбюро. Над всем этим возвышалась кафедра, так же выкрашенная в красный цвет с гербом Советского Союза.
Само собой, в первый в стране “Дворец бракосочетаний” мечтали попасть многие женихи с невестами.

1963 год. По словам некоторых свидетелей свадеб того времени, посещение ленинградского Дворца с непосредственном «участием» в церемонии даже входило в программу пребывания финских туристов в северной столице.

60-е годы, обычную советскую невесту привезли на место регистрации брака.

Конечно же, на самом “торжественном” автомобиле –“Чайка”.

Машины обычно украшались разноцветными лентами, шарами, иногда-куклой. На фото: Свадьба 1974 года.

А это уже подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.

Кстати, с 50 годов, в целях увеличить рождаемость в стране, советское государство всячески поддерживало желание граждан официально оформить отношения. На холостяков, которые желают жить в «гражданском браке» и чувствовать себя холостыми оно накладывало налог.

А семьям, наоборот, помогало: государство приветствовало каждый новый брак и даже выплачивало деньги на покупку обручальных колец. Молодые семьи имели льготы и на получение бесплатного жилья.

Хрущев на свадьбе Валентины Терешковой.

Свадьба в Рязанской области в 1965 году.

Издавна девушка выходила замуж не одна, а с приданым - имуществом, которое родители невесты начинали готовить едва ли не со дня ее рождения. Если приданое измерялось телегами, как у этой кыргызской невесты, шансы найти хорошего мужа были высокими.

Свадьба как одно из главных событий в жизни молодоженов и их родителей - мероприятие массовое. Так, невесте, изображенной на фото, завидовал весь колхоз. Ведь в 30-е годы прошлого века "въехать" в семейную жизнь на тракторе доводилось не каждой.

Говоря о традиции непосредственно церемонии бракосочетания, стоит отметить, что несмотря на повальную «стандартизацию», в республиках бывшего Советского Союза сохранялись свои народные и религиозные обычаи: в Таджикистане даже спустя 40 лет после победы советской власти никто не мог видеть лица невесты во время церемонии.

К концу прошлого века сценарии проведения городских таджикских свадеб приблизились к европейским, девушки стали выходить замуж с открытыми лицами.

В некоторых регионах многонационального Союза свадебный ритуал выглядел очень ярко и колоритно. Например, грузинская невеста должна была уметь не только остановить коня на скаку, но и при необходимости его оседлать.

А в Прибалтике – наоборот, жених должен был впечатлить невесту, помыв ей ноги.

У многих народов накануне свадьбы невеста должна заплести не одну косу, как в девичестве, а две. По киргизской традиции, косы украшают бусами, раковинами и медными пуговицами. Концы косы должны свешиваться ниже пояса. Если длины своих волос не хватает, к ним привязывается лошадиный волос, на который привешиваются ключи.

На Украине, по старинной традиции, принято стучать в дверь специальной резной тростью, перед тем как молодожены войдут в дом.

На ненецкой свадьбе невесте положено прыгать через веревку. В тяжелой шубе это делать непросто. Но и пасти в тундре оленей не легче. Жених должен быть уверен, что его будущая жена с этой задачей справится

Молодежь, в свою очередь, тоже пыталась всячески разнообразить свадьбу: считалось, что дабы уберечь будущую жену от злых духов, муж должен внести ее в дом на руках. Строители БАМа так и делали, но по несколько иным соображениям – чтобы уберечь белые туфли жены от грязи.

Фотография советской свадьбы, сделанная в 1977 году для журнала National Geographic.

В славянской традиции новобрачных встречают караваем. Кто - жених или невеста - откусит больший кусок, тот и будет главой семьи

После торжественного бракосочетания обычно ехали с цветами к памятнику Ленину, к Вечному огню, на Кремлевскую площадь.

Обязательная фотосессия на Красной площади в Москве.
Интересная подробность о «брачной» терминологии: обозначать сожительство «гражданским браком» начали относительно недавно. В советское время гражданским браком назывался брак, записанный в актах гражданского состояния ЗАГСе (отсюда и название пошло…). По-существу в СССР было всего два вида брака: гражданский и церковный…

Чтобы окончательно не запутаться во время последней переписи в России ввели обозначения двух видов браков: «гражданский» и «официальный».