Картотека игр и упражнений по психогимнастике. «Помоги Мишке собрать шишки». «Я и мое настроение»

Еда - приятная тема для многих. Продукты довольно быстро заканчиваются, и уже от вкусных пироженых, фруктов остаются одни воспоминания. Но можно сделать так, что они всегда будут у вас перед глазами, да еще и украсят интерьер. Не верите? Тогда узнайте, как этого достичь.

Как сделать эклеры из пластиковых бутылок?

Посмотрите, как аппетитно смотрятся пирожные. Но не забудьте предупредить домашних и приходящих гостей, что эти эклеры нельзя кушать, ими можно только любоваться.

Чтобы сделать такую сладость, которая всегда будет в доме, возьмите:

  • 3 пластиковые бутылки объемом 0.5 л;
  • фольгу;
  • соль;
  • клей ПВА;
  • акриловые краски;
  • скотч;
  • тонкий белый поролон;
  • пенопласт;
  • белый фом;
  • клеевой пистолет;
  • кисточки.
Будем делать сразу два пирожных. У двух бутылок обрежьте горлышки, верх одной надрежьте бахромой. Это нужно для того, чтобы данную бутылку вставить в другую. При этом получится единая деталь с двумя донышками.


Разверните фольгу, положите на неё данную заготовку, а рядом еще одну, но целую бутылку без крышки. Заверните их в фольгу, поставьте на две минуты в духовой шкаф. Эклер домашний также нужно выпекать, но эти заготовки кладут в жаркое место, чтобы они стали более податливыми. Когда вы достанете их из духовки, нажмите сверху на фольгу, чтобы бутылки стали овальными.


Разрежьте целую тару пополам, нужна только ее часть, которая с донышком. Она будет играть роль половинки пирожного. Заготовку из двух бутылок в месте стыка нужно проклеить скотчем.

Налейте в удобную емкость клей ПВА. На доску насыпьте соль. Смажьте при помощи кисточки клеем заготовку из пластиковой бутылки, затем прокатайте ее по соли, которая хорошо прилипнет к этой основе.


Уберите эти будущие эклеры в сторону, чтобы они высохли. После этого нужно смахнуть руками или кисточкой излишки соли. Вырежьте из пенопласта небольшую конусообразную форму. Смазывая ее силиконом из клеевого пистолета, приклеивайте сюда лист тонкого белого поролон. Вам понадобится обкрутить заготовку из пенопласта пару раз.


Полоса поролона при этом будет имитировать тесто, а пенопласт - оказавшийся внутренний белый крем.

Теперь засуньте эту заготовку конусообразной частью внутрь в бутылку. Данная деталь должна крепко и хорошо войти в нее. Положите бутылку на доску набок, острым ножом отрежьте лишнее, чтобы получился красивый ровный срез.


Теперь желтой акриловой краской покройте поверхность пирожных. Чтобы выделить этим цветом тесто половинки эклер, нанесите его тонкой кисточкой по контуру разреза, закрасив здесь белый поролон.


Из белого фоамиранта вырежьте прямоугольную заготовку, закруглите края. Ее форма практически повторяет вид пирожного сверху.


Приклейте эту деталь при помощи клеевого пистолета, обрежьте лишнее.

Теперь щедро налейте сюда силикона из клеевого пистолета. Для этого заранее подготовьте силиконовые стержни, чтобы они не закончились в разгар процесса.


Подождите, пока этот клей засохнет, после чего его нужно закрасить коричневой акриловой краской, чтобы получилась аппетитная глазурь. Как сделать такой эклер фото наглядно показывает.


Точно также изготовьте глазурь для второго пирожного, после чего можно уложить их на декоративные блюда, но лучше поставить не на стол, а за стекло в шкафчик. Ведь эти пирожные так похожи на настоящие, выглядят очень аппетитно, нужно следить, чтобы кто-нибудь не захотел попробовать их «на зубок».

Если на конкурс в детский сад нужно принести поделку, такая станет отличным выходом из положения. Но также воспитателю нельзя терять бдительности, чтобы дети не смогли взять такую искусственную сладость.

Следующая поделка также выглядит, как настоящая. Поэтому тоже нужно предупредить всех, кто будет на неё смотреть, что она не съедобная.

Как сделать лимон в домашних условиях?

Для такой поделки возьмите:

  • маленькие бутылки;
  • острый нож;
  • клей ПВА;
  • соль;
  • акриловые краски;
  • скотч;
  • тонкую кисточку.
Посмотрите, какой рисунок дна должен быть у взятых пластиковых бутылок. Справа тара, из которой вы будете делать дольки и срез лимона.


От низа бутылки отрежьте часть высотой примерно 7 см, эту величину вы можете варьировать по своему усмотрению, чтобы сделать лимон нужного размера. Сверху нарежьте ее полоски, расстояние между которыми 1 см, их длина такая же.


Как и в первом случае, такая бахрома поможет лучше надеть вторую часть бутылки на данную. Но скачала от второй бутылки вам нужно отрезать дно, высота которого совсем небольшая, примерно 1,2 см.


Сопоставьте эти две заготовки, место соединения заклейте скотчем. Смажьте поверхность одной и второй бутылки клеем, посыпьте солью.


При этом дно, которое вставлено в эту тару, смазывать не нужно. Чтобы сделать дольки лимона, нарежьте дно пластиковых бутылок, чтобы высота этих заготовок была около 1 см или чуть меньше. Клеем ПВА нужно смазать только их боковины, также посыпать их солью. Пока клей будет высыхать, можно заняться своими делами.


Затем нужно снять излишки соли руками. Если этого не сделать, тогда вместе с этими крупинками будет облетать краска, когда вы будете покрывать ею поверхность фрукта.

Чтобы цвет итоговой работы был наиболее ярким, лучше сначала покрыть поверхность белой акриловой краской, когда она высохнет, использовать ту, которую нужно.


Вот как нарядно выглядят заготовки, покрашенные белым акрилом.


Теперь кожицу лимоны и его дольки нужно покрасить яркой сочной желтой краской. Чтобы мякоть имела реалистичный цвет, смешайте белую, бежевую краску, добавить немного желтой. Этот состав нужно нанести тонкой кисточкой на срезы лимонов, но оставить белые прожилки и светлую окантовку.


Когда краска подсохнет, уложите сочный лимон и его дольки на блюдо. Пусть все увидевшие такую красоту хвалят ваши золотые ручки и удивляются тому, что можно сделать из пластиковой бутылки такой яркий реалистичный лимон.

Как сделать свечку в виде арбуза своими руками?


Главной составляющей будет также пластиковая бутылка, но маленькая и круглой формы. Вот то что вам потребуется для ее преображения:
  • кусочек пенопласта;
  • острый нож;
  • маленькая круглая свеча;
  • керамзит;
  • акриловые краски.
Отступите от пробки бутылки вниз, обрежьте здесь острым ножом.


Чтобы закруглить края этой емкости, сделать их менее острыми, приложите этот срез к нагретому утюгу на несколько секунд.



Положите перед собой пенопласт. Переверните заготовку из бутылки, поставьте ее срезом на данный материал, карандашом начертите круг по этим контурам. Вырежьте его, внутри нарисуйте еще одну окружность, ее диаметр равен диаметру свечи. Проделайте эту внутреннее выемку.


В пластиковую бутылку насыпьте керамзит или других декоративных камней, сверху поставьте пенопластовую заготовку для свечи.


Снаружи покрасьте заготовку из пластиковой бутылки, а также из пенопласта белой акриловой краской. Поверх неё нанесите зеленую, конечно, когда предыдущий слой высохнет.


Сверху закройте белизну красной краской, чтобы сделать мякоть фрукта.


Теперь поверх высохшей зеленой краски нужно нарисовать черные полоски арбуза, они не обязательно могут быть прямыми, сделайте их ажурными.


Останется поставить внутрь свечу, поджечь фитиль и можно предаваться романтическим мечтам у огня.


Вот как сделать свечку в домашних условиях практически из ничего.

Как сделать овощи и фрукты: мастер-класс

Будем мастерить их из папье-маше. Для этого возьмите:

  • газеты;
  • клейстер или клей ПВА;
  • фольгу;
  • скотч;
  • цветную бумагу или гофрированную, или папиросную.
Если вы мастерите эту поделку вместе с ребенком, тогда покажите ему, как сделать овощи и фрукты из подобных материалов. Пусть дети своими руками помнут газету, придадут ей желаемую форму. Теперь нужно зафиксировать эту бумагу фольгой, а сверху закрепить скотчем, чтобы она не раскрутилась.


Следующую партию газетных листов нужно также хорошо размять, затем опустить в ПВА или в клей, приготовленный собственноручно. Для этого можно смешать муку или крахмал с водой, поставить на огонь, при частом помешивании довести до кипения.

Когда такой клей остынет, нужно опустить в него газеты, распределить их по поверхности фруктов из фольги. Разложите заготовки на подносе, уберите в теплое место, например, под батарею, чтобы до конца высохли. Только тогда приступайте к оформлению.

Для этого нужно щедро смазывать клейстером или ПВА цветную, гофрированную или папиросную бумагу, обклеивать этими заготовками будущие фрукты и овощи.


Посмотрите, какие чудесные поделки получатся. Положите их в миску. Поставьте для украшения на стол или на тумбочку.


Есть еще один способ, который подскажет, как сделать фрукты и овощи своими руками из папье-маше.
  1. Для этого потребуются настоящие продукты. Если вы хотите потом использовать их в пищу, тогда для работы возьмите только натуральный клейстер из муки или крахмала.
  2. Налейте его в миску, опустите туда порванную на кусочки бумажную салфетку, доставайте массу ложкой с отверстиями, которая называется шумовкой. Тогда излишки клея будут стекать.
  3. Бумажный состав нужно нанести на выбранный объект, например, на банан, апельсин или яблоко. Слой должен быть достаточным. Затем также уберите поделки в теплое место.
  4. Когда они дойдут до кондиции, высохнув, тогда осторожно разрежьте бумажный слой каждого фрукта посередине, чтобы снять две половинки застывшей массы из папье-маше. Чтобы придать им целостность, опять соедините, склеив место разреза.
  5. Далее, такие заготовки оформляют по своему усмотрению. Можно обклеить их цветной бумагой или покрыть красками.


Если вы хотите сделать половинки яблока, тогда не нужно склеивать его 2 детали из бумаги, наоборот, необходимо заполнить их массой из газеты или салфеток, смешанных с клеем. Когда заготовки высохнут, загрунтуйте их шпаклевкой. После высыхания этой массы, ее нужно ошкурить, затем покрыть акриловыми красками.

Для подобной работы вам потребовались:

  • бумажные салфетки;
  • фрукты и овощи;
  • клейстер;
  • миска;
  • наждачная бумага;
  • акриловые краски;
  • кисточка.

Как сделать искусственные фрукты и овощи из ткани?

Они могут быть объемными и плоскими. Остановимся на первом варианте. Если в детский сад задали принести игрушечные фрукты, овощи, тогда сшить их можно из остатков ткани.


Возьмите:
  • лоскуты ткани;
  • синтепон;
  • представленные выкройки;
  • ножницы;
  • мелок или сухой обмылок.
Сначала посмотрите, как сделать чеснок из ткани.


Он состоит из нескольких долек, их выкройку вам подскажет следующее фото.


Опираясь на данную схему, вырежьте 6 заготовок, их нужно сшить в единое полотно. Стачайте вторую сторону последней заготовки и первую сторону первой. Набейте получившийся мешочек синтепоном, прошейте его сверху, затяните нить. Зашейте это отверстие, сверху приклейте или прикрепите при помощи нитки и иголки паклю.

Также из ткани можно банан сшить.


Для этого вам нужно взять:
  • ткань подходящей расцветки;
  • объемный наполнитель;
  • нитки с иголкой.

  1. Перерисуйте очертания этого фрукта, приложите данный шаблон к желтой ткани, вырежьте две заготовки.
  2. Если у вас есть швейные машинка и навыки работы, тогда пришейте обе половинки на ней, оставив сверху свободным небольшой краешек.
  3. Через него вы набьете банан синтепоном. Из коричневой ткани вырежьте небольшой прямоугольник, сверните его пополам в виде ленты, пришейте сюда, заодно закрыв это отверстие.
  4. Если швейной машинки нет в наличии, тогда нужно сметать обе половинки, используя шов через край. Даже не имея этого инструмента под рукой, всё равно можно банан изготовить.
Такая поделка также наверняка будет оценена на детском конкурсе, как и исследующая.


Глядя на такую морковь яркого цвета, сразу вспоминается лето и поднимается настроение. Найдите ткань подходящего окраса. Как видите, можно использовать не только однотонную оранжевую, но и в мелкий белый горошек.

  1. Переведите этот шаблон на выбранное полотно. Соедините стороны данной фигуры, чтобы получился конус. Их также можно сметать на машинке или на руках.
  2. Набейте данный конус синтепоном, сверху пришейте зелень. Чтобы сделать ее, из плотной ткани такого цвета вырежьте кружок. Надсеките ножницами его края почти до середины. Поднимите их наверх, пришейте эту деталь к моркови.
  3. Чтобы зелень приобрела нужную нам форму, перевяжите ее нитью.
Чтобы сделать баклажаны, возьмите сиреневую ткань или другую подходящую по оттенку. Если у вас нет полотна такого окраса, можете взять даже белое, уже давно существуют сорта баклажана такого цвета.


Сделать этот овощ вам также поможет выкройка.


Как вы видите, большая деталь - это сам баклажан, понадобится вырезать 5 идентичных. Малая лепестковобразной формы - это зелень овоща. Вырежьте ее из материи такого цвета. 5 одинаковых клиньев нужно сшить между собой, чтобы получилась заготовка похожая на конус. Через верхнее отверстие вы набьете его синтепоном, пришьете сюда зелень.

Сделать айву вам также поможет выкройка.


Основную часть этого фрукта составляет большая заготовка, их понадобится 3 штуки, которые нужно сметать по бокам. Хвостик айвы вы сделаете из коричневой ткани, сшив для этого 2 детали. Набейте тело фрукта синтепоном, сверху пришейте хвостик, закрыв им место соединения этих двух элементов.

Вот как сделать яблоко из ткани. Для этого нужно выкроить три одинаковые детали, стачать их по бокам. Полученную заготовку соберите сверху на нить, затяните.


Из зеленого драпа или войлока вырежьте листик, из коричневого - хвостик фрукта, присоедините эти детали на место, используя нитку с иголкой.

Груша состоит из 4–х заготовок, которые нужно сметать. Если вы делаете это на руках, используйте шов «крестик». Для этого сделайте сначала параллельные швы под углом 45°, после этого с наклоном в другую сторону - перпендикулярные им швы.


Если вы не знаете, как сделать клубнику, чтобы добавить эту ягоду к фруктам и овощам из ткани, тогда обратите внимание на выкройку.


Три детали почти треугольной формы, сшитые в единое полотно, станут ягодой, если затем набить этот полуфабрикат синтепоном, присобрать наверху, пришить сюда зелень ягоды.
  1. Гроздья винограда создаются очень интересным образом. Из ткани подходящего цвета вырежьте треугольник, похожий на тот, который вы делали для морковки, но большего размера.
  2. Сшейте эту заготовку сбоку, чтобы получился широкий конус. Набейте его синтепоном. Начиная снизу, отделите небольшие кусочки ткани вместе с синтепоном, привязывайте их нитью, чтобы получились шарики.
  3. Сделайте такие виноградины по всей поверхности конуса. Сверху пришейте шапочку из зеленого драпа и хвостик.


В финале можно добавить остроты, если сделать еще один овощ. Для него также предоставляется выкройка.


Сделать острый перец можно, используя полотно красного цвета однотонное или с креплениями. Вырежьте две одинаковые остроугольный детали, соедините их по бокам при помощи шва. Набейте наполнителем, закройте место зеленой шапочкой ткани.

Вот как сделать овощи своими руками, используя остатки тканей, пустые пластиковые бутылки, старые газеты или бумажные полотенца.

Надеемся, что вам будет интересно увидеть процесс изготовления овощей в представленном сюжете.

Как сделать любимую многими сладость - леденцы на палочке, рассказывается во втором видео. Их вы создадите из пластиковых бутылок, используя интересные методы рукоделия.

Из этой статьи вы узнатете о необычных поделках из овощей и фруктов. Необычные они, в первую очередь, потому, что мы привыкли использовать овощи и фрукты по их прямому назначению, в пищу. Кроме того, поделки, выполненные из овощей и фруктов своими руками, недолговечны, быстро портятся. Для изготовления таких поделок требуется использование острого ножа, поэтому ребенок должен работать только под руководством взрослого помощника.

Заранее отметим, что в большинстве поделок требуется скреплять между собой детали, вырезанные из овощей или фруктов. Лучше всего использовать для этих целей обычные зубочистки .

Пингвин из баклажана

Простая поделка из овощей своими руками - пингвин из баклажана. Чтобы его сделать, вам понадобится всего один баклажан и бусинки с булавками для глаз.

Как вариант можно попробовать сделать еще вот такого пингвина, только для его изготовления вам потребуется гораздо больше овощей: 2 баклажана, 2 морковки и один сладкий перец.

Из баклажана изогнутой формы и кочана пекинской капусты получится уточка. Клюв и грудка у этой поделки из овощей выполнены из зеленого сладкого перца.

Еще одна оригинальная поделка из баклажана - вазочка для цветов.

Много интересных поделок можно сделать из кабачков.

Перечислим только некоторые поделки из них.

Пингвины из кабачков. Не только из баклажанов можно сделать милых, симпатичных пингвинов . Такую поделку из овощей для детского сада легко смастерить также из небольших кабачков. Украшения для пингвинов выполнены из моркови .

Акула из кабачка-цукини

Вот такую морскую хищницу можно сделать из безобидного кабачка . Если нет кабачка, то его заменит огурец крупного размера.

Башмачки из кабачков. Эта поделка должна особенно понравиться девочкам. Уж больно эти башмачки напоминают туфельки Золушки.

Вместо кабачков можно использовать огурцы .

Поросенок из кабачка. Уши и пятачок сделаны из огурца, глазки - из ягод черноплодной рябины.

О поделках из овощей можно рассказывать бесконечно, ведь овощи - это очень благодатный материал для детского творчества . Посмотрите, какую оригинальную поделку из овощей своими руками мы сделали для Праздника Осени в детском саду. Чтобы сделать такую же черепаху , вам понадобятся: большой кочан капусты и несколько нетолстых кабачков. Кабачки надо нарезать на кругляшки. Кочан капусты разрезать пополам, после чего украсить его кругляшками из кабачков при помощи зубочисток. Голова и лапы у черепашки также выполнены из кабачков .

И еще одна поделка из кабачков - Кит . Хвост и плавники у этой поделки из овощей сделаны из стручков гороха, фонтан - из т.н. кудрявой петрушки.

Из огурцов и моркови мальчишкам будет интересно сделать гоночные машинки . Шлем гонщика заменит редиска.

В нашей статье мы хотим рассказать вам о самых лучших и интересных поделках из овощей и фруктов . Наши поделки вы можете брать за основу для создания собственных шедевров, комбинируя в одной поделке несколько интересных идей, как автор поделки из овощей и фруктов на фото ниже. Гоночную машинку он сделал из огурца, кабачка и моркови. Голову мышонка - из редиски. Корзинку - из кожуры апельсина. Грибочки - из моркови и редиски.

Говоря о поделках из огурцов, обязательно надо упомянуть о такой популярной поделке из этого овоща, как крокодил Гена из огурца. Как сделать крокодила Гену из огурца вы поймете, внимательно рассмотрев фото ниже.

Для компании крокодилу Гене можно сделать еще Чебурашку из картошки.

Если эта детская поделка из овощей покажется вам слишком сложной, попробуйте сделать царевну-лягушку из огурца.

Девочкам интересно будет вырезать цветы из моркови.

Из обычной моркови еще можно сделать симпатичного жирафа . Пятнышки готовой поделке из овощей дорисуйте фломастером.


Украсьте цветочки, сделав им сердцевинку из небольших кусочков свеклы или зернышек кукурузы. Кстати, из початков кукурузы тоже можно сделать замечательный букет цветов .

Из моркови и цветной капусты получится аппетитное мороженое в стаканчике.

Но уж если разговор зашел о поделках из цветной капусты , то лучше всего сделать из нее симпатичную овечку или пуделя .

Очень простые поделки можно сделать из обычной редиски.

Мышка из редиски

Грибочки-мухоморчики.

Более сложный вариант поделок из этого овоща - цветы из редиски .

Мы рассказали вам и показали большое количество поделок из овощей фото. Но наш обзор детских поделок из овощей будет неполным без упоминания такой поделки как лягушка из зеленого перца.

Натренировавшись вырезать квакушек из перца, вы сможете сделать поделку из овощей для детского сада как на фото ниже.

Если вы поставили себе цель непременно победить на конкурсе детских поделок из овощей, то рекомендуем вам сделать именно эту поделку из тыквы. Конечно, вам придется потрудиться, то результат стоит того.

Мы предлагаем вам сделать поделку из тыквы - карету для Золушки. Дополнить ее можно игрушечными лошадками и куклой - Принцессой.

Поделка из яблока - голова Бабы-Яги

Эта морщинистая голова Бабы-Яги сделана из обычного яблока . Для изготовления симпатичного создания возьмите яблоко твердых сортов, очистите его от кожуры. Вокруг хвостика яблока можно оставить небольшой "островок" кожуры. После этого маркером наметьте черты будущего лица: глаза, рот, нос. Все эдетали должны быть достаточно крупные, чтобы не исчезнуть после того, как яблоко сморщится.

Теперь вырежьте лицо ножом.

Параллельно с этим выжмите одну небольшую чашку лимонного сока и положите в нее чайную ложку соли. Тщательно все перемешайте. Замочите на 30 секунд яблоко в получившемся растворе.

Достаньте яблоко, оботрите его, после чего положите на неделю в теплое, сухое место.

По прошествии этого времени яблоко сморщится и у вас получится замечательная поделка из яблок - голова Бабы-Яги . Вам останется только насадить ее на ветку и поставить в вазу.

Другой способ сделать очаровательные рожицы из яблок - вместо того чтобы замачивать их в лимонном соке с солью, можно запечь заготовки из яблок в духовке в течение 3 часов на минимальной температуре. После этого их также надо поместить не меньше чем на несколько дней в сухое, теплое место.

При желании можно украсить головы, например, вставить им зубы - рисовые зернышки.

Лебедь из яблока

Самая изящная поделка из яблок - лебедь . Два обязательных условия, которые надо учесть при изготовлении лебедя из яблока: 1. яблоко должно быть твердых сортов; 2. нож должен быть острым.

Поделка из яблок и винограда для малышей - машинка .

Ежик из яблока

Для работы потребуется яблоко и перо чернильной ручки. С помощью пера надо будет "одеть" в колючки ежика. Проколите пером яблоко, поверните его - получится первая иголочка. Иголку вынимаем и осторожно устанавливаем тупым концом в отверстие, образовавшееся в яблоке. Такми образом можно сделать много иголочек. Далее оформим мордочку ежику (сделаем носик и глазки), и еще одна поделка из яблока готова.

Очень простая поделка из фруктов - гусеница из яблок.

Закончим мы нашу статью по поделкам из овощей и фруктов поделками из бананов.

Осьминог из банана . Глазки сделаны из горошин черного перца.

Дельфин из банана украсит десерт на детском празднике.

Собачка-такса из банана.

Для изготовления этой фруктовой поделки вам потребуются 2 банана. Из одного сделайте туловище животному. Для туловища лучше подобрать небольшой, но толстый банан . Вам надо будет аккуратно ножом вырезать лапки собачке. Из второго банана сделайте собачке голову . Голова делается следующим образом: очистите второй банан примерно наполовину, часть мякоти и кожуры отрежьте, чтобы из оставшейся кожуры получились ушки будующей таксы. Отогните ушки в стороны, приделайте глазки - горошины черного перца, после чего прикрепите голову к туловищу. Поделка из фруктов - собачка готова!

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

для детей 3-4 лет

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

« Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Солнечный зайчик»

Игра - релаксация

Цель: Снятие напряжения мышц лица.

Хотите поиграть с "Солнечным зайчиком"?(Звучит музыка)

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Этюды на расслабление мышц

«Штанга 1»

Цель: Расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Штанга 2»

Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Шалтай-болтай»

Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз».

«С добрым утром»

Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики

Цель: Учить детей настраиваться на радостное эмоциональное состояние с помощью музыки .

Звучит музыка, дети сидят на стульчиках.

Ведущий: Вы сидите, ваши головы опущены, вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром. (музыка прекращается)

Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза

Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши

Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки

Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Поглаживание коленок

Потопать ногами

С добрым утром, солнце!

Я - проснулся! (проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

(посмотреть вверх)

«Летний вечер»

Игра-драматизация

Цель: Развивать фантазию, воображение, навыки сценического перевоплощения.

(Действие выполняется под музыку)

В кресле усталый хозяин молчит.

Кот у него на коленях урчит.

Старая Джекки в зеленом домишке

Кость разгрызает и лает на мышку.

Тихо коровы лежат на лугу,

Дремлет пастух, приютившись в стогу.

Землю покрыла вечерняя тень.

Вот пролетел и еще один день!

(Уолтер Де ла Мэр)

«Цветочек»

Этюд - релаксация

Цель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела.

Солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили. Голову повесили. Листочки-руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам.

Но вдруг пошёл прохладный дождик. Цветочки обрадовались, сразу распрямились. Напились водички, устали цветы. Руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают.

Всё тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Так приятно!

«Зимняя прогулка»

Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики

Цель: Упражнять детей в разнообразных имитационных движениях и передаче смены эмоциональных состояний

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять.

(Маршируем по кругу)

Бабу снежную лепили,

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(По парам едут «На саночках»)

А ещё в снегу валялись.

(падают на ковер)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Предложить детям под музыку, закрыв глаза, воспроизвести в памяти зимнюю прогулку.

«Веснянка»

Коммуникативная игра

Цель: Расширение эмоциональной сферы ребёнка; развитие умения передавать эмоциональное состояние при помощи интонации, мимики, поз, жестов.

(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)

Солнышко, солнышко

(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)

Золотое донышко!

(2 раза прыжки на двух ногах)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

(Бег на месте)

Побежал в саду ручей,

(Взмахи руками, как крыльями)

Прилетело сто грачей,

(медленно приседаем)

И сугробы тают, тают,

(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)

И цветочки вырастают

Позови ласково

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Тёплый дождик

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка, снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями.

Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 - 8 раз.

Мыльные пузыри

Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

Воспитатель имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол.

Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя

Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова:

На ковре котята спят. Мур - мур.

Просыпаться не хотят. Мур - мур.

Тихо спят спина к спине

И мурлыкают во сне.

Вот на спинку все легли. Мур - мур. (Дети выполняют)

Лапки вытянули. Мур - мур.

Потянулись и проснулись.

1. Педагог показывает детям пиктограммы с изображением лиц, выражающих разные эмоции: радость, спокойствие, печаль, злость. Дети с помощью педагога называют эмоциональное состояние человека: радостный, печальный, сердитый, спокойный, а затем пробуют изобразить эти эмоциональные состояния. Можно попросить изобразить злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Полезно сделать это перед зеркалом или зеркальцами.

2. «Пылесос и пылинки»

Дети выступают в роли пылинок, педагог – в роли пылесоса. Сначала пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, тот встает и уходит на свое место.

Когда ребенок - пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

3. «Цветок»

Педагог рассказывает детям о цветке, а дети изображают рост цветка в соответствии с рассказом.

«Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед солнцу».

Выразительные движения6 сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивает вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, губы в улыбке, мышцы лица расслаблены.

4. «Лягушки»

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерзли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (я бережно посажу ее на травку.) покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите ее на травку. А теперь скажите, какая лягушка6 сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми). Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.

5. Психогимнастика: упражнение на расслабление «Заводные игрушки»

Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки.

Вокруг себя повернись,

В куклу Машу превратись.

Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, веселого клоуна.

Заводные игрушки сломались! Замрите в тех позах, в каких вы сейчас стоите.

Дети застывают в определенной позе.

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, левую руку, затем туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы рады. Покажите, как вы радуетесь.

6. «Кошка и мышки»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Этюд сопровождается музыкой.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови подняты вверх.

7. «Слушай хлопки»

Играющие идти по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» 9стоять на 1 ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка дети возобновляют ходьбу.

8. «Вот так позы»

Играющие принимать различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернуться в исходное положение.

9. «Зеваки»

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего 9например, звонок колокольчика) останавливаются, хлопают в ладоши, разворачиваются по кругу и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Ребенок, не выполнивший правильно задание, садится в середину круга.

10. «Разведчики»

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд.

11. «Пожалуйста»

Вариант 1

Все участники игры вместе с педагогом становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения 9физкультурные, танцевальные, шуточные), а ребята должны их повторять лишь в том случае, если он показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант 2

Игра проводится так же, как и в 1 –о варианте, но только тот, кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например надо улыбнуться. Попрыгать на одной ноге и т.д.

12. «Кто что делал?»

Двое игроков стоят рядом друг с другом. Они под музыку делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Третий ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

13. «Что там происходит?»

Педагог рассказывает детям маленькую историю, которую малыши потом разыгрывают.

Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив голову вниз. В нескольких шагах от них наклонилась девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решилась.

Выразительные движения: голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.

Поза: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела. Одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.

14. «Кузнечик»

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы накрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет в другом месте.

Выразительные движения: шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.

15. «Это я! Это мое!»

Ребенок разговаривает с глухой бабашкой., которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего – то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называет имя играющего), «Чьи это книги», «Чьи игрушка?» и т.п. мальчик отвечает жестом.

Выразительные движения: рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!». Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне!»

16. «Заколдованный ребенок»

Ребенок заколдован. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

17. «Флажок»

Малыши ходят по залу под музыку. Когда педагог поднимает вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

18. «Тропинка»

Дети делятся на 2 команды с одинаковым количеством участников. Дети каждой команды берутся за руки, образуя 2 круга, и по сигналу педагога начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. Затем педагог дает задание, которое выполняется обеими командами. Если педагог говорит: «Тропинка!», то участники каждой команды становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть- чуть вниз. Если произносится слово «Копна!». То все участники приседают, положив руки на голову.

Педагог чередует эти задания. Кто быстрее выполнит задание, тот получит кубик. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество кубиков. Игра сопровождается музыкой.

19. «Отдай!»

Педагог просит детей представить, что у них отняли игрушку, и они должны без слов, только с помощью движений, словно они еще не умеют говорить, потребовать отдать игрушку. Каждый ребенок требует отдать ему игрушку.

Выразительные движения: кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.

20. «Игра в снежки»

Зима. Дети играют во дворе в снежки. Этюд сопровождается музыкой.

Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

21. «Шалтай - Болтай»

Педагог читает стихотворение о Шалтае - Болтае, а каждый ребенок повторяет движение за взрослым.

Шалтай -Болтай

Сидел на стене.

Шалтай -Болтай

Свалился во сне.

С.Я.Маршак

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

22. «Снегурочка»

Педагог предлагает детям вспомнить, в какой сказке сделали девочку из снега, как зовут эту девочку. Педагог кратко рассказывает сказку «Снегурочка»

Затем дети изображают удивление и радость старика со старухой, когда они увидели живую Снегурочку.

Выразительные движения: 1 - удивление: раскрыть рот, приподнять брови;

2-радость: широко улыбнуться.

23. «Первый снег»

Много дней шел мелкий холодный дождь. Дул пронизывающий ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от удивления. Все покрыто белым-белям снегом.

Утром глянул я чуть свет:

Двор по зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите. Чудеса-

Опустились небеса!

Было облако над амии,

Оказалось под ногами.

А. Гунули

В саду стало чисто, просторно и красиво. Можно идти гулять. Скорее – скорее одеваться!

Выразительные движения: откинутая назад голова, приподнятые брови, на лице улыбка.

24.«Таяние снеговика»

Солнышко пригрело, среди зимы наступила оттепель, словно весна решила прийти в гости к своей старшей сестре Зиме. На улице стало теплее, снег и лед начали таять. И вместе с ними начал таять снеговик. Он как будто умирал, словно плакал и постепенно исчезал вместе со своими неутешными слезами. Еще вчера снеговик стоял, похожий на крепкого и горбатого богатыря, весело глядя своими угольными глазами прямо на солнце. Он словно охранял зимний замок, царство мороза, страну ветров и бурь. Но его служба кончилась. Голова у снеговика опустилась, спина ссутулилась, руки опустились, шлем старого солдата упал набок и превратился в обыкновенное ржаное ведро. К полудню он словно стал древним стариком, еще больше согнувшись и опустив свой теперь уже покорный взгляд к земле. Через несколько часов снеговик ослеп – угольки оттаяли и попадали к его ногам, потом он потерял руки, чуть позже голова провалилась к плечам, а туловище провалилось до земли. Вечером уже ничто не напоминало о том, что вчера здесь стоял снеговик на страже зимнего порядка. Только виднелся небольшой снежно-ледяной холмик и ведро, которое лежало неподалеку. Дети изображают тающего снеговика.

Выразительные движенияя6 сначала становится прямо, руки на поясе; затем расслабляем все мышцы, голову наклоняем в сторону, руки опускаем. Спину расслабляем; потом ноги сгибаем в коленях. Садимся на ковер, медленно опускаясь вниз всем телом.

25. «Игра с камушками»

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Этюд сопровождается музыкой.

26. «Ласка»

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия. Мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

26. «Кукушонок кланяется»

Кукушка кукушонку

Сшила капюшон.

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

Этюд сопровождается музыкой. Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед - вниз без всякого напряжения, кА бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

27.«Говорим жестами»

«Иди ко мне»

мальчик манит к себе малышку. Которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные двиения6 присесть. Обе руки вытянуты навстречу малышу.

28. «Уходи»

Ребенок отталкивает обидчика.

Выразительные движения: кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

«каждый спит»

В зал входит ведущий и видит…

На дворе встречает он

Тьму людей. И каждый спит:

Тот как в копанный сидит,

Тот не двигаясь идет,

Тот стоит, раскрывши рот.

В.А. Жуковский

Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается из разбудить, беря за руки. Он поднимает чью - нибудь руку, но рука опускается.

29.«До свидания»

от пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие. Глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой6 «до свидания! До встречи!»

30. «Не покажу»

мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили девочку, просят показать. Какое оно. Но девочка, прижав ладонями зеркальце к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!»

31.«Хорошее настроение»

Мама послала сына в булочную: «Купи печенье и конфеты, - сказала она. –Мы выпьем с тобой чай и пойдем в зоологический музей». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него очень хорошее настроение.

Во время этюда звучит музыка.

Выразительные движения: походка: быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки.

Мимика: улыбка.

32. «Чунга- чанга»

путешественник пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостные и беззаботные.

Едва он сошел на берег, как его окружили жители этого чудесного острова – чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, а на ногах и руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех висели круглые серьги, на шее – бусы, а в волосах были красивые перья.

С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В. Шаинского вокруг путешественника и петь:

Чудо-остров, Чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Чунга - Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

  1. «Поссорились два петушка»

Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становится на одну ногу и, пока звучит музыка, подпрыгивая, пытается ударить друг друга плечами, делая резкие движения вперед.

34. «Негаданная радость»

В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

Заканчивайте, ребята. Свою игру. Через час мы идем в цирк!

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерзли, а потом пустились плясать вокруг мамы.

Выразительные движения:

1. Закусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаются.

2.Смех, потирают руки одну об другую, причем одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

35.«Я не знаю!»

Мальчика – незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «не имею понятия», «ничего не видел».

Выразительные движения: приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.

36. «Фея сна»

Дети сидят на стульчиках, расставленные по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит колыбельная. К детям подходи девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна (мальчик – волшебник). Фея палочкой касается плеча одного из играющих, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой… Фея смотрит на детей: все дети спят; улыбается и тихонько уходит.

37. «Художник»

один из детей играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будто бы будет рисовать. Потом отворачивается и отвечает на вопросы педагога, касающиеся внешности ребенка, которого он хотел нарисовать. Можно спросить, какие у него глаза, волосы, одежда, обувь. После того как художник ответил на все вопросы, он должен попробовать сам дать словесный портрет ребенка, т.е. описать, как он выглядит. Можно включить в эту игру еще одного малыша, который сначала уходит из комнаты, а потом, слушая описание художника, должен отгадать, кого из ребят он хотел нарисовать

  1. «Раздумье»

Мальчик собирал грибы в лесу и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти…?

Во время этюда звучит музыка.

Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

39. «Удивление»

мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил кошку в пустой чемодан и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

  1. «Золотые капельки»

Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь!

Во время этюда звучит музыка.

Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза прищурены, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

  1. «Два клоуна»

Под музыку 2 веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так сменно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения: голова откинута, рот широко открыт, брови приподняты, глаза слегка прищурены.

  1. «Сосредоточенность»

Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага.

Выразительные движения: левая рука упирается локтем о стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигает по воображаемой карте.

Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.

Дыхательная гимнастика

1. «Ходьба»

Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

Мы проверили осанку, -дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.

И свели лопатки, - дети отводят плечи назад.

Мы ходим на носках, - дети идут на цыпочках.

Мы идем на пятках, - идут на пятках.

Мы идем как все ребята, - шагают маршеобразно.

И как мишка косолапый, - идут размашисто, вразвалку.

  1. Педагог предлагает изобразить деревья и листочки на них, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки легка шевелятся (взрослый и дети делают глубокий вдох и длительный выдох). Имитируя легкое дуновение ветра, дети слегка шевелят пальцами.

А теперь ветер становится сильнее (вдох становится еще глубже, а выдох сильнее). Сильный ветер уже не просто шевелит листья. А качает деревья (делаем наклоны туловищем).

Затем педагог читает стихотворение. А дети повторяют движения и гласные звуки.

Осенние листочки на ветвях сидят.

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый: «А-а-а; рябиновый: «И-и-и»;

Березовый: «О-о-о»; дубовый: «У-у-у»

3. «Подуем на плечо»

Педагог читает слова стихотворения, а дети вместе с ним повторяют движения дыхательной гимнастики.

Подуем на плечо (голова прямо – вдох, голова повернута – выдох).

Подуем на другое (дуем на плечо).

Нам солнце горячо пекло дневной порою (поднимают голову вверх. Дует через губы).

Подуем мы на грудь (дети дуют на грудь).

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют).

И остановимся пока.

4. Пантомима «Мы срываем цветы»

Дети в группе наклоняются – «срывают» цветы – и вдыхают их запах (глубокий вдох и сильный выдох). Потом повторяют это действие еще несколько раз.

  1. Пантомима «Снежинки»

Под спокойную музыку дети-снежинки кружатся в танце, словно их кружит легкий ветерок. Когда музыка становится быстрее, снежинки движутся по всей комнате (дети бегут быстрее). Музыка смолкает 9ветер стихает), снежинки замедляют свое движение и постепенно опускаются на землю (дети садятся на ковер).

Физкультминутки

  1. Дети сейчас мы поиграем. Я назову слово – название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами. Педагог называет слова «зайка»,»волк». «лиса», «медведь». Дети изображают этих животных.

2. «В Магазине зеркал»

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она грозила им кулаком, и ей из зеркала погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни дела обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

3. «Четыре стихии»

Малыши располагаются по кругу. Педагог договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово – «воздух» - поднять вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Запомни свое место»

Дети стоят по кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

4 . Пантомима «Прогулка в лес»

Педагог предлагает детям отгадать, куда они сейчас отправятся.

Весной одевается,

Осенью раздевается.

Перешагиваем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен).

Перепрыгиваем через лужу 9прыжки на 2 ногах).

Посмотрите. Какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!

прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ, имитация сильного ветра и ветра во время бури).

Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

Теперь пойдем домой. Снова шагаем через высокую траву. Бежим по узкой тропинке. Мы дома. Из кухни доносится вкусный запах еды. Что же там готовят?

5. «Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, каждый держится за талию впереди стоящего. Первый ребенок –это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз роль головы дракона назначается другой ребенок.

6. «Смотри на руки»

Дети стоят друг за другом, первый – командир. Во время спокойного марша по кругу, командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники их повторяют.

7. «Стойкий оловянный солдатик»

Педагог читает стихотворение, показывая движения, а дети повторяют за ним эти движения.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотр, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

8. «Запомни порядок»

4-5 малышей выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок.

9. «Веретено»

Играющие делятся на 2 группы и становятся друг за другом. Как только кто-нибудь крикнет: «Начинаем!». Дети, стоящие первыми, должны быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Потом соседи берут их за талию и оборачиваются уже вдвоем и т.д., пока не дойдут до последнего в ряду.

10. «Качели»

Под музыку дети изображают, как будто они стоят качаются на качелях.

Выразительные движения: 1-ноги слегка расставлены. Обе ступни касаются пола, но тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую;

2-выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачивать вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени. Этюд сопровождается музыкой.

11. «Помоги Мишке собрать шишки»

Для этой игры желательно запастись еловыми или сосновыми шишками, но если их нет, можно заменить пуговицами, бусинками или другими мелкими игрушками.

Дети, изображая медведей. Ходя в вперевалочку, не сгибая ног, и пытаются поднять с пола шишки и собрать их в общую корзину.

12. «Реченька»

В игре участвуют 2 группы детей. Обозначив на полу неширокую речку, подходят к ней по одному от каждой группы и пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе, а кто нет, должен перейти в соседнюю группу. В какой группе окажется меньше, та и выиграла.

13. «Рыбки»

Педагог читает стихотворение. Дети изображают то, о чем говорится в стихотворении: сначала рябину (стоят прямо, руки в стороны), затем показывают течение уки (руками делают волнообразные движения), глубину реки (делают наклоны), пескаря 9щеки надуты, руки уперты в бока), резвящихся рыбок (сначала прыгают, потом приседают, встают, ложатся на ковер).

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь…

Называется пескарь.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

14. «Зайчики»

Давайте попрыгаем как зайчики. (Дети прыгают на 2 ногах, руки – над головой (как заячьи уши).)

А теперь задание усложняется. Прыгаем, зажимая между ног мячи разного размера: большой, средний и маленький.

15. «Вот он какой»

На столе нужно разложить различные игрушки и предметы, хорошо знакомые детям. Педагог говорит, что сейчас один из детей будет загадывать загадки с помощью рук, а остальные будут отгадывать. Педагог просит одного из детей посмотреть на все предметы, лежащие на столе, выбрать, какой из них он будет загадывать, но не брать руками. Ребенок должен без слов сообщить о размерах и форме выбранного им предмета. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют данный предмет: маленький., большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, длинный, короткий.

Если ребенок хорошо показал характерные признаки предмета и другие дети отгадали его название, загаданная игрушка вручается тому, кто ее обрисовал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попробуют выступить в роли ведущего.

16. «Возьми и передай»

Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.

  1. «Сосулька»

У нас под крышей

Белый гвоздь вист,

Солнце взойдет.

Гвоздь упадет.

В. Селиверстов

Первая и вторая строчки: руки над головой.

Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

18. «Скучно, скучно так сидеть»

Играющие сидят на стульчиках. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий закончит говорить, дети должны быстро побежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

  1. «Белые медведи»

Педагог предлагает детям поиграть в белых медведей –животных, которые живут на северном полюсе, среди бескрайних снегов и льда.

Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех играющих, игра кончается.

20. Пантомима «Лепка снеговика»

Дети под музыку изображают лепку снеговика: делают снежки, катают их по снегу, ставят готовые снежные шары друг на друга, делают снеговику руки, ноги, глаза, нос, одевают шапку.

21. Пантомима «Вкусные конфеты»

У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Этюд сопровождается музыкой.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

22. «Дом большой, дом маленький»

Педагог читает текст стихотворения и показывает соответствующие движения. А дети повторяют движения и междометия («ой-ой-ой», «ай-ай-ай»).

У медведя дом большой, ой-ой-ой! (руки в стороны.)

Дети: ой-ой-ой! (руки в стороны.)

А у зайки – маленький, ай-ай-ай! (присесть, обхватив колени руками.)

Дети: ай-ай-ай! (присесть, обхватив колени руками.)

Мишка наш пошел домой, ой-ой-ой! (идем в вразвалочку.)

Дети: ой-ой-ой! (идем вразвалочку.)

Да и крошка заинька, ай-ай-ай1 (прыжки на 2 ногах.)

Дети: ай-ай-ай1 (прыжки на 2 ногах.)

23. «Иголка и нитка»

Дети становятся друг за другом. Первый – иголка. Он бегает. Меняя направление. Под музыку. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

24 . Физкультминутка

Подпрыгните один раз.

Присядьте много раз.

Похлопайте в ладоши много раз.

Потянитесь один раз.

25. «Насос и мяч»

Играют двое. Один ребенок изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены; корпус отклонен несколько вперед, голова опущена 9мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после 4 –надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча насос… из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.

26. «Штангист»

Ребенок поднимает «тяжелую штангу» потом бросаете.

Отдыхает.

27. «Меткий стрелок»

попадание мячом (упражнение на меткость). В этом упражнении дети должны попасть в городки или постройки из кубиков.

Можно усложнить задание дополнительным условием6 ребенку нужно попасть в башню или ворота определенного цвета.

28. «Хлопки»

педагог хлопает в разном ритме, называет имя ребенка, дети слушают хлопки, а ребенок, имя которого назвал педагог, повторяет хлопки в том же ритме.

29. «Тихо-громко»

Для игры нужно приготовить бубен.

Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко.

Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идти на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибается, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

30. «Собираем грибочки»

предварительно нужно на полу разбросать пуговицы - «грибочки». Педагог раздает детям корзинки, дети должны, пока звучит музыка, быстро собирать грибочки в свои корзинки, наклоняясь к полу и стараясь при этом не сгибать ног. После этого музыка смолкнет, дети прекращают сбор грибов. Педагог отмечает, успевших набрать грибов больше всех.

31. Пантомима «Битва»

Один ребенок изображает Ивана- царевича, который сражается с трехглавым Змеем-Горынычем и побеждает его. Рад и горд своей победе Иван-царевич.

Выразительные движения:

1 – у исполнителя роли Змея – Горыныча голова и кисти рук – это головы Змея – Горыныча. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана- царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые).

Иван-царевич с видимым усилием размахивает воображаемым мечом;

2 - поза и мимика победителя: плечи развернуты. Ноги слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты. Губы тронуты улыбкой.

  1. Упражнение «Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица)

Подбородок загорает (подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на выдохе)). Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из детей на язычок (крепко закрыть рот – задержка дыхания). Жучок улетел (слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух).

Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает (подставить нос солнышку, рот полуоткрыт). Летит бабочка, выбирает на чей нос сесть (сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания)). Бабочка улетела (расслабить мышцы губ и носа (на выдохе)). Брови- качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях (двигать бровями вверх-вниз). Бабочка улетела совсем. Спать хочется (расслабление мышц лица; не открыть глаз, переползти в тень, принять удобную позу).

33. Упражнение «Игра с жуком» (на напряжение и расслабление мышц ног)

На пальцы ног залез жучок (жуки) и бегает по ним. С силой натянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит жучок (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить жучка с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги – ноги отдыхают. Повторить игру 2-3 раза.

34. «Замри!»

Дети прыгают в такт звучащей музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке – оставшиеся участники продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется один играющий, который признается победителем.

35. «Сова»

Дети выбирают водящего – сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. Игра продолжается.

36. «Петрушка прыгает»

Играющий изображает петрушку, который мягко и легко прыгает.

Прыжки на 2 ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленными и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительными движения: ноги согнуты в коленях, корпус тела слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз. Этюд сопровождается музыкой.

37. Игра «Угадай-ка»

Ребенок берет одну из пиктограмм и изображает эту эмоцию, которую символизирует пиктограмма. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию он показывает. Если ребенок хорошо показал данное эмоциональное состояние, то ему вручается соответствующая пиктограмма. Затем очередь переходит к следующему участнику. Выигрывает тот, кто соберет больше пиктограмм.

Конспект по психогимнастике для 3-4 лет «Добро и зло»

Камаева Инна Вячеславовна, методист МАОУДО "ДДЮТ" г.Чебоксары.
Описание : предлагается конспект по психогимнастикке для детей 3-4 лет. Это занятие с легкостью можно провести в дошкольном образовательном учреждении без специальной психологической подготовки.

Цель: развитие невербального общения.
Задачи:
- научить различать добро и зло, дифференцировать эмоциональное состояние по мимике, жестам, пантомимике;
- развить координацию движений;
- воспитывать доброжелательность к сверстникам и окружающим людям.

Материалы: игрушки гномиков – на доброго повязать желтую ленточку, на злого – синюю; листы А4, скамейка, раздаточный материал на задание, карточки желтые и синие, карточки с картинками сказочных персонажей.

Краткая техника безопасности: не бегать, не драться, мелкие предметы в рот/нос/уши не засовывать, карандаши не зрызть, как отпрашиваться в туалет (напоминать на каждом уроке).

Разминка

Ребята, обычно к нам приходят гости (вспомните - кто? Зайчик, ежик, грузовик, котята), а сегодня мы пойдем в гости. Для этого всем надо взяться за ручки и пойти.

Идем – идем по кочкам (разложить листочки А4 – это кочки).
Осторожно, не оступитесь, а то упадете в болото…
Идем-идем по мостикам (использовать скамейку, если есть).
А теперь надо идти гуськом – сверху колючие-колючие ветки.
Пришли, молодцы.

Садимся на свои стульчики.

Знакомство с добром и злом

Ребята, посмотрите, к кому мы пришли в гости? К гномикам. Эта два брата, только один добрый, а другой злой. Сейчас я прочитаю стишки, которые они написали вам и мы постараемся понять – кто добрый гномик, а кто злой. Педагогу необходимо подобрать соответствующую интонацию.

Я с улыбкой не дружу
И лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу,
Кусаю всех подряд,
Не пожалею никогда,
Нигде и никого.
Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.

Ребята, какой это гномик? Злой, конечно. Чтобы мы не путались, давайте повяжем ему ленточку. Он всех доводит до слез, поэтому мы повяжем синюю ленточку.

Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.

А это какой гномик? Добрый. А ему мы повяжем желтую, как солнышко. Когда человек добрый, на него приятно смотреть, как на солнышко.

Затем дети показывают мимикой и жестами злого и доброго гномика.

Где добрый, а где злой гномик?


Обсудить почему (у одного брови нахмурены, наверняка, он злой).

Корзинка с добром и злом

Детям предлагаются карточки со злыми и добрыми «колобками». Необходимо всех добрых «поместить» в «добрую корзинку», а злых – в «мусорную корзину».

Беседа о добрых и злых людях

Кого называют добрым?
-Кого называют злым?
-Как ведут себя добрые люди?
-А как ведут себя злые люди?
-Какие слова говорят добрые люди?
-Какие слова говорят злые люди?
-Кого из родных или знакомых Вы можете назвать добрыми людьми? Почему?

Викторина: «Добрые и злые сказочные персонажи»

Детям предлагаются две карточки: желтая обозначает доброго героя, синяя – злого. Затем педагог показывает карточки сказочных персонажей, например, волк, Чебурашка, кот Леопольд, Дюймовочка и другие, а дети, карточкой обозначают его поведение.


Заключение

Ребята, какие Вы хотите быть – добрыми или злыми? Конечно, будем добрыми-добрыми. Что будем делать? Помогать маме, улыбаться, делиться…
А теперь все улыбнемся широко-широко, как солнышки. Какие все сразу красивые стали. До свидания, ребята.