Карандышев и паратов сравнение. Все самое лучшее учащимся. Сочинение про Карандышёва

2 вариант
неистово
Напишите этот антоним. ______________________
3 вариант
ускорение в предложении «Смысл – в ускорении движения, в завоевании всего космоса, а потом – вселенной».
Напишите этот антоним. ____________________
4 вариант
светлая в предложении «А он чем больше глядел на нее, тем больше его сердце заволакивалось мягкой и светлой грустью, сострадательной к себе, радостной к ней, к этой новой Леночке, и тихой благодарностью к прежней».
Напишите этот антоним. ______________
5 вариант
легкий в предложении «Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями».
Напишите этот антоним. _________________
Тест
1. В каких рядах не все слова являются синонимами?
а) нездоровый, больной, хилый
б) умный, сообразительный, головастый
в) трудный, тяжелый, нелегкий
г) горевать, печалиться, плакать
2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) спрятаться
б) затаиться
в) схорониться
г) исчезнуть
3. Укажите в синонимическом ряду слово, которое является разговорным.
а) смотреть
б) глядеть
в) взирать
г) зырить
4. Какие пары слов не являются антонимами?
а) трудный, легкий
б) путы, вериги
в) твердый, мягкий
г) пассивный, апатичный
5. Укажите, чем являются данные пары слов:
дерзкий, безрассудный.
а) синонимами
б) антонимами
в) омонимами
г) паронимами

Фразеологические обороты

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать).
Существуют разные виды фразеологизмов, которые были выделены академиком В.В. Виноградовым. Это и фразеологические сращения , общее целостное значение которых не мотивировано значением входящих в него слов («не вешать нос», «ни пуха, ни пера»), и фразеологические единства , отличающиеся тем, что входящие в него слова сохраняют образное, переносное значение, мотивирующее общий смысл («отдавать навеки якоря», «все мосты сожжены»), и фразеологические сочетания , в которых одно из слов ограничено в своем употреблении («наломать дров», «зеленая тоска»).
Фразеологизмы делают речь более яркой, образной. Они придают книжной речи непринужденность, лишают ее назидательности: «Что было ночью – будто трын-трава», «Жизнь не кончена, песня не спета». И в то же время придают речи высокий оттенок, помогают передать драматизм ситуации: «Лето пало на юг, словно кануло в лету», «Все, что было, мы не будем беречь, ведь за нами все мосты сожжены» (Ю. Визбор). Фразеологизмы служат и средством создания характера: («Я беру и швыряю бубновые масти заката на твое ветровое видавшее виды стекло»; «Только черти и дураки не готовятся постоянно каждый час откинуть коньки». (Ю. Визбор))
Тест
1. Какие из данных слов (словосочетаний) являются синонимами фразеологизма: вилами на воде писано ?
а) неточное
б) неясное
в) быстро исчезающее
г) запоминающееся
2. В каких рядах все фразеологические обороты являются синонимами?
а) бить баклуши, работать спустя рукава, через пень-колоду
б) стреляный воробей, тертый калач, гусь лапчатый
в) непочатый край, валом валить, с три короба
г) посадить в лужу, посадить в галошу, вскружить голову
3. Какой фразеологический оборот имеет значение: затеять хлопотное и сложное дело ?
а) заварить кашу
б) гнуть спину
в) принимать участие
г) во всю Ивановскую
4. Какие из данных слов являются антонимами фразеологизма: разделать под орех ?
а) похвалить
б) разругать
в) раскритиковать
г) восхищаться
5. Укажите предложения, в которых встречаются фразеологизмы.
а) Увидев клубы дыма, крестьяне бросились бить в набат.
б) Он оказался бойцом не робкого десятка.
в) На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. (П. Бажов)
г) Судя по всему, Тамара пришлась не ко двору. (С. Антонов)
6. Какие пары фразеологизмов являются антонимами?
а) очки втирать – вывести на чистую воду
б) в рот воды набрать – вывести на чистую воду
в) через пень колоду – спустя рукава
г) жить на большую (широкую) ногу – сводить концы с концами

Группы слов по происхождению и употреблению

По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.
Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).
Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция):
а) греческого (кровать, корабль, парус);
б) латинского (экзамен, студент, экскурсия);
в) французского (бульон, компот, парфюмерия);
г) немецкого (кухня, штурм);
д) английского (футбол, спорт, трамвай).
Особую группу заимствованных слов составляют старославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из cтарославянского языка.
Старославянские приставки (пре-, чрез-, низ-), суффиксы (-ущ, – ющ, – ащ, – ящ, – знь, – ыня) и корни (-ла-, -ра-: враг, сладкий) настолько широко проникли в русский язык, что с их помощью создаются новые слова в языке(прохладительный, здравохранение).
Часть старославянизмов не имеет внешних отличительных признаков (истина, клевета).
Судьба старославянизмов:
– одни из них вытеснили однокоренные русские слова (влажный, храбрый);
– другие разошлись по значению с исконно русскими словами (невежа – невежливый человек, невежда – необразованный);
– третьи были вытеснены русскими словами (злато).
Появление заимствованных слов в русском языке связано с экономическими, культурными отношениями между Россией и различными народами Запада и Востока.
Заимствованные слова появляются в языке вместе с возникновением новых предметов, понятий, давая им названия. Кроме того, они помогают разграничить смысловые оттенки слов (вывоз – всякое отправление, экспорт – отправка за границу).
Многие из иноязычных слов употребляются в книжных стилях речи. При этом нужно избегать ошибок:
– стилистических (Он с грустью констатировал . – Неуместное употребление в художественном стиле и разговорном, уместно – в официально-деловом);
– лексических (По окончании школы у многих возникают дилеммы. – Выбор одной из двух возможностей, уместно – возникают проблемы).
Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).
Среди устаревших слов выделяют:
– историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
– архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).
Типы архаизмов:
а) лексико-фонетические (нощь – ночь, злато – золото);
б) лексико-словообразовательные (рыбарь – рыбак);
в) лексико-семантические (слова с устаревшим лексическим значением: «Лондон щепетильный »).
Устаревшие слова используются в различных стилях языка для обозначения понятий определенной эпохи.
Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами (от греч. neos – новый) (кибернетика, алгоритм). Это связано с тем, что все изменения, которые происходят в общественной жизни, отражаются в языке. Одни слова выходят из активного употребления (устаревшие слова), в то же время появляются новые слова.
Типы неологизмов:
– неологизмы, употребляемые всеми (аэробус);
– авторские неологизмы (змея двухметроворостая, легкомыслая головенка» (В. Маяковский); смехачи (В. Хлебников)).
Неологизмы служат для обозначения понятий, появившихся в связи с развитием науки, техники, культуры. Как правило, они встречаются в публицистическом и научном стилях речи.
Через несколько лет после появления неологизмы могут стать общеупотребительными (телевизор, атомоход).
По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные.
Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).
К необщеупотребительным словам относятся:
1. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности (бульба – картошка, буряк – свекла).
Виды диалектизмов:
– собственно-лексические (диалектные синонимы современных общеупотребительных слов: кубыть – может быть);
– этнографические (наименования местных предметов: бульба – картошка в Белоруссии);
семантические (существующие и в литературном языке, и в диалекте, но имеющие особое значение: беседка в Сибири – лавка перед воротами).
Стилистические функции употребления диалектизмов:
– показать особенности той местности, где происходят события;
– создать образ персонажа, передать особенности его речи.
«Диалектизмы – это не отклонения от принятых языковых норм, подлежащие устранению как ошибки, а изюминки, привносящие в язык жизнь, – утверждал русский лингвист В.И. Чернышев. И действительно, диалектизмы стали неотъемлемой частью литературного языка. Они используются писателями и поэтами в различных идейных и эстетических целях. Так, велика роль диалектизмов в творчестве Сергея Есенина: Сияли зеленя . («Зеленая прическа», 1918); ЗЕЛЕНЯ – всходы молодых хлебов, чаще всего озимых. Толковый словарь Ожегова).
2. Профессионализмы – слова, употребляемые людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места).
Специальные слова – это слова, используемые в сфере людей, занимающихся одним видом трудовой деятельности.
3. Арго (жаргон) – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодежное арго)).
Жаргонизмы – слова, свойственные разговорной речи определенной группы людей (например, студенческий жаргон: хвост – не сданный вовремя экзамен или зачет).
Арготизмы – слова, употребляемые людьми, принадлежавшими к обособленным социальным группам, нередко с целью скрыть смысл от окружающих (мокрое дело – убийство).
Жаргонизмы и арготизмы могут встречаться в художественной литературе при описании определенной социальной среды. В зависимости от стиля речи слова могут быть книжными и разговорными: – поэтизмы (обаяние) – просторечные (ишь); – экзотизмы (аул) – варваризмы (трепло); – термины (морфология) – разговорно-литературными (красотища). Термины – слова или словосочетания, точно определяющие понятия (синтаксис – это раздел русского языка, который изучает словосочетание и предложение.)

Лексический анализ слова

Тест
1. Укажите слово, которое соответствует лексическому значению данных слов: изъян, недостаток, недочет.
а) дефект
б) деформация
в) констатация
г) трансплантация
2. Укажите лексические значения данных слов.
1) пигмей
2) аферист
3) пионер
4) повинность
А проходимец
Б ничтожный человек, ничтожество
В человек, который положил начало чему-нибудь новому
Г общественная или государственная обязанность населения
3. В каком предложении нужно употребить слово ПОНЯТЛИВЫЙ вместо слова ПОНЯТНЫЙ?
а) Инструкция была написана понятным и доступным языком.
б) Данное требование кажется мне вполне понятным.
в) Ученик оказался понятным.
г) Твои сомнения и колебания оказались понятными для меня.
4. Укажите предложения, в которых допущены лексические ошибки .
а) Земельный пол холодил ноги.
б) Я специально вязала свитер большего размера, чтобы он получился более объемистым.
в) Он всегда играл первую скрипку на званых вечерах.
г) Земельный надел был выгодно продан.
5. Укажите ряды, в которых все слова являются многозначными.
а) весомый, весна, выметать
б) жажда, змея, консервы
в) лента, лидер, пламя
г) отбивать, печать, полномочный
6. Укажите, в каком ряду все слова употреблены в прямом значении.
а) плести венок, лететь самолетом, раскрыть чемодан
б) серебряный голос, надежды разлетелись, пахать на хозяина
в) втереться в доверие, лететь сломя голову, взорвать обстановку
г) искать подход, вразумительный ответ, дорожка к сердцу
7. Укажите предложения, в которых допущены ошибки при употреблении заимствованных слов.
а) Его выступление на собрании – сплошная демагогия.
б) Необходимо было прибегнуть к импровизации.
в) Мы не ведали, когда откроется магазин.
г) Раздался звучный глас Петра. (А.С. Пушкин)
8. Укажите предложения, в которых употреблены необщеупотребительные слова.
а) «Не вратарь, а дырка!» – закричали разгневанные
болельщики.
б) От голода в брюхе у него забурчало.
в) Пыль вихрится.
г) Продавцы занимались оформлением витрины.
9. Укажите предложения, в которых употребляются неологизмы.
а) Я планов наших люблю громадье. (В. Маяковский)
б) В начале 60-ых возник интерес к бионике.
в) Эти работы могут выполнить только высотники.
г) Винегреция, Нерыдания, Досвишвеция, Досвидания. (А. Дольский)
10. Укажите, в каких рядах не все слова являются книжными.
а) прикинь, благополучие, соревнование
б) газировка, околпачит, франт
в) доброжелательный, любопытство, интерес
г) трепаться (о чем-либо), цыкать, диета
11. Укажите ошибки в определении терминов. Дактиль – это…
а) двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
б) двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
в) трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
г) трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
12. Укажите лексическое значение слова прагматизм :
а) расчетливость
б) рационализм
в) закономерность
г) высокомерие

Морфемика и словообразование (В2-В4)

Значимые части слова (морфемы)

Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова.
Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (вод ный, подвод ный, вод а, завод ь, вод янистый, подвод ник).
Существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гор а, гор ный, угор еть, загор еть, перегор еть), они не являются однокоренными.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, под водный).
Кроме исконно русских приставок (о -, от -, под -, над -, пере -), существуют и иноязычные (контр -, суб -, ад -, ин -, кон -, об -).
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость , тонковат ый; гоним ый, гонящ ий; водян ой, водянист ый).
Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания; в русском языке их 2: – сь и – ся. Особое место в русском языке занимает морфема – ть (-ти), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.
Тест
1. Укажите ряды, в которых все слова имеют окончание.
а) заяц, солнцем, верхом (скакать)
б) белым, касается, подошли
в) увидел, справа, второй
г) заточил, (о) переезде, дважды
2. Укажите ряды, в которых все слова имеют нулевое окончание.
а) овощ, плащ, речь
б) Ростов, вперед, настежь
в) рассказ, полночь, вишь
г) плеть, (с) плеч, вскачь
3. Укажите, в каких рядах все слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания.
а) поражение, забияка, заведенный
б) загашенный, инициатива, кавалерия
в) застелил, остановка, разгрузка
г) осязание, племенной, заговорщик
4. Укажите, в каких рядах все слова имеют несколько суффиксов.
а) попадание, заболевание, породниться
б) бахрома, встрепенуться, изыскание
в) капитуляция, лотерея, официальный
г) поведение, рассредоточенный, скомканный
5. Укажите, в каких рядах все слова имеют 2 приставки.
а) поодаль, безудержный, неодаренный
б) понаслышке, бесчувственный, неразговорчивый
в) понемногу, несдержанный, нездешний
г) вдвойне, нераспечатанный, небезынтересный
6. Укажите, какое из данных слов не является однокоренным.
а) пригорелый
в) горный
б) гореть
г) угарный (газ)
7. Укажите ошибки, допущенные при морфемном разборе слов.
а) план-ир-ов-а-ть
б) кастрюл-я
в) магнет-изм
г) от-тир-а-ть
8. Укажите слова, морфемный состав которых соответствует схеме: «корень + окончание» .
а) порода
в) забота
б) жуткий
г) касторка
9. Укажите слова, в которых основа равна корню.
а) помидор
в) анализ
б) архаизм
г) барометр

Морфемный анализ слова

Тест
1. Укажите слова, в которых встречается приставка недо -.
а) недосуг
в) недолгий
б) недоумевать
г) недовольство
2. Укажите ряды, в которых все слова не имеют приставок.
а) неймется, неимоверный, негодование
б) некоторый, незаурядный, некто
в) незамысловатый, нектар, неистощимый
г) невредимый, невпопад, невозможный
3. Укажите, в каких рядах во всех словах выделяется приставка за -.
а) забастовка, загар, заблаговременно
б) завод, завалинка, заведение
в) зависеть, заговорщик, завидовать
г) зависимый, заброшенный, завлекательный
4. Укажите, в каких словах есть суффикс – ан .
а) карманный
б) кожаный
в) написанный
г) подсказанный
5. Укажите, в каких словах есть суффикс – н .
а) чугунный
б) революционный
в) истинный
г) подстреленный
6. Укажите слова, которые имеют несколько приставок и суффиксов.
а) неутешительно
б) безоговорочный
в) дезориентировать
г) невосприимчивый
7. Укажите ряды слов, которые не имеют окончаний.
а) думая, нарочно, невмочь
б) назад, вымысел, слон
в) разглядев, носок, надуман
г) полночь, увидел, играя
8. Укажите лишние слова в ряду однокоренных слов.
а) лицо
б) лицевой
в) лицей
г) лицедей
9. Укажите ошибки, допущенные при морфемном разборе слова мощеный .
а) – мощ– корень
б) – ен – суффикс
в) – ый – окончание
г) мощеный – основа
10. Укажите, в каких словах есть суффикс – к , имеющий уменьшительно-ласкательное значение.
а) книжка
б) мошка
в) голубка
г) рогожка
11. Укажите, в каких словах есть суффикс – чик , имеющий значение «маленький».
а) лимончик
б) грузчик
в) перевозчик
г) переплетчик
12. Укажите, в каких словах есть приставка пре -, имеющая значение «высшая степень качества, признака».
а) премилый
б) преамбула
в) преломление
г) прелестный
13. Укажите слова, в которых приставка при – имеет значение «неполное действие».
а) приоткрыть
б) приесться
в) придавать
г) привлекать
14. Укажите, в каких словах есть суффиксы – чик (-щик ).
а) каменщик
б) птенчик
в) упаковщик
г) кирпичик
15. Укажите слова, которые соответствуют схеме: «корень + к + ий ».
а) узкий
б) низкий
в) легкий
г) мягкий

Основные способы словообразования

В русском языке существуют следующие способы образования слов:
неморфологический:
1) переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене. (прилагательное) – Мы подошли к дежурному . (существительное);
2) слияние слов (вечно + зеленый = вечнозеленый);
морфологический:
1) приставочный (развеселый – веселый);
2) суффиксальный (красноватый – красный);
3) приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);
4) бессуффиксный (синь – синий);
5) сложение (газопровод).
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:
– сложением целых слов (диван-кровать);
– сложением части слова и целого слова (турфирма);
– сложением основ с помощью соединительных гласных – О (-Е) (пешеход, железобетон).
Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются:
– сложением начальных звуков (вуз);
– сложением начальных букв (МГУ); – сложением слогов или частей слов (полпред);
смешанным способом (главк).
Тест
1. Укажите слова, образованные приставочным способом.
а) неудачный
б) неодобрительные
в) снова
г) подыгрывать
2. Укажите слова, образованные суффиксальным способом.
а) гордость
б) докрасна
в) белеть
г) прискакать
3. Укажите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
а) бездарность
б) неинтересный
в) небрежно
г) подземный
4. Укажите слова, образованные бессуффиксным способом.
а) сослуживец
б) тишь
в) вздох
г) скалолаз
5. Укажите ряды, в которых все слова являются сложносокращенными.
а) кресло-кровать, ВДНХ, ТАСС
б) завуч, спецкор, полпред
в) летописец, драмкружок, сенокос
г) естественнонаучный, плащ-палатка, спецкор
6. Укажите ряды, в которых все слова образованы морфологическим способом.
а) ночью (возвратиться), поход, сероводород
б) рань, по-братски, пешеход
в) рабочий (на заводе), приблизиться, научно-технический
г) малопригодный, баснописец, правобережный
7. Укажите слова, которые образованы неморфологическим способом.
а) ночное
б) синеватый
в) быстрорастворимый
г) фабрично-заводской
8. Укажите ошибки, допущенные при словообразовательном разборе слов.
а) древнерусский – морфологический, сложение основ при помощи соединительной гласной е
б) народно-освободительный – сложение целых слов
в) вечнозеленый – сложение целых слов
г) партрейд – сложение части слова и целого слова
9. Укажите, в каких случаях словообразовательный разбор выполнен верно .
а) беловатый
б) страшнее – морфологический, суффиксальный
в) рабочий (молодой) – морфологический, суффиксальный
г) переулок – морфологический, приставочный

Словообразовательный анализ слова

Тест
1. Укажите, в каком случае верно указан способ образования слова неблагодарность.
а) морфологический, приставочный
б) морфологический, приставочно-суффиксальный
в) морфологический, сложение
г) морфологический, суффиксальный
2. Укажите, в каких словообразовательных цепочках нарушена последовательность образования слов.
а) вред – вредный – вредно
б) единый – единство – единственный – единственно
в) вода – подводный – подводник
г) война – военный – по-военному
3. Укажите, какие слова пропущены в словообразовательной цепочке. свет – рассвет -. .. – предрассветный.
а) рассветать
б) рассветный
в) светать
г) рассветающий
1 вариант
4. Укажите слова, образованные приставочным способом.
а) пришкольный
в) примечание
б) приземление
г) приезд
2 вариант
суффиксальным способом.
а) удивительный
б) премилый
в) сиреневый
г) по-медвежьи
3 вариант
приставочно-суффиксальным способом.
а) укоротить
б) поднебесье
в) невыразительный
г) погасить
4 вариант
бессуффиксным способом.
а) паровоз
б) темень
в) слабость
г) хмарь
5 вариант
сложением целых слов.
а) железнодорожный
б) паровозоремонтный
в) диван-кровать
г) кресло-качалка
6 вариант
сложением основ при помощи соединительных гласных.
а) дымоход
б) перекати-поле

Действие драмы А.Н. Островского «Бесприданница» происходит в 70-е годы XIX века в большом городе Бряхимове, на Волге. Писатель показывает, как в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия молодой девушки, живущей по законам «горячего сердца». Лариса Огудалова красива, талантлива, ее окружает множество поклонников. Каждый из них играет определенную роль в ее судьбе. Кнуров и Вожеватов - роковую, так как имеют отношение к гибели Ларисы. Однако Паратов и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропасти. Паратов жестоко обманывает девушку, использует ее доверчивость и самозабвенную любовь, а Карандышев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, убивает ее.

На первый взгляд, эти герои - антиподы. Паратов красив, богат, «блестящий барин из судохозяев», а Карандышев - мелкий небогатый чиновник с неинтересной внешностью. Паратов всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя внимание. Приезд Сергея Сергеевича в Бряхимов сопровождается радостной суетой. Горожане, зная натуру барина, умеющего широко и весело проводить время, ожидают щедрой награды и настоящего праздника. Паратов легко находит общий язык с людьми, вызывает у них восхищение. Харита Игнатьевна, например, так отзывается о Паратове: «Молодец мужчина! Экой сокол! Глядеть на тебя да радоваться». Лариса глубоко и сильно полюбит Паратова, смелого и страстного поклонника. Карандышева же почти презирает, несмотря на то, что согласилась стать его женой. Он для нее соломинка, «за которую хватается утопающий». Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно. «Человек самолюбивый, завистливый», - замечает Вожеватов. «Ну что такое Карандышев!» - с презрением и недоумением говорит Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Окружающим неприятны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе.
Карандышев и Паратов - соперники. Это определяет их неприязнь друг к другу. Паратов резко-пренебрежительно отзывается о Юлии Капитоныче: «А еще разговаривает, гусь лапчатый». Карандышев, в свою очередь, называет Сергея Сергеевича развратным человеком, промотавшимся кутилой. Между героями существует социальная пропасть. Карандышев - «маленький человек», а Паратов - «хозяин -У жизни». У него есть правило - «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». И это не пустой звук, а одно из главных качеств Паратова.
Однако при глубоком анализе характеров и поступков Паратова и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего. И тот, и другой крайне самолюбивы и тщеславны, любят произвести впечатление, добиваются поставленной цели любыми средствами. Обоим Лариса нужна для самоутверждения. Она для них - игрушка. Паратов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл». Вернувшись в Бряхимов, Сергей Сергеевич хочет унизить в глазах Ларисы ее жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним «топорщится». Он вступает в спор с Карандышевым, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, насколько ничтожен, мелок, смешон избранник Ларисы по сравнению с ним, блестящим барином. Приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Паратов хладнокровно приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него поездка - веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы - надежда на счастье с любимым человеком.
Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претендентов на руку и сердце, и добился своего: стал женихом девушки. Но у него никак не складываются отношения с невестой. Он постоянно проявляет больное самолюбие, торопится самовозвыситься. Ему не терпится испытать торжество победителя, и на Ларису после ее согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность. Званый обед задуман Карандышевым не только для собственного самоутверждения, но и как своеобразный акт мести: «Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними».
И Карандышеву, и Паратову Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушиваются к ее словам, не хотят понять, что с ней происходит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы. За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю». Паратов в сцене встречи с Ларисой надевает на себя маску разочаровавшегося в женщинах и оскорбленного мужчины. На доверчивую девушку он действует красноречием. Постепенно Паратов усиливает натиск, изображая боль от «поступка» Ларисы, который якобы свидетельствует о женском непостоянстве. Он разыгрывает разочарованного героя. Девушка вынуждена оправдываться, доказывать свою невиновность. Паратов слышит от нее признание в любви и торжествует победу.
Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истинной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, можно купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеализировала и Паратова, и Карандышева. Последнего она воспринимала как человеках доброй душой, бедного и непонятого окружающими, и искренне хотела его полюбить. Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала его благородным и надежным, мечтала соединить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка поняла, что в мире наживы, корысти и непомерных амбиций нет места для любви.
Карандышев и Паратов в своей борьбе за Ларису проявили свои самые оттал-кивающие качества характера - тщеславие, расчет и бессердечность. Оба героя вызывают осуждение. Их чувства к Ларисе - пародия на любовь.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 6 похожих сочинений.


Карандышев и Паратов - два мужчины в жизни Ларисы, главной героини "Бесприданницы". Первый - предполагаемый муж, второй - возлюбленный. Лариса находится между этими людьми, как между двумя полюсами.

В пьесах А. Н. Островского фамилии часто выбраны не случайно, в них вложен определенный смысл. Так же и в "Бесприданнице". Например, слово "паратый" означает "сильного, хищного зверя", а "карандыш" - "коротышку, недоростка". Таким образом, уже фамилии героев говорят сами за себя. Действительно, Паратов часто напоминает хищника. А Карандышев и в самом деле маленький, неприметный человечек. Его обычно не замечают или же относятся как к ничтожному, лишенному чувств и мыслей существу.

Паратов, конечно же, играл в жизни Ларисы гораздо большую роль, чем Карандышев. Благодаря ему она познала любовь, боль, предательство, измену. Паратов - блестящий молодой человек. Ему свойственны хорошие манеры, слегка презрительное чувство юмора, аристократизм. Именно внешний лоск и привлекает Ларису. Она видит Паратова не таким, каков он на самом деле, а таким, каким создало его ее воображение.

Что же за человек Паратов на самом деле? Достаточно ясное представление о нем можно составить из обрывков разговоров, отдельных поступков, случайно брошенных фраз. Так, например, Лариса упоминает о том, как он однажды стрелял в монету, которую она держала в руке. Это доказательство его хладнокровия, но вместе с тем и душевного безразличия к Ларисе. Значит, он уже тогда обманывал ее, лицемерил. Мы во втором действии сами воочию можем видеть, как убедительно он разыгрывает роль обиженного героя-любовника, обвиняя Ларису в том, что она забыла его сразу после разлуки. И ни слова извинения или хотя бы объяснений, почему он уехал, ничего не сказав на прощание. Поэтому его обвинения в адрес Ларисы выглядят, по меньшей мере, издевкой. В общем-то, с кем бы Паратов ни общался, если он чувствует, что человек слабее его, он начинает всячески издеваться над ним. Так вышло и с Карандышевым.

Карандышев - человек жалкий. Но он, хотя и смутно чувствует, что ведет себя неправильно, все же старается "быть на высоте". В этих случаях он особенно жалок. Это так ясно видно на обеде у него дома. Он старается подчеркнуть свою "светскость", которой нет, может быть, в чем-то невольно подражая Паратову. И это не только показывает со смешной стороны Карандышева, но и снижает образ Паратова. Хотя Паратов в сцене обеда у Карандышева и без того раскрывает себя с неприятной стороны. Ему принадлежит идея напоить хозяина. Паратов и его компания воплощают эту идею в жизнь и всячески издеваются над Карандышевым, смеются над ним за спиной, в лицо же говорят любезные колкости. Предел унижения Карандышева - язвительное предложение Паратова выпить на брудершафт. Паратов, как и всегда, чувствует себя хозяином положения. Карандышев тоже пытается изобразить хозяина. Он угощает своих гостей, произнося принятые в свете банальные фразы. Пытается показать, что он имеет власть над Ларисой, запрещая ей петь. Разумеется, Лариса не слушает его: она гораздо более сильная личность. По мнению Ларисы, единственное достоинство Карандышева состоит в том, что он любит ее. Она не видит, что сама находится в точно таком же положении по отношению к Паратову, как Карандышев - по отношению к ней.

Любовь Карандышева - любовь ничтожного человека. Какой бы преданной она ни была, такая женщина, как Лариса, не может ответить на подобное чувство. И все же Карандышев совершает в своей жизни один решительный поступок - стреляет в Ларису. Неважно, что с ним станет после ее смерти, как он будет жить дальше. Важно только то, что он осмелился это сделать, хотя и не перестал от этого быть менее жалким.

А что же Паратов? Он предает Ларису. Прекрасно зная, что не может на ней Жениться, он всем своим поведением дает ей надежду именно на это. А затем, когда они возвращаются с Волги, цинично заявляет, что она ошиблась в его намерениях. В Паратове живы еще какие-то чувства, понятия о благородстве, но все это подавлено его расчетливостью, равнодушием к окружающим.