Как ткать на ткацком станке. Маленький самодельный ткацкий станок. Создание мини-ткацкого станка

Нашла на ЛиРу МК ткачества на рамке.

Давно.., но не очень..лет так 10 назад научили меня ткать на раме. Получалась имитация браного ткачества.
Будучи "информационным хомяком" долго пыталась найти на просторах интернета мк по такому виду ткачества (исконно русскому!
Но,увы, не нашла. Пришлось сделать (чтобы не забыть как делать:)..).
Нам нужна деревянная рама с гвоздиками и шерстяные нитки двух цветов: основной и отделочный.
Отделочных цветов может быть 1-3 , в зависимости от узора.
Толщина нитей должна быть одинаковой.
Рама для данного ткачества может быть как квадратной, так и прямоугольной.
Расстояние между гвоздиками лучше всего делать 7мм.Тогда можно ткать из тонкой пряжи.
В данном мк используется рама с шагом м/д гвоздиками 10мм (1см)

Итак, приступим:
Привязываем нить основы к крайнему гвоздику и начинаем сновать

насновка делается свободно,

С провисом

Если нажать на нити, то они должны прогнуться вниз на 3-4 см

Кончик нити завязываем на крайнем гвоздике.Нарезаем нити основного тона: 2х(длина стороны +20см(бахрома))

Мне нравится работать иглой,для зашивания мешков.Уплощенно-загнутый кончик очень удобен

Вставляем сложенную вдвое нить в иглу и начинаем делать полотняное переплетение

До верха

Разрезаем петлю на ушке иглы.

и назводим нити в противоположные стороны

вдеваем новую нить в иглу и прокладывает следующий ряд полотняного переплетения

и все повторяем: разрезать петлю,

развести нити

кончики с одной стороны завязываем узлом и одеваем петлю на крайний гвоздик

и начинаем полегоньку прибивать нити (вилка справляется в предварительной работой:))

после предварительной подбивки подтягиваем свободные концы с другой стороны

равязываем попарно узлами и обеваем на гвоздики: одна пара нитей - один гвоздик

повторяем подбивку

и так да начала рисунка

Рисунок по желанию. Он может быть парным,может быть по центру. Желательно, чтобы протяжки были не более 5 нитей

Теперь прокладываем нити по схеме рисунка.Но также: двойная нить-режем петлю-разводим

В процессе поняла, что декоративная нить тоньше основной.Пришлось удвоить нити рисунка

Не забываем подбивать нити через каждые 3-4 пары. Желательно контролировать параллельность линейкой

Приближаемся к завершению

Проложили последнюю пару. Можно оставить так,как дизайнерскую идею:

Но решила закончить правильно:) Отрезаем одну длину с запасом на бахрому

и протягиваем последнюю нить полотнянки

Тёплый и уютный домашний декор, беспрецедентная актуальность которого в последние десятилетия удачно используется дизайнерами для предложения новых изделий, может быть вполне сделан своими руками, причём не хуже, чем это делают знаменитые мастера. Такой декор делает обычное жилое пространство по-настоящему родным домом.

Одним из таких любимых предметов декора, безусловно, является коврик. Ещё недавно модная тенденция оформления интерьера ковровыми изделиями в восточном стиле видоизменилась. Она преобразовалась в нечто новое, минималистично-уютное, незамысловатое, но исключительно дополняющее любой интерьер. Тканые, валяные и вязаные коврики при всей своей простоте способны органично влиться в практически любой интерьерный дизайн, разбавить строгие минималистические линии современных органических интерьеров, внести бионическую составляющую в классический дизайн, сделать интересными и современными статичные «старые» стили, стать изящным дополнением в интерьерах стилей ар-деко, модерн, поп-арт и пр.

Актуальность напольного декора и ручное исполнение предполагает также его высокую стоимость. Но, оказывается, создать такое изделие, как домашний коврик, вполне доступно каждому. Что отличает технику изготовления ковровых изделий от других художественных техник? Это преимущественно недорогие ручные методы изготовления, поэтому выполнить красивые коврики могут не только дизайнеры с именем.

История славянского коврика

Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.

Широко известной техникой является плетение персидских ковров. Распространение ковровой техники на основе шерсти связано в большей мере с развитием скотоводства и доступности шерсти как материала для изготовления. Ковры были одновременно украшением и утеплителем жилья кочевников, кроме того, они были идеальными для перевозки, так как занимали мало места. Изготовление ковриков малого размера первоначально было связано с религиозными восточными ритуалами, в музеях представлены уникальные образцы ручного плетения. Персидские ковры ручной работы до сих пор предполагают практически филигранную технику плетения, которая не может быть воспроизведена при помощи машин, и имеют баснословную стоимость.

Ткацкий станок 19 века и мастерица Евсеева Лидия Ивановна, село Крошнозеро, Карелия

У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.

Домотканый половик в русской избе

Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала — конопляные, льняные, хлопчатобумажные. Обычно метод ткачества половиков предполагал двухнитовую технику, но встречались также коврики, тканые на трёх- и четырёх нитях. Для ткачества половиков использовались специальные берды с более крупными зубьями, они применялись для сбивания нитей в единое полотно.

Как правило, не существовало какого-то специального эклектического смысла в рисунках и орнаментах дорожек, как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект достигался за счёт разного цвета нитей, больше всего встречаются «иррегулярные» дорожки без какого либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, дорожки напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер . В качестве украшения половиков использовались различные техники, например, применялись «бантики» и «бабочки», которые делались из контрастных вставок с поднятым ворсом. Для сложных узоров использовались известные текстильные техники: оборачивания, закладного ткачества, ручных переборов. В качестве декора или границы рапорта делались «косички» — белая и красная или чёрная нити скручивались вместе и использовались для прокладывания полосы узора.

Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики. Для плетения таких ковриков использовалась более сложная техника плетения косичкой на основе, немного позже для упрощения использовались сплетённые косички, которые сшивались между собой, также широко использовалась техника вязания половиков крючком. В качестве основного узора при вязании крючком применяется обычный столбик без накида.

Входные коврики

Вход в жилище имеет определённый смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Кроме того, входные коврики должны быть функциональными, крепкими, их изготавливают из плотных грубых материалов, часто на прорезиненной основе. Входные коврики обычно делают из тёмных материалов, чтобы они меньше пачкались. Идеальным решением для входа будут яркие разноцветные деревенские коврики, на которых не видна грязь.

Популярным решением для входа будут различные соломенные коврики, которые можно сплести самостоятельно — используются как техники плетения косичкой, так и тканая техника. Единственным недостатком таких ковриков является тот факт, что со временем солома начинается сыпаться, однако качественный срок службы таких ковриков составляет несколько лет.

В качестве материала для изготовления входных ковриков рекомендуется использовать жёсткие толстые верёвки, декоративность коврику придают разные цвета. Крепление верёвочной нити в таких ковриках может делаться по-разному. Выполненная из верёвки декоративная часть коврика крепится с помощью силикона или клея, а потом приклеивается на прорезиненную основу. Такой коврик вполне может быть использован на улице.

Коридорные половички

Внешний вид, фактура, размер коридорных половичков зависит от вида помещения. Среди них наиболее актуальны домотканые дорожки, особенно для длинных узких коридоров. В маленьких квартирах могут использоваться коврики различных размеров и цветов, материал для изготовления выбирается из расчёта необходимой функциональности половика, срока службы, количества постоянно проживающих в квартире. Чем меньше требований к износостойкости, тем больше возможностей для творчества.

Плетение половика из верёвки по методу вязания крючком, такой коврик может быть использован в коридоре, гостиной, спальне

Безусловно, традиционная славянская техника изготовления половиков позволяет сделать из напольных дорожек нечто большее, чем просто покрытие. В настоящий момент разноцветные дорожки являются полноценным декором, который вносит жизнеутверждающую нотку в любой интерьер. Элемент декоративной органики, придание вещам возможности второй жизни, удивительно позитивные цветовые образы делают применение такого традиционного декора популярным. Немаловажно, что такие тряпичные половики хорошо стираются, не изнашиваются, не накапливают пыль, чем не могут похвастаться другие напольные покрытия, представленные в магазинах в широком ассортименте. В большинстве случаев такие коврики натуральные, хотя могут использоваться и синтетические ткани. Коврики могут быть как летние, так и зимние шерстяные. Сменные коврики очень удобно хранить в свёрнутом виде в шкафу.

Половик, связанный крючком из тонких хлопчатобумажных тряпичных лент

Современные тенденции изготовления ковриков

Ручные техники изготовления различного декора давно эксплуатируются дизайнерами, не исключением являются и коврики, которые предлагают огромное пространство для творчества и самовыражения. Используемые техники позволяют создавать практически любые узоры, экспериментировать с цветом, создавать новые оригинальные решения. И всегда цветные коврики будут связаны с позитивными эмоциями. Их любят дарить, украшать интерьеры и создавать самостоятельно.

Простой и доступной техникой плетения ковриков, безусловно, считается техника плетения «косичкой» и сшивания отдельных косичек между собой. Использование различных материалов позволяет проводить сногсшибательные эксперименты, как, например, изготовление ковриков из флисовых лент различных цветов. Такие коврики могут быть использованы в качестве покрывал, салфеток. Новые материалы для плетения, конечно, позволяют более тщательно подбирать цветовую гамму, она становится более гармоничной, изысканной. Мастера используют мягкие переходы между оттенками, экспериментируют с формой коврика, создают удивительные коллажи, которые вливаются практически в любой интерьер. В представленном внизу примере косички сплетаются, для сшивания коврика прокладывается строчка «зигзаг».

Объектом авторского дизайна становятся коврики для детских и спален. В настоящий момент изготавливаются мягкие коврики из помпонов, пушистые ворсовые коврики, коврики филейной техники. Такие коврики занимают достойное место у каминов, возле кроватей, в детских.

Коврики могут быть выполнены в технике гобеленов, пожалуй, это будут самые дорогостоящие коврики, но результат превзойдёт задуманное. Гобеленовая техника ткачества в последнее время становится всё более популярной, именно поэтому она используется мастерами для изготовления дорогих авторских ковриков. Заранее созданный эскиз, тщательный подбор ниток позволяет получить экстра-результат. Для удобства изготовления за основой крепится цветной эскиз в натуральную величину. Плетение ковров по технике гобелена — кропотливая и медленная работа, но результат стоит временных затрат.

Коврик, изготовленный в гобеленовой технике, и процесс изготовления гобелена

Как сделать коврики своими руками

Изготовить коврики самостоятельно можно несколькими способами. Самым простым методом будет плетение ковриков косичкой. Это нетрудоёмкий простой и эффективный способ получить красивый коврик с собственным дизайном, идеально подходящим под ваши предпочтения.

Формы ковриков из косички могут быть совершенно разными. Если вы решили изготовить коврик из старых вещей, то тряпичная нить должна быть соответствующим образом подготовлена.

Для красивого плетения косички важно делать чистые соединения тряпичных лент между собой. Это можно сделать, например, следующим образом:

Коврики косичкой могут быть также сплетены на основе, это позволяет исключить необходимость сшивать косички.

Схема плетения коврика на основе: 1 — левое плетение; 2 — правое плетение; 3 — плетение с просветом; 4 — копактное плетение; 5 — плетение с чередованием наклона; 6 — плетение с постоянным наклоном

Плетение коврика можно делать на достаточно простом оборудовании, причём длину коврика также можно регулировать, переставляя полотно. Радиальные коврики плетутся по той же технике с радиально закреплённой основой. В зависимости от толщины матерчатой нити можно регулировать размер раппорта, конечно, чем тоньше исходные ткани, тем будет тоньше нить. Как было показано выше, тонкие ткани укрепляют несколькими сложениями.

Видео: мастер-класс по плетению прямоугольного коврика на ткацком станке

Альтернативой плетения на станке может быть вязание крючком. Причём получаются очень красивые коврики из бельевых и блузочных тканей. Если вы делаете нить из маленьких кусочков ткани, то советуем резать её по кругу, чтобы избежать многочисленных соединений. Подготовка нити и само плетение — процессы кропотливые, как правило, плетение 1 м 2 коврика занимает около 5 часов.

На готовом изделии нужно хорошо закрепить нити основы. Во многих случаях края дорожки обшиваются лентой, которая может быть дополнительным декором. Наиболее часто нити основы закрепляются и оставляются в виде бахромы, украшающей края дорожки. Плетение на основе позволяет делать разнообразные рисунки. Фактура вашего коврика будет зависеть от толщины нити, чем тоньше нить, тем больше коврик будет похож на гобелен.

В заключение скажем несколько слов о создании ворсовых ковриков на основе. Такие коврики приятны к телу, а техника позволяет создавать сложнейшие рисунки. Для того чтобы сплести коврик, нужно заготовить крепкую основу с редкими нитями и подготовить нити одной длины. Как правило, такие коврики выполняются из пряжи. Крепление ворса проводится по схеме, которая показана на фото.

Также интересным решением является изготовление ковриков из помпонов, для этого необходимо сделать сначала помпоны по схеме, расположенной ниже, затем они крепятся на основу. Из заготовок разного цвета можно создавать различные рисунки, изготовление ковриков из помпонов является превосходным способом утилизации остатков пряжи.

Схема изготовления помпона

Крепление помпонов к основе

Различные варианты ковриков — входных, прикроватных, дорожек, половичков, позволяют нам сделать любое, даже самое скромное жильё, уютным и комфортным. Коврики могут быть изготовлены из различных материалов, предназначаться для разных сезонов. Они удобны для хранения, уборки, достаточно износостойки. Кроме того, старинные техники изготовления половичков позволяет избавиться от надоевших вещей и дать им новую жизнь в виде коврика, который долгие годы будет радовать глаз. Всё зависит от вашего желания, возможностей и фантазии. Любой коврик будет самобытным и по-настоящему авторским.

Выбор приспособления для ткачества зависит от ваших целей.

1. Вы хотите научиться ткать и думаете, с чего же начать?

Для первого знакомства с ткачеством удобна небольшая деревянная рамка, на которую легко натянуть нити основы (они идут вдоль любой ткани - подробнее про основу см. ).
Можно использовать и готовый подрамник, на который художники натягивают холст.
Но удобнее в работе специальная рамка. Подберем для нее четыре планки указанных на рисунке размеров. Ширину планок необязательно строго соблюдать, но внутренние размеры рамки для нашего изделия должны получиться 250х450 мм.
Планки соединяем сзади шурупами (восемь штук) так, чтобы верхняя и нижняя планки выступали вперед.

Наиболее удобна рамка с пропилами. Расстояние между пропилами и их глубина — 5 мм.

Небольшая рамка пригодится для первых экспериментов, салфеток, мини-гобеленов.
На рамке с гвоздями основа зафиксирована надежнее, но работать менее удобно:

В дальнейшем можно сделать раму большего размера (но не более метра) с передвижной верхней планкой. Благодаря ей меняются размеры рамы
в зависимости от величины изделия.
В книге И. Дворкиной “Гобелен за десять вечеров” даны разные варианты рамок: с гвоздями, пропилами и просто с закругленными валами. У каждой рамки есть свои достоинства и недостатки, описанные в книге.

2. Вы умеете ткать и хотите совершенствоваться?

В книге “Гобелен за десять вечеров” описано как построить самый простой небольшой вертикальный станок:

Показаны способы навивания основы на него и процесс работы.
На таком станке зев (пространство между нитями основы) для прокидки утка создается с помощью проборной планки и вручную.
Нити утка прибиваются колотушкой.
Поскольку основа здесь навивается по кругу, то максимальная длина изделия будет немногим меньше двойной высоты станка.
В зависимости от размеров станка, можно планировать и размеры тканых изделий - гобеленов, ковриков, накидок, подушек, сумок и других предметов одежды и быта.
Изделия можно посмотреть
Станок занимает мало места, а в разобранном виде и того меньше.
Его можно сделать любого размера. Но очень большой станок (см. ниже) лучше делать не с клиньями, а с более серьезными приспособлениями - натяжными винтами и т.п.
Толщину боковых стоек и валов, конечно, тоже придется увеличивать.
Поскольку основа здесь навивается по кругу, то высота станка должна быть немного больше половины задуманного изделия.

3. Вы уже готовы к созданию больших гобеленов или ковров?

Тогда вам понадобится большой вертикальной станок. Он может быть сделан так же, как и предыдущий, а может иметь и дополнительные удобства и приспособления. Чертежи их есть в книге.
Несколько валов станка дают возможность выбирать длину изделия.
Работают на нем так же, как и на предыдущем станке.
Существуют варианты сложных вертикальных станков с вращающимися валами и длиннометражной основой, с ремизными устройствами и бёрдом.

4. Вы хотите заняться созданием традиционных тканей?

Тогда вам нужен сложный горизонтальный ткацкий станок. Когда-то такие станки стояли чуть не в каждой деревенской избе. В России на них ткали и тонкие узорные ткани, и грубые, и ковры, и половики из полосок тканей.

Как ткут на горизонтальном станке - видео.
На таком станке не обязательно ткать длинную ткань, можно и штучные изделия: платки, полотенца, скатерти. Ткут на станках полотно, пестрядь (из остатков пряжи), ткани в клетку, с узорами в браной и закладной технике, кисею.
Горизонтальный станок занимает больше места, чем вертикальный. Его сборка так же занимает больше времени.
“Бесконечная” основа — главное достоинство такого станка, но ее сложнее подготовить. Заправка станка основой так же требует определенных навыков.
О заправке станке можно посмотреть
и на след. стр.
Горизонтальные станки бывают узкие и широкие. Ширина станка должна быть немного больше будущей ширины ткани.
На задний основный вал станка навивается многометровая основа и протягивается к переднему товарному валу. На него накручивается готовая ткань. Поэтому ткач не может видеть свою работу целиком (в отличие от вертикального станка).

На горизонтальном станке зев для прокидки утка создается механическим путем с помощью подножек. Они соединены с ремизным устройством, которое поднимает и опускает четные или нечетные нити основы.
Уток прибивается одновременно по всему ряду бёрдом. Благодаря бёрду нити основы располагаются на равном расстоянии друг от друга, прибиваются плотно и равномерно.
При ткачестве гобеленов эти удобства могут мешать.
Подробнее о горизонтальном станке

Для простого полотняного переплетения достаточно двухремизного станка. Для саржи (приемы ткачества рядна, елочки и другие) понадобится уже четырехремизный станок. (О ткацких переплетениях см.

На фото: эти полотна сотканы вручную на станке. Фотография взята из этой подборки снимков работ ручного ткачества .

В книге «Прекрасное своими руками» я нашла подробное описание процесса ручного ткачества и схему настольного ткацкого станка, который можно сделать самому.

В старину…

В некоторых старых деревенских домах и сейчас еще можно увидеть нарядные узорные полотенца, которыми крестьяне украшают стены, «красный угол», зеркала, портреты. Ткаными узорами отделывали женские передники, подолы и рукава рубах, сарафаны, юбки. Особенно нарядную одежду надевали деревенские женщины, когда шли на сенокос или на первый выгон скота. В эти дни зеленые луга словно расцветали ослепительно переливающимися красками узоров.

Узорчатыми полотенцами в старину на свадьбе невеста одаривала жениха, на таком же богатом полотенце подносили хлеб-соль почетным гостям. Нарядными были и скатерти, которыми покрывали стол в праздники.

Как правило, все эти вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение.

Как сделать ткацкий станок своими руками? Как ткать на станке?

Если вас интересует узорное ткачество, сделайте маленький настольный станок, изображенный на рисунке.

Один из валиков станка - навой - служит для навивки на него нитей основы. Другой - для навивки готовой ткани. Оба валика установлены в боковинах станка и снабжены храповиками с собачками.

Все нити основы между валиками должны быть продеты в отверстия-глазки ремизок. Глазки образуются из нитяных петель, вдетых друг в друга. Нити для петель - катушечные № 10 или корд - тонкий шнурок. После ремизок нити основы должны быть пробраны в гребень (он называется бердо), вставленный в раму, которую называют батаном. Бердо проще всего изготовить из отрезков стальной проволоки, укрепленных в батане на расстоянии 2 мм друг от друга. Батан крепится к боковинам свободно и потому может откидываться вперед и назад.

Ремизки скреплены между собой сверху и снизу тесьмой, перекинутой через ремизные валики - их устанавливают примерно посередине станка, - один вверху, другой внизу.

В одну ремизку пробирают четные нити основы, в другую-нечетные. При тканье одна ремизка поднимается, другая опускается. При этом половина нитей основы тоже поднимается, другая половина опускается. Между поднятыми и опущенными нитями образуется зев. Батан при этом откинут к ремизкам. Через зев прокидывается челнок с уточной нитью. Затем эта нить прибивается батаном к краю ткани. Перед прокидкой следующей уточной нити положение ремизок меняется, а батан снова откидывается к ремизкам. Так постепенно, нить за нитью, нарабатывается ткань.

Когда наработанная ткань станет мешать движению батана, отпустите обе собачки, удерживающие храповики, намотайте готовую ткань на передний валик, оставив лишь небольшую ее часть, закрепите сначала задний храповик собачкой, натяните основу и потом закрепите передний храповик. Теперь можно продолжить работу.

Кроме валиков для нитей основы и для готовой ткани, а также валиков, поддерживающих ремизки, станок имеет два вспомогательных валика. Через первый проходит основа, сходя с валика-навоя, а через второй - готовая ткань, прежде чем попасть на валик, предназначенный для нее.

Челнок - это узкая линейка чуть покороче ширины станка, с концами, вырезанными ласточкиным хвостом. Нить утка наматывается во всю длину челнока во много оборотов до отказа. Челноков нужно иметь несколько, по числу применяемых цветов утка.

Успех вашей работы будет во многом зависеть от правильной подготовки к ней. Прежде всего нужно насновать основу - для нее подойдет катушечная нить №30, 20 или 10. Можно взять и нитки кроше. Сделайте из дерева сновальную раму-она показана на рисунке.

Нить завяжите узлом на первом колышке рамы, обведите ею соседний колышек, потом ведите к другой стороне доски, обведите там вокруг колышка - и снова в обратную сторону. Так дойдите до последних двух колышков, стоящих рядом, сделайте вокруг них восьмерку, ведите нить обратно до первых двух колышков и в конце тоже сделайте восьмерку. Так вы насновали две нити основы. Продолжайте в том же порядке, пока не наснуете нужное число нитей. После этого закрепите последнюю нить там же, где была закреплена первая. Кончив сновку, вденьте в восьмерки толстый шнур и завяжите с обеих сторон узлом. Теперь можно снять - очень осторожно- основу с колышков и, чтобы не спутались нити, сразу же сделать из нее косу (так, как вяжут крючком петли «веревочки», но только руками). В таком виде основу можно хранить долго.

Навивать основу на валик-навой лучше всего вдвоем, а при недостаточном опыте даже втроем. Один держит косу, постепенно отпускает ее, равномерно натягивая основу, второй вращает валик, наматывая на него основу, третий держит редкий гребень-полубердо шириной с навой.

Еще до начала навивки нити следует разобрать по порядку. Для этого замените шнуры, проложенные в восьмерки, двумя тонкими отполированными лучинками. Основа должна быть туго натянута, тогда нити легко разберутся. Разделите их на пучки, каждый из них продет те через зуб полуберда, распределяя основу равномерно по ширине. Потом петельки каждого пучка наденьте на тонкий металлический пруток, который закрепите на навое двумя очень маленькими гвоздиками,- пруток должен поддерживаться ими с одной стороны. Только после этого можно начинать навивку. Навивать нужно очень медленно, следя, чтобы нити ложились на навой строго перпендикулярно ему, ровно, без бугров.

После этого уже пробирайте нити вначале в ремизки, потом в бердо. Делается это крючком наподобие вязального, но крупнее его, с остро направленной бородкой. Проборку ведут чаще всего слева направо. Первую по счету слева нить пробирают в левый глазок первой от ткача ремизки. Остальные петельки с глазками в это время отодвиньте вправо, чтобы не мешали. Вторую нить пробирают во вторую от ткача ремизку, тоже в левый глазок. Потом пробирают третью нить - в следующий глазок первой ремизки. И так далее. Нити должны быть достаточно длинными, чтобы они не выдергивались из глазков.

Затем тем же крючком и в таком же порядке проводят проборку в бердо, но только здесь нужно пробирать по две нити сразу в один паз.

Когда проборка будет окончена, завяжите нити основы небольшими одинаковыми пучочками в узлы, потом проденьте в них тонкий металлический пруток, который закрепите на переднем валике двумя гвоздиками так же, как пруток на навое. При этом обязательно нужно добиться одинакового натяжения нитей.

Как рассчитать количество нитей основы, петель на ремизках и пазов в берде? Допустим, ширина ткани - 32 см, а плотность основы - 10 нитей на сантиметр. Тогда количество нитей будет 32Х 10=320. Количество петель на каждой ремизке будет наполовину меньше, то есть 160. Количество пазов в берде при проборке по две нити в паз будет вдвое меньше, чем нитей, то есть 160.

Как ткать узоры?

Простейший узор , доступный любому начинающему, - это тканье в полоску или клетку («пестроткань» или «пестрядь»). При узоре горизонтальными полосками чередуют прокидки утка разных цветов в определенном порядке. Например: 10 желтых, 4 белых, 2 черных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 красных, 2 белых, 2 черных, 4 белых и 10 желтых. Такой узор может служить каймой небольшого изделия, а сами изделие будет белым. Можно придумать множество вариантов рисунка в горизонтальную полоску.

Если хотите получить рисунок в клетку, и основу и уток наберите из разных цветов. Рисунок делается также по счету нитей. Например, расчет основы: 10 нитей синих, 4 белых, 10 синих, 10 красных, 4 белых, 4 красных. Далее порядок нитей повторяется. Количество нитей в повторяющейся части рисунка называется раппортом , здесь он равен 42 нитям. В утке следует брать те же цвета нитей в том же чередовании, тогда получится правильная клетка. Хотя можно сделать и такой узор, в котором цвета по основе и утку будут разные и ритм их будет другой.

Некоторые узоры делаются браным способом .

Установите ремизки на одном уровне, чтобы четные и нечетные нити основы шли параллельно. Бердо откиньте к ремизкам. Линейку с плавно заостренным концом (она показана на рисунке) пробирайте между нитями основы так, чтобы часть нитей ложилась поверх линейки, часть оставалась внизу. Когда вы проберете все нити основы, поверните линейку на ребро — образуется небольшой зев, сквозь который проведите челнок с нитью утка. Теперь можно вынуть линейку и прибить батаном проложенную нить. Уток ляжет точно так, как вы пробрали линейку,- часть его окажется сверху ткани, часть снизу. После каждой узорной прокидки утка сделайте одну-две промежуточные прокидки с помощью ремизок, как при обычном тканье, которое мы описали выше. Нить узорного утка должна быть примерно втрое толще промежуточного. И, конечно, другого цвета.

Расчет нитей целиком зависит от задуманного вами узора.

Ручное ткачество на фото и видео

Кстати о ручном ткачестве. Чтобы посмотреть фотографии полотен, сотканных вручную, в зарубежном Интернете, я набирала в поиске картинок Гугла weaving handmade, то есть «ткачество хендмейд» по-английски.

Для просмотра видеороликов о ручном ткачестве на youtube наберите там в строке поиска handmade weaving.

Те, у кого нет станка, могут посмотреть следующий мастер-класс по ручному ткачеству узкой полоски на карандаше при помощи двух прямоугольников бумаги. Длина видео: 12 минут. Язык: английский, но ход работы понятен по видеоряду.

Интересная статья? Расскажите друзьям.

Уважаемый читатель блога allforfamily! Если у Вас возникли вопросы, возражения, мысли, то пожалуйста оставьте свой комментарий. Мне, автору, важно знать Ваше мнение . Также прошу сообщить, если какая-то ссылка в статье не открывается.

Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.

Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.

В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.

В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.

Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.

Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.

Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».

Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.

Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавять валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.

Дизайнеры иодных домов тка же используют в колекциях полотно ручного ткачества.

Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.

Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.

Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.

Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.

Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий вы можете сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений.

При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.

Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.

Плед из квадратиков:

Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи:)

На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов. Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.

Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.

Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.

Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.

В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.

Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением. Существует огромное количество способов плетения, а некоторые рукодельницы даже изобретают собственные.

На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.

Как видите, ручное ткачество остается востребованным и в 21 веке.

Всем занимающимся этим видом творчества и всем желающим приобщиться к ткачеству желаю успехов и вдохновения!