История декольте. Декольте: История и нравы. Уход за телом

Васильев: Ложбинка греха, ворота в рай, дорога в ад - как только мужчины не называли в старину женское декольте, его история достаточна интересна и глубока, но первые настоящие декольте появились лишь в XV веке. Причиной такого позднего возникновения декольте явился, безусловно, корсет, который помог женщинам не только подчеркнуть талию, но укрепить и поднять грудь. Как только грудь оказалась в центре внимания, декольте стало оголяться все больше и больше. И наиболее глубокие, и очень, можно сказать, впечатляющие декольте существовали и в эпоху Барокко в XVII столетии. Ну и, конечно же, в XIX веке почти все бальные платья были всегда очень глубоко декольтированы.

Кроме этого, в XX веке, несмотря на то, что корсет был упразднен, декольте возвращалось в моду довольно часто, но особенно явственно это существовало в эпоху модерна в девятисотые годы, когда талии были осиные, а плечи действительно глубоко открывали, но и в эпоху когда декольте было соединено с обнаженной спиной.

Это были 920-930-е годы, когда женщины, лишившись корсета, решили показать мужчинам не только переднюю часть глубокого выреза, но и, конечно, спинную часть. В более близкую обозримую нам эпоху декольте возвращалось особенно явственно в двухтысячные годы и в 1980-е. На этих четырех моделях из моей личной коллекции мы увидим несколько примеров различных декольте. На первом синем платье 80-х годов американской работы с типичной для той поры индийской вышивкой бисером и пайетками мы видим декольте, которое часто называлось «принцесса». Декольте «капля» существовало особенно часто в 930-е годы и затем в 980-е его вновь восстановили. Подобного рода декольте встречались и в XVI веке, английская королева Елизавета назвала подобное декольте «елизаветинским компромиссом», как бы все закрыто, но вместе с тем кое-что и приоткрыто. И особенно популярно и очень действенно крайне глубокое голливудское декольте, которое мы видим здесь. Подобного рода модели существовали и в XIX веке, особенно часто в балетном костюме, ведь балетные пачки часто шьются именно на таком корсаже. А последнее платье для меня памятное и самое звездное, оно ранее принадлежало знаменитой топ-модели Наталье Водяновой, которая подарила его в мою коллекцию, его автор знаменитая баронесса фон Фюрстенберг.

Обратите внимание на сложные формы декольте при довольно объемных рукавах. Главный урок, который вы можете извлечь из истории декольте, что декольте, как правило, не приемлет мини. Запомните, если мы открываем грудь, то мы закрываем колени, а если мы показываем колени, то наверху должно быть закрыто. Два сразу создает эффект вульгарности. Декольте очень хорошо смотрится на вечерних, бальных платьях, и плохо смотрится на утренних и дневных. Все о декольте - консультации стилистов, модные тренды, помощь в подборе вашего образа, советы по гардеробу и многое другое - все это найдете на

Его называют «орудием соблазна», и вполне справедливо – вооружён, значит, опасен.

«Опасно» и само его название, которое происходит от французского «décolleté», то есть «с отсечённой шеей». Но можно не пугаться – речь пойдёт всего лишь о декольте, вырезе, украшающем порой женский костюм.

Впрочем, «почему всего лишь»? У него своя история и свои нравы. Кого-то оно возмущает, кого-то восхищает, кто-то предпочитает закрытую одежду, кто-то готов перешагнуть грань приличий… Словом, вырез, открывающий в той или иной мере грудь и плечи, призванный привлечь к ним внимание – материя столь же деликатная, сколь и области, которые он приоткрывает.

Круглые и квадратные, «лодочкой» и «сердечком», ассиметричные, открывающие одно плечо, скромные и смелые… Вам кажется, что декольте не для вас? Или же, наоборот, с удовольствием носите одежду, украшенную глубоким (или не очень) вырезом? В любом случае мы с вами не первые и не последние.



Не будем заглядывать совсем уж в давние эпохи, в мир древний и дальний, хотя многие, интересующиеся историей, непременно припомнят наряды на особых статуэтках древнего Крита – куда более вызывающие, чем полная нагота.

Длинная , закрытые плечи и спина, и… полностью обнажённая грудь.

Однако «богиня со змеями», как называют это изображение – всё-таки богиня, а не обычная женщина, так что можно не спешить делать вывод, что все критянки три тысячи лет назад щеголяли подобным образом.

Итак, век XV, когда законодателям мод было богатейшее герцогство Бургундское.

В моду при бургундском дворе входят с V-образным вырезом, довольно глубоким, но вполне пристойным, поскольку в нём виднелись нижнее платье и надетая под ним . И, тем не менее, прекрасные бургундки решились приоткрыть шею и грудь, нежность которых контрастировала с тяжёлыми бархатом, сукном, плотными шелками и мехом.

Не отставали от них и итальянки – правда, их вырезы поначалу были округлыми, и больше приоткрывали спину, нежели грудь. Однако затем и их соблазнила возможность показывать в глубоком заострённом вырезе на груди роскошные ткани нижних платьев.


А знаменитая фаворитка французского короля Карла VII, Аньес Сорель, считавшаяся первой красавицей, любила роскошь и глубокие вырезы не меньше чем мать её возлюбленного, Изабелла Баварская. Аньес послужила моделью для мадонны, написанной придворным живописцем – и точно так же, с одной открытой грудью она изображена на другом своём портрете, написанным уже после её смерти. До сих пор, когда речь заходит о смелых декольте, непременно вспоминают Аньес…


Француженки, англичанки, итальянки гордо выставляли в них напоказ нежную кожу, порой прикрываясь, полностью или частично, тончайшими вставками. Ну а у более скромных декольте мог быть прикрыто соответственно более плотной нижней рубашкой, и контраст между цветным платьем и белоснежной тканью тоже был по-своему очень эффектен.


Шею же мог охватывать воротник, так что декольте как бы было и не было одновременно.

А можно было надеть платье вообще без декольте.

Что ж, не всем же было равняться на, к примеру, роскошных венецианских куртизанок, которым правила просто-напросто предписывали обнажать грудь полностью…


Впрочем, это норовили сделать не только куртизанки.

На «масках» (театрально-танцевальных представлениях) в Англии начала XVII века дамы танцевали в весьма смелых костюмах, не только более коротких, чем обычно, но и с более глубокими декольте.

А глубокие круглые декольте нарядных вышитых жакетов дополнялись кружевными воротниками, которые ещё больше подчёркивали выставленную почти целиком грудь.


Вот портрет Гериэтты-Марии, французской принцессы, ставшей королевой Англии и потерявшей супруга на эшафоте. Но до Английской революции ещё несколько лет, так что пока королева радуется жизни и носит роскошные платья.

Глубокое квадратное декольте, однако, не просто окаймляет широкий кружевной воротник; оно ещё и прикрыто тончайшей газовой косынкой, застёгнутой у самого горла, даже выше жемчужного ожерелья. Красота сокрытого… Хотя принимая участие в «масках», королева позволяла себе больше.

Были в это же время в моде и другие декольте – довольно широкие овальные вырезы, приоткрывающие не только грудь, но и часть плеч и спины. Наверное, можно сказать, что это одна из самых красивых форм выреза, женственная и изящная, открывающая не слишком много и не слишком мало – достаточно много для того, чтобы полюбоваться красотой линий, и достаточно мало, чтобы одновременно дать волю воображению и соблюсти приличия.


Эту красоту можно были прикрыть косынкой, а можно было сдвинуть её пониже, превращая в своеобразную рамку, которая ещё больше подчёркивала обнажённость. К такому приёму будут прибегать и позже.

К концу XVII века в моду вновь вошли прямоугольные вырезы «каре» – декольте приоткрывало только часть груди, оставляя плечи закрытыми. То глубокие, то небольшие и квадратные, то с прямыми углами, то закруглённые, эти декольте на протяжении почти всего XVIII века льстили дамам, особенно с пышным бюстом, создавая отделанное кружевами обрамление для лица и груди красавиц эпохи рококо. А плотно охватывавшие шею колье или оборки из бархата, атласа и кружев ещё больше подчёркивали роскошь выреза, квадратного или округлого.


Впрочем, те, кто из-за возраста, положения или скромности не желали привлекать к этой области внимание, прикрывали его кружевной или газовой косынкой, получившей название «фишю».

Правда, при желании эти косынки, как уже говорилось, могли не столько прикрывать декольте, сколько привлекать к нему внимание – что скрыто за складками ткани, порой совершенно прозрачными?


Роскошные, но тяжёлые платья этой поры сменят воздушные платья стиля «ампир» – завышенная талия, ниспадающая тонкая ткань, и выступающая из этого, как из пены, красота женского тела.

Декольте варьируется вокруг формы широкого «каре», порой собранного в центре так, чтобы образовать «сердечко», овала, приоткрывающего и плечи, и грудь.


Когда же талия вернётся на своё место, а юбки вновь станут пышными, декольте, полностью открывающее плечи, в сочетании с огромными широкими рукавами, будет зрительно делать талию не просто тонкой, а чрезвычайно тонкой.

Наталья Николаевна (да-да, разумеется, «та самая», Гончарова, затем Пушкина, затем Ланская) изображена в таком платье на знаменитом своём портрете кисти Брюллова – идеальная красавица той эпохи.

Хотя – почему только той? Овалом лица и очертаниями плеч, подчёркнутых глубоким декольте наряда, нельзя не залюбоваться и сейчас…

XIX век постепенно утверждает строгое правило – из всего многообразия дамских нарядов (а их было множество – платья утренние и дневные, для визитов, прогулок, балов, театров и т.д.) только бальные и вечерние должны были быть с большими вырезами.

Остальные же – скромные, желательно закрытые.

Зато уж если с декольте…

Что в 1850 году беспокоило Джен Карлайл, супругу шотландского писателя-эссеиста, которая отправлялась на бал? Что она будет «обнажена – и это в моём возрасте, после стольких лет в закрытых платьях»! Джен в то время было уже сорок девять, весьма зрелая дама и по нынешним меркам, но мода требовательна…

«Итак, я приобрела белое шёлковое платье – поначалу у него был небольшой вырез и длинные рукава – а в день бала его отправили на переделку, чтобы отрезать лишнее и сделать его уже просто нескромным. Когда я надела его, то чуть не расплакалась – но при свете свечей я выглядела пленительно, и, когда вступила в комнаты, которые были полны обнажённых дам, я почувствовала себя в такой безопасности, что почти сразу позабыла о своих руках и шее».

Так пишет взрослая женщина, всю жизнь носившая скромные наряды, и решившаяся на декольте только ради праздника.


Молодые девушки, которые только начинали выходить в свет тоже, должно быть, поначалу чувствовали себя неуютно.

Помните первый бал Наташи Ростовой?

«Её оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Её плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Так же смущается героиня романа о «Маленьких женщинах», которую собирают на бал: «У платья был такой глубокий вырез, что, глянув на себя в зеркало, Мег, которая не привыкла к столь открытым декольте, покраснела от смущения».

Конечно, не все были так стыдливы. У Николая Васильевича Гоголя в поэме «Мёртвые души» были «Дамы города N» на бал с удовольствием декольтировались по последней петербуржской моде.

«Все было у них придумано и предусмотрено с необыкновенною осмотрительностию; шея, плечи были открыты именно настолько, насколько нужно, и никак не дальше; каждая обнажила свои владения до тех пор, пока чувствовала по собственному убеждению, что они способны погубить человека; остальное все было припрятано с необыкновенным вкусом: или какой-нибудь легонький галстучек из ленты, или шарф легче пирожного, известного под именем «поцелуя», эфирно обнимал шею, или выпущены были из-за плеч, из-под платья, маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем «скромностей». Эти «скромности» скрывали напереди и сзади то, что уже не могло нанести гибели человеку, а между тем заставляли подозревать, что там-то именно и была самая погибель…»


Давно прошли времена, когда форма выреза диктовалась исключительно модой. Теперь можно выбрать именно тот, что вам к лицу.

Зачем вообще это делать? Можно ведь обходиться без декольте…

Но если учитывать особенности фигуры и формы лица, то можно и другое – даже исправить недостатки.

Широкие декольте, привлекая внимание к верхней части тела, помогут сбалансировать фигуру с узким «верхом» и широким «низом».

Полные плечи и бюст? Что ж, вспомните красавиц XVIII века и выберите квадратный вырез – все позабудут о недостатках и будут любоваться исключительно достоинствами.

Недостаточно длинную шею или чересчур широкие плечи исправит вырез в виде V или U (правда, удобные буквы для описания декольте?).

Одна и та же форма декольте, только более и менее глубокая, может и скрыть, и подчеркнуть, и…

Словом, выбор за вами. В конце концов, интересно попробовать всё!

Вам предстоит торжественное событие, и вы гордитесь своей фигурой? Выберите декольте, открывающее плечи, и вообразите себя красавицей пушкинской поры. Убранные в гладкую причёску волосы, длинные трепещущие серьги-подвески – в таком наряде можно почувствовать себя даже французской императрицей Евгенией, законодательницей мод своего времени, середины позапрошлого века.

И пусть века идут, пусть меняются каноны красоты, но кто и когда откажется полюбоваться прекрасным декольте?.. Ведь почти любое декольте прекрасно. Не сомневайтесь.

Правда, говорят, французский король Людовик XIII, прозванный «Стыдливым», однажды выплюнул вино прямо в декольте некоей дамы, возмутившись его «неприличностью»… но давайте не будем следовать его примеру!

Считается, что декольте знали и в Древнем Мире. На самом деле, тогда носили платье, которое начиналось значительно ниже груди и придерживалось лентой. Подобные “платья” - калазирисы - можно увидеть на древнеегипетских росписях и на изображении богини змей с острова Крит (XVII до н.э.).

Декольте - в современном его понимании - появилось позже, в Европе. Но тоже давным-давно: в XIV веке, в Бургундии, при дворе Изабеллы Баварской.

Только что вошли в моду остроконечные эннены с вуалями, шлейфы, длинноносые туфельки, которые священники именовали “дьяволовы когти для поимки недозволенных удовольствий”. Не ведали святые отцы, ругая невинные башмаки, что грядёт новшество поинтереснее, а именно - прямоугольный вырез на платье, тогда ещё деликатно открывающий область ниже шеи и часть спины, который назвали декольте, от слова decollete, что означает “отсекаю шею”.



Несмотря на жутковатое название, новое веяние понравилось дамам. Вырез всё увеличивался, пока, наконец, метресса Карла Смелого, Агнесса Сорель, не придумала носить одну грудь открытой, что впервые и продемонстрировала на своём публичном покаянии. В истории это осталось под названием “прекраснейшее сокрушение о своих грехах Агнессы Сорель”, а вскоре, как утверждают возмущённые хронисты, так нарядилось полкоролевства. Только плетями (простых смертных) и угрозой не допустить к исповеди (благородных) удавалось более-менее образумить бесстыдниц.

В эпоху Ренессанса корсеты шнуровались до груди, а всё, что выше торжественно выставлялось напоказ. В Риме пример подавала Лукреция Борджа, прозванная “Новой Мессалиной”, во Флоренции - Прекрасная Симонетта, возлюбленная герцога Лоренцо Великолепного и модель Сандро Боттичелли.

Напуганные распространением загадочной болезни, пришедшей, как считается, с Гаити, испанцы срочно открестились от всего плотского. Декольте запретили под страхом отлучения от церкви. Для пущей важности решено было и шею скрывать гофрированными воротниками - “мельничными жерновами”. Влияния “испанских мод” в той или иной мере не избежала ни одна страна в Европе. Но, Бог - высоко, Испания - далеко, - решили в Париже.

Ноу-хау от Екатерины Медичи заключалось в хитроумных “окошках” для груди. При этом платье вполне пристойно доходило до шеи.

А на времена похождений королевы Марго во Франции и правления королевы Елизаветы I в Англии выпали квадратные декольте, обрамлённые высокими кружевными воротниками.

Аристократическая сдержанность первой половины XVII века не затронула эротический вырез, о чём свидетельствуют портреты дам английского и французского дворов.

Луиза де Лавальер прикрывала декольте кружевом, Атенаис де Монтеспан носила платья столь открытые, что современники недоумевали, как они на ней держатся. Анжелика де Фонтанж первой додумалась украшать декольте мушками. Не от хорошей жизни - так она скрывала поражение кожи ядом, которым травила её ревнивая де Монтеспан. Предпочтения мадам де Ментенон, допускавшей только открытые плечи, заставили модниц закрывать грудь косынками.

Когда начался Галантный век, мода уже пребывала в состоянии эротического возбуждения. Одного содержимого декольте было уже недостаточно для утончённых вкусов того времени. И декольте, форма которого менялась в зависимости от сезона, искусно дополнялось - и наполнялось - кружевами, цветами, бантами, покрывалось перламутровой пудрой.

Все эти ухищрения показались смешными и старомодными в эпоху “античной” моды Директории и Ампира. Теперь декольте имело “классические” овальные или квадратные формы. Иконами стиля тех лет были Тереза де Тайенн и Жюли де Рекамье.

Буржуазные вкусы XIX века обусловили двойные стандарты. До вечера предусматривалось наглухо закрытое платье, вечером допускалось смелое декольте.

Как писал журнал Punch в 1854 г, “прилив скромности заканчивается после семи часов”. Но в Англии при королеве Виктории было всё же не разгуляться. Самые смелые декольте демонстрировались во Франции в эпоху Второй Империи, при красавице императрице Евгении.

В конце XIX века быть “просто голой” опять стало немодно, вульгарно и скучно. Тон теперь задавали актрисы (Рашель, Сара Бернар, Элеонора Дузе), дамы полусвета (Лиана де Пужи), профессиональные красавицы (Клео де Мерод, Лилли Лэнгтри) и искательницы приключений (Отеро, Мата Хари).

Вернулись шарфики, розетки, розовая пудра. А днём теперь можно было показывать всё через абсолютно прозрачные вставки скромных белых блузок. Громы и молнии на эту моду обрушивал даже Лев Толстой. “Невозможно спокойно разговаривать с женщиной” - жаловался он.

При наступлении Эдвардианской эпохи сдался последний бастион показной добродетели - Британия. И улицы городов, набережные модных курортов и самые отдалённые уголки империи к восторгу туземцев заполнили дамы в туалетах с откровенными декольте. Конец увлекательным экспериментам положила Первая Мировая война.

Легкомысленное очарование эпохи джаза всё перевернуло с ног на голову. Декольте ушло на спину. Причина проста: от корсетов отказались, а новоизобретённый бюстгальтер (в 1913 году его придумала танцовщица Мэри Фелпс, а в 1915 году началось их производство в США) сплющивал грудь, вместо того, чтобы приподнимать её. Это совпало и с успехом повести В. Маргерита “Ле гарсон” (”Мальчик”) и с модными экзерсисами Коко Шанель… и явился новый идеал - женщины-подростка. А декольте на спине опускалось все ниже и ниже…

Возвращение абсолютной женственности в моду 1930-х реабилитировало классическое декольте, но и от оголённых спин отказываться не хотелось. Выручали платья на бретельках, под которыми, само собой, ничего лишнего не было.

Разумеется, в первой половине 1940-х настроение было пуритански целомудренным. Однако в США светлые головы (а среди них - голова Говарда Хьюза - самого креативного миллионера всех времён) догадались изготовить бюстгальтер в его современном виде, что позже, с приходом стиля New Look от Диора, обусловило торжество декольте во время разумной умеренности и женственности 1950-х годов.

В шестидесятые опять возник идеал девочки-подростка, которой декольте нужно не больше, чем хвост. В моду входит платье-футляр. Фигуристые кинодивы раскрывают свой… талант в “костюмных” фильмах. Дамы из общества - на светских раутах.

Статус-кво сохраняется в кино и на приёмах в 1970-е годы, в “обычной” жизни все с упоением носят “заячьи уши”.

В следующие десять лет сексуальная агрессия выражается в ставших вдруг необъятными декольте. Апофеоз ликующей чувственной роскоши Версаче.

Распахнутые настежь "плечистые" пиджаки сдержанного Армани. Популяризации декольте способствуют и достижения в области пластической хирургии.

"Смотрите мне только в глаза!" - любимый лозунг последних 20 лет. Мы чтим традиции, а, значит, у нас есть будущее.

Живопись Maurice Quentin de la Tour / Портреты "галантного века"


Считается, что и в Древнем мире знали декольте. В действительности в то время носили , начинающиеся значительно ниже груди и придерживающиеся лентой. Декольте появилось в современном его понимании намного позже в Европе в XIV веке при дворе Изабеллы Баварской в Бургундии. Прямоугольный вырез на платье, в то время ещё деликатно оголяющий область пониже шеи и часть , и назвали декольте, что означает «отсекаю шею» от слова decollete.

Несмотря на такое жуткое название, это веяние пришлось по вкусу дамам. Вырез всё увеличивали до тех пор, пока француженка Агнесса Сорель - метресса бургундского правителя Карла Смелого не придумала одну грудь открытой, что и продемонстрировала впервые на собственном публичном покаянии.

Корсеты в эпоху Ренессанса шнуровались прямо до груди, а всё то, что находиться выше, торжественно выставляли напоказ всем. Законодательницами мод оказались итальянки: Лукреция Борджа в Риме, Прекрасная Симонетта - во Флоренции.

При европейских дворах позже стали одеваться «на испанский манер». Испанцы, испуганные распространением весьма загадочной болезни, пришедшей, как все думали, с Гаити, спешно отказались от всего плотского. Под страхом отлучения от церкви запретили Декольте. Даже шею скрывали «мельничными жерновами» - гофрированными воротниками. Однако, ноу-хау от Екатерины Медичи проявилось в хитроумных «окошках» для груди, но платье при этом пристойно доходило до шеи.

А на времена правления в Англии королевы Елизаветы I и похождений во Франции королевы Марго выпали квадратные декольте, которые обрамлёны высокими кружевными воротниками.

Когда Галантный век начался, пребывала в состоянии эротического возбуждения. Но содержимого декольте было недостаточно для всех утончённых вкусов той эпохи. И декольте, у которого форма менялась от сезона, дополнялось и наполнялось цветами, бантами, кружевами, покрывалось перламутровой пудрой.

Аристократическая сдержанность первой половины 17 века не затронула эротический вырез, о чём свидетельствуют портреты дам английского и дворов.

Буржуазные вкусы 19 века обуславливались двойные стандарты. До вечера предусмотрено наглухо закрытое платье, а вечером позволено смелое декольте.

В конце 19 века опять быть «просто голой» стало скучно, немодно и вульгарно. Теперь тон задавали (Рашель, Элеонора Дузе, Сара Бернар), профессиональные красавицы (Лилли Лэнгтри, Клео де Мерод), дамы полусвета и искательницы приключений (Мата Харри, Отеро).

Легкомысленное очарование джазом перевернуло все с ног на голову. Декольте опускалось на спине все ниже и ниже… В моду 1930-х возвратилась абсолютная женственность, что риабелитировало классическое декольте, но и не хотелось отказываться от оголённых спин. Спасли платья на бретельках. Произошло торжество декольте во время разумной умеренности и женственности 1950-х годов.

Декольте, что в буквальном переводе с французского означает "без воротника", - большой фигурный вырез в верхней части платья. Он никогда не страдал от недостатка внимания, уделяемого ему как модой, так и сильным полом.

История женского декольте в Европе

На протяжении многих веков западная культура видела в вырезе платья, открывающем шею и грудь, исключительную эротическую привлекательность. Естественно, такие наряды встречали гнев со стороны духовенства. В Средние века церковь обрушилась на так называемые "дьявольские окошки" - широкие лифы с огромным декольте, которые женщины надевали поверх сильно приталенного и подчеркивающего грудь платья. С этих пор женщины неустанно боролись за право открывать то, что считали нужным. Первый успех был достигнут в XIV веке, когда декольтированные платья стали носить при бургундском дворе. Пышный бюст - символ здоровых инстинктов и земных интересов - составлял гордость дам эпохи Ренессанса. Фигура подправлялась корсетом, который приподнимал грудь и максимально ее обнажал. Эпоха Ренессанса надолго утвердила моду на огромное чувственное женское декольте, завоевывавшее умы модниц и покорявшее сердца их поклонников. Именно в то время было принято посещать балы в платьях с таким вырезом, в котором виднелся край сосков, предварительно подкрашенных специальным составом алого цвета. Поцелуй мужчины в щедро открытое женское декольте вовсе не считался неприличным, а был, наоборот, весьма галантным жестом. В конце XV - начале XVI века в эпоху рококо женское декольте игриво игнорировало свое истинное предназначение - соблазнять. Глубокий и широкий вырез прикрывался обилием кружев, гофрированных лент, бантов и букетов, легкими шарфиками из полупрозрачной тонкой ткани и манишками или же, у среднего сословия, - белоснежной нагрудной косынкой. Однако в Испании женское декольте не приветствовалось, и этикет королевского двора вслед за католической церковью требовал прятать "грешную плоть". Именно в испанской моде XIV века впервые появился широкий белый воротник, плотно прилегавший к шее - так называемый "мельничный жернов".

В XVII веке вырез платья делался как можно глубже и шире, доходя до размеров, которые и сегодня могли бы считаться неприличными. Дамы из общества открывали плечи и грудь - женское декольте стало привилегией высшего сословия.

История женского декольте в России

В России только со времен Петра I дамы должны были являться на балы, в театр и на все торжественные собрания в платьях, открывавших грудь, плечи и спину. Такой вырез назывался на французский лад "декольте" и был полной противоположностью традициям русского костюма. Щеголихи XVIII столетия умели сочетать притворную стыдливость с более чем откровенным вырезом декольте. Носили кружевные или кисейные косыночки-фишю, скорее привлекавшие внимание к груди, нежели скрывавшие обнаженность, особенно если сквозь тонкую ткань просвечивала умело вырезанная и приклеенная мушка. А в начале XIX века, в эпоху Александра I, светские дамы обнажались очень сильно, уподобляясь античным статуям. С разделением костюма на дневной и вечерний в конце XIX столетия женское декольте окончательно утвердилось как непременный атрибут выходного, бального платья. В XX веке откровенная демонстрация тела стала устойчивой тенденцией. Наступило "время декольте" - максимальной его ширины и, главное, глубины. Область бедер - вот то место, куда стремится расшалившееся декольте, и зачастую нижняя точка выреза неожиданно оказывается прямо на линии талии. Обнажение началось в начале столетия, когда дамские юбки укоротились настолько, что открыли ноги. С тех пор понятие "приличной глубины" женского декольте, оправданной общественной моралью, постоянно девальвировалось.

Наконец, в 1960-е годы были опрокинуты все каноны на счет женского декольте. Англичанка Мэри Куант подарила миру мини-юбку, обнажившую ноги значительно выше колена, американец Руди Гернрайх создал "топлес" - купальник без верха, а француз Ив Сен-Лоран ввел в моду прозрачную одежду. В результате женщина получила возможность, не нарушая общепринятых норм приличий, быть при желании предельно обнаженной, оставаясь одетой.

Женское декольте в наши дни

В наши дни после снятия всех прежних табу в эпоху сексуальной революции казалось, что открывать уже нечего. Каких только декольте не было в прошлом: "ампир", "стрела в сердце", "замочная скважина"... Но модельеры нашли что придумать новенького. Оказалось, что словом "декольте" теперь можно назвать любой вырез, где бы он ни находился. В 1992 году Тьерри Мюглер создал шокирующее вечернее платье с глубоким вырезом на ягодицах.

Как и в прежние времена, искусство обнажаться идет об руку с искусством одеваться. По-прежнему "большой вечерний туалет" немыслим без игривых вырезов. На смену невинному кокетству пришла откровенная сексуальная провокация, но все же главной стрелкой на маятнике благонравия и в наши дни продолжает оставаться размер женского декольте, которое призвано воспитывать в нас чувство меры, а значит, истинной красоты.