Дети наше будущее кто сказал. Дети — будущее человечества. Цель воспитания – развитие ребенка

Среди повстанческих формирований на территории Афганистана поднялась ожесточённая волна сопротивления. За 3 дня было убито 17 военных миротворческих сил, трое из которых – 15 октября. По официальным данным, за период столкновения с повстанческими силами на востоке был убит один человек, еще один подорвался на юге Афганистана на минах, заложенных на дороге. Ни место атак, ни национальность убитых не уточняются. Сразу 8 человек потеряли миротворческие силы 14 октября, половина из которых подорвались на минах.

Именно этот год стал наиболее кровопролитным за весь 9-летний период Афганского конфликта. Оказывая давление на повстанцев, альянс с каждым разом умножал количество военных сил в самом Афганистане, но пока что увеличилось лишь число жертв. С 2001 года, от начала вторжения в Афганистан под руководством Соединенных Штатов общие потери войск НАТО составили 2020 человек.

На сегодняшний день большинство стран альянса выступает за наиболее быстрый вывод войск из Афганистана. Скотт Ольсон, работающий фотографом «Getty Images» побывал в индийской дивизии в полку морских пехотинцев армии Соединенных Штатов Америки, отвечающих за порядок на территории плотины Kajaki на реке Гельманд.

(Всего 31 фото)


1. Подготовка морских пехотинцев армии Соединенных Штатов к началу утреннего патрулирования в окрестностях передовой оперативной базы «Zeebrugge» 14 октября 2010 года, Kajaki, Афганистан.
2. Молитва перед началом патрулирования
3. Один из капралов осматривает патрулируемую территорию
4. Шлем одного из морских пехотинцев капрала Джонатана Эккерта украшен цитатой из песни группы «Misfits». Перевести можно так: «Мамочка, могу ли я сегодня вечером кого-нибудь убить?"
5. Пехотинцы производят проверку дороги, на наличие мин или других взрывных устройств, используя, металлоискатели.
6. Офицер морского флота проходит мимо поста афганской национальной полиции.
7. Во время патрулирования морским пехотинцам приходится пересекать реку Гельманд по мосту в районе поселения Humvee.
8. Индийская девочка, наблюдающая за американскими пехотинцами.
9. Разговор морских пехотинцев США с индийским мальчишкой.
10. Офицер морского флота демонстрирует местным жителям свой iPod.
11. Офицер национальной афганской полиции, раздающий детям конфеты.
12. Местные жители несут американцам тяжелораненого, при взрыве самодельного взрывного устройства, человека, в надежде на помощь.
13. Люди наблюдают за тем, как санитар морского флота США надает помощь пострадавшему человеку.
14. Во время предоставления помощи раненому, один из солдат стоит на посту.
15. Взлетающий медицинский вертолет поднял облако пыли.
16. Капрал Син Шэа бреет свою голову.
17. Во время перерыва солдаты купаются в водохранилище чуть выше плотины Kajaki с собакой по кличке Bee.
18. Отдых в перерыве.
19. Занятие боевых позиций морскими пехотинцами США на заброшенном посте.
20. Изучение расположения сил противника во время перестрелки.
21. Укрытие от пуль.
22. Офицер национальной полиции Афганистана обстреливает позиции талибов.
23. Сержант морского флота США стреляет из укрытия.
24. Рядовой 1-го класса обстреливает позиции противника.
25. Чтобы не потерять слух во время взрыва бомбы 500-фунтового калибра морские пехотинцы США закрыли свои уши.
26. Время затишья в стане противника американские пехотинцы используют для укрытия в безопасном месте.
27. Привал после перестрелки.
28. Патрулирование окрестностей передовой базы «Zeebrugge».
29. Разговор морских пехотинцев с местным жителем.
30. Местный земледелец, смотрящий на морских пехотинцев США.
31. Капитан Том Кернс по-свойски здоровается с местным мальчишкой.

"МОРСКАЯ ПЕХОТА СССР"... В боевых действиях в Афганистане 1979-1989 годов морская пехота как отдельное боевое подразделение не участвовало,хотя среди морпехов проводился добровольный набор для формирования пехотных частей. Так, например, в ноябре 1984 г. в Калининграде был сформирован 12 Мотострелковый полк, куда попало очень много морпехов из Балтийска и учебок Прибалтийского ВО, т.к. они подходили по всем показателям. Всех естественно переодели в пехотную форму, тельники отобрали, оставив короткие сапоги, т.к. прошло время выдачи обмундирования. По окончанию войны этот полк был расформирован. ИСТОРИЯ.... В январе 1918 года в директиве Народного комиссариата по военным делам указывалось: "Необходимо в каждый формируемый эшелон добровольцев (состав 1000 человек) в целях спайки их нарядить по взводу товарищей моряков" . В годы гражданской войны на сухопутных фронтах сражалось около 75 тыс. моряков. Наиболее крупным сухопутным формированием военных моряков была созданная в 1920 году. в Мариуполе для обороны побережья Азовского моря и боевых действий в десантах 1-я морская экспедиционная дивизия, являвшаяся по существу дивизией морской пехоты. Она состояла из четырех полков по два батальона в каждом, кавалерийского полка, артиллерийской бригады, инженерного батальона и насчитывала около 5 тысяч человек. Создание первого советского поколения морской пехоты ВМФ началось в конце 1930-х годов, накануне второй мировой войны. В приказе командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 17 июня 1939 года говорилось: «...В соответствии с указаниями Народного Комиссара ВМФ приступить к формированию по временным штатам мирного времени отдельной специальной! стрелковой бригады с дислокацией в Кронштадте…» 11 декабря 1939 года приказом Народного комиссара ВМФ предписывалось: «...Специальную стрелковую бригаду КБФ считать соединением береговой обороны с подчинением ее Военному совету КБФ». Это был первый шаг на пути к созданию морской пехоты как регулярных специальных войск в составе флота. Годом же создания Советской морской пехоты является 1940-й, когда приказом Народного комиссара ВМФ 25 апреля 1940 года предписывалось: «…К 15.05.1940 переформировать отдельную специальную стрелковую бригаду в 1-ю особую бригаду морской пехоты». К сожалению, в предвоенные годы опыт сухопутных морских отрядов не был в должной мере обобщен и использован. К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР была всего одна бригада морской пехоты, а потребность в ней возникла буквально с первых часов и дней войны. Наверстывать упущенное пришлось в тяжелейших условиях начального периода войны. После окончания Великой Отечественной войны большинство соединений и частей морской пехоты СССР были расформированы. Ни один батальон или бригада морской пехоты участвовавшие в Великой Отечественной войне не были сохранены. Новообразованные части имели исключительно "сухопутные" корни в стрелковых дивизиях. Причины этого неизвестны, тем более, что "спешенные" моряки проявили непререкаемую доблесть справедливо получив от немцев прозвище "чёрная смерть". Известно наличие только одного соединения – 1-й дивизии морской пехоты Балтфлота. Расквартирована она была на арендуемом у Финляндии полуострове Порккала-Удд. Была она сформирована на базе 55-й Мозырской Краснознамённой стрелковой дивизии в ноябре 1944 после передачи последней из Сухопутных Войск в состав ВМФ. В её составе находились: 1-й пмп (быв. 107-й Лунинецкий Краснознамённый сп), 2-й пмп (быв. 111-й Лунинецкий Краснознамённый сп), 3-й пмп (быв. 228-й Пинский сп), 1-й ап мп (быв. 84-й ап), 1-й тп мп (быв. 185-й Ленинградский орд. Кутузова отп). Соединение просуществовало до января 1956 года, когда она и её части были выведены из Финляндии и подверглись расформированию. Однако, попытки использования даже специально подготовленных частей Сухопутных Войск в морских десантных операциях не привели к положительным результатам. В связи с чем, в конце 1950-х стал вопрос о создании специализированных морских десантных формирований. И тогда, при покровительстве Главкома ВМФ адмирала флота С. Г. Горшкова, по директиве Министерства обороны № ОРГ/3/50340 от 7 июня 1963 года, на базе принимавшего в учениях флота 336-й гв. мсп из БВО, в июле того же года, был сформирован 336-й Белостокский ордена Суворова и Александра Невского гвардейский отдельный полк морской пехоты (опмп). Место дислокации полка – г. Балтийск (Калининградская обл.). Первый командир – гв. полковник Шапранов П.Т. В декабре 1963 год - создан 390-й опмп на ТОФ (база в Славянске, 6 км от Владивостока). В июле 1966 – на базе 61-го мотострелкового полка 131-й мотострелковой дивизии ЛВО был сформирован 61-й отдельный Краснознамённый Киркенесский полк морской пехоты на Северном Флоте. Тогда же, после совместных учений, только что созданного, балтийского опмп вместе в румынской и болгарской армиями на территории Болгарии, в ноябре 1966, один из батальонов полка остался на ЧФ как 309-й обмп и в следующем году послужил основой для формирования 810-го опмп Черноморского Флота (сформирован в ноябре 1967 года). В 1967-68 годах, на Тихоокеанском Флоте, на базе имевшегося 390-го опмп была развернута 55-я дивизия морской пехоты. Для сохранения исторической преемственности к ней перешли регалии бывшей дивизии МП БФ расформированной в 1956 г., но с другой нумерацией полков. Позже был дополнительно сформирован отдельный батальон морской пехоты в составе Каспийской флотилии. Таким образом, к началу 1970-х годов, в составе советской морской пехоты имелась одна дивизия, три отд. полка и один отд. батальон. Наименование Дислокация и состав 55 дмп ТОФ. Снеговая (на восточной окраине г. Владивосток). Состав: 85, 106 и 165 пмп, 26 тп, 84 ап, 417 зрп и др. 61 опмп СОФ. г. Печенга (Мурманская обл.) 336 гв. опмп БФ. пос. Мечниково (р-н г. Балтийск, Калининградская обл.) 810 опмп ЧФ. в бухте Казачья (р-н Севастополя) ? обмп КФл. г. Астрахань. ? омиб СФ, г. Североморск 127 омиб БФ, г. Приморск (Калинградская обл.) 160 омиб ЧФ, г. Севастополь? омиб ТОФ Холодная война была таковой лишь на бумаге, на самом деле напряженность ее сражений была немногим меньше, чем войны «горячей». Морская пехота принимала активное участие в дальних походах и часто привлекалась к выполнению конкретных задач. Пришлось нашим морпехам побывать во многих уголках земного шара: Египет, Сирия, Эфиопия, Мальта, Греция, Ангола, Вьетнам, Индия, Ирак, Иран, Йемен, Мадагаскар, Сомали, Пакистан, Бенин, Гвинея, Гвинея-Бисау, Сан-Томе – все и не перечислишь. Советским «черным беретам» пришлось усмирять и сепаратистов, и террористов. Как это было в Эфиопии, где рота морской пехоты, усиленная танковым взводом, высадилась в порту Массау и вошла в боевое соприкосновение с хозяйничавшими в городе сепаратистами. На Сейшельских островах в ноябре 1981 года десант морских пехотинцев под командованием капитана В.Облоги предотвратил попытку государственного переворота. Наша морская пехота внесла свой вклад и в обеспечение независимости Египта, хотя об этом мало кто уже помнит. А ведь в Порт-Саиде батальон морской пехоты на протяжении нескольких дней утром занимал позиции во втором эшелоне обороны египетской армии, прикрывая ее тыл, а к вечеру возвращался обратно на корабли. Однако в боевых действиях нашим морпехам участвовать не пришлось. Как вспоминал бывший начальник береговых войск ВМФ генерал-лейтенант Павел Шилов, «с появлением первых советских десантных кораблей у Порт-Саида израильтяне перестали предпринимать какие-либо активные действия в ближайшей приграничной зоне, хотя до этого город и позиции арабских войск вокруг него неоднократно подвергались налетам вражеской авиации и артобстрелам». Фактически с 1967 года боевая служба для советской морской пехоты в Мировом океане стала регулярной. Подразделения МП ВМФ несли ее преимущественно на борту средних десантных кораблей проекта 771 – усиленный взвод морской пехоты с вооружением и боевой техникой, а также больших десантных кораблей проекта 775 – в составе усиленной роты морской пехоты (вместимость таких кораблей – до 12 единиц бронетехники), или проекта 1171 и 1174 – в составе усиленного батальона морской пехоты (вместимость кораблей соответственно – до 40 и до 80 единиц различной бронетехники, в том числе основных боевых танков). Порою такие боевые службы длились по полгода и более, а в марте 1979 года, например, 1-й батальон морской пехоты 61-го полка морской пехоты Краснознаменного Северного флота (командир десанта майор А. Носков) был направлен на боевую службу рекордной длительности – 11 месяцев. Что превосходит большинство автономных плаваний атомных подводных лодок. Принципиально новый этап в истории советской морской пехоты наступил в ноябре 1979 года, когда на основании директивы Главного штаба ВМФ № 730/1/00741 от 3 сентября 1979 отдельные полки были переформированы в отдельные бригады. Следует отметить, что перевод полка в бригаду, это не просто переименование, как может показаться со стороны, а, в данном случае, смена статуса воинского формирования с тактической части на тактическое соединение, иными словами получает статус приравниваемый к дивизии. При этом, входящие в состав бригады батальоны становятся тактическими частями и именуются "отдельными". В начале 1980-х, в дополнение к существующим формированиям, на СФ была дополнительно сформирована 175-я отд. бригада морской пехоты. В данный период морские пехотинцы принимали самое активное участие в различных учениях. Например, летом 1981 года батальонная тактическая группа МП ВМФ СССР под командованием подполковника В. Абашкина на совместных советско-сирийских учениях успешно провела высадку десанта на плав в незнакомой местности – в районе города и пункта базирования ВМС Сирии Латакия. А затем наши морпехи продвинулись в глубь территории, в пустыню и подавили сопротивление условного противника. В 1982 году на Тихоокеанском флоте было проведено учение «Луч», в рамках которого в условиях, максимально приближенных к боевым, с кораблей на укрепленное противником побережье проводилась высадка крупного морского десанта. Уникальность учения заключалась в том, что происходило оно в ночных условиях без использования любых осветительных приборов. Управление осуществлялось только с помощью инфракрасной аппаратуры. И это более тридцати лет назад! По воспоминаниям контр-адмирала Кирилла Тулина, проходившего в те годы службу в дивизии морских десантных сил КТОФ, посадка десанта на корабли происходила также ночью. Корабли шли на посадку с выключенными огнями, используя только ИК-оборудование. Экипажам использовать средства связи категорически запрещалось, так же как и совершавшим марш. Командиры могли использовать лишь защищенные огни. Силы высадки и приданные корабли огневой поддержки насчитывали более полусотни единиц различных классов и типов (проектов). Они были разбиты на два десантных отряда и отряд обеспечения. Переход к месту высадки в бухте Владимирская Уссурийского залива был совершен за трое суток. В назначенное время, ночью отряды подошли к месту высадки. Из всех огней – только висящие в воздухе «светящиеся» авиабомбы, с помощью которых приданные самолеты морской авиации подсвечивали «обрабатываемые» цели. Не успела осесть земля от разрывов последних бомб, как вперед выдвинулись корабли огневой поддержки. И земля вновь встала на дыбы. Затем десантные корабли быстро прошли сквозь строй кораблей поддержки, и началась собственно высадка десанта. На плацдарм пошли десантно-штурмовые подразделения морпехов на десантных катерах на воздушной подушке проекта 1206 (типа «Кальмар»), которые были выпущены с крупнотоннажных БДК «Иван Рогов» и «Александр Николаев». Причем для лучшей ориентации десантникам были приданы торпедные катера на подводных крыльях. Сотни бойцов стремительно покидали десантные катера и корабли, по очереди захватывая линии обороны условного противника. И все это в полной темноте! Насколько известно автору, подобного мероприятия не проводилось ни в одной стране мира. Даже в Соединенных Штатах, у которых численность корпуса морской пехоты в десятки раз превышает российскую. Но через год, в июне 1983 года, уже на Черном море было проведено еще более масштабное учение. Впервые бригада морской пехоты в полном составе высадилась ночью на плав с одновременной выброской парашютного десанта. По воспоминаниям участников того учения, с моря и с небес на плацдарм пошли около двух тысяч морских пехотинцев (в том числе и призванные из запаса резервисты), имевших в своем распоряжении до четырехсот единиц различной техники. В 1985 году батальон морской пехоты из состава Балтийского флота был посажен на десантные корабли, которые совершили переход из Балтийска к полуострову Рыбачий на Севере. Там они с ходу высадились на плав на незнакомый полигон, выполнили поставленную задачу, а затем совершили обратную посадку на находившиеся в удалении от берега десантные корабли и морем вернулись к месту постоянной дислокации. В 1989 г., в период подготовки к договору об ограничении вооружённых сил в Европе (далее - ДОВСЕ), в Береговые войска передаются четыре мотострелковых дивизии. 29 ноября 1989 года, в период подготовки к договору об ограничении вооружённых сил в Европе (далее - ДОВСЕ), вместо 2 родов сил флота (МП и БРАВ) создан единый род сил - Береговые Войска (БВ) при это в состав БВ, 1 декабря 1989 г., были переданы четыре мотострелковых дивизии (при переводе получили наименований дивизий береговой обороны), одна артбригада и два артполка, а также отд. пулемётно-артиллерийский батальон. Организационно МП входила в состав Береговых войск – рода сил (войск) ВМФ, включавших помимо МП также и формирования собственно войск береговой обороны - части береговой артиллерии и береговых установок ПКР, подразделения охраны и обороны ВМБ (объектов), противодиверсионные подразделения (в т.ч. и ПДСС) и др. В 1989 г., к этим силам были добавлены войска способные вести общевойсковой бой с захватившим плацдарм десантом противника и сбросить его в море. Помимо указанных мотострелковых дивизий в БВ были переданы и некоторые артиллерийские части. Возникает закономерный вопрос, почему же они были переданы только в 1989 г., а не ранее? Дело в том, что указанные силы и до этого имели аналогичное предназначение, но возлагалась подобная задача (уничтожение высадившегося десанта) не на флот, а на СВ. В 1989 году шла подготовка к подписанию договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ). Поскольку силы флота не подпадали под сокращение - в подчинение ВМФ были переданы четыре мотострелковых дивизии (они стали называться дивизиями береговой обороны), одна артбригада, два артполка, а также отдельный пулемётно-артиллерийский батальон. Флот и раньше располагал частями береговой обороны. Они назывались Береговыми ракетно-артиллерийскими войсками (БРАВ), так же, как морская пехота, являлись отдельным родом сил флота, имевшим свои задачи. Это артиллерийские части и дивизионы береговых ракетных комплексов, подразделения охраны и обороны военно-морских баз и объектов, противодиверсионные подразделения. После декабря 1989 года БРАВ формально объединили с морской пехотой, создав единые Береговые войска. К ним же добавились и бывшие сухопутные соединения и части. Они имели тяжёлое вооружение и могли вести общевойсковой бой на побережье, бороться с морскими десантами противника. Надо сказать, что борьба с десантами и так всегда возлагалась на Сухопутные войска, и, на первый взгляд, от передачи дивизий флоту мало что менялось. Но таким образом сохраняли оборонный потенциал от сокращения. И кроме того, бывшие сухопутные дивизии усиливали общий потенциал сил флота, в том числе и морскую пехоту - одну из самых подготовленных составных частей вооружённых сил. Мотострелковые дивизии и артиллерия, подчинённые флоту, могли участвовать в десантных операциях во втором эшелоне, закрепляясь на захваченных штурмовыми подразделениями плацдармах. Имея тяжёлое вооружение, они могли вести наступление и развивать успех морских операций. Все эти силы не меняли свой пункт постоянной дислокации и базировались в приморских районах.Такая реорганизация могла бы дать новый толчок развитию сил флота. Если бы этому не помешало непредвиденное обстоятельство… 14 июня 1991 года на конференции по ДОВСЕ в Вене, по инициативе Горбачева М.С., советская делегация решила принять на себя дополнительные нормы сокращения обычных вооружений. Последний президент СССР, перед самым разрушением страны, решил сделать НАТО подарок - включил вооружение Береговых войск (в т.ч. и морскую пехоту) в общий зачет сокращений. Тем самым была уничтожена вся выгода от передачи сухопутных соединений и частей флоту и пресечено развитие одного из самых успешных в нашей истории родов войск. Кроме ДБО, МП и прочего в состав береговых и сухопутных войск ВМФ входили: 1-й батальон охраны Главного штаба ВМФ (Москва), N-й батальон охраны и сопровождения грузов ВМФ (Москва), четыре отдельных батальона охраны штабов флотов (например 300-й – на ЧФ) и на каждом флоту - по отдельной роте охраны и сопровождения грузов. Общая численность советской МП на 1990 г., по штатам мирного времени, составляла: в европейской части – 7,6 тыс. ч., а с 5-тысячной дивизией ТОФа – ок. 12,6 тыс.ч. (по другим данным, общая численность советской морской пехоты в мирное время составляла ок. 15 000 чел.) В военное же время численность формирований МП существенно увеличивалась - примерно в три раза минимум и, кроме того, формировались дополнительные части (например, 8-й резервный полк морской пехоты на СФ). Общие сведения по составу и дислокации соединений и частей советской морской пехоты и береговой обороны на начало 1991 г. представлены в следующей таблице: Наименование Дислокация Примечания. Дополнения. Основное вооружение Морская пехота 55 дмп Мозырская Краснознамённая ТОФ. р-н г. Владивосток. Т-55А, БТР-60ПБ и БТР-80, 2С1 "Гвоздика", 2С3 "Акация", 2С9 "Нона-С", 2С23 "Нона-СВК", БМ-21 "Град", ЗРК "Оса-АКМ" и др. 61 обрмп Киркинесская Краснознамённая СФ. переведена в п. Спутник (сев. Мурманска) 40 Т-55А, 26 ПТ-76, 132 БТР-80, 5 БТР-60ПБ, 113 МТ-ЛБВ и МТ-ЛБ, 18 2С1 "Гвоздика", 24 2С9 "Нона-С", 18 9П138 "Град-1", ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 175 обрмп СФ. п. Серебрянское или Туманный (р-н Мурманска) 40 Т-55А, 26 ПТ-76, 73 БТР-80, 40 БТР-60ПБ, 91 МТ-ЛБВ и МТ-ЛБ, 18 2С1 "Гвоздика", 18 2С9 "Нона-С", 18 9П138 "Град-1", ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 336 гв. обрмп Белостокская орд. Суворова и Александра Невского БФ. г. Балтийск (Калининградская обл.) 40 Т-55А, 26 ПТ-76, 96 БТР-80, 64 БТР-60ПБ, 91 МТ-ЛБВ и МТ-ЛБ, 18 2С1 "Гвоздика", 24 2С9 "Нона-С", 18 9П138 "Град-1", ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 810 обрмп ЧФ. п. Казачье (р-н Севастополя) 169 БТР-80, 96 БТР-60ПБ, 15 МТ-ЛБ, 18 2С1 "Гвоздика", 24 2С9 "Нона-С", 18 9П138 "Град-1" и др. ? обмп КФл, г. Астрахань нет свед. Береговая оборона 77 гв. дбо Краснознамённая Московско-Черниговская орд. Ленина и Суворова СФ, р-н г. Архангельск и Кемь 271 Т-80Б, 787 МТ-ЛБ и МТ-ЛБВ, 62 2А65 "Мста-Б", 72 Д-30, 18 БМ-21, ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 3 гв. дбо Волновахская Краснознамённая орд. Суворова БФ, р-н г. Клайпеда и Тельшай 271 Т-72А, 320 БМП-1/-2 и БРМ-1К, 153 БТР-70/-60ПБ, 66 2А65 "Мста-Б", 72 Д-30, 18 БМ-21, ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 40 дбо ТОФ, пос. Шкотово (р-н сев.-зап. Владивостока) нет свед. 126 дбо Горловская Краснознамённая орд. Суворова ЧФ, р-н Симферополя и Евпатории. 271 Т-64А/Б, 321 БМП-1/-2 и БРМ-1К, 163 БТР-70/-60ПБ, 70 2А65 "Мста-Б", 72 Д-30, 18 БМ-21, ЗСУ-23-4 "Шилка", "Стрела-10" и др. 301 оабр ЧФ, г. Симферополь 48 2А36 "Гиацинт-Б", 72 Д-30 8 гв. оап БФ, г. Выборг 48 2А65 "Мста-Б", 48 2А36 "Гиацинт-Б", 24 Д-20 710 оап БФ, г. Калиниград 48 2С5 "Гиацинт-С", 24 2А65 "Мста-Б", 48 Д-20 181 опулаб БФ, форт "Красная Горка" 12 БС-3 205 ооб ПДСС БФ нет свед. ? ооб ПДСС ТОФ нет свед. 102 ооб ПДСС ЧФ нет свед. 313 ооб ПДСС СФ нет свед. В отличии от всех других видов и родов войск раздел военного наследства Советского Союза между новообразованными гособразованиями морскую пехоту почти не затронул. Единственно, кто мог бы претендовать на формирования МП на своей территории была Украина. Но, как ни странно, весьма трепетно относящаяся ко всему что оставалось от ВС СССР, она не стала проявлять эти чувства к 810-й черноморской бригаде (получила только полагающиеся по Договору о разделе ЧФ 50% доли от состава её вооружения и техники). В Киеве почему-то решили сформировать собственную морскую пехоту с "чистого листа". Первый батальон появился в нач. 1993, а к концу 1994 года была развёрнута вся бригада/

Официально считается, что личный состав Военно-Морского Флота СССР вообще не принимал участия в боевых действиях на территории Афганистана. А между тем, вооруженные представители ВМФ там бывали. Правда, перед командировками их переодевали в сухопутное обмундирование с флотскими погонами. И у каждого отбирали подписку о многолетнем неразглашении военной тайны.

В то время участие военных моряков в афганской войне действительно было секретом, не подлежащим огласке. Те, кто обещал хранить тайну, сдержали свое слово. Только теперь, спустя более двух десятилетий, некоторые участники флотских командировок «за речку» позволили себе скромно упомянуть о своих поездках по горячим дорогам страны, которой, как тогда считалось, советские люди были серьезно интернационально должны. Вот, получается, и морякам в свое время пришлось стать воинами-интернационалистами, которых принято называть «афганцами». Так, кто же эти флотские люди?

Всего их было 108 человек - военнослужащих 5-й роты батальона сопровождения военных грузов Центрального флотского экипажа. В 1982 г. для них начались командировки в юго-восточном направлении. Были сформированы караулы, начальниками которых назначены сержанты Евгений Кренев, Сергей Рыбанов, Александр Чибанов, Юрий Бондаренко и Юрий Славин. Разумеется, выполнение задачи в целом контролировалось не младшими командирами. О степени ее серьезности говорит хотя бы то, что курировать организацию и исполнение был назначен представитель Главкомата ВМФ СССР контр-адмирал Михаил Деревлев.

Надо заметить, что сержанты и матросы флотского экипажа носят форму одежды ВМФ (морской пехоты), чем очень гордятся. А тут перед ними ставится секретная боевая задача, которую предписано выполнять в обмундировании, похожем на облачение военного строителя, где от всего флотского - только «фаза» на погонах. Было несколько обидно. Но приказ есть приказ, и парни, переодевшись из морского в сухопутное, отправлялись на выполнение боевой задачи по сопровождению и охране военных грузов. Охраняли эшелоны, реже - несколько вагонов, которые шли, как правило, до Ташкента.

Караул из восемнадцати человек сопровождал примерно 10 - 15 вагонов. Самый маленький караул состоял из четверых. С собой брали минимум вещей и провизии: по одеялу, положенному количеству сухого пайка, непременно - печку-буржуйку. На перегонах часовые находились, как принято у них говорить, «на ветру» - на открытых площадках вагонов. То есть, мягко говоря, не жарко в любое время года. При этом человек должен еще и, как предписано уставом, «нести службу бодро, ничем не отвлекаясь, не выпуская из рук оружия...»

Кстати, сопровождать большие партии оружия и боеприпасов было опасно всегда. И начало относительно мирных восьмидесятых годов не было исключением. Те, кто нес службу в составе железнодорожных (подвижных) караулов, не раз сталкивались с попытками преступных элементов подобраться к охраняемым вагонам. Такие попытки наблюдались на всей территории бывшего СССР. Пресекали их решительно, вплоть до применения оружия. На поражение.

Впрочем, по признанию участников тех событий, сопровождение грузов по железной дороге они расценивали как разминку. Самое трудное начиналось после того, как в Ташкенте ящики с пистолетами, автоматами, гранатометами, патронами, гранатами, снарядами и прочим серьезным грузом, требующим бдительной охраны, перегружались на автотранспорт.

Это были не простые грузовики. От обычных машин они отличались кардинально. Обычные автомобили, как правило, не начиняют взрывчаткой. Эти же минировали, и в случае возникновения опасности захвата груза их должны были уничтожить. А подобные случаи, к сожалению, возникали, и тогда машины с грузом оружия и боеприпасов подрывали те, кто их сопровождал.

Все без исключения дороги Афганистана были в то время опасными. Не зря сочинили солдатскую песню: «А шофер держит руль - гулко сердце стучит: впереди перевал, а на нем - басмачи...» Перевалом из песни, по мнению моряков-«афганцев», был Саланг. Его они считали самым сложным во всех отношениях отрезком пути. Именно там чаще всего случались нападения на автоколонны.

К сожалению, не все машины с охраняемым грузом дошли до пунктов назначения - непосредственно в расположение частей и соединений Ограниченного контингента советских войск в ДРА. Но ни разу перевозимые оружие и боеприпасы, за охрану и оборону которых отвечали военнослужащие 5-й роты батальона сопровождения военных грузов Центрального флотского экипажа ВМФ СССР, не достались мятежникам-моджахедам. Более десятка моряков-«афганцев» в тех «горячих» командировках получили ранения. Но погибших среди них не было. И это свидетельствует о высокой специальной выучке, профессионализме матросов, сержантов и офицеров.

С 1982 по 1985 г. они выполнили 341 боевую задачу по сопровождению военных грузов. Выезжали на срок от 12 до 45 суток. Весь личный состав, побывавший «за речкой», был награжден медалями «За отличие в воинской службе» I и II степеней. Особо отличившиеся получили боевые ордена и медали. Командир роты капитан Иван Морозов (ныне - генерал-лейтенант казачьих войск Московского казачества), неоднократно выезжавший со своими подчиненными в афганские командировки, стал тогда кавалером орденов Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Орденоносцами стали и его заместители, ныне полковники Владимир Свирков, Виктор Шикерин и капитан 1 ранга Али Зарипов.

Эти офицеры, а также их боевые помощники - командиры взводов старший мичман Николай Мазирко, старший прапорщик Владимир Вареник, старшина роты старшина Виталий Садовый по-настоящему были образцами честного и компетентного выполнения воинского долга. Традиционно высок был в подразделении и авторитет сержантов. Показателен в данном плане пример начальника караула сержанта Евгения Кренева. Будучи раненным, он продолжал грамотно управлять действиями подчиненных в критической боевой обстановке и не допустил захвата охраняемого груза противником. За это младший командир был награжден почетной боевой медалью - «За отвагу».

От взорванного русскими КамАЗа осталось мало чего ценного. Тем не менее, специально выделенная группа моджахедов тщательно обследовала окрестности горной дороги в поисках уцелевших остатков груза. В нескольких сотнях метров от сгоревшего автомобильного остова обнаружили какую-то «лохматую» дерюгу. Это было все, что осталось от солдатской шинели, выброшенной взрывом из пустой кабины. Афганцев заинтересовали чудом сохранившиеся черные погоны с желтой буквой «Ф». С этой находкой они и покинули место боестолкновения. А потом в наших разведывательных сводках прошла информация, из которой следовало, что противник предполагает наличие действующих против него (в частности - на транспортных коммуникациях) специальных подразделений неустановленной принадлежности. Говорят, пакистанские и американские специалисты так и не разгадали в то время тайну необычной шинели...