День железнодорожника в россии и беларуси. Об истории железной дороги в России. История и традиции праздника

День железнодорожника – одно из первых профессиональных торжеств, которое начали отмечать на рубеже веков XIX-XX в царской империи. С момента появления железнодорожных магистралей, тысячи служащих принимают слова благодарности в свой адрес в этот день. В жизни любого государства пути сообщения играют первостепенную роль - транспортные артерии связывают между собой все населенные пункты страны. Российские железнодорожные системы ежегодно перевозят миллионы пассажиров со всего земного шара.

По своему географическому расположению российские магистрали являются центральной ветвью евразийских железнодорожных сетей, которые связывают Европейские страны и Азию. Ежеквартально поезда осуществляют свыше 25% товарооборота всех транспортных перевозок планеты.

История

Строительство железных сетей в Российской империи стартовало во время царствования Николай I: были соединены транспортными путями Петербург и Москва. Можно было совершить на первых паровозах путешествие в Царское село. Знаковые для железнодорожников даты:

  1. Ко дню рождения царственной особы, Николая I, 06.07.1896 году было объявлено о празднование дня железнодорожника. В праздничный день служащие отдыхали, а зал Павловского вокзала радушно принимал железнодорожников для торжественных мероприятий.
  2. Середина лета 1935 года. После Революции 1917 года о празднике не вспоминали долгих 20 лет. В 1935 году, после перевыполнения плана, инициативная группа передовиков возродила торжества.
  3. Указом Совета Министров было решено отмечать день служащих железнодорожных путей сообщения в конце июля, однако, позже празднование было перенесено на выходные дни.

Традиции

Ещё со времен царской империи в праздничную дату чествовали работников железных дорог. Во время праздничных мероприятий выделяются заслуги и успехи в железнодорожной сфере. Событие всегда праздновалось с размахом: организовывались концерты, обед и благодарственные молебны с обязательным присутствием высшего руководства.

К этому дню приурочено вручение государственных знаков отличия. Накануне даты принято открывать станции, запускать новые поезда. Среди железнодорожников проводятся спортивные состязания. Выделяются грамотами и ценными подарками ветераны отрасли.

Железнодорожный праздник считается международным, его отмечают на территории всех бывших союзных республик.

Сегодня железные дороги работают эффективно, слаженно и стабильно, внося посильный вклад в развитие инфраструктуры государства.

День железнодорожных войск Российской Федерации – это профессиональный праздник военнослужащих, военнообязанных, рабочих и служащих (гражданский персонал) Железнодорожных войск РФ (ЖДВ ВС России). Данный профессиональный праздник отмечается в нашей стране ежегодно 6 августа. В 2017 году праздничная дата совпадает с Днем железнодорожника, который традиционно отмечается в России в первое воскресенье августа.

Впервые дата праздника была официально установлена указом президента России от 19 июля 1996 года «Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации». В настоящее время праздник отмечается как памятный день в соответствии с указом от 18 июля 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».


Железнодорожные войска – это специальные войска, предназначением которых является строительство, восстановление, эксплуатация и техническое прикрытие железных дорог, которые используются для воинских перевозок. Свою историю эти формирования берут еще с 6 августа 1851 года, когда российский император Николай I на завершающем этапе постройки Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления данной железной дороги. Отсюда и современная дата празднования – 6 августа. В соответствии с данным положением и были основаны первые специальные воинские формирования, предназначенные для эксплуатации и охраны железной дороги. Им было предписано охранять станции, мосты и транспортные узлы новой дороги. Вот уже на протяжении более 160 лет военные железнодорожники в нашей стране самоотверженно и беззаветно несут службу в интересах своего Отечества.

Уже в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов военные железнодорожники обеспечивали непрерывное снабжение соединений русской армии по специально построенному железнодорожному участку Бендеры-Галац. Очень важную роль сыграли железнодорожные войска и во время Первой мировой войны, за время которой ими было построено порядка 300 километров ширококолейных железных дорог и около четырех тысяч километров узкоколеек. Также железнодорожными войсками было восстановлено более 4,6 тысяч километров путей.

После Октябрьской революции 1917 года в жизни железнодорожных войск начался новый этап. Железнодорожные войска Красной Армии были созданы уже 5 октября 1918 года, после того как приказом главнокомандующего ВС республики было объявлено об их формировании. В мирные годы после завершения гражданской войны в России они занимались реконструкцией существующих и сооружением новых железнодорожных путей. Весомым был и их вклад в победоносное для Советского Союза завершение Великой Отечественной войны. Советские железнодорожные части и соединения сумели особым образом отличиться во время обороны Ленинграда, Москвы, а также в Сталинградской битве, битве на Курской дуге и других стратегических операциях на территории СССР и стран Восточной Европы. Выполняя свои задачи в крайне тяжелых, очень часто боевых условиях они сумели восстановить порядка 120 тысяч километров путей, а также более 15 тысяч мостов, построили более 10 тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов фугасов и мин, способствуя безопасности железнодорожных перевозок.

После завершения Великой Отечественной войны железнодорожные войска приняли активное участие в восстановлении и реконструкции разрушенных войной железных дорог и постройке новых магистралей. Наиболее существенными из них считаются железнодорожные линии Кизел – Пермь, Усть-Каменогорск – Зыряновск, Абакан – Тайшет, Тюмень – Сургут, Ивдель – Обь, Трансмонгольская магистраль, Байкало-Амурская магистраль (БАМ). При этом необходимо помнить о том, что каждый 9-й километр железных дорог в СССР был электрифицирован с помощью военных железнодорожников. Одновременно с этим подразделения железнодорожных войск на регулярной основе привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе техногенных. В частности военные железнодорожники работали над ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, наводнения в Крымском районе Краснодарского края.


В период с 1991 по 2005 год железнодорожные войска входили в силовую компоненту российского государства, но находились вне численности Вооруженных Сил страны. Так в сентябре 1995 года указом российского президента была образована Федеральная служба железнодорожных войск РФ. Данная управленческая структура просуществовала до интеграции железнодорожных войск обратно в состав Вооруженных Сил, интеграция произошла в 2005 году. 27 ноября 2010 года приказом министра обороны страны было утверждено Положение о Главном управлении начальника железнодорожных войск.

Современные железнодорожные войска согласно своей организационно-штатной структуре включают в себя Главное управление железнодорожных войск, а также управления железнодорожных войск военных округов. В составе российских железнодорожных войсках имеются отдельные железнодорожные бригады постоянной готовности, а также части центрального подчинения. На данном этапе развития российских ВС Главное управление начальника железнодорожных войск входит в структуру центрального аппарата Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ (МТО ВС РФ).

В своей работе военные железнодорожники активно используют спецтехнику: мостовые краны, путеукладчики, буровзрывное оборудование. Только в 2013-2014 годах российские железнодорожные войска получили более 500 единиц автомобильной техники и 40 единиц различного инженерного вооружения. В результате этого доля современных (со сроком эксплуатации до 6 лет) образцов автомобильной техники общевойскового назначения была доведена до 35%. В целом же, как и все Вооруженные Силы РФ, железнодорожные войска активно перевооружаются. В соответствии с действующей программой Гособоронзаказа до 2020 года доля новой техники в войсках должна быть доведена до 75%. При этом численность железнодорожных войск в России составляет сегодня около 23 тысяч человек, из которых порядка 5 тысяч человек являются контрактниками.


В 2013-2014 годах российские железнодорожные войска каждый год осуществляли ремонт около 140 километров железнодорожных путей необщего пользования. Также можно отметить, что в 2015 году группировка железнодорожных войск начала процесс строительства участка железной дороги Журавка – Миллерово на территории Воронежской и Ростовской областей России. Они строят дорогу в обход Украины. Поезда, следовавшие из Москвы в сторону Ростова-на-Дону и Сочи, вынуждены были без остановок преодолевать участок Луганской области. Длина новой, строящейся дороги составит 122,5 километра, движение по новой ветке может быть запущено уже в середине августа 2017 года.

Стоит отметить, что основной целью совершенствования железнодорожных войск России до 2020 года является придание им инновационного облика, который будет удовлетворять потребностям обеспечения вооруженной защиты национальных интересов России, в соответствии с мобилизационными и экономическими возможностями нашей страны.

В этот день коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех военнослужащих, гражданский персонал и ветеранов, чей жизненный путь по-прежнему связан или ранее был связан с железнодорожными войсками, с их профессиональным праздником. Достойно продолжайте славные традиции российских железнодорожных войск, ведь ваш труд при строительстве железнодорожных магистралей важен не только армии, он оказывает серьезную поддержку и социально-экономическому развитию страны.

По материалам из открытых источников

Стук колес, мелькание окрестных пейзажей за окном, тонкий звон стакана в подстаканнике… Города и села связаны между собой железными магистралями. И куда бы ни лежал наш путь, чаще всего, мы привычно выбираем поезд или электричку. Праздник День железнодорожника приходит к нам в первое воскресенье августа

История праздника

Железные дороги стали привычным атрибутом практически в любом населенном пункте. За бесперебойную, четкую работу этого вида транспорта отвечают железнодорожники – люди, что связали свою профессию с перестуком колес и романтикой дороги.

День железнодорожника в России появился в 1896 году. Его отмечали в день рождения Николая I, который дал жизнь железным дорогам в государстве. До 1917 года праздник отмечали 25 июня.

Бурные годы революции и строительство новой страны заставили забыть о празднике на 19 лет. Но в 1936 году о торжественном дне вспомнили и постановили отмечать День железнодорожника 30 июля. Чуть позже эту дату перенесли на первое воскресенье августа.

День железнодорожника – замечательный повод поздравить представителей этой очень нужной профессии России и Беларуси. В Украине дата празднования – 4 ноября.

Поздравление железнодорожникам

Рельсы связали собою города, небольшие местечки, посёлки, деревни и сёла. И куда бы ни лежал наш путь, чаще всего мы отправляемся на вокзал. А там встречает нас дружная профессиональная семья железнодорожников. Кассиры и дикторы, диспетчеры и операторы, обходчики и машинисты всегда приходят нам на помощь и увозят в нужные пункты назначения.

Электрички и поезда идут по графику и обязательно приходят туда, куда лежит наш путь. Товарные составы день и ночь везут грузы…

Вы трудитесь в будни и праздники: у железной дороги нет выходных. Но когда приходит ваш день — улыбнитесь, расправьте плечи и примите тёплые слова поздравлений.

Ведь ваш труд — очень нужный и ценный. Ваша работа приносит пользу людям, и за это мы благодарим вас!

Пусть в праздничный день поменьше будет рабочих забот, хлопот, тревог.

Пусть жизнь ваша будет похожа на вип-вагон, в котором есть всё: радость и счастье, здоровье и благополучие, крепкая семья и удовлетворение, тугой кошелёк и вещи, дарящие комфорт!

Пусть на праздничном столе, как в вагоне-ресторане, стоят изысканные блюда, а щедрый август радует своими дарами и солнцем!

День железнодорожника празднуют в первое воскресенье августа люди самых разных профессий: машинисты, техники, проводники, стрелочники... Одно перечисление специальностей заняло бы несколько страниц! И все эти люди работают, чтобы каждому из нас в далеком путешествии или короткой поездке на электричке было комфортно.

Истоки железной дороги.
Первые колейные дороги были изобретены древними египтянами для перевозки тяжелых грузов. В среднике века в европейских рудниках породу поднимали на поверхность по деревянным рельсам. Только в восемнадцатом столетии в Англии их заменили стальными и задумались о пассажирских перевозках.

В 1801 году английский инженер Ричард Тревитик построил первый в мире паровоз «Колбрукдэйл», и история железнодорожного транспорта быстро начала развиваться в Европе и Америке.

В России идею железных путей вынашивал император Николай I. Именно он увидел преимущество такого движения перед наземным транспортом, тем более что дороги в России до сих пор остаются бедой, а в те времена их и направлениями назвать было неудобно.

Николай I и М. Хилков - железные дороги в России.
Именно Николай I добился строительства первой железной дороги в Царское Село из Петербурга и оттуда же до Москвы. Более тысячи километров железнодорожного полотна построено за годы его царствования, потому, когда в 1896 году решался вопрос о ежегодном празднике железнодорожников, дата была назначена на день рождения Николая - 25 июня (6 июля по новому стилю).

Объявил о празднике министр путей сообщения Михаил Хилков, почти фанатик железной дороги. Он, знатный дворянин, учился железнодорожным наукам в Европе и Америке, работая чернорабочим и слесарем. Позже в России Хилков будет управлять железными дорогами на самых разных участках, пока не станет министром. При нем было построено 30 тысяч километров железных дорог, особенно много в Сибири. Таких темпов позже не было уже никогда.

Празднование Дня железнодорожника.
До 1917 года 25 июня закрывались все железнодорожные предприятия, на вокзалах и крупных станциях организовывался молебен, в столице шло награждение достойных железнодорожников в Министерстве путей сообщения, а вечером по всей стране проводились торжественные вечера, с банкетом и концертами.

В 1917 году День железнодорожника был отменен как царский праздник, но железная дорога не перестала в нашей огромной стране оставаться объектом пристального внимания правительства. И с 1936 года он стал отмечаться вновь, только был перенесен со дня рождения императора на 30 июля - день, когда Сталин принял делегацию железнодорожников и отметил их героический труд. Сменилось и название - День железнодорожного транспорта Советского Союза.

С 1940 года праздник перенесли на ближайший выходной день - первое воскресенье августа. Во время Великой Отечественной войны советские люди часто отмечали свой праздник воскресниками - безвозмездной работой для фронта и Победы.

В 80-е годы ХХ века решили, что чествовать стоит все же человека, а не транспорт, и праздник снова стал называться Днем железнодорожника.

День железнодорожника, впервые отпразднованный в 1896 году, является не только национальным, но и европейским торжеством. Сегодня его отмечают вместе с Россией в Казахстане, Киргизии, Латвии, Болгарии. Во многих других странах этот праздник есть, но перенесен на иные значимые даты.

День железнодорожника, отмечаемый ежегодно в первое воскресенье августа в ряде стран - бывших республиках Советского Союза, ведет свою историю еще из 19 века. В жизни каждой страны железные дороги всегда играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города. Этот профессиональный праздник работников данной отрасли был учрежден в России еще в 1896 году и был приурочен к дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. День железнодорожника в 2017 году отмечается 6 августа.

2017 год – юбилейный для российских железных дорог. Осенью исполняется 180 лет со дня запуска движения по первой в стране железнодорожной линии. Тогда, 30 октября по старому стилю, небольшой локомотив и 8 вагонов преодолели расстояние в 27 км от Санкт-Петербурга до Царского Села за 35 минут. Казавшаяся в то время сказочной скорость нового для страны средства передвижения открыла перед людьми захватывавшие дух возможности, но даже самый смелый мечтатель XIX века не смог бы предположить, какими станут железные дороги будущего и что они будут значить для России.

День железнодорожника в 2017 году, мероприятия в Москве. Благотворительный забег в Москве "Достигая цели"

6 августа 2017 г. с 9:00 до 18:00 в Москве в Парке Победы на Поклонной горе г. Москвы состоится благотворительный забег "Достигая цели!", приуроченный ко Дню железнодорожника.

Забег организован ОАО "РЖД" совместно с благотворительным фондом спасения тяжелобольных детей "Линия жизни".

В благотворительном забеге "Достигая цели!" планируется участие 10 000 человек. Это не только железнодорожники и члены их семей, ветераны железнодорожного транспорта, но и все желающие. Благотворительный забег проводится на коммерческой основе, все средства от участия в забеге будут перечислены в фонд "Линия жизни" на операцию Виолетты Богатырь (диагноз: поражение костной ткани).

Забег будет проведен на четырех дистанциях:

500 м – для любителей бега от 6 до 9 лет,
1520 м – для любителей бега старше 10 лет,
5 км и 10 км – для любителей бега старше 14 лет.

Предусмотрены различные категории участников в зависимости от пола и возраста (категория участника определяется при регистрации).

Каждый участник может принять участие в забеге только на одной дистанции.

Победители забега, занявшие первые, вторые и третьи места в каждой категории, будут торжественно награждены дипломами и призами. Всем финишировавшим, независимо от пола, возраста и выбранной длины дистанции, будет вручена медаль.

Также проводится открытый Командный турнир "Беговой кубок Линии жизни 2017", для участия в котором каждый член команды может выбрать любую из предложенных выше дисциплин. Минимальная численность команды – 10 человек, максимальная – 100 человек. Номинации Командного турнира: команда-победитель открытого Командного турнира "Беговой кубок Линии жизни 2017" (на основании суммы баллов 10 (десяти) лучших результатов членов команды), "Самая активная команда", "Самая выносливая команда".

Помимо забега гостей мероприятия будет также ждать зона здорового образа жизни, где можно будет поучаствовать в спортивных мастер-классах и открытых турнирах по волейболу, настольному теннису, футболу, баскетболу, шахматам и даже по хоккею, а также во многих других интересных и необычных мероприятиях, рассчитанных на любой возраст. На главной сцене гостей ждет развлекательная программа.

Приглашаем всех желающих принять участие в благотворительном забеге.

Более подробная информация и регистрация на сайте www.rzdrun.ru

Поздравление с Днем железнодорожника

Президент ОАО "РЖД" Олег Белозёров поздравил работников холдинга и ветеранов с Днем железнодорожника. 4 августа в преддверии Дня железнодорожника глава ОАО "РЖД" Олег Белозёров провел праздничное сетевое селекторное совещание, на котором по традиции подвел итоги работы компании за "железнодорожный год".

В совещании приняли участие министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, статс-секретарь – заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов, заместитель министра транспорта Российской Федерации Алан Лушников и руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Чепец.

"С августа прошлого года мы добились хороших результатов. В условиях укрепления позитивных тенденций в российской экономике обеспечен динамичный рост грузовых перевозок. 2016 год мы закончили с динамикой грузооборота +1,5%, прирост за 7 месяцев текущего года уже 6,7%", – отметил Олег Белозёров.

"Считаю, что этот год был знаковым по изменению нашего отношения к клиентам, повышению уровня открытости в работе, доступности и качества услуг. Мы серьезно упростили оформительские процедуры по основным направлениям деятельности. Активно развивается электронный документооборот, к нему подключены все станции, открытые для грузовых операций, и свыше 8 тыс. предприятий. Запущена в работу электронная торговая площадка. Повышена своевременность доставки грузов, возросла скорость, улучшены параметры использования подвижного состава", – подчеркнул глава компании.

В завершение селекторного совещания президент компании поздравил работников холдинга и ветеранов с Днем железнодорожника и пожелал всем счастья и дальнейших успехов в работе.