День аграфены. День Аграфены (Агриппины) Купальницы. Традиции и обряды на праздник Аграфена Купальница

На 6 июля в календаре выпадает очень светлый летний праздник - день Аграфены Купальницы. На Руси этот день считался праздником Солнца, начинающегося покоса травы и вступления лета в свои законные права. С ним связано множество традиций и народных обрядов, о которых мы с радостью тебе поведаем.


Аграфена Купальница

В народе говорят, что Аграфена - сестра Ивана Капулы , потому традиции этих праздников крепко переплелись между собой. Многие летние праздники были связаны с водой, не стал исключением и день Купальницы. С этого дня людям впервые разрешалось купаться в открытых водоемах.

В христианской традиции в этот день отмечается день святой Агриппины, которая проживала в Древнем Риме. С раннего детства девочка решила посвятить свою жизнь вере и служению Спасителю. Но ее рвение было замечено язычниками, которые жестоко пытали девушку, заставляли отречься от веры. Агриппина приняла мученическую смерть. Верующие со всего света молятся святой для укрепления в вере, а паломники посещают место ее захоронения, чтобы исцелиться.


Этот день для наших предков был полон домашних хлопот и забот. Традиционно в этот день собирали целебные травы и коренья. Считалось, что собранные в этот день травы будут обладать особой исцеляющей силой. Часть из них используют для чая, в качестве отваров для пара в банях и для создания свежих веников. Остальное же сырье бережно обрабатывали на заготавливали на зиму.

После сбора трав обязательно заготавливались веники для бани. Их используют не только для того, чтобы хорошенько помыться, но и для оздоровительного эффекта. Даже вода в этот день считалась исцеляющей, считалось, что она получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Люди в этот день купались в реках и озерах, парились в бане и обливались водой из колодцев.

Читайте также: Пищевая эволюция. Средневековая кухня. Кухня государей


В банях парились с новыми вениками, составленными из множества целебных трав. Вот только купания в бане 6 июля проходили без мужчин, ведь там женщины читали особые молитвы, заговоры и обереги на любовь. Для женщин это вообще был особенный день, они тщательно готовились к наступающей купальской ночи: плели венки, готовили гадания и читали заговоры.

К тому же именно женщины занимались заготовкой банных веников. Для этого после обеда девушки запрягали лошадей и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Ритуальные венки делали из разных деревьев и растений. В каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и множества трав.

Аграфена Купальница народный праздник у восточных славян, день памяти святой Агриппины (в народе – Аграфена). Отмечается 23 июня (6 июля) и знаменует собой подготовку к купальской ночи.

Традиции восточных славян

Широко известен в народе праздник . И только в отдаленных губерниях и на севере России помнят о подготовке к Ивановой ночи – дне Аграфены Купальницы.

У праздника много названий, применяемых разными славянскими народами. Укороченный термин «Купальница» напрашивается сам собой. Ибо с этим днем ассоциировалось все, что связано с купанием. Собственно, у многих славянских народов только с этого дня начинался летний купальный сезон. Потому существуют термины «Липеньские купальщицы», «Купалье», «Купало».

А как же купания без знаменитой русской бани с березовыми вениками. Как раз на Аграфену и отправлялись в лес за сырьем для веников – березовыми ветками. Но веники были не только березовые. Существовали еще и ритуальные, собранные из веток разных растений (рябина, черемуха, береза, ольха, липа). В ритуалах веники участвовали по-разному. Служили они и украшением жилища, и для изгнания хвори. Иными обмахивали скотину. Играли веники и роль гадальных карт. Их бросали на крышу бани так же, как сапожок на Рождество, желая узнать грядущее.

Утром в этот день пели:

«Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Привезла нам Купаленка
Добра и ,
Богатства и почестей».

Другое название праздника – Сбор лечебных трав. Считалось, что именно в эту пору травы лютые наливаются соком. Травяные пучки вывешивали на дверях изб. В такие букеты должны были войти мята, полынь, лютик, чабрец, иван-да-марья, тимьян, ромашка, папоротник. Их использовали и когда парились в бане. Где сбор трав, там и ведьмин промысел недалеко. Не зря этот день иногда и Ведьминым звали. Травы собирали не только лечебные, но и для ворожбы или знахарства.

День Ивана Купала некоторыми назван Днем Ивана Травника. Вот в канун Иванова дня и отправлялись суеверные крестьяне в ночь коренья рыть да клады искать. Знахари же проводили ночь в молитвах собственного сочинения, то есть читали заговоры. Девушки же гадали на суженого, вопрошая имя жениха у подорожника, листик которого затем срывали зубами и несли в дом.

Было у праздника и кулинарное название – «Каша обетная». В некоторых областях в канун дня Аграфены девушки заготавливали ячмень, то есть толкли его в ступе. Наутро из заготовленного зерна сообща готовили кашу, которую традиционно съедали в вечерню. А рожь «выкатывали», то есть шли в поля и катались по колосьям.

Если говорить про «съедобные» аспекты празднования, стоит вспомнить и начало посева репы. Репа заменяла славянам картофель долгое время. Существовала даже шутка, что невозможно пройти мимо 2-х вещей: девки и репки.

Самая известная традиция Купальских ночей – обливание водой. Жертвами становились все, кто попадался на пути разгулявшейся молодежи. Уберечься могли только пожилые люди и совсем малые дети. Воду набирали специально самую мутную, а порой и совсем грязную, вырядившись предварительно в соответствующую одежду. Парни с ведрами охотились на девушек, врываясь в избы, вытаскивали молодиц на двор и окатывали из ведра. Те тоже в долгу не оставались и платили молодым людям той же монетой.

В результате вид у компании был еще тот, потому ввечеру совершалось общее «омовение». При этом веселились дети, пытаясь незаметно столкнуть товарища в речку. Были приняты и умывания: вечером умывались росой. А девушки умывались иным способом: постучавшись в чужой дом, девушка просила ее «умыть». Сие значило выдать что-нибудь из женских украшений. С чистотой был связан и обычай чистки колодцев.

Как уже говорилось, кое-где варилась обетная каша. Но одной кашей кулинарные традиции не заканчивались. На улице накрывали целые ряды столов, уставленных постными кушаньями и той же кашей с маслом. Этот пир предназначался для нищих. На пиршество могло собраться внушительное количество гостей. В Вологодской губернии на праздник ежегодно сходилось до 300 неимущих.

Сама святая Агриппина родилась в Риме во времена правления императора Валериана. За служение Христу была подвергнута мукам и брошена в темницу. Ангел господень освободил мученицу от оков, и Агриппина отошла к Богу. Тело святой римлянки христианки вынесли из города и отплыли с ним в Сицилию. Там и были похоронены останки сподвижницы. Так можно объяснить появление имени Аграфена у языческих народов.

А привязку к купаниям в этот день находим в части Ветхого Завета, где рассказывается о Товии (Тов. 6:2-9). Товия происходил из рода изгнанных в Ассирию иудеев. Его отца постигла слепота. Перед смертью слепец оправил сына в Мидию за оставленными у друга деньгами. Товию вызвался сопровождать случайный знакомый. Юноша не подозревал, что идет за самим архангелом Рафаилом.

Оба пришли к реке Тигр, где Товия решил искупаться. Но из воды выпрыгнула хищная рыба. Товия ухитрился поймать ее. Ангел сказал юноше выпотрошить хищницу и использовать ее желчь для лечения глаз. Товия послушался и принес лекарство отцу, которое вылечило несчастного.

Купание иудея состоялось якобы 6 июля. Но вряд ли можно привязать этот факт к обрядам Купальницы. Скорее, наши предки посчитали нужным готовиться к празднику Иоанна Крестителя, нарекши его Купалой, совершая необходимые водные процедуры. Таким образом, Аграфена стала еще и Купальницей.

Приметы и поговорки

  • Весна от Благовещенья до Купальницы.
  • Купаленька – ночь маленька.
  • Мимо девки, да мимо репки так не пройдешь.
  • Мойся белее, будешь милее.
  • На Аграфену гречиха мала – овсу пороет.
  • На Аграфену и старики закупываются.
  • Пар костей не ломит, души вон не гонит.
  • Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей.
  • Приехала Купаленка на семидесяти тележках.
  • Репу досевай.
  • Репу сей на Аграфену – хороша репа будет.
  • Сегодня – Купало, завтра – Иван.
  • Утресь меня зеленушка уползал, уерзал и спать уклал (о банном венике).
  • «Віночок вити – життя любити» (укр.).
  • С этого дня впервые после долгой зимы людям было разрешено купаться в реках, ручьях, прудах и озерах. Русские верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от ведьм, водяных, змей и другой нечисти, оскверняющей их.

    Считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Крестьяне купались в реках и озерах обнаженными, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев.

    Аграфена Купальница (Аграфена-Лютые Коренья) – в русской традиции – день памяти святой мученицы Агриппины (23 июня (6 июля)).

    День Аграфены Купальницы в славянской народной традиции наделялся особым значением. Причиной этому был справляемый на следующий день праздник рождества Иоанна Крестителя. Фактически эти два праздника представляли из себя единое неразрывное целое, так как главное их событие – купальское празднество, включавшее в себя возжигание обрядовых костров, купание в реках и озерах и ритуальный сбор различных трав и кореньев – происходило в ночь со дня Аграфены на день Ивана Купалы.

    Купальскому же празднеству в народе придавалось очень большое значение: оно считалось не менее важным, чем весеннее празднование масленицы или зимнее празднование святок.

    Когда славяне еще поклонялись своим исконным языческим богам, а не единому христианскому Богу, одним из самых важных годовых праздников считались русалии – праздник “макушки лета”, “огня и воды”. Справляли эти русалии около дня летнего солнцестояния, то есть около того дня, на который по старому стилю приходился день Иоанна Предтечи.

    “Магическое время Купалы”

    “Магическое время Купалы”

    Важное место в обычаях Аграфенова дня занимали обряды, связанные с культом растительности. В этот день, во время купальского празднества, широко использовалась всевозможная зелень. Хороводы водились вокруг срубленной и украшенной березки. В огонь и в воду кидались зеленые ветки и травы. Кроме того, все участники праздника обязательно носили на себе сплетенные из трав и цветов венки или опоясывали себя цветочными гирляндами.

    Особое внимание при этом во многих местах уделялось чернобыльнику (полынь) и живокости (окопник). Из чернобыльника обычно сплетались венки и гирлянды, а побеги живокости держали в руках те, кто прыгал через огонь. Крестьяне верили, что всякий, кто будет смотреть на купальский огонь, держа в руках побег живокости, не будет страдать никакой болезнью глаз в течение целого года.

    С культом растительности был связан и обычай собирать в этот день различные травы, отчего и сам день святой Аграфены в народе нередко называли “Аграфена – злые (лютые) коренья”. Собранные в этот день растения потом в течение целого года использовали для целительства и различных магических обрядов, а также как обереги от нечистой силы. В первую очередь сбором различных растений занимались знахари и колдуны. Вообще же, за травами, цветами и кореньями на Аграфену ходили многие люди, особенно женщины и девушки. По описанию в рукописи, относящейся к 1882 г., в Витебской губернии в канун Иванова дня, рано утром, девушки и молодухи отправлялись в поля, леса, луга для сбора цветов и трав; травы при этом собирались с определенными песнями, чтобы усилить их целебную силу.

    Каждая женщина набирала как можно больше цветов и трав и связывала их в огромный букет в виде снопа. В этом букете обязательно должны были находиться следующие травы: иван-да-марья, золототысячник, купальник, зверобой, междуперсник, разрыв-трава, медуница, чистотел, повилика, богородицкие слезки и мокрец, потому что за ними народом признавалось особая, отличная от других трав целебная сила и способность к охранению домов от грозы и скота от заговоров и дурного глаза.

    Обычай собирать травы именно в этот день, а также в день Ивана Купалы, основывался на убеждении, что все травы и целебные коренья в это время бывают обладают наибольшей силой. Сила, наполняющая в это время все растения, представлялась народным целителям столь могучей, что они считали травы, сорванные на Аграфену или на Ивана Купалу, превосходящими по целительности травы, сорванные в другое время. В некоторых местах сбором растений занимались вообще преимущественно в период с Аграфены Купальницы до Петрова дня (12 июля), полагая, что все травы, цветы, листья и коренья в это время бывают необычайно целительными, но после этого периода уже теряют свои целебные свойства.

    Праздник Аграфена Купальница отмечается 23 июня по старому стилю или 6 июля (Липеня) по-новому. Канун праздника Купалы. Уже из самого названия можно догадаться, с чем связан этот праздник. Славянские народы отмечали этот день начало купального сезона. Общее купание, которое являлось первым в году, сопровождалось обрядовыми песнями. Так же, кроме купания, как мы его понимаем, в этот день чествуются мытьё в бане и вообще всё, что связано с водой.

    Именно с 6 июля открывался купальный сезон, и совершенно все – от мала и до велика, старались искупаться в реках и озерах.

    В старину баня была одним из важнейших мест в работе знахаря, куда мастера водили обратившихся к ним за помощью людей. Естественно, что лечение не обходилось без банных веников, лучшие из которых заготавливались именно на Аграфену-купальницу.

    Как уже говорилось, так как праздник Аграфена Купальница связан с водой, то в этот день нужно обязательно помыться в бане, ну, или, наконец, в современной ванной, за неимением возможности. В языческой Руси, во время мыться в бане, использовали различные лечебные травы, что бы в этот день с подачи Аграфены, исцелить свои болезни.

    По аналогии с праздниками Ивана Травника славянские язычники снимали с себя рубахи и в полночь искали в лесу целебные коренья и растения (купальницу), обладающее в этот день волшебными, колдовскими свойствами – это уже ночь Купалы. Весь день Аграфены является как бы подготовительным перед ночью Купалы, который наступает вечером.

    И каждый из нас знает, что и баня и банные веники, всегда помогут не только со здоровьем, но и уберут усталость всего организма. А изготовленные веники на Аграфену-Купальницу имеют поистине невероятные лечебные свойства. Для того чтобы изготовить банный веник 6 июля необходимо срезать побеги и ветки лишь в сухую погоду, и лишь в противном случае листья достаточно быстро просто почернеют и опадут. Если имеется луговое сено, чуть подсушенное, то на нем можно разложить такие венички, так чтобы и сено и веточки веника соприкасались между собой. Далее сверху засыпать их клевером и совершенно не трогать их на протяжении месяца.

    Уже парясь в бане, также существует одна особенность правильного использования банного веника. Для того чтобы он не потерял свой аромат, надо окунуть веник в кипяток и сразу же положить на горячие камни, но совершенно ненадолго, чтобы он не успел подгореть.

    Обряды и традиции на Аграфену-Купальницу

    6 июля проводили особенный обряд, который имел название – «выкатывание ржи». Данный обряд заключался в следующем: для того чтобы придать зерну невероятную крепость, а земле, в свою очередь – плодородие, выходили в поле и хорошенько катались лежа по всей полосе колосков, тем самым их мяли.

    Также в день Аграфены-Купальницы готовили особенный завтрак. Это была обетная каша, которую после в свою очередь, раздавали нищим. Ее готовили специальным образом, для этого молодые девушки вечером толкли в ступке ячмень, а уже после из него варили кашу. Также считали, что такая каша, приготовленная 6 июля достаточно полезна для женского здоровья.

    Для того чтобы предостеречь свой дом от всякой нечисти, которая разгулялась на Ивана Купала, клали и на порог и на все подоконники – крапиву. А у ворот и входа в хлев оберегали деревья осины.

    6 июля знахари лечат женские болезни. Для этого они на лугах собирают росу, обладающую в это время чудодейственной целебной силой, читают над ней особый заговор и новым белым платком, смоченным этой росой, обтирают больные места или больного. Заговорные слова такие:
    Как огонь очищает
    И все пожирает,
    Так бы и эта роса Всю болезнь смыла
    И пожрала.
    Как не устоять Летуну летучему,
    Ползуну ползучему,
    Скакуну скакучему
    Перед великой бурей,
    Так не устоять
    Болезни-хворости
    Перед моим
    Крепким словом.
    Ключ, замок, язык.
    Аминь. Аминь. Аминь.

    Народные приметы на Аграфену-Купальницу

    Одна достаточно интересная примета на Аграфену-Купальницу, гласит следующее: если сварить все яйца, которые есть в доме, то данный ритуал, поможет всем курицам как можно легче нестись.

    Святая Агриппина жила в III веке. Она родилась в Риме и происходила из знатной семьи. С юности дева посвятила себя Богу. Благоухание ее добродетелей было для христиан подобно предвкушению райского блаженства, и они отрекались от страстей, чтобы вслед за святой Агриппиной пойти по пути чистоты и девства. Многие юные девы и женщины зрелого возраста стремились разделить ее образ жизни, чтобы иметь часть в той благодати, которую Господь даровал святой Агриппине.

    Однако у язычников ее сияющие добродетели породили завистливую ненависть. Они выдали святую Агриппину властям во времена гонений при Валериане (257). Ее обвинили в том, что она восстает против института брака и с помощью мошенничества обманывает девушек. На это невеста Христова отвечала, что отнюдь никого не вводит в заблуждение, но приводит к Богу и что проповедуемое ею девство не угрожает общественным установлениям, а является путем единения со Спасителем, Который пришел в мир, родившись от Девы.

    Из любви к Небесному Жениху святая Агриппина с готовностью пошла на мученичество. Ее били по устам, но она хранила молчание, подрывая этим сами основы нечестия. Ее обнажили и бичевали так, что кровь залила всю землю вокруг, но мученица преодолела все вероломные козни врага рода человеческого. С руками и ногами, закованными в колодки, она развенчала заблуждения язычников. Ангел Божий посетил мученицу и исцелил ее раны, и вскоре она снова с той же решимостью предстала перед судом. В новых мучениях святая Агриппина предала Богу душу и унесла на Небеса победный венец.

    Подруги и духовные сестры Агриппины, святые Васса, Павла и Агафоника, пришли на суд, невзирая на угрозу их собственной жизни. Когда тело мученицы бросили на съедение псам, девы взяли останки и ушли. Ночью их вел столп света, они переходили от одного города к другому и наконец достигли Сицилии. Они погребли тело Агриппины в месте, называвшемся Мений.

    Впоследствии там была возведена церковь в честь мученицы Христовой. Присутствие ее святых мощей изгнало бесов, которым обитатели острова поклонялись как богам, и спасло людей от мрака заблуждений. Сарацинские пираты, посмевшие напасть на храм, погибли после того, как в небе явилась золотая голубка с крестом. Впоследствии прокаженные и многие другие больные, приходившие почтить мощи святой Агриппины, получали исцеление от недугов.

    Святые Васса, Павла и Агафоника также удостоились мученических венцов.

    Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
    адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

    В пятницу, 6 июля 2018 года, в народе отмечают день Аграфены Купальницы. По преданию, именно в этот праздник начинался купальный сезон. Более того, с этим днём связано много занимательных традиций и обрядов.

    Аграфена на Руси – это святая мученица, которая жила в Риме в III веке и носила там имя Агриппина. Молодая девушка отказалась от замужней жизни, людских радостей и соблазнов, и посвятила себя вере в Иисуса Христа.

    Во времена гонений, при правлении Валериана II, христианка Агриппина оказалась в руках язычников. Они заточили девушку в тюрьме и жестоко пытали, поломали кости и приковали её обнажённую за несломленную веру в истинного Христа. Перед тем, как Агриппину подвергли казни, к ней явился Ангел Господень и унёс её душу с собой.

    Растерзанные останки мёртвой христианки добрые люди тайком забрали из города и после долгих раздумий решили захоронить в Сицилии. Тысячи страждущих, которые молились и просили о помощи возле гробницы Аграфены, получали чудесное исцеление. Поэтому её почитают по всему миру.

    Люди назвали Аграфену Купальницей, потому что этот день предшествовал великому празднику – Ивана Купала, и весь народ выходил вечером купаться в озёрах, реках, банях, обливались холодной колодезной водой. Считалось, что в этот праздник вода заряжала людей целительной энергией, живительной силой. Все топили бани, гадали и купались нагими.

    Традиции и обряды на праздник Аграфены Купальницы

    В день Аграфены Купальницы юные девушки одевали свои лучшие наряды и красовались в них перед родственниками. А те презентовали им всевозможные подарки, украшения, начиная от конфет и пряников, заканчивая бусами.

    Вечером того же дня наряженные барышни шли в гости к подружкам и готовили толчёный ячмень. А утром варили кашу, от которой женская красота и здоровье становились ещё лучше.

    Готовили девушки также и кашу, которая называлась «обетной». Жители села сдавали деньги на обед, на улицы выставляли столы и угощали всех, кто проходил мимо: и обычных прохожих, и странников, и голодных нищих.

    В день Аграфены Купальницы сеяли репу, приговаривая, чтобы она уродилась большой и крепкой. Ведь репку употреблял в пищу весь простой народ.

    На Аграфену обязательно купались в водоёмах, пели песни, парились в бане заранее заготовленными вениками из целебных трав. По всей бане принято было разложить свежескошенную траву.

    В праздник Аграфены Купальницы вязали веники на год вперёд. Женская половина населения собиралась в лесу и начинала делать веники из берёзы, ивы, ольхи, рябины, смородины, калины, липы.

    Ночью на Аграфену Купальницу было принято собирать цветы Иван-да-Марья и раскладывать по углам избы для того, чтобы в дом не пробрался вор. Также по избе рассыпали чертополох и крапиву от нечистой силы.

    Дети, родившиеся 6 июля, считались счастливыми и удачливыми. Всех детей в этот день приводили умываться родниковой водой, чтобы здоровье было крепким.