Бывает ли настоящая любовь в 14 лет. Влюбленный подросток - что с этим делать? Рекомендации родителям по поведению с влюбленным подростком

Что делать, чтобы любимое хобби приносило не только удовольствие, но и доход, расскажут эксперты всеукраинской площадки для продажи изделий ручной работы Crafta.ua

Укажите адекватную цену

После того, как вы решите, какие именно изделия будете продавать, взгляните на них “критически” - так, как это делают покупатели: все ли в них хорошо, возможно, что-то стоит изменить или улучшить? Честно ответьте на вопрос, стоит ли товар той суммы, которую вы за него просите. Важно, чтобы цена не только покрывала все затраты на материалы и работу, но и была приемлемой для покупателей. Проверьте цену на аналогичные или похожие товары на популярных платформах для продажи хендмейда, например, на Crafta.ua, это позволит лучше сориентироваться в ценообразовании.

Выберите эффективный канал продаж

Следующий шаг - выбор канала продаж. Удобнее всего продавать хендмейд в интернете - так вы сможете уделить больше времени созданию новых изделий. Единожды разместив подробную информацию о товарах, не нужно будет отвечать каждому посетителю на одни и те же вопросы. Кроме того, ваши работы увидят тысячи потенциальных покупателей, не ограниченные географией. Продавать изделия в интернете можно в социальных сетях, на личном сайте или специализированных платформах. В отличии от первых двух вариантов, работать с хендмейд-площадками намного удобнее и выгоднее: не нужно платить за рекламу или разработку, и они привлекают заинтересованных покупателей. К примеру, на украинской онлайн-платформе Crafta.ua более 7 тысяч мастеров продают свыше 25 тысяч уникальных изделий. А на международной торговой площадке Etsy свыше 1,7 млн продавцов предлагают более 35 млн хендмейд товаров. Использование некоторых площадок совершенно бесплатно для мастеров, та же Crafta.ua не взымает комиссию за размещение или продажи.

Красиво презентуйте изделие

Если вы решили продавать свои работы в интернете, стоит помнить о том, что клиент не имеет возможности рассмотреть их вживую. Поэтому особое внимание Ваше изделие может быть самым красивым, полезным и оригинальным, но потенциальные клиенты не обратят на него внимание, если оно неудачно сфотографировано. Как этого избежать? Во-первых, фотографии должны быть качественными, а изображение четким, чтобы клиент смог подробно рассмотреть изделие со всех сторон. Во-вторых, снимать изделия лучше при дневном освещении, так цвета будут максимально близкими к реальным. Лучше снимать товары на нейтральном однотонном фоне, чтобы он не перетягивал на себя внимание. Позаботьтесь о том, чтобы товары на фото были в хорошем состоянии, без пыли, царапин и прочих дефектов.

Добавьте исчерпывающее описание

Быстро реагируйте на запросы

Оперативно отвечайте на все вопросы и заказы клиентов, давайте им максимально развернутые ответы. Помните, что чем дольше клиент ожидает вашего звонка или сообщения, тем меньше вероятность, что он подтвердит свой заказ.

Собирайте отзывы

Независимо от того, где именно вы продаете свои изделия (в социальных сетях, на специализированных площадках или личном сайте), просите клиентов оставлять отзывы после того, как они получают заказы: положительный опыт других людей поможет потенциальным клиентам принять решение о покупке.

Делайте больше, чем от вас ожидают

Небольшой подарок, отправленный вместе с заказом не создаст дыру в вашем бюджете, но приятно удивит и порадует клиента, некоторые мастера заранее закладывают затраты на такие сюрпризы в цену готового изделия. Давайте клиентам больше, чем те ожидают и тогда они будут возвращаться к вам вновь и вновь.

Истории успеха бизнес-леди

«Мне 28 лет, я развелась с мужем и оказалась в коммуналке»

18 мин

18 мин

Текст Ольга Селянина, Евгения Случайная

Фото Мария Бичан

Анна Назарова

Детство

В детстве мне довелось быть новенькой в школах 14 раз - это на меня и повлияло. Я много читала, обладала забавной фамилией, но, оказавшись в деревенских школах, все равно не понимала, как себя вести. Первые лет пять бегала огородами от своих одноклассников, которые пытались меня поколотить или обозвать. Со временем я поняла, что виноваты не они, и начала вести себя по-другому. И вот в 9 классе, оказавшись в очередной раз в новой школе, я дала отпор заводиле класса! После этого я поняла, что при желании можно договориться с любым человеком. Это понимание и развило во мне коммуникацию, смелость и решительность.

6 месяцев у меня ушло на пустые разговоры о крутом проекте

»

Путь в бизнес

Я никогда не думала, что у меня будет бизнес. Представьте: мне 28 лет, я развелась с мужем, все бросила и переехала в Петербург. Вместо мира финансового благополучия я оказалась в коммуналке и, кроме своего будущего (нынешнего) мужа, не знала никого. Было тяжело.

Долгое время я сидела дома и работала на фрилансе - занималась копирайтингом с давними заказчиками. Было тяжело вписаться в Петербург в таком возрасте. Я не могла найти работу даже в качестве наемного сотрудника. Но меня мучило и другое - в свои 33 года я периодически получала финансовую помощь от мамы. Проблема была в том, что за свои услуги я называла смешные суммы, которых мне не хватало на жизнь. Я и представить не могла, что в 33 года у меня будет зарплата, например, 70 тысяч рублей. Думала: боже, это что же нужно делать, чтобы получать такие деньжищи?

Потом я познакомилась с тусовкой творческих людей, где все в будущем были великими писателями, фотографами, дизайнерами одежды, но никто ничего не мог реализовать. То есть когда ты постоянно рассказываешь про свои крутые творческие проекты, но это ничем не заканчивается. В какой-то момент и я стала такой же.

Чтоб вы понимали - я придумала букеты из овощей 1 апреля 2014 года, а начала их собирать в октябре 2014 года! 6 месяцев у меня ушло на пустые разговоры о крутом проекте. 6 месяцев сплошной болтовни и бездействия.


Идея

1 апреля я шла на день рождения к подруге, которая была творческой натурой. Долго ломала голову, думая, какой бы необычный первоапрельский букет ей подарить. На выходе из метро увидела тетушку, продающую пучки свежего редиса. Это же готовый букет, подумала я! Схватила редиску, побежала в ближайший цветочный и попросила продавца помочь мне собрать букет. Кое-как мы произвели что-то наподобие букета, и я была в таком восторге от этой идеи! Шла по улице с такой улыбкой, что люди смотрели не на букет, а на меня. А увидев букет, начинали спрашивать: а что это, а где вы это взяли, а можно ли это сфотографировать, а можно ли купить? Тогда я и поняла: тема-то прикольная!

Запуск проекта

К тому моменту у меня был проект - однодневный ресторан «Кура & Греча», который наделал много шума, участвуя в «Ресторанных днях» в Петербурге. Про нас снимали сюжеты для ТВ и писали СМИ. Правда, проект не приносил мне денег. Он был некоммерческий. Мероприятие, которое проводится раз в три месяца, когда все назначают минимальный ценник за свою еду и играют в рестораторов.

Так вот, после большого интервью для крупного медиа, мне написал парень с краундфандинговой платформы Boomstarter : «Анна, а давайте соберем денег на вашу "Куру & Гречу"». На что я ответила: «Этому проекту деньги не нужны. Но давайте попробуем собрать деньги на запуск другого моего проекта».

Так я поставила себя в суперусловия: с одной стороны Boomstarter ждет уже какой-то информации от меня, с другой - я договорилась с фотографом, чтобы он сделал мне фотографии тех букетов, которые будут выставлены на Boomstarter. Когда ты ставишь себя в безвыходное положение, наобещав всем и вся, то у тебя нет иного выхода, кроме как начать.


Интервью. Предприниматель Анна Назарова и журналист Womenbz Ольга Селянина

Деньги с Boomstarter

На этой площадке мы собрали 90 000 рублей на покупку холодильников и аренду мастерской, но в итоге нам затянули с выплатами. Мы получили деньги намного позже, чем это планировалось. И это был тот самый год, когда грянул кризис и все исходники (овощи) подорожали. Чтобы не поднимать цену на букеты, я потратила эти деньги как раз на покупку рабочего материала. Со временем мы научились заменять дорогие овощи и фрукты более бюджетными. Но тогда эти деньги сильно выручили.

Ценообразование

Многие предприниматели боятся называть цену на свой продукт, долго зависают над вопросом, а какой вообще должна быть цена. Кажется, люди подумают, что дорого. Возникает психологический дискомфорт. На самом деле этот вопрос решается очень просто. Нужно все просчитать.

Мой приятель, финансовый аналитик, познакомил меня с понятиями «бизнес-модель», «закупочная стоимость», рассказал, что нужно закладывать в цену: зарплату флористов, аренду мастерской, расходы на маркетинг, зарплату закупщика, себестоимость самих продуктов и т. д. Когда у тебя есть экономическое обоснование конечной цены, внутренних вопросов и сложностей с этим не возникает.

Иногда мне пишут в комментариях: «Такая цена за редиску? Народ совсем с ума сошел!». На что я отвечаю: «Картины, нарисованные одной и той же краской, могут стоить 10 рублей, а могут - миллион. Редис - это наша краска». И я сама в это верю, потому что из одних и тех же продуктов можно собрать разные букеты. Тут дело в таланте и опыте. И тут я понимаю - такого опыта, как у меня и моих флористов, нет ни у кого в мире. Потому что мы уже три года делаем эту красоту каждый день.



Букет из линейки «Очень Хорошо»

Развитие

После Варламова посыпались заказы на букеты из Москвы, и мы каждые три дня отправляли «Сапсаном» коробки готовых букетов. Объемы росли, и я поняла, что этот город сама не потяну. Мне каждый день писало человек по 15 из Москвы с предложением делать вместе бизнес. Тогда я стала выбирать, кому доверить свое дело.

Москва - огромный город, и там нужен серьезный подход, так как объемы намечаются большие. О потенциальном кандидате мне нужно было знать главное - есть ли бизнес-опыт, хочет ли человек что-то делать своими руками и как он видит организацию процесса. Так я нашла Светлану - директора нашего отделения в Москве. Я съездила в столицу, познакомилась со Светой, обучила флористов, мы сняли помещение под мастерскую, и в июне 2015 года она начала свою работу.

Сразу после Москвы я открыла отделение в Красноярске и мастерскую в Петербурге. Франшизы я решила не продавать, потому что не уверена в качестве того, что будут производить под нашей маркой. Всем, кто обращается с вопросами о франшизе, я предлагаю для начала научиться собирать букеты, а там уже думать - самим открывать или брать у меня бизнес-консультацию.

Как все устроено

В каждом городе (Москва, Питер, Красноярск) есть руководитель. Флористов я обучала лично, плюс у нас происходят регулярные планерки. Но есть решения, которые принимаю только я, например, набор новых сотрудников.

В Питере я делегировала все, что могла. Сама занимаюсь ведением соцсетей, обсуждением проектов, отсматриваю букеты и хотя бы один букет в день собираю сама. Контролирую каждый букет - отсматриваю его фотографии с трех ракурсов, вношу свои изменения. Так я просматриваю до 70 букетов в день.


Конкуренты

К последователям я относилась по-разному. В начале была в ярости, мне было обидно, и я не понимала, почему они такие наглые! Теперь их стало так много, что я расслабилась. Нужно понимать - появилась мода, течение.

Тем более нам говорят, что наши букеты самые красивые. Те, кто видел наш букет и букет подражателя, всегда закажут у нас, а у подражателей заказывают те, кто о нас не знает. Значит, это наш косяк, и надо сделать все, чтобы как можно больше людей узнало о нас.

Обучение

В феврале прошлого года у меня появился первый фотоурок с пошаговыми действиями. На идею обучения меня натолкнули запросы о франшизе. Я подумала, что людей, которые хотят купить наши букеты в разных городах, много, но у меня нет возможности открыть везде мастерские. И я решила научить их делать букеты самостоятельно.

Сейчас три варианта обучения.

  • Фотоурок. Если человек хочет собрать красивый букет, но совсем не понимает, как это делать.
  • Доступ к обучающему аккаунту. Если человек понял, что его затягивает и он хочет развиваться, он покупает доступ к специальному аккаунту. Там я собрала видеоэнциклопедию с техниками крепежей, которые придумала сама.
  • Доступ к закрытому Instagram-аккаунту. Там мы говорим только об эстетике - что с чем лучше сочетать, что как лучше собрать. Развиваем визуальное мышление и обсуждаем работы участников.

Поскольку по образованию я искусствовед-преподаватель, то понимаю, как донести до человека информацию, чтобы он все понял.

Вдохновение

У меня есть два главных источника вдохновения.

Первый - это овощи. В путешествиях я всегда собираю букеты, потому что мне интересны те ингредиенты, которых у нас нет. После таких экспериментов уже по-другому смотришь на то, что используешь в работе постоянно.

Личная жизнь

Если ты изначально не готов к бизнесу - это большой стресс и без проблем не обойдется. Но потом, когда ты уже набил руку и научился делегировать, - все успокаивается и появляется время на личные дела. Поэтому главное - пережить начальный период. Чтобы было чуточку проще, советую почитать Найта Фила «Продавец обуви» и «Стартап без бюджета» Майка Микаловица.

А родные меня поддерживают, за что я им очень благодарна!


  1. Если вам пришла в голову идея - не откладывайте ее в долгий ящик, ищите средства на реализацию проекта! Иначе вас могут опередить.
  2. Не тратьте бизнес-энергию на последователей. Они будут всегда и в любом бизнесе, но главное - знать их слабые стороны.
  3. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Не бойтесь делиться своими секретами, лайфхаками, изобретениями - это тоже своего рода товар, который хорошо продается. Надо только уметь грамотно подать. Если у вас можно чему-то научиться - вы уже не просто продавец.
  4. Знайте цену своему труду и ни в коем случае не занижайте ее.

Благодарим за проведенное интервью Ольгу Селянину, за фотосъемку - Марию Бичан.