Знакомство с образованием числа 4 в доу. Конспект открытого занятия по фэмп в средней группе «число четыре. Дидактический наглядный материал

Наталия Малинина
Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 4» (старшая группа)

Тема : Закрепление представлений об образовании числа 4 , его составе , цифре 4.

Цель : Закрепить знания об образовании числа 4 ,его составе . Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками .

Материалы к занятию :

Демонстрационный - карта путешествия, куклы Би- ба- бо, доска, карточки с цифрами, Д/и „Четвёртый лишний, мяч.

Раздаточный - фишки, счётные палочки, индивидуальные карточки, карандаши.

Ход занятия:

1. Коммуникативная игра. У друга тёплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Ни ссорится, ни драться нам, ни надо.

2. Д/и „Лови-бросай, одним словом называй,

Грач, ласточка, соловей - перелётные птицы;

Щука, акула, окунь - рыбы;

Малина, клубника, смородина - ягоды;

Пианино, скрипка, барабан - муз инструменты;

Роза, лилия, одуванчик - цветы;

Собака, кошка, корова - дом животные;

Пила, молоток, отвертка - слесарные инструменты;

Шкаф, стул, кровать-мебель;

Пенал, портфель, учебник - школьные предметы;

Кукла, машина, лото - игрушки.

3. Постановка цели.

Жили-были Лиса и Колобок. Надоело им ссориться, и решили они жить дружно. Пригласила Лиса Колобка в гости. А жила она далеко-далеко, сразу и не найдешь. Прислала письмо с планом дороги к её дому. Да, вот беда не умеет Колобок план читать. Поможем ему, ребята?

4. -На плане видно несколько домов и каждый обозначен цифрой. А где живёт Лиса, не знает никто. Кто покажет Колобку дорогу в домик с цифрой 1? Ребенок у доски объясняет путь.

Заяц

Колобок

Заяц :-Хорошо. Но выполни задание вместе с ребятами.

Выложите столько фишек, сколько обозначает число 4 ,

Уберите столько фишек, чтобы осталось 2 фишки,

Добавьте столько фишек, чтобы стало 3 фишки.

Заяц : -Молодцы, ребята, помогли Колобку. Не буду его трогать.

5. -Кто покажет дорогу в домик с цифрой 2? Ребенок у доски объясняет путь Медведь : -Здравствуй, Колобок, я тебя съем.

Колобок :- Не ешь меня, лучше отпусти. Я в гости спешу.

Медведь :- Хорошо, отпущу, если поможете мне задачку решить Задание по карточкам : Рассмотрите картинки.

Почему в квадратике, который соединили с бабочками, поставлено 2 точки? (на картинке 2 бабочки)

Почему в кружочке, который соединили с собачкой, стоит цифра 1? (на картинке 1 собачка)

Что же надо сделать в этом задании? (записывать в кружочке подходящую цифру, в квадратике - подходящее число точек )

Дети самостоятельно выполняют работу. Проверяют.

6. Физкультминутка.

Есть в лесу под ёлкой хата.

Там уснули медвежата.

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать.

Капризуля, косолапый «Ужин» - просит,- мне состряпай !

Принеси скорей сюда Мёду, рыбки из пруда!

«Баю-баю, надо спать» -

Напевает сыну мать,- Ты уснёшь, и сон придёт,

Всё в корзине принесёт.

Медведь :- Не буду тебя трогать, Колобок.

7. -Пойдем к 3-ему домику. Покажите дорогу к нему. Ребёнок объясняет путь.

Волк :- Колобок, я тебя съем. Но могу и отпустить, если поможешь.

Колобок :- Я и ребята готовы помочь тебе, Серый Волк.

Задание. Весёлые задачки. Карточки. Дети используют счётные палочки. На доске воспитатель делает записи, раскрывающие состав числа 4 .

1+1+1+1 1+1+2 2+2

Как ещё можно получить 4 (3+1)

8. - Ни в одном из домов, где мы побывали, не живёт Лиса. Остался ещё один домик. Кто подскажет,как пройти к этому домику. Ребёнок объясняет путь.

Лиса : Здравствуй, вот ты и сам пришёл. Съем тебя.

Колобок : Мы договорились с тобой дружить. Я и ребят к тебе в гости привёл. Умные, весёлые и дружные. Они помогли мне.

Лиса : - Умные, говоришь. Сейчас проверим.

Д/и «Четвёртый лишний» Карточки.

Резерв. Повторение свойств предметов по цвету, форме и размеру. Индивидуальные карточки.

Какое число встречалось нам сегодня чаще всего? Как получить число 4 ? В домике, с какой цифрой живёт Лиса? Молодцы! Дома закончите работу на стр. 45. Похлопаем друг другу. Скажем всем спасибо.

Тема урока: «ЧИСЛА 1, 2, 3, 4. ЦИФРА 4»

Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 4 и его графической записью – цифрой 4; продолжать формировать умение детей соотносить числа с соответствующей цифрой; учить писать цифру 4; формировать умение составлять и читать равенства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

1. — Ребята, какой сегодня день недели?Какой он по счету?

— А вчера какой день недели был? Какой он посчету?

— Назовите третий день недели.

2. Счет предметов.

1. Реши задачку и запиши в тетрадку.

Ребята, давайте запишем с помощью цифр решение задачки.

На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3) (1+2=3)

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов? (3) (2+1=3)

Карандаш один у Маши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей? (2) (1+1=2)

Три голубя белых на крыше сидели.

Два голубя снялись и улетели.

Ну-ка, скажите-ка мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей? (1) (3-2=1)

III. Новый материал.

1.Составление равенств. Образование числа 4.

Ребята, а теперь вы составьте рассказ по картинке.

Медвежонок собрал сначала 3 ягодки, а потом еще одну. Сколько ягодок стало?

Как ваш рассказ можно записать при помощи цифр и знаков?

(3 + 1. )

Сколько ягодок стало? (Стало 4 ягодки.)

Как записать, что стало 4 ягодки? (При помощи цифры 4.)

Но для того, чтобы записать ответ на поставленный вопрос и закончить запись равенства, необходимо научиться писать цифру 4.

III. Анализ образца и письмо цифры 4.

Учитель вывешивает увеличенный образец цифры 4.

Что вам напоминает цифра 4?

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул.

Г. Виеру

Учащиеся анализируют цифру, затем «прописывают» её в воздухе, обводят по точечным контурам, а потом пишут с а м о с т о я т е л ь н о.(т.с.11)

Вот любимая зарядка,

Выполняем по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо всем свободно встать

И спокойно подышать.

IV. Формирование умения соотносить число и цифру.

Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть в учебнике рисунок 2 (с. 28, часть 1).

Запишите в тетради цифрами:

сколько морковок;

сколько птичек;

сколько рыбок.

Каких предметов на рисунке столько же, сколько морковок; столько же, сколько птичек; столько же, сколько рыбок?

V. Пропедевтика темы «Задача». Чтение равенств.

Далее учащиеся рассматривают рисунок 2 в учебнике (с. 31, часть 1), составляют краткие рассказы и соотносят рисунки с записанными рядом равенствами. В ходе работы ученики выясняют, что одно равенство (3 – 1 = 2) – «лишнее». Учитель может предложить учащимся самим придумать рассказ к этому равенству.

Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

VI. Сравнение чисел. Пропедевтика темы «Равенства. Неравенства».

Учитель может использовать задание 1 учебника (с. 31, часть 1) или наборное полотно и счётный материал.

Что больше: 1 или 2?

На сколько?

Что меньше: 3 или 4?

На сколько?

Что больше: 4 или 2?

На сколько?

Что меньше: 1 или 3?

На сколько? И т. д.

VII. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.

— Ребята, у медвежонка случилась беда. Он, когда собирал малину, зацепился за веточку и порвал свои штанишки. И теперь не может найти нужной формы заплатку. Давайте ему поможем.

VIII. Итог урока.

Чему учились сегодня на уроке?

Математика (средняя группа)

Цель: содействовать развитию интереса к математической стороне действительности;

познакомить с образованием множества, обозначаемого числом «четыре» , независимость числа от содержания множества, главное понятие – число четыре образуется четырьмя единицами;

Оборудование: панно с кармашками, мольберт, наборы картинок (птицы, звери, рыбы, цветы, деревья и т.д. – каждая картинка изображает один предмет) , магниты - фишки – 7 шт., машина.

Организация: Мишка сидит, около него машина без одного колеса. Наборы картинок разложены на ленточных столах с двух сторон – для каждого ряда детей.

Мотивация:

(В. и дети подходят к Мишке) Мишка, ты такой радостный, давай рассказывай.

М: Колеса новые купил, для машины.

В: Здорово! А куда ехать собрался?

М: Хотел поехать путешествовать, сделать много фотографий и вам показать, а машина не едет…

В: Почему твоя машина не едет?

М: Не знаю. Колеса новые поставил – все равно не едет.

В: Давайте посмотрим… почему машина не едет, колеса новые (Берет машину и показывает дно машины, где видно, что одного колеса не хватает) .

М: Есть колеса, я же их сам покупал! (Д: одного не хватает)

В: Колеса есть, а сколько давайте посчитаем. А три колеса это много или мало для машины? Иди, Миша, выложи на доске столько кружочков, сколько колес у Мишкиной машины. (Он со стола отбирает из большего количества и ставит три кружка) .

В: Скажите Мишке, сколько колес у его машины? (Три колеса)

М: Колеса есть, что же машина не едет? (Потому что три колеса, а надо четыре) . Что ли убрать надо лишнее колесо? (Нет, прибавить надо одно, чтобы стало четыре. Мишка, ты понял? Да понял я понял, что надо четыре колеса, а как сделать, чтобы стало четыре колеса не знаю.

В: Ты знаешь, Мишка мы сейчас попьем водичку и тебе объясним, как сделать так, чтобы у твоей машины стало четыре колеса.

Общая игра. Игра про грибы, походите на стульчики.

Ход занятия:

Дети садятся

В: - На кого приятно посмотреть, на больших ребят, средних. Мишка, а ты чего развалился? Посмотри Мишка на детей и сядь правильно.

Сидит!...... Задумался, а о чем, Мишка задумался? (полилог)

В: Что, же мы хотели ему объяснить? (полилог) Да, как же сделать, так, чтобы у машины стало 4 колеса.

Так сколько у Мишкиной машины колес? А надо?

М: Так что к 3колесам еще 4 колеса надо?

В: Во дает (улыбается) … Вы согласны? (нет у тебя 3, а надо еще одно)

Вот у Мишки на машине есть три колеса, а вы говорите надо четыре колеса. Иди, Тимур, и выложи столько кружков, сколько НУЖНО колес для машины, чтобы она поехала.

ТАК У МИШКИНОЙ МАШИНЫ БОЛЬШЕ КОЛЕС, (показывает, сравнивая ряды.) ЧЕМ НАДО ИЛИ МЕНЬШЕ? (У Мишкиной машины меньше, а надо больше!)

Чего же Мишка не знал? Чего не умел? (считать, не знал, что на трех колесах машина не едет) Где же Мишка ошибся? Колеса –то где покупал? (В магазине) Да. Он купил колес меньше, чем надо. Купил три, а надо 4.

А что надо сделать, чтобы стало на машине четыре колеса? (Прибавить еще одно колесо) . Иди, Платон, исправь ошибку, пусть Мишка путешествует. (Ребенок добавляет колесо) .

Сколько колес стало на машине? Как ты узнал? Посчитай, пожалуйста. Молодец!

В: Машина готова, поедем путешествовать.

М: Ох выручили вы меня, а со мной в путешествие хотите поехать? Ну поехали, вставайте с дружочком и в путь.

В: Машина, машина идет гудит… (Соловей в саду поет, чувствуете как яблоками пахнет) . Фотографируйте, скорей пока не улетел.

…………………………… (море + брызги) , А это куда мы приехали? Закрывайте глазки, будем слушать и узнавать. Фотографируйте корабли плывут, чайка летает…

…………………………… (лес) . А это мы где узнали. Кукушка летает, жук ползет, дятел стучит……

В: Приехали, присаживайтесь. Сели, сразу видно, что средние.

М: сколько фотографий получилось много. Как здорово! Теперь из них надо выставку сделать! Только я один не справлюсь.

В: Кто Мишке поможет? (я, я, я)

В: надо разложить так, чтобы было ЧЕТЫРЕ и про них можно было сказать четыре ЧЕГО. Дети с синими ленточками идите к ленточным столам, которые стоят вдоль стены, а вы – подойдите ко мне, я объясню задание. Мишка уже разложил по 3 фотографии. Сколько надо добавить еще фотографий, чтобы получилось 4. Подойдите к ленточным столам, возьмите по одной и добавьте к тем фотографиям, чобы про них можно было сказать ЧЕТЫРЕ ЧЕГО …

(Дети свободно идут, выбирают и ставят на панно картинки.)

Вопросы детям, когда они ставят картинки.

В: Объясни, сколько предметов ты принес. Я не поняла, как же у тебя получилось ЧЕТЫРЕ? У тебя четыре репки? (нет, четыре овоща) . Расскажи, как ты считал? (ОДИН ОВОЩ (БОЛЕЕ ТИХО) свекла, ДА ЕЩЕ ОДИН ОВОЩ капуста два овоща, два овоща, ДА ЕЩЕ ОДИН ОВОЩ репка три овоща, три овоща ДА ЕЩЕ ОДИН ОВОЩ огурец. Обводящий жест. Всего ЧЕТЫРЕ ОВОЩА.)

В: А можно сказать, что ты принес ЧЕТЫРЕ РОЗЫ? (Нет, я принес одну розу) . А почему ты говоришь, что у тебя четыре цветка, они ведь все разные? (Да они все разные, но все - цветы) .

Дети возвращаются на свои места

В: Все справились? Сейчас посмотрим. Иди Оля расскажи. МОЖНО ЛИ ОБОЗНАЧИТЬ ТО, ЧТО ты принесла (обводящий жест) ЧИСЛОМ «ЧЕТЫРЕ» .

Кто хочет рассказать?

Выслушиваем 2-3 человек. С остальными будет работать сменщица индивидуально.

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное Окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №2447

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Для детей 4-5 лет

Тема: « образование числа четыре »

Москва 2012 год

Цель: Познакомить детей с образованием числа 4. Учить уравнивать группы,

Добавляя к меньшей предмет или убирая предмет. Продолжать учить

С существительным. Закреплять названия геометрических фигур.

Закреплять навыки ориентирования во времени.

Оборудование: Игрушки (2 зайца, домик, пенек, 4 морковки, сундучок, божьи коровки),

Карточки с цифрой 4, счетные палочки, листики.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: -Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю про 2-х зайцев.

(на столе появляются зайчата, домик и пенек)

Жили-были два зайчонка: Кузя и Степа. Они были настоящими друзьями.

Всегда помогали друг другу. У них даже домик был один на двоих.

Выйдут они на поляну и весело играют, песни поют (слова сопровожда-

Ются действием).

Степа: -Догони меня!

Кузя: -Теперь ты меня!

Степа: -Давай прыгать через пенек!

Кузя: -Давай. Ой!

Степа: -Что случилось?

Кузя: -Я повредил лапку. Мне очень больно.

Степа: -Давай я помогу тебе дойти до нашего домика.

Кузя: -Как же я теперь смогу найти себе пищу?

Степа: -Не беспокойся, я принесу и для себя и для тебя.

И Степа убегает искать пищу, через некоторое время он вернулся

Веселый. В лапках держит морковки.

Степа: -Держи, Кузя (протягивает 1 морковку, у него остается 2)

Кузя отворачивается. Степа рассматривает морковки и говорит:

Я не пойму почему он обижается?

Воспитатель: -Ребята, поможем Степе разобраться? (да)

Сколько морковок принес Степа? (одна морковка, две морковки,

Три морковки)

На магнитную доску выкладываем морковки.

Сколько он дал Кузе? (одну)

Сколь оставил себе? (две)

На доске на верху оставляем одну морковку, а под ней располагаем две.

После этого с детьми считаем: на верху-одна морковка, внизу-две морковки.

Что больше один или два? (два больше, чем один)

У кого морковок больше? (у Степы)

На сколько у Степы больше морковок? (у Степы на одну морковку

Больше, чем у Кузи)

Так почему же Кузя обиделся? (у него меньше морковок)

Что же нам сделать, чтобы он перестал обижаться? (убрать одну морковку)

Воспитатель просит одного ребенка показать, как это сделать.

Давайте посчитаем сколько морковок на верху? (одна)

Внизу? (одна)

Подводим детей к выводу один и один-поровну.

Вот теперь Кузя не будет обижаться. У каждого зайчонка по...?

(одной морковке)

Степа: -Так не честно. Я искал морковку, а мне только одну? (отворачивается)

На доску возвращаем морковки 1-2

Воспитатель: -Ребята как нам поступить, чтобы зайчата опять помирились?

(надо найти еще одну морковку)

Степа: -Точно!

Убегает и возвращается с морковкой.

Воспитатель: -Морковка у нас ест, что надо сделать? (добавить одну морковку)

Теперь поровну? (поровну)

Сколько морковок мы дадим Степе? (две)

А Кузе? (то же две)

Давайте посчитаем сколько у нас всего морковок? (четыре)

При ответе воспитатель обводит круговым движением 4 морковки.

Сколько морковок сначала нашел Степа? (три)

А потом? (одну)

Сколько стало всего морковок? (четыре)

Ребята, посмотрите, наши зайчата опять веселые.

Кузя: -Вы помогли нам помириться, давайте вместе поиграем!

Физкультминутка (звучит музыка)

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко-легко подышим.

Раз, два-выше голова,

Три, четыре-руки шире,

Пять, шесть-тихо сесть.

Раз-подняться, подтянуться,

Два-согнуться, разогнуться,

Три в ладошки три хлопка,

Головою-три кивка,

На четыре-руки шире,

Пять-руками помахать,

Шесть-за стол тихонько сядь.

Кузя и Степа: -Ой! Пока мы с вами играли у нас появился сундучок.

Зайчата пытаются открыть его. Тут звучит голос записанный на

Выполнить мои задания. Вы готовы?

Кузя и Степа: -Мы не сможем.

Воспитатель: -Подождите отказываться, попросите помощи у ребят.

Кузя и Степа: -Вы нам поможете? (да)

Солнышко светит днем, а луна... (ночью)

Утром ты приходишь в детский сад, а домой... (вечером)

Если днем мы обедаем, то вечером... (ужинаем)

Ночью мы спим, а гуляем... (днем)

Если вчера был понедельник, то сегодня... (вторник)

Хорошо. Вот вам второе задание. У вас на столах лежат счетные

Палочки. Составьте из них геометрические фигуры.

Воспитатель: -Ваня, что у тебя получилось? (квадрат)

А у Алисы? (прямоугольник) и т.д.

Выясняем с детьми, чем отличаются фигуры друг от друга.

Задачку потруднее. На столах у вас лежат листочки. На них надо

Кого-то посадить. А вот кого, попробуйте найти? По моей команде

Вы встаете и делаете 4 шага вперед, 4 шага вправо. Это лежит около

Полки.

Ребята находят коробку с божьими коровками. Садятся на место и сажают

Насекомых на листочки.

А божьих коровок? (четыре)

Что вы можете сказать про листочки и божьих коровках? (их поровну, по 4)

Вы справились с моим заданием.

Сундучок открывается, оттуда показывается цифра 4

Воспитатель: -Ребята, да это же цифра 4

Воспитатель предлагает детям написать ее в воздухе, а затем выложить

При помощи счетных палочек.

Воспитатель: -Какая цифра у вас получилась? (четыре)

С какой цифрой мы сегодня познакомились? (четыре)