Занятия с загадками в детском саду. Открытое занятие городского уровня по обучению детей отгадыванию загадок. Тема: «Обучение детей умению отгадывать загадки»

Путешествие в страну загадок.

Основные задачи:

Развивать диалектическое мышление детей, творческое воображение;

Развивать все виды восприятия;

Развивать речевую деятельность.

Закреплять умение сопоставлять, анализировать;

Развивать любознательность, умение работать в коллективе;

Вызывать радостное настроение.

Игровой персонаж : Знак вопроса с лицом, ручками, ножками, сделанный из картона, который путешествует вместе с детьми.

Материал: ковёр-самолёт, конверт с цветными карточками-иллюстрациями, волчок, чёрный ящик, знак музыкальной паузы, поднос,на котором –стакан молока, пирожок, яблоко, конфеты-звёздочки, разрезная картинка-звезда.

Страна загадок состоит из нескольких городов: город Сказок; город Чувств; Лесной город; город Математики; город «Звёздный»,город «Сюрпризный».

Ход занятия.

Сюрпризный момент. На полу воспитатель с помощью ковра, цветной ленты обозначает ковёр-самолёт, предлагает детям полететь на нём под звуки волшебной музыки в страну загадок.

Предварительно покрутить волчок, выбрать город.(На столе стоит волчок, вокруг разложены карточки с изображениями городов).

1. Воспитатель и дети приземляются в Городе Сказок.

    На столе стоит поднос со стаканом молока, пирожком и яблоком.

По предметам, которые на тарелке, дети определяют, из какой они сказки. Как эти предметы помогли героям сказки?

(«Гуси-лебеди»)

    Телеграмма: «Спасите! Нас съел Серый волк». Кто прислал телеграмму? Как называется сказка?

(Козлята: «Волк и семеро козлят»).

    Под музыку воспитатель вносит «чёрный ящик», в котором находится предмет, который принёс горе и слёзы старым людям. Назовите сказку и её героев.

(«Курочка ряба»).

    Позовите Сивку-бурку. Как звали хозяина этой лошади?

(Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»; Иванушка-дурачок).

    Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки?

Показывается иллюстрация к сказке.

(Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке»; «Маша и медведь».)

    Отгадайте загадки и узнайте, из какой сказки эти звери:

1)Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает?

2) Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят ищет?

3) Никого не обижает, всех боится?

4)В птичник повадится - жди беды, рыжим хвостом

заметает следы?

Воспитатель после отгадывания загадки показывает рисунок героев сказки: медведя, волка,зайца,лисы, петуха.

Воспитатель благодарит детей за ответы, вращает волчок, ставит знак «Музыкальная пауза».

Воспитатель вращает волчок, выбирают город. Садятся на ковёр- самолёт, летят в Город Математики.

    Приземляются в городе Математики.

Знак вопроса говорит: «Математику придётся в школе всем вам изучать. Помогите мне, ребята, вы ж умеете считать.

Мои загадки потрудней,

Считай скорее, не робей.

Внимание тоже пригодится,

Придётся, братцы, потрудится.

1)Пять ребят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он глядит в окно, считает,

Сколько их теперь играет?

2)Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал,

А теперь ответ найди

Сколько мишек впереди? (5).

3)Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек

Кто ответит из ребят

Сколько было всех утят? (4)

4) Сколько концов у палки? (2)

А у двух палок? (4)

А у двух с половиной? (6)

5) Три гуся летят над нами,

Три других за облаками,

Два спустились на ручей

Сколько было всех гусей? (8)

Знак вопроса благодарит детей за ответы.

Воспитатель вращает волчок, ставит знак «Музыкальная пауза».

После муз. паузы воспитатель вращает волчок, выбирают город. Садятся на ковёр- самолёт, летят.

    Приземляются в городе Чувств.

Вос-ль загадывает загадки:

1)Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора,

Назови их детвора!

(Глаза.)

2)Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит,то выходит.

(Нос.)

3)Всегда во рту,

А не проглотишь.

(Язык.)

4) Если б не было его,

Не сказали бы ничего.

(Язык)

5) Уши.

Доктор, доктор,

Как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

Еже…..!

Вос-ль благодарит детей за ответы, вращает волчок, ставит знак « Муз. паузу».

Вращают волчок, выбирают следующий город.

Садятся на ковёр- самолёт, отправляются в Лесной город .

    Приземляются в Лесном городе.

Воспитатель:

В лес осенний, на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти

Друг за другом становитесь

Крепко за руки беритесь

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем.

Может быть в лесу осеннем

Мы листочки соберем?

Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой» между разложенными на полу картинками листьев (клен, дуб, береза, рябина.)

Воспитатель: Очень красиво в лесу. На земле ковёр из листьев. Вечнозелёные ёлки. Вот и к нам на полянку сколько красивых, разноцветных листьев прилетело! (останавливаются.)

Давайте соберем букет из листьев (дети поднимают листочки). Посмотрите внимательно, у вас разные листочки?

Дети: Да!

Воспитатель: Какие стихотворения вы знаете о деревьях?

1 ребенок .

Рябина

Сарафан у рябины с каймою,

Полушалок цветной с бахромою,

Золотыми расшит листьями,

Разрисован алыми кистями.

2 ребенок.

Береза. С. Есенин.

3 ребёнок.

Дуб.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый

Значит дуб выносливый,

Значит, закаленный!

4 ребенок.

Клен.

Листья у клена осенью разные –

Желтые, зеленые, золотые, красные.

Листья на землю ветер бросает

Ярким ковром весь мир укрывает.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой чудесный Лесной город.

(Воспитатель незаметно открывает коллаж из листьев прикреплённый к доске).

Он не простой, а волшебный. (Обращает внимание детей на коллаж) .

В нем живет много зверей, но сейчас они спрятались. Отгадайте кто они такие?

1) Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке- летом.

(Белка)

2)Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

3)За деревьями, кустами,

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало...

Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

4)Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге.

Догадайся и ответь

Кто же это?...(Медведь)

5)Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (ёжик)

Ответы детей.

Вос-ль: Молодцы! (достает из корзинки спрятанного ёжика-игрушку.) Посмотрите, кто тут спрятался.

Ёжик: Здравствуйте, ребята!

Вос-ль: Давайте поиграем с ежиком.

Физминутка.

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать -Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Не умел он топать -Топ-топ-топ.

(Топают ножками.)

Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг

(Прыгают на двух ногах).

Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп,

(Хлопают в ладоши).

Научили топать - Топ-топ-топ.

(Топают ножками).

Научили прыгать - Прыг-прыг-прыг,

(Прыгают на двух ногах).

Научили бегать…

Бегают на месте.

Вос-ль: Молодцы, ребята. Пора нам продолжить наше путешествие. Прощаются с ёжиком.

Вос-ль вращает волчок. Садятся на ковёр-самолёт и отправляются в Город «ЗВЁЗДНЫЙ».

    Приземляются в Городе «Звёздный».

Вос-ль: На этой планете вас ждут загадки о космосе. Прежде чем ответить, подумайте хорошенько.

1.Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звёзды)

2.Лежит ковёр большой-большой, а не ступишь на него ногой. (Небо)

3.Ну-ка кто из вас ответит: и совсем не больно жжёт, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт. (Солнце)

4.Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (Месяц).

5.Вокруг родной матушки девять детушек кругами ходят. (Планеты.)

6. Полная как апельсин, а прошла неделя только от неё осталась долька. (Луна)

7.По небу летает, самолёты обгоняет. (Спутник.)

Вос-ль: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились успешно. И мы с вами продолжаем наше путешествие. Давайте, посмотрим, куда же теперь наш маршрут идёт?

Вос-ль вращает волчок. Садятся на ковёр-самолёт, отправляются в

    ГОРОД «СЮРПРИЗНЫЙ».

Вос-ль: Посмотрите, нас здесь кто-то встречает. Кто же это, вы узнали?

Дети: Звездочёт.

Звездочёт: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы прилетели на мою планету. Ребята, а как вы думаете, почему меня зовут Звездочёт?

Дети: Любишь наблюдать за звёздами, считать их.

Звездочёт: Правильно, но ещё я изучаю другие планеты, а недавно у меня произошло несчастье. Самая яркая звезда, которая мне помогала найти верный путь, распалась на отдельные лучи. Помогите, пожалуйста, собрать мне эту звезду, Она была вот такая (показывает образец).

Дидактическая игра «Собери звезду» (дети по образцу собирают звезду из разрезной картинки). После того, как дети справятся с заданием, Звездочёт их благодарит и дарит яркие маленькие «звёздочки-конфетки».

Вос-ль: Ну что, мы с вами везде побывали, со всеми испытаниями вы справились, теперь пора нам возвращаться в детский сад. Давайте произнесём слова-заклинания. Закрываем глаза и все вместе говорим:«10,9,8,7,6,5,4,3- Ковёр-самолёт, в детский сад нас вези!»(Звучит весёлая музыка, возвращаются в д. с).

Татьяна Голузина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Отгадывание загадок»

Конспект НОД в старшей группе

Отгадывание загадок

Цель : учить детей отгадывать загадки . Закреплять навыки речи- доказательства , развивать навыки

речи-описания .

Материал : иллюстрации отгадок .

Сегодня я расскажу вам сказку, но эта сказка необычная. Она с загадками и их вы мне поможете

отгадать .

Жил был колобок. Захотелось ему погулять. Побежал он по …

Шагаешь - вперед бежит,

Оглянешься - домой бежит (Дорожка)

Бежал, бежал он по дорожке, а на встречу ему сердитый недотрога.

Живет в глуши ночной

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Угостил ёжик колобка грибочками. Побежал колобок дальше. Бежал, бежал колобок, а на

встречу ему …

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе , орешки я грызу. (Белка)

Поглядите, поглядите-

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить?

Не ответишь, подождем и промокнем под. (Дождем)

Испугался колобок дождика и спрятался под …

Что же это за девица

Не швея, не мастерица?

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год … (Ёлка)

Полил дождик и прошел. Весело стало в лесу,

защебетали птицы. Выглянуло солнышко и колобок побежал дальше, все ему было интересно.

Смотрит, что такое впереди?

Погляди на молодцов

Веселы и бойки.

Волокут со всех концов

Материал на стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей.

И бежит на помощь друг,

Тут народ хороший.

Без работы хоть убей-

Жить не может … (Муравей)

Помог колобок муравьишкам и сел отдохнуть.

Сидит, смотрит,а на дерево села :

Трещала с самого утра,

Пор-р-ра, пор-р-ра! А что пора?

Такая с ней морока,

Когда кричит сорока.

Принесла сорока на хвосте новость,что у деда с бабкой в избушке :

Явился в желтой шубке, прощайте 2 скорлупки (Цыпленок) .

Очень захотелось колобку посмотреть на цыпленка, и побежал он обратно домой.

Дети должны не просто отгадывать загадки , но и доказывать правильность ответа.

Департамент образования г осквы ЮВАО

ГБОУ начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 1643

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

на тему: « Обучение детей анализу и синтезу при разгадывании загадок»

Подготовила:

Воспитатель

Боровкова И.Ю.

Москва 2013 год

Цель:

Научить детей анализировать, обобщать и систематизировать признаки и свойства предметов на основе разгадывания загадок;

Задачи:

Познакомить детей с разными видами загадок, научить их правильно разгадывать и сочинять свои загадки;

Учить детей анализировать и проводить синтез известных признаков, свойств и качеств предмета или явления;

Продолжать учить детей умению чётко и ясно формулировать доказательства отгаданного предмета;

Закреплять умение детей выделять признаки и свойства предметов и явлений;

Учить делать выводы, обобщения;

Продолжать учить придумывать загадки с помощью предложенного алгоритма;

Развивать мыслительные операции старших дошкольников при отгадывании и составлении загадок;

Развивать познавательную активность детей, используя опытно – экспериментальную деятельность;

Развивать умение определять признаки загаданного предмета и устанавливать существенные связи между ними, понимать образные сравнения;

Развивать внимательность и сосредоточенность при прослушивании загадок;

Развивать умение отвечать на вопросы логического и системного мышления;

Развивать способности к анализу ситуации;

Способствовать снятию психологических “зажимов” и напряжения;

Расширять и активизировать словарный запас детей;

Развивать связную речь детей;

Развивать воображение, внимание к предметам, способность группировать и классифицировать информацию, творческие способности;

– стимулировать активность, возбуждение фантазии, поднятие настроения и создание творческой атмосферы в группе;

– воспитывать интерес к творческому процессу, приобщать к народным ценностям;

Воспитывать уважение друг к другу во время диалога, умение дослушивать до конца, употреблять вежливые слова;

Воспитывать культуру поведения;

Оборудование:

Мультимедийная установка;

Видеозапись мультфильма «Маша и медведь» серия «День варенья»;

Ширма для показа спектакля;

Куклы – бибабо Хрюша и Степашка;

Банка с вареньем, 3 корзины;

Муляжи овощей, грибов и шишек;

Опытно – экспериментальные столы с пробными экземплярами моркови и огурца;

Ход занятия

Заставка спокойной ночи малыши на экране.

Из-за ширмы появляются Хрюша и С тепашка.

Хрюша в шарфе, кашляет.

Хрюша :

Ох, ну и ветер на улице. Я весь замёрз. Теперь точно заболею.

Степашка:

Не волнуйся, Хрюша. Тебе бы сейчас чай с ягодой-малиной, и ты вмиг выздоровеешь.

Хрюша :

Что-то я не припомню такую ягоду, какая она?

Воспитатель:

Ребята, расскажите Хрюше, какая малина.

Дети:

Сладкая, сочная, вкусная, ароматная, красная, пахучая, мягкая, круглая…

Хрюша :

А где её можно найти?

Степашка:

У меня есть один знакомый медведь, у него наверняка есть малиновое варенье. Я скоро вернусь, а ты ложись в кровать и не вставай.

Хрюша :

Пойду, прилягу.

Хрюша и С тепашка уходят.

Воспитатель:

Ребята, давайте посмотрим, что же это за медведь.

Показ фрагмента мультфильма «Маша и медведь». После мом ента, когда М аша съедает варенье , выключить проектор.

Воспитатель:

Теперь Мишка нам не поможет. Что же делать?

Дети:

Будем сами варить варенье для Хрюши.

Воспитатель:

- Сегодня нам предстоит с вами выяснить, из чего варят варенье.

Появляется С тепашка .

Степашка:

Ох, какая тяжёлая корзина. Её дала мне Маша и попросила помочь вас сварить варенье. А я побежал помогать Мише искать малину.

Воспитатель:

Ой, а тут загадки. Отгадаем их и узнаем, из чего же мы будем варить варенье.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая .

Дети:

Морковь.

Достаётся из корзины морковка.

Воспитатель:

- Кто нам может показать, где же у моркови кудрявый хохолок?

Дети:

Хохолок – это волосы на макушке. У моркови ботва похожа на хохолок.

Воспитатель:

По какому признаку морковь сравнили с лисой?

Дети:

По цвету. Лиса рыжая, а это оранжевый цвет. И морковка тоже оранжевого цвета.

По месту проживания. Лиса живёт в норке, а морковь растёт под землёй, как будто в норке.

Воспитатель:

А теперь подойдите ко мне.

Подвести детей к столу. На тарелочках лежат цельные морковки на каждого ребёнка и кусочки на шпажках для пробы.

Встаньте так, чтобы у каждого была своя пробная тарелочка. Возьмите в руки целую морковь. Какая она на ощупь?

Дети:

Она твёрдая, гладкая , приятная…

Воспитатель:

- Возьмите кусочек моркови на пробу. Попробуйте её. Какая она по вкусу?

Дети:

-Сладкая , вкусная, свежая, хрустящая…

Воспитатель:

Итак, что есть у моркови?

Дети:

Кудрявый хохолок.

Воспитатель:

На кого она похожа?

Дети:

Она похожа на лису.

Воспитатель:

Какая она на ощупь?

Дети:

На ощупь она очень гладкая.

Воспитатель:

Какая она на вкус?

Дети:

На вкус она как сахар сладкая.

Воспитатель:

Молодцы. Присаживайтесь. Следующая загадка.

Летом – в огороде,

Свежие, зелёные,

А зимою – в банке,

Вкусные , солёные.

Дети:

Это огурцы.

Достаются огурцы .

Воспитатель:

Как вы догадались, что это огурцы?

Дети:

Летом они растут в огороде.

По вкусу и запаху они свежие.

По цвету они зелёные.

На зиму их солят. Они становятся вкусными и солёными.

Воспитатель:

- Подойдите все ко мне. Займите свои места.

На втором столе лежат ку сочки свежего и солёного огурца на пробных тарелочках.

Воспитатель:

Попробуйте не солёный огурчик. Какой он? Расскажите про него.

Дети:

-Свежий, зелёный , овальный, ароматный, шершавый…

Воспитатель:

А теперь попробуйте солёный огурчик. Расскажите про него.

Дети:

Острый, солёный, вкусный , кислый, сочный…

Воспитатель:

Круглый, но не мяч.

Красный, но не мак.

Вкусный, но не торт.

На грядке он у нас растёт .

Посмотрите, как много отгадок я подобрала.

Достаётся п омидор, шарик, апельсин .

Вы со мной согласны? Если да, то громко похлопайте, а если нет, то потопайте.

Почему вы не согласны? Не понимаю.

Давайте порассуждаем.

Какой из этих предметов круглый?

Дети:

Круглый – помидор, шарик и апельсин.

Воспитатель:

Какой из этих предметов красный?

Красный – помидор и шарик.

Воспитатель:

Какой предмет может быть вкусным?

Дети:

Вкусными могут быть помидор и апельсин.

Воспитатель:

А какой из этих предметов растёт на грядке?

Дети:

А вот на грядке растёт только помидор.

Воспитатель:

Кто может сделать вывод?

Дети:

Этот предмет круглый, вкусный, красный, растёт на грядке. Значит – это помидор.

Воспитатель:

Молодцы. Что ещё осталось в корзине?

Некоторые ребята подготовили вам загадки.

1-ый ребёнок:

В лесу кто-то важный Н а беленькой ножке. Он с красной шляпкой, На шляпке горошки.

Автономная Некоммерческая

Образовательная Дошкольная Организация

«Золотой петушок»

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия на тему: «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ»

с детьми старшей группы «СОЛНЫШКО»

Хореограф высшей квалификационной

Воспитатель РАДЗИНА Н.И.

Пос. Газопровод 2016г

Культурная практика: продуктивная, чтение художественной литература, музыка и хореография.

Формы представленности цели: работа по образцам, работа с незавершёнными продуктами.

Способ использования музыкального призведения: музыкальная игра-

драматизация, импровизация под музыку, музыкально-танцевальная игра «Зеркало».

Комментарии: основная цель - обобщение и систематизация представлений о зиме, животных, сказочных персонажах, представленных в форме загадок; выпуск книги загадок; предоставить возможность детям импровизировать в танцевальных движениях под разнохарактерную музыку.

Материалы: рисунки к загадкам, сделанные детьми дома с родителями, образцы для рисования отгадок, незавершённые продукты, листы бумаги (1\4 листа А 4), фломастеры, мелки, ножницы, клей, степлер и картинки - отгадки, подготовленные педагогом - хореографом для книги загадок.

Ход проведения

Воспитатель напоминает детям, что сегодня «День загадок». Дома вместе с родителями по «Детскому календарю» дети приготовили загадки о зиме и сделали рисунки. Утром рассмотрели рисунки друг у друга и обменялись впечатлениями. Воспитатель тоже приготовила рисунок и загадку. Дети присаживаются на ковёр в круг и по очереди загадывают свои загадки. В процессе деятельности педагог комментирует: о каком явлении природы загадка, как можно сказать одним словом, когда идёт снег (снегопад), когда снег с ветром(метель) и т.д. Подводит детей к тому, что катание на санках, коньках, лыжах - это зимние забавы. Если загадки о животных, уточняет представления детей об их поведении в зимний период(лоси и олени трудно передвигаются по снегу, их вес не выдерживает даже прочная ледяная корка; а мыши свободно передвигаются под снегом, там им тепло и много воды).

Последним свою загадку загадывает воспитатель, благодарит детей за рисунки и загадки и обращается с предложением: собрать все загадки в одну книгу.

Дети обсуждают с воспитателем, как будут делать книгу(собрать листы вместе, скрепить, сделать обложку, название подписать).

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и воспользоваться изобразительными материалами, образцами рисунков или незавершёнными продуктами. Готовые рисунки вырезают и наклеивают на обложку книги.

Вам понравилась наша книга? Она получилась удивительно познавательной!

К детям подходит педагог - хореограф. Здоровается.

Какое доброе и нужное дело вы сделали: выпустили собственную книгу! Мне понравилась ваша идея! А хотите продолжить «День загадок» ? У меня тоже есть для вас загадки! Но на простые, а МУЗЫКАЛЬНЫЕ! Тогда пойдёмте в музыкальный зал.

В зале хореограф загадывает детям загадку:

Как только утром я проснусь,

Присяду, встану и нагнусь;

Все упражненья - по порядку!

Поможет вырасти ….(ЗАРЯДКА)

Под музыкальное сопровождение дети по показу педагога выполняют разминку «Солнышко лучистое». Затем садятся.

Ну что, готовы отгадывать музыкальные загадки?

Тогда сначала определяем характер и темп звучащей музыки(быстрая или медленная, весёлая или грустная, задумчивая, страшная и т.д.)Звучат музыкальные отрывки(2-4).

А теперь, какому зимнему природному явлению соответствует музыкальный отрывок?(вьюга, метель)

Теперь каждый по очереди будет загадывать свою музыкальную загадку, придумывая движения в соответствии с характером музыки, принадлежащие какому-нибудь животному или сказочному персонажу. Можно использовать жесты, мимику, танцевальные ходы и движения. Остальные ребята должны угадать, кого показывают.(медведь, волк, белка, заяц, лиса, птичка, привидение, Буратино, Баба Яга, разбойники, клоуны, богатыри и т.д.) И каждый может выбратьсвою отгадку - рисунок со стола педагога.

Все картинки - отгадки педагог - хореограф предлагает позже взять с собой, чтобы поместить их в книгу загадок.

Затем детям предлагается поиграть в музыкально - танцевальное «Зеркало». Звучит мелодия «Добрый жук»(группа «Непоседы») и дети, встав в круг, повторяют движения, придуманные и показанные каждым водящим и стоящим в центре круга.

Хореограф благодарит и хвалит интересную импровизацию детей и напоминает взять новые картинки - отгадки для их чудесной «Книги загадок».Хореограф прощается.

Тема занятия: «Где живет Старичок – Лесовичок»

Задачи:

Образовательные: Учить детей отгадывать загадки по характерным признакам: внешнему виду, цвету, форме; закреплять навыки речи – доказательства, описательной речи, развивать связанную речь; развивать внимательность, мышление, любознательность.

Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, любовь и бережное отношение к природе; расширять представления о материальном и духовном мире; воспитывать умение дослушивать собеседника до конца;

Словарные: Обогащение словаря детей: кузовок – короб плетеный для носки чего – либо.

Материал и оборудование: Старичок – Лесовичок – кукла, объёмные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса, кузовок;

Ход занятия:

Стук в дверь.

Ребята, послушайте, кто – то стучится к нам в дверь. Воспитатель открывает дверь группы и вносит куклу Старичка – Лесовичка.

В. - Здравствуй дедушка.

Л. - Здравствуйте ребята.

В. - Скажите дедушка: - Как Вас зовут?

Л. – Меня зовут Старичок – Лесовичок.

В. - Вы откуда к нам пришли?

Л. - Я пришел к вам издалека. Отгадайте мою загадку и тогда узнаете, где я живу, откуда я к вам пришел:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

Скажите, что это за дом? - Лес.

Л. – А почему вы решили, что это лес? (Ответы детей)

Л. – Правильно ребята, лес – наш зеленый дом, у него нет ни стен, ни крыши. Я пришел к вам из леса. В моём заповедном лесу, каких только чудес нет! Я вам принес вот такой короб, а называется он кузовок. Посмотрите, какой он красивый. Кузовок – сделан из бересты, в нем можно носить всё, что захочешь. А мой кузовок не простой, волшебный.

Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки

В кузовок берестяной.

И пропахла в нем берёста

Земляникой и смолой,

Спелой рожью,

Мёдом с воском

И травою луговой….

А что лежит в нём, вы узнаете, коль загадки разгадаете.

В моём лесу очень много деревьев. Послушайте загадки и разгадайте, какие деревья растут в моём лесу:

На лесной опушке стоят подружки:

Платьица белены, шапочки зелены. - Березки.

Л. – Почему вы так решили, что это березки. (Ответы детей)

Л. – Молодцы, правильно отгадали. Платьица белые – это стволы, только у берёзок белый ствол, а шапочки зеленые - это листва.

Лесовичок достаёт из кузовка несколько берёзок и ставит на стол. Слушайте следующую загадку:

Что за дерево:

Зимой и летом зелено? Елка.

Л. – Объясните, почему вы так решили? (Ответы детей).

Л. – Правильно. (Достает елочки из кузовка). Елка в любое время года зеленая.

Ребята, скажите, а какие ещё деревья вы знаете, которые:

Зимой и летом одним цветом? (Ель, сосна).

Л. – Достает из кузовка игрушки и на столе появляется лес.

Вот в таком лесу я живу.

Что же еще растет в моем лесу, кроме деревьев? Вы хотите узнать?

– Слушайте еще загадки.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый ……….(Мухомор).

Объясните свой ответ.

Л. – Молодцы. (Достаёт мухомор из кузовка). Мухомор – ядовитый, шапочка у него ярко красная с белыми точками, пестрая.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай не мешкай!

Это ……..(Сыроежки).

Объясните, свой ответ.

Л. – Молодцы. (Достает грибы из кузовка). У сыроежек разноцветные шляпки на белых ножках.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки-

Собираем огоньки.

Что это такое? (Земляника).

Л. – Правильно. Ягодка земляники похожа на огонек. Достает ягоду и ставит на стол.

А еще в лесу живут разные звери и птицы. Угадайте какие:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж)

Л. – Правильно. У ежа иголки на спине, трогать его нельзя уколешься.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее …… (Лиса).

Л. – Правильно. Рыжая с пушистым хвостом, хитрая плутовка.

Верещунья, белобока,

А зовут ее…..(Сорока).

Л. – Правильно. Постоянно трещит, непоседа, белобока.

Кто на елке, на суку

Счет ведет: Ку – ку, Ку – ку. (Кукушка).

Л.- Молодцы отгадали мои загадки. Посмотрите, у нас получился настоящий лес!

Вот так лес!

Полон лес и загадок, и чудес!

А сейчас давайте немножко поиграем. Физкультминутка (по выбору воспитателя).

Молоды ребята. Мне у вас очень понравилось в детском саду. И я хочу подарить этот чудесный лес вам, чтобы вы не забывали о нашей встрече. Придумывайте загадки про обитателей леса, а когда я снова приду к вам, вы сами будете загадывать их мне.

До свидания ребята.