Тибетский и японский методы воспитания детей. Мудрая тибетская методика воспитания детей без физических наказаний

Каждый родитель должен подумать, прежде чем выбирать какой-либо метод воспитания детей . Некоторые родители все разрешают своему чаду, и все запрещают другие. Но только со временем становится ясно, какой метод правильный. Поэтому сегодня мы решили вас познакомить с тибетским методом воспитания детей. Восток постоянно сравнивают с мудростью и силой выдержки. Основная вера в Тибете — буддизм, поэтому наше воспитание очень отличается от воспитания тибетцев.

В основе тибетского воспитания лежит полный отказ от телесного насилия и отказ от унижения, так как маленькие дети не могут дать сдачи. Свою систему воспитания тибетцы делят на периоды, каждый из которых состоит из 5 лет.

До пяти лет с самого рождения ребенка

Словно в сказку попадает ребенок при своем рождении. До пяти лет деткам разрешается делать абсолютно все, и их никто никогда ни в чем не упрекнет и ни за что не отругает. Ведь именно в этом возрасте детки наиболее любознательны, они познают мир и все хотят знать. Малыш еще только учится объяснять свои поступки и то, почему он сделал так и этак. Ребенка отвлекают всеми силами или делают удивленное или испуганное лицо в том случае, если малыш собирается нашкодить или лезет туда, где ему грозит опасность.

С пяти до десяти лет

После того как ребенку исполнится пять лет, он из волшебной сказки отправляется в своего рода рабство: от него требуют выполнения всех поставленных задач без каких-либо вопросов. С этого возраста хорошо будет ребенка занимать чем-нибудь, нужно следить, чтобы он постоянно был чем-то увлечен, например рисованием, лепкой из пластилина, музыкой, плаванием, конструированием и, конечно, дети должны помогать родителям по дому. Все это развивает у детей интеллект и способность мыслить самостоятельно.

Основная цель этой пятилетки сделать так, чтобы ребенок понимал окружающих его людей, мог предполагать реакцию человека на определенный поступок и таким образом зарабатывал себе хорошую репутацию, но ни в коем случае нельзя наказывать ребенка физически, нужно попытаться поговорить с ним и объяснить всю ситуацию, научить брать ответственность за свои поступки.


С десяти до пятнадцати лет
Уже с 10-ти лет с ребенком надо начинать общаться по-взрослому, как будто он ваш одногодка. С ним можно обсуждать дела, советоваться по всем вопросам. В этом возрасте нельзя ребенку что-то навязывать, нужно дать ему какую-либо идею так, чтобы он мог как бы самостоятельно принять решение.
Если вам не нравится поведение вашего ребенка или то, как он что-то делает, то постарайтесь указать на это намеком, но при этом ничего ему не запрещайте т.к. в этом возрасте у детей развивается самостоятельность и независимость. Если вы будете сильно опекать его, то это в будущем может повлиять не очень хорошо.

И наконец, после пятнадцати лет
После 15-ти лет заниматься воспитанием уже поздно и родители получают то, что посеяли ранее. Как говорят тибетские мудрецы: «Если не уважать своих детей после пятнадцати лет, то они сбегут от родителей при первой возможности».
Конечно, такие методы воспитания не совсем приемлемы в наших странах, но доля какой-то истины в этом есть!!!

10 полезных заповедей воспитания ребенка

  1. Ласковое слово и кошке приятно , поэтому постоянно хвалите ребенка, от этого у вашего чада появляется уверенность в себе. Развивайте в нем уважение к себе — это помогает нацелить ребенка на успех.
  2. Учите, не ругая . Часто мы унижаем детей, сами того не замечая, мы ему говорим: ты такой невоспитанный, вредный, неаккуратный и т.д. Таким образом мы заставляем неосознанно его в это поверить. Нужно критиковать ни ребенка, а его поступки, ему нужно просто объяснить, как делать правильно: «Ты не так держишь ложку (вилку, ручку), нужно держать вот так» и показать, как и что делать правильно.
  3. Объясните ребенку, что вы от него хотите , а не то, что не хотите, и помните, что в тяжелой ситуации запоминается то, что говоришь последним, поэтому продумывайте свое последнее напутствие.
  4. Прислушайтесь к мнению вашего ребенка, узнавайте, чего он хочет. Найдите сильные стороны вашего ребенка и развивайте их, это важно для его самооценки в будущем. Поговорите с ним о том, чем ему нравится заниматься и что он делает с удовольствием, и возможно вы узнаете много нового о своем ребенке!
  5. Узнайте у своего ребенка, чего он боится , поговорите с ним об этом и научите преодолеть этот страх. Таким образом, у него будет развиваться уверенность в себе.
  6. Проследите за тем, чтобы во время какого-то дела у вашего чада не было напряжения , ведь это мешает четко мыслить. Научите его расслабляться, делайте с ним дыхательную гимнастику или пусть подумает или вспомнит о чем-то хорошем, это нужно для того чтобы снять напряжение.
  7. Давайте ребенку упражнения на внимание , это помогает сосредоточиться.
  8. Репетируйте перед важными делами и тогда они пройдут намного легче (например, перед экзаменом, концертом на котором он выступает).
  9. Постоянно напоминайте о его успехах и достижениях , о призах или наградах которые он получал.
  10. К цели продвигайтесь поэтапно , можно нарисовать лестницу и на ней те цели, которых нужно достичь (быстрое чтение, хорошие оценки и т.д.).

И самое главное — не забывайте, что воспитание детей — это трудоемкий процесс, который должен быть основан на поддержке, поощрении и упорном труде!

Что плохого в хорошей трёпке, если после неё ребёнок становится послушным, перестаёт баловаться и перечить родителям? А что хорошего? Конечно, всё зависит от целей, которые преследуют родители в воспитании своих малышей: научить их подчиняться или же вырастить самодостаточную, уверенную личность и просто счастливого человека.

Среди разных современных, классических обучающих программ особенного внимания заслуживает тибетская методика. Её главный принцип – никаких унижений и телесных наказаний применительно к ребёнку!

Основные периоды воспитания детей по тибетской системе

Поскольку именно от родителей зависят будущие успехи или неудачи ребёнка, его взгляды на окружающий мир и жизненные принципы, то в воспитании малыша взрослые должны в первую очередь работать над своим поведением. Тибетская воспитательная система предлагает чёткие инструкции, как вести себя с малышом, учитывая особенности его развития в разные периоды взросления:

  1. От рождения до 5 лет. Статус малыша в семье в этом нежном возрасте – «царь». Даже когда непрерывно растущее любопытство начинает доставлять родителям немалые хлопоты, тибетские традиции не допускают запретов, а тем более наказаний. Маме и папе пытливой крохи нужно научиться отвлекать детское внимание на что-то более полезное.
  2. 5-10 лет. Из «царя» малыш превращается в «раба». В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта и задача взрослых – научить малыша учиться, достигать поставленных целей, планировать свои действия, приучить к труду, воспитать в них ответственность, понимание связи между поступком и его последствиями. Вот почему с 5 лет в системе воспитания применяются наказания (но не унижение или применение физической силы).
  3. 10-15 лет. Уважение личности ребёнка, его мнения, выбора, интересов – вот главные особенности тибетского метода воспитания ребёнка-подростка. Теперь родители должны с ним общаться как с равным: не учить, а делиться опытом, не ставить задачи, а предлагать варианты, начать советоваться. При таких условиях развивается детская уверенность, самостоятельность, способность принимать решения.
  4. 15 лет и старше. Это период, когда родители начинают «собирать камни». Всё, что вы делали ранее, послужило основой для развития способностей, характера, индивидуальных качеств ребёнка. И теперь перед вами уже сформированная личность, которую нельзя перевоспитать, а нужно только принимать такой, какая она есть.

Если не соблюдать правила…

Особенность развития ребёнка заключается в том, что все стороны его личности развиваются одновременно и между ними существует прямая связь. Физическая сила, психологический шантаж, подавление своим авторитетом или противоположные методы (повышенная опека, потакание любым детским прихотям) приводят к большим разочарованиям:

  • несамостоятельность, подверженность влиянию других людей;
  • недовольство собой, комплексы, неуверенность;
  • неспособность брать на себя ответственность за свои поступки, неудачи, за свою жизнь;
  • неспособность завершать начатые дела, а соответственно и достичь в чём-то успеха;
  • отсутствие интереса к знаниям;
  • неумение строить искренние отношения с людьми;
  • стремление всеми силами вырваться из-под родительской опеки или, наоборот, зависимость от отца, матери.

Хотелось бы, чтобы тибетский взгляд на воспитание детей стал основой поведения родителей в каждой семье, чтобы уже через 10-15-20 лет мы могли радоваться успехам самого яркого, успешного и счастливого поколения.

В эту систему вписывается обучение по методике «Соробан» детей 5-11 лет. Занимаясь устным счетом по уникальной системе, ребенок не только развивает интеллектуальные способности, но и развивает уверенность в себе, целеустремленность, лидерские качества. Все это поможет формированию самодостаточной успешной личности..

Тибетский взгляд на воспитание детей
- Никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные».
- Первый период до 5 лет. С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно вам надо?
- Второй период с 5 до 10. В это время с ребенком обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявление отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
- Третий период с 10 до 15. Как воспитывать ребенка в этот период? Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», т.к вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуетесь с ним по всем важным вопросам, предоставляете и поощряете самостоятельность. Свою волю навязываете в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если вам что-то не нравится, то акцентируете его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
- Последний период с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
- Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
- Если вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.
- Если вы будете опекать ребенка, как маленького после 10, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
- Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

Для того чтобы воспитать личность каждый думающий родитель выбирает свою методику. Одни предпочитают во всем «потакать» маленькому чаду, другие - наоборот избирают «ежовые рукавицы». Что из этого правильно и чье семейное воспитание принесет большие плоды - покажет время. Сегодня мы расскажем вам о тибетском методе воспитания детей. Для нас, европейцев, страны Востока кажутся чем-то загадочным и манящим, а восточные люди всегда ассоциируются с выдержкой и мудростью. На Тибете, где основой вероисповедания лежит буддизм, воспитание детей разительно отличается от того, какие подходы пользуем мы.

Основой тибетского воспитания детей является неприемлемость унижения и телесных наказаний. Ведь единственной причиной, по которой взрослые бьют детей, это то, что дети не могут дать им сдачи. Тибетский метод воспитания детей делит весь период детства и взросления на «пятилетки».

Первая пятилетка: от рождения до пяти

С появлением на свет малыш попадает в сказку. Подход в воспитании до 5-ти лет можно сравнить с воспитанием детей в Японии. Детям разрешено все: их никто ни за что не ругает, не наказывает, детям ничего не запрещено. Согласно тибетскому воспитанию в этот период у детей закладывается интерес к жизни и любознательность. Малыш еще не способен выстраивать длинные логические цепи и понимать, что может являться следствием того или иного поступка. Например, малыш до 5-ти лет не сможет понять, что для покупки какой-то вещи нужно зарабатывать деньги. Если же малыш хочет сделать что-то рискованное или ведет себя неподобающе, его рекомендуют отвлекать, или же сделать испуганное лицо, чтобы малыш понял, что это опасно.

Вторая пятилетка: от 5-ти до 10 лет

Отпраздновав свой пятый день рождения, ребенок из сказки перемещается прямиком в рабство. Именно в этот период тибетское воспитание советует обращаться с ребенком, как с «рабом», ставя перед ним задачи и требуя их беспрекословного выполнения. В этом возрасте у детей стремительно развиваются интеллектуальные способности и мышление, поэтому их как можно сильнее следует нагружать. Хорошо занимать детей музыкой, танцами, рисованием, привлекать к физической работе по дому, просить оказывать посильную помощь родителям в выполнении ежедневных дел. Главной задачей этого периода считается - научить ребенка понимать окружающих, прогнозировать реакцию людей на его поступки и вызывать положительное отношение к себе. Наказывать ребенка можно, только не физически, «сюсюкать» и проявлять жалость категорически запрещено, чтобы не развить инфантилизм.

Третья пятилетка: от 10 до 15 лет

По достижению ребенком 10-летнего возраста с ним нужно начинать общаться «на равных», то есть больше советоваться по всем вопросам, обсуждать любые действия, поступки. Если вы хотите навязать подростку какую-то свою идею, то следует делать это методом «бархатных перчаток»: подсказками, советами, но ни в коем случае не навязыванием. В этот период очень бурно развивается самостоятельность и независимость мышления. Если вам что-то не нравится в поведении или поступках ребенка, то старайтесь указывать на это косвенно, избегая запретов. Не пытайтесь опекать ребенка. Потому как это может привести к тому, что он будут слишком зависим от своего окружения (не всегда хорошего) в будущем.

Последний период: с 15 лет

Согласно тибетскому взгляду на воспитание детей после 15 лет детей воспитывать уже поздно, и родителям остается лишь пожинать плоды своих усилий и трудов. Тибетские мудрецы говорят, что если не уважать ребенка после 15 лет, то он уйдет от своих родителей навсегда при первой возможности.

Возможно, такой метод воспитания не может быть стопроцентно применен для нашего менталитета, но все же хорошая доля истины в нем есть.

Все мы знаем, что воспитывать ребенка — дело сложное. У каждого народа есть свои принципы и подходы. Предлагаем Вам познакомиться с тибетским взглядом на воспитание ребенка.

Самое важное - никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные».

Первый период

Ребенку до 5 лет.

С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно вам надо?

Второй период.

Возраст ребенка с 5 до 10 лет.

В это время с ребенком обращаться «как с рабом».
Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявление отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

Третий период.

Возраст ребенка с 10 до 15.

Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», т.к вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуетесь с ним по всем важным вопросам, предоставляете и поощряете самостоятельность. Свою волю навязываете в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если вам что-то не нравится, то акцентируете его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.

Последний период.

Он уже не ребенок с 15 лет.

Относитесь к ребенку с уважением. Воспитывать уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.

Если вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.

Если вы будете опекать ребенка, как маленького после 10, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.

Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

А что Вы скажете о таком способе воспитания и обучения детишек?

8 комментариев к “Тибетский взгляд на воспитание детей”

    15.12.13 @ 15:01

    мне нравится такой подход к воспитанию малыша. что-то подобное в этом роде я и представляла ранее,когда задумывалась о воспитании своего будущего ребенка….единственное, я бы изменила первый период по продолжительности…..не 5, а 3 года…мне почему-то кажется, что так немного целесообразнее…

    19.12.13 @ 16:20

    Первый период не понравился… Если так баловать ребёнка, он станет маленьким избалованным эгоистом. Подруга по этой системе воспитывала ребёнка и ему сейчас 11 лет, а ведёт себя как трёхлетний малыш — капризничает, надоедает, вмешивается в разговоры взрослых, грубит им, а мама её не обращает на это внимания.

    Беремчик

    29.03.14 @ 3:01

    Считаю, что нельзя слишком баловать ребёнка до 5 лет. Ибо это необратимо испортит его. Наказания должны быть, без избиения, но которые чётко будут давать понять, что ребёнок сделал каку и плохо. Так же нужно ребёнку показывать в чём он ошибся и кому сделал больно своим поступком. А то устанешь ишачить на вещи, которые он испортил и разбил и он так и не научится ценить то, на что мама с папой горбатились годами.

    Самое важное, что нужно запомнить — ребёнок до 3 лет как губка всё впитывает и запоминает поведение родителей, это закладывается в памяти на всю жизнь. Дальше он уже на уровне подсознания повторяет поступки родителей и их поведение и привычки. Потому стоит вести себя максимально правильно и подавать положительные примеры.

    Идеально, если ребёнок участвует в помощи родителям. Это можно прививать когда он научится ходить. Именно тогда он начинает чувствовать себя полноценным членом семьи и уже начинает ценить проделанный труд.
    К примеру, приобщать ребёнка к уборке. Сначала мелкие работы, которые безопасны для него, с возрастом более сложные. Прививать любовь к чистоте и чтобы уборка была игрой во взрослость.

    «Посмотри, какие чудесные пузырики в водичке, в которой мы мочим тряпочку, ты же уже такой взрослый/такая взрослая и потому тебе можно доверить самому/самой вытереть пыль», «Мммм! Какой ты молодец, пол такой чистенький и теперь на нём приятнее играться», «Отнеси обёрточку, мусоринку в ведро, ведь ты же так старался и убирал, помогал пылесосить, жалко, если твой труд пропадёт».

    Советоваться с ребёнком и правда стоит, это можно делать начиная с того возраста, когда он уже умеет нормально говорить.
    «Как ты думаешь…?» а дальше по теме вопроса.
    То есть, не просить совета как такового, а спрашивать мнение.
    И если его мнение отличается от вашего, то обосновывать вслух, как бы давая ребёнку поучаствовать в дискуссии, при этом словно говоря и с самим собой, комментируя вслух свои размышления. В итоге делать как нужно.
    Участие для ребёнка важнее результата.

    Рассказывайте почаще ребёнку об ошибках других людей и своих ошибках, в форме сказок и поучительных рассказов, чтобы научить его что Хорошо и что Плохо. Этот опыт окажется для ребёночка бесценным, по себе знаю, мамины рассказы уберегли меня от многого.

    Если нужно, то стоит иногда отказать ребёнку в его просьбе, особенно, если просьба сопровождается капризным требованием чего-либо. Например, конфеты, или ненужной по сути покупки.
    Иногда стоит подходя к прилавку сказать это ребёнку, дать ребёнку подержать и долго потрогать эти игрушки — «Ну хорошо, давай посмотрим, что тут интересненького, посмотри, потрогай, но если честно, то у тебя есть игрушечки дома, ты эти посмотри и потрогай, утоли интерес, да и пойдём дальше». Ни один продавец до сих пор не был против, чтобы ребёнок трогал игрушки и немного поиграл ими. За 5 минут ребёнок переключается и идёт дальше.
    Если же вы спешите, то идите быстрее, чтобы миновать игрушки и переключите внимание ребёнка с игрушек на другую тему, срочно спросите о чём-то сложном и совершенно другом, что займёт его мысли.

    Беремчик

    29.03.14 @ 3:10

    В подростковом возрасте ребёнку стоит почаще говорить — » Ты уж сам решай, это твоя жизнь и каждый пожинает плоды своих решений. Если поступишь умненько и будет всё хорошо, то я порадуюсь за тебя, буду тебя любить ещё больше, но сложно жалеть тех, кто делает ошибки осознанно и сам же страдает от них».
    Тогда ребёнок будет понимать, что его жизнь в его руках и его решения на его ответственности, ему за них и страдать, или радоваться.
    В таком случае ему будет сложно потом обвинить вас в том, что навязали свои решения, испортили ему судьбу.

    Беремчик

    29.03.14 @ 3:26

    Как лучше вести себя в магазине. Ответ про любопытство детей и их вечное желание всё тянуть с полок.

    Чтобы избежать самостоятельного лазанья ребёнка по полкам и мацанья всего подряд, ему стоит давать потрогать товары, под присмотром и объяснять что это такое, ведь ему всё очень интересно. Можно рассказать что из «вот этого» я делаю тебе кашку, а этот сахар кладу тебе в чаёк.

    Объяснить почему некоторые продукты в пакетиках и почему нельзя их рвать «Это специально упаковано в пакетик, чтобы таракашки не залезли туда, представляешь, какой был бы ужас, если порвать пакетик и букашки залезут в продукты, а мы их можем потом купить случайно»…
    «Или какой-то дядька грязными руками возьмёт и не заметит дырочку, а потом можно отравиться, или заведутся глисты — это такие длииинные червяки и они селятся в животике и потом животик болит», «Потому нужно чтобы всё это было в упаковочках».

    29.05.15 @ 13:11

    Ребенок все впитывает. Прививать ему «хорошо» и «плохо» рукой железной нельзя. Он не робот. В жизни нет этих крайностей и в лет 15 (если повезет), а если не повезет — то под 30 или даже после 50 человек будет понимать, что «правильная» жизнь не по душе ему.

    Если вы в ребенке взрастили оценочную зависимость — ваша вина. Если на капризы не обращать внимания — утихнут сами. Пусть руководствуется здравым смыслом — понимая плохие последствия. А если пока еще не в состоянии — мягко, незаметно поправить лучше.

    Однако, лучше собственных шишек обучающего средства не придумали. Свою голову ребенку не пришьете. Пусть играет с этим миром. А мы будем лишь следить, чтобы к краю пропасти не подходил, ловить детишек, как у Селинджера..

    14.11.15 @ 4:34

    Очень интересный опыт. Действительно, ребенок всё впитывает. Поэтому стараюсь давать ему хорошую информацию, даже элементарно ограничить круг общения сомнительных личностей с моим ребенком. На данный момент ребенок читает «Познайка». Очень доволен этим патриотическим изданием.

    28.09.16 @ 10:22

    Есть хорошая английская пословица: Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, всё равно они будут похожи на вас.