Тема занятия зима тифлопедагога. Тифлопедагог – это важная профессия

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Важные помощники».

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по социально-бытовой ориентировке для детей старшей группы с нарушением зрения. Занятие по социально-бытовой ориентировке, в виде исследования, с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

Цель: показать результат коррекционной работы по теме «Органы чувств». Активизировать представление детей об органах чувств и их значении.
Коррекционно-образовательные задачи:
Обобщить знания детей о сенсорных возможностях органов чувств, учить использовать имеющиеся знания на практике.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, компенсаторные функции сохранных анализаторов.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры с шариком Су-Джок, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Материал: коробка - посылка, притча, написанная на бумаге, картинки с изображением органов чувств, непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра лимона, чеснок, ванилин, хвоя сосны) и вкусами (сахар, соль, лимон, лук); аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, шум транспорта), «Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, шарики Су-Джок); картинки с геометрическими фигурами, магнитная доска.
Предварительная работа: Беседы о здоровье, разучивание стихотворения В. Свиридова «Для чего нужны глаза?», дидактические игры: «В гостях у Айболита», «Узнай по голосу», «Узнай по запаху».
Методы и приемы: игровая мотивация, создание проблемной ситуации, беседа с детьми, притча об органах чувств; игра «Чудесный мешочек», игра «Запомни и назови», загадки об органах чувств, игра «Чудо-нос».

Ход занятия:

Звонок мобильного телефона, тифлопедагог разговаривает по мобильному телефону.
Тифлопедагог: Алло! Да …Детский сад. Будет доставлена посылка, хорошо!
Стук в дверь.
Тифлопедагог выходит за дверь и приносит коробку - посылку.
- А вот и посылка. Как выдумаете, что в ней?
Ответы детей…
Тифлопедагог : Давайте откроем и посмотрим…
В посылке старинное письмо - притча и картинки с изображением органов чувств.
Тифлопедагог читает притчу об органах чувств:
Поспорили как-то органы чувств между собой: кто важнее из них?
Глаза сказали сразу: «Кто из вас может различать цвета, красоту окружающего мира? Давно доказано, что более 80% информации человек получает именно через зрение. О чём тут можно спорить!?»
Уши тут же возразили: «Окружающий мир, говорите?! В чем же будет его красота, если он будет без звуков? Журчание ручейка, пение птиц, голоса людей.…Вот это красота!»
«Извините!- вмешался нос. - Красота не в звуках, а в запахах, именно они опьяняют и запоминаются надолго... Запах цветов, запах моря, весны…»
« Красота! - не спеша, выслушав почти всех, обстоятельно заявил о себе Рот. - Сколько бы вы не тешили человека на его голодный желудок, долго он не протянет. А потом за вкус чего-нибудь особенного он отдаст все красоты природных пейзажей вместе с гаммой музыкальных звуков и всем разнообразием запахов в придачу!»
« Ну, теперь, кажется, все высказались - тоном первых среди равных, воскликнули руки, последние из пятёрки органов чувств - Руки чувствуют и создают красоту для человека. Мы самые чувствительные и значимые. Мы главнее всех! Всё в наших руках!»
Этот спор услышал мудрец и сказал….
Тифлопедагог: Дальше невозможно прочесть, вода размыла буквы…
-Интересно, что же сказал мудрец?
-Давайте проведем свое небольшое исследование и ответим сами на этот вопрос.
(Дети соглашаются с педагогом). Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир. И поэтому их называют как?
Ответы детей: помощниками.

Тифлопедагог: Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете?
Ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа.
Тифлопедагог: Самая чувствительная кожа на пальцах рук. Вот почему руки считают себя главными помощниками.
Тифлопедагог: А теперь приступим к нашему исследованию! Для того чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку:
-Их у нас с тобою пара:
Один - слева, другой - справа.
Чтобы видеть вдаль, смотреть вперед.
Кто их знает, сразу назовёт.
Ответ детей: глаза
(Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением глаз.)

Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужны глаза?
Ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги…
Тифлопедагог: Правильно, а сейчас проверим, так ли это? (Ответы детей, обобщение педагога).
Тифлопедагог:
А теперь мы проверим, как развиты у нас глазки, а точнее зрительная память и внимание.
Давайте поиграем в игру «Запомни и назови». Посмотрите на картинку внимательно и запомните геометрические фигуры, которые на ней нарисованы. Запомнили? А теперь я спрячу картинку, а вы назовите, какие геометрические фигуры вы запомнили?
(Игра на активизацию зрительного анализатора).
Тифлопедагог : Молодцы, ваши глазки хорошо потрудились и наверно- утомились.
Нам поможет, наверняка, зрительная гимнастика:
Глазкам нужно отдыхать (закрываем глаза ладонями).
Все умеем мы моргать (моргаем глазами)
Посмотрели: вправо, влево.
Продолжаем дальше делать.
Подняли глазки вверх,
Опустили плавно вниз.
За работу принялись!
Тифлопедагог: Чтобы глаза хорошо видели, нужно о них заботиться и беречь. Давайте вспомним, что для этого нужно делать.
Дети повторяют стихи:
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай.
На яркий свет смотреть нельзя,
Береги, дружок, глаза!
Тифлопедагог : А теперь, отгадайте следующую загадку:
На лице он есть у нас:
Выше рта, но ниже глаз.
Нужен нам, чтобы дышать,
Запахи различать.
Вы ответьте на вопрос:
«Что же это, дети?» …(нос).
Дети находят карточку с изображением носа и прикрепляют на магнитную доску.
Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен нос?
Ответы детей: дышать, различать запахи.
Тифлопедагог: Правильно! А как он помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
Тифлопедагог: Правильно, давайте с вами подышим: Вдохнем носом глубоко, а выдохнет ртом очень легко. Повторить 3-4 раза. Подышали?
А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать запахи, что находится в этих баночках. (Дети по очереди определяют, что находится в каждой баночке).
Тифлопедагог : Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь отгадайте следующую загадку:
-Их у нас с тобою пара.
Одно слева, другое справа.
Чтобы слышать звуки, речь,
Нужно их от травм беречь.
Что же это, малыши? Ну конечно, это …(уши).
(Дети на доске прикрепляют картинку с изображением уха.)
Тифлопедагог: Ребята, зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
Дети: Уши помогают нам слышать звуки и различать их.
Тифлопедагог: Правильно, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай на слух». Присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны. (Дети слушают аудиозапись различных звуков).
Тифлопедагог: Какие звуки вы слышали?
Ответы детей….
Педагог благодарит детей за правильные ответы.
Тифлопедагог: Молодцы! Отгадайте следующую загадку:
На лице у всех у нас, он под носиком как раз.
Он нам всем необходим:
Мы им пьем и им едим.
Он нам очень помогает, когда вкусы различает.
Кто его мне назовет? Ну, конечно, это…(рот).
Правильно, ребята, это рот.
Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением рта.
Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен рот?
Ответы детей: разговаривать, кушать, чувствовать вкус пищи, которую едим.
Тифлопедагог : Давайте проверим и поиграем в игру «Угадай на вкус». Определите на вкус, что вы пробуете?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лимон, сахар, соль, лук.
Тифлопедагог: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. Давайте отгадаем еще одну загадку:
Чтобы узнавать фактуру,
Чувствовать температуру
Чтобы формы различать,
С шариком Су-Джок играть,
Чтоб ощупать все нам штучки,
Нам нужны, конечно…(ручки).
А чем мы с вами ощущаем прикосновение?
Дети: кожей.
Тифлопедагог : А где самая чувствительная кожа?
Ответы детей: на пальцах рук.
Тифлопедагог : Верно, ребята. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "Волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание)
Тифлопедагог : Молодцы! А теперь, давайте укрепим наши пальчики.
Пальчиковая игра с массажером Су-Джок.
Тифлопедагог:
Ежики уж тут как тут,
(Педагог подает корзину с массажерами)
Дети в руки их берут,
(Дети берут массажеры)
По ладошке их катают,
(катают массажеры по ладони)
Бережно, легко сжимают,
(сжимают массажеры в кулаке)
Каждый пальчик ему рад,
(покалывают подушечку каждого пальца)
Вылечат они ребят!
Тифлопедагог : Вот и завершилось наше исследование. Вы справились со всеми заданиями, хоть они были трудными. Давайте подведем итог. Как вы думаете, кто же самый главный из помощников?
Ответы детей: Все.
Тифлопедагог: Правильно!
Мудрец сказал, что человеку нужны и важны все помощники.
В теремке, который век.
Под названием "Человек"
Все помощники живут:
Нос, рука, язык, глаза, уши -
Вместе дружная семья.
(Дети показывают помощников)
Все помощники нужны,
Все помощники важны!

Комплексные конспекты

Конспект совместного игрового
занятия тифлопедагога с логопедом,
для детей с нарушением зрения по теме:
«Транспорт» в подготовительной группе.

Петухова Е.В., тифлопедагог;
Мельникова Н.В., логопед
ГБДОУ №42 г. Санкт Петербург

Цель: Выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский) ; Совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.

Речевые задачи:

  1. Активизировать словарный запас по теме.
  2. Совершенствовать навык чтения слов.
  3. Развивать и активизировать слуховое внимание, фонематический слух.
  4. Грамматика: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме.
  1. Работа над просодическими компонентами речи: Совершенствовать навык владения голосом, интонационной выразительностью, громкостью.
  1. Отрабатывать умение логически и граматически правильно строить ответы и обосновывать их.

Коррекционные задачи:

  1. Закреплять умение детей сравнивать предметы.
  2. Совершенствовать навык конструктивного Праксина.
  3. Развивать цветоразличение, умение выделять оттенки одного цвета, закреплять умение детей раскладывать предметы по цветовой насыщенности.
  4. Развивать логическое мышление и память.
  5. Закреплять умение детей ориентироваться в микрои макропространстве, по рядам и столбикам, развивать умение детей пользоваться картой-путем.
  6. Развивать зрительномоторную координацию; глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз.

Оборудование и наглядность:

  • Указки
  • Ковролин
  • Фланелеграф
  • Полотно для ориентировки по рядам и столбикам
  • Мягкий строитель
  • Тазик с водой
  • Игрушка-кораблик

Демонстрационный материал:

  • Силуэты транспорта (большие и маленькие)
  • Картапуть
  • Поезд с разноцветными вагонами (на вагоне слово)

Изобразительный материал:

  • Детский сад
  • Автобус
  • Вокзал
  • Город
  • Два трамвая
  • Корабль
  • Два изображения необитаемого острова

Раздаточный материал:

  • Силуэты вертолета фиолетового цвета (различных оттенков)
  • Разноцветные билеты с трехзначными номерами
  • Разрезные части вертолета
  • Предметные картинки с транспортом
  • Трубочки

Музыкальное сопровождение

Вводная беседа:

Логопед: Здравствуйте, ребята, Сейчас я вас проверю, отгадайте загадку на смекалку:

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит (самолет)

Без разгона вверх взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш российский (вертолет)

Про что эти загадки?

А к чему относится самолет и вертолет?

Какой еще транспорт вы знаете?

Скажите, как делится транспорт по месту передвижения?

Что относится к наземному транспорту, водному?

А как транспорт делится по назначению?

У нас сегодня необычное занятие - мы будем путешествовать на разных видах транспорта, но сначала вы должны выбрать и правильно назвать транспорт, на котором мы сможем передвигаться, Перед вами лежат силуэты игрушечного и настоящего транспорта. Вам нужно разделить транспорт на две колонки: игрушечный и настоящий, например: грузовик и грузовичок. (Дети расставляют силуэты транспорта на фланелеграфе) .

Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправляться в путешествие.

Тифлопедагог: За хорошее поведение и ваше стремление к знаниям вам прислали путевку. Давайте рассмотрим ее, и скажем, на каком транспорте, и в какой последовательности мы с вами поедем в путешествие. (Дети перечисляют по картепути последовательность путешествия на разном транспорте)

Мы отправляемся в путешествие от нашего садика. Обозначим на нашей схеме (прикрепляем силуэт садика на ковролин)

Напомните, на чем сначала отправляемся в путешествие? Слышите, а ведь это наш автобус приехал, заходите в салон, занимайте места.

Логопед: Закройте глаза и представьте, что мы с вами в автобусе: едем через город к вокзалу, а чтобы было веселее, можете спеть песню (озвучивание отхода поезда) . Вот, мы с вами прибыли на вокзал. Вспомните, на чем мы поедем дальше? Только поезд из вагонов вы должны собрать сами, так чтобы получилась цепочка слов (каждому дается вагон, на котором написано слово) . Дети читают слова, составляют поезд на ковролине, соединяя слова в цепочку. В зависимости от цвета вагона, каждый ребенок получает билет такого же цвета.

Тифлопедагог: Посмотрите, в какой последовательности по цвету стоят вагоны. Посмотрите на свои билеты, займите места в такой же последовательности. Мы поедем через леса, поля, деревни в другой город, чтобы сесть на пароход. (под музыку «голубой вагон» поезд едет змейкой)

Вот мы и в городе, свои билеты сохраните, они могут оказаться счастливыми. Вспомните на чем мы поедем в городе? (трамвай)

Перед вами два трамвая, на каком из них поедем? Чем они отличаются? Теперь мы можем поехать на трамвае в порт. Смотрите, сейчас мы проезжаем (демонстрируются картины с видами города)

Куда мы приехали? (порт) . На чем теперь мы будем путешествовать? (на корабле) . Из мягкого конструктора дети строят корабль с трапом.

Логопед: Проходите по трапу на палубу и рассаживайтесь. Внимание! Мы тоже отправляемся в дальнее плавание по морю (гудок лайнера)

Чтобы не скучать в пути, давайте придумаем загадки про транспорт (шум моря) .

(Детям раздаются предметные картинки с транспортом, дети называют части транспорта, составляют загадки про транспорт) .

Ой, что это? Кажется, начинается буря. Посмотрите, вот как выглядит наш корабль в открытом море (дети берут трубочки, дуют в таз с водой, где плавает игрушечный кораблик, устраивая бурю, кораблик тонет) . Ребята, наш корабль потонул, мы должны доплыть до берега (дети, лежа на животе, имитируют плавание на воде)

Наконец-то мы доплыли до берега острова, на котором растут пальмы, мы устали и нам нужно отдохнуть, ложитесь на спину, закройте глаз и прислушайтесь к шуму моря. Может быть вы услышите что-нибудь необычное. (шум моря и китихи) .

Тифлопедагог: Как же нам вернуться назад домой? От корабля остались одни обломки.

Давайте построим вертолет (конструктивный праксис) . Все готово, полетим (вертолет) . Мы попали в туман. Без карты нам не выбраться. Перед вами пустая карта, вы должны проложить путь. Слушайте внимательно (дети по инструкции тифлопедагога расставляют силуэты вертолетов по рядам и столбикам, дети подтверждают словами свои действия)

Проследите глазами путь. Туман рассеялся, а вот и наш детский сад, мы вернулись домой.

Подведение итогов.

На чем мы сегодня путешествовали? На каком транспорте перечислите. Теперь вы можете получить подарки по своим билетам. Но сначала внимательно рассмотрите их. Номер билета должен совпадать с номером подарка. (Дети соотносят цвет билета и трехзначный номер билета и подарка) .

Составила: Юрпалова Т. А.

Цель: Коррекция зрительных функций или развитие зрительного восприятия.

Задачи:
1. Продолжать развивать зрительную дифференциацию предметов по величине, по цвету и оттенкам.
2. Закреплять умение выделять зеленый цвет из множества (желтый, красный).
3. Продолжать развивать умение ориентироваться в микропространстве. Продолжать учить рассматривать простое сюжетное изображение.
4. Активизировать в речи пространственные термины: слева, справа, вверху, внизу;
5. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук. Формировать плавность, ритмичность и точность движений.
6. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к животным.



Оборудование: Раздаточные картинки с изображением: грибов, елочек, яблок, солнышка, дерева, цветка. Конверты- с заданиями от животных. Картинки с изображением берлоги, медведя, ежика, белки.

Ход занятия:
Сегодня у нас будет необычное занятие. К нам пришли письма от лесных жителей, а вот от кого мы сейчас с вами попробуем отгадать.
А в этом нам помогут загадки.
Послушай те первую загадку:

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)

Ответ детей:
Молодцы правильно, посмотрите какой красивый мишка!
Скажи, а какие слова подсказки помогли вам догадаться, что это медведь?
Ответ детей:
Посмотрите нашему медведю очень грустно от того что около его берлоги не растут елочки давайте поможем ему посадить елочки.
Скажите все ли елочки одинаковые?
Ответ детей:
Вот это какая?
Ответ детей:
А эта какая?
Ответ детей:
А эта?
Ответ детей:
Теперь разложите их по росту от самой высокой до самой низкой.
Молодцы!
Посмотри, а еще мишка просит посадить под каждую елочку грибочки, но рассмотрите внимательно все ли грибочки одинаковые?
Ответ детей:
Правильно одни большие, другие поменьше, и совсем маленькие!
Будьте внимательны, правильно посадите грибочки в соответствии с высотой елочек!
Микровывод: Скажите у самой высокой елочки, какой грибочек?
У елочки пониже, какой грибочек?
А у самой низкой елочки, какой грибочек?
Молодцы вы справились с заданием.
Вы правильно рассадили елочки от высокой к низкой и расставили под них грибочки от большого к маленькому.
А следующее письмо нам прислал еще один лесной житель?
Отгадаем загадку?

Что за елочка такая?
Эта елочка живая.
На спине иголки,
Длинные и колкие!
А свернется как клубок
Нет ни головы, ни ног.
(еж)
Ответ детей:
Правильно это письмо пришло от ежика. Ежик больше всего на свете любит зеленые яблоки, давайте поможем ему выбрать только зеленые яблоки и положить ежику на иголочки.
А скажите все ли зеленые яблоки одинаковые?
Ответ детей:
Одно какое?
Другое?
Ответ детей:
И самое светлое.
Вот теперь разложите, пожалуйста яблоки от самого темного до самого светлого.
Правильно молодцы.
Скажи какие мы яблоки для ежика выбрали?
Ответ детей:
А как мы их разложили?
Ответ детей:
Вот это какое яблоко?
А это?
Ребята мы с вами помогли уже многим лесным жителям, а теперь давайте немного отдохнём. Вставайте из-за столов скажите, когда ежик замечает что- то подозрительное и остановился, предчувствует опасность он как начинает себя вести?
Ответ детей:
Правильно он сворачивается в клубочек и начинает громко, громко пыхтеть. Давайте представим, что мы ежики.
Набираем воздух ртом присаживаемся, вытягиваем губки трубочкой и начинаем выдыхать быстро, быстро (выполняется 4-5 раз), а теперь побежали как ежики.
Молодцы!
Ребята посмотрите у нас с вами осталось последнее письмо. Присаживайтесь за столы, вы готовы еще помочь лесным жителям?
Ответ детей:
Слушайте внимательно загадку.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
(белка)
Вот у нас какая красавица белочка?
Но ей очень грустно ребята скажите, какое сейчас время года?
Ответ детей:
А какая она осень?
Ответ детей:
Вы правы наступают холода, а наша белочка уже скучает по теплому лету.
Давайте мы с вами превратимся в волшебников и сделаем для белочки летнюю картину.
Посмотрите, а кто уже есть на нашей картине?
А теперь посмотрите, у нас есть изображения разных предметов, я буду называть их место, а вы выкладывать.
Возьми в руки дерево, что ты сейчас взяла?
Ответ детей:
И положи перед собой в нижней части нашей картины?
Скажи, что светит летом?
Ответ детей: Солнышко
Правильно возьми его и положи сверху над деревом.
А теперь чтобы у нас получилась совсем летняя картина давай возьмем цветок. Какого он цвета?
Ответ детей:
И положим справа от дерева?
Скажи пожалуйста а кто у нас сидит с лева от дерева?
Ответ детей:
А теперь давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание
Скажите, что мы посадили по центру (перед собой)?
Где светит солнышко?
Где растет цветок?
Где сидит ежик?
Молодцы, ваши картины очень понравятся белочке, она будет смотреть на нее зимой и вспоминать о теплом лете.
Итог занятия:
Ребята скажите, от каких лесных жителей мы получили письма?
Давайте вспомним, что мы делали для каждого лесного жителя.
В этом нам поможет наша картина.
Мы сажали для медведя елочки, грибочки, собирали для ежика яблоки, белочки составляли летнюю картину.
Ребята, когда кто- то просит вас о помощи, то ему нужно обязательно помочь, вот и мы с вами помогли лесным жителям. Но нужно не только помогать, но и благодарить за помощь.
Вот и наши звери благодарят вас за помощь, вручают сладкий приз для вас и всех ребят в группе.

Елена Митина

Тема: Путешествие на волшебный остров.

Тип занятия: комплексное занятие-путешествие (средняя группа).

Задачи: - продолжать узнавать животных, представленных для восприятия в различных модальностях (контуры, пересеченные контуры, силуэты);

Продолжать развивать зрительную дифференциацию предметов по величине, по цвету и оттенкам (5 предметов);

Закреплять умение выделять зеленый цвет из множества (голубой, синий, красный);

Продолжать развивать умение ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, подставки, цветные изображения, контурное изображение, окно, мольберт, макроплоскости (группа);

Продолжать учить рассматривать простое сюжетное изображение; выделять и перечислять все объекты, выделять ближний и дальний план; выкладывать на индивидуальных фланелеграфах фрагменты изображения;

Развивать речевое дыхание;

Автоматизировать звук [л] изолированно, в словах и в словосочетаниях;

Закреплять навык согласования существительных с числительными 1, 2, 3, 4, 5 и прилагательными в роде, числе и падеже;

Закреплять умение подбирать признаки предмета;

Развивать слуховое и зрительное внимание, кратковременную память;

Активизировать в речи пространственные термины: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, спереди, позади;

Развивать зрительные функции: прослеживающая, цветоразличительная, локализация и фиксация взора, глазомер;

Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук;

Воспитывать умение заниматься в коллективе, слушать педагога и товарищей, уметь дополнять.

Оборудование: ширма, игрушка дракон, ковер, вертушка, картина «обезьянки», диск с музыкой, подзорные трубы (по количеству детей, индивидуальные фланелеграфы, разноцветные яблоки, зеленые яблоки 5 оттенков разной величины, пересеченные контуры животных, силуэтные изображения, сюжетное изображение «фотография», дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, сундук, сартинки со схесатическим изображением животных.

Предварительная работа: чтение сказок с упоминанием о волшебном транспорте, знакомство с животными жарких стран, постановка звука [л] и автоматизация его в словах.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

Здравствуйте ребята. Вы любите путешествовать? А хотите сегодня отправиться в путешествие на волшебный остров? Там нас ожидают интересные приключения и, конечно же, на этом острове спрятан клад, который мы попробуем отыскать.

Но остров находится очень далеко в волшебной стране. До него необходимо на чем-то добраться. Как вы думаете, на чем можно отправиться в наше путешествие? Но не забудьте, что путешествие у нас волшебное, а значит и транспорт должен быть сказочный. (печка Емели, сапоги скороходы, ступа бабы яги, ковер-самолет и т. д.)

Нас много, поэтому мы полетим на ковре-самолете.

Чтобы наш ковер полетел, нам необходим попутный ветер. Давайте сами превратимся в ветерок и подуем, разгоняя наш ковер-самолет (дети дуют на вертушку).

Ковер-самолет взлетел и загудел, неся нас к приключениям. Покажите, как гудит наш ковер. Чтобы правильно произнести звук [л], вспомните, что губки в улыбке, язычок поднят и прижат за верхними зубками. (Дети произносят изолированный звук [лллллл…].

II. 1. Молодцы! Смотрите, на горизонте появился остров. Возьмите подзорные трубы и посмотрите, что вы там увидите. (Дети смотрят в подзорные трубы и видят на картинке обезьянок).

Да это озорные обезьянки. А мы знаем пор них песенку. Давайте ее споем. (веселые песенки для детей Е. Железнова)

Обезьянки вышли погулять выполняем движение «фонарики»

Обезьянки стали танцевать сжимаем и разжимаем кулачки

Но одна из них ушла домой поспать, ладони прижаты др/др, под щеку

Потому что надоело танцевать. стряхивающие движения кистями

2. Вот мы и приземлились на волшебный остров.

Под музыку на ширме появляется дракон.

Кто посмел ступить на мой остров? Что вам здесь надо?

Ну что ты сердишься, дракон? У нас такие хорошие, добрые ребята. Зачем ты их пугаешь? Тебе, наверное, никто не говорил добрых слов, поэтому ты такой злой. Ребята, давайте мы расскажем дракону какой он замечательный.

Посмотрите, какие у него глаза (дети: добрые, черные, грустные и т. д.).

А какой у него хвост?

Скажите, а лапы? (дети подбирают признаки)

Ой, спасибо ребята, а я и не знал, что вы такие добрые. Хорошо, я разрешаю вам погулять по моему острову. Но чтобы найти сокровища, вы должны выполнить четыре моих задания. Задания будут не простые, вам придется показать все свои знания и умения, проявить фантазию и смекалку.

Я такой сердитый и печальный потому что на моем острове, в последнее время, творится что-то непонятное: животные перепутались между собой; мои любимые зеленые яблочки затерялись среди других; на острове часто идет необычный голубой дождь… Вот если вы мне поможете навести порядок на острове, то мое настроение улучшится и я открою вам тайну сокровищ. Там где надо навести порядок, я расставил цифры 1. 2, 3, 4. С какой цифры надо начинать? Удачи вам, отправляйтесь искать первое задание.

3. – Ребята, смотрите, а животные на этом острове действительно все перепутались. Кого вы здесь видите? Покажите (дети по очереди называют животное и указкой обводят пересеченный контур).

4. - Молодцы, вы справились с этим заданием. Следующее задание будет сложнее. Помогите мне найти зеленые яблоки разных оттенков.

На столе разложены разноцветные яблоки, дети выбирают зеленые.

Ты взял какое яблоко? – зеленое яблоко. На столе у вас лежат какие яблоки? – зеленые яблоки. Мы нашли для дракона много каких яблок? – много зеленых яблок.

А теперь разложите ваши яблоки от самого темного до самого светлого.

Разложите по величине от самого большого до самого маленького.

Молодцы, а теперь посчитайте сколько зеленых яблок вы нашли. так одно зеленое яблоко… (дети по очереди считают яблоки от1 до 5).

5. Ищем 3 задание. Подходим к ширме.

– На моем волшебном острове часто идет дождь. Дождь тоже волшебный. На мой зонтик попали капельки этого дождя. Внимательно посмотрите на эти "капельки - картинки" и постарайтесь запомнить как можно больше. А потом мне скажете, что увидели. (Выставляется дидактический зонтик с предметными картинками голубого цвета, медленно вращается и убирается)

Вспомните, что было на зонтике: голубой слон, голубой самолет, голубая неваляшка, голубое пальто, голубой василек, голубые колокольчики, голубое платье, голубое яблоко.

Скажите, что объединяет все эти предметы? (они все голубые) Правильно, все эти предметы голубого цвета. Значит на моем острове идет какой дождь? (голубой дождь)

III. Гимнастика для глаз.

Ваши глазки устали, давайте немного отдохнем (зрительная гимнастика с силуэтными изображениями животных на окне).

IV. 1. – У меня есть фотография моих друзей жирафа и черепахи. Я хотел бы послать им такие же. Фотография одна, а друзей много. Сделайте для меня много таких фотографий (выставляется сюжетное изображение).

Смотрите, какая интересная фотография. Кого вы на ней видите? Что находится справа? – пальма. Кто находиться слева? – жираф. Кто находится в центре? – черепаха. Что находится перед черепахой? – озеро. Что находится позади черепахи? – горы….

Дети рассматривают картинку, перечисляют все объекты, планы с использованием в речи пространственных терминов: слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко, спереди, позади. Выкладывают копию картины силуэтами предметов на индивидуальных фланелеграфах. После выкладывания проверяется точность выполнения задания.

Молодцы, спасибо вам за такие чудесные фотографии, моим друзьям они точно понравятся.

2. Вы выполнили все мои задания, помогли навести порядок на моем острове. Теперь я не буду злым и печальным. А каким я стану?

Дети подбирают признаки: добрым, хорошим, веселым, милым…

Спасибо. Скажите, а какое задание вам показалось самым трудным? Что понравилось больнее всего?

Ну, а теперь я разрешаю вам поискать сокровища на моем острове. Только я не помню, где они спрятаны, знаю только, что сокровища в каком-то сундуке. Постарайтесь найти их сами. А я очень устал, полечу в свою пещеру отдыхать. Всего вам хорошего.

V. Дети в группе находят коробку с сокровищами, открываю.

Смотрите, кроме волшебных подарков в сундуке еще сюрприз от дракона. Это картина его друзей, только они не полностью дорисованы. Вы возьмете их домой, соедините по точкам все рисунки и раскрасите.

А сейчас нам пора домой. Садимся на наш ковер-самолет. Закрываем глаза и представим, что мы летим… Открываем глаза. Мы в своем детском саду.

Вам понравилось наше путешествие?



Любовь Леонтьева
Конспект занятия тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль» ДО «Улыбка»

Конспект

Занятия по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

учитель-дефектолог Леонтьева Л. М.

Программные задачи :

Развитие зрительного восприятия контурных и предметных изображений; формы , цвета и величины предметов;

Закрепление представлений о плоскостных геометрических фигурах; основных цветах спектра и их оттенках;

Закрепление умения выкладывать предметы по величине от меньшего к большему и наоборот;

Развитие логического мышления, зрительной памяти, зрительного внимания, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, ориентировки на плоскости;

Совершенствование зрительных функций различения, локализации;

Тренировка амблиопичного глаза;

-формирование детского коллектива , умения выполнять задания индивидуально, в парах и в группе ;

-формирование нравственных качеств : отзывчивости,дружелюбия, чувства товарищества и взаимовыручки.

Ход занятия

Сюрпризный момент : на компьютер по Интернету пришло сообщение о том, что юный волшебник просит помощи у детей, готовых к школе. Он знает много волшебных заклинаний, но в школу его не берут, т. к. он не знает многих вещей, необходимых школьнику.

Например, с полок в лаборатории упали банки с зельями. Как найти нужную?

Дидактическое упражнение «Логические квадраты»

Чтобы составить эликсир вечной молодости и красоты, надо составить эти банки по порядку.

Дидактическое упражнение «Выложи по образцу»

В бутылочках напиток одного цвета, но разных оттенков. Как правильно сделать раствор волшебного зелья?

Дидактическое упражнение «Выложи от светлого к тёмному»

Дидактическое упражнение «Найди нужный оттенок»

Чтобы эликсир подействовал, необходимо произнести волшебное заклинание. Оно состоит из нескольких слов, которые спрятаны на запутанной картинке. Интересно, смогут ли дети отыскать эти слова?

Наш друг - юный волшебник носит очки. А ведь раньше у него было хорошее зрение. Просто он много времени проводит за компьютером, и у него устают глаза. Научим его делать зрительную гимнастику с помощью его волшебной палочки.

Зрительная гимнастика.

Пока мы делали гимнастику для глаз, от Пети пришло новое сообщение : он многому научился у детей и надеется, что его возьмут в школу. А пока он познакомился со многими сказочными персонажами и узнал, что у них тоже есть проблемы :

У Старика Хоттабыча порвался ковёр-самолёт.

Дидактическое упражнение «Собери фигуру из частей»

Золушка рассыпала бусы

Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»

7 гномов перепутали вещи –

Дидактическое упражнение «Выложи от большого к маленькому и наоборот»

На «электронную почту» приходит новое сообщение от Пети, зашифрованное. В нём говорится, что дети смогут сейчас увидеть настоящих волшебников.

Дидактическое упражнение «Найди слово» (графический диктант»

Получилось слово «Зеркало» . Дети видят в зеркале себя – ведь они настоящие волшебники : помогли другу.

Звучит песня «Где водятся волшебники»

Сюрпризный момент.