Способы борьбы с депрессией у подростков. Помощь родителям проблемных подростков: борьба с проблемами поведения подростков. Симптомы и признаки

Признаки депрессии у подростков часто появляются во время пубертатного развития, то есть примерно в 12-15 лет. Не каждый взрослый может справиться с интенсивным ритмом жизни и с ежедневными стрессовыми ситуациями, не говоря уже о неокрепшей детской психике.

Стрессовых состояний у детей меньше, чем у взрослых, но их влияние сказывается на нервной системе. Периоды подростковых депрессий связаны с гормональными процессами и с познанием окружающего мира.

Основная причина возникновения депрессии у подростков − это стремительные гормональные изменения в организме в сочетании с неспособностью несформировавшейся психики адекватно реагировать на стрессы и критику.


Почему подростки подвержены депрессивным состояниям? Провоцирующими факторами являются:

  1. Замена детского представления мира на погружение во взрослую жизнь со всеми ее трудностями и недостатками.
  2. Юношеский максимализм (в подростковом возрасте любая незначительная проблема превращается в катастрофу глобальных масштабов, что связано с обострением эгоизма).
  3. Неблагоприятная ситуация в семье (в этом случае дети остро реагируют на сложные отношения между родителями, частые ссоры, развод, недостаточное материальное положение).
  4. Бич современности – интернет-зависимость (ребенок погружается в виртуальный мир, а реальный повергает его в состояние угнетения).
  5. Издевательства одноклассников, насмешки, одиночество, которые часто становятся причинами развития депрессии в школьном возрасте.
  6. Необходимость в переезде семьи в другой город или страну (подросток вынужден разорвать налаженные связи с друзьями, соседями, одноклассниками, а на новом месте строить новые круг общения).
  7. Подростки из группы риска, на которых оказывается сильное давление в семье (ребенок подвергается критике, связанной с учебой в школе или другими видами деятельности).

Иногда возникает депрессия и на фоне общего благополучия (чрезмерная опека в семье). В этом случае психика расслаблена и не способна противостоять даже минимальным стрессам.

Также существует фактор наследственности, который увеличивает вероятность развития подростковых проблем и отягощает их проявления. Следует помнить, что мрачное настроение у ребенка никогда не появляется без причины. И не стоит все списывать на сложный возраст. В корне каждой проблемы кроется причина, а справляться с этими проблемами следует всей семьей.

Как понять, что происходит с ребенком?

Следует знать, какие признаки появления депрессии у подростка имеются.


Перечисляем:

  1. снижение интереса к повседневным делам и даже к увлечениям;
  2. плохая успеваемость в школе, возможные прогулы;
  3. бессонница;
  4. апатия, раздражительность, подавленность;
  5. нарушение или полное отсутствие аппетита;
  6. отстранение от общества (ангедония);
  7. плохая концентрация, трудности с принятием решений;
  8. немотивированные вспышки агрессии, возбуждение, плаксивость;
  9. суицидальные мысли и даже попытки уйти из жизни.

Также присутствуют и физические симптомы нарушения психического состояния (частые мигрени, мышечная слабость, кожные сыпи, зуд, нарушение стула, боли в желудке и сердце).


Существует определенная классификация депрессивных состояний. В зависимости от видов депрессии различается и симптоматика:

  1. Реактивная.
  2. Меланхолическая.
  3. Тревожная депрессия.
  4. Дистимия.
  5. Биполярное расстройство.

Наиболее часто встречается реактивный вид депрессии (в возрасте от 12 лет до 17). Развивается в результате развода родителей или смерти близких.


Меланхолическая депрессия характеризуется проявлениями угнетенного состояния, тоски. При этом отмечаются нарушение сна, заторможенность реакций, присутствуют мысли о суициде.

Если депрессивный подросток проявляет признаки беспокойства, паники, растерянности, страха смерти, то это указывает на тревожную депрессию.

Дистимией называется вялотекущая депрессия, которая имеет смазанную симптоматику и может длиться даже несколько лет. Вследствие заболевания возможны проблемы в социальной адаптации, поведение подростка сложно поддается медикаментозной коррекции.


Частое изменение поведения ребенка от депрессии к агрессии может указывать на биполярное расстройство, то есть на маниакально-депрессивный психоз.

Лечение расстройства


Депрессивные состояния у ребенка ни в коем случае не стоит пускать на самотек. Упущенное время может привести к обострению, и депрессия у подростка будет сложнее поддаваться лечению.

Более легкая степень нарушения поведения корректируется при помощи психотерапии, а при хороших семейных отношениях с поставленной задачей справятся родители или близкие родственники.


Более тяжелые психологические отклонения с проявлениями суицидальных мыслей требуют комплексного лечения, которое включает курс медикаментозной терапии в сочетании с психотерапевтической коррекцией.

Психотерапевтическое лечение

Чтобы не допустить отягощения подростковой депрессии вплоть до биполярного расстройства или суицида, рекомендуется обратиться к специалисту при первых изменениях в поведении. С этой целью в школах в педагогический состав введена штатная единица – школьный психолог.


В его обязанности входят консультационные беседы с подростками, своевременное выявление признаков депрессий и элементы семейной психотерапии. Терапия у психолога помогает ребенку разобраться с собственными чувствами и с восприятием окружающего мира.

Помощь психолога не ограничивается беседами. В первую очередь назначаются некоторые обследования – анализы, неврологическое исследование, психологические тесты, осмотр у педиатра.

После уточнения характеристик педиатр и психолог совместно ставят диагноз и принимают общее решение, что назначить.


Психотерапевтическое лечение проводится как в индивидуальном порядке, так и в составе группы (групповая терапия).

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение депрессии у подростков назначается для облегчения симптомов и коррекции психологического состояния. В лекарственный курс входят такие виды препаратов:

  • витамины;
  • антидепрессанты;
  • иммунокорректоры;
  • стимуляторы;
  • гормональные препараты;
  • обезболивающие.

Назначение антидепрессантов часто пугает родственников, так как эти препараты действуют непосредственно на психику подростка. Медикаменты данной группы способствуют нормализации выработки дофамина, серотонина, норадреналина. Пониженный уровень содержания в организме таких гормонов как норадреналин, серотонин провоцируют депрессивные состояния.

Также антидепрессанты могут вызывать определенный вид привыкания, который развивается в результате нормализации психического состояния. Поэтому у подростка появляется мнение, что без медикаментов он не справится с ситуацией. Если доктор назначает пациенту антидепрессанты, он должен предупредить родителей и самого подростка о данном факторе.

Что могут сделать родители


Взаимоотношения в семье являются определяющими в формировании и становлении психики подростка. Что делать, если у ребенка резко меняется настроение, он стал хуже учиться, а в школе появились конфликты?

Помимо решения обратиться за помощью к специалисту, родители должны принимать активное участие в коррекции поведения подростка. Психологи дают родителям такие советы:

  • помогать ребенку с повышением самооценки путем развития умения принимать собственные решения;
  • разговаривать с подростком на темы, которые для него важны: интересоваться его увлечениями, повседневной жизнью;
  • ограничить критику, чрезмерную опеку;
  • постепенно, без напора и давления, выстраивать доверительные отношения;
  • конфликтные ситуации в семье должны быть сведены к минимуму;
  • при обсуждении той или иной проблемы предложить решение, основанное на собственном опыте.

Также родителям важно найти как можно больше точек соприкосновения с ребенком. Ведь подросток в течение дня находится в окружении одноклассников, друзей по двору, а с родителями видится только вечером. В такой ситуации окружение подростка не должно оттеснять семью. Но в то же время это не значит, что нужно ограничивать общение с друзьями.


Можно организовать совместный досуг – отдых на природе, занятия спортом. Рекомендуется привлечь ребенка к времяпрепровождению в различных секциях (шахматы, танцы, рисование). Такие виды арт-терапии признаны официальной медициной, помогают сформировать психику и скорректировать ее нарушения.

Профилактика депрессии у подростков

Подростковые депрессивные состояния встречаются довольно часто, поэтому профилактические мероприятия следует применять в воспитательном процессе практически каждого ребенка. Искренние и доброжелательные отношения в семье редко сочетаются с тяжелыми проявлениями депрессии у подростка.


Родителям следует внимательно отслеживать настроение ребенка. При резких перепадах может потребоваться помощь психолога. В этом случае также не стоит ребенка отправлять на лечение к врачу принудительно и при этом заставлять пить таблетки горстями. Во время терапии подросток должен чувствовать поддержку близких людей, поэтому для всей семьи будет лучше воспользоваться услугами семейного психолога, чтобы пройти терапию совместно.

Последнее время Вера стала крайне непредсказуемой. Мало того, что она ходила зимой в короткой юбке и колготках (красота же требует жертв), так перед экзаменами совсем превратилась в нервную и вечно раздраженную особу - грубила учителям, ссорилась со сверстниками, а когда поняла, что не сдаст физику , предприняла попытку суицида. Помешали друзья…

Известно, что физическое и психическое состояние подростков развивается особо интенсивно: меняется тело, обостряются эмоции , возникает желание доказать всем свою правоту, а под влиянием стресса поведение подростков становится крайне непредсказуемым.

По данным ученых, девочки-подростки в 3 раза чаще страдают депрессией, чем мальчики. Считается, что это связано с более развитой эмоциональностью..

Как отличить обычный стресс у девочки-подростка от депрессии?

Важными критериями являются длительность проявления и тяжесть. Под длительностью понимают затяжное изменение настроения и поведения, длящееся несколько недель, месяцев, а то и лет. Под тяжестью понимают изменение качества жизни ребенка.

Например, девочка не только отказывается дружить с одним-двумя сверстниками, но и перестает общаться со всеми, не хочет/боится выходить из дома, мечтает уехать подальше ото всех.

Второй пример, когда девочка не просто перестает есть после шести , а фактически отказывается от еды, вызывает рвоту, если съела лишнего. Тоннами закупает журналы с дистрофичными моделями, часами рассматривает их фотографии, постоянно просит купить новую одежду, чтоб стать похожей на них. Устраивает истерики, если требования не выполняются.

Родителям важно распознать отклонение поведения от нормы и вовремя принять меры.

Как распознать?

Итак, если ваша дочь:

  • Внезапно бросила все увлечения, которые очень любила раньше (не переключилась на подобные, и именно бросила их);
  • Отказывается от прогулок с друзьями/с родителями, не желает выходить из дома;
  • Стала хуже учиться , труднее стала воспринимать учебный материал;
  • Чаще стала ссориться с родителями/братьями-сестрами;
  • Раздражается без видимых на то причин;
  • Мучается усталостью и одновременно бессонницей или, наоборот, чрезмерной сонливостью;
  • Ест больше, чем обычно, или истязает себя диетами. Жалуется на боли в животе;
  • Постоянно говорит фразы типа «Устала от всего», «Все достали», «Все надоело», «Меня никто не понимает», «Все такие (всеобщее оскорбление)!», намекает/угрожает суицидом, с упоением рассказывает о суицидах других, например, говорит, что «кровь из вены течет красиво».

стоит предпринимать меры - это подростковая депрессия.

Причины депрессии девочек-подростков

  1. Поло-ролевая социализация, сопровождающая половое созревание. Влияние окружающих (СМИ, сверстники) вынуждает девочек стремиться быть более привлекательными. Порой желание стать идеальной приобретает самоуничтожающий характер. Развивается нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия).
  2. Социальные перемены - переходы из начальной школы в средние и старшие классы.
  3. Снижение самооценки. Обычно в 9-10 лет девочки относятся к себе позитивно, у них словно есть установка «Я принцесса! Меня все любят». По мере взросления их самооценка падает. Одна треть девочек выносит из отрочества ущербную «Я ничто, я некрутая, я некрасивая и т.п.», меньшую уверенность в себе, своих способностях, заниженный уровень притязаний.
  4. Стрессы, проблемы в общении с ровесниками, семейные конфликты.
  5. Пережитое физическое и/или сексуальное насилие, пренебрежительное отношение родителей.
  6. Высокий коэффициент интеллекта (IQ выше 180). Считается, что дети высокого интеллектуального уровня оказываются менее приспособленными и счастливыми, чем дети, чей интеллект ниже. Кроме того, всегда добавляется негативное влияние социума. Например, в некоторых школах талантливые дети зачастую подвергаются насмешкам и унижениям. Их одноклассники следуют негласному правилу «Быть умным - немодно». Стремление идти против всех расценивается как предательство коллектива. А поскольку дети с высоким интеллектом часто не могут себя защитить, они тут же становятся изгоями и впадают в депрессию.
  7. Наследственная предрасположенность , постоянное проживание с близкими, которые страдают депрессией.
  8. Наличие серьезных физиологических заболеваний, прием определенных медикаментов (стероиды, обезболивающие средства).

Как самой не впасть в депрессию, думая, что «Я - плохая мать»

Как-то дети писали сочинение на тему «Твой лучший друг». Одна ученица, подойдя ко мне, шепнула «Мой лучший друг - мама» и заплакала от своей откровенности. Я уверена, любая мама была бы счастлива, услышав подобное.

Если ваша дочь не может сказать вам этого, если вы заметили у нее признаки депрессии, легко и самой впасть в депрессию под лозунгом «Я - плохая мать». Наслушавшись учителей, начитавшись книг, наблюдая за дочерью, у матери возникает предательское чувство вины, еще более ухудшающее положение. Как же самой не впасть в эту депрессию?

Чем вызвана депрессия у девочек-подростков?

1. Требуется осознать, что ваш ребенок - живой человек. Он может испытывать как положительные чувства, так и отрицательные. Это нормально. Если мать стремится разными способами избежать у дочери проявления этих чувств или того хуже, закрывает на это глаза - она их не принимает.

Что делать? Иногда так хочется ответить дочери: «Это все мелочи, пройдет» или «Все несерьезно, повзрослей сначала». Более выигрышным будет вариант, если вы скажете: «Я вижу, что тебе грустно/плохо/ты не хочешь никого видеть. Если захочешь поговорить, я всегда рядом».

2. Также требуется осознать, что ваш ребенок не может быть идеальным. Как бы ни хотелось его таким воспитать. На самом деле, попытка «слепить идеального ребенка» есть не что иное, как попытка реализовать саму себя такой, какой у вас когда-то не получилось стать.

Что делать? Во-первых, не стоит сравнивать вашу дочь с другими детьми по типу: «У тебя депрессия, а вот у других ее нет, другие девочки такие жизнерадостные и общительные». Ваша дочь и другие дети находятся совершенно в разных средах и реагируют на них так, как того требует их природа. Если человеку плохо, он защищается депрессией. И это тоже нормально.

Во-вторых, следует обособиться от мнения общества. Если кто-то хвалит своих детей и нападает на вас, значит, этот кто-то сам себе устроил психотерапию. У него проблемы и он решил возвыситься в собственных глазах, используя вас. Это его проблемы, но никак не ваши.

3. Нужна эмоциональная заинтересованность. «Я всегда на работе, когда заниматься дочерью?» - говорят многие мамы. Если вам кажется, что вы мало уделяли/уделяете ребенку внимания, задумайтесь, а нужно ли вашей взрослой дочери ваше максимальное присутствие рядом? Скорее всего, нет. Во-первых, это невозможно, во-вторых, быстро надоест.

Что делать? На самом деле, вашему ребенку нужно не столько ваше присутствие, сколько эмоциональная заинтересованность в вас. Не сколько интеллектуальные знания, сколько личностное общение - совместные дела, игры, спорт, дуракаваляние, разговоры по душам , кидание подушками и прочие приятные мелочи.

В чем-то я, может, утрирую, но смысл понятен. Стать для своего ребенка лучшим другом - величайшее достижение, которое возможно. Как это сделать, описано ниже.

Как предотвратить депрессию или как помочь девочке-подростку избавиться от нее?

1. Организуйте дочери крепкий здоровый сон , сделайте так, чтобы она чаще гуляла на свежем воздухе, желательно в солнечную погоду. Солнце стимулирует выработку гормона счастья - серотонина, который отвечает за хороший сон, настроение и аппетит.

2. Включите в распорядок дня девочки физические нагрузки - работу по дому, восточные или современные танцы, занятия спортом, совместные подвижные игры, выезды на природу, на пляж. С помощью активных физических нагрузок вырабатывается эндорфин - гормон радости, который помогает освободить голову от ненужных мыслей и настраивает на положительный лад.

3. Организуйте правильное питание . Известно, что бананы, цитрусовые и шоколад (в умеренном количестве) являются наилучшими антидепрессантами. Бананы богаты серотонином, шоколад - фенилэтиламином (улучшает настроение , повышает концентрацию внимания), вкус и запах цитрусовых заряжает энергией, бодрит, помогает сконцентрироваться.

4. Будьте для ребенка самым лучшим другом. Исключите одиночество девочки. Не давайте ей поводов думать, что она одна на белом свете, никому не нужна, неинтересна. Общайтесь с ребенком на интересные ей темы, рассказывайте случаи из своей жизни, сейчас или потом они обязательно ей пригодятся.

Если она сопротивляется (возможно, вы раньше мало общались), закрывает дверь, протестует, скажите, что хотите поговорить о себе. Не скрывайте от дочери свои проблемы, делитесь с ней, вместе обсуждайте. Ребенок должен чувствовать себя нужным и незаменимым. Приучите дочь общаться с вами - выслушивая вас, она научится в ответ делиться с вами сокровенным, увидит в вас человека, которому можно доверять.

  • Индивидуальную или групповую психотерапию. Она поможет девочке узнать, что конкретно не так складывается в ее жизни и как можно изменить ситуацию к лучшему. Например, как избавиться от проблем в школе, как построить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
  • Прием антидепрессантов. Иногда врач назначает лекарства, помогающие вернуть психологическое и эмоциональное равновесие.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

Диагноз «подростковая депрессия» в настоящее время все чаще ставится отечественными и зарубежными психиатрами, но, несмотря на широкое поле для исследований, это явление остается не до конца изученным.
Однако некоторые устойчивые черты этого расстройства все же обнаружены. Так, депрессия у подростков характеризуется наличием депрессивной триады:

  1. Преобладание пониженного настроения с выраженным негативным отношением ко всему происходящему.
  2. Потеря способности радоваться.
  3. Заторможенность двигательных реакций.

Диагноз подростковой депрессии может быть поставлен ребенку до 16 лет, но диагностируется это заболевание в основном в интервале от 10 до 15 лет. В то время как на первые десять лет приходится менее 2% всех депрессий, выявляемых у детей.

Подростковая депрессия – объект пристального изучения современной психиатрии, но разница в классифицировании болезней служит препятствием для сравнивания показателей разных стран. Так, психиатры Германии и Австрии используют понятия депрессии невротической, депрессивной фазы маниакально-депрессивного расстройства, депрессии истощения. Специалисты США используют классификацию DSM-III, в которой выделяется три класса расстройств: поведенческие нарушения с депрессивным настроением, большая депрессия, дистимическое расстройство. В отечественной психиатрии депрессивное состояние делят на подвиды в зависимости от причин его появления.

Признаки депрессии у подростков

У детей состояние депрессии характеризуется самыми различными проявлениями, которые возникают порой с ранних лет. Со стороны пищеварения это могут быть кишечные колики и анорексия, кожные проявления - экземы, со стороны эмоций - подавленность и продолжительное пребывание в плохом настроении, которое может быть принято за лень и непослушание, отсутствие радости, характерной детскому возрасту, плаксивость, а также ночные крики и головные боли.

Кроме этого, депрессия в подростковом возрасте может коррелировать с таким симптомом, как энурез. Этот симптом указывает на органическое происхождение заболевания или причастность к депрессии невротического типа, и биохимические исследования это подтверждают. При этом больному зачастую присуща незрелость эмоциональных и психических реакций, плаксивость, некая озлобленность, склонность к асоциальному поведению. Для приступов депрессии характерен затяжной период со скрытыми, маскированными эпизодами. Лечение антидепрессантами в этом случае дает положительный эффект.

Однако вопрос о том, является ли подростковая депрессия самостоятельным заболеванием, до сих пор остается открытым, поскольку зачастую проявления ее не сохраняются и не переходят во взрослую жизнь, или, наоборот, у взрослых людей возникают депрессивные приступы, тогда как в детстве их не отмечалось.

Что еще сигнализирует взрослым о депрессии у ребенка? Признаки депрессии у подростков - это не только отсутствие радости, приступы тоски и грусти, или плохое настроение. Когда депрессивный ребенок перестает плакать, он уходит в себя, перестает реагировать на происходящее и долгое время лежит в постели. При этом лицо его выражает крайнюю меланхолию. Больные могут очень долго лежать или сидеть в застывшей позе с остановившимся взглядом, не замечая происходящего вокруг них. Они вялы, их клонит в сон. Такие симптомы могут указывать еще и на эндогенную причину депрессии.

Проявление депрессии в раннем возрасте

Состояние депрессии у детей в раннем возрасте может проявляться примерно с трех лет. Признаками могут быть вялость, неподвижное лежание в кроватке, плач без причины, страдальческое, печальное выражение лица, нарушение сна, понижение аппетита, недостаток массы тела, дистрофия.

Таким детям иногда присуще ритмичное повторение однообразных движений, монотонные раскачивания телом или головой. Дети с диагнозом депрессии постоянно болеют простудными и инфекционными болезнями, у них нередко наблюдается истощение и общее снижение иммунитета.

Зарубежные исследователи считают распространенной причиной этого расстройства психологическую деривацию потребности в общении с матерью: изоляции ребенка от матери, недостаток любви, ласки и внимания, равнодушное отношение к ребенку или изоляция с помещением в клинику, детдом. Эти болезненные состояния получили название «синдрома депривации» или «синдрома детей из госучреждения».

Симптомы депрессии у детей и младших подростков

Диагностика депрессии в младшем школьном возрасте довольно затруднительна. Но чаще всего такое расстройство проявляется в соматовегетативных и двигательных нарушениях.

Признаками депрессии у младших школьников являются пассивность, замедленность, вялость, апатия, или, наоборот, беспокойное и тревожное поведение. Характерным проявлением заболевания является нарушение сна, а также энурез, энкопрез, сенестопатии.

При депрессии у детей и подростков отмечается унылость, слабый и тихий голос. Настроение у таких детей зачастую плохое. Дети становятся грубы, неуправляемы, неадекватны, агрессивны, но характерных депрессивных высказываний при этом нет.

Повышенная утомляемость и общее снижение обучаемости тоже могут быть признаками депрессии. Детям становится не по силам усваивать учебный материал, они все больше времени тратят на подготовку к занятиям.

Соматические проявления не дают возможности на ранних этапах выявить это заболевание. Депрессивные состояния у детей тянутся неделями, но затем проходят сами по себе, а после вновь возобновляются.

Причины депрессии у старших подростков

Причины депрессии у подростков старшего возраста чаще всего лежат в другой плоскости. Зачастую эти депрессивные подростки недовольны окружающим и отгораживаются от школьного коллектива. Депрессивный подросток часто считает себя плохим и никчемным человеком, такая депрессия всегда сопровождается нарушением самооценки.

Детям с депрессией старше десяти лет уже присущи проявления тоски, а в минуты отчаянья они готовы расплакаться. Агрессивные выпады, перемежающиеся с периодами замедленности реакций, возникающие трудности в общении, застывшая мимика, пессимистический взгляд на жизнь и общечеловеческие ценности – вот картина подростковой депрессии. А если расстройство пустить на самотек, то картина приступов приблизится к такой же, какая наблюдается у взрослых.

Зачастую родители и учителя воспринимают симптомы подростковой депрессии как возрастные изменения. Не каждый ребенок рассказывает взрослому о своих проблемах. Подросток идет на контакт только в случае возникновения доверия, а заслужить доверие подростка не так просто.

Лечение депрессии у подростков

Как бороться с подростковой депрессией? Сложные случаи, при которых подростков одолевают тяжелые, порой суицидальные мысли, требуют контроля специалистов и лечатся только в стационаре. Лечение подростковой депрессии в домашних условиях, с сохранением привычного ритма жизни детей, проводится лишь в случае легких форм этого расстройства.

  • Адаптол. Этот препарат не имеет побочных эффектов, не вызывает сонливости, хорошо переносится. Препарат благоприятно сказывается на нервной системе, улучшает настроение, помогает развить психоэмоциональную устойчивость организма к негативным внешним факторам жизни и таким образом вывести подростка из депрессии.
  • Еще один эффективный препарат – Тенотен. Он является препаратом, регулирующим процессы возбуждения-торможения. Тенотен успешно устраняет чувство подавленности, нормализует аппетит и сон, повышает концентрацию внимания, улучшает память.
  • При тяжелом течении заболевания лечить депрессию рекомендуется Пиразидолом, Амитриптилином, Азафеном. Такие препараты используются строго под контролем врачей.

Для достижения успеха в лечении обязательны позитивные перемены в семье подростка. Что делать родителям и как помочь ребенку? Необходимо понять, что ребенка нужно принять таким, какой он есть, а от ожиданий лучше отказаться.

Важно поднять подростку самооценку, привить желание говорить открыто о своих чувствах и научить его самостоятельно корректировать жизненную ситуацию. Важно дать понять подростку, что взрослый окажет ему поддержку в любой трудной ситуации. При этом нельзя быть навязчивым, не стоит задавать много вопросов, необходимо уважать мнение ребенка и оставаться деликатными. Поддержать ребенка в трудное для него время, помочь выйти из депрессии — вот основная задача взрослого.

Важно понять, что подростковая депрессия чревата не просто нарушениями настроения. Эта проблема затрагивает практически все аспекты жизни ребенка. Подростковая депрессия создает проблемы в школе и семье, может спровоцировать наркоманию, асоциальное и даже криминальное поведение, а также самоубийство. Поэтому родителям и учителям следует быть максимально внимательными к поведению и состоянию подростков, чтобы вовремя заметить и отреагировать на первые симптомы.

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Подростковый период – непростое время, как для самих подростков, так и для их родителей. Перепады настроения и чувствительное отношение к окружающему, может привести подростка к депрессии. Что делать в такой ситуации?

Признаки депрессии у подростков

Чтобы выяснить, находится ли подросток в депрессивном состоянии, следует обратить внимание на следующие признаки:

При проявлении части этих признаков, можно судить о том, что подросток находится в депрессии. Необходимо обратиться за консультацией к специалистам.

У депрессивного подростка обычно всегда плохое настроение и заторможена двигательная активность. Также могут наблюдаться замедленные процессы мышления.

Причины депрессии у подростков

Основной причиной проявления депрессии в подростковом периоде являются гормональные изменения в растущем организме. Таким изменениям подвергаются все люди в возрасте от 12 до 18 лет. Однако протекает гормональная перестройка во время у всех в разной степени интенсивности.

Некоторые подростки проходят этот период уходя в себя. Они могут впадать в лирические настроения и писать печальные стихи. Депрессия у таких подростков проходит в легкой форме и не требует медикаментозного вмешательства. Поведение легко корректируется и они возвращаются к обычной размеренной жизни.

Но часть подростков проходят этап гормонального всплеска в тяжелой форме. У них даже может появиться тяга к самоубийству. Такие молодые люди обычно очень подозрительные и осторожно относятся к окружающим, начиная с раннего возраста. Многие подростки, которые склонны к депрессиям, наблюдаются у невролога или психиатра.

Также к этой группе относятся дети из проблемных семей и детского дома. Подросток, которого чрезмерно опекают родители, также может оказаться в этой группе, так как у него нет возможности нормально развиваться и учиться ответственности за свои поступки.

В тяжелых случаях обязательно следует пройти курс лечения, иначе это может привести к ухудшению психического состояния. Это может вылиться в различные психологические расстройства и суицидальные попытки.

Причины возникновения депрессии могут быть связаны с внутриутробной патологией. Дети, которые были подвержены инфекциям и недостатку кислорода в момент нахождения в утробе матери, также склонны к депрессивным состояниям.

Причиной депрессии также могут стать напряженные отношения со сверстниками в стенах школьного учреждения.

Склонность к депрессивным состояниям может передаваться по генам. Такое состояние называется эндогенной депрессией. Она может возникнуть из-за незначительной причины в виде плохой оценки или ссоры с друзьями.

Как лечить депрессию у подростков

Заметив у своего ребенка признаки депрессии, родители, начиная его ругать и конфликтовать, еще больше подталкивают его к суицидальным мыслям. Чтобы эффективно справиться с этапом гормональной перестройки у подростка необходимо во время начинать лечение.

Обращаться к психиатру или психотерапевту необходимо, если:

  • были замечены на теле ребенка следы от самоповреждения в виде порезов или сбитых кулаков;
  • подросток отказывается от еды несколько дней подряд;
  • суицидальные мысли прослеживаются через творческие работы или высказываемые мысли;
  • ребенок начинает вести себя неадекватно, часто дерется, вступает в агрессивные конфликтные ситуации и нарушает закон;
  • подросток изолируется от окружающих его людей;
  • у него наблюдается прогрессия апатичного состояния.

Прежде чем начинать терапию, врачи должны провести исследования и тесты, на основании которых назначается определенный курс лечения. Нельзя заниматься самолечением и надеяться на разрешение ситуации.

После проведения обследования подростка неврологом, терапевтом и психологом, на основе поставленного диагноза начинается лечение. Оно может включать в себя прием антидепрессантов, различных витаминов, гормональных препаратов и стимулирующих средств. Также могут назначаться обезболивающие лекарства и препараты для восстановления функций иммунитета.

Обязательным в курсе терапии являются занятия с психологом. Они могут проходить как в индивидуальном порядке, так и в группе.

Для профилактики проявления депрессии подростков рекомендуется:

  • с пониманием относиться к своему ребенку;
  • находить время для того, чтобы выслушать и помочь;
  • принимать подростка как есть, несмотря на его недостатки;
  • избегать критики и конфликтных ситуаций;
  • показывать способы выхода из конфликтов на собственном примере;
  • увлекать ребенка спортом.