Современные наукоемкие технологии. Проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Финансовая грамотность

1

финансовая грамотность

экономическое воспитание

купля-продажа

семейный бюджет

1. Арефьева Т.А. Дети и деньги. – СПб.: Речь, 2006. – 246 с.

2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические / авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

3. Недоспасова В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст. – 3-е изд. – М.: Росмэн, 2011. – 90 с.

4. Попова Т. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом: пособие для детского чтения. – М.: Педагогика-Пресс, 2010. – 341 с.

5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 255 с.

Масштабные экономические и политические преобразования, личные устремления и требования общества - все это создало мир, в котором каждый обязан учиться азам финансовой грамотности и сознавать последствия самостоятельных решений. Родители, которые пострадали в эпоху перемен, виртуальной коммерции, роста кредитных обязательств, хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни.

Жизненная практика семейного и общественного воспитания очень сложна, в том числе и в плане экономического образования и воспитания детей. Неслучайно задача воспитания умелого потребителя, разумного хозяина, хорошего семьянина - одна из определяющих направлений экономического воспитания. В формировании потребительских интересов с детства активное участие принимают не только общественные институты, но и семья.

Подъемы и спады, здоровье и болезни, браки и разводы - вот лишь некоторые взлеты и падения, через которые проходит в жизни каждый из нас. Мудрые родители знают, что финансово самодостаточный ребенок менее уязвим в жизни. Инстинкт, предписывающий оберегать детей от экономических тягот жизни, порой мешает дать им необходимое финансовое образование. А финансовая грамотность - оружие экономической самообороны.

Семья - реальная экономическая академия, в которой живет ребенок, где он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в процессах купли-продажи, поэтому экономическое воспитание детей невозможно без участия родителей, их заинтересованности. . В российских семьях исторически сложилось так, что о понятиях бизнеса, выгоде и непригодности, о купле и продаже не принято говорить, при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости».

Именно в семье ребенок соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги. Приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношение понятий «работа» (мама работает, папа на работе) и «деньги» (мама и папа работают и получают деньги), узнает, для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомится в реальной жизни с процессами купли и продажи, понятиями «магазин», «рынок». Часто ребенок сам принимает участие в процессе купли продуктов, товаров (подает деньги, получает чек, сдачу). Часто старшие дошкольники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и покупают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот.

При новом механизме хозяйствования человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству, особой экономической культурой. Очевидно, необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, рациональное использование сбережений. Область экономической действительности - одна из жизненно важных областей, в которую ребенок включается с детских лет.

К сожалению, в условиях «коммерческого» образа жизни окружающую предметную среду, уклад экономических отношений между людьми нельзя рассматривать как образец экономического воспитания, формирования экономического образа мышления, а в целом - становления ценностных ориентаций молодого поколения.

Необходим поиск путей и методов воспитания у детей нравственно-ценностного отношения к предметному окружению, к рукотворному миру, т.е. формированию у детей нравственного поведения в пространстве экономических ценностей.

Проводя анализ психолого-педагогической литературы (Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.), можно отметить, что авторы рассматривают экономическое воспитание дошкольников с позиции нравственно-трудового воспитания. Хотя проблема организации трудовой деятельности в семье заслуживает особого анализа. Дети от своих родителей получают сознательные и бессознательные внушения. Например, мнение взрослых о том, что труд по дому (гигиена игрушек, уход за одеждой, работа няни, домработницы, бабушки и старших братьев, сестер) является несущественным делом или вообще этому не стоит обучать детей, так как в будущем они сами научатся это делать. Исследования доказывают, что для разностороннего развития ребенка роль практической деятельности - труд вместе со взрослыми - велика. Это должен быть такой труд, который дает ребенку возможность отразить свои творческие способности в действительной форме, понять и доказать практические связи и зависимости предметов и явлений, видеть возможный результат, показать ответственность, деловитость ребенка. Любое практическое дело требует определенных знаний и практического опыта.

Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должно быть тайной для ребенка. В обсуждениях семейного бюджета дети могут принимать участие с семи-восьми лет. Польза от этого многогранна. Во-первых, ребенок приобретает полезный жизненный навык. Во-вторых, он учится сопоставлять возможности семьи со своими потребностями, исключая тем самым свои бесконечные «Я хочу». В-третьих, ребенок ощущает за собой право голоса в решении семейных финансовых проблем. Так можно направить ребенка к важному самостоятельному шагу - добровольно внести часть своих сбережений, когда недостает денег на покупку, необходимую семье. Можно привести пример участия ребенка в планировании бюджета после просмотра мультфильма «Каникулы в Простоквашино», где кот Матроскин очень выразительно рассуждает на эту тему, предложив ему разделить стоимость игрушки на две части - на одну часть отложить с этой зарплаты, а на другую - со следующей. Если ребенок хорошо знает цифры, пусть поучится счету.

Другой пример - поход в магазин. Для младших дошкольников своеобразной эффективной шкалой правильного обращения с деньгами является магазин. С шести лет можно посылать детей за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность, самоконтроль, внимательность, навыки счета, навыки общения. Сложить цены, не проворонить сдачу, не забыть товар в магазине - это хорошие стимулы для развития качеств дошкольника. Отсутствие же опыта в распределении семейных доходов и расходов, непричастность к реализации семейного бюджета приводит к тому, что у части молодежи появляется тенденция завышать собственные знания о подготовленности к жизни.

Как научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своим «состоянием», должны ли дети иметь карманные деньги и должны ли они отчитываться - вот нерешенные вопросы для многих взрослых.

Стремление научить своего ребенка обращаться с деньгами возникает у многих родителей, когда они понимают, что сами не сумели в юности овладеть этими навыками. В процессе учебы рекомендуется объединиться с детьми: помните, речь идет о развитии, а не о возрасте. Помогая детям делать открытия, можно с успехом отточить собственные навыки.

Известно немало случаев, когда расточительными вырастали дети, родители которых были образцами финансового здравомыслия и бережливости. Тем не менее, положение родителей будет более прочным, позволяющим выдвигать конкретные требования или возлагать на детей конкретные надежды, если у семьи есть четкая система финансовых ценностей и разговоры о деньгах не считаются запретными. Если система слишком сложна и не имеет должной четкости, в процессе обучения ребенок наверняка запутается. Попробуйте ответить на вопросы анкеты: имеете ли вы ясные представления о том, как надо тратить, вкладывать и отдавать деньги? Вы учите детей тратить деньги с умом, но каждый месяц у вас возникают долги по кредитам? Вы призываете детей помнить об ответственности, но сами привыкли избавляться от проблем с помощью денег? Вы хотите, чтобы дети хорошо понимали разницу между потребностями и желаниями, но сами часто пускаетесь в разгул? Ваши дети ни в чем не знают отказа, но вы тревожитесь и мучаетесь угрызениями совести оттого, что бесконтрольное потакание детским прихотям может иметь необратимые последствия? Какой бы ни была семья, не стоит рассчитывать, что когда-нибудь ее члены полностью сойдутся во мнениях по поводу финансовых ценностей. Главное - не замалчивать разногласия, а осознавать их, чтобы заслужить доверие детей в денежных вопросах.

Финансовое образование маленького ребенка можно начинать вместе с прочим обучением. Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старшем возрасте, формирует стимулы к приобретению знаний.

Большинство детей в возрасте от пяти до восьми лет любознательны, деятельны и склонны все понимать; они быстро впитывают информацию, переходя от субъекта к объекту, а затем и к идее. Какую бы информацию о деньгах вы ни передали, следует учитывать свойственные детям неусидчивость и эгоцентризм. Устраивайте дома фестиваль просмотра финансового кино, например «Федорино горе», «Муха-цокотуха» К. Чуковского; сказки «Три поросенка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро и другие. Вовлекайте детей, их друзей в предметный разговор о деньгах, ценностях и мечтах. Например, вопросы: какое отношение сюжет имеет к деньгам? Как характеризует героев их отношение к деньгам? Разделяете ли вы финансовые ценности героев? Что запомнилось вам в этой истории? Что вызвало у вас грусть, негодование, зависть, радость) и т.д.?

Существует интересная теория, построенная на аналогии пищеварительной деятельности организма с процессами получения и расходования денежных средств (М.Ф. Горлова, Р.П. Ефимкина). Ключевой момент теории заключается в том, что ребенок аналогично получаемой и перевариваемой пище получает и тратит деньги. Разница заключается в среде. В первом случае - это естественная среда, во втором - искусственно созданная социальная, называемая учеными «джунгли». В первом случае объект изучения - пища, во втором - деньги. При анализе особенностей и нарушений пищеварительного процесса можно поставить диагноз общего состояния человека. Аналогично и с процессом получения - расходования денежных средств: родитель может составить общую картину будущей состоятельности своего ребенка, используя тест «Стратегия получения и расходования денежных средств» .

Нам показалась интересной позиция немецких ученых, выдвигающих проблему формирования психологической устойчивости к жизни в обществе, к разным, в том числе и неблагоприятным, жизненным обстоятельствам. Каким должно быть воспитание ребенка, чтобы оно способствовало жизненному успеху? Предусмотреть это так же сложно, как и предвидеть то, какие социально-экономические условия ожидают ребенка. Зависимость устойчивости ребенка к жизни в обществе от воспитания требует научного доказательства, но авторы чувствуют эту взаимосвязь и считают, что уже на ступени дошкольного возраста необходимо развивать у детей такие личностные качества, как социобильность и коммуникативность, чувство собственной ценности, убежденность в собственной способности к результативному действию, успешности. Следует обеспечить ребенку социальную отзывчивость в группе и в особенности эмоциональную поддержку в ситуации стресса; последовательно и надежно структурировать требования к ребенку и его социальные отношения. В этом случае дети оказываются более защищенными от трудностей развития и превратностей жизни.

Самодисциплина - важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу. В качестве предпосылок экономического воспитания мы рассматриваем доступные знания из области экономики и экономической деятельности, называемые в экономической науке базисными: бережливость, экономность, рациональность, деловитость - ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентации ребенка, начал его финансовой грамотности.

Обогатить работу по освоению детьми экономики более сложным содержанием помогут сюжетно-ролевые игры, наглядно-иллюстративный материал, например «Оптовичок», «Супермаркет», «Турагентство», «Дороже - дешевле», «Семейный бюджет», лабиринт «Найди невыключенный прибор», карта-схема «Путешествие в городе» и другие. Деловые игры выявляют определение перечня и цены вещей, выделяют обязательные, желательные и престижные вещи. Точно так же можно рассмотреть обувь, посуду и мебель .

По мнению А.Д. Шатовой, «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создана «предметно-развивающая среда» .

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» .

Отмечая вышесказанное, можно подвести итог: о приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность, родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.

Библиографическая ссылка

Горная Т.И. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 128-131;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36291 (дата обращения: 25.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Конспект ООД

в старшей группе

«Какие бывают деньги и для чего они нужны?»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Воспитатель:

Качалова Е.И.

ст. Новотитаровская

Тема: «Какие бывают деньги и для чего они нужны?»

Задачи приоритетной образовательной области:

  1. Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Развивать у детей умение подмечать простейшие экономические явления.

2) Воспитывающие задачи:

Воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;

Формировать положительные взаимоотношения детей;

Закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации.

3) Образовательные задачи:

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги;

Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, игровая, познавательно-исследовательская.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Методологические приемы: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, просмотр мультфильма.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мяч, копилка с набором разных монет и банкнот, изображение пластиковой карты, бумага и цветные карандаши

Предварительная работа : следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.

Ход ООД:

Вводная часть (мотивация)

– Ребята, я дома нашла интересный предмет и принесла его в группу. (Воспитатель демонстрирует копилку).

Что это такое?

Для чего же нужна эта копилка?

Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

- «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю вам мяч и буду спрашивать, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:

Для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Здорово, сколько всего вы знаете!

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

Если мы едим на автобусе, мы платим?

Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Основная часть:

Беседа о монетах.

А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

Классно! Сколько признаков вы назвали!

Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Воспитатель достаёт банкноты.

Как можно назвать эти деньги?

Банкноты. А какие они?

Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.

– Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется

«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы (Просмотр мультфильма).

Что удобнее носить с собой наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)

– Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса, в котором живут сказочные герои. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту?

Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

Мне очень понравились ваши работы! Это необычно!

Заключительная часть (рефлексия)

О чем мы сегодня говорили?

Какие бывают деньги?

Чем отличается монета от банкноты?

Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом?

(Наличные деньги).

А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Знакомство детей старшей группы с историей денег»

Давным – давно денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны.

Но прошло много лет и люди научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. Племена заключали союз и стали меняться.

Предметы для обмена.

Больше всего первобытные люди любили меняться украшениями: раковинами, кусочками янтаря, перьями и прочими красивыми вещами. Так украшения постепенно стали деньгами

Кузнецы чеканили монеты. Кусочек серебра клался на наковальню, и по нему ударяли чеканом- молотком с рисунком или надписью.

Древние монеты Руси.

Санкт – Петербургжский и Московский монетные дворы.

Вот так чеканят и печатают современные деньги.

Монеты современной России.

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

Да

Нет.

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

Да.

Нет.

3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

Положительно.

Отрицательно.

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

Да.

Нет.

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

Да.

Нет.

6. Как ребенок относится к труду?

Охотно принимается за дело.

Неохотно принимается за дело.

7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

Да.

Нет.

8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

покупок?

Да.

Нет.

9. Знают ли дети профессии родителей?

Да.

Нет.

10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

Да.

Нет.

11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

Да.

Нет.

Спасибо!

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ?

Привет, ребята! Вы помните, как меня зовут? Верно! Я – динозаврик Юнфи! И сегодня мы поговорим с вами о роли денег в нашей жизни.

Откуда у нас в доме эти вещи и одежда?

А где и как их купили …?

Мы знаем, что все вещи попадают к нам домой из магазина и если есть денги!

Может, деньги растут на дереве или падают с неба??!

ДЕНЬГИ нужно ЗАРАБАТЫВАТЬ! А ДЛЯ ЭТОГО нужно ходить на работу, где людям и платят ДЕНЬГИ

А какую работу вы бы выбрали, чтобы заработать ДЕНЬГИ?

Профессий на свете великое множество!

Если ты научишься делать очень ХОРОШО, то что ты ЛЮБИШЬ делать, то непременно достигнешь УСПЕХА! УСПЕХ + ТРУДОЛЮБИЕ = ХОРОШАЯ ЗАРПЛАТА!

ВЫВОД: чтобы иметь в будущем хорошую работу, нужно уже сейчас хорошо учиться! УДАЧИ, ДРУЗЬЯ!

Предварительный просмотр:

БДОУ МО Динской район «Детский сад № 14»

Развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи»

Воспитатель:

Качалова Е.И.

ст. Новотитаровская

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Задачи: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».

Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.

Ход занятия:

Воспитатель (В.). Ребята, у каждого из вас есть семья.

Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)

Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. - У каждого члена семьи есть свои обязанности.

Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)

Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)

Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)

Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)

Что делает дедушка? (Ответы детей.)

В . Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.

Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).

Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.

В. Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)

Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)

Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.

Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)

А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.

В. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.

Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?

Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого - товаром кратковременного пользования.

Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.

Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)

А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)

Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

В. Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Добрый день, мамы и папы, бабушки и дедушки!

Задумывались ли вы когда-нибудь об отношении вашего ребенка к деньгам? К сожалению, в наших школах обращению с финансами не учат, но отсутствие элементарных навыков в этой сфере жизни может серьезно навредить карьере и даже личному счастью.

Уроки финансовой грамотности ребенка необходимы, и проводить их приходится родителям. Как не сделать малыша чересчур жадным или расточительным?

Понимаю, что многие будут не согласны с таким подходом к этому вопросу, как у меня. Но вот вам мое мнение, в ответ готова услышать ваше. Пишите комментарии в конце статьи. Вместе будем разбираться.

До 3 лет знакомить ребенка с понятием денег не стоит: это пока выше его понимания. Малыш исследует мир и лишь замечает, что в магазине вы протягиваете продавцу какие-то бумажки, а он взамен дает вещи или продукты.

С 4 лет кроха начинает вполне сознательно выпрашивать те или иные игрушки и сладости, хитрит, порой устраивает сознательные истерики. Вот здесь и пришла пора учить, как тратить деньги.

Представьте: вы приходите в магазин, а ваше чадо выпрашивает у вас то одну игрушку, то другую, то конфеты, то сладости… список можно продолжать бесконечно.

Остановитесь и спокойно скажите: у нас есть определенная сумма (если малыш умеет считать, можно обозначить цифру). На эти деньги можно купить или одну большую игрушку, или одну маленькую и конфету.

Пусть ребенок выберет. И даже если истерика продолжится, отнеситесь к ней с философским спокойствием более сильного и мудрого человека.

Как поступить со старшим ребенком 5-7 лет? Здесь все гораздо проще. Берите его с собой за покупками. На кассе дайте ему немного денег: пусть он протянет их продавцу или оплатит вещь, которую он сам выбрал. Так дети поймут, что за определенную сумму дают некоторое количество вещей или продуктов.

С 7 лет ребенок идет в школу и приобретает некоторую долю финансовой самостоятельности. Ему необходимы будут карманные деньги. И важно, чтобы он тратил их разумно, а не развлечения или ненужные вещи.


Вот тут и встает вопрос, как зарабатывать ребенку свои первые деньги. Рабочее место ему должны предложить папа и мама.

Учим зарабатывать

Согласитесь, что малыш должен понимать: вы ходите на работу, тратите свое время и силы, зарабатывая средства, чтобы обеспечить семью. Но как это правильно сделать?

Лучше всего – платить ему за выполнение поручений, не балуя при этом подарками без повода. Если ребенок привык, что родители каждый день приносят ему подарки, выполняют любую прихоть, во взрослой жизни такому малышу придется трудно. Он ведь знает, что родители все купят и решат любую проблему. Зачем тогда работать и напрягаться?

Так что по мере взросления крохи делайте подарки только по поводу (День рождения, школьные праздники, Новый год и т.д.). Если ребенок мечтает о какой-то вещи, пусть заработает хотя бы часть средств на нее.

Понятно, что их будут давать родители, но отношение к деньгам будет более бережное и аккуратное. Заработанные средства чадо уже не потратит на конфеты или жвачки, а будет бережно собирать, например, на коньки или ролики.

Платные поручения


Какие же платные поручения можно давать, чтобы заработок не превратился в шантаж?

Стоит объяснить, что у каждого члена семьи есть платные и бесплатные обязанности. Так, уборка, приготовление обеда, шитье – обязанности мамы, которые она выполняет для всех членов семьи бесплатно, иначе все будут ходить голодные и грязные.

Папа помогает нести тяжелые сумки, исправляет, если что-то в доме сломалось. Это мужские обязанности. Что должен делать ребенок? Он может застелить свою постель и убрать игрушки. Пусть порядок в детской будет его бесплатной обязанностью.

А вот официальная работа родителей – это общественные обязанности, за которые платят. И если они выполняют работу хорошо или делают ее за кого-то, получают премию.

Премируйте и своего ребенка! Он ходит в школу? Это его работа. Пообещайте определенную сумму к концу четверти, если он окончит ее без троек. Многие родители пугаются такого подхода. Учеба, по их мнению, должна приносить удовольствие, малыш учится для своего блага.

Увы, школьная система образования такова, что удовольствие она давно перестала приносить даже самым прилежным детям. А понимание, что учеба важна для дальнейшего устройства в жизни приходит уже накануне поступления в институт, да и то не ко всем подросткам. Так что придется подкреплять сознательность финансово, и в этом нет ничего страшного.


Стоит ли платить за домашнюю работу?

А вот размышления о том, деньги за домашнюю работу ребенку стоит ли давать, требуют более тонкого подхода. Стоит, если эта работа не входит в его прямые обязанности по дому или отрывает от планов.

Девушке в 12-13 лет не нужно платить за помытую посуду, а вот в 7-8 лет этот факт можно поощрить. Постепенно подключайте ребенка к другим домашним делам, указывая на то, что он взрослеет и должен стать помощником родителям.

Но если у вас дача, и на ней надо выкапывать картошку на выходных, стоит поощрить финансово тот факт, что ребенок вам помог.

Предложите ему за эту работу более-менее стоящую сумму (по бюджету семьи) и поставьте перед выбором: или он остается дома и гуляет с друзьями, а деньги уйдут наемному работнику, или он сам помогает и получает эти средства. Такой подход будет вполне разумен, ведь вы нарушаете детские планы в законные выходные!

Способов для детей заработать в семье есть много. Важно четко установить обязанности каждого члена семьи и дать понять, что деньги зарабатываются трудом.

Как не вырастить жадину?


Вопрос с зарабатыванием средств маленьким человеком поднимает другую насущную проблему, как не быть скупым крохе. Ведь теперь он понимает, что ради копейки придется поработать, чтобы купить новую игрушку. Зачем тогда делиться с другими?

Удивительно, но скупые дети встречаются чаще в семьях, где родители проводят весь день на работе, а ребенок остается один, заваленный родительскими подарками.

Чтобы малыш не был скупым, папе и маме нужно правильно подойти к его воспитанию:

  • Посещайте детский сад или хотя бы общественные детские места. Берите с собой игрушки, но перед выходом оговаривайте: если другие детки захотят поиграть, малыш поделится с ними, иначе больше новых игрушек он не получит.
  • Позволяйте ребенку приводить друзей в дом (в разумных пределах!), угощайте их. Так малыш увидит, что вы тоже делитесь и не жадничаете.
  • Если кроха идет в гости к друзьям, дайте ему фрукты или сладости, которыми он может их угостить.
  • Когда родители все время находятся на работе, принесенные ими подарки малыш рассматривает как часть папы и мамы, поэтому ему так трудно расстаться с этими вещами. Выход – проводить больше времени с детьми, а не замещать любовь подарками.
  • Если в семье несколько детей, у каждого должно быть свое место для игр и учебы, свои вещи. Не стоит ущемлять одного за счет другого.


Другая сторона медали – расточительность и безотказность. Такая ситуация возможна при излишней опеке родителями, когда чадо растет бесхребетным, несамостоятельным и не может сказать «нет». Если его друзья без спроса берут игрушки, ломают их, предупредите, что другую такую вещь малышу уже не купят.

Но влазить в детские взаимоотношения не надо: пусть малыш сам проявит волю и выделит друзьям только те вещи, которые считает нужным.

Умные финансовые книги для детей

Если у вас, дорогие читатели, до сих пор остались вопросы, как научить ребенка финансовой грамотности, вам помогут книги для детей о деньгах:

  • Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «ХОЧУ ЗАРАБАТЫВАТЬ. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»;
  • Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа для подростков»;
  • Ирина Озерова «Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать. 33 способа детского заработка»;
  • Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить»;
  • Владимир Довгань, Елена Минилбаева «Воспитай своего ребенка миллионером»;
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

Они будут полезны как подросткам, так и их родителям. Лучше обращаться к отечественной литературе: она более приближенная к реалиям российской действительности.

Дорогие родители, все «инструменты» в ваших руках, и от вас зависит, на сколько финансово грамотным вырастет ваш малыш и какие уроки пойдут ему на пользу!

Ну а теперь можете забрасывать меня тапками. Жду комментариев от согласных со мной и оппонентов.

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Долги и кредиты

Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

До школы.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

А как Вы разговариваете со своими детьми о деньгах? Поделитесь в комментариях к статье своим опытом обучения детей финансовой грамотности.

Разработчик:

Воспитатель МКДОУ Детский сад 7 с. Красное

Тихая Наталья Сергеевна

Проект
по экономическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
«Финансовая грамотность»

Актуальность и социальная значимость

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Вид проекта : познавательный, долгосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта : в течение года.

Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, узкие специалисты.

Новые слова и понятия: экономика, обмен, деньги, банк, монетный двор, управляющий банка, бухгалтер-кассир, продавец, закупщик, продажа, торг.

Формы реализации: утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующих игр: "Ярмарка игрушек", "Аукцион".

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
  • Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • Создание обогащённой развивающей среды в группе;
  • Проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;
  • Совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
  • Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Ожидаемый результат:

  • Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • Видят красоту человеческого творения;
  • Признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
  • Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационный.

Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный.

Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики:


II этап. Планирование реализации проекта.

  • определение задач воспитательно - образовательной работы;
  • планирование деятельности педагогов;
  • разделение на творческие группы реализации задуманного;
  • объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;

III этап. Реализация проекта.

  • ОД с детьми по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: «Юный финансист»

IV этап. Презентация результатов.

Результатом реализации педагогического проекта по экономическому воспитанию дошкольников стало проведение ОД «Юный финансист» на городском методическом объединении старших воспитателей.