Современная семья и ее характерные особенности. Психологическая характеристика современной семьи. Брачно-семейные отношения, освященные любовью

Семья является первой в жизни человека социальной группой или общностью. Именно благодаря ей происходит его приобщение к ценностям культуры, осваиваются первые социальные роли, приобретается опыт поведения в обществе. Именно в семье делаются первые шаги, переживаются первые радости и разочарования. Из этой социальной группы человек выходит в большой мир, и всегда может вернуться в нее обратно, если в этом мире ему по каким-либо причинам становится неуютно.

Что такое семья?

Под семьей понимают социальную общность людей, основанную на браке или же на кровном родстве. Это небольшая группа людей, связанных между собой взаимной помощью, общим бытом, а также правовой и моральной ответственностью.

Под семьей подразумевают также лиц, которые проживают вместе, ведут совместное хозяйство и имеют отношения родства или же опекунства. Но в то же время данная ячейка - вовсе не простой набор индивидуумов. В этом сложном социальном образовании каждый из его членов является не только частью группы, но и неповторимой личностью. Не такой уж и простой является и сама семья. И не случайно ее проблемы являются темой исследования социологов и философов, правоведов и демографов, экономистов и историков, медиков и педагогов.

Эталон семьи

По мнению социальных психологов, столь важная ячейка общества выступает основным регулятором отношений, складывающихся между людьми. Те моральные и этические нормы, которых придерживается та или иная этническая группа, задают определенные эталоны мужа и жены, отца и матери по отношению к своим детям, а дочери и сына - по отношению к родителям.

С точки зрения социальных психологов, семья - это социальная группа, которая соответствует ценностям современного общества. При этом она объединяется в процессе совокупных отношений, которые проявляются в любви, интимности и привязанности.

Основные функции семьи

Ведущую роль в этой социальной ячейке общества играют супруги. Со временем они становятся родителями. В связи с этим особенности современной семьи состоят в том, что ее функции социологи условно делят на две группы. Первая из них включает супружеские обязанности, а вторая - родительские. Что они представляют собой?

В группе супружеских функций находятся духовные (культурные) категории отношений, а также хозяйственно-бытовые. Особенности современной семьи заключены и в том, что оба супруга принимают самое активное участие в организации жизнедеятельности своей малой общности. В этом заключается управленческая функция. Помимо этого социологами выделен еще целый ряд видов участия супругов в жизни созданной ими семьи. Оно заключается в функции по осуществлению первичного социального контроля, эмоциональной, сексуально-эротической и т.д. Специалистами выделены и другие особенности современной семьи - ее функции представительского характера. Они заключаются в том, что оба супруга представляют свою общность в учреждениях, организациях, других семьях и т.д.

В группу родительских функций входят функции продолжения рода и воспитания своих детей, опеки и содержания несовершеннолетних, а также недееспособных или нетрудоспособных членов семьи.

Жизнь в новых условиях

На сегодняшний день наша страна находится под воздействием кризиса. Падение экономического уровня затронуло не только самые важные системы, позволяющие нормально функционировать обществу.

Кризис напрямую отразился и на российских семьях, выступающих одним из важнейших социальных факторов при определении жизнестойкости государства, общества и нации. И этой проблеме уделяется большое внимание, ведь от того, какими будут психологические в современном обществе, зависит, прежде всего, характеристика того поколения, которое будет жить и трудиться в 21 веке.

Глобальные изменения

В современном обществе затронуты во многих публицистических изданиях. В них говорится о том, что в течение последних десятилетий основная ячейка социума претерпела ряд серьезных изменений. Причем это касается не только нашей страны, но и большинства других государств.

Если описать особенности современной семьи кратко, то они касаются таких черт:

Падения рождаемости;
- усложнения межличностных отношений;
- постоянного роста разводов, что является причиной существования семей неполных или с неродными родителями;
- постоянное распространение внебрачных отношений.

Особенности современной российской семьи состоят в снижении ее материального достатка, ухудшении психического и физического здоровья родителей и детей, а также в росте числа одиноких женщин и мужчин.

Формирование нового типа семьи

В прежние времена эта малая общность людей объединялась посредством чисто формальных внешних факторов. Ими служили такие категории, как нравы и закон, традиции и общественное мнение. Особенности современной семьи состоят в том, что ее единство, как правило, зависит только от личных отношений между всеми ее членами, а именно от их взаимопонимания и привязанности, уважения и взаимного участия, преданности, любви и симпатии. Эти чувства укрепляют прочность малого социума.

Необходимость семейных отношений

В настоящее время нередко высказывается мнение о том, что социальная ячейка общества является пережитком прошлого, и ее следовало бы заменить на что-либо другое. Однако, несмотря на кризисные ситуации и потери, психологические особенности современных семей заключены в том, что они начинают приспосабливаться ко все изменяющимся условиям общества.

При этом их значение вовсе не исчезает, а можно даже сказать о том, что возрастает. Именно семья является самой лучшей средой, позволяющей воспитать подрастающее поколение. Часто она выступает своеобразным эмоциональным убежищем, в котором могут найти моральное удовлетворение взрослые люди. Именно поэтому приложение усилий в оказании помощи семьям, а также в решении их социальных, экономических и прочих проблем, является уместнее разговоров, осуждающих этот якобы устаревший и изживший себя институт.

Актуальная задача государства

Большинство специалистов придерживаются мнения о том, что существующие проблемы современной семьи и особенности современной семьи свидетельствуют о наличии подлинного кризиса в малой ячейке общества. Причем подобный кризис становится все отчетливее и ярче при росте социально-экономического развития общества. Особые трудности испытывают молодые семьи. Именно они на сегодняшний день нуждаются в поддержке и во внимании не только со стороны государства, но и со стороны социально-психологической практики и науки.

Выполнение родительской функции

Многие специалисты подчеркивают такие особенности современной семьи, как ее шаткость и ранимость. В стране наблюдается много разводов. Но даже в сохранившихся семьях порой не утихают внутренние конфликты и коллизии. И влияние этих негативных явлений на является достаточно сильным. Это особенно проявляется в тех случаях, когда родители не пытаются уберечь своего ребенка от взаимных обид и ссор.

Особенности семьи современной России состоят в сложности выполняемого ею воспитательного процесса. Он значительно усложнился в связи с резкими изменениями, которые коснулись всех областей нашей жизни. За сравнительно небольшой период произошло коренное изменение образа жизни людей. Каковы в связи с этим особенности воспитания в современной семье? Если в прежние времена родители готовили своих дочек и сыночков со встречей с большим миром, который был им хорошо знаком, то сегодня это далеко не так. Современная жизнь диктует свои законы и выдвигает все новые требования, о которых прежнее поколение не имеет никакого понятия. Это приводит к тому, что сегодня подрастающему поколению недостаточно дать только одни готовые знания. Вполне возможна такая ситуация, что спустя два-три десятилетия они не будут представлять никакой ценности. Вряд ли выручат человека и те умения и привитые навыки, которые были даны ему родителями. Ведь, скорее всего, коренным образом изменится все производство, а с ним и образ жизни.

Понятие современной семьи

Всем нам хорошо знаком традиционный гендерный стереотип малой ячейки общества. Согласно ему мужчина является кормильцем и главой семьи, а женщина - хранительницей очага, женой, матерью и воспитательницей детей.

Однако особенности современной семьи состоят в том, что она далека от этого идеала. На сегодняшний день можно отметить тот факт, что в обществе существуют нежелательные тенденции, касающиеся взаимоотношений между полами. Причем начинаются они еще в школьные годы. Специалисты полагают, что серьезными недостатками обладает принцип совместного обучения. Это объясняется существенными различиями психики женщин и мужчин. Девочка как личность формируется намного раньше по сравнению с личностью мальчика. И уже в первый класс она идет, будучи более зрелой. Большая развитость женской половины человечества дает приоритет в вопросах учебы и в моральном отношении. Определенную роль играет при этом и тот факт, что основной контингент учителей - женщины. Это сближает их с ученицами.

В итоге у человека создается женское окружение. Оно состоит из мамы, бабушки, няни, воспитательницы, одноклассниц и учительниц. Образуется своеобразный перекос. Женщины оказывают постоянное давление на взрослеющих мужчин. Результатом этого становятся такие негативные явления, как неполные семьи, неуважение к родителям, утрата родственных связей с двоюродными сестрами и братьями и т.д.

Лидерство

В каждой семье существует определенное распределение функций и ролей. Все это тесно связано с таким понятием, как лидерство. В настоящее время главой семьи считают того из супругов, чье психологическое влияние было признано в добровольном порядке. В связи с этим психологи выделяют три формы семьи, которые имеют место в современном обществе:

1. Симметричная. Это семья, в которой оба супруга обладают равноправием и не подчиняются друг другу. Все возникающие проблемы они решают согласованно, идя по пути компромисса или обмена мнениями.
2. Комплементарная. В такой семье существует единовластие. Другими словами, один из супругов отдает распоряжения, а другой слепо ему подчиняется.
3. Мегакомплементарная. В семье подобного типа один из супругов добивается своей цели благодаря манипулированию другим при подчеркивании своих слабостей, бессилия и неопытности.

Факторы благополучия

При определении особенностей современной семьи психологи выделяют некоторые стороны ее благополучия. К ним относят:

Психобиологическую совместимость, включающую в себя взаимное влечение и взаимоуважение, готовность обоих супругов к созданию семьи, ответственность и долг, самообладание, гибкость и т.д.;

Образование, которое должно быть примерно одинаковым у мужа и жены, так как уровень интеллекта у партнеров не должен иметь существенных отличий;
- трудовая стабильность, которая явно указывает на характер партнера (считается, что человек, часто меняющий место своей работы, не способен наладить длительные семейные отношения);
- возраст, который считается наиболее оптимальным для вступления в брак (он составляет 20 лет для девушек и 24 года - для юношей, при более раннем брак повлечет за собой длительную адаптацию супругов);
- продолжительность периода ухаживания (при коротких знакомствах невозможно узнать характер будущего партнера).

При рассмотрении всех вышеперечисленных факторов может быть определена или несовместимость супругов.

Будущее семьи

Каковы, по мнению психологов, перспективы существования малой ячейки общества? Особенности развития современной семьи позволяют рассматривать ее будущее вполне позитивно. И это несмотря на существование целого ряда негативных явлений и тенденций, обусловленных наличием кризисного состояния.

Специалисты отмечают, что в обществе наблюдается появление некоторых позитивных изменений, которые станут опорой для малой социальной группы. К таким изменениям можно отнести:

Рост равноправия супругов;
- расширение свободы выбора как для мужчин, так и для женщин;
- утверждение равенства во взаимоотношениях;
- увеличение возможности контактов между различными поколениями;
- ориентация людей на создание семьи.

Психологические особенности семьи

Семья - основообразующий элемент человеческого сообщества. Сама форма семейной жизни естественна: так живет большинство животных видов на Земле. Что же собой представляет семья, в чем особенности этого понятия, каковы функции семьи в социуме?

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер семейно-брачных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В своих проектах «Идеального государства» для достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей, имущества. Эта идея не была новой. Ещё древнегреческий историк Геродот в знаменитой «Истории» отмечал, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, развивая идеи Платона о семье как исходной и основной ячейке общества, полагал, что семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство. Подобная точка зрения на семью господствовала длительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья… Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей…».

Существует большое количество определений понятия «семья». Проанализируем несколько из них.

Семьей в социологии называют «социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» .

По мнению Т.В. Андреевой семья представляет собой «систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию» .

Согласно В.Н. Дружинину семья - это «основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» .

В основе семьи лежат брачные отношения. Брак Э.Г. Эйдемиллер определяет как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» .

На основании данных определений можно выделить следующие основные признаки семьи:

Брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами;

Совместное проживание;

Общий семейный бюджет .

Говоря о семье, упоминают и другие признаки - не всегда четкие, уловимые и постоянные, такие как юридическое оформление отношений, временная длительность совместного проживания, духовная близость членов семьи и т.д. «… именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно… составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья», - считает В. Сатир .

Принято выделять несколько видов семей:

1. По семейному стажу супругов:

Семья молодоженов;

Молодая семья;

Семья, ждущая ребенка;

Семья среднего супружеского возраста;

Семья старшего супружеского возраста.

2. По количеству детей:

Бездетные семьи;

Однодетные семьи;

Малодетные семьи;

Многодетные семьи.

3. По составу семьи:

Неполная;

Нуклеарная (родители и дети, от них зависящие);

Сложная;

Большая.

4. По типу главенства в семье:

5. По качеству отношений в семье:

Благополучная;

Устойчивая;

Проблемная;

Конфликтная;

Социально неблагополучная;

Дезорганизованная.

6. По типу потребительского поведения:

С физическим уклоном;

С интеллектуальным типом поведения;

Смешанная.

7. По особым условиям семейной жизни:

Студенческие семьи;

Дистантные .

Подобные классификации помогают ориентироваться в многообразии и разновидностях человеческих отношений внутри такой группы, как семья. Так же есть возможность увидеть основных субъектов семейных отношений - членов семьи: родители - мать, отец и дети; большое количество факторов сопровождающих семейные отношения и оказывающих влияние на них.

Параллельно любым классификациям существует разделение семей на основании ценностей и моральных норм, принятых в обществе. В таком случае семью разделяют на «нормальную» и «аномальную». Как это ни странно, нормальной считается семья, не подходящая под «положительные» типы из каждой классификации, а подходящая под традиционные для общества представления. Так М. Мид нормальной определяет семью, где ответственность за всех остальных членов несет отец . И действительно в нашем обществе сильны такие ярлыки как «глава дома», «хозяин в семье» и пр. Все остальные члены семьи остаются «неполноценными», то есть их ценность значительно меньше, чем ценность отца.

Заканчивая тему классификаций семьи, нужно упомянуть такие определения как патриархальная и матриархальная семья. В первой доминирующую роль играет отец, во второй - мать. Возможны случаи, когда в семье никто из родителей не доминирует, а главенствующую роль принимает ребенок. Такую семью называют детоцентричной.

Титоренко В.Я. схематизировал возможные способы развития отношений в семьях с позиций члена, занимающего доминирующую роль. Стрелками на схеме показан порядок лидерства одного члена семьи над другим. Так, например, в патриархальной семье в первом случае отец в большей степени управляет матерью, а мать - ребенком.

Таблица 1

Модели семьи по В.Я. Титоренко

Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных условиях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.

Семья в системе социальных отношений занимает важное место, потому что выполняет целый ряд функций :

§ материально-производственная функция, направленная на производство в обществе материальных благ - товаров и услуг, интеллектуальных продуктов, которые в совокупности создают условия для комфортного существования человека в обществе и само общественное развитие;

§ репродуктивная функция - функция по деторождению, воспроизводству населения;

§ воспитательная функция - семья обеспечивает условия для первичной социализации ребенка - процесса вхождения нового человека в систему социальных взаимоотношений;

§ рекреативная функция - функция обеспечения членов семьи ресурсами для восстановления физической работоспособности, психической разгрузки;

§ коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в общении и уединении - обеспечении близости с приятными для человека людьми;

§ экономическая - распределение доходов, заработанных членами семьи вовне;

§ гедонистическая функция, согласно которой семья должна нести радость и счастье ее членам.

Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла семьи.

Наиболее известна система «стадий» Е. Дюваля, где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. В жизненном цикле семьи им были выделены следующие стадии:

1. Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей во внутрисемейные институты.

5. Принятие подростковости.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис выделили следующие фазы супружеских отношений:

1. Выбор партнера. Основными факторами являются социокультурные, социальные и психологические. К первым относят принадлежность к одним и тем же или различным расам, этническим группам. К социокультурным факторам относятся факторы близости (соседства) и гомогамии - тенденции схожести по возрасту, образованию, интеллекту и т.д. Важнейшую роль играют психологические факторы - любовь, подобие с родителем противоположного пола, личностные характеристики и др. Вместе с тем, вопрос о причинах выбора не имеет однозначного ответа, проблема выбора партнера остается сугубо личной для каждого, кто вступает в брак.

2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят друг на друга сквозь «розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. В случае если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера - психологические, физические и другие, которые в начале как бы не замечались, могут восприниматься гипертрофированно.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие кто, каким образом, в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.

4. Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, отвечая на вопросы каждый день: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными.

5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы - решение вопроса о том, был ли брак подлинным (желанным и гармоничным) или случайным.

Широко известна периодизация Э.К. Васильевой, выделившей пять стадий жизненного цикла:

§ зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка;

§ рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка;

§ окончание выполнения семьей воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей;

§ дети живут с родителями, хотя бы один из детей не имеет собственной семьи;

§ супруги живут с детьми, имеющими общие семьи.

Согласно Е.Г. Силяевой, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов :

§ эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

§ сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;

§ сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;

§ сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

§ общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.


Свои неповторимые семейные особенности и традиции существуют в каждой стране. Конечно, многие обычаи претерпевают изменения в силу влияния современного мира, но большинство народов стремится сохранить наследие предков - из уважения к своему прошлому и во избежание ошибок в будущем. Психология семейных отношений также своя в каждой стране. Чем отличаются семьи в Азии, Америке, Европе и Африке?

Психология семьи в Азии - традиции и жесткая иерархия

В странах Азии к древним традициям относятся с большим почтением. Каждая азиатская семья - это отдельная и практически оторванная от окружающего мира ячейка общества, в которой дети - главное богатство, а мужчины неизменно уважаемы и почитаемы.

Азиаты…

● Трудолюбивы, но не считают деньги целью своей жизни. То есть, на их весах счастья всегда перевешивают житейские радости, что исключает многие проблемы семейных отношений, свойственных, например, европейцам.
● Реже разводятся. Если говорить точнее, разводов в Азии практически не бывает. Потому что брак - это навсегда.

● Не боятся заводить много детей. В азиатских семьях всегда много ребятишек, и семья с одним малышом - редкость.
● Рано создают семьи.

● Нередко живут вместе со старшими родственниками, мнение которых является наиболее значительным в семье. Родственные связи в Азии весьма крепкие и сильные. Помощь своим родственникам обязательна и естественна для азиатов даже в том случае, когда отношения с ними натянуты или кто-то из родни совершил антиобщественный поступок.

Семейные ценности разных азиатских народов



● Узбеки
Их отличает любовь к родной земле, чистоплотность, терпеливость к жизненным невзгодам, уважение к старшим. Узбеки малообщительны, но доброжелательны и всегда готовы прийти на помощь, всегда поддерживают тесную связь с родственниками, тяжело переносят отрыв от дома и родных людей, живут по законам и традициям своим предков.

● Туркмены
Трудолюбивый народ, скромный в быту. Известны особой и нежной любовью к своим детям, крепостью брачных уз, уважением к аксакалам. Просьба старшего обязательно выполняется, а в разговорах при нем проявляется сдержанность. Почитание родителей - абсолютное. Значительная часть туркменов вступают в брак по религиозным обычаям, даже не являясь верующими.

● Таджики
Для этого народа характерна щедрость, бескорыстие и верность. И неприемлемы моральные/физические оскорбления - такие моменты таджики не прощают. Главное для таджика - семья. Обычно большая - от 5-6 человек. Причем беспрекословное уважение к старшим воспитывается с пеленок.

● Грузины
Воинственны, гостеприимны и остроумны. К женщинам относятся с особым почтением, по-рыцарски. Грузинам свойственна психология терпимости, оптимизма и чувства такта.

● Армяне
Народ, преданный своим традициям. Армянская семья - это огромная любовь и привязанность к детям, это уважение к старшим и всем без исключения родственникам, это крепкие брачные узы. Наибольший авторитет в семье у отца и бабушки. В присутствии старших молодые не станут курить или даже громко разговаривать.

● Японцы


В семьях японцев царит патриархат. Мужчина неизменно - глава семьи, а его супруга - тень главы семьи. Ее задача - заботиться о душевном/эмоциональном состоянии мужа и вести хозяйство, а также распоряжаться семейным бюджетом. Жена-японка - добродетельна, смиренна и покорна.

Супруг никогда не обижает ее и не подвергает унижениям. Измена мужа аморальным поступком не считается (жена смотрит на измены сквозь пальцы), а вот ревность супруги - да. На сегодняшний день еще сохранились (хоть и не в той же мере) традиции брака по расчету, когда партию для взрослого чада выбирают родители. Эмоции и романтика при вступлении в брак не считаются определяющими.

● Китайцы


Этот народ очень бережно относится к традициям страны и семьи. Влияние современного общества до сих пор не принято китайцами, благодаря чему бережно сохранены все обычаи страны. Один из них состоит в необходимости для мужчины дожить до своих правнуков. То есть, мужчина должен сделать все, чтобы его род не прервался - родить сына, дождаться внука и т.д.

Супруга обязательно берет фамилию мужа и после свадьбы ее заботой становится уже семья мужа, а не ее собственная. Бездетная женщина осуждается, как обществом, так и родственниками. Женщина, родившая сына - уважаемая теми и другими. Бесплодную женщину не оставляют в семье мужа, а многие женщины, родившие дочерей, даже отказываются от них прямо в роддоме. Жесткость отношения к женщине наиболее сильно проявляется в сельских районах.

Портрет семьи в Америке



Заокеанские семьи - это, прежде всего, брачные контракты и демократия во всех ее смыслах.
Что известно о семейных ценностях американцев?

● Решение о разводе принимается с легкостью при потере былого комфорта в отношениях.
● Брачный контракт - это норма для США. Распространены они повсеместно. В таком документе прописывается все до мелочей: от финансовых обязательств в случае развода до разделения обязанностей по дому и размера вклада от каждой половины в семейный бюджет.

● Феминистические настроения за океаном также весьма основательны. Супруге, выходящей из транспорта, не подают руку - она и сама справится. А глава семьи отсутствует как таковой, потому что в США «равноправие». То есть, каждый может быть главой семьи.
● Семья в США - не просто пара влюбленных романтиков, которые решили связать себя узами брака, а сотрудничество, в котором все выполняют свои обязанности.

● Все семейные проблемы американцы обсуждают с психологами. В данной стране личный психолог - это норма. Без него не обходится практически ни одна семья, а каждая ситуация разбирается до мелочей.
● Счета в банке. Такой счет имеется у жены, у мужа, у детей и еще один общий - на всех. Сколько денег на счету мужа, жена интересоваться не будет (и наоборот).

● Вещи, авто, жилье - все покупается в кредит, который молодожены обычно берут на себя.
● О детях в США задумываются только после того, как пара встает на ноги, обзаводится жильем и солидной работой. Многодетные семьи в Америке - редкость.

● По количеству разводов Америка сегодня лидирует - значение брака уже давно и весьма сильно пошатнулось в американском обществе.
● Права ребенка - почти как у взрослого. Сегодня ребенок в США редко вспоминает про уважение к старшим, в его воспитании главенствует вседозволенность, а публичная оплеуха чаду может довести до суда (ювенальная юстиция). Поэтому родители просто боятся лишний раз «воспитывать» своих детей, стараясь предоставить им полную свободу.

● Мексика
А вот в Мексике значение брака очень невелико, но вот роль амиго значительно выше.
Амиго - это сообщество мужчин, которые поддерживают друг друга, помогают решать важные проблемы.
Часто браки просто не зарегистрированные, потому что не имеют социальной ценности в данном обществе.

Современная семья в Европе



Европа - это уникальное сочетание множества самых различных культур, каждая - со своими традициями.

● Великобритания
Здесь люди сдержанны, прагматичны, чопорны и верны традициям. На 1-м плане - финансы. Детей рожают только после того, как супруги добились определенного положения. Поздний ребенок - явление довольно частое. Одна из обязательных традиций - семейные обеды и чаепития.

● Германия
Немцы, как известно, аккуратисты. Что в работе, что в социуме, что в семье - везде должен быть порядок, и все должно быть идеально - от воспитания детей и дизайна в доме до носочков, в которых ложишься спать. До официального оформления отношений молодые люди обычно живут вместе, чтобы проверить - а подходят ли они вообще друг другу. И только когда проверка пройдена, можно думать о создании семьи. А если нет серьезных целей в учебе и работе - то и о детях.

Жилье обычно выбирается раз и навсегда, поэтому к его выбору подходят очень тщательно. В основном, семьи предпочитают жить в собственных домах. Дети с младенчества приучаются спать каждый в своей комнате, а разбросанных игрушек вы никогда в немецком доме не увидите - везде идеальный порядок. После 18-ти лет ребенок покидает отчий дом родителей, отныне он содержит себя сам. А о своем приезде в гости должен обязательно предупреждать. Дедушки и бабушки с внуками не сидят, как в России - им просто нанимают няню.


● Норвегия
Норвежские пары, как правило, знакомы друг с другом с детства. Правда, не всегда они состоят при этом в браке - многие живут вместе десятилетиями без штампа в паспорте. Права ребенка одинаковы - как при рождении в законном браке, так и в гражданском. Как и в Германии, ребенок уходит в самостоятельную жизнь после 18-ти лет и зарабатывает себе на оплату жилья самостоятельно. С кем дружить и жить ребенок выбирает сам, родители не вмешиваются.

Дети появляются, как правило, годам к 30-ти, когда в отношениях и финансах однозначно видна стабильность. Отпуск по уходу за ребенком (2 недели) берется на того супруга, который способен его взять - решение принимается между женой и мужем. Бабушки с дедушками, как и немецкие, также не торопятся брать к себе внуков - они хотят жить для себя. Живут норвежцы, как и многие европейцы, в кредит, все расходы делят пополам, а в кафе/ресторане часто расплачиваются отдельно - каждый сам за себя. Наказывать детей запрещено.

● Россия
В нашей стране множество народов (около 150-ти) и традиций, и, несмотря на технологические возможности современного мира, мы бережно храним традиции предков. А именно - традиционная семья (то есть, папа, мама и дети, и никак по-другому), мужчина - глава семьи (что не мешает жить супругам на равных правах в любви и согласии), заключение браков исключительно по любви и авторитет родителей для детей. Количество детей (как правило, желанных) зависит только от родителей, и Россия славится своими многодетными семьями. Помощь детям может продолжаться до самой старости родителей, а с внуками бабушки-дедушки нянчатся с огромным удовольствием.

● Финляндия
Особенности семьи и секреты счастья финнов: мужчина - основной кормилец, семья дружная, супруга терпеливая, увлечения совместные. Гражданские браки - весьма частое явление, а средний возраст для мужчины-финна, вступающего в брак - около 30 лет. Что касается детей, то обычно в финской семье ограничиваются одним ребенком, иногда 2-3-мя (менее 30% населения). Равноправие мужчин и женщин - на 1-м месте, что не всегда идет на пользу супружеским отношениям (женщине нередко просто некогда заниматься домашним хозяйством и детьми).

● Франция
Семьи Франции - это, в первую очередь, романтика в свободных отношениях и весьма прохладное отношение к браку. Большинством своим французы отдают предпочтение гражданскому браку, а число разводов с каждым годом - все больше. Семья для французов сегодня - это пара и ребенок, остальное - формальности. Глава семьи - отец, после него авторитетной личностью является свекровь. Стабильность финансового положения поддерживают оба супруга (домохозяек здесь практически не бывает). Отношения с родственниками поддерживаются везде и всегда, хотя бы по телефону.

Француженки выделяют совсем немного времени для воспитания детей и как можно быстрее выходят на работу, чтобы не потерять драгоценные возможности построить карьеру. Поэтому во Франции широко развита сеть детских садов.


● Швеция
Современная шведская семья - это родители и пара детей, свободные добрачные отношения, хорошие отношения между разведенными супругами, защищенные права женщин. Живут семьи обычно в гос/квартирах, покупка своего жилья - это слишком дорого. Трудятся оба супруга, оплата счетов происходит также на двоих, но счета в банках - раздельные. И оплата счета в ресторане тоже отдельно, каждый платит за себя.

Шлепать и ругать детей в Швеции запрещено. Каждый кроха может «звякнуть» в полицию и пожаловаться на своих родителей-агрессоров, после чего родители рискуют лишиться своего чада (его просто отдадут в другую семью). Вмешиваться в жизнь ребенка папа с мамой права не имеют. Комната малыша - его территория. И даже если ребенок категорически отказывается наводить там порядок - это его личное право.

● Италия
В Италии значение семьи очень особенное: семьёй считаются все-все родственники, даже самые дальние. Принято устраивать совместные обеды, где все могут пообщаться, обсудить насущные проблемы.
Важную роль играет итальянская мама, от которой зависит очень многое (и выбор невесток и зятьев тоже).

Особенности семей в странах Африки - яркий колорит и древние обычаи



Что касается Африки, то цивилизация ее не сильно изменила. Семейные ценности остались прежними.

● Египет
Здесь по-прежнему относятся к женщине, как к бесплатному приложению. Египетское общество - исключительно мужское, а женщина - это «существо из соблазнов и пороков». К тому, что мужчину нужно ублажать, девочку учат сразу с пеленок. Семья в Египте - это муж, жена, дети и все родственники по линии мужа, крепкие связи, общие интересы. Независимость детей не признается.

● Нигерия
Самый странный народ, постоянно приспосабливающийся к современному миру. Сегодня семьи Нигерии - это родители, дети и бабушки-дедушки в одном доме, уважение к старшим, строгое воспитание. Причем, мальчиков воспитывают мужчины, а девочки большого значения не имеют - все равно они выйдут замуж и покинут дом.

● Судан
Здесь царят жесткие мусульманские законы. Мужчины - «на коне», женщины - «знай свое место». Браки обычно - на всю жизнь. При этом мужчина - вольная птица, а супруга - птичка в клетке, которая даже за рубеж может выехать лишь для религиозного обучения и с разрешения всех членов семьи. Закон о возможности иметь 4-х жен действует до сих пор. Измена жены жестоко карается. Стоит отметить еще и момент сексуальной жизни девушек из Судана. Практически каждая девочка проходит процедуру обрезания, которая лишает ее в будущем удовольствия от секса.

● Эфиопия
Брак здесь может быть церковным или гражданским. Возраст невесты - от 13-14 лет, жениха - от 15-17. Свадьбы похожи на русские, а жильем молодоженов обеспечивают родители. Будущая мама в Эфиопии - это будущая огромная радость для семьи. Беременной не отказывают ни в чем, окружают красивыми вещами и… заставляют работать до родов, чтобы малыш не родился ленивым и толстым. Имя ребенку дают после крестин.

- 31.15 Кб

Введение………………………………………………………… ……………3

Глава 1. Семья как социальный институт…………………………………..4

    1. Понятие о воспитании……………………………………………..4
    2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции………...5

Глава 2. Особенности семейного воспитания………………………………8

2.1 Роль родителей в развитии ребенка……………………………...8

2.2 Особенности формирования личности…………………………..9

Заключение…………………………………………………… ……………..11

Введение

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Актуальность темы обусловлена тревожным состояним современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения общества к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

Глава 1. Семья как социальный институт

    1. Понятие о воспитании

Воспитание - единый целостный процесс и человек по частям не воспитывается. Содержанием воспитания является формирование социально-ценностных отношений к себе, людям, миру.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

    1. Характерные признаки семьи, ее структура и функции

Семья - малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Формирование семьи происходит в несколько этапов:

1) вступление в брак – образование семьи;

2)начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает: - структуру родства; структуру власти и лидерства; структуру ролей;структуру коммуникаций.

Со структурой семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреативная.

Репродуктивная функция семьи выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие.

Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его «Сверх-Я».

Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно- бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивидуальной - в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

Глава 2. Особенности семейного воспитания

2.1 Роль родителей в развитии ребенка

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей.

Для родителей важно, во-первых - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Во-вторых - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро "схватывают" сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность - предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть.

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, неблагополучная семья). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают, бывают чисто подсознательные моменты.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

2.2 Особенности формирования личности

Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно здесь под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Выделяют три стиля семейного воспитания:

    • Демократический
    • Авторитарный
    • Попустический

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия". При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления". При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Глава 2. Особенности семейного воспитания………………………………8
2.1 Роль родителей в развитии ребенка……………………………...8
2.2 Особенности формирования личности…………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемой литературы…………………………………………13

Тема 12. Характеристика современной семьи


Введение

1. Особенности современной семьи, ее признаки и формы

2. Функционально-ролевой аспект современной семьи

Заключение

Список литературы

Введение


Изучение вопросов, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей, изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека.

Одно из самых точных определений семьи принадлежит Н.Я. Соловьеву. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» . Ядром семьи являются супруги, между которыми создаются определенные взаимоотношения.

Семейные отношения – «…это сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания» .

Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Потому в психологии существуют различные точки зрения на феномен современной семьи.

В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю. Е. Алешина, Е.Г. Силяяева, А.В. Шавлов, И. Н. Обозов и А. Н. Обозова, Л.Д. Шнейдер, Н. Ф. Федотова, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир, Дж. Левинджер, Р.А.Левис, Г.В. Спаниер и др.

Большинство отечественных исследователей отмечает, что переход нашей страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на формирование семьи, т.к. семья «прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью» .

Потому исследования современной семьи позволяют говорить о том, что «представление семьи все больше уходит от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, а все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей» .

Контрольная работа посвящена проблемам современной семьи, ее особенностям, признакам и функционально-ролевой структуре. В контрольной работе так же рассмотрены вопросы о факторах психологической совместимости в современной семье и раскрыты представления современной женщины о благополучии семьи.


1. Особенности современной семьи, ее признаки и формы


Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.

Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи :

Семья стала меньше по численности;

Современная семья менее стабильна;

Уменьшилось число семей, где глава муж;

Семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

Значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи Торохтий выделяет следующие ее категории :

· по количеству детей: бездетные, однодетные,…, многодетные семьи;

· по составу и структуре семьи: полная, неполная, многопоколенная, семья повторного брака и т.д.;

· по особенностям семейного быта, укладу: семья – «отдушина», детоцентрическая семья и т.д.;

· по однородности социального состава: однородные и неоднородные семьи;

· по качеству отношений, атмосфере в семье и состоянию психического здоровья: благополучная, неблагополучная и т.п.;

· по степени кооперации совместной деятельности: коллективистская, индивидуалистическая и т.п.

· по семейному стажу; географическому признаку и т.д.

К настоящему времени сложились разнообразные формы существования современной семьи .

1. Брак на основе честного контракта. В таких семьях супруги ясно представляют цели вступления в брак. Для таких семей характерна свобода отношений.

2. Брак на основе нечестного контракта. Для таких браков характерна односторонняя выгода, т.е. кому-то из партнеров выгоден брак.

3. Отношения по принуждению. Форма брака, исключающая свободные отношения и основанная на том, что один супруг «осаждает» другого, а тот, чаще в силу жизненных обстоятельств, соглашается на компромисс.

4. Отношения – ритуал. Эти отношения строятся на исполнении социально-нормативных установок. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам.

5. Отношения – любовь. Такой брак основан на взаимном согласии и взаимном доверии.

Но какой бы форме и категории не относилась семья, ее обязательно характеризуют определенные процессы, включающие аспекты психологической деятельности, круг общения, особенности эмоциональных контактов, социально-психологические цели и индивидуально-психологические потребности ее членов. Психологами изучаются все эти аспекты в совокупности, и каждый из них по отдельности.


2. Функционально-ролевой аспект современной семьи

Поиск наиболее важных сфер и феноменов современной семьи может идти в направлении анализа семейных функций и семейных ролей.

Наиболее значительные работы в области исследования функциональных взаимоотношений в семье представили А.И. Антонов, С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев и др. Но следует отметить, что единого перечня семейных функций не существует, исследователи предлагают различные варианты, которые дополняют друг друга. Наиболее полный и современный вариант классификации предлагают Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, выделяя следующие основные функции семьи :

· воспитательная функция – удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве, воспитание детей;

· хозяйственно-бытовая – формирование и расход семейного бюджета, поддержание физического состояния семьи, уход за больными и престарелыми;

· эмоциональная – стабилизация близких эмоциональных отношений членов семьи, удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, психологической защите;

· функция первичного социального контроля – выполнение социальных норм членами семьи;

· функция духовного общения – взаимное духовное обогащение, организация досуга;

· сексуально-эротическая – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи.

Авторы отмечают, что внутренняя суть функции может измениться с изменением условий существования семьи, т.е. в недавнем прошлом в какую-либо функцию вкладывался определенный смысл, который в настоящее время изменился, дополнился или утратил свою значимость.

Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых выступают общество, семья и личность. Функции семьи реализуются в процессе выполнения семейных ролей и определяют, прежде всего, их содержание.

Проблема распределения ролей между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные.

Особенностью современного этапа становления семьи является значительное увеличение эгалитарных семей и соответственно уменьшение числа традиционных.

В традиционной (патриархальной) семье роли и обязанности жестко распределены по нормам, предписанным половыми ролями. Это семья, глава которой мужчина – добытчик, кормилец, женщине в такой семье отведена роль воспитателя.

а) существует традиционное разделение мужской и женской роли в сфере «вторичных» функций;

б) выражена система норм, обосновывающих это распределение, позиция ответственности за семейные функции;

в) ведущая роль в принятии семейных решений принадлежит мужу; высок авторитет отца, осуществляющего социальный контроль поведения и воспитания детей.

Модернизированная (эгалитарная) семейная модель предполагает:

а) распределение ролей в бытовой сфере, основанное на относительном равенстве вкладов супругов во внешнюю деятельность;

б) позицию совмещения ответственности за выполнение функций семьи;

в) демократическую структуру лидерства;

г) «эгалитарную концепцию семейной жизни», т.е. нормы равенства мужа и жены в семье и вне ее.

Эгалитарному браку, по мнению авторов Е.Г. Силяевой свойственно равномерное и справедливое распределение ролей. Равномерное, но несправедливое разделение характеризует модель брака, имеющую черты, общие с эгалитарным. Неравномерное, но справедливое распределение свойственно традиционному браку, где «мужские» роли противопоставляются «женским». И, наконец, неравномерное и несправедливое распределение ролей – это прямой путь к разводу

Некоторые исследователи считают критерием традиционности/эгалитарности семьи участие женщины в материальном обеспечении семьи. Л.Хаас обнаружил, что для эгалитарного распределения ролей имеет значение не столько сам факт работы жены, сколько ее заработок и престижность ее занятия

Ю.Е. Алешина считает, что в низшем социальном слое женщины работают ради материальных благ и помощи мужу, а в среднем и высшем – ради реализации своих потребностей и интересов.

Исследование М.В. Сафоновой подтверждают факт, что для успешной карьерной женщины профессиональная и семейные роли являются одинаково значимыми, что часто приводит к конфликту и дисгармонии в семейных отношениях.


3. Лидерство в современной семье


Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что «…сейчас глава семьи – не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно». Потому можно считать, что в эгалитарном браке оба супруга в равной степени могут быть лидерами, а в традиционном – роль лидера принадлежит мужчине.

Динамический подход к семейным проблемам классифицирует современные семьи по трем типам: симметричный, комплементарный и метакомплементарный.

Симметричным можно назвать такой брак, где оба супруга равноправны, никто из них не подчиняется другому. В таком браке все проблемы решаются согласованно путем обмена или нахождения компромисса. Комплементарный брак подразумевает единовластие, т.е. один распоряжается, а другой ждет его указаний. В метакомплиментарном браке один из партнеров добивается своей цели путем манипулирования другим, подчеркивая свои слабости, неопытность, бессилие.

Н.Ф. Федотова утверждает, что в современной семье признание мужем своего главенства базируется в основном на приоритете в материальном обеспечении семьи и успехах в производстве, т.е. в деятельности за пределами семьи. С точки зрения женщин же, для признания главенства мужа не достаточно его исполнения роли главного кормильца. Приписывая мужу роль главы семьи, женщины обращают внимание на его участие в организации досуга, в формировании благоприятного психологического климата, и в меньшей степени – в организации быта и в воспитании детей. При этом для жен важно не столько само участие мужа в этих делах, сколько то, что он участвует в них более активно, чем мужья в других семьях.

Основой для признания главенства жены является высокая оценка ее многогранной деятельности в семье не только ей самой, но и ее мужем. При этом наиболее сильным мотивом признания главенства жены признается ее авторитет у детей и повседневный труд, связанный с заботой о детях. Женщины ухаживают за детьми и воспитывают их независимо от их общественного статуса и образования. В отличие от мам, отцы занимаются ребенком тем больше, чем выше их образовательный уровень и общественный статус.

При высокой оценке своей семейной деятельности у жен часто присутствует признание несостоятельности мужа в организации семейной жизни. Поэтому, исследования современной семьи Федотовой доказали, что в семьях с женским главенством наблюдается низкая удовлетворенность браком (особенно у женщин). .

Ситуацию лидерства в современной эгалитарной семье хорошо представили А. Добрович и О. Ясицкая [ 4, с.7]: в одних вопросах главой является муж, а в других – жена. В нужные моменты они меняются лидерством, и никаких трений в связи с этим не возникает, т.е. персональное главенство супруга строится как свободное самоуправление, сходное с процессами лидерства в неофициальных малых группах. Для таких семей характерен приблизительно одинаковый уровень оценок личностных свойств мужа и жены и высокая удовлетворенность семейной жизнью.


4. Психологические факторы благополучия современной семьи


Исследователями современной семьи выделяется несколько факторов супружеского благополучия :

· Психобиологическая совместимость – основной фактор, влияющий на благополучие в семье. Он включает в себя взаимоуважение, взаимное влечение, готовность супругов к семейной жизни, долг и ответственность, самообладание и гибкость и т.п. В связи с этим нужно отметить, что частые разводы в современных семьях можно объяснить неготовностью супругов к вступлению в брак, неумением мужчин нести ответственность за семью, т.к. возраст вступления в брак стал значительно моложе, и изменились причины заключения брачных отношений;

· Образование. Многочисленные исследования говорят о том, что высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Но большинство исследователей склоняется к тому, что уровень интеллекта партнеров не должен значительно отличаться. Брак может существовать в патриархальной или приближенной к ней форме, если у мужа образование выше, чем у жены, но если интеллект и образование жены выше, чем у мужа – это проблемный брак;

· Трудовая стабильность. Существует мнение, что люди, часто меняющие место работы отличаются неумением налаживать длительные отношения, что отражается не только на работе, но и на семейных взаимоотношениях;

· Возраст. Наиболее оптимальным периодом вступления в брак считается возраст девушки – 20 лет, юноши – 24 года. Более раннее вступление в брак подразумевает неготовность к супружеской жизни, недостаточность жизненного опыта для создания семьи. Более позднее вступление в брак влечет более длительный процесс адаптации супругов друг к другу, т.к. характер и жизненный уклад уже более сформированы и устойчивы;

· Продолжительность знакомства. Непродолжительный период ухаживания не может показать будущих супругов в разных жизненных ситуациях. Потому, при непродолжительном знакомстве супруги рискуют узнавать друг друга, уже будучи в браке, где проявляются все, до этого момента не увиденные, личностные качества и слабости характера партнеров.

Все эти факторы определяют в семье психологическую совместимость или несовместимость. Психологическая совместимость – «взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей» .

Психологическая несовместимость – «это невозможность в критических ситуациях понять друг друга» .

Психологическая совместимость / несовместимость определяется следующими критериями

· Эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

· Сходство представлений супругов о себе, о партнере, о мире в целом;

· Сходство моделей общения партнеров и поведенческих особенностей;

· Сексуальная и психофизиологическая совместимость партнеров;

· Общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости супругов, совпадение систем ценностей.

В процессе адаптации друг к другу перечисленные критерии могут изменяться за исключением ценностей и психофизиологических особенностей. Потому эти два критерия имеют наибольшее значение в оценке психологической совместимости или несовместимости партнеров.

Хорошая семья – важнейшая предпосылка полноценной жизни для подавляющего большинства российских женщин, хорошая семья является для женщин основой благополучной жизни. Но какой же должна быть семья, чтобы женщина считала свою семейную жизнь счастливой?

Специалисты из Института социально–психологических исследований Российской Академии Наук провели опрос современных женщин о том, как они представляют себе счастливую семью. По результатам опроса счастливая семья в понимании Российских женщин – это семья, основанная на любви. 87,3% женщин, считающих свою семью счастливой, были уверены, что уже встретили свою настоящую любовь. И не случайно, 75,8% женщин в этой группе убеждены, что брак по любви крепче, чем брак по расчету, в то время как среди тех, кто уже не надеется создать счастливую семью, так думает всего половина опрошенных. Причем настоящая любовь для российских женщин – чувство не столько романтическое, сколько придающее жизни устойчивость и надежность.

Следующая обязательная составляющая счастливой семьи – это дети. Причем не так важно их число, сколько сам факт их наличия. 46,2% всех счастливых семей имели одного несовершеннолетнего ребенка, 19,4% – двух, 2,0% – трех и более, в 6,0% случаев в этих семьях были как несовершеннолетние, так и уже выросшие дети, и в 13,3% – уже взрослые дети. При этом доля бездетных счастливых семей составляла всего 13,1%, хотя доля бездетных семей в общем массиве опрошенных была 34,6%. Впрочем, обратная зависимость не работает – само по себе наличие детей недостаточно, чтобы женщины считали свою семью счастливой. Только половина всех женщин, имеющих детей, сочла свою семью счастливой.

Третьей особенностью семей, которые женщины считают счастливыми, является официально зарегистрированный брак. Среди женщин, состоящих в официальном браке, свою семью считали счастливой 69,0%. В то же время среди тех женщин, кто состоял в гражданском браке, смогли сказать это о своей семье всего 40,2%, а наличие постоянного партнера вообще не рассматривалось женщинами как семья – всего 5,3% женщин из этой группы считали, что у них есть счастливая семья. Почти 80% из них надеялись, что для них это еще в будущем. Такую же надежду разделяло и почти 40% женщин, состоявших в гражданском браке.

Что же касается остальных характеристик того, как должна выглядеть типичная счастливая семья, то картина получается далекой от романтизма. Если идеальный мужчина для женщины – это в первую очередь такой мужчина, который способен обеспечить защиту от внешнего мира, то счастливая семья – это семья, в которой женщина чувствует себя «за мужем» как если и не за «каменной стеной», то хоть за какой-то спиной, и где основу материального благополучия семьи создает муж. Во всяком случае, в семьях 56,5% женщин, которые считали, что им удалось создать счастливую семью, благосостояние семьи определялось главным образом за счет заработков мужа, что намного больше, чем в других семьях. Учитывая тот психологический пресс, под которым живут сегодня россиянки, а также набор и характер проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, это вряд ли может вызывать удивление.

Добавим, что если денег в семье не хватает, то подрабатывать в счастливых семьях – тоже удел скорее мужчины, чем женщины. И хотя подрабатывать кому-нибудь приходится в трех четвертях подобных семей, но приработками занимаются в них 40,1% мужчин и лишь 16,0% женщин (в 14,6% случаях это приходится делать обоим). Во всех остальных семьях женщины несут на себе заметно большую нагрузку в плане приработков. Причем выявлено, что в семьях, где отношения мужа и жены хорошие, низкий уровень материального благосостояния переносится легче, и недовольство им оказывается ниже.

Для современной женщин важнее равенство прав с мужчиной, чем главенство в семье или наличие у нее больших прав – 70,2% женщин из счастливых семей полагали, что они имеют с мужчиной равные права и только 9,6% – что у них прав больше (15,8% считали, что больше прав у мужчин, а остальные затруднились с ответом на этот вопрос

Среди причин конфликтов в семьях женщины назвали следующие (табл. 1):


Таблица 1. Мнение женщин о том, что приводит к конфликтам в семье, в %

Что чаще всего приводит к конфликтам в семье

В разводе

Гражданский брак

Не замужем, но есть постоянный партнер

Разногласия в вопросах воспитания и обучения детей

Несовместимость характеров

Материальные трудности

Проблемы во взаимоотношениях с родителями мужа или мужа с родителями

Муж уделяет мало времени семье

Измены, ревность

Разногласия по поводу того, на что в первую очередь надо тратить имеющиеся деньги

Проблемы в сексуальных взаимоотношениях с мужем

Пьянство, наркомания

Разногласия по поводу выбора круга общения

Различия в интеллектуальном и культурном уровне супругов

Разногласия по поводу распределения семейных обязанностей

Разногласия по поводу выбора способов проведения свободного времени

Один из супругов раздражен тем, что другой больше добился в жизни (например, жена зарабатывает значительно больше мужа)


Еще одной вполне прагматичной важнейшей составляющей счастливой семейной жизни выступали для женщин нормальные жилищные условия. Более 60% женщин из счастливых семей (при 42,5% по массиву в целом) жили в отдельных квартирах. При этом среди женщин, живших в общежитиях и служебных квартирах, заметно выше, чем в среднем, был процент тех, кто уже не надеялся иметь счастливую семью.

В исследовании выявлена зависимость ощущения счастья в семье у женщины от уровня ее образования (табл. 2):


Таблица 2. Доля женщин, считающих свою семейную жизнь счастливой, в зависимости от уровня образования, в %


Вряд ли стоит удивляться при этом, что самая низкая доля женщин, считающих свою семью счастливой, в среде разнорабочих и подсобных рабочих – 33,7%. В то же время именно в этой группе самый высокий процент женщин, называющих пьянство и наркоманию у кого-либо из близких в числе основных проблем неустроенности собственной жизни.

Что касается официального брака, то его основную функцию россиянки видят в полноценном воспитании детей. При этом женщины, имеющие счастливую семью, заметно чаще других говорят о том, что именно официальный брак придает женщине уверенность и создает предпосылки для полноценного воспитания детей (табл. 3.).


Таблица 3. Представления о том, для чего нужен брак, в составе женщин, считающих свою семью счастливой, в %

Отношение к официальному браку

Оценка своей семьи

Уже есть счастливая семья

Пока нет, но мне это по силам

Вряд ли смогу добиться этого

В моих жизненных планах этого не было

Он необходим для полноценного воспитания детей

Он создает материальную опору семьи

Женщина в нем чувствует себя уверенней

Официальный брак неважен, главное, чтобы рядом был мужчина

Для современной женщины брак не важен, она всего может достичь одна


Таким образом, семья – это особый, очень значимый и эмоционально окрашенный тип партнерства, целью которого является воспитание детей. При этом предполагается, что в силу самоценности семьи каждая сторона этого партнерства должна идти ради ее интересов на определенные жертвы. При этом неверность, попытки измены воспринимаются очень тяжело не столько из-за любовной травмы, сколько по причине нарушения основных принципов существования этого партнерства, как признак ненадежности и предательства.

И если семейный тип партнерства действительно реализуется на практике, то никакие разногласия по конкретным поводам, в том числе распределения семейных денег, не идут женщине и семье во вред, а женщина чувствует себя достаточно уверенно и защищенно. Более того, даже если мужчина не может обеспечить семье приемлемый уровень жизни, но честно старается сделать это (работает, пытается подрабатывать, не пьет), то женщина, как правило, довольна своей семейной жизнью .

Таким образом, мы выяснили, какие аспекты семейной жизни наиболее важны для современной Российской женщины и что значит для нее благополучный брак.

Заключение


Таким образом, рассмотрев основные характеристики современной семьи, можно сделать следующие выводы.

Анализ литературы по проблеме семейных отношений подтверждает интерес исследователей к проблемам современной семьи. В большинстве теоретических работ и практических исследований подчеркивается меняющийся в зависимости от изменений общества характер семейных отношений.

Говоря о функциональных особенностях современной семьи, нужно отметить, что функции семьи так же изменились в последнее время в связи с изменением внешних обстоятельств, воздействующих на семью. Меняется не только внутреннее содержание функций, но и их количество. Например, некоторые исследователи отмечают недавнее появление психотерапевтической функции.

Изучение лидерства в семье позволяет сделать вывод о том, что для каждой семьи характерно индивидуальное распределение ролей и лидерства.

Исследуя благополучные и неблагополучные семьи, многие авторы отмечают, что благополучие в семье зависит в первую очередь от совпадения ценностных ориентаций супругов и их психофизиологической совместимости. Здесь так же прослеживается некоторая тенденция к росту неблагополучных семей.

Современные исследования семьи позволяют говорить о том, что субъективное ощущение удовлетворенности браком женщиной состоит из следующих составляющих:

· Любовь в семье, которая должна придавать прочность и надежность отношений;

· Наличие регистрации брака, как фактор постоянства;

· Способность мужчины быть опорой и защитой семьи;

· Мужчина, как создатель материального благополучия в семье;

Таким образом, не смотря на изменения традиций, форм и других признаков современной семьи, женщины, говоря о семейном благополучии, более склонны к традиционным формам семьи, считая, что именно в них они будут чувствовать себя более счастливыми и удовлетворенными браком.

Список литературы


1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. – 175 с

2. Борисова О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений // Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки. – Калинин, 1979. –с. 88-94

3. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., 1984.-325 с.

4. Добрович А., Ясицкая О. Милые бранятся… - М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с,

5. Женщина новой России. Какая она? Чем живет? К чему стремится? / Аналитический доклад. – М.: Институт социально-психологических исследований РАН, 5 декабря 2001

6. Кузнецова Л.Н. Кто сейчас глава семьи? // Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. – М., 1987. - с.143-151

7. Морозова М. Жизнь есть театр или как встать у руля семейной лодки // Статья // Центр психологической поддержки бизнеса и семьи. - М, 2003

8. Психа В. Л. Вскоре после свадьбы. – Краснодар: Книжное издательство, 1988. – 95 с

9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.

10. Степанов С. Ответственная роль.// Школьный психолог. – 2000. - №17

11. Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии. – 1983. - №5. – с. 87-94., с. 87-94

12. Шнейдер Л.Д Психология семейных отношений. Курс лекций – М.: Апрель-пресс, 2000. – 512 с

13. Эйдемиллер Е.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. – С-Пб.: ПИТЕР, 1999. – 656 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.