Советы по созданию счастливой семьи. Размышления. Простые правила, как сделать семейную жизнь счастливой. Семейные отношения - важнее всего

ГККП «Детский сад – ясли санаторного и общеразвивающего типа

«Золотой ключик» отдела образования города Аркалыка»

Провела педагог- психолог:

Карабекова В.Н.

Аркалык 2016

«Формула счастливой семьи»

Цель: формирование доброго отношения в семье.

Создание в семьях доверительных отношений;

Обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;

Выработка навыков сотрудничества с ребенком.

Оборудование: макет сердца, маркеры, ручки, цветные ладошки, сердечки, клей, музыка.

Ход тренинга

Вводная часть.

Просмотр видеоролика «Притча о счастливой семье»

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?

(о семье, о взаимоотношениях в семье)

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня мы с вами попробуем вывести формулу ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ. Предлагаю вам сделать один шаг к познанию своего ребенка.

Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.

Основная часть.

Упражнение «Ладошки» (звучит красивая, спокойная музыка)

Закройте глаза, положите руки перед собой ладошками вверх. Вспомните самые нежные, самые ласковые и добрые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям - своим детям. Улыбнитесь и пошлите эту улыбку своему ребенку.

Психолог подходит к любому родителю, кладет свои ладони на его ладони.

(подойти к 3-4 родителям).

Вывод: Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей, и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача - научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.

Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)
(Раздаются белые листы, цветные карандаши).

В центре листа нарисуйте круг и напишите имя вашего ребенка.

Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера.звучит спокойная музыка, родители работают

А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, каждая группа получит свое задание и 5 минут времени на его выполнение.

Упражнения в группах. Все группы получают свое задание, выполняют, потом идет совместное обсуждение. Время работы 5 минут. Звучит спокойная музыка.

Задание для 1 группы . Завершите предложения:

Добрые поступки – это …

Добро - это...

Добро ассоциируется с...

Добрый человек похож на...

Вывод: Мы служим примером для детей. Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе. Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.

Задание для 2 группы.

Определите «помощников» и «врагов» душевных качеств человека. Составьте ассоциативный ряд.

«Помощники» - это….

«Враги» - это ….

(«Помощники» - щедрость, помощь, благодарность, понимание...

«Враги» - жадность, зависть, злость, безразличие...)

Вопросы родителям:

Какие душевные качества вы цените в людях?

Каких качеств больше у наших современных детей? Почему?

«Помощники душевных качеств» - душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

«Враги» – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т.д.

Вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.

Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»

Задание для 3 группы.

Создайте несколько «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».

Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.

Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.

Упражнение «Душа ребенка».

У каждого из Вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой бумаги), напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.

Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?

Заключительная часть.

В завершение нашего разговора мы выведем «Формулу доброго отношения в семье»

У каждого из вас есть ладошка, пожалуйста, подпишите ее, отвечая на вопрос:

«Что я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?»

Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу

(нарисовано на ватмане)

Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.

Существует древняя притча:

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

Что еще тебе слепить? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

Зажигаем свечи.

Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.

А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда (раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит).

Давайте возьмемся за руки. Ведь только вместе мы сможем сделать наших детей счастливыми.

Давайте мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу. Наберем воздуха и дружно погасим свечи.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!».
Просмотр видеоролика «Гимн семьи»

Психолог благодарит родителей за участие.

Один священник, живший в ХIХ веке, ежедневно сталкиваясь с проблемами в семьях своих прихожан, решил все свои мысли по этому поводу выложить, написав книгу. В ней он чётко рассказал о действиях и поступках, которые являются крепким фундаментом для счастливого брака.

9 основных условий счастливого брака от священника:

1. Всегда быть правдивым.

2. Никогда не забывать о чувствах любви, иметь всегда здравый рассудок и поддерживать взаимопонимании.

3. Обладать и не забывать о чувстве юмора.

4. Проявлять уважение к желаниям и мыслям другого.

5.Ценить личное пространство второй половины и время.

6. Всегда уметь проявлять толерантность.

7. В любой ситуации быть терпеливым - бессмысленно ругаться по разным пустякам.

8. Не возвеличиваться над другим.

9. Никогда не забывать о приветливости, добрых и благодарных словах и улыбке на лице.

Если придерживаться этих условий, можно и в наше время жить счастливо, и наслаждаться семейной жизнью. Разве что, «всегда быть правдивым» - несколько не реально. Возможно, лучше будет, несколько изменить: проявлять честность так, чтобы не оскорбить, или не затронуть чувства своей второй половинки.

  1. Уделять больше внимания и времени друг дружке - проявляйте заинтересованность своей половинкой.
  2. Дорожить больше отношениями в семье.
  3. Для гармоничных семейных отношений важен секс.
  4. Доверие и верность между супругами.
  5. Избегание ссор. Чтобы не сожалеть о произошедшем, лучше заранее предотвратить ссору.
  6. Умейте выслушать. Необходимо иногда друг другу выговориться о своих проблемах.
  7. Во время беседы задавайте вопросы - это показывает заинтересованность в разговоре. Вам же интересно, чем «житвёт» ваша половинка. Важно задавать вопросы по теме.
  8. Обращайтесь с просьбами и без приказов. Вежливая просьба о помощи быстрее будет услышана и с радостью исполнена.
  9. Признавайте свои ошибки.
  10. Если критикуете, то с осторожностью. Указывая на проблему своей второй половинке, постарайтесь найти повод и за что-то похвалить. Правильная критика должна вызвать у другого человека переосмысливание своих поступков.
  11. Не скупитесь хвалить любимого человека за приятные поступки. Ведь часто, мы сразу же высказываем свое негодование в ответ на плохое, а вот почему-то на хорошее закрываем глаза, и молчим.
  12. Дарите друг другу улыбки. Вряд ли можно ссориться с тем, кто вам улыбается.

Счастливый брак тот, в котором оба супруга имеют возможности проявить в полной мере свои индивидуальные достоинства. Однако, прожив вместе более5- 10-ти лет (у кого как), мы перестаем восхищаться способностями друг друга, уменьшается страсть и любовь, начинаем даже проявлять пренебрежение и появляется состояние привычки.

Наблюдая за семейными парами, которые впоследствии развелись, ученые выявили несколько важных критерием разрушающих семейное счастье:

1). Критика, направленная на личность;

2). Быстро возникающие ссоры;

3). Проявление презрения;

4). Не желание и отказ выслушать супруга;

5). Жесты с негативным смыслом;

6). Пребывание в состоянии готовности дать отпор.

Так что же нужно, для того, чтобы семейное счастье было долгим и счастливым? Ответ прост - супруги, которые уделяют друг другу в общении время (хотя бы около 5-ти часов в неделю). Следуя нескольким правилам, вы будете всегда любимыми и счастливыми.

Арифметика семейного счастья:

  1. Не спешите утром разбегаться. Расскажите друг другу о своих делах, обсудите общие планы на день. Всего 2 минуты, за 5 дней, в результате получается 10 минут.
  2. Вечером, после рабочего дня, за ужином или чашечкой чая мило и искренне беседуйте. Если посвящать этому 20 минут, то за 5дней получается 40.
  3. Всегда не забывайте оказывать друг другу знаки любви - целуйтесь, обнимайтесь, просто нежно прикасайтесь. Всего 5 минут в день за 7 дней выходит 35 минут.
  4. Старайтесь выделять время для походов в кино, прогулок по парку. Перемена обстановки освежает чувства. Можно посвятить этому 2 часа в неделю.
  5. Выказывайте свое восхищение партнером. Пять минут и за семь дней набегает 35 минут.

Счастья, любви, взаимопонимания и удовольствия вам в вашей крепкой семье.

Губанова Светлана Георгиевна психолог


«Семейная экономика программа» - Понимать – роль членов семьи в формировании семейного бюджета. Уметь – анализировать семейный бюджет, определять прожиточный минимум семьи. Курс рассчитан на 34 учебных часа. Содержание программы. Пояснительная записка. В процессе изучения курса школьники должны: Презентация программы по спецкурсу.

«Семейный бюджет» - Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. Предметы личной гигиены. Продукты. Планируйте семейный бюджет исходя из доходов. Напоминай родителям о своевременной оплате налогов. Туристическая поездка. Семейный бюджет. Расходы. Бережно относись к своим вещам. Посещение досуговых, культурных центров.

«Психология семейных отношений» - Семьеведение. Трудности в изучении семейных отношений. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди. Понятие «семья». Подходы к исследованию семьи: Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии. Альтернативы семьи. Смешанные семьи – оба или один родитель неродной, либо приемные дети.

«Семейный детский сад» - Поддержка многодетных семей. Зная особенности своих детей, маме-воспитателю проще найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Предложила гибкий режим дня, оптимальный для такой разновозрастной группы. Северное окружное управление образования департамент образования города москвы. Предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей.

«Стили семейного воспитания» - Стили семейного воспитания. Педагогическая поддержка проблемным семьям. Педагогические стили в семьях, не справляющихся с воспитанием детей. Защита, безопасность. Родительские отношения с ребенком и контроль за поведением. Типы и стили семейного воспитания. Основные типы семейных взаимоотношений. Конфликты в семье.

«Семейная медсестра» - Повышение престижа профессии семейной медсестры. Врачей. В процентах. Задачи. Семейный врач. Формула успеха. Путь к знаниям. Самоуважение. Партнёры. Семейная медсестра. Знания. Узкие специалисты. Анализ анкетирования. Уверенность. Анализ опыта самостоятельного приема медсестры. Пациент. Уважение. Достижения.

ФОРМУЛА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: ФОРМУЛА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ В жизни каждого человека незаменимую роль играет семья. Она является одним из важных факторов его гармоничного роста и развития. Простое отсутствие ее влияния в каком-то из направлений уже само по себе часто перерастает в отрицательный фактор воздействия.

ФОРМУЛА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: ФОРМУЛА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ В жизни каждого человека незаменимую роль играет семья. Она является одним из важных факторов его гармоничного роста и развития. Простое отсутствие ее влияния в каком-то из направлений уже само по себе часто перерастает в отрицательный фактор воздействия. Так, по результатам опроса учащихся старших классов на тему - «Что такое счастье?», первую тройку ответов составляют любовь, семья, здоровье, и только затем - деньги, дружба, интересная работа, комфортное жилье, внешняя привлекательность и образование. Это свидетельствует о высокой значимости психологической атмосферы в семье на ощущение детьми состояния счастья и благополучия. Попробуйте припомнить и представить себе разные семьи, где вам приходиться бывать. Не правда ли, от каждой из них остается какое-то свое, порой трудно-определимое, но совершенно особое ощущение. Если начать анализировать, откуда оно берется, на ум придут не только теплота и сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, но и манера общаться между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль проведения досуга, мера царящего в доме уюта. Это ощущается как особая мера душевного здоровья семьи, как легкая и добрая атмосфера - то, что мы с вами называем семейным духом. При желании можно проделать небольшой эксперимент: Проследите за поведением домочадцев и запомните или даже запишите, по какому поводу каждый из них в течение недели проявил самые сильные эмоции. Что это было: раздражение по поводу пересоленного супа, радость от хорошо выполненной работы, ссора на материальной почве, порыв острого сочувствия кому-то, кто попал в беду? Затем сложите свои наблюдения за месяц и «подведите итог». Каких эмоций - положительных или отрицательных - получил ребенок больше? Подумайте! Это очень полезно. Отношения с детьми, любовь к детям — сложное переплетение всех отношений в семье. Вместе с тем ребенок не только получает родительскую любовь, но, как член семьи, оказывает сильное влияние на чувства и отношения родителей как к себе, так и к друг к другу. Дети, становясь важнейшими членами семьи, формируют тот или иной климат, атмосферу семейной жизни. Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях, над поведением родителей позволили психологам выделить три фактора детско-родительских отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — дальность. Сочетание этих факторов позволяет описать восемь типов родительской любви. 1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного. воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Теплое эмоциональное отношение к ребенку, принимающее его личность, поведение, активное внимание к интересам ребенка, уважение его прав и признание обязанностей, оказание помощи при разумной требовательности. 2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Формула семейного воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». При таком стиле воспитания родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, однако мягкое обращение с детьми сочетается с недостаточным вниманием к их повседневным успехам, нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах. 3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула воспитания ребенка такова: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Такой стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется признанием действительных, а иногда мнимых отклонений в умственном и физическом развитии ребенка, в результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой, как все», при этом имеется в виду, что ребенок не так-хорош, как другие дети. В общении с ребенком родители идут по пути предоставления особых привилегий, излишне опекают, затрачивают массу усилий на предохранение от вредных влияний. Родители внимательны к ребенку, их интересы сосредоточены на нем, но они как бы не доверяют ребенку, не верят в его возможности и способности. 4. Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Формула семейного воспитания выглядит примерно так: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит». В общении с ребенком таким родителям свойственно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения или личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Неблагополучие ребенка как бы негласно признается его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире своего ребенка, плохо знают его внутренние переживания. 5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Такое отношение к детям встречается достаточно редко, формула позиции родителей выражается примерно такими словами: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель пытается уменьшить всякое общение с ребенком, не замечать его присутствия, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке, в помощи. 6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Такое отношение родителей к детям строится по формуле: «Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям». В общении с ребенком родитель обычно не замечает ничего положительного в нем, совершенно игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Постоянное одергивание, требовательность, понукания, назидания заполняют все общение родителей и детей. Такие родители водят ребенка от одного специалиста к другому, желая «исправить» его. 7. Преследование (антипатия, неуважение, близость). Такой тип родительского отношения может быть описан формулой: «Мой ребенок плохой, и я докажу ему это!» В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в негодяя, во всех проявлениях ребенка, на каждом шагу видят его «злую волю». Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности, нередко склонны к вынесению излишне строгих мер воздействия. 8. Отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция). Формула родительского отношения выглядит примерно так: «Я не хочу иметь дела с ним». В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем, но родители как бы издали «следят» за ребенком, признают его силу, ценность некоторых личностных качеств. При заострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремятся передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращаются к врачам. В поведении родителей просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы их оградили от ребенка, от «этого чудовища». Не пожалейте времени на психологическое изучение особенностей своей семейной жизни и семейного воспитания. Попробуйте беспристрастно оценить свои семейные отношения, стиль воспитания детей по описанным шкалам на данный момент. Польза такого изучения обнаружится очень быстро, ведь оно послужит началом созидательной, творческой работы, откроет пути для гармонизации семейной жизни, принесет семейное и родительское счастье! И в заключении - несколько психологических рекомендаций по созданию благоприятной атмосферы в Вашей семье: 1. Научитесь правильно будить ребенка по утрам. От этого зависит его психологический настрой на весь день. 2. Если есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. 3. Научитесь правильно встречать ребенка после уроков. Лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного на уроках?», «Как дела в школе?», вместо вопросов «Какие оценки получил?» 4. Радуйтесь искренне успехам и достижениям своего ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач, лучше поддержите его. Не сравнивайте его другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам. 5. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. 6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Любим безусловно, вне зависимости от его оценок или поведения. Исключите из общения с ним окрики, грубые интонации, создавайте атмосферу радости, любви и уважения. Главное - абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Каждый раз при возвращении Вашего ребенка домой ВСТРЕЧАЙТЕ ЕГО С ЛЮБОВЬЮ! Только преобладание положительных эмоций над отрицательными, то есть бодрости, оптимизма, доброты, уважения, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием и скукой, создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя взрослых и детей, связанных родственными узами, он согревает, дает пищу чувствам и отдых душе, формирует по-настоящему успешных и счастливых детей!

Хорошее дело, как известно, браком не назовут. В этой шутке есть доля шутки, но, увы, и доля истины. Делает ли брак счастливыми молодых и сколько длится это совместное счастье? Обычные человеческие эмоции и чувства попытались поставить на так называемую научную основу дотошные швейцарские социологи из Цюрихского университета. Основной темой исследования было разрешение вопроса: это счастье ведет под венец или же совместная жизнь доводит до счастливого головокружения.

Свое согласие быть под постоянным пристальным вниманием ученых дали 15 тысяч среднестатистических добровольцев из Германии. Очень быстро выяснилось, что счастливые часов не наблюдали лишь в первый год совместной жизни. Последующие годы, проведенные вместе, только добавляли напряжения в отношения. Положительным моментом был отмечен период между третьим и пятым годом жизни. Именно в эти годы возможен новый виток чувств между партнерами.

Счастливы – вместе?

Что является причиной падения уровня счастья? Однозначного "научного" ответа на этот вопрос не найдено. Некоторые эксперты настаивают на прямой зависимости этого уровня от финансов или проблем с появлением детей. Согласитесь, банально, но факт. А некоторые предполагают, что в первые месяцы после свадьбы молодожены совместную жизнь со всеми ее радостями и возможностями воспринимают как нечто должное. Но жизнь идет не всегда так, как желается, а потому постепенно этот эффект начинает ослабевать.

Подобная удручающая ситуация однако все равно имеет и свой плюс. По данным исследований, в общем плане люди семейные гораздо более счастливы, чем "эгоисты"-одиночки, отказавшиеся от постоянной совместной жизни. Этот вывод специалисты объясняют очень просто: формула счастья возможна лишь при полноценно действующей составляющей эмоционального плана "ты – мне, я – тебе". Любящие хотят не только любить, но и быть любимыми. Им важны ответные признание и некая благодарность. Еще несколько капель счастья добавляют ощущения пусть примитивной, но верной страховки от возможных проблемных моментов жизни.

Десятибальная диаграмма ученых строга и лаконична: 7,6 балла удовлетворенностью жизнью на первом "послесвадебном" году и 7,4 балла – на втором. Эта ситуация предсказуемо продолжается до временного ослабления счастья на четвертом и пятом году супружеской жизни. Последующие совместные годы протекают сравнительно ровно, если не считать всплеска положительных эмоций на седьмом году после брака. Ну а к розовой свадьбе основная часть пар оказывается уже немногим более счастлива, чем за 10 лет до этого.

Не добавляют оптимизма и результаты американских экспертов из Centers for Disease Control and Prevention. По их утверждениям, более 40 процентов браков распадаются через 15 лет. Российская же статистика пессимистично констатирует, что число разводов в нашей стране "обогнало" число свадеб на 26%. Временные рамки совместной жизни в этих случаях довольно велики – от 5 до 20 лет, независимо от возраста супругов.

И жили они долго и счастливо

Как бы в продолжение работы швейцарских коллег, американские психологи решили вывести свою формулу семейного счастья. Под их наблюдением были почти триста пар молодоженов. За несколько лет выяснилось, что одним из главных моментов является совместимость характеров и схожесть взглядов. Определенно конфликты возникали наиболее часто именно из-за разницы взглядов на решение самых обычных ежедневных семейных вопросов уровня "Дорогой, не забудь забрать детей из школы! ".

Любите просто поговорить или выяснять отношения, засыпая свою вторую "половинку" целым ворохом упреков и претензий? Согласно выводам американцев, наиболее крепкими семьями оказались те, где оба супруга немногословны и тратят на совместные беседы не более получаса в день. Исключение дается лишь парам в первые год-два после бракосочетания.

На эксперименте был отмечен и безусловно положительный эффект четкого разделения семейных обязанностей. Удовлетворение семейной жизнью испытывали пары, в которых один из супругов отвечал, например, за ведение хозяйства и воспитание детей, а второй – за финансирование. Правда, вывод ой как далеко не нов: еще в каменном веке женщина отвечала за очаг и детей, а мужчина – за мамонтов в котел этого самого семейного очага. Вот только данные статистики разводов того периода до нас не дошли.

И совсем уж неожиданным стал финальный совет от психологов по поводу добрачных встреч и ухаживаний. Внимание, любители скороспешных браков! Оказывается, наиболее оптимальны полтора года романтических встреч, нежных ухаживаний. Только после этого следует идти под венец. Именно про такие пары потом говорят: "И жили они долго и счастливо".