Синтетические компоненты в парфюмерии и в чем их польза. Натуральные и синтетические парфюмы

Эфирные масла или синтетические молекулы? Современные формулы или старинные рецепты? Развенчиваем мифы об ароматах вместе с парфюмерным химиком Матвеем Юдовым и натуральным парфюмером Анной Зворыкиной.

Миф № 1

Настоящая парфюмерия производится из натуральных материалов. Всё остальное – эрзац, не заслуживающий внимания.

Матвей:

Современная парфюмерия как таковая, в том виде, какую мы знаем её сейчас, сформировалась не так уж давно — во второй половине XIX века. Houbigan Fougere Royale (1882) и Guerlain Jicky (1889) были одними из первых современных ароматов. Мало кто, не считая историков парфюмерии, назовёт хотя бы пару ароматов, выпущенных раньше. В состав этих духов входят синтетические материалы — кумарин, ванилин, изобутилхинолин. Так что, на мой взгляд, именно появление синтетических ингредиентов в палитре парфюмера сформировало парфюмерию как отдельный самостоятельный вид творчества. В состав Shalimar, к примеру, входит и натуральный абсолю ванили и синтетический этилванилин, и именно сочетание этих двух компонентов позволило добиться нужного результата. Без синтетических веществ невозможны были бы ароматы с нотами зелени, большинства фруктов (кроме цитрусовых), акватические. Не существует натуральных материалов с запахом ландыша, сирени, цикламена, фрезии, гвоздики и ещё многих-многих цветов. Все эти запахи воссоздаются только при помощи синтетических материалов. Мускус, амбра, некоторые древесные запахи — всё это уже много лет заслуга синтетики. Качество аромата больше зависит от мастерства парфюмера, а не от материала, который он использует.

Анна:

Конечно же это миф. Настоящее искусство – это то, которое обращается к нашему сердцу. Из чего оно создано – глубоко вторичный вопрос. Выбор материала обычно диктуется целью. Подменять цель средствами и заявлять «я пользуюсь только натуральными ингредиентами, потому что они натуральны» - странный логический выверт. Мне представляется, что первична цель, а средства подбираются, исходя из нее. Например, воспроизведение аромата ландыша требует синтетических молекул. А натуральные материалы позволяют решать задачи, недоступные синтетике. Например, создать ароматы изменчивые, живые, дышащие, близкие по гармоническому строю к ароматам природы. Ароматы, которые говорят на языке души.

Например, для меня ароматы искусственной «свежести» - как скрип железа по стеклу. Мне не нравится «огранка», которую дают аромату альдегидные молекулы, а длиннющий шлейф искусственных мускусов и их «стойкость» меня утомляют. Уже несколько раз сменилась ситуация, но духи сидят, как гвоздём прибитые, а иногда ночь и ванну переживают… Вот моё представление о парфюмерном кошмаре. Любители парфюмерии, созданной из синтетических материалов, часто говорят о «грязных тонах» натуральных ароматических веществ. Я воспринимаю эти особенности звучания не как грязь, а как «сложный цвет» в противовес «простому, открытому цвету», который художники иногда называют «цвет из банки». На сложных цветах отдыхает мой глаз, на сложных ароматах – мой нос. Натуральные экстракты позволяют создавать картины, которые не отделены от окружающей жизни «отфильтрованностью красок» и чрезмерной рафинированностью.

Миф №2

Натуральная парфюмерия безопасна и не вызывает аллергии, а синтетическая – вредна для здоровья, вызывает рак и понос.

Матвей:

В корне неверно ставить знак равенства между понятиями «натуральный» и «полезный» или даже «безопасный». Волчьи ягоды и чилибуха совершенно натуральные, но здоровья они точно не принесут. Натуральные материалы, эфирные масла, абсолю и т.п. — это всегда сложная многокомпонентная смесь с варьирующимся составом. Среди нескольких сот компонентов вполне может оказаться аллерген. Именно поэтому сейчас запрещены, например, дубовый мох и перуанский бальзам. Многие цитрусовые эфирные масла содержат в своём составе вещества, вызывающие фотосенсибилизацию. Если нанести на кожу состав, содержащий натуральное масло бергамота, то при попадании прямых солнечных лучей вы гарантировано получите фототоксическую реакцию или попросту говоря ожог. Синтетические материалы — это как правило индивидуальные вещества. Прежде, чем попасть в ваш любимый пузырёк духов, все новые соединения проходят огромное число тестов, токсикологических, дерматологических и всяких прочих других. Ещё один важный момент: не бывает абсолютных понятий «безопасно» и «вредно». Как сформулировал ещё в XV веке Парацельс, «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Человек, съевший примерно 400 граммов поваренной соли, неизбежно умирает. Получается, что в каждой пачке соли больше двух смертельных доз. Почему никто не рисует на них череп с костями и не пишет жутких предостерегающих надписей? Однажды на одном парфюмерном форуме одна дама писала о вреде вещества, под названием изо е супер, аргументируя этом тем, что это страшный яд. В качестве аргумента приводила значение LD50=5000 мг/кг. Вот если бы у дамы было бы всё в порядке с арифметикой, то она смогла бы подсчитать, что для того, чтобы отравится изо е супером, человеку массой 70 кг надо съесть 350 граммов вещества (примерно, как с поваренной солью). Если речь идёт об аромате Molecule 01, то потребуется выпить 30-40 больших пузырьков. Только не забывайте, что помимо изо е супера в этом случае придётся выпить ещё больше трёх литров спирта. Что нанесёт больший вред — думайте сами.

Анна:

Некоторые эфирные масла и абсолюты, входящие в состав натуральных духов, аллергенны. Некоторые ароматические материалы – фототоксичны. Тем, кто пользуется натуральными духами, нужно знать (и выполнять!) два простых правила:

Перед знакомством с натуральными духами сделайте аллергенную пробу, для этого нанесите духи на внутреннюю часть сгиба локтя. Если по истечении нескольких часов не возникло никаких неприятных ощущений (покраснения, припухлости или отека) – можете пользоваться духами. Особенно необходима такая проверка аллергикам, беременным и кормящим матерям.

Не наносите духи из натуральных материалов на открытые участки тела перед выходом на солнце, т.к. некоторые эфирные масла могут вызвать фотосенсибилизацию, т.е. приобретение кожей особенной чувствительности к ультрафиолетовому облучению всех видов.

Миф №3

Натуральная парфюмерия – это про духи, а синтетическая – про отдушки для стирального порошка.

Матвей:

Подавляющее большинство современных парфюмерных композиций содержат как натуральные, так и синтетические компоненты. Использовать в работе только ингредиенты позапрошлого века — это всё равно, что строить небоскрёбы из тростника и бурой глины. Действительно есть такое понятие «натуральная парфюмерия» — в ней используются только материалы природного происхождения. Это явление довольно субкультурное и неоднозначное. Чтобы найти действительно полноценно «натуральный» аромат надо серьёзно задаться целью — производством, как правило кустарным, подобных композиций занимаются очень небольшие нишевые бренды. Скорее всего, полностью натуральные ароматы по началу вас расстроят — они мало похожи на привычные нам духи из магазина. У большинства 100%-натуральных ароматов имеется характерный «аптечный» подтекст (почти во всех эфирных маслах содержатся высокомолекулярные терпены, обладающие характерным скипидарно-камфорным запахом) и они практически лишены шлейфа.

Анна:

Человек, привыкший к современной цифровой фотографии, увидев на бумаге фотоотпечаток с пленки, автоматически тянется «прибавить яркость» или спросить – «а что так нерезко»? Но аналоговую фотографию – на бумаге или стеклянных пластинах, не «подсвечивают» светодиоды экрана ноутбука, там другие цвета (или их вовсе нет) и другой порядок контраста. Одно не хуже другого, просто разные концепции, разные вкусы: каждый выбирает для себя. Многие успешно любят и «цифру» и пленку, кто-то отдает предпочтение чему-то одному. Так же дело обстоит и с натуральной парфюмерией.

От натуральной парфюмерии не стоит ждать cтойкости, сравнимой со стойкостью искусственных ароматов, или свежести — они не свойственны натуральным духам. Зато они гарантируют своему владельцу природное, иногда брутальное звучание аромата, ярко выраженный характер, зачастую непривычный для восприятия. Натуральный аромат — это чаще всего экстравагантная, выпуклая композиция, иногда шокирующее впечатление. Натуральная парфюмерия — для хорошо осознанного выбора, для тех людей, которым нужны более выразительные, яркие возможно, экстравагантные характеры ароматов. Не «выпил и пошел», не «съел и порядок» или «напшикался и побежал». Это не означает, что духи для «побежал» — хуже, они просто для других ситуаций и состояний.

Миф №4

Только из натуральных компонентов можно сделать настоящий парфюмерный шедевр, синтетика никогда не будет пахнуть так роскошно и убедительно, как натуральные компоненты.

Матвей:

Самый главный аромат всех времён и народов, Chanel №5, был бы невозможен без смеси трёх алифатических альдегидов, разумеется, синтетических. Thierry Mugler Angel, который мог бы составить конкуренцию пятой шанели по объёму продаж, строится на основе этилмальтола — синтетического вещества, которое даже не встречается в природе.

Странно было бы утверждать, что настоящий парфюмерный шедевр может быть только 100% натуральным. На настоящий момент не существует ни одного мало-мальски известного 100%-натурального аромата. Все духи XX и XXI века в большей или меньшей степени содержат синтетические ингредиенты. И натуральные и синтетические компоненты выполняют в духах свою определённую функцию и было бы непросто обойтись при создании полноценной парфюмерной композиции как без одних, так и без других.

Вообще было странно оценивать, например, живопись, по натуральности красок, которые были использованы художником. Вот это нарисовано акварелью на меду — это шедевр. А всё, что акрилом — так, мазня.

Анна:

Духи как произведение искусства – это дело рук мастера, а не материалов. Музыку можно играть и на электронной гитаре и на скрипке, важен профессионализм исполнителя. Современная парфюмерия сформировалась в первую очередь при участии синтетических молекул, и все широко известные шедевры – духи с синтетическими молекулами. Натуральная парфюмерия возродилась в начале 21 века как альтернативный, не-массовый тренд. Тем не менее, с каждым годом произведения натуральных парфюмеров становятся все более известными, и среди них есть очевидные шедевры. Но это направление молодое, и я уверена, что главные «шедевры» натуральной парфюмерии еще увидят свет.

Миф №5

Производство натуральных ароматов безопасно для окружающей среды, а синтетических – очень вредно. Тают льды, касатки выбрасываются на берег, дети рождаются с пёсьими головами.

Матвей:

Зверушка кабарга была практически истреблена из-за того, что её железы служили источником натурального мускуса. В Индии вырубили практически весь сандал, переработав его на эфирное масло. Для получения абсолю требуется огромное количество токсичных растворителей. Получение синтетических душистых веществ не сопряжено с большими опасностями, чем куда более масштабные химические производства. Что же касается вреда от использования парфюмерии, то тут только могу процитировать известного парфюмерного критика, написавшего однажды, что ни один человек не погиб от аромата Mitsouko, но зато из-за него появилось множество новых людей.

Анна:

Для окружающей среды безопаснее всего было бы вообще не пользоваться духами. Однако мы ими пользуемся. Духи – это роскошь. Добыча натуральных экстрактов, часто, к сожалению, вредит природе. Большинство натуральных парфюмеров очень озабочены этой проблемой, и используют только ингредиенты, сырье для которых было добыто на законных, специально посаженных плантациях.

Миф №6

Натуральные компоненты – это эфирные масла. Все остальное – синтетика и порождение дьявола.

Матвей:

Существует много способов извлечения ароматических материалов из натурального сырья: прямой отжим в случае с цитрусовыми, перегонка с водяным паром, экстракция различными растворителями. Ни один способ не позволяет получить субстанцию, полноценно передающую аромат сырья, поскольку в процессе выделения неизбежно происходит ряд химических трансформаций. Строго говоря, только этот факт уже не позволяет считать никакие эфирные масла или абсолю 100% натуральными. Эфирное масло розы пахнет не так, как абсолю розы и ни то, ни другое не пахнет как живая свежая роза.

Анна:

Что касается натуральной парфюмерии, тут совсем общепринятого критерия нет. Дело в том, натуральная парфюмерия представлена маленькими независимыми парфюмерными домами, которые часто не объединены ничем, кроме любви к ароматам. Существует много мнений на этот счет. Некоторые натуральные парфюмеры используют даже изоляты – эфирные масла, очищенные до нескольких молекул. Хорошие духи делают не материалы, их делает парфюмер.

Миф №7

Натуральные ароматы всегда красиво раскрываются на коже, а синтетические и на блоттере фу-фу, а на коже и вовсе могут превратиться в кошачий лоток.

Матвей:

Некоторые индивидуальные вещества имеют настолько сложный, гармоничный приятный аромат, что сами по себе используются как полноценные духи — вельвион, амброксан. Насколько красиво будет раскрываться на коже, например, натуральная тинктура цибетина в чистом виде, можете поэкспериментировать сами.

Анна:

Натуральные духи не садятся идеально на любого человека, так же, как и синтетические. Разница между звучанием на блоттере и на коже у натуральных ароматов часто выражена ярче, чем у не только натуральных. Но хороший аромат вне зависимости от того, из чего он сделан, будет гармонично звучать и на коже и на бумаге.

Миф №8

Натуральные ароматы – «стойкие от природы», а синтетические – мгновенно улетучиваются. А если не улетучиваются, значит в них добавлен яд.

Матвей:

Стойкость зависит от летучести вещества, лёгкие молекулы более летучи, чем тяжёлые. Как правило, вещества с цитрусовым запахом, с запахом зелёной травы легколетучи, а вещества, пахнущие, например, мускусом или деревом — более стойкие. Стойкость композиции зависит от того какие именно компоненты входят в состав и насколько они летучи. Это не зависит от натуральности и их происхождения. И натуральное масло бергамота и синтетический линалилацетат одинаково испарятся с кожи минут за двадцать максимум.

Анна:

Нельзя сказать, что натуральные духи держатся дольше синтетических. Чаще всего бывает наоборот. Например, натуральный аромат «цитрусовой» группы будет держаться меньше, чем его синтетический аналог, в котором были использованы специальные фиксаторы. Более основательные «восточные» композиции, с участием большого количества базовых ароматических ингредиентов, взятые в аналогичном количестве и концентрации со своими «не-только-натуральными» собратьями, будут держаться вполне сравнимо по длительности звучания. В целом, стойкость натуральных духов колеблется от часа (лёгкий одеколон), до нескольких суток при нанесении на одежду или волосы для концентрации Eau de Parfum или Parfum.

Миф №9

Натуральная роза всегда пахнет лучше, чем собранная синтетическая, про это ещё Андерсен в сказке «Свинопас» рассказал.

Матвей:

Я ещё раз вернусь к тезису, что запах эфирного масла розы очень сильно отличается от запаха живой цветущей розы. Разумеется, аромат живого цветка великолепен, но воссоздать это ощущение без синтетических компонентов будет невозможно. Все гиперреалистичные ароматы — это результат анализа запаха живого цветущего цветка (так называемая хроматография headspace или технология living flower), и последующее воссоздания аромата из индивидуальных синтетических компонентов. Тут ещё хочется вспомнить высказывание Коко Шанель о том, что духи не должны пахнуть как роза, или как ландыш, они должны пахнуть как женщина.

Анна:

Запаха «натуральной розы» как вещи в себе вообще не существует. В массовом сознании натуральная роза пахнет отдушкой для шампуня, к которой привыкли с детства. И если случайному неподготовленному человеку поднесут зелененький флакон с разведенным абсолютом майской розы – он легко может сказать, что это «ну что-то свеженькое… может трава». И после раскрытия тайны он же скажет – «Что вы! Настоящая роза пахнет по-другому».

Миф №10

Натуральные компоненты дорогие, а синтетические дешёвые. Поэтому все используют синтетические.

Матвей:

Совершенно ничем не подкреплённое заявление. Существуют очень дешёвые натуральные материалы и чудовищно дорогие синтетические. Большинство дешёвых синтетических ингредиентов стали дешёвыми только благодаря тому, что они очень востребованы и учёные потратили очень много сил на то, чтобы разработать доступный метод синтеза. Изначально синтетический ванилин стоил довольно дорого и его цена была сопоставима со стоимостью натурального материала. Относительно дешёвым ванили стал только после того, как был разработан простой доступный метод синтеза ванилина из лигнина (отход древесной промышленности). На то, чтобы найти и разработать синтез галаксолида, самого популярного на настоящий момент вещества с мускусным запахом, крупнейшая мировая корпорация по производству аромахимикатов потратила 15 лет. И именно поэтому галаксолид доступен и относительно дёшев, в отличие, например от аналогичного мускона, стоимостью несколько тысяч долларов за килограмм. Многие вещества с мускусным запахом, запахом амбры или сандала имеют очень сложную структуру и, как следствие, их синтез сложен и трудоёмок, такие вещества чрезвычайно дороги. До сих пор не существует удобной схемы синтеза ирона, ключевого одоранта корня ириса, цена на синтетический ирон крайне высока. Тем не менее, очень похожие по структуре иононы с запахом фиалки уже более 100 лет успешно производятся в огромном количестве и стоят дёшево.

Анна:

Конечно же в массе своей натуральные экстракты в данный момент на порядок или несколько дороже синтетических. И их производится намного меньше. И никакая природа не в силах дать столько сырья, чтобы насытить современный рынок производства массовой парфюмерии.

Миф №11

Природа совершенна, а учёные – нет, поэтому в лаборатории невозможно получить такие же прекрасные запахи, какие есть в природе.

Матвей:

Практически любой зелёный лист растения, будучи поврежденным, обладает характерным «зеленым» запахом. Причина этого запаха в так называемых С6-wound соединениях, в первую очередь запах обусловлен цис-3-гексенолом («спиртом листьев») и цис-3-гексенилацетатом. На настоящий момент не существует методики, позволяющей выделить эти соединения из природного сырья. Однако их синтез чрезвычайно прост и дёшев. Очень часто приходится слышать такой термин, как «химозность». Дескать, в этом аромате такой химозный инжир (клубника, фрезия, ландыш), а вот в другом — очень натуральный. В обеих случаях аромат инжира (клубника, фрезия…) создан при помощи синтетических ингредиентов, потому что натуральных просто не существует. Проблема первого аромата в балансе, неправильно подобранных пропорциях и неверной аранжировке компонентов. И это проблема опыта и технических навыков парфюмера, а не проблема ингредиентов.

Анна:

Парфюмерия – искусство, а искусство не есть повторение природы. Даже натуральная парфюмерия не занимается воссозданием природы – иначе духами считались бы обычные компоненты, вроде эфирного масла лимона, однако, это не так. Натуральные парфюмеры точно так же, как и парфюмеры, использующие всю палитру ароматических веществ, создают принципиально новые вещи. Просто эстетика другая. Например, среди натуральных парфюмеров и любителей этого жанра популярны кожаные ароматы. Духи, пахнущие пудрой, и новой дорогой сумкой – куда уж дальше от природы.

Миф №12

Натуральные духи на каждом человеке пахнут по разному, идеально подстраиваясь под его собственный запах, а синтетические на всех пахнут одинаково.

Матвей:

В этом утверждении есть доля правды. Любой парфюмерный продукт (за исключением, разве что, хулиганства типа Escentric Molecules) — многокомпонентная смесь. Как будут испаряться компоненты зависит от огромного числа факторов — температуры, влажности, давления, состояния вашей кожи. Плюс работает так называемый клеточный осмос, некоторые компоненты частично растворяются в жировой ткани, что замедляет испарение и есть ещё сотня причин, почему в каждом отдельно взятом случае запах одних и тех же духов на коже человека будет немного различаться. Если в составе много натуральных компонентов, то ситуация несколько усугубляется.

Другое дело, что никто ни под кого не подстраивается. Молекулам душистых веществ, что природного, что рукотворного происхождения, совершенно плевать на ваш «собственный запах». Просто на вашей коже аромат будет пахнуть чуть иначе, нежели на блоттере, отличия эти практически непредсказуемы. Конечно, они не будут радикальными — ландышевый аромат ни у кого на коже не будет пахнуть елью и амброй.

А теперь представьте себе художника, который нарисовал чудесного гиппопотама. Зрители любуются картиной, но один человек видит на картине лося, второй — кенгуру, а третий — черепаху. Этого ли хотел художник? Так вот одной из ключевых задач парфюмера как раз является сведение вот этого разброса и разночтения запаха к минимуму. Хорошо выстроенный и сбалансированный аромат должен пахнуть в большинстве ситуаций практически одинаково. А вот это «подстраивание» аромата под конкретного человека звучит как не очень логичная маркетологическая байка, призванная замазать огрехи в работе парфюмера.

Анна:

Тут момент тонкий. С одной стороны, конечно, есть вариабельность звучания на разных людях. Да и как ей не быть, если у одного индивида кожа сухая и холодная, у другого - горячая, и так далее. Понятно, что если мы наносим на кожу смесь веществ с разной температурой кипения, то от того, какова температура кожи (и окружающей среды!!!), будет зависеть динамика испарения этой самой смеси. Например, если смешать спирт и ацетон и выплеснуть на горячую плиту - пахнуть будет все вместе: и спирт, и ацетон. Если эту же смесь вылить на холодный стол - сначала мы почувствуем преимущественно запах ацетона, потом - спирта и ацетона вместе, потом - преимущественно спирта. Аналогично происходит с кожей и духами.
И это подталкивает нас к тому, чтобы, по возможности, уйти от мифологии и сочинительства. Все эти «цветы на мне не звучат» и так далее имеют, по большому счету, ту же самую физическую причину. Плюс смешение с собственным запахом тела, когда он ярко выражен.
Тем не менее, несмотря на вариабельность звучания, всегда можно понять, какой это аромат. Проводя аналогию, человека можно одеть в шубу, можно в плавки, можно в платье. Что-то подходит этому человеку и конкретной ситуации лучше, что-то хуже, но нельзя сказать про товарища в плавках – «О, это же совсем другой человек!». Да тот же! И не надо создавать мифов там, где есть логика.

Миф №13

Натуральные ароматы обладают сложным богатым звучанием, а синтетические – это как краткое изложение «Евгения Онегина» на двух листах.

Матвей:

У натуральных и у синтетических компонентов своя роль и своя функция. Как правило синтетика создаёт крепкий скелет аромата и наделяет его столь любимыми многими свойствами типа стойкости и шлейфовости. Натуральные компоненты придают аромату глубину, объём и насыщенность деталями.

Натуральные эфирные масла сами по себе как бы природные духи, самостоятельные композиции со своим характером, историей, развитием и драматургией. Сочетать множество натуральных ингредиентов сложно, потому что эти истории начинают наслаиваться и это приводит к некоторой невнятности и сумбуру. Вспомните десять своих самых любимых песен. А теперь представьте, что все десять играют одновременно. Получится ли в результате музыка, которая в 10 раз прекраснее? Нет, получится шум и какофония.

Анна:

Некоторые синтетические ароматы действительно созданы в эстетике минимализма – взять хоть аромат из одной молекулы. Современное быстрое, клиповое сознание диктует свои условия тем, кто создает ароматы и продает их. Натуральная парфюмерия изначально относится к нишевой, у нее другая целевая аудитория, и есть возможность делать более медленные, подробные истории. Конечно, натуральные материалы сами по себе имеют совершенно иную эстетику и сложное звучание, соответственно, и композиции из них развиваются медленно, и звучат довольно необычно.

Но сводить всю «не-только-натуральную» парфюмерию к духам из одной молекулы – огромная ошибка. Во всех сферах есть минималисты и любители объемных, сложных произведений. Это в первую очередь зависит от замысла автора композиции, а не от материала.


Мы привыкли негативно относиться к химии, будь это консервант в дневном креме или усилитель вкуса в свежем йогурте. Поэтому неудивительно, что и синтетические компоненты в ароматах вызывают у нас недоверие. Парфюмерный эксперт Оксана Зайцева объясняет, почему «синтетика» в парфюмерии - добро, а не зло.


Парфюмерный скандал

Вторая половина XIX века - время, когда открытия в области физики, математики, механики привели к созданию первых подводных лодок, механических пианино, кассовых аппаратов, а в области химии - к новым технологиям в нефтяной промышленности. Успехи в этой отрасли позволили парфюмерам получить в свою палитру то, что полностью перевернуло их искусство. В 1868 году был синтезирован кумарин - бесцветный, растворимый в спирте кристалл с запахом свежескошенного сена, который дал начало использованию синтетических компонентов. Благодаря кумарину дом Houbigan в это время создал знаменитые Fougere Royale. Вскоре мир потряс еще один «синтетический» шедевр - великие и стойкие Jicky от Guerlain на основе синтезированного ванилина, кумарина и гелиотропина (кристалла с запахом ванили и корицы). Это был шок для тех, кто привык к нежному звучанию духов. Несмотря на то что этот эксперимент Эмме Герлен оказался удачным, парфюмеры относились к «синтетике» с опаской и все равно предпочитали натуральные эфирные масла. Одни обвиняли синтезированные ноты в грубости, другие честно признавались, что пока не готовы к работе с ними из-за страха новизны. Развернулась дискуссия о том, что они якобы делают парфюмерные композиции более стандартными и менее выразительными. Но именно с момента создания первых искусственных компонентов парфюмерия перестает быть просто искусством, она переходит в рамки науки и научных исследований. По словам Зола Эндж, сотрудника парфюмерного хранилища Osmothèque во Франции, вплоть до 1950–1960-х годов парфюмерные формулы состояли на 80 % из натуральных компонентов и на 20 % - из искусственных. Сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот.

Новые возможности современной парфюмерии

Почему вообще появилась необходимость в получении синтетических душистых веществ? Парфюмеры всего мира хотели бы иметь в своих коллекциях эфирные масла пиона, фрезии, ландыша, сирени. Но эти растения не отдают своего драгоценного масла. Ни один из существующих способов извлечения ароматических веществ из натурального сырья - анфлераж, перегонка с водяным паром, прямой отжим (например, из кожуры цитрусовых), экстракция растворителями - не позволяет получить субстанцию, полноценно передающую аромат этих растений. Например, выход экстракции эфирного масла ландыша ничтожно мал - всего 0,06 %, но даже полученная субстанция по запаху далека от оригинала - при извлечении пахучего вещества происходит трансформация аромата. Только синтетика позволяет создать духи с запахом этого и многих других цветов, а также фруктов и даже овощей. Например, ревень точно так же сопротивляется экстрагированию, как ландыш, но парфюмеры все равно используют его в своих творениях - во многом благодаря «синтетике». Вот так парфюмер Hermès Кристин Нажель описала ревень, которому был посвящен аромат Eau de Rhubarbe Ecarlate: «Основой моего ревеня стал аромат цветов лантана. Он похож на запах маракуйи, который перекликается с ревенем. Цветы лантана легко поддаются экстрагированию. Его натуральные аромамолекулы я обрамила синтетическими нотами».

Синтетические душистые вещества также позволяют создавать ноты, которых в природном сырье не существует вовсе, - зелени, большинства фруктов (кроме цитрусовых), а также акватические и соленые, особенно популярных сегодня у парфюмеров. Например, иногда в описании аромата вы можете увидеть ноты шампанского, водки, рома. Конечно, в природе их не существует, но есть натуральные ингредиенты, которые помогают их воссоздать. В данном случае - коньячный жмых.

Почему важны синтетические компоненты

Причина 1. Защита природы

Синтетические ноты также призваны заменить те натуральные ингредиенты, добыча которых запрещена или ограничена международными организациями. Например, компоненты животного происхождения - мускус и амбра. В 1891 году французским ученым Альбертом Бауром была синтезирована новая группа душистых веществ с запахом мускуса, так называемых нитромускусов. Они быстро вошли в производство и вскоре полностью заменили натуральные.

Причина 2. Возможность экспериментов

Еще одна причина, почему так важны синтетические ноты, - возможность экспериментов с ними. «Синтетика» часто дает неожиданные результаты, особенно в необычном количестве. Существует легенда, что именно из-за передозировки Эрнестом Бо альдегида с запахом занесенного с мороза чистого белья мы получили мировой шедевр - духи Chanel №5. Не менее интересна легенда создания другого ароамата – Poison от Christian Dior. Он отличается высоким содержанием дамасконов - веществ, которые являются компонентом эфирного масла розы, - и обладают сладким фруктовым, цветочно-винным запахом сухофруктов, с выраженными оттенками смородины, меда и табака. По слухам, в составе аромата экстремальное количество дамасконов оказалось по вине ассистента парфюмера Флешье, Натали. Парфюмер компании Givaudan Жан Гишар признался, что она отправила президенту Parfums Christian Dior Морис Роже не тот образец. Но каково было изумление работников Givaudan, когда они, не знающие, как объяснить ошибку в поставке, получили прекрасный отзыв Роже: «Это фантастика!». Выяснилось, что ассистентка ввела в формулу разрабатываемых духов раствор дамаскона не в концентрации всего 1 % (99% спирта и 1 % душистого вещества), а чистый 100%-ный!

Причина 3. Синтетические компоненты стабильны

Синтетические компоненты обладают одним существенным преимуществом перед натуральными - растворы искусственных душистых веществ всегда одинаковы по составу, чего нельзя сказать о вытяжках из цветочных помад, конкретов и т. д. Синтетические же ингредиенты чистые, без примесей, более стабильно ведут себя при производстве, не вступают в ненужные реакции с другими компонентами парфюма, что позволяет контролировать качество производимых композиций. А это очень важно при выпуске одного и того же наименования духов на протяжении нескольких лет и даже десятилетий.

Причина 4. Синтетические компоненты выгодны

Кроме того, синтетические ингредиенты более выгодны производителям. Один килограмм эфирного масла розы стоит порядка 5000–10 000 евро, а грасской розы Сентифолия - до 30 000. Синтетический аналог обойдется производителям в районе 10–15 евро за килограмм! Хотя есть и синтетические компоненты, которые по цене своей превосходят природные аналоги.
Однако как бы ни было развито сегодня производство, до сих пор ученые не нашли верного способа воссоздать запахи эфирных масел пачули, ветивера, кедра и мн. др. И вряд ли когда-нибудь будет возможно (и нужно) полностью заменить натуральные душистые вещества искусственными. Но без них парфюмерия и ее любители очень многое бы потеряли.


1. Аромат Vertine, FriedModin; 2. Аромат Black Phantom, Kilian; 3. Аромат Rhubarbe Ecarlate, Hermès; 4. Аромат Poison, Christian Dior; 5. Аромат Tentation, Eisenberg Paris; 6. Аромат Escentric 04, Escentric Molecules; 7. Аромат Qom Chilom, Stéphane Humbert Lucas 777.

Хорошая новость для сторонников натурального образа жизни: сегодня есть возможность отказаться от привычной синтетической парфюмерии и использовать натуральные духи. Их выбор в России пока невелик, но это только начало.

Немного теории

Каждый день нас окружают сотни и тысячи запахов, среди которых ароматы парфюмерной продукции занимают не последнее место. Из чего они складываются? Иными словами, что же такое парфюм? Это комбинация душистых эфирных масел или искусственных ароматических соединений, а также фиксирующие и растворяющие вещества. Вместе всё это и есть тот продукт, который способен придать нашему телу или каким-либо вещам лёгкий или насыщенный приятный запах.

В зависимости от концентрации эфирных масел выделяют следующие виды ароматов: духи - с концентрацией масел 15–40%, парфюмерная вода (8–15%), туалетная вода (4–8%) и одеколон, или «кёльнская» вода (2–5%). Нетрудно догадаться, что чем меньше разбавлена ароматическая составляющая, тем более стойким будет аромат.

У истоков

Парфюмерия как искусство создания запахов и как профессия появилась давно. Тысячелетиями мастера этого дела учились и обретали опыт, а вдохновение и необходимые материалы щедро дарила природа. Творения древних парфюмеров использовались в храмах, дворцах и обычных жилых домах - об этом свидетельствуют сосуды со следами благовоний, которые до сих пор находят при раскопках. От нехитрых сочетаний душистых природных масел мастера постепенно переходили к созданию изысканных и сложных дистиллятов, духов и парфюмированных косметических продуктов. Результаты их труда вносили разнообразие в жизнь наших предков, а сегодня и вовсе не представить человеческое существование без парфюмерии.

Если в древности парфюмеры использовали растительные ароматические вещества в их первозданном виде, то с середины XIX века они уже научились извлекать из них отдельные составляющие, такие, например, как ванилин и кумарин (вещество, получаемое из бобов). Ещё через некоторое время были изобретены способы синтезировать подобные вещества и вовсе без использования натуральных ингредиентов - так были получены первые искусственные ароматизаторы. Вот с этого-то момента, кстати, и началась история современной парфюмерии.

Сегодня, когда использовать синтетику экономически более выгодно, чем органические материалы, парфюмеры практически повсеместно переключились на разработку духов полностью или частично искусственных. Однако продукция из натуральных ингредиентов по-прежнему продолжает создаваться и находит своего покупателя. За последнее десятилетие интерес к органической парфюмерии возрос, поэтому парфюмеры снова обращаются к вековым традициям, но уже с современными знаниями и опытом.

Натуральный парфюм

Как таковой классификации и стандартов для натуральных ароматов не существует. Есть просто общее понимание того, что такое «натуральная парфюмерия». Это означает, что продукт изготовлен в соответствии с классической традицией создания ароматов, но при этом на 100% состоит из натуральных ингредиентов без каких-либо ароматизаторов, консервантов или других веществ искусственного происхождения.

Несколько слов о спирте в составе парфюма. Чтобы избежать акцизного сбора, который взимается с любой алкогольсодержащей продукции, его замещают или денатурируют (добавляют специальные вещества, чтобы спирт стал техническим, непригодным для пищевого употребления). Так вот, на этом этапе видна большая разница между натуральным и обычным парфюмом: для денатурации спирта в органическом производстве духов не используют диэтилфталат (вещество, которое может содержать диоксины - стойкие яды, называемые «гормонами преждевременного старения»), а выбирают натуральные субстанции, например лавандин - эфирное масло лаванды.

Где найти натуральные духи

Если вы хотите приобрести парфюм из натуральных компонентов, ищите слова all natural ingredients (англ. - все ингредиенты натуральны). Такая продукция будет стоить дороже, да и времени на её поиски уйдёт больше - в обычном российском парфюмерном магазине вряд ли найдётся что-то подобное.

Ингредиенты, прописанные как imitation или natural synthetic compounds, означают, что данные синтетические химикаты используются в качестве аналогов натуральным веществам. Очень небольшое количество парфюма имеет экомаркировку, но и такие ароматы есть: если поискать, то можно найти духи, сертифицированные Ecocert и даже Demeter (My Tao). Случается так, что продукция из категории all natural ingredients не имеет сертификата только из-за отсутствия у компании-производителя средств на эту дорогостоящую процедуру.

Синтетические духи, конечно, обладают более сильным, насыщенным запахом, который держится существенно дольше. Истинные поклонники парфюма - те, кто привык к Chanel и другим модным современным маркам,  - попробовав натуральные духи, порой жалуются, что те не обладают такой же сложной композицией. Этому есть объяснение: большинство органических ароматов состоят приблизительно из 20 различных компонентов, тогда как привычные духи могут содержать до 200 ингредиентов! И да, натуральные запахи действительно менее стойкие, чем искусственные.

Вот несколько брендов, которые создают органические духи на Западе: Acorelle, Farfalla, Florascent, Florame, Honoré Des Prés, Lashmi, Melvita, Provida organics, Taoasis (Aqua di Tao, My Tao).К сожалению, в России пока можно встретить лишь некоторые из них (Florame, Acorelle, Melvita), однако тенденция такова, что их количество будет увеличиваться, - потому что рынок натуральной косметики и парфюмерии растёт, как растёт и спрос на эту продукцию.

Несколько слов об аллергии

Появление аллергической реакции или раздражения на биодухи, как, впрочем, и в случае с любым косметическим средством, полностью исключить невозможно. Если вы чувствительны к разного рода аллергенам, то прежде чем приобрести новый продукт, стоит протестировать его на запястье. Лучше сделать это вечером, а утром посмотреть, как отнесётся ваш организм к новому аромату.

Некоторые натуральные ароматические компоненты - очень сильные аллергены. Например, экстракт дубового мха (Evernia prunastri extract), экстракт древесного мха (Evernia furfuracea extract), циннамал (Cinnamal). Поэтому серьёзные производители натурального парфюма стараются избегать использования подобных веществ. Кроме того, в соответствии с европейскими правилами, которые, кстати, становятся жёстче с каждым обновлением, обращение с ингредиентами высокого риска для аллергиков строго регулируется. Создан список из 26 отдушек (сегодня идут жаркие дискуссии о том, чтобы расширить его до 127 веществ!), способных вызывать аллергию, и если они входят в состав парфюма, то их наименования обязательно должны быть прописаны на упаковке. Это существенное изменение - раньше достаточно было указать fragrance/parfum, что подразумевало уникальное сочетание отдушек (секретную формулу духов).

Если новые правила действительно вступят в силу, то это существенно отразится и на самом составе духов. Так, например, некоторые масла-аллергены, в том числе розовое, лавандовое и гвоздичное - основные в парфюмерии, будут разрешены к использованию в составе духов лишь в количестве 0,01% от общего объёма. Подобные нововведения имеют двоякий результат: с одной стороны, существенно влияют на производственный процесс, ограничивая возможности парфюмеров, а с другой - снижают риск возникновения раздражения на парфюмерную продукцию. В любом случае человек, страдающий от аллергии, обычно знает, на что возникает реакция, и ему стоит более внимательно читать состав продукта на упаковке.Если вы всерьёз решили переключиться на органические духи, настраивайтесь на то, что это займёт некоторое время - от поиска понравившегося аромата до изучения способов пользоваться им. К счастью, сегодня на международном рынке уже представлен довольно большой выбор натуральных ароматов.

Парфюм - это неотъемлемая часть твоего ежедневного образа. Любимый аромат может многое сказать о человеке. Но из чего состоит парфюмерная композиция на твоем туалетном столике? Начинаем разбираться! И сегодня Андрей Зирка, эксперт селективной парфюмерии Scent Bibliotheque, «Л"Этуаль», расскажет все о синтетических нотах:

Многие читатели знакомы с произведением Патрика Зюскинда «Парфюмер» . Помнишь, каким образом главный герой Жан-Батист Гренуй добывал запах тела местных красавиц? Сегодня, конечно, массовые убийства не используются в индустрии ароматов. Получить необычные композиции стало возможным благодаря достижениям синтетической парфюмерии. В чем главные различия синтетики и натуральных нот? Давай разбираться.

История

Наверняка даже не сведущему в парфюмерии человеку известен культовый аромат Chanel № 5. Принято считать, что впервые синтетические ноты были использованы при его создании.

На самом деле это не так. Первые синтетические вещества в парфюмерии применил Эме Герлен в женском аромате Jicky Guerlain, выпущенном в 1889 году. Герлен использовал такие химические компоненты, как ванилин и кумарин, сочетание которых позволило воссоздать запах свежескошенного сена. Но эксперимент Герлена не был принят, а синтетические ноты широкая аудитория парфюмерного сообщества обвинила в грубости.

И вот Эрнест Бо в 1921 году представляет миру аромат Chanel № 5, в котором главная роль досталась альдегидам. Альдегиды - еще одно достижение синтетической парфюмерии. Это был второй шанс для синтетических нот, который неожиданно обернулся мировой славой. И если до середины XX века натуральные составляющие в композиции занимали 80% в противовес искусственным, то сегодня это соотношение изменилось с точностью до наоборот.

Синтетические ноты позволили удешевить производство парфюмерии, сделав ее доступной для большинства. Купить духи, содержащие натуральное эфирное масло розы или жасмина, может не каждый. Для получения 1 мл необходимы сотни цветков розы. Килограмм розового масла будет стоит около 5 тысяч евро. Из этих сотен веществ и складывается легендарный парфюмерный аромат розы, богатый нюансами и непредсказуемо изменяющийся во времени. С другой стороны, даже самый дорогой синтетический заменитель (аналог) может состоять максимум из 40 разных веществ (молекул), собранных учеными-химиками в одну смесь.

Но есть еще одно отличие. Лично для себя я выделяю его среди всех. Когда аромат наносится на кожу, он впитывается, мгновенно попадает в кровеносную систему и разносится по телу . И теперь самое главное: органические компоненты участвуют в обмене веществ в организме, а синтетические не участвуют, и организм стремится их вывести как можно скорее.

Поэтому основная разница в том, что натуральные духи сливаются с носящим их человеком, приобретается особый «любовный» контакт с ароматом. Вот почему на разных людях натуральные духи раскрываются по-разному.

Но также крайне важно отметить, что растущие масштабы парфюмерной индустрии требуют соответствующих объемов природных ресурсов, которых попросту не хватило бы, если бы не было искусственных заменителей. Синтетические вещества никогда не дадут непредсказуемый эффект, как в случае с эфирным маслом розы, на запах которого влияет множество факторов. Контролировать качество розового масла очень сложно, поэтому аромат масел, произведенных в разные сезоны, может сильно различаться.

Некоторые натуральные ингредиенты сегодня запрещено добывать. В частности, мускус , ради которого раньше массово истреблялся олень кабарга. Сегодня же доступны многие синтетические компоненты, позволившие защитить это животное.

Среди натуральных веществ нередко встречаются те, которые способны вызывать аллергическую реакцию, а их использование разрешается лишь в пределах допустимых норм, что создает границы для творчества парфюмеров . Таким ингредиентом стал дубовый мох, на применение которого наложила запрет Международная парфюмерная ассоциация (IFRA).

Без синтетических нот не было бы возможным наслаждаться ароматом фиалки и ландыша . Дело в том, что, несмотря на свое восхитительное благоухание, эти цветы очень бедны на эфирные масла. По этой причине ландыш и фиалку в парфюмерии заменили синтетические ноты. Однако существуют растительные компоненты, аромат которых очень сложно воспроизвести искусственными методами. Это прежде всего пачули и кедр.

Поначалу синтетические ноты были лишь аналогами растительных и животных компонентов. Так, молекула Hedione стала аналогом дорогого жасминового абсолюта в аромате Shanghai Tang, при этом она обладает более широким ароматическим спектром, чем жасмин.

Синтетический мускус Galaxolide прекрасно вписался в Bond № 9. Сегодня синтетические ноты используют не только в качестве аналога растительного и животного сырья, но и для создания новых запахов. Так создаются гурманские ароматы, благоухающие сладкой карамелью и пралине, которые воспроизвели с помощью химических соединений - мальтола и тиазола. Молекула Calone позволила создать запах морской свежести в парфюмерии.

Конечно же, знакомясь с пирамидой аромата, мы видим набор вполне знакомых слов: сандал, ваниль, амбра. Ведь, если среднестатистический покупатель столкнется с указанием реальных компонентов, воссоздающих запах этих веществ, он просто ничего не поймет. Кроме того, поэтичное описание композиции, где сладкие нюансы карамели сплетаются с тающей нежностью пралине, вызовет у него больше приятных ассоциаций, чем сухой и лаконичный состав: пиразин, мальтол, тиазол.

Синтетические ноты вывели парфюмерную индустрию на новый уровень. Сегодня уже никого не удивишь гурманскими или морскими ароматами, которые когда-то произвели революцию. Их место занимают по-настоящему нестандартные композиции, в которых представлены самые удивительные ноты. Яркий тому пример - произведения от авторов Min New York и Nu_be. А в произведениях датского бренда Zarkoperfume используется уникальная молекула, которая не только сочетает в себе сразу несколько запахов, но и обладает свойствами феромона.

3841

16.05.13 10:10

Современным парфюмерам приходится очень трудно. Покупатели становятся все более требовательны, синтетические ароматы все более избиты. К сожалению, новые ароматы – это всего лишь аналоги ранее известных композиций. А так хочется нанести на кожу капельку неповторимых духов и слушать их, и слушать, и слушать.

Так, чтобы целый день напролет, так, чтобы мужчины оборачивались, а женщины подходили и, опустив глаза в пол, спрашивали: «девушка, а что у вас за запах? Я тоже хочу так пахнуть… »

Почему природные запахи?

Увы и ах, такой эффект могут произвести только натуральные ароматы , такие например, как робкая ваниль, дерзкий шоколад или дразнящий цитрус . Безусловно, такие духи дороже синтетических аналогов. Но оно того стоит, ведь парфюм – это дополнение образа.

Дорогие духи подчеркнут твою индивидуальность. И если синтетические композиции постепенно исчезают, то натуральный парфюм медленно раскрывается на коже и переливается всеми гранями, как бесценный бриллиант.

Конечно, создать синтетику проще, однако Chanel , Guerlain, Balmain и Estee Lauder до сих пор производят натуральны духи, чаще на заказ и ограниченными партиями. Эти духи – самое ценное приобретение для ценителей. Они не нуждаются в рекламе, это исключительный и очень дорогой товар.

Какие бывают ароматы?

Однако, не только престиж толкают людей на покупку натуральных ароматов. С древности известно лечебное действие ароматических масел. Так, ирис, фиалка и гиацинт – природные афродизиаки, ваниль дарит приятное расслабление, а цитрусовые тонизируют.

Многие дамы просто млеют от запаха шоколада. Этот аромат бодрит утром и позволят привлекать мужское внимание в течение всего дня. Ведь, сильный пол – признанные сладкоежки и просто сходят с ума от аромата печенья и какао.

Самые распространенные ароматы с запахом горького шоколада, это Covet от Sarah Jessica Parker , Jil Sander духи Jil , Mat Chocolat от Masaki Matsushima и Escada Desire Me . Пятерку ароматов, схожих с запахом белого шоколада, начинают парфюмерные композиции от Elizabeth Arden , это 5th Avenue Nights и Provocative Interlude . Потом Britney Spears духи Fantasy, Omnia от Bvlgari и Rose Aoud от Micallef.

Запах какао бобов и кофейных зерен можно уловить в духах Clinique Happy To Be , Eau de Charlotte Annick Goutal , Jo Malone Black Vetyver Caf é и Cafe Intenso от бренда Parfums Caf é.

В любом случае, какой бы аромат ты не выбрала, главное, чтобы он грамотно дополнял твой образ и привлекал внимание окружающих.