"Шведская семья": что это такое в современном мире и за что термин стал символом разврата? Большая шведская семья- особенности людей в Швеции

Есть в мире такая почти сказочная страна . Где капитализм соседствует с социализмом, скандинавы с арабами, а лютеране с православными.

  • Королевство Швеция расположено на Скандинавском полуострове, севере европейского континента. Формально правит страною Король, фактически Премьер-министр, которого выбирает парламент (риксдаг).
  • Название страны пошло от сочетания двух староскандинавских слов Svea и Rige, что означает «страна свеев».
  • Столица страны с конституционной монархией старинный город Стокгольм.
  • В 1995 году Швеция вошла в Европейский союз.
  • Большинство жителей живут в коммунах до 2000 человек.
  • Шведы считаются главной нацией Скандинавского полуострова. Кроме титульной нации в Королевстве проживают саамы, финны и другие национальности.
  • Большой проблемой для Швеции стал нескончаемый поток иммигрантов. Каждый восьмой житель государства – иммигрант. В настоящее время получить вид на жительство очень сложно. Существуют значительные ограничения.
  • Страну по праву можно считать мультикультурной. Шведское правительство пытается достичь согласия и равноправия различных групп населения.
  • Основная часть иммигрантов живут в Стокгольме, Гетеборге и Мальме.
  • Официальный язык государства – шведский. В своем большинстве население Королевства хорошо владеет и английским языком. В стране даже есть телевизионные каналы, вещающие на английском языке.
  • Развиваются и языки национальных меньшинств: саамский, меянкиели, финский, цыганский и идиш.
  • Основная часть верующих страны принадлежит к лютеранской церкви, которая отделена от государства. На территории Швеции также действуют православные церкви, мусульманские мечети и синагоги.

Шведские семьи

Интересно, что происхождение большинства шведских фамилий, тем или иным образом, связаны с природной тематикой. А ребенок при рождении получает фамилию матери, а не отца.
Женщины в любят независимость, а мужчины молчаливы и решительны. В шведских семьях царит равноправие и порядочность. Родители в таких семьях очень заботливы и внимательны к своим детям.
При первом знакомстве со шведами, создается впечатление замкнутости и неразговорчивости этих людей. Но, это лишь на первый взгляд. В дружной компании, среди знакомых людей они открываются совершенно с другой стороны, стают приветливыми, гостеприимными и веселыми. Как же им не веселиться, Швеция одна из немногих стран мира, где существует «социализм с человеческим лицом». Шведам удалось объединить коллективное и индивидуальное начало в человеке, и от этого объединения выиграло целое государство. Население живет в бесклассовом обществе. Притом, что Швеция довольно богатая страна, ее трудящиеся платят очень большие налоги в казну. И хвастаться своим богатством здесь не в почете. Шведы скромны и сдержанны. В семьях, как правило, работают и муж и жена. Иначе выжить очень трудно. Воспитание детей у шведских мамаш идет параллельно с профессиональной деятельностью. Это довольно эмансипированная страна.

Официально регистрировать брак в Швеции необязательно, даже при появлении в семье ребенка. Такие «неформальные» семьи имеют все права и пользуются всеми обычными льготами, как и зарегистрированные семьи.
Образование в Швеции бесплатное.

Семейные традиции в Швеции

В Швеции берегут и почитают национальные традиции. А все праздники, как правило, связаны с приготовлениями вкусной пищи. Есть и неординарные праздники, например, День булочек с корицей или Сезон тягучей пасты из миндаля. Это невозможно не полюбить.
Если вы собираетесь в гости к шведской семье, то ни в коем случае не опаздывайте. Они этого не любят. Подарите цветы хозяйке, а хозяину бутылку хорошей водки. За столом садитесь только на указанное вам место, которое вы найдете по именной карточке на столе. Если вы пришли не одни, то будьте готовы к тому, что вас могут и не посадить рядом. Шведы, как и русские любят произносить тосты, так что можете заготовить пару-тройку оригинальных тостов. Уйти вовремя тоже не помешает.

Отдых по-шведски

Официально у любого шведского труженика в году выпадает пять недель отпуска, плюс отгулы и праздничные дни. Это время они посвящают отдыху на природе. Выезжают в лес на пикник, рыбачат или собирают грибы и ягоды. В шведских лесах для туристов проложены специальные тропинки, на которых стоят домики, где можно обогреться и перекусить. Даже Король Швеции большой любитель турпоходов.

Можно отдохнуть и на островах, в фиордах, недалеко от Стокгольма. Эти острова, как правило, необитаемы. Настоящие рыбаки едут именно туда, чтобы во время рыбалки предаться одиночеству и поразмыслить о будущем. В этих водах можно поймать не только рыбу, но и креветок, крабов и раков.
Шведы очень заботливо относятся к своей природе и всегда тщательно убирают за собою мусор.

Уютная страна, добрые люди, прекрасная природа – вот то, ради чего стоит хотя бы раз в жизни посетить это сказочное Королевство Швецию.

Я росла в строгой церковной семье, мой отец занимал весьма высокий пост в шведской церкви, мы много переезжали. До девятнадцати лет я не подозревала о своей гомосексуальности. В семнадцать-восемнадцать у меня был сначала один бойфренд, потом другой. Не то чтобы я была в восторге от этих отношений, но и на девочек особо не засматривалась. В общем, я была уверена, что я - натуралка.

О знакомстве с женой

Со своей будущей женой я познакомилась в колледже, на литературных курсах. Она сразу мне понравилась. Хотя у неё был бойфренд, а я была свободна. Но какая-то химия между нами возникла сразу. Я не решалась на первый шаг, потому что не хотела вмешиваться в их отношения. Вскоре я поняла, что и я ей нравлюсь. После нашего первого поцелуя она бросила бойфренда, и мы стали встречаться. Первые полгода мы жили раздельно, а потом, когда поступили в университет, решили съехаться. Тогда я и решила признаться родителям и старшим сёстрам в том, что лесбиянка. Сестёр новость не шокировала, хотя, конечно, они были удивлены. Родители, как ни странно, меня поддержали, сказали, что будут любить такой, какая я есть. Это меня очень тронуло, хотя мы с ними не очень близки. После этого разговора они больше к этой теме не возвращались. Мне кажется, у них это всё же вызывает некоторую неловкость, хотя к моей будущей жене они сразу же отнеслись с симпатией.

Пособие на жилье
мы получили в полном размере, как
и гетеросексуальные пары

О совместной жизни

Мы начали жить вместе в небольшом университетском городке на юге Швеции. Вообще, ни в Стокгольме, куда мы переехали потом, ни в маленьких городах, где мне доводилось жить, я не чувствовала недостатка толерантности. Хотя недоразумения происходят часто. Например, по шведским законам молодая пара, проживающая совместно (это называется sambo. - Прим. ред.), может получить материальную помощь на съём или покупку жилья. Поскольку мы с моей девушкой уже жили вместе официально и были зарегистрированы по одному адресу, мы подали документы на получение этой субсидии. Мне позвонила дама из социального отдела и сообщила, что поскольку мы подруги, нам полагается меньшая субсидия. Я возразила, что мы не подруги и состоим в романтических отношениях. Дама немного замялась, а потом сказала: «Я поняла, хорошо». Пособие на жилье мы получили в полном размере, как и гетеросексуальные пары. «Партнёрство» мы зарегистрировали в 1999 году, тогда это ещё так называлось. Но уже в 2001 году, когда парламент приравнял гей-браки к разнополым, мы подали новое заявление, и наше партнёрство получило статус брака. Тогда моя жена взяла мою фамилию. Мы думали, это всё упростит, но нам приходилось везде уточнять, что мы не сёстры. Тем более что у меня редкая фамилия.


О рождении детей

Когда мы поженились, устроили небольшую свадьбу, пригласили на неё близких родственников и несколько друзей. Всё прошло скромно, но я считаю этот день одним из самых счастливых в моей жизни. Уже в начале наших отношений мы знали, что хотим иметь детей. В Швеции, по моим наблюдениям, из этого сделали какой-то культ. Если вы поженились - не важно, однополый это брак или разнополый, - все вокруг интересуются, когда вы собираетесь заводить детей. А если один ребёнок в семье уже есть, все начинают донимать вас вопросом, когда уже вы родите второго. Поначалу мы не знали, как это сделать, потому что вариант традиционного оплодотворения, то есть секс с мужчиной, мы не рассматривали. И я, и жена хотели родить по ребёнку.

Мы сходили на консультацию в RFSL (очень влиятельная шведская ЛГБТ-организация, оказывающая помощь ЛГБТ. - Прим. ред.) и узнали, что можно забеременеть и альтернативным способом. Нам дали брошюры о том, как это сделать правильно и гигиенично. Надо было решить вопрос с донорством спермы. Просто найти донора - такой вариант нас не очень устраивал. Нам хотелось, чтобы биологические отцы, предпочтительно гей-пара, тоже были заинтересованы в детях и хотели бы их воспитывать совместно. Интернет тогда не был так распространён, и мы предпочли старомодный способ - дали объявление в крупную ЛГБТ-газету. На него откликнулись несколько мужчин, мы выбрали Томми и Микаеле. Они нам понравились: как и мы, они состояли в крепком браке. Чтобы узнать их получше, мы съездили вместе в круиз на пароме на пару дней. По нашей просьбе они сдали необходимые анализы.

Я считаю, что нам с отцами повезло: несмотря на то что сейчас они, как и мы, в разводе (мы развелись после 14 лет брака, они - после 17 лет), Томми и Микаеле наравне с нами участвуют в воспитании детей. После нашего знакомства мы решили, что я рожаю ребёнка с Микке, а моя жена - с Томми, и я рожу первой. У меня родился замечательный мальчик, через два года моя жена родила от Томми девочку.

Нам хотелось , чтобы биологические отцы, предпочтительно
гей-пара, тоже были заинтересованы в детях и хотели бы их воспитывать совместно

О двойном разводе

Когда у нас появились дети, мы с женой купили большой дом. Дети две недели в месяц жили с нами, а потом две недели с отцами. С самого начала мы решили быть с детьми открытыми и не скрывать, как они родились. Для них мы обе - настоящие мамы, Томми и Микке они тоже считают своими настоящими родителями. Дети в курсе, что у каждого из них есть биологическая мать и биологический отец: мой сын знает, что я его биологическая мать, а Микке - биологический отец, а Катарина знает, что Томми - её биологический отец, а моя бывшая жена - её биологическая мать. Тем не менее меня она тоже называет мамой. Мы все по очереди ходим на родительские собрания в школу. Если вдруг я не успеваю в школу к сыну, идёт моя бывшая жена с кем-то из отцов. Когда бывшая не может пойти к дочке на родительское собрание, то иду я с Микке или Томми. Все педагоги знают, что у нас за семья. Правда, после того как мы и Томми с Микке развелись, всё усложнилось. На суде было принято решение, что мы все вчетвером в равной степени имеем право быть с детьми и участвовать в их воспитании. Только всем нам ещё предстояло договориться о графике, когда и сколько дети живут с каждым родителем. Поначалу был полный дурдом. И мне, и бывшей, так же как и их отцам, было тяжело общаться после развода. Но мы не хотели, чтобы это отражалось на детях. Хотя, конечно, они всё чувствовали. Несмотря на свой юный возраст (сыну - 11 лет, дочке - 9), они всё знают и понимают. Я сильно переживала развод и, если честно, не хотела знать ничего о новых отношениях моей бывшей. Тем более я тогда была одна, и мысль о том, что у бывшей жены появился кто-то, была для меня невыносимой. Но поскольку дети приезжали ко мне и рассказывали, что у их другой мамы - новая подруга, что они вместе ездили в аквапарк, приходилось терпеть и не показывать, что я чувствую. Однако дочь видела, как я переживаю, и спрашивала: «Мама, а может, вы могли бы жить втроём: ты, мама и её подруга? И вам было бы хорошо?» Я отвечала, что так не получится.

О посменном родительстве

Теперь дети по очереди живут у каждого из нас. К примеру, на выходные они остаются у Микке, затем с понедельника по пятницу - моя очередь. Я забираю их вечером в понедельник из школы и беру отпуск на работе на несколько дней или просто ухожу с работы пораньше. Затем в пятницу вечером их из школы забирает Томми и так далее. Каждый месяц дети остаются у меня один раз на выходные и один раз - в будни. И так - для каждого из четверых родителей. Правда, Томми иногда подводит. Он может вдруг написать всем нам: «Я срочно уезжаю в Испанию на следующие выходные, кто может взять детей к себе?» Меня это особенно раздражает. Или когда он говорит, что заедет за детьми утром, а потом в итоге приезжает вечером. А мы весь день сидим и ждём, когда же он приедет. Пусть мы не в лучших отношениях, особенно я с бывшей женой, но мы всё время на связи и помогаем друг другу. Если вдруг кто-то из детей заболевает, все родители сразу же должны быть в курсе, чтобы знать, что приготовить, какими таблетками запастись, когда придёт их очередь принимать детей.

На праздники вроде Рождества или Мидсоммара (День солнцестояния, который отмечают шведы. - Прим. ред.) каждый из нас берёт детей к себе на два дня. Во время летних каникул у нас есть примерно по две с половиной недели на каждого, чтоб побыть с детьми. Несмотря на то что я одинаково люблю обоих детей, сын для меня всё равно особенный. Только детям я этого не показываю. Правда, когда сын попал в больницу с переломом руки, врач позвонила моей бывшей. У нас по-прежнему одна фамилия, и в каких-то документах детей как контактное лицо указана я, в каких-то - она. Я перезвонила врачу и попросила по поводу него звонить мне, потому что я его биологическая мать.

Я слышала , как они объясняли друзьям, что их мамы полюбили друг друга и захотели, чтобы у них тоже были дети, как у всех

Об отношениях на работе

Я - социальный работник. На работе все в курсе моей ориентации, я ни от кого ничего не скрываю. В моём центре мы помогаем родителям детей с особенностями развития. Я сама веду многие дела, консультирую родителей, у которых, например, ребёнок с синдромом Дауна.

Как-то к нам обратилась семья, состоящая из двух матерей, у которых был ребёнок с серьёзной мозговой травмой. Они собирались разводиться, и нам предстояло вести это дело, потому что все дела детей с особыми показаниями по здоровью попадают к нам. И на работе обсуждали, как же быть с ребёнком, раз это однополый брак. Как и в любой другой организации, у нас на работе гетеросексуалы в абсолютном большинстве. Я тогда сказала: «Позвольте мне высказаться, я всё-таки имею представление, так как сама была в браке с другой женщиной». И ничего, коллеги не выпучивают глаза.


О том, что думают дети

Я часто размышляю, были бы наши дети счастливее, если бы у них была обычная семья и двое родителей. Если честно, не знаю. Я бы многое отдала, чтобы видеть детей каждый день. Но я смирилась с тем, как у нас всё устроено. Нас часто спрашивают: «И нравится вам мучить детей постоянными переездами? Ведь их, наверное, изматывает всё время переезжать из дома в дом». Мы спрашивали у детей, как им живётся. Они говорят: «Нам-то что, нам весело, у нас большая семья и вместо двоих родителей - аж четверо! А вот вам самим, наверное, всё это не очень, так как вы развелись». Дети спокойно относятся к тому, что у них две мамы и два папы, их не смущают вопросы сверстников о том, как так получилось. Я слышала, как они объясняли друзьям, что их мамы полюбили друг друга и захотели, чтобы у них тоже были дети, как у всех. Что они нашли двух будущих пап и взяли у них семя, но не были вместе с этими папами, чтобы их дети родились. Поэтому они родились по-другому. Конечно, другие дети слушают эту историю с широко открытыми ртами. Порой я задумываюсь о том, не слишком ли эгоистично то, во что мы вовлекли своих детей. Подумать только: когда они, например, захотят завести свои семьи, то на свадьбу к ним придут не двое родителей, а целых четверо, а это уже четыре семьи. А если учесть, что у каждого из нас теперь по новому партнёру, то получается, что это будет уже восемь человек. Пока же всё идёт неплохо, мы вчетвером скидываемся на дни рождения детей, кто-то, к примеру, берёт на себя покупку шариков-украшений, кто-то готовит торт, кто-то отвечает за игры. По очереди возим их отдыхать, совместно оплачиваем расходы на образование.

Меня нередко спрашивают: «А как ты думаешь, твои дети - натуралы? А что, если твой сын вырастет и поймёт, что он - гей?» Ответить на этот вопрос непросто. Конечно, для моих детей сам факт наличия в обществе гомосексуальности не является чем-то экстраординарным. Но при этом Катарина всегда влюбляется в мальчиков, хотя, конечно, ей только девять лет, пока рано говорить. Йонас интересуется девочками. Откровенно говоря, я скорее предпочла бы, чтобы дети были традиционной ориентации. Мне не хотелось бы, чтобы они проходили в жизни через те сложности, с которыми приходится сталкиваться мне. Даже в нашем обществе, которое считается одним из самых толерантных, быть геем и лесбиянкой тяжелее, чем натуралом.

Про бабушек и дедушек

Летние каникулы детей мы планируем совместно с бабушками и дедушками остальных родителей, потому что им тоже хочется увидеть внуков. Правда, обычно получается не чаще, чем на Рождество, на зимние и летние каникулы. Этим летом мы, скорее всего, поедем к родителям Микке на север Швеции, у них большой летний дом у озера. Он убедительно просил нас перестроить график так, чтобы в июле дети побыли с ним. С моими родителями, как и с родителями моей бывшей жены, наши дети общаются нечасто, потому что родители живут далеко от Стокгольма. Но если я выбираюсь к семье в выходные, то стараюсь это сделать в те дни, когда дети у меня, потому что мои родители тоже хотят с ними понянчиться. Вообще, в Швеции не очень принято вовлекать бабушек и дедушек в воспитание внуков или оставлять их на лето с ними. Конечно, рождественский вечер, когда собирается вся семья, - это святое. В минувшее Рождество мы чуть не поругались со второй матерью, потому что не могли решить, кому из нас можно взять детей к себе на выходные и повезти к своим родителям. В итоге договорились, что в субботу я везу детей к моим родителям, затем в воскресенье она везёт их к своим. А на само Рождество все родители собираются вместе, также приходят родители Микке и Томми, потому что они живут в Стокгольме. Бабушки и дедушки обязательно покупают всем своим детям и внукам подарки на Рождество. Но воспитывать детей родители в Швеции предпочитают сами. К примеру, если один родитель работает, то второй (не важно, мужчина это или женщина) может взять отпуск по уходу за ребёнком. До семи лет ребёнок ходит в детский сад, где с ним занимаются до шести-семи вечера. При том, что рабочий день в большинстве учреждений заканчивается в четыре-пять часов.

Откровенно говоря,
я скорее предпочла бы, чтобы дети были традиционной ориентации

По просьбе героини все имена были изменены .

Текст : Елена Кривовяз

Иллюстрации: Маша Шишова

Говоря о так называемой «шведской семье», следует сразу оговориться: считать это явление типично шведской традицией нельзя! Более того, как раз в Швеции подобное встречается достаточно редко. Название «шведская семья» употребляется исключительно в России и в некоторых странах бывшего Советского Союза, и связано это с теми представителями «прогрессивной» шведской молодёжи, которые противопоставляли традиционной семье, в которой видели часть буржуазного общества, жизнь в т.н. «коллективах» – точнее, комуннах. В других странах такую форму брака называют просто – «хозяйство на троих» .

Впервые нечто подобное появилось отнюдь не в Швеции, а в одной из самых консервативных стран – в Испании, причём не в «сумасшедшем» XX веке, а в в конце XVIII, и сделали это отнюдь не какие-нибудь радикально настроенные вольнодумцы-революционеры, а… королевская семья!

Супруга наследника испанского престола Мария-Луиза Пармская обратила внимание на 18-летнего Мануэля Годоя из королевской охраны, и юноша, который на всё был готов ради карьеры – даже на роман с не очень молодой и не очень красивой женщиной – и сделала его своим любовником, а супруг… не стал возражать! И сам отношений с женой не прекратил. Так они и жили втроём, и продолжали жить после восшествия супруга на престол (это был король Карл IV), а Мануэль Годой со временем стал премьер-министром Испании… к слову, король очень хорошо относился к Мануэлю и проводил в его обществе чуть ли не больше времени, чем королева, так что подозрения возникают всякие… но прямых доказательств нет.

Вот так и выглядит то, что обычно называют шведской семьёй – разнополый брак втроём: двое мужчин и одна женщина или две женщины и один мужчина – возможны варианты.

Следует заметить, что далеко не всегда такой «брак на троих» подразумевает «секс на троих». Сексуальные отношения могут быть какими угодно: и гомосексуальными, и бисексуальными, и даже… платоническими, или же соблюдается очерёдность.

Разумеется, такой «брак» ни в России, ни на Западе в принципе не может быть зарегистрированным… т.е. зарегистрированными будут только одна мужчина и одна женщина, третий член семьи может жить с ними лишь неофициально.

Что толкает людей на столь странные отношения?

В определённой степени – экономические причины: двое мужчин могу вполне прилично обеспечить и жену, и ребёнка; две женщины могут разделить обязанности: одна рожает и растит ребёнка, пока другая делает карьеру… Определённую роль играют и психологические причины: не найдя понимания у мужа, женщина легко соглашается на присутствие в семье второй женщины, которая удовлетворяет ей эту психологическую потребность…

И всё-таки подобная форма отношений содержит в себе на порядок больше «подводных камней», чем традиционная семья. Начнём с того, что чем больше людей, тем труднее им договориться, и если двое не всегда без проблем договариваются, кому выносить мусор, а кому идти в магазин – то что же говорить о троих! К тому же, разделить внимание поровну невозможно в принципе – всё равно одному (одной) из двоих будет доставаться больше, другому меньше – или так будет казаться… т.е. ревность неизбежна. Да и любовь по определению сосредотачивается на одном объекте – распределить на двух мужчин или женщин можно дружбу, но не любовь…

Обо всём об этом надо как следует подумать, прежде чем соглашаться на «шведскую семью»! А также о том, что если бы «брак втроём» имел какой-то смысл, существовало бы три пола, а не два.

«Шведская семья» - этот будоражащий воображение советского человека термин возник на территории Советского Союза в 70-х годах прошлого века. Тогда на волне сексуальной революции с Запада до СССР докатились слухи о совместно проживающих в так называемых коммунах, по-шведски - коллективах, представителях левой шведской молодежи. Вероятно, свою лепту в создание легенды внесла и восхитительная группа АББА, состоящая из двух пар и поющая сладкие песни о любви.

Понятие «шведская семья» закрепилось только на пространствах бывшего СССР и не известно больше нигде в мире. (В лексикон англоязычных стран в 1950-х годах вошло другое выражение: swedish sin - «шведский грех», происхождение которого связывают с достижениями Швеции в области сексуального образования школьников и смелыми экспериментами шведских кинематографистов.) Cами шведы до сих пор остаются в полном неведении относительно имеющихся в России представлений о шведской семье, что, конечно, не означает, что о таком виде совместного существования не знают в Швеции. «Поли» (от греческого poly - много) - так, согласно определению Шведского союза сексуального просвещения, основанного еще в 1933 году, называются «сексуальные и/или романтические отношения, включающие более двух лиц». Впрочем, в современном шведском обществе «поли» представлены довольно слабо. В Швеции образца XXI века куда большее распространение получили такие формы семейной жизни, как «самбу» и «дельсбу», «сербу» и «шельвбу», а также «большие» и «бонусные» семьи.

Мамы разные нужны. И папы тоже

Несмотря на существующее разнообразие, подавляющее большинство шведских семей выглядит все же весьма традиционно: мама, папа и пара ребятишек. При этом примерно треть родителей предпочитают не оформлять свои отношения официально. Таких здесь называют «самбу» - дословно «проживающие вместе». Типичным (для эмансипированного шведского общества) представляется и распределение обязанностей по дому и уходу за детьми. Папы стараются активно помогать мамам, но львиная доля домашних дел по-прежнему ложится на женские плечи. Что касается декретного отпуска (480 дней), то по шведскому законодательству родители сами могут решать, в каких пропорциях распределять его между собой, за исключением 60 дней, которые обязательно должен использовать один из родителей, де-факто отец. В среднем шведские мужчины проводят с ребенком даже больше зарезервированного времени, около 20% декретного отпуска. По этому показателю шведы уступают только исландцам. В перспективе, как надеются и правые, и левые, папы и мамы будут делить отпуск по уходу за ребенком поровну. К этой точке зрения, судя по недавнему опросу общественного мнения, проведенному шведским телевидением, склоняются 7 из 10 взрослых граждан.

Отличительная черта современного шведского общества - существование параллельно с традиционными семьями разнообразных нестандартных форм совместного проживания. Эта постмодернистская вариативность находит отражение в шведском языке. Среди устоявшихся новых терминов фигурируют, например, «бонусные родители» - так называют мам и пап, воспитывающих детей от предыдущего брака (их становится все больше, как и «бонусных детей»).

Вместе с тем встречаются и более сложные варианты, для которых пока не существует общепринятых названий. Так, недавно в одну из центральных газет обратилась шведка (назовем ее Анна) с предложением совместными усилиями найти определение для того вида семьи, частью которой она оказалась. Дело в том, что отец ребенка Анны до знакомства с ней уже имел сына от другой женщины. Через некоторое время, встретив новую любовь, он расстался с Анной. По всей видимости, и новая любовь длилась не слишком долго, так как вскоре, подарив даме очередного симпатичного мальчугана, «благородный рыцарь» вновь отправился на поиски приключений. Любопытно, что каждая покинутая женщина помогала своей подруге по несчастью, и в результате все три мамы и их дети стали добрыми друзьями. При этом папа, будучи настоящим шведом, не забывал о своих отпрысках и частенько навещал их и, соответственно, бывших подруг.

Анну более всего заботил вопрос, как ей называть мам братьев ее ребенка. Так и не найдя ответа в словаре шведского языка, женщина предложила свой вариант для описания отношений такого рода - «большая семья».

Надо сказать, что такие стихийно складывающиеся «большие семьи» и в самом деле не являются чем-то необычным для шведского общества, в котором стремление к индивидуальной свободе и независимости сочетается с взаимной ответственностью и традиционной способностью преодолевать и даже предупреждать конфликты, руководствуясь принципом «дай жить себе и другим людям». В этом смысле столь удивительное для стороннего наблюдателя разнообразие форм шведского общежития, возможно, лишь отражение столь же разнообразных вариантов решения практических проблем и организации жизни.

Один из таких вариантов - коллективные дома, которые в современной Швеции все более популярны. В отличие от своих предшественников 1970-х годов, сегодняшние коллективисты предпочитают обитать в отдельных квартирах обобществляя лишь некоторые обязанности по дому. Существуют разные типы коллективного проживания: для тех, кому за 55, для взрослых без малышей, для смешанных по возрастному составу групп. Основная цель - помочь друг другу в решении бытовых проблем, сократить расходы и при этом найти новых друзей и знакомых. Для Швеции, лидирующей в мире по числу семей или, как говорят статистики, домашних хозяйств из одного человека (более 45%), этот вопрос весьма актуален.

Один, совсем один?

В иностранных СМИ нередко пишут о распространенном среди шведов одиночестве, ведущем к алкоголизму и самоубийствам. Статистика, однако, опровергает эту версию. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, реальный уровень самоубийств в стране не превышает средних показателей по Европе, а по потреблению алкоголя шведы входят в число наименее пьющих в мире. Более того, результаты большинства международных исследований по измерению счастья и удовлетворенности жизнью выводят шведов в число наиболее счастливых и удовлетворенных.

Чем же можно объяснить этот парадокс одиноких и счастливых? Во-первых, количество настоящих «синглов» в Швеции меньше, чем об этом говорит статистика. Дело в том, что к одиноким принадлежат и те, кто предпочитает поддерживать тесные отношения друг с другом, живя порознь. Таких здесь называют «сербу». А ведь есть еще и дельсбу - те шведы, которые живут то вместе, то отдельно, делая задачу статистиков и вовсе невыполнимой.

Кроме того, вопреки устоявшемуся мнению, что в Швеции скучно, большинство шведов, причем во всех возрастных группах, ведут активную социальную жизнь. Непосвященные не всегда это замечают, поскольку в этой стране не только работа и учеба, но и отдых и общение проходят по расписанию. А уж посещение различных кружков и клубов по интересам вообще можно считать национальным видом спорта - в этом смысле Швеция образец современного сетевого общества. Добавьте сюда регулярные многочасовые вылазки на природу, так называемые народные школы, где можно научиться чему угодно в любом возрасте, и вы поймете, что у шведов на сведение счетов с жизнью просто нет времени.

И все же. Многочисленные письма «синглов» в прессу, где они делятся наболевшим, свидетельствуют, что проблема одиночества реально существует. Симптоматично, что в современном шведском языке слово «один», отягощенное неприятной коннотацией, стало все чаще заменяться позитивным «сам». Например, звучат такие варианты: «я сам отправился в отпуск» или «я сам живу в своей квартире». Появилось даже понятие «шельвбу» - «живущий сам по себе». Однако сути дела это не меняет.

Если посмотреть, о чем пишут одинокие или, если хотите, самостоятельные шведы, то можно увидеть, что практически каждый из них говорит о чувстве неуверенности и даже страха - страха сделать неправильный выбор, лишиться части своей свободы и прочее. Список причин, вызывающих глубокие переживания и беспокойство, длинный.

С подобными настроениями сталкиваются сегодня все секуляризированные общества, где почти безграничная вера в знания, технологии и возможности человека полностью контролировать свою жизнь привела к возникновению очевидного противоречия между стремлением к абсолютной безопасности (в Швеции психологи уже сравнивают гипертрофированную потребность в защищенности с наркозависимостью) и невозможностью обеспечить ее на практике. На фоне растущего информационного потока это порождает всё новые формы фобий. В шведском обществе проблема, возможно, усугубляется особенностями национальной системы, которая, как здесь говорят, опекает человека от колыбели до могилы. Система помогает избежать многих неприятностей в жизни, но одновременно делает людей менее уверенными - в том числе в формировании и развитии личных отношений.

Получив власть, Советы начали перекраивать жизнь советского человека. Изменения затрагивали все стороны жизни человека, в том числе линчую жизнь. Евгений Замятин в антиутопии «Мы» описывал интимные отношения как единственную сторону жизни человека, которая скрывалась. В 20-х годах СССР наоборот, это был самый обсуждаемый и открытый вопрос.

«Бунт чувственности»

Принято считать, что cekcуальная революция свершилась в 60-х года прошлого века, и это связано с движением хиппи и главным лозунгом (sex, drugs and rock-n-roll). На самом деле, настоящая революция межполовых отношений состоялась в 20-х годах, на государственном уровне. Ленин признавал, что «бунт чувственности» - необходимая составляющая для образа нового, советского человека. Вопросы интимного характера выносили на обсуждение партии РСДРП еще до 1917 года. На третьем съезде Ленин поручил Троцкому изучить и разработать теорию отношения между мужчиной и женщиной. Причем еще в 1904 году Ленин писал, что «раскрепощение духа чувственности…поможет выплеснуть сгусток энергии для победы социализма». Советский вождь не собирался угнетать человеческие потребности в ласке, а на их основе построить здоровое социалистическое общество.
Австрийский психолог Вильгельм Райх в своей работе привел выдержку переписки по этому вопросу Троцкого и Ленина в 1911 году. Троцкий, как идеолог новых интимных отношений, пишет: «любовное угнетение – главное средство порабощения человека. Пока угнетают, речи о свободе быть не может. Семья, как институт, себя изжила» Ленин вторит «…не только семья. Все запреты о вопросах интимного характера надо снять. Стоит применить опыт суфражисток, и разрешить однополую любовь в том числе».

Декрет о личной жизни

Декреты большевиков на интимную тематику предлагали бОльшую свободу, чем можно представить. В группе декретов «о гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния», «об отмене брака» был декрет «об отмене наказания за отношения мужчины с мужчиной». Эти декреты давали женщине возможность «материального и интимного самоопределения». Согласно декретам, интимный (брачный) союз легко заключали и легко расторгали.
Появился Институт социальной гигиены во главе с Григорием Баткисом. В 1919 году Баткис докладывал, что «брак, любовные отношения стали личным делом. Количество интимных извращений из-за раскрепощения нравов стало меньше». Как раз в это время появилась теория о простом получении желаемого, «как о стакане воды».
Ситуация с раскрепощением была удивительной для многих. Герберт Уэллс отмечал, что «слишком просто» в СССР относятся к вопросам интимного характера.

Страна с решенным половым вопросом

В декабре 1918 года в Петрограде прошла демонстрация в честь декрета «Об отмене брака». В честь этого по центральным улицам города с шествием прошлись лесбиянки с плакатами «Долой стыд». Ленин был положительно настроен: так держать, товарищи!». В этом же 1918 году, прошел еще один парад с плакатами «Долой стыд!», когда и мужчины, и женщины прошлись по улицам города без одежды и нижнего белья.
В Москве в 1924-1925 существовало движение радикальных нудистов «Долой стыд!» Основной идеей участников движения было равноправие по признаку наготы, ведь пока есть одежда, будет негласное деление людей по уровню достатка и возможностей. Участники движения ходили по Москве голышом, на них была только ленточка «Долой стыд!».
Историки связывают появление этого движения, как логичное продолжение морального разложения» советских людей. Вслед за свободой интимных отношений, разрешением абортов, коммун это был следующий шаг интимной свободы личности.
В декабре 1925 на 14 съезде ВКП(б) Бухарин обрушился критикой на движение нудистов. После этого милиция стала пресекать нахождение москвичей в голом виде.

Половое просвещение

Отношения изменились не только между мужчиной и женщиной. Теперь брак тоже стал личным делом каждого. Женились и разводились свободно. Если брак распадался, то алименты выплачивались только полгода.
Александра Коллонтай много работала над «Кодексом о браке». Она писала, что необходимо уделять внимание интимному просвещению школьников, начинать стоит в 12-13 лет, в начале полового созревания. Если этого не сделать, что ранняя беременность, разочарование в интимных отношениях обеспечено.
Большевики прислушались к Коллонтай, и запустили масштабную акцию по искоренению невежества в половом вопросе у школьников. Но если в больших городах обсуждения на интимные темы встречали более-менее свободно, то в российской глубинке с косностью мышления было трудно бороться. К тому же было мало преподавателей интимных отношений. Поэтому с 1919 по 1925 года в СССР привезли около 300 специалистов из стран Европы. Преподаватели были в восторге: столько работы, какой простор! Как много свободы! К слову, СССР была одной из первых стран, которая официально признала труды Зигмунда Фрейда.
Проводилось много семинаров на интимные темы, люди свободно обсуждали вопросы «насколько естественна интимность ребенка?»
Ожидаемо был высокий рост рождения детей вне брака. В 1923 году больше половины детей были внебрачными, так как они рождались в контексте «гражданского брака».
Тема абортов также обсуждалась свободно, ведь они освобождали женщину. Выросло производство презервативов, создавались новые контрацептивы, таблетки для оплодотворения женщины, для повышения интимной силы у мужчин.
Конечно, перекосы в интимном воспитании иногда случались. Например, в Вологде существовало такое положение: «каждая комсомолка, рабфаковка или другая учащаяся, которой поступило предложение от комсомольца или рабфаковца вступить в половые отношения, должна его выполнить. Иначе она не заслуживает звания пролетарской студентки».

В нашем понимании шведская семья – это группа лиц и мужского и женского пола, которая в большом количестве проживает на одной территории. Оказывается, это советское «изобретение».
Считалось, что брак – это пережиток прошлого, а комсомольская семья – образ семьи будущего. Добровольно в такой советской «шведской семье» проживало по 10, по 12 человек, и мужчин и женщин. Совместно вели хозяйство, кушали, стирали, готовили, убирали и предавались интимным утехам. В отличие от шведской семьи, в советских коммунах дети – нежелательный элемент, ведь воспитание требовали времени, а советские люди строили коммунизм. Если же «казус» случался, то дитя отвали в интренат на воспитание. Постепенно идея половой коммуны распространилась по всему союзу.
Образцом коммуны считалось поселение Болшево. Его создали по распоряжению Дзержинского в 1924 году. В поселении проживало примерно тысяча преступников от 12 до 18 лет, соотношение девочек и мальчиков было неравномерным. Девочки и мальчики жили в общих казармах, поощрялись «совместные сексуальные опыты». Коммуна в Болшево до сих пор остается самым крупным образцом «шведской» семьи в истории.

Завершение революции

С приходом Сталина к власти все поменялось, в том числе и отношение к интимному вопросу. Индустриализация требовала полной концентрации, без траты сил на любовные похождения и воспитание детей. Поэтому «чувственность» стала порицаться на уровне властей, семья снова стала основой общества, а моногамные чувства перестали отвергаться.
Так как за личную жизнь советского человека снова взялось государство, то «посыпались» новые указы взамен старым. Сначала отменили декрет «об отмене брака», потом на законодательном уровне запретили аборты в 1934 году. Позже Калинин подписал указ о запрете интимных отношений между мужчинами. И, конечно, не обошлось без арестов меньшинств в СССР.
Программы по интимному воспитанию прекращались, на долгие годы «возвращалось на сцену» порицание свободных нравов.