Шерстяные ткани. Некоторые свойства и уход. Технологические свойства шерстяных тканей

Камвольные (гребенные) ткани - это материи из шерсти, полушерсти или смешанной пряжи, вырабатываемые гребенным методом прядения. В ходе процесса прядения используются длинные, одинаковые по толщине волокна, которые проходят многократное прочесывание или параллелизацию волокон. В результате получают гладкую, тонкую и равномерную по толщине пряжу. Если сравнивать камвольные материи с шерстяными, то они выделяется меньшим весом и высокой прочностью.

Камвольные материи благодаря своей гладкости меньше загрязняются, их легко чистить. Ткань отличается упругостью и хорошей плотностью.

Шерсть камвольная бывает однониточной, крученной и фасонной. Вырабатывается материя с использованием различных переплетений: полотняное, крупноузорчатое, комбинированное, саржевое, мелкоузорчатое. Чаще всего применяется саржевое и комбинированное переплетения.

Также камвольные ткани подразделяются на равноплотные и неравноплотные, что зависит от нитей утка и основы. Соотношение нитей влияет и на внешний вид и характеристики материи. Равноплотные материи более мягкие, чем неравноплотные, и они легче поддается обработке.

Главный недостаток камвольных тканей - их лоснящиеся поверхности (сильный блеск). В тех местах, в которых материя подвержена больше всего трению. К тому же материал легко разрушается на разрывах. Чтобы остановить этот процесс, ткань нужно сразу при обнаружении разрыва ремонтировать.

Из камвольных материй отшивают костюмы для мужчин и женщин, пальто, платья и одежду для детей. Изделия из этой ткани износостойкие и надолго сохраняют первоначальный внешний вид и форму.

Уже много тысячелетий человечество использует шерсть животных для производства пряжи, из которой потом вязали одежду и вырабатывали ткани для ее пошива. И сегодня костюмы, пальто, юбки, брюки и другие предметы гардероба из таких натуральных волокон пользуются огромной популярностью. Однако не все знают, чем та или иная шерстяная ткань отличается от других.

Шерстяные ткани: из чего их вырабатывают

Люди еще в глубокой древности поняли, что многие виды домашних животных могут быть не только помощниками или обеспечивать продуктами питания, но и давать сырье для изготовления одежды. В частности, уже много тысячелетий для изготовления пряжи используется шерсть овечья, верблюжья, козья, а также различных видов лам.

Из нее вырабатывают различные виды ткани. Они бывают чистошерстяные (для получения внешнего эффекта разрешается включение других натуральных или искусственных волокон количеством не более 5 процентов) и полушерстяные. В последнем случае используют вискозные, нитроновые, полипропиленовые, капроновые, лавсановые и др. примеси.

Полушерстяные ткани не только несколько дешевле, но и имеют улучшенные характеристики. Например, добавление 8-12 процентов капронового волокна делает их более износостойкими.

Виды

Существует огромное разнообразие шерстяных тканей. Их принято разделять на три группы. Это тонкосуконные, камвольные и грубосуконные виды тканей.

Текстиль, отнесенный к первой группе, вырабатывают из тонкой аппаратной пряжи. Такие ткани имеют ворсовый застил, слегка или сильно увалянный, частично или полностью закрывающий рисунок переплетения.

Камвольный текстиль вырабатывают из крученой или гребенной пряжи с плотностью от 22,2 до 41,6 текс.

Что касается грубосуконных тканей, то их вырабатывают из толстой аппаратной пряжи (от 143 до 333 текс).

Общие эксплуатационные свойства шерстяных тканей

Главным преимуществом такого натурального волокна является высокая степень теплоизоляции. Благодаря ей шерстяная ткань, особенно плотная и с ворсом, прекрасно защищает от холода, а также, будучи непродуваемой, от ветров.

К положительным свойствам такого текстиля также относят низкую сминаемость. В частности, достаточно повесить шерстяную одежду на плечиках в ванной или в любом другом помещении с высокой влажностью, чтобы она разгладилась.

У шерстяных тканей есть и недостатки. Например, они очень долго сохнут.

Лучшие костюмные ткани

На данный момент существует огромное разнообразие текстиля для пошива мужской и женской одежды для офиса и официальных случаев. Среди них особой популярностью пользуются тонкосуконные костюмные ткани. К ним относятся:

  • Сукно. Это едва ли не самая востребованная шерстяная ткань для костюмов. Она однослойная, полотняного, реже саржевого переплетения, с войлокообразующим застилом. Именно благодаря последнему обстоятельству сукна различных типов имеют характерную матовую поверхность. Их вырабатывают из полугрубой, тонкой и полутонкой шерсти. При этом линейная плотность пряжи составляет от 84-х до 165 текс (грамм/километр).
  • Твид. Такую мягкую ткань рыхлой структуры получают из так называемой аппаратной тонкой пряжи. Она имеет рельефную узорчатую поверхность и на протяжении многих веков была одной из любимых видов текстиля английских монархов мужского пола.
  • Шевиот. Это суконная или камвольная шерстяная ткань для пиджаков с саржевым переплетением. Она обычно бывает гладкокрашеной, у нее на поверхности отсутствует диагоналевый рубчик.

Шерстяные ткани для пошива мужского пальто

К верхней одежде всегда предъявляются особые требования. В частности, они должны хорошо защищать от даже сильных морозов, так как их, за исключением летних моделей, носят в холодное время года. Именно поэтому пальтовые ткани имеют поверхностную плотность 180-800 г/кв. м. Они могут быть тонкосуконными, камвольными и грубосуконными.

Для пошива демисезонных пальто превосходным выбором является, например, шерстяная ткань с ворсом — байка. В тех же целях, а также для изготовления зимних моделей используют драп, дубль и донегаль. Кроме того, пошив как мужской, так и женской и детской верхней одежды осуществляют из плотного сукна.

Так как наибольшей популярностью пользуются драповые пальто, на свойствах этой ткани следует остановиться подробнее. Итак, эта ткань из пряжи аппаратного происхождения, которая имеет два слоя. При этом верхний изготавливается из более дорогой и качественной шерсти, а изнаночный - из дешевой и не обладающей высокими эстетическими свойствами. Благодаря своей двухслойности, драп обладает исключительными теплоизоляционными свойствами, что делает его незаменимым для пошива одежды для холодного времени года. На данный момент чаще используют полушерстяной драп, который за счет использования некоторого количества синтетических волокон легче шьется и дольше сохраняет опрятный внешний вид.

Ткань для женских пальто

Для зимней женской одежды специалисты рекомендуют выбирать варианты с добавлением небольшого количества синтетических волокон. В таком случае пальто не будет деформироваться в условиях повышенной влажности и сможет надолго сохранить свой изначальный аккуратный вид.

Сегодня в моде модели как из плотного, грубого и шершавого, так и гладкого, легкого и элегантного текстиля. Очень стильно смотрятся и модели, для пошива которых использовалась мягкая шерстяная ткань, например, габардин. Его вырабатывают из крученой, очень тонкой мериносовой пряжи. На ее лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, который идет наклонно под углом 60-70 градусов.

Также для пошива зимней и демисезонной верхней одежды используют твид, гобелен, драп, кашемир. При этом особое внимание следует уделить выбору подкладочной ткани. В частности, отличным вариантом является подкладка из вискозы, так как она более комфортна, чем синтетическая подкладка.

Ткани из шерсти для пошива женской одежды

Традиционно для пошива офисной одежды для женщин, как, впрочем, и мужчин, используют сукно. Кроме того, прекрасным выбором для модных юбок с даже очень оригинальным и сложным дизайном может стать практически любая не очень плотная шерстяная ткань с добавлением небольшого количества синтетических волокон, габардин и шотландка.

При этом для демисезонных и зимних моделей годе или тех, которые нужно выкраивать по косой, лучше приобрести тонкий кашемир или смесовые варианты, с добавлением 20-30 процентов синтетики.

Превосходная плотная мягкая шерстяная ткань — это джерси. Она прекрасно подходит как для пошива стильных платьев, так и для верхней одежды.

Ткани для детской одежды

Для пошива теплой одежды для малышей и школьников подойдет далеко не любая плотная шерстяная ткань, так как некоторые виды являются довольно жесткими, и при непосредственном контакте могут раздражать нежную кожу малышей. Чтобы этого избежать, следует выбирать проверенные варианты, например, фланель или джерси. Они мягкие, эластичные и воздухопроницаемые, поэтому детям в них бывает комфортно, и они прекрасно защищают организм от переохлаждения. Кроме того, так как речь идет о натуральном текстиле, одежда из шерсти является воздухопроницаемой. Это значит, что ребенок меньше потеет, и значит, снижается риск простудных заболеваний.

В частности, шерстяная фланель, которая может быть 100%-й или с примесью, имеет полотняное или саржевое переплетение и редкий пушистый начес, что делает ее очень мягкой и нежной. В числе других преимуществ этого материала можно отметить способность противостоять многократным стиркам, не теряя своего внешнего вида, что особенно актуально, когда речь идет о пошиве детской одежды.

Некоторые свойства и уход

Любые виды этих тканей, кроме тех, которые изготовлены из верблюжьей шерсти, накапливают статический электрический заряд. Чтобы от него избавиться, следует просто намочить руки и «прогладить» ими юбку или платье. Таким образом, заряд будет снят, и одежда не будет облеплять ноги. Этого же эффекта можно достигнуть, опрыскав одежду из пульверизатора, или воспользовавшись антистатическими средствами.

Что касается стирки, то одежду из шерсти запрещается долго замачивать. Если она прошла обработку от свойлачивания и на этикетке отмечено, что разрешена машинная стирка, то следует задать соответствующую программу и выставить температуру не более 30 градусов Цельсия. Остальные шерстяные вещи можно стирать только вручную и специальными мягкими моющими средствами, предназначенными только для шерсти. После этого их запрещается выжимать или выкручивать, а следует просто промакивать, например, чистым махровым полотенцем, и сушить в разложенном виде на горизонтальной и ровной поверхности, подальше от батарей отопления и прямых солнечных лучей.

Особенно внимательными следует быть к дорогим вещам из очень качественной шерсти, которые в случае необходимости лучше отдавать в химчистку.

Теперь вы знаете, каких видов бывает шерстяная ткань, и сможете выбрать правильный вариант для пошива пальто, пиджака и брючного костюма.

Камвольные (гребенные) ткани имеют гладкую лицевую поверхность с ясно выраженным рисунком ткацкого переплетения. Их вырабатывают из пряжи гребенного прядения однониточной, крученой или фасонной. Благодаря использованию крученой в два сложения пряжи для основы и утка повышается прочность и формоустойчивость костюмных тканей, их поверхность приобретает чистоту. Большинство платьевых тканей вырабатывают из однониточной пряжи по основе и утку. При выработке камвольных тканей применяют самые разнообразные переплетения: полотняное, саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое, крупноузорчатое и другие, но особенно широко - саржевое и комбинированное. В зависимости от соотношения нитей основы и утка камвольные ткани подразделяют на равноплотные и неравноплотные. У равноплотных показатели плотности основы и утка близки между собой, а у неравноплотных преобладают нити основы. Свойства и внешний вид тканей этих типов различны. Так, равноплотные ткани сравнительно чувствительны к растяжению, мягкие, легко поддаются влажно-тепловой обработке. Неравноплотные ткани жестковатые, их трудно обрабатывать при пошиве.

Камвольным тканям с синтетическими волокнами необходимые свойства придают в процессе некоторых дополнительных операций: термостабилизации, обработки мягчителями, антистатическими и «грязеотталкивающими» препаратами. Термостабилизация придает камвольным тканям с лавсаном безусадочность и формоустойчивость при эксплуатации, предупреждает образование заломов и складок при отделке. Свойства тканей с лавсаном без термостабилизации или при ее нарушении нестабильны, что отражается на размерах изделия при эксплуатации. Так, при глаженье такой ткани лавсановое волокно переходит в равновесное состояние, а это вызывает усадку ткани. Кроме того, из-за неодинакового внутреннего напряжения отдельных волокон в ткани с лавсаном может произойти неравномерная усадка, на ткани появляются морщины, образуются трудно удаляемые заутюженные складки.

Уменьшение толщины достигается за счет прикрутки к шерстяной пряже капроновых или лавсановых нитей. Капроновые нити, используемые вприкрутку, должны быть по общему удлинению и составным долям деформации близки к шерстяной пряже. В противном случае при многократных нагружениях в крученой нити могут накапливаться пластические (остаточные) деформации, что приводит к разлохмачиванию нитей в ткани, изменению внешнего вида и преждевременному износу изделий. Следует также иметь в виду, что при прикрутке синтетических нитей к шерстяной пряже ткани получаются несколько жесткими. Представляет интерес использование однониточной пряжи в утке из синтетических волокон для костюмных и платьевых тканей. В этом случае чистошерстяная пряжа (основа) придает ткани большую мягкость, приятный внешний вид, а уточная из химических волокон - подвижность и повышенные прочностные свойства.

По назначению камвольные шерстяные ткани подразделяют на платьевые, костюмные и пальтовые.

Платьевые ткани. Ткани этой подгруппы очень разнообразны по волокнистому составу, переплетениям, внешнему оформлению, характеризуются меньшей массой и малой плотностью по сравнению с костюмными. По волокнистому составу различают ткани чистошерстяные и полушерстяные из смесовой пряжи или с химическими нитями вприкрутку. Применяют однониточную пряжу 22,2-41,6 Текс (№ 24 до № 45) как обычной крутки, так и повышенной (креповой), а также крученую № 24/2-85/2. Кроме того, используют чистошерстяную или смесовую пряжу крученую, с нитями искусственного (№ 28/60 НВис) или синтетического волокна (№ 45/150 НК). Масса 1 м 2 тканей платьевой группы колеблется от 160 до 300 г; ткани массой 160-230 г относят к платьевым, а ткани массой 230-300 г - к платьево-костюмным. Эти ткани вырабатывают полотняным, саржевым, мелко- и крупноузорчатым переплетениями. Платьевые ткани преимущественно равноплотные. Эти ткани в основном гладкокрашеные, но бывают меланжевые, пестротканые (в полоску, разномасштабную клетку, с рельефными рубчиками) и реже - набивные. Гладкокрашеные платьевые ткани должны быть окрашены прочными и особо прочными красителями в сочные и яркие тона.

Ассортимент платьевых тканей за последние годы значительно обновился. Благодаря использованию химических волокон улучшились некоторые свойства этих тканей, снизилась их себестоимость, уменьшилась масса 1 м 2 , появились ткани новых интересных структур. Платьевые ткани из смесовой пряжи - шерсть и вискозное короткое волокно, а также шерсть, вискозное и капроновое короткое волокно - составляют более половины общего объема по количеству; содержание шерсти в них не менее 30-40 %. Из двухкомпонентных тканей с синтетическими волокнами наибольший удельный вес в ассортименте занимают ткани с нитроном, причем пряжа, как правило, содержит равное количество шерсти и нитрона. Эти ткани шерстистые и мягкие на ощупь, имеют хорошие структуру и колористическое оформление. Однако некоторые гладкокрашеные ткани, окрашенные полотном, могут иметь неровную окраску; поэтому их лучше выпускать меланжевыми. Для тканей из камвольной пряжи с большим содержанием нитрона характерны сильный блеск, сухость, жесткость (особенно для тканей полотняного переплетения). В последнее время платьевые ткани с лавсаном почти не вырабатывают, так как на изделиях в процессе эксплуатации образуется пиллинг.

Масса 1 м 2 платьевых тканей снизилась за счет использования в смесках синтетических волокон, получения более равномерной смески и более тонкой пряжи. Так, платьевая ткань «Орбита» арт. 21462 имеет высокую плотность на основе - 436 нитей и по утку - 297, а масса 1 м 2 ее равна 180 г. Эта ткань выработана по основе и утку из пряжи 11,7 ТексЧ3 (№ 85/2). Заметим, что вырабатывать платьевые ткани меньшей массой нецелесообразно.

Чистошерстяные платьевые ткани в основном получают креповым переплетением (крепы) и из пряжи креповой крутки (около 40 %), жаккардовым переплетением, гладкокрашеными (25 %), а остальные - саржевым и полотняным переплетениями, гладкокрашеными. К креповым относятся такие ткани, как, например, креп 2 арт. 11113, ткань платьевая арт. 1175, ткань платьевая «Нежность» арт. 1185. Новыми в ассортименте являются ткани типа «креп-гранита», вырабатываемые с утком тройного кручения, благодаря чему ткани мало сминаются и имеют большую массу.

Полушерстяные платьевые ткани выпускают в широком ассортименте. Их можно подразделить на ткани с малым содержанием шерстяного волокна - 20-30 %, средним - 30-70 и большим - 70-80 %. Из полушерстяных тканей шьют платья для повседневной носки, юбки, брюки (как для взрослых, так и для детей). Ткани оформлены по-разному благодаря использованию разных химических волокон, пряжи, нитей и переплетений. Например, ткань «Муза» вырабатывают из шерстяной пряжи разной толщины (номеров), что создает эффект «сжатой» ткани. Интересна ткань «Белоснежка» из крученой пряжи, имеющей небольшую крутку; она мягкая, пушистая, с цветными просновками, образующими клетки. Хороший внешний вид имеют ткани с высокообъемной нитроновой пряжей, они характеризуются мягкостью, шерстистостью, отсутствием блеска, наполненностью при небольшой массе 1м 2 . Платьевые ткани могут вырабатываться вприкрутку с профилированными капроновыми нитями, а также с металлизированными нитями (меганитом и пластилексом), что придает им приятный мерцающий блеск.

Ассортимент платьевых полушерстяных тканей можно подразделить на ткани саржевого, мелкоузорчатого и полотняного переплетений. Ткани саржевого переплетения вырабатывают в широком ассортименте под разными названиями, например кашемир (арт. 21018), ткань платьевая «Первоклассница» (арт. 2104), ткань платьевая «Школьная» (арт. 2187) и др. Это ткани простого саржевого переплетения, с относительной плотностью 55-65 %, массой 1 м 2 160-230 г.

Креповые полушерстяные ткани изготовляют из пряжи повышенной крутки (собственно креповые) или мелкоузорчатым переплетением. Собственно креповые ткани более эластичные, растяжимые, обладают хорошей драпирующей способностью, ткани мелкоузорчатого переплетения - более стойкие при растяжении, с шероховатой поверхностью. Часто эти ткани вырабатывают из крученой пряжи вприкрутку с искусственными или синтетическими нитями. Креповые ткани используют для пошива платьев и в качестве костюмно-платьевых. Мелкоузорчатые ткани выпускают многих артикулов, для них используют в основном меланжевую пряжу. Благодаря мелкоузорчатому переплетению недостатки этой пряжи (неровнота по толщине, меланжевому перекруту) менее заметны в ткани, чем при полотняном или саржевом переплетении. Много платьевых креповых тканей вырабатывают с нитроновым коротким волокном, используют крученую и некрученую пряжу с содержанием нитрона от 30 до 55 %. Помимо двухкомпонентных тканей с нитроном, вырабатывают трехкомпонентную пряжу с вискозным волокном и иногда четырехкомпонентную (с вискозным и капроновым коротким волокном). При введении в смеску пряжи шерсти и нитрона вискозного волокна ткань приобретает мягкость. Капроновые волокна в смеске с нитроном повышают устойчивость этих тканей к истиранию.

Большинство платьевых шерстяных тканей с большим содержанием шерсти (50-70 %) изготовляют в смеске с вискозным коротким волокном. Обычно это гладкокрашеные ткани (гамма цветов очень широкая), выработанные главным (полотняным, саржевым) или мелкоузорчатым (комбинированным) переплетениями.

Костюмные ткани. Они занимают наибольший удельный вес (около 70 %) среди камвольных тканей. Ассортимент костюмных камвольных тканей включает около 400 артикулов. Для выработки костюмных тканей применяют гребенную крученую пряжу чистошерстяную или смесовую толщиной 41,7 ТексЧ2- 15,7 ТексЧ2 (№ 24/2-64/2). Крученая пряжа обусловливает хорошие прочностные свойства, формоустойчивость при многократных нагрузках, меньшую сминаемость изделий из этих тканей. Для придания некоторым костюмным тканям определенного эффекта применяют вприкрутку искусственные и синтетические нити, для украшения их - профилированные синтетические волокна и металлизированные нити.

Костюмные ткани отличаются от платьевых большей плотностью (относительная плотность 65-100 %) и массой 1 м 2 - 200-300 г. Ткани массой 1 м 2 200-250 г считаются легкими, 250-300 г - средними, а более 300 г - тяжелыми. Ширина тканей 142-152 см. Для костюмных тканей широко используют саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое и реже полотняное и диагоналевое переплетения. По отделке эти ткани могут быть гладкокрашеными, меланжевыми, но в основном они пестротканые (особенно полушерстяные, смесовые с синтетическими волокнами). Чистошерстяные костюмные ткани вырабатывают из тонкой (мериносовой 70-го и 64-го качества, I и II длины) и полутонкой шерсти, это наиболее высококачественные камвольные костюмные ткани. Ткани высокой добротности должны быть выработаны из однородной по качеству, ровной, гладкой, прочной пряжи без ткацких дефектов, равномерно сотканы, чисто отделаны, ровно окрашены прочными и особо прочными красителями. Они должны иметь мягкую складку, сочную окраску и хороший рисунок, усадка их не должна превышать 2-3 %. Костюмные ткани должны быть плотными, недряблыми, устойчивыми при растяжении, упругими, но не жесткими.

В зависимости от применяемой пряжи и волокнистого состава костюмные чистошерстяные камвольные ткани можно подразделить на две группы: из тонкой пряжи и полутонкой. К наиболее дорогим тканям высшей добротности следует отнести ткани из тонкой шерсти и крученой пряжи 15,7 тексЧ2 - 22,2 ТексЧ2 (№ 64/2-45/2). Наибольшей износостойкостью и добротностью в этой группе обладают ткани массой 1 м 2 280-330 г. Для получения костюмного материала такой массы относительная плотность равноплотных тканей по основе и утку должна быть не менее 100-110 %, а неравноплотных - 130-70, 140-70 % и др. Масса 1 м 2 большинства костюмных чистошерстяных и полушерстяных тканей, предназначенных для пошива изделий мужского ассортимента, должна быть в пределах 300 г ± 30 г. Изделия из тканей с такой массой длительное время сохраняют формоустойчивость, внешний вид, износостойкость и другие полезные свойства. К типовым тканям в этой группе относятся: гладкокрашеные крепы (креп 64 арт. 1212, креп 48 арт. 1233, креп костюмный арт. 1245 и др.), ткани типа трико (трико «Ударник» арт. 1338, ткань костюмная «Руслан» арт. 13140 и др.) В ассортимент этой группы входят также ткани полутораслойных структур, со светло-теневым эффектом, который достигается сложным переплетением и подбором различных круток пряжи.

Крепы костюмные чистошерстяные вырабатываются из пряжи креповой крутки, поэтому имеют характерный креповый эффект. Они черные гладкокрашеные, с высокой относительной плотностью, хорошей внешней отделкой, малой сминаемостью и хорошей драпируемостью. Трико - наиболее массовая костюмная ткань с ткацкими или цветными пестроткаными рисунками (полоски, клетка скрытая и заметная и др.) на лицевой поверхности. Трико часто вырабатывают комбинированным переплетением из меланжевой пряжи или пряжи мулине, поэтому оно отличается по внешнему виду от гладкокрашеных тканей.

К высококачественным чистошерстяным тканям, вырабатываемым из полутонкой крученой пряжи 31 ТексЧ2-25 ТексЧ2 (№ 32/2-40/2), относятся бостон арт. 1203, ткань костюмная «Октябрь» арт. 13109 и др.

Бостон - чистошерстяная гладкокрашеная ткань саржевого переплетения (саржа 2/2), с массой 1 м 2 320-340 г. Это равноплотная ткань, в основе и утке имеет крученую пряжу, характеризуется высокой износостойкостью, хорошо обрабатывается при пошиве. Используют ее в основном для пошива форменной одежды, а также костюмов мужских и женских, женских зимних пальто.

Основная масса чистошерстяных костюмных тканей имеет оформление пестротканое (70 %) и меланжевое или изготовлена из пряжи мулине (15 %), остальные - гладкокрашеные. Чистошерстяные ткани должны выгодно отличаться от полушерстяных за счет применения новых видов переплетений (например, диагоналевых), сочетания сложных сдержанных цветов пряжи, выработанной из более тонкой шерсти с введением тонких просновок, создания мелких классических рисунков. По торговому прейскуранту чистошерстяные и полушерстяные камвольные костюмные ткани входят в две подгруппы: костюмные гладкокрашеные и костюмные пестротканые и фасонные.

Полушерстяные костюмные ткани вырабатывают с различными хи-мическими волокнами. Содержание в них шерстяного волокна колеблется в широких пределах - от 25 до 70 %, поэтому эксплуатациионные свойства полушерстяных и смешанных тканей далеко не одинаковы. Большое количество тканей в группе костюмных гладкокрашеных вырабатывают с вискозным коротким волокном. Типовые гладкокрашеные полушерстяные ткани - шевиот, креп костюмный, диагональ, трико костюмное.

Шевиот, так же как и бостон, вырабатывают саржевым переплетением, окрашивают преимущественно в темные тона полотном или в волокне. Ткань характеризуется большей жесткостью, чем бостон. Поверхность ее с заметной ворсистостью, что достигается применением пушистой пряжи или же повышенной увалкой при наличии в утке пряжи невысокой крутки. Камвольные шевиоты различаются в основном волокнистым составом.

Диагонали - неравноплотные ткани диагоналевого переплетения, гладкокрашеные, плотные, из крученой пряжи, относятся к группе тяжелых (масса 1 м 2 - 400-500 г), характеризуются высокой износостойкостью. Используются для форменной одежды, а также для костюмов и пальто (редко).

В ассортименте костюмных тканей с синтетическими волокнами в настоящее время преобладают ткани с вложением волокна лавсан (более 50 % общего объема всех тканей). Ткани с лавсаном и изделия из них пользуются спросом благодаря красивому внешнему виду, прочности в носке. Эти ткани в основном пестротканые в мелкую и среднюю клетку; колористическому оформлению их уделяется большое внимание. Большинство тканей с лавсаном вырабатывают из крученой меланжевой пряжи 22,2 ТексЧ2 (№ 45/2) из смеси 45-60 % шерсти и 40-55 % лавсана, с относительным коэффициентом наполнения 0,9-0,98. Коэффициенты вторичной крутки, применяемые в настоящее время, для этих тканей несколько занижены - 90-95 и одинаковы для тканей гладкокрашеных и из пряжи типа мулине. За рубежом чистошерстяную и полушерстяную (смесовую) пряжу вырабатывают с коэффициентом крутки 100-120 и мулинированную 150-170, что способствует улучшению качества костюмных тканей. Одним из недостатков многих тканей с лавсаном является небольшая масса 1 м 2 - 200-230 г, так как при неправильном подборе приклада (подкладка, бортовка) изделия из этих тканей быстро теряют форму. Ткани с такой массой не рекомендуется использовать для пошива костюмов, эксплуатируемых в осенне-зимний период. Необходимо наряду с облегченными тканями, используемыми для пошива легких летних костюмов, вырабатывать ткани более плотные, с большей массой 1 м 2 .

Большинство костюмных трико вырабатывают из камвольной крученой пряжи 22,2 Текс (№ 45/2) в основе и утке. Пряжа состоит из смески тонкой (мериносовой) шерсти (36 %) и короткого лавсанового волокна (64 %). Структура тканей равноплотная с некоторым преобладанием нитей основы. Трико на ощупь несколько жестковато, что следует отнести за счет вложения большого количества синтетического волокна. Для выработки пряжи применяют окрашенные в разные цвета волокна, при смешивании их в разных соотношениях получают меланжевую пряжу от светлого до темного цвета. Полученную пряжу скручивают, а при ткачестве чередуют разноокрашенные крученые нити, в результате получают пестротканый эффект. Ткани имеют небольшую усадку (до 1,5 %), что необходимо учитывать при пошиве костюмов, хорошо держат складки и мало сминаются. Масса 1 м 2 этих тканей от 210 до 250 г.

Костюмные ткани с лавсаном могут быть выработаны и с добавлением третьего компонента - вискозного волокна.

Ткань костюмная - по основе и утку из крученой лавсаношерстяной пряжи и крашеных вискозных нитей 22,2Ч2 или 16,7Ч2 Текс (№ 45/60) и крученой лавсаношерстяной пряжи 22,2 ТексЧ2 (№ 45/2), нити чередуются при сновке и ткачестве в соотношении 1:1. Общее содержание шерсти в ткани 30 %, лавсана - 55 и вискозного волокна - 16 %. В этих костюмных тканях вискозные нити, используемые в качестве просновки и окрашенные в разные цвета, скручены с полушерстяной пряжей. Ткани выработаны с некоторым преобладанием основы, мелкоузорным переплетением. Они нарядные за счет разноокрашенных просновок, мягкие, с приятным туше, могут иметь мелкую, среднюю и крупную клетку как светлых, так и темных тонов.

Вырабатывают также костюмные ткани с лавсаном с большой плотностью и массой (250-280 г). В основном эти ткани из крученой пряжи 22,2 ТексЧ2 (№ 45/2), которая содержит 55 % шерсти и 45 % лавсанового короткого волокна.

Кроме костюмных тканей с лавсаном, изготовляют костюмные ткани с нитроновым коротким волокном. Для увеличения устойчивости тканей к истиранию в смеску пряжи добавляют иногда 10-12 % капронового волокна. Следует отметить, что все костюмные ткани с большим содержанием нитрона недостаточно устойчивы к истиранию, поэтому двухкомпонентные ткани, содержащие большое количество нитрона, нецелесообразно использовать в качестве костюмных.

КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ (гребенные ткани ) - шерстяные и полушерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного (камвольного) способа прядения. При этом способе прядения употребляется длинное шерстяное волокно, однородное по толщине, и применяется многократное прочёсывание (параллелизация) волокон гребнями при подготовке их к прядению. Гребенным прядением вырабатывается тонкая, гладкая, равномерная по толщине шерстяная и полушерстяная пряжа, идущая на изготовление высококачественных гладких и тонких тканей. По сравнению с другими видами шерстяных тканей, камвольные ткани отличаются небольшим весом и повышенной прочностью. Они меньше пылятся вследствие гладкости пряжи, а это облегчает сухую чистку изделий. Камвольные ткани плотны и упруги. Изделия из них дольше носятся и хорошо сохраняют первоначальный внешний вид и приданную им форму.
Недостаток камвольных тканей в том, что они лоснятся (приобретают сильный блеск) в местах, подвергающихся большому трению, и легко осыпаются в местах разрыва (т. е. одиночные нити легко отделяются), особенно в тканях из полугрубых волокон. Поэтому разорванное место необходимо сразу же починить. Из камвольных тканей шьют мужские и женские костюмы, весенне-летние пальто, а также платья и детскую одежду.
Полушерстяные камвольные ткани вырабатываются из полушерстяной гребенной пряжи (смесь шерстяного волокна со штапельным вискозным волокном), из полушерстяных нитей (нить шерстяной или полушерстяной пряжи скручена с нитью хлопчатобумажной пряжи) или из смеси шерстяных и хлопчатобумажных нитей (хлопчатобумажные нити в основе, шерстяные в утке или наоборот). По внешнему виду полушерстяные ткани почти не отличаются от шерстяных.
Камвольные ткани для платьев: крепы, кашемиры, габардины, фай, шотландки. Костюмные: гладкокрашеные крепы, бостоны, фланели, шевиоты и саржи, трико костюмное и брючное - «люкс», «ударник», «метро», «Москва», «летнее» и др. Ткани для пальто: габардины и коверкоты.
При загрязнении камвольные ткани рекомендуется отдавать в химическую чистку.

Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - М.: Большая Советская Энциклопедия . Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976 .

Смотреть что такое "КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ" в других словарях:

    Камвольные ткани - тонкие шерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного прядения. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) … Энциклопедия моды и одежды

    Шерстяные ткани - Сообразно с делением шерстопрядения на кардное (суконное) и камвольное (гребенное), изготовление Ш. тканей распадается на выработку сукноподобных (ворсованных) и на изготовление гладких (безворсных) тканей. Первая группа производства с давних пор …

    Ткани, вырабатываемые из шерстяной пряжи, а полушерстяные в смеси с хлопком, штапельным вискозным волокном, капроном или в комбинации с хлопчатобумажными или шёлковыми нитями. Шерстяные ткани подразделяются на гребенные (см. Камвольные ткани) и… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    Классические ткани - ткани, длительное время вырабатываемые без изменений, пользующиеся постоянным спросом у населения; имеют традиционные названия. К К. Т. относятся: ситец, бязь, миткаль, маркизет, сатин и др. хлопчатобумажные ткани; льняные полотна;… … Энциклопедия моды и одежды

    Шерсть* Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Шерсть - (сельскохоз.) Ш. в общежитии называется связное собрание тонких, мягких, извитых волокон. В таком смысле говорится как о растительной, так и животной Ш. Ниже будет рассмотрена только животная Ш. и главным образом Ш. овечья. Под Ш. овцы понимают… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Википедия

    Шерстяная ткань - текстильная ткань, выработанная из чистошерстяной пряжи или в сочетании ее с др. волокнами. При раскопках поселений древних людей во всех обитаемых частях света находили остатки шерстяных тканей. Кустарное производство шерстяной ткани сукон… … Энциклопедия моды и одежды

Cтраница 1


Далее камвольные ткани поступают в промывку (см. выше), отличающуюся от промывки суконных тканей обычно лишь меньшей продолжительностью в связи с меньшей загрязненностью камвольного товара.  

Ассортимент камвольных тканей имеет большее число артикулов, чем суконных.  

Отмеченное коренное различие в структуре суконных и камвольных тканей обусловливает и различие в методах А.  


Промышленность имеет в наличии две различные системы обработки - производство шерстяной и камвольной ткани. Оборудование, используемое в данных системах, во многих случаях является схожим, однако цели производства различны. По существу камвольная система использует шерстяные волокна более высокой штапельной длины и в процессе прочесывания, подготовки, гребенования и гребень-чесания волокна содержатся в параллельном положении, а короткие волокна отбраковываются.  

Расстояние между крайними точками ушков для хлопчатобумажных тканей равно 267 мм для хлопчатобумажных, льняных и камвольных тканей 305 мм, для тяжелых льняных, пеньковых и джутовых тканей 355 мм высота ремизок для суконных тканей 420 и 480 мм.  


Для легкой промышленности наиболее важное значение имеют тонкорунные мериносовые овцы, дающие лучшую шерсть для суконных и камвольных тканей. У мериносов вся шерсть одинакова по своим свойствам, и в ней нельзя отличить ости от пуха. При стрижке шерсти мериносов она снимается в виде сплошного, похожего на одеяло руна, в котором отдельные шерстинки и пучки склеены ж и-ропотом - выделениями кожных желез. При обработке шерсть прежде всего освобождают от жиропота, в котором содержится ланолин, идущий на изготовление туалетных кремов и помад.  

За годы семилетия намечено увеличить выпуск: хлопчатобумажных гребенных и меланжевых тканей, ситцев, байки, тканей для верхней одежды типа замши, вельветона, сукна - в 1 6 - 1 9 раза, ворсовых тканей типа вельветов и полубархата - в 3 8 - 4, шелковых тканей из искусственных и синтетических волокон - в 1 8 раза, в том числе костюмных из штапельного волокна - в 4 1 раза, ворсовых - в 3 2, подкладочных - в 3 - 3 6 раза; шерстяных камвольных тканей - в 2 раза; тонкого трикотажного белья - в 5 раз; верхнего трикотажа из шерстяной и полушерстяной пряжи - в 3 5 - 4 раза, а также увеличить производство чулок и носков из эластичной капроновой пряжи.  

Камвольные ткани отличаются рельефным рисунком переплетения. Чтобы придать камвольным тканям гладкую поверхность, их стригут; некоторые ткани, кроме того, аппретируют.  

Некоторые сорта камвольных тканей (плательной и подкладочной групп) направляются затем в опалку преимущественно на газовых палильных машинах, чем достигается большая рельефность и чистота переплетения. В целях сохранения требующейся открытой структуры и правильности ткацкого рисунка камвольные ткани перед пуском в дальнейшие процессы отделки подвергаются заварке на заварных машинах (типы бренн-бок, мартель, звездочка и крабб-машииа) (фиг. Здесь шерстяные ткани, накатанные в расправленном виде под натяжением на деревянные или металлич. Такая обработка делает шерстяные волокна пластичными, фиксируя при последующем охлаждении определенное расположение волокон, а также в неи-рой степени и линейные размеры ткани.  

Дополнительной проблемой является получение пригодных образцов волос, поскольку использование новой партии волос требует приготовления новых стандартных выкрасок. Наиболее ровные и воспроизводимые выкраски достигаются при использовании вместо образцов волос шерстяной камвольной ткани стандартной плотности. Оценка выкрасок производится колориметрически. Авторы метода утверждают, что вследствие выцветания выкрасок, которое наблюдается как для оксидационных красителей, так и для красителей средней прочности, приходится время от времени готовить новые стандартные выкраски.  

Дэвидсон (см. ссылку 250) опубликовал статью, которая имеет большое значение для изучения усадки тканей, наблюдаемой при химической чистке. Эта статья содержит подробные данные о результатах исследования усадки вследствие ослабления, относящиеся к 39 видам шерстяных и камвольных тканей самой разнообразной структуры. Дэвидсон фиксировал результаты экспериментов не только после, вымачивания образцов ткани в воде различной температуры, но и после утюжения посредством утюжильной машины, снабженной решетчатой прессовальной крышкой. Наибольшая усадка наблюдалась у легких костюмных тканей, наименьшая - у туготканых видов габардина. Если рассмотреть отдельно результаты испытаний костюмных тканей, то окажется, что шерстяные ткани, как и следовало ожидать, садятся больше, чем камвольные. У шерстяных тканей значительная часть усадки от ослабления происходит за счет усадки пряжи, что объясняется присущей волокнам шерсти способности к передвижению. У лучше организованной пряжи камвольных тканей эта подвижность волокон более ограничена по сравнению со свободнотканой пряжей обыкновенных шерстяных материалов.