Самая близкая любовь. Кризис четырех лет. Любовь к ближнему

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

«Любовь - это неизвестно что, которое приходит неизвестно откуда и кончается неизвестно когда». Такое определение дала французская писательница Мадлен де Скюдери.

По-своему она была права: человеку, который сходит по кому-то с ума, легко принять собственные муки за мистическое наваждение.

И всё же с нею стоит поспорить…

Есть любовь или нет?

А я вот не знаю, что такое любовь. Почему ты вообще думаешь, будто она случается? Всё сводится сначала к постели, а потом к банальной привычке.

Но ведь с любви начинается всё! Не будь её, и мир бы не существовал…

Сколько подобных пустопорожних дискуссий мы вели, будучи студентами-первокурсниками! Шумели, обижались друг на друга. И всё потому, что говорили о разном.

Понятие «любовь» многозначно. С одной стороны, его свободно используют при раздаче субъективных оценок, не предполагающих неприятия или отвращения (я люблю Васю Пупкина/первый фортепианный концерт Чайковского/рыбный салат). С другой, оно превращено в фетиш.

Вы сами мгновенно вспомните пару фильмов и книг, в которых влечение героев к друг другу помогает спасти человечество от великих и ужасных Сил Зла. В реальность любви, уничтожающей Тёмных Властелинов, я верю с трудом. Приравнивать её к примитивному гастрономическому пристрастию тоже нелепо.

Правильнее будет говорить об особых отношениях между мужчиной и женщиной, которые представляют собой сложное сочетание физических состояний, моделей поведения и, конечно же, чувств. Каких именно?

Житейские представления

Доктор биологических наук Юрий Щербатых в 2002 г. провёл опрос. Студенты медицинской академии должны были дать определение любви. Ответы одних участников опроса явно противоречили версиям других — получалось, что в любви странным образом сплетаются «эгоизм» и «самопожертвование», «восторг» и «душевный комфорт»,»наслаждение» и «потребность в другом человеке», «безумие» и «смысл жизни».

Найти какие-то ключевые пункты в представлениях о главном пробовали и другие учёные — например, Е.В. Вараксина и Л.Д. Демина (см. статью «К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы результаты («Известия Алтайского государственного университета, 2007).

Они работали с двумя возрастными группами — со старшеклассниками и со студентами нескольких факультетов. Ребятам предлагалось порассуждать на тему «Зачем мужчина и женщина любят друг друга?». Контент-анализ ответов позволил выделить пять основныъ функций любви с точки зрения молодых:

  1. «обрести близкого человека и не быть одиноким»;
  2. дарить и получать «заботу, понимание, нежность, поддержку, доверие»;
  3. испытать «ощущение счастья»;
  4. «создать семью и родить детей».

Ах, да — был ещё пятый вариант, очень в духе упомянутой выше Мадлен де Скюдери — «мы любим, чтобы любить».

  • «счастливая» (ориентированная на взаимную поддержку и уважение, служащая фундаментом для дружной семьи);
  • «как у всех» (отношения, в которые люди вступают только из страха остаться одинокими);
  • «ради секса» (связь, позволяющая иметь власть над партнёром; часто даёт шанс повысить социальный статус и получить материальные выгоды).

Статьи, в которой шла бы речь о понимании особых чувств людьми в возрасте за тридцать, я не нашла. Думаю, дело в том, что к началу четвёртого десятка вопрос «Что такое любовь?» часто перестаёт вызывать горячий интерес.

Если, конечно, его задают не психологу, для которого тема межличностных отношений — главный конёк.

Психология влюблённости и привязанности

Методология классической науки не позволяла исследовать явления такого рода. Учёные говорили:

  • о позитивных реакциях, первоначально возникающих в виде реакции ребёнка на прикосновения заботливой матери (Д.Б. Уотсон);
  • о половом влечении (либидо) как первоисточнике всех привязанностей (З.Фрейд);
  • об избирательном поиске подходящего брачного партнёра для продолжения рода (С. Самыгин).

Однако примерно с середины 20 века «в тренде» оказался гуманистический подход. Свобода, ответственность, творчество стали приемлемыми темами для диссертаций и монографий.

Отец-основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу объявил, что любовь носит витальный характер — то есть, она жизненно важна.

Даже неофрейдисты перестали ставить во главу угла пресловутое либидо: в частности, от признания сексуальной этиологии потребности в любви отказалась Карен Хорни.

Вот пример определения любви из современного источника («Психология межличностного общения», Белорусско-российский университет, Могилёв, 2014):

Любовь – тип межличностных отношений, выражающихся в высокой степени эмоционально-положительного отношения к партнеру, выделяющего его среди других и помещающего в центр жизненных интересов.

Сухо, неизящно с точки зрения ромео и джульетт, но в целом правдиво.

Из чего состоит любовь и какой она бывает?

Психологи вслед за Р. Стенбергом обычно называют три её компонента :

  • эмоциональный — интимность;
  • мотивационный — страсть;
  • мыслительный — преданность.

Интимность предполагает ощущение тепла и участия, общность интересов, готовность доверять. Под страстью понимают пылкое стремление к единению (физическому и не только), а под преданностью — осознанное решение сохранять чувства к человеку.

Формула любви, которую в одноимённом фильме искал граф Калиостро, не существует. У кого-то на первых план выступает родство душ, у кого-то отношения держатся на совместной отработке поз из «Камасутры».

Учёные могут лишь описать самые распространённые комбинации «ингредиентов».

Дж. А. Ли. выделяет следующие стили любви (спорим, сейчас вы начнёте искать свой?):

  • сторгэ — крепкая любовь-дружба, основанная на доверии и взаимопонимании;
  • агапэ — самоотверженное терпеливое обожание, сильная духовная страсть;
  • эрос — устойчивое чувство с ярко выраженным сексуальным началом; влюблённого привлекает телесная красота избранника или избранницы;
  • маниа — нестабильная, противоречивая и бурная любовь-ревность;
  • прагма — спокойная и во многом рациональная привязанность, диктуемая отчасти симпатией, отчасти трезвым расчётом;
  • людус — поверхностная гедонистическая игра, почти лишённая интимности; человек просто хочет сделать приятно самому себе.

Добавлю для порядка, что любовь часто подразделяют на платоническую и чувственную: мол, есть высокие души, которые служат прекрасной даме, а есть простые смертные, которыми правит животный инстинкт.

Не знаю, не знаю… Поэты, которые явили миру образцы платонического служения, на самом деле тоже были людьми из плоти и крови. Скажем, Франческо Петрарка всю жизнь бескорыстно обожал замужнюю возлюбленную Лауру, но не отказывал себе и в земных удовольствиях — сожительствовал с простолюдинками, затевал романы со свободными знатными дамами.

Биохимия нежных чувств

Любовь не зря сравнивают с болезнью. Ловишь Его или Её взгляд — и хоть скорую вызывай: голова кружится, ладони потеют, щёки красные, сердце колотится… Влюблённый забывает покушать и терзается бессонницей.

Кто о чём, а я всё о науке.

Был такой Артур Арон, студент Университета Калифорнии. Однажды молодой человек по уши влюбился в однокурсницу Элен и испытал все симптомы страсти на себе. Как будущий психолог, Арон решил выяснить, чем обусловлены эти своеобразные ощущения. Материала для работы хватило на годы. Впоследствии молодой учёный вовлёк в исследование других специалистов — медиков, биологов.

Вместе они наблюдали, какие изменения происходят в мозге человека при взгляде на фото любимого или любимой и «прокручивании » в памяти романтических моментов. Реакция была типичной: активизировались вентральная область и хвостатое ядро. Обе зоны — звенья «системы вознаграждения». Они же «включаются» при ожидании какого-либо удовольствия — любимого блюда, приятного подарка.

Гормональная буря

Любовь поначалу близка к эйфории благодаря дофамину . Его излишки обеспечивают потерю аппетита и ухудшение сна.

Дофамин даёт ощушение кайфа — которое, впрочем, время от времени сменяется глубокой хандрой. Влюблённый способен внезапно разрыдаться из-за сущей ерунды. Почему? Другой важный гормон удовольствия, серотонин, оказывается в дефиците.

Свои пять копеек вносит и эпинефрин .

Эпинефрин обычно вырабатывается в ответ на стресс. Его функция — подготовка организма к экстремальной ситуации. Он помогает мышцам получить больше кислорода и учащает сердцебиение. Именно ему стоит сказать «спасибо» за потеющие в самый деликатный момент ладони.

Эти гормоны бушуют ограниченное время — до 2-3 лет. Потом страсти утихают. Стоп, как же так? Если парень и девушка встречаются больше двух лет, у их любви истекает срок годности?

Штиль после шторма

Отношения просто переходят на другой уровень. Поддерживать их помогают окситоцин и вазопрессин .

Окситоцин выравнивает давление, успокаивает дыхание, замедляет сердечный ритм. Его выброс происходит при рукопожатиях, при объятиях — причём даже дружеских. Гормон сигналит: «Расслабься! Этот человек — свой!»

Вазопрессин во многом сродни окситоцину. Очень вероятно, что он несколько по-разному работает у женщин и у мужчин.

Опыты показывают, что этот гормон обеспечивает склонность к моногамии. В 2004 г. американские учёные Янг и Лим поставили двухэтапный эксперимент с полёвками. Мыши женского пола старались сформировать устойчивые связи с самцами на первом этапе — после введения окситоцина. Самцы при этом не стремились поддерживать связь с одной самкой. Однако после введения вазопрессина они сразу начинали вести себя так, будто дали клятву в любви до гроба.

Как и за что любить человека?

Вопрос «За что любить?» звучит цинично — нельзя же испытать большое чувство по предварительному расчёту! Нельзя. Но и в слепой любви хорошего мало.

Женщины считают главными следующие черты мужчин:

  • ум (35%);
  • преданность семье (17%);
  • способность зарабатывать (14%);
  • верность (11%);
  • хороший характер (6%);
  • способность не растерять нежные чувства (6%);
  • умение делать всё по хозяйству (3%).

Внешняя привлекательность почти ничего не значит — лишь 0,2% опрошенных женщин полагали, что она существенна. Комплексовать из-за отсутствия рельефной мускулатуры мужчинам незачем. С другими выводами я бы повременила.

Заметили — женщины отвечали куда менее единодушно? Да, мы такие. Попробуй нам угоди.

Идеальные отношения

В советское время была в моде песенка со словами: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». Худшей установки на любовь, пожалуй, не придумать.
Попытки переделать партнёра непременно приведут к ссорам. Что будет дальше — зависит от его воспитания и характера. Ваш близкий человек или уйдёт, или перестанет быть с вами искренним.
Надо уважать решения друг друга даже если они кажутся глупыми (замечу: без фанатизма; иначе есть риск попасть в партнёра).

Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет и любви.

Цитата выше — из книги Эриха Фромма «Искусство любви» . Фромм понимает высокие чувства не столько как источник райских наслаждений, сколько как нелёгкий труд. Чтобы композитор смог написать шедевральную оперу, ему придётся изучить язык музыки, а потом ещё не один месяц корпеть над нотной бумагой. Так и в отношениях.

Отношения получаются гармоничными, когда партнёры сознательно учатся восполнять потребности друг друга.

О языках любви — правда, в чуть более узком смысле — любопытно рассуждает Г. Чепмен.

Чепмен — специалист-практик, который больше двадцати лет занимался психологическим консультированием по вопросам брака и семьи.
Он замечает, что парам полезно почаще говорить на следующих «языках»:

  • физические прикосновения — даже после десяти лет брака очень уместно обниматься, целоваться, гулять за ручку;
  • акты служения — намеренное выполнение действий, приятных для любимого человека (посмотреть с ним футбол, помочь ей с готовкой и др.);
  • качественное время — способность любящих в какие-то моменты полностью фокусироваться на общении с партнёром, не просто машинально отвечать на реплики, а вдумываться в них;
  • одобрение действий и поступков друг друга — умение поддержать, похвалить;
  • получение подарков — имеются в виду символические подарки, знаки внимания (гладиолус с бабушкиного огорода в этом смысле мало чем уступает бриллиантовому колье из ювелирного бутика).

Теория Чепмена не очень стройная, но на практике работает.
Итак, вы прочитали почти две тысячи слов, узнали (или — вспомнили) научные факты. Может, эти данные помогли вам лучше понять себя.

Но — не спешите изложить их, когда надо будет кратко и ясно объяснить девушке или парню, что такое любовь. Несите нежным голосом любую романтическую ерунду, которая придёт в голову. За «тип межличностных отношений, выражающихся в высокой степени эмоционально-положительного отношения к партнеру», от жертвы Купидона и по ушам схлопотать можно. 🙂

Твитнуть

Плюсануть

Отправить

Знает каждый человек. Однако, если задать этот вопрос разным людям, ответы будут совершенно различными. Почему так? И есть ли единственно верное и правильно определение любви - об этом и хочется поговорить.

Наука

Итак, что же такое любовь? Определение любви попытались дать многие умы человечества на протяжении всей истории земной цивилизации. Именно поэтому стоит данное понятие рассматривать с различных точек зрения. И начать свой анализ хочется именно с научной сферы. Интересным для многих окажется тот факт, что существует особая химия любви. Ученые доказали: когда человек влюбляется, его организм вырабатывает такое количество гормонов, которое сродни с наркотическим или алкогольным опьянением. При этом мозг получает сигналы, которые свидетельствуют о том, что человек находится в состоянии влюбленности. Однако это только одна сторона такого вот состояния, и рассматривать любовь только как химию - это просто преступление.

  1. Любовь - это наркотик. Доказательство тому - томография головы влюбленного человека. У него активизируются те же участки мозга, что и у человека, который употребил кокаин и находится в состоянии эйфории.
  2. Любовь - это способ выживания. Ученые доказали, что человеческая любовь - это несколько видоизмененная форма увлечения у животных. Т. е. человеку проще найти для жизни одного партнера, а не постоянно добиваться новых для удовлетворения собственных сексуальных потребностей.
  3. Любовь слепа. Это утверждение имеет и научное доказательство. Немецкий исследователь выяснил, что зоны мозга, отвечающие за рациональные решения и негативные эмоции у влюбленного человека просто отключаются.
  4. Любовь - это зависимость. Ученые говорят, что лечить от любви нужно также, как и от наркотической зависимости: убрать из поля зрения «больного» все раздражающие его факторы: фотографии, подарки, любые напоминания об объекте вожделения.
  5. Излечение от любви. Так как во время влюбленности у человека довольно-таки серьезно падает уровень такого гормона, как серотонин, медики предлагают компенсировать его медикаментозно, дабы иметь возможность избежать преступлений на почве данного чувства (как показывает статистика, их количество за последнее всремя существенно возросло). Однако, если «переборщить» с данным гормоном, человек не будет влюбляться, а влечение останется, что чревато беспорядочными половыми связями.
  6. Мужчины любят глазами. Это утверждение известно многим людям, однако далеко не все знают, что оно имеет также и научное доказательство. Во время влюбленности у парней активизируется зона которая отвечает за зрительный фактор. Интересным окажется тот факт, что у женщин активной становится зона, отвечающая за память: дама запоминает поведение партнера, чтобы потом его анализировать и сделать выводы: стоит ли быть с таким человеком дальше.

Словари

Итак, как небольшой вывод, хочется привести несколько разъяснений, что такое любовь. Научное объяснение, формулировки:

  1. Это сильное сердечное чувство, эмоциональное влечение.
  2. Сексуальное притяжение, влечение.
  3. Сильные положительные эмоции.
  4. Душевная близость, нежное отношение.

А в общем можно сказать о том, что любовь с научной точки зрения - это чистейшая химия.

Искусство

Интересным окажется и тот факт, что можно посмотреть любовь. Фото, картины - они отлично иллюстрируют данное чувство. Однако для искусства этого не достаточно. О том, что же такое любовь, размышляли также и многие писатели. Она воспета в стихах, песнях, обязательно фигурирует на страницах прозаических рассказов и романов. Различные стали уже настолько известными, что люди порой даже не знают, кто это сказал и из какого произведения они взяты.

  1. Борис Пастернак: "Любовь - это высокая болезнь".
  2. Стендаль, «О любви»: "Любовь похожа на лихорадку, она может появиться и угаснуть без малейшего чувства воли человека".
  3. Харуки Мураками, «Кафка на пляже»: "Каждый человек, который влюбляется, находится в поиске чего-то, чего ему не достает".
  4. «Физиология брака» Оноре де Бальзака: "Настоящая привязанность слепа. Не стоит судить тех людей, которых любишь".
  5. Шекспир, «Сон в летнюю ночь»: "Купидонов поэтому и изображают слепыми, потому что влюбленный смотрит не глазами, а сердцем".
  6. Федор Достоевский, «Братья Карамазовы»: "Что есть ад? Сожаление о том, что нельзя еще больше любить".

И таких высказываний можно привести еще огромное количество. Что касается нюансов, все они будут различны, однако единая линия у них все же будет присутствовать.

Философы: Эрих Фромм

Свои труды на данную тематику также имеют и философы. О любви они говорили много, подавая информацию с самых различных точек зрения. Сейчас хочется уделить внимание Эриху Фромму и его труду «Искусство любить». Какие же интересные выводы данный философ сделал в своей работе. Так, по его мнению, любовь - это не просто сентиментальное чувство, которое может возникнуть в человеке. Этого мало, недостаточно. Для того чтобы любовь развивалась, развиваться и нравственно расти должен сам человек. Первый шаг, который каждый должен сделать - надо осознать, что любовь - это искусство, сродни искусству жить. И чтобы понять любовь во всей полноте, каждый человек должен воспринимать ее как нечто большее, нежели данность. Также философ говорит о том, что помимо любви существует и некая иная форма отношений, симбиотическое единство. Оно есть двух видов:

  1. Пассивное - это в некоей степени мазохизм, когда человек подчиняет себя воле другого, становится его неотъемлемой частью. В таком случае он теряет свою индивидуальность.
  2. Активное - это садизм, когда один человек подчиняет себе волю другого человека, делая его своей неотъемлемой частью.

Однако зрелая любовь - это противоположность данным формам отношений. Это объединение двух людей при сохранении своей личности, индивидуальности, целостности. По мнению Эриха Фромма, любовь - это некая сила, которая рушит стены, помогая человеку воссоединиться с другим человеком. Настоящая зрелая любовь - это парадокс: два человека становятся одним целым, при этом оставаясь двумя личностями. Важные нюансы любви, по мнению автора:

  1. Если человек любит, он будет отдавать (самого себя, свою жизнь).
  2. Человек полностью заинтересован в жизни своего партнера.
  3. Партнеры обязательно должны уважать друг друга.

Фромм об объектах любви

  1. Братская любовь - фундаментальна, основа остальных типов. Это уважение, забота, ответственность.
  2. Материнская любовь - первая любовь в жизни каждого человека. Сущность ее, по мнению автора, должна предполагать желание женщины, чтобы ребенок в дальнейшем от нее отделился.
  3. Эротическая любовь - полное плотское единство с одним человеком.
  4. Любовь к себе. Автор пишет, что не нужно это путать с эгоизмом, это разные понятия. Только полюбив себя, человек сможет стать любимым и кем-то иным.
  5. религиозная форма любви.

Философ Карл Юнг

Какие еще философы о любви говорили? Так, почему бы не обратиться к трудам Карла Гюстава Юнга, который в то же время являлся великим психиатром и при этом еще и учеником Зигмунда Фрейда? Главная и любимая его фраза: «Ничто не возможно без любви», - из которой уже можно сделать много выводов. Согласно мнению автора, любовь является мощнейшим всепобеждающим фактором в жизни человека. Так, рассматривать данную тему невозможно без двух архетипов, которые присущи каждому человеку: Анима и так называемая персонификация несознательного начала представителя противоположного пола в психике каждого отдельно взятого человека. Эти половинки и притягиваются в людях. Что же по Юнгу любовь? Определение любви, которое дает автор: скрытые в человеке черты находятся в другом человеке и они же и притягивают его, возбуждая чувство любви.

Антропология о любви

Определение слова «любовь» попробовала также дать такая наука, как антропология. Особого внимание заслуживает труд американской ученой Хелен Фишер «Почему мы любим: природа и химия романтической любви». Тут она выделила три основополагающих кита данного чувства: привязанность (ощущение безопасности и спокойствия), романтика (наиболее мощный стимулятор возникновения любви) и вожделение (удовлетворение естественных потребностей).

Религия

Обязательно стоит упомянуть и о том, что существует также религиозное определение любви. В библии о данном чувстве сказано довольно много.

  1. Прит. 10:12: «… любовь человека покрывает все его грехи…»
  2. Песнь Песней, 8:6-7: «… крепка, как смерть любовь; люта она, как преисподняя; ее стрелы - огненные; пламень ее весьма сильный. Реки и большие воды не зальют ее».
  3. 1 Пет., 4:8 «… Имейте любовь друг к другу, потому что именно она покрывает все грехи».
  4. 1 Иоан. 4:7-8,18: «… любовь от Бога, всяк, кто любит, рожден от Бога и знает Бога».
  5. 2 Иоан. 6 «… любовь состоит в том, чтобы все поступали по заповедям Божьим».

Это далеко не все цитаты о любви, которые можно найти в главной книге человечества, однако они в полной мере отражают настрой и определение данного чувства согласно религиозным канонам.

Психология

  1. Страсть. Влечение, возбуждение. Это физическая сторона любви.
  2. Близость. Дружба, единение. Эмоциональная сторона.
  3. Обязательства. Готовность решать проблемы пары, забота. Это моральный аспект данного чувства.

Любовь по-гречески

Тема любви затрагивалась всеми народами и культурами. На данном этапе хочется рассказать о том, какие же виды любви выделяли древние греки.

  1. Агапэ. Это не просто любовь, а больше сострадание. Высший тип, когда человек может отдать всего себя, не ожидая ничего взамен.
  2. Эрос - страсть. Однако это далеко не всегда телесная страсть она может быть также и духовной. Эрос по своей природе - восторжение, влюбленность.
  3. Филиа, или же сыновья, - братская любовь. Более спокойное чувство, главное тут - духовность.
  4. Сторгэ - это больше как привязанность. Чаще всего это супружеская любовь.

Эти четыре типа любви являются и сегодня основными, однако в современном мире возникают и иные их подтипы. Интересным может оказаться такой тип, как маниа - это безумие, любовь-одержимость.

Бытовой уровень

Как уж и было сказано выше, для каждого человека любовь - это что-то свое, особенное. Каждый понимает ее по-своему, в этом нет ничего плохого. Как же можно охарактеризовать любовь по-простому, не обращаясь к мнениям научных деятелей, писателей или философов?

  1. Любовь - это желание делать для любимого человека что-то хорошее, постоянно радовать его.
  2. «Какая тут любовь, если я надышаться без него не могу» (х/ф «Любовь и голуби»). Любовь - это желание всегда быть вместе с любимым человеком, если не физически, то хотя бы душевно.
  3. Любовь - это постоянно думать о том, хорошо ли любимому человеку: тепло ли ему, покушал ли он, все ли у него в порядке.
  4. Любовь - это больше отдавать, нежели получать, совершенно не задумываясь об этом.

Любить - значить прощать, стараться быть лучше, не обращать внимания на недостатки. Любовь - это постоянная работа не только над отношениями, но и над собой. Это труд, который может быть вознагражден только через года.

Проблемы в сфере любви возникают из-за того, что каждый часто по-своему понимает это чувство. Отвечая на вопрос, что такое любовь, психология не дает единственного определения этому феномену. Специалисты говорят о множестве разновидностей проявлений любви.

Советский психолог А. В. Петровский дает определение любви как интенсивного, напряженного чувства, физически обусловленного сексуальными потребностями и выражающегося в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизни другого так, чтобы пробуждать в нем ответное стремление той же интенсивности.

Социальная психология о любви

Изучая труды других психологов о любви, приходим к выводу, что термин охватывает гораздо более широкий спектр чувств и переживаний. В 70-х годах канадский социолог Джон Алан Ли выделил три основных вида любви, возникающих между мужчиной и женщиной.

  1. Прагма - спокойное, приземленное чувство. Такие отношения часто называют «любовью по расчету». Причем речь необязательно идет о корысти. Прагматики скорее руководствуются обычной житейской мудростью. Для них свойственно отношение к браку скорее как к общему бизнесу, чем стремление к ярким романтическим переживаниям. Большое значение придается исполнению взятых на себя обязательств друг перед другом.
  2. Мания - любовь-одержимость, любовь-зависимость. В основе чувств лежит ревность и страсть. Можно сказать, что люди, склоняющиеся к такому виду любви, живут в тревожном ожидании появления проблем во взаимоотношениях. А если они отсутствуют, сами же их и создают. Например, женщина постоянно влюбляется в женатых или по другой причине недоступных мужчин. Потому что препятствия для выражения любви создают необходимый ее темпераменту накал эмоций.
  3. Агапе - бескорыстная, самоотверженная любовь, беззаветная преданность любимому человеку. На первом месте - забота о благополучии партнера даже в ущерб собственным интересам и потребностям. Человек, склоняющийся к такому типу любви, может быть счастлив, если его партнер умеет ценить его жертвенную натуру и не превращается в законченного эгоиста.

Истинная любовь, с точки зрения психологии, включает в себя все три выше перечисленных проявления чувств. Так как каждый из аспектов важен для Настоящая влюбленность всегда находит свое выражение в физической страсти. Причем влечение достигает такой силы, что любимый человек становится единственным возможным источником полноценного сексуального удовлетворения.

Истинная любовь также проявляется в активной заинтересованности в счастье и развитии того, кого мы любим. Влюбленные люди часто относятся к партнеру как к ребенку, которого хочется радовать, баловать и защищать от невзгод и печалей. Причем желание отдавать не сопровождается сожалениями по поводу потраченного времени, энергии, денег. Любящий человек не нуждается в компенсации в виде ответной заботы, так как само состояние влюбленности дает ему необходимую энергетическую подпитку.

Несмотря на этот факт, в обществе распространено заблуждение, что любить - значит, проиграть, значит, всегда получать меньше, чем отдаешь в отношениях. Что выгоднее быть любимым, чем любить самому. Однако как утверждает психология любви, для по-настоящему влюбленного человека отдавать в отношениях так же приятно, как и брать. Если вы испытываете что-то другое, возможно, вы не более чем увлечены.

И наконец, любовь всегда порождает чувство ответственности. Ответственности за судьбу человека, с которым мы связываем свою жизнь, ответственности за сохранение добрых и искренних чувств друг к другу. Любовь невозможна без уважения к чувствам любимого человека, его достоинству. При принятии решений, затрагивающих интересы возлюбленного, его мнение обязательно учитывается и является решающим.

Аналитическая психология о любви и отношениях

Немецкий психоаналитик Эрих Фромм вывел следующие умозаключения о Существуют два различных чувства, которые именуют любовью в психологии, но приводят к противоположным результатам:

  1. Любовь по принципу бытия - плодотворное чувство, подразумевающее интерес, заботу, наслаждение. Оно может быть направлено как на человека, так и на неодушевленный предмет - цветок, произведение искусства, идею. Такая любовь духовно обогащает, наполняет энергией, усиливает ощущение полноты жизни. Порождает стремление к деятельности, которая подразумевает заботу об объекте любви.
  2. Любовь по принципу обладания - это деструктивное чувство. Проявляется в разрушительной страсти, которая не обогащает жизнь объекта симпатии, а подавляет, душит ее.

Психоаналитик утверждал, что психологически незрелым личностям, невротикам свойственна такая же незрелая, невротическая любовь по принципу обладания. Первый шаг, который нужно сделать на пути построения счастливой личной жизни - осознать, что любовь - это не просто чувство, яркая эмоция. Это такое же искусство, как умение играть на музыкальном инструменте, строить здания, проводить хирургические операции. И чтобы добиться успеха на любовном фронте, искусству создавать и поддерживать отношения нужно так же упорно обучаться, как и любому другому делу.

Чтобы построить счастливые отношения, человеку нужно выйти на новый уровень сознания. Проанализировать свои чувства и переживания в отношении объекта страсти, выявить собственнические мотивы, скрытые глубоко в подсознании. В этом помогут психологические сеансы с применением техник гипноза у психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича.

Психология любви - это должен знать каждый

В нашей культуре бытует множество мифов, порожденных людьми, которые потерпели фиаско на любовном фронте. Это те самые незрелые личностями, о которых говорил Эрих Фромм. Неверные выводы, которые они сделали на основании своего жизненного опыта, мешают им обрести счастье в любовных отношениях. Развенчаем основные из них.

  1. «Романтические чувства требуются только для обоснования потребности в продолжении рода, сексуального желания». С помощью такой позиции человек защищает свое уязвленное эго. Любовная неудача постигла его не из-за того, что его личность оказалась недостаточно привлекательной. Лучше сделать вид, что любви просто не существует. Что это не более, чем половой инстинкт.
  2. «Без любви нельзя никак». На самом деле роль мужа или жены можно искусно выполнять даже без влюбленности в партнера. Это социальная роль. Эмоциональная любовь - уровень межличностных отношений.
  3. «Любовь полностью зависит от любимого человека». На самом деле состояние любви живет внутри вас. А другой человек его просто включает. Мы влюбляемся не в самого человека, а в одну из граней его личности, которая совпала с нашей психологической проекцией. Например, женщина испытывает стремление к интеллектуальному развитию, расширению кругозора. Это желание может реализоваться во влюбленности в профессора университета, человека из более высокого культурного сословия, иностранца. Другие личностные качества мужчины для нее будут не так уж важны. И если любимый перестанет удовлетворять ее тягу к получению новых знаний, то чувство сильного влечения к нему исчезнет.
  4. «Любая любовь обречена на гибель». Такой миф порожден теми, кто не берет в расчет эволюцию чувств. Проблема в том, что люди часто ошибочно принимают за любовь то, что ею не является - первичный всплеск чувств, так называемую любовь-манию, построенную на эндорфиновом кайфе. является таким же наркотиком, как шприц. В присутствии избранника начинает резко выделяться эндорфиновая группа, вы испытываете подъем сил. В его отсутствие вы испытываете ломку, стремитесь как можно быстрее увидеться с объектом своей страсти. Такое состояние может продлиться от полугода до четырех лет. То есть обречена на умирание не любовь, а только страсть. Первоначальная влюбленность должна перейти в новое качество.
  5. «Любовь может быть только к одному человеку. И если что-то не сложилось в отношениях, то все надежды на личное счастье можно похоронить». Настоящая любовь может быть одна на всю жизнь, но это не значит, что отношения, полные нежности и страсти, можно построить только с одним конкретным партнером. Так называемой второй половинки просто не существует. Скорее, в течение жизни можно встретить много таких «половинок» - подходящих партнеров по темпераменту и складу ума. А здоровый, духовно развитый человек, не невротик, способен установить хорошие отношения практически с кем угодно.

Что такое любовь: психология отношений

Если бы в вашей жизни не было никаких отношений, других людей, вы бы не могли фокусироваться на своем внутреннем мире. Говоря иначе, без отношений невозможно ощутить свою личность, индивидуальность.

Психологи не устают напоминать: в каждых ваших новых отношениях вы в первую очередь выстраиваете заново отношения с одним и тем же человеком - самим собой. Ваш партнер - всего лишь индикатор эволюции вашей личности. Если вы счастливы, то отношения с другими будут только усиливать эти ощущения. Однако в мире не существует человека, который бы мог компенсировать у вас отсутствие внутренней гармонии.

Ваша радость не должна зависеть от других людей и их отношения к вам. Только умение опираться на собственные ресурсы помогает сохранить состояние внутреннего счастья и теплые чувства к любимому человеку на долгие годы. Стремление к симбиотическому единству в отношениях помогает преодолеть чувство одиночества и собственной неполноценности лишь ненадолго. Как только тесная связь с любимым человеком оказывается по каким-то причинам под угрозой, у зависимого партнера возникнет состояние сильного страха, ужаса. Именно поэтому любовь ошибочно называют источником страданий. Стремление к симбиотическому единству проявляется в склонности терпеть любые отношения, какими бы плохими они ни были.

Психология: как понять любишь или нет?

В начале отношений, когда кипит страсть, трудно разобраться, насколько глубоки наши чувства к партнеру. Как правило, понять, что все было не более чем влюбленность, можно только когда начинаются трудности.

Чтобы убедиться, что ваши чувства настоящие, нужно представить себя вместе с любимым в трудной ситуации и проанализировать возникающие эмоции. утверждает, что если вы не готовы остаться с человеком, если у него обнаружится серьезное заболевание, то значит, вы его не любите.

Часто истинную ценность вещей мы осознаем, только когда безвозвратно их теряем. Еще одна действенная методика - представить, будто бы ваш избранник умер или вы никогда не встречались. Насколько дискомфортны вам подобные мысли? Можете представить свою жизнь без возлюбленного?

Психология любви и отношений - как понять, что тебя любят?

Чувства не всегда выражаются на словах. Мужчина может быть застенчивым или не спешить открывать свои чувства, опасаясь спугнуть вас чрезмерно высокой скоростью сближения. С другой стороны, некоторые представители сильной половины человечества могут красиво говорить о привязанности, на самом деле ее не испытывая. Чтобы разобраться в истинном положении вещей, обратите внимание на следующие поступки и действия мужчины.

  1. Влюбленному человеку трудно поддерживать зрительный контакт. Но при этом он часто поглядывает на объект симпатии.
  2. Влюбленный мужчина старается демонстрировать нравящейся женщине свои лучшие стороны, начинает тщательней следить за внешностью.
  3. старается все свое свободное время проводить с вами.
  4. Мужчину интересует о вас абсолютно все. Ваши хобби, мечты, предпочтения.
  5. Делая комплименты, мужчина будет восхищаться не только вашей внешностью, но и чертами характера.
  6. Он легко соглашается на ваши просьбы и всегда готов помочь в решении проблем.
  7. Важным показателем серьезности чувств является то, что вы фигурируете в его планах на будущее.

Попробуйте спросить близких друзей или родственников, что они думают о чувствах вашего избранника. Собственные эмоции нередко застилают глаза. А близкие, искренне желающие вам счастья, смогут объективно оценить, насколько мужчина предан вам.

Психология мужчин в любви: особенности и секреты его отношений

Если вы не нашли признаков влюбленности в своем избраннике, не стоит расстраиваться. Психология любви и отношений даст подсказку, как завоевать сердце любимого. В подсознании каждого мужчины живет 4 женских архетипа.

  • Ева - хранительница домашнего очага, мать, уютная земная женщина;
  • Елена - архетип идеальной любовницы, способной очаровать своей эротичностью;
  • Мария - соратница, боевая подруга;
  • София - мудрый советчик, идейный вдохновитель.

Слово «любовь» знакомо каждому из нас. Даже маленькие дети используют его в своем обиходе довольно часто. Однако оказывается, что то чувство, которое скрывается за этим словом, понимают далеко не все.

Любовь, что это за чувство, и как оно влияет на нашу жизнь, можно рассматривать как с точки зрения науки, так и с точки зрения абсолютного понятия, принятого человечеством. Однако многие люди и вовсе никогда не задумывались о значении этого слова. Что за чувство такое любовь и каковы же истинные его мотивы, знают лишь единицы, более того, даже им сложно описать обычными словами.

У самых истоков

Для того чтобы понять такое прекрасное чувство, как любовь, следует в первую очередь обратиться к религии. Ведь, как известно, любое общество держится именно на вере, и на самом деле, практически неважно то, во что они верят. В Библии говорится о том, что чувство, которое способно долго терпеть, не гордиться, не мыслить зла, все покрывать и всему верить, называют «любовь». Как правило, это чувство возникает к людям, близким по родству или духовно. В Святом Писании также указывается на то, что такие взаимоотношения исключают всякую выгоду. Получается, что, с точки зрения религии, это некая добродетель, исключающая возможность использовать. Скорее всего, большинство истинно верующих людей согласны с этим определением и стараются следовать ему. Но так ли легко любить открыто и бескорыстно в наше время?

Современные нравы

Конечно, возможно, некоторые люди живут по правилу «Если ударили в левую щеку, необходимо подставить правую», однако с каждым днем таких становится все меньше и меньше. Из этого следует, что современный мир не связывает самопожертвование с влечением. А ведь и вправду, что это за чувство такое любовь, что необходимо унижаться и ощущать себя обиженным?

Скорее даже наоборот, прекрасное слово, которое характеризует чувство привязанности к другому человеку, вызывает ощущение тепла и легкости в сердце. Современная любовь - это чувство привязанности, комфорта, желания сделать человеку приятное. Наверное, эталонной любовью можно смело назвать материнскую. Многие ученые считают, что этот вид влечения самый сильный на свете.

Такая разная любовь

Любовь, что это за чувство, а также ее разновидности изучал один канадский социолог Джон Алан Ли. Он выделил несколько типов отношений между мужчинами и женщинами, а именно:

  1. Эротическая любовь. Из названия становится ясно, что такое чувство основывается на партнёров друг к другу. Чаще всего такой вид проявляется вспышками и не может продолжаться долго. Однако известны случаи, когда эротическое влечение длилось годами.
  2. Игра. Это второй вид, который характеризуется наигранностью чувств. Отношения такой семейной пары больше похожи на увлекательную игру, чем на любовь.
  3. Постепенность. Скорее всего, это один из более прочных видов, поскольку основывается на таком чувстве, как дружба. Долгая дружба перерастает в привязанность и возникает влечение, которое способно длиться годами. Но и здесь есть подвох - слишком мало страсти.
  4. Любовь-мания. Людьми управляет чувство страсти, они не замечают ничего вокруг, кроме объекта, на которого направлено это чувство. Как правило, что это такое «любовь» и чем она отличается от простой страсти, человек не осознает, мания быстро проходит и отношения рушатся.
  5. Прагматические чувства. В таких отношениях партнер четко знает, что он ищет. Он точно знает, какими качествами должна обладать вторая половинка. Прагматическое влечение может длиться долгие годы.
  6. Любовь-идеал. Это долгие отношения, которые основываются на доверии, бескорыстии, терпимости. Это те идеальные чувства, которые ищут многие.

Великие люди «о любви»

Поскольку о влечении людей можно рассуждать бесконечно, больше всего это чувство было изучено в области философии и литературы. Кому, как не философам и поэтам изучать, что это такое любовь. Данте Алигьери в своих произведениях описывал это чувство как некую силу, которая способна приводить в движение солнце и светила.

Платон в свою очередь изучал любовь с точки зрения эстетического восприятия. Он толковал ее, как влюбленность в прекрасное тело. Из этого учения возникло понятие платонической любви. Это чувство, основанное исключительно на духовности, которое лишено всякой физической чувственности.

Любовь, что это за чувство, и как его распознать, пытался понять и Альбер Камю. Однажды он сказал, что все люди подвержены приступам отчаяния. Он связывал эти состояния с отсутствием одной большой любви. Всю жизнь Камю был в поисках истины. Его филосовские рассуждения рассматривают любовь с точки зрения истинного счастья. Он считал, что любовь не должна приносить человеку ничего кроме счастья.

Ревность и любовь

Как говорил Франсуа де Ларошфуко, в ревности больше любви к себе, чем к другому. И, по сути, эти слова не лишены смысла. В современном обществе принято считать, что ревность так или иначе ассоциируется с понятием любви. Но так ли это на самом деле? Ведь, в первую очередь, любовь - это доверие к партнеру, отсутствие сомнений в нем. А ревность - это абсолютно противоположное чувство, которое говорит о том, что человек не доверяет своему партнеру. Понятие ревности в любовных отношениях можно рассматривать только с точки зрения собственности. Каждый человек, который любит, хотел бы, чтобы все внимание его половинки было обращено только к нему.

Любовь с точки зрения Эриха Фромма

В такой науке, как психология, любовь рассматривается немного с другого ракурса. К примеру, Э. Фромм изучал, что такое любовь, что это за чувство, и как оно влияет на жизнь человека с точки зрения черты характера. То есть он способен любить всех, либо никого. Иными словами, он считал, что это чувство может быть чертой характера определенного индивида и задавать отношение к миру в целом.

То есть любовь не может быть представлена как чувство к одному человеку - если так происходит, то это, скорее всего, лишь эгоизм. Любовь - это свет, по словам Фромма, она обогревает всех вокруг.

Теория Стернберга

Данная теория рассматривает любовь в трех компонентах - решимость, страсть и интимность. Стренберг считал, что без этих составляющих чувство не может существовать. На что похожа любовь, если в ней нет страсти или же решимости? Человек, который поистине влюблен в другого, обязательно решим в своих намерениях, он пылает страстью и чувствует перед собой определенные обязанности. Кроме того, важной составляющей любви является ее объект. К примеру, объектом любви матери является ее чадо. Она лелеет его, воспитывает, любит, несмотря ни на что, но некоторые обстоятельства могут привести к снижению чувства любви. Говорят, что любовь все прощает, но на деле оказывается, что даже это чувство имеет определенные пределы и может прекратиться.

Что такое любовь, своими словами

Конечно, учитывая то, что это чувство имеет огромное количество граней, каждый способен ощущать его по-своему. Кто-то утверждает, что, когда человек влюблен, у него чаще сокращается сердце, кто-то ощущает в области диафрагмы легкость либо же наоборот спазм. Но ведь эти ощущения не преследуют людей долгое время, а, скорее всего, возникают лишь в пиковый момент развития ситуации.

Очень сложно объяснить, что такое любовь, своими словами тем, кто не испытывал никогда это чувство. А тем же, кто испытывал, не всегда удается понять: на самом ли деле это была любовь.

Любовь и близость

Многие философы и психологи годами спорят о том, обязательна ли близость в любовных отношениях. Конечно, все знают о существовании платонической любви, и это доказывает тот факт, что такие отношения возможны. Но с другой стороны, некоторые ученые считают, что - всего лишь миф и самообман. Как известно, когда человек влюблен, желание близости возникает у него бесконтрольно.

К сожалению, в наше время близость между двумя людьми совсем не означает, что между ними есть чувство любви. Многие же и вовсе путают половые отношения с этим прекрасным чувством. Однако, изучая понятие «любовь» в психологии, что это такое и как она возникает, мы еще раз убеждаемся в том, что, прежде всего, любовь - это духовная близость. Людей должно тянуть друг к другу не только физически, но и морально. Им должно быть интересно вместе, у них должны быть общие цели и, конечно же, прекрасный секс - только в этом случае между ними возникает любовь.