Русские народные праздники и обряды. Летние народные праздники в России. Фольклорные праздники



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Народные праздники и их значимость

Само слово «праздник» произошло от древнеславянского «праздь», то есть «безделье, ничегонеделанье, отдых».

На первый взгляд, праздничные дни не приносят особенной пользы, кроме хорошего, веселого отдыха, однако, значение их преуменьшать не следует.

Каждая праздничная дата имеет свой смысл, несет свое предназначение, и календарь праздников, будто бы, соединяет прошлое и настоящее . Именно в праздники особенно ярко выделяются традиции, вырисовываются обычаи, именно удается отразить всю красоту и вековую мудрость своих предков, силу, характер, талантливое творческое начало, уважение и преклонение перед верованиями и достижениями дедов, почитание природы и ее явлениям.

К праздникам готовились заранее. Задолго до наступления красной даты шили нарядные одежды, украшали их, затем, готовили и учили молодых девушек готовить праздничные блюда . Кстати, к каждому празднику необходимо было свое, праздничное кушанье. Иные блюда готовились не один день .

Для праздничных гуляний сочиняли песни, придумывались танцы. Девушки и молодые люди должны были не только в труде показывать свое мастерство, но и в танце, в песни. Люди общались, веселились, передавая из уст в уста напевки, игры, приговоры, небольшие сценки, хороводы, образуя тем самым мощный пласт народной культуры.

Многие праздники и сейчас прекрасно помнят и отмечают. Одним из таких праздников является Масленица.

Масленица

Этот праздник знаменовал собой окончание зимы и начало весны . Называется он так не случайно. Празднуется Масленица в самую последнюю неделю перед Великим постом. В это время уже нельзя было есть мясное, но вот на молочные продукты запрета еще не было. Поэтому основным праздничным блюдом были блины, которые обильно поливались маслом .

Точного календарного дня это праздник не имеет, он высчитывается от Пасхи. Вся неделя была праздничной и каждый день имел свое название. В понедельник отмечали встречу, во вторник устраивали заигрыш, среда считалась лакомкой, четверг — разгулом, пятницу называли тещиными вечёрками, а в субботу – золовкины посиделки, воскресенье был прощенным днем, или проводами .

Еще перед Масленицей, в воскресенье, отец девушки, которую отдали в жены, приезжал к новой родне с угощениями и звал молодых к себе в гости . В масленичную пятницу, обычно, молодые приезжали. К этому времени теща готовила самые вкусные блюда и угощения. Конечно же, на почетном месте были блины. Встреча проходила тепло, радостно, по семейному, до глубокого вечера. Мужчины говорили о своем, а мать с дочерью обсуждали свое житье – бытье. Отсюда и название — тещины вечёрки. В субботу родню встречала золовка.

В эти дни молодой муж должен был катать молодую жену с ледяных горок. Катание сопровождалось весельем, смехом, поцелуями. Проводились кулачные бои, катания на тройках .

Самым ярким событием Масленицы было сжигание чучела. Чучело делали заранее из соломы, скидывались на наряд, потом носили соломенную куклу по деревне, и после этого уносили в поле, где и сжигали под приговорки « Масленица прощай, на тот год опять приезжай».

В воскресенье просили прощение у всех живых и даже мертвых. После этого нужно было обязательно сходить в баню, чтобы очищенными заступить на Великий пост.

Вербная неделя

Это шестая неделя Великого поста. После Вербного воскресенья начинается Страстная неделя.

За 5 дней до своей смерти Христос вошел в Иерусалим, и жители встретили его, выстилая ему дорогу ветвями финиковой пальмы, как знак наивысшего почитания . Народ принял Иисуса за самого великого царя. Вход Христа в Иерусалим и знаменует эта неделя. На Руси же пальм не было, поэтому ее заменили веточкой вербы . Отсюда и название — Вербная неделя.

Это празднество отмечается тихо, без особенного веселья и гулянья, ведь Великий пост еще не закончен. Обычно, в эти дни пекли печенья или хлебцы и ставили дома веточки вербы .

Считалось, что если съесть несколько вербных сережек, то можно защититься от хворей . Если женщина не могли родить, ей тоже давали есть сережки освященной вербы.

В этот день нужно было хлопать веточкой вербы каждого, чтобы прибавить здоровья.

Это самая последняя неделя перед Пасхой, когда вспоминаются все мучения погребенного Христа . С понедельника по среду идет литургия, а уже с четверга начинают готовиться к Пасхе и наступают самые скорбные дни поминания.

Считалось, что в Страстной четверг разверзается небо и на землю спускаются наши предки, чтобы пробыть на земле до Троицы .

Самый яркий обычай Страстного четверга – очищение. Люди не только мылись в бане, но и ныряли в прорубь, для того, чтобы омыться от болезней, недугов и дурного глаза. Сбрасывали и сжигали старую одежду, чтобы и хвори сгорали вместе с ней.

В Страстную пятницу отмечался день скорби из-за гибели Христа . Этот день накладывал на поведение человека особенные запреты. Были запрещены игры, хороводы, даже говорить в такой день надо было меньше. Детям не позволялось играть, шуметь, бегать и кричать. Запрет распространялся даже на скот – с коров и овец снимали колокольчики, а птицу закрывали в сарай, чтобы не шумела. Можно было скорбеть, плакать.

С четверга по субботу смолкали колокола на церквях.

Пасха означает воскрешение Иисуса Христа . Это самый древний и Великий праздник. Ей заканчивается Великий пост — в воскресенье. Каждый год эта дата исчисляется по лунно-солнечному календарю и точного числа не имеет.

Еще ночью начинается самое торжественное богослужение, а потом всю неделю отмечается самый светлый праздник .

На столах в эти дни самые богатые яства и угощения. Здесь и мясные блюда, и рыба, и вино, и сладости. Хозяйки пекут сладкие куличи, из творога делают специальное блюдо, которое готовится лишь один раз в год. Особенное место всегда занимали крашеные яйца, которые являлись символом жизни и солнца.

В эти дни принято ходить в гости и принимать гостей у себя. При этом, обязательным приветствием должно быть христосование, то есть, троекратное целование с приговором «Христос воскрес» «Воистину воскрес».

В этот день можно было просить у Бога все, что сильно хочется, считалось, что такие просьбы непременно исполнятся.

На улицах устраивались гулянья, игры с катанием яиц, водили хороводы, ставили карусели, пели и плясали .

Троица

Троица — праздник, который посвящен Пресвятой Троице , то есть, Богу — Отцу (он ни от не рожден и ни от кого не исходит), Богу — Сыну (рожден от Бога- Отца)и Богу Святому Духу (он исходит от Бога- Отца) . Эта Троица творит мир, освещает его и ведет.

Праздник символизирует то, что людям не сразу открываются все таинства бытия. Так Бог послал им сначала Сына, а затем Святой Дух. И сам праздник означает восхваление Бога во всех трех его ипостасях.

В этот день хозяйки украшают дом зеленью, готовят праздничное угощение, а вечером отправляются на гулянья. Молодежь развлекается играми, песнями, хороводами.

Иван Купала

Этот праздник приурочен к рождеству Иоана Крестителя (еще одно его имя- Купала), и отмечается 7 июля .

Именно в этот день принято было купаться, прыгать через костер и собирать целебные травы.

Спасть в эту ночь не ложились, потому что, считалось, что именно в эту ночь нечисть — водяные, русалки, кикиморы, лешие- наиболее сильны и опасны . Их разгоняли большими кострами, через которые прыгали, изгоняя из себя все нечистое, а затем купались, ведь вода принимала в это время магическое действие. В эту ночь молодежь выбирала себе пару. Плелись венки, а потом, венок возлагался на голову любимого . Пара бралась за руки и уже вместе прыгали через костер. Считалось, что если руки не разомкнуться, быть свадьбе. Смотрели — чья пара выше прыгнет, та и жить будет счастливее. Всю ночь проводилось веселье, водились хороводы, пелись песни.

На рассвете умывались росой .

Отмечается 1(14) августа . Название «спас» происходит от сокращенного «спаситель». Медовый спас означает начало сбора меда.

В этот день освещали мед и соты. Хозяйки пекли пряники медовые, медовики, готовили квас с медом .

Все это надо было не только осветить, но и угостить бедных и больных. Люди, имеющие пасеку и не угостившие своим медом других, считались непорядочными.

Этот праздник означает преображение природы, наступление осени, отмечается 6 (9) августа . До этого дня яблоки есть не разрешалось, а вот в Яблочный спас, напротив, готовились яблочные блюда – пекли пироги с яблоками, кисели, варенье. В этот день угощали яблоками сирот, неимущих, всех своих близких, и лишь потом ели сами. Многие люди несли яблоки в церковь и на кладбище.


Фольклорные праздники — это сама жизнь народа. Фольклор (в переводе с английского — народная мудрость, народное знание) — народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая — все это праздновалось. Песня, припевка, наигрыш, танец — непременные участники коллективных гуляний и хороводов, многих обрядов и обычаев . Но в круговерти шумных потех и народных гуляний не забывают и о тех, кто положил начало семейному роду. Отдать дань предкам, заручившись их поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника

Предлагаем вам сценарии различных народных праздников:

  1. Старины обычай древний : Сценарии праздников, массового гуляния, посиделок русского народного и православного календаря // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 16. — С. 2-91.
  2. Старины обычай древний — 2 : Сценарии праздников, массового гуляния, посиделок русского народного и православного календаря // Сценарий и репертуар, 2006, вып. 6. — С. 2-96.
  3. Голдобина Т. Родная старина : Сценарий фолклорного праздника-выставки // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. — С. 5-15.
  4. В гостях у старины глубокой : Сценарии и программы театрализованных праздников, викторины, приговорки // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 12. — С. 3-92.
  5. К истокам народных традиций : Сценарии и программы, построенные на обычаях, обрядах, празднествах // Сценарий и репертуар, 2003, вып. 5. — С. 2-86.
  6. Лучникова Г. Будет весело нам на Рождество! Сценарий народного гуляния // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 10. — С. 58-70
  7. Белогрудова А. Рождество дома : Праздник для детей младшего возраста // Клуб, 2003. — N 12. — С. 30-31.
  8. Гребенькова Т. Будет нам весело на Рождество : Сценарий рождественского праздника // Клуб, 2006. — N 11. — С. 24-25
  9. С Рождеством Христовым! Сценарий театрализованного представления // Клуб, 2005. — N 12. — С. 26-29.
  10. Сахарова М. Январь. Зимние святки // Клуб, 2007. — N 1. — С. 36-37.
  11. Кучукбаева И. Зиновий-синичник: театрализованное игровое представление для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. — С. 35-41.
  12. Сахарова М. Сороки — праздник равноденствия // Клуб, 2006. — N 4. — С. 24-25.
  13. Нетбайло Ю. Играй и пой, русская душа! Театрализованный концерт // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 23. — С. 6-15.
  14. Гаврилова Т. Воскресенье — праздный день (В пасхальный день в парке) : Сценарий // Клуб, 2006. — N 4. — С. 26-27
  15. Сахарова М. Егорий. Землю отмыкает, зелену траву выгоняет // Клуб, 2006. — N 5. — С. 28-29.
  16. Сахарова М. Зеленые святки // Клуб, 2006. — N 6. — С. 36-37.
  17. Перьков А. Сценарий праздника Купалы (без Ивана), который отмечается после летнего солнцеворота с 23 на 24 июня // Клуб, 2005. — N 6. — С. 25-327
  18. Сахарова М. Июль — макушка лета // Клуб, 2006. — N 7. — С. 38-39.
  19. Сахарова М. Август. Спасовки // Клуб, 2006. — N 8. — С. 36-37.
  20. Сахарова М. Сентябрь. Осенины // Клуб, 2006. — N 9. — С. 30-31.
  21. Панфилов В. Осенины : Сценарий народного праздника Рождества Пресвятой Богородицы // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 22. — С. 53-73.
  22. Белова М. Мати Господа Всевышнего : Сценарий вечера, посвященного Рождеству Богородицы // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 22. — С. 74-84.
  23. Встреча Боярыни Масленицы Широкой : Сценарии народных праздников и театрализованных представлений, игровых программ // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 24. — С. 2-96.
  24. Масленица — лакомка : Праздничная программа // Клуб, 2006. — N 2. — С. 32-34
  25. Семенова Т. Масленица к нам идет! Сценарий игровой программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. — С. 30-34.
  26. Как на маслену неделю теща зятя любила : Игровая программа // Клуб, 2007. — N 2. — С. 24-25
  27. Сахарова М. Декабрь. Солнцеворот // Клуб, 2006. — N 12. — С. 34-35.
  28. Суханова Л. Семык — праздник радости: Обычаи и обряды // Клуб, 2003. — N 10. — С. 30-31.
  29. Сколь годов, сколь веков… : Программы и сценарии праздников, посвященные предметам быта // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 17. — С. 2-90.
  30. Кондратьева Е. С пылу с жару : Праздник-игра, посвященный русской каше // Клуб, 2003. — N 9. — С. 32-33.
  31. Нечаева И. Хлебная викторина // Клуб, 2005. — N 11. — С. 25-26.
  32. Яковлева Н. Возьму полотенце льняное : Театрализованное представление // Клуб, 2006. — N 5. — С. 21-22.

Введение

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.

Стандартизация в системе образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Такого стандарта в России ещё не было. И с каждым годом он всё шире и шире открывает для себя двери в Российскую образовательную систему. А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

ФГОС ДО это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья). Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды: Обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание детей, так же высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества.

Культурно образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача ориентировать проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» на решение главной проблемы современного общества утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло? Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни малышей». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения всех детей нашего дошкольного учреждения.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщение детей к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  6. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  8. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.

Ожидаемые результаты:

  • устойчивый интерес к культуре русского народа;
  • знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –

прикладного искусства;

  • создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Аннотация проекта

Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» представляет внутренний нормативный документ и является немаловажным для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду «Ромашка». Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

  • Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;
  • Анализ деятельности.

Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Постановка проблемы

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, фольклорный материал книги методические рекомендации и программу Э.Г.Чуриловой, авторскую технологию А.И.Бурениной, я рассчитываю, на положительную динамику решения проблемы в ходе реализации проекта.

План мероприятий

Этап Мероприятия Сроки Ответственный
Организационно-подготовительный Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Наблюдения

Май-сентябрь Музыкальный руководитель,

воспитатели

Основной Октябрь Музыкальный руководитель
Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста» Ноябрь Музыкальный руководитель
Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей» Декабрь Музыкальный руководитель
«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия» Февраль Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором» Март Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в Апрель Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Культурно - досуговое мероприятие «Ярмарка» Май Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Рефлексивно-диагностический Анкетирование воспитателей

Анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей

Наблюдения

Май Музыкальный руководитель,

воспитатели

План мероприятий с детьми

Название

мероприятия

Форма проведения Предварительная работа Материал Направление
Осеница – царица Праздник Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. Костюмы, музыкальные инструменты
Рождественские Посиделки Музыкальная

гостиная

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. Иллюстрации с изображением

ряженных

Колядки Развлечение Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.

Организация и проведение русских народных игр и забав.

Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Эх, да Масленица! Русские гулянья Разучивание рождественских колядок, русских народных игр Костюмы

ряженных,

шумовые музыкальные

инструменты

Физическое развитие
Вербное воскресение Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. Веточки

вербы, народные

Художественно-эстетическое развитие
Пасха Праздник Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. Костюмы,

музыкальные

инструменты макет горки,

пасхальные яйца,

Социально-личностное развитие
Троица все зеленью покроется Праздник Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. Демонстрац.

материал

Познавательно-речевое развитие

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс:

  • согласование проекта с администрацией детского сада;
  • утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.

2. Материально – технический ресурс

  • приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группах детского сада.

3. Информационный ресурс:

  • подбор методической и познавательной литературы по теме;
  • сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
  • Система работы по формированию культуры здорового образа жизни «Наша традиция - быть здоровыми!"» (Карепова Т.Г., Жуковин И.Ю.).
  • Программа «Школа этнической социализации» (Л.В.Суровяк, Новосибирск, 2004г.).
  • Фольклорная арт-терапия (Л.Д.Назарова, С-Петербург, 2002г.).
  • Авторские разработки педагогов и методиста МДОУ «Ромашка» Рая О. Н. О.Н., Рудаковой Л.Г. , Токмаковой О. Е.

Финансовое:

Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований МБДОУ «Ромашка» (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами волонтерской деятельности педагогов ДОУ, и родителей воспитанников ДОУ (сбор экспонатов для музея, изготовление наглядных и дидактических пособий и др.).

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.

Кадровое:

Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники ДОУ:

  • старший воспитатель, педагог-психолог Скрипочка В.Е.;
  • воспитатели высшей квалификационной категории Рая О.Н. Рудакова Л. Г.

В результате реализации проекта:

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
  • у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности;
  • воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Риски и пути преодоления рисков

Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.

Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:

  • содержание ряда занятий не в полной мере выстроены с учетом возрастных

особенностей детей дошкольного возраста;

  • в содержании одного занятия включено два и более произведения, что

тяжело для восприятия детей;

  • музыкальному руководителю приходится готовиться к каждому занятию основательно его перерабатывать и вносить изменения;
  • не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.

Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.

Взаимодействие со специалистами и родителями:

Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает

  • информирование родителей о целях, задачах и результатах проектной деятельности;
  • проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления

достигнутых результатов с прогнозируемыми.

Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.

Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:

  • объединил усилия педагогов и родителей;
  • создал атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности.

С целью ознакомления родителей с проектной деятельностью используются активные формы работы. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей осуществляются на занятиях: «Школы для родителей». Для родителей выпускаем информационные стенды: «Народный праздник в жизни ребёнка», «В кругу семьи», «Православные праздники».

Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду Работа детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.

Необходимые условия реализации программы:

Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Список используемой литературы

  1. Боронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  3. Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение, 1985 - 160c., нот.
  4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  5. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
  6. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
  7. Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  8. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.
  9. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.
  10. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.
  11. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.
  12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  13. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!

В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.

У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Сороки, Жаворонки, Грачиная каша. Народные праздники птиц
  • Спас. Яблочный, медовый, ореховый спасы. Материалы к праздникам
  • Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Показаны публикации 1-10 из 2038 .
Все разделы | Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 ГОРОДА СЛАВЯНСКА- НА -КУБАНИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН Тема проекта :«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными играми , праздниками »...

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена в ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Народные праздники птиц «Сороки. Жаворонки»

Публикация «Народные праздники птиц «Сороки....»
Описание праздника: На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Это один из весенних праздников, который был посвящен встрече Дня весеннего равноденствия, которое было чуть ли не главным событием в жизни наших предков-славян. На Руси существовала вера в...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Сегодня, 22 марта все православные отмечают праздник Сороки, (Жаворонки)- День памяти Сорока мучеников севастийских. Название дня происходит от Сорока Севастийских мучеников. Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью...

«По обычаям народным». Развлечение на прогулке для старших дошкольников Цель: пробудить в ребятах интерес к русской истории, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом, дать представление о народном толковании прихода весны. Задача: познакомить с основными приметами прихода весны, объяснить понятия «день весеннего...

Фольклорно - спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа) Фольклорно - спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа. 14 ноября по народному календарю Кузьма – Демьян – покровители ремёсел, главным образом кузнечного мастерства и женского рукоделия. Задачи. 1. Продолжать знакомить детей с народным творчеством. 2....

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Досуг «Масленка» для малышей с использованием малых фольклорных форм

Атрибутика. Блины на блюде, разрезанные на маленькие порции, шумовые инструменты, карусель. Дети заходят в зал под песню «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» Ведущий. Ребятки, мы к хозяйке в дом пришли, давайте поздороваемся с ней. Дети. Здравствуйте! Хозяюшка. Здравствуйте, ребятишки! Я...

«Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…»

М.П. Мусоргский

Наш детский сад в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставит перед собой цель – знакомство с музыкальным фольклором. Достижение этой цели осуществляем как на музыкальных, так и на других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми и их родителями.

Главной задачей музыкального воспитания является возрождение к народному искусству, к народным традициям и обычаям. А так же любовь к родному краю, Родине, народу.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Значение культуры нашего народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию, могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни прошлого – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Так уже стало традицией проведение «Калядок», «Масленицы», «Троицы – девичий праздник», «Пасхальные перезвоны», «Посиделки» и др. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются чётким ритмом.

Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным и доступным, а общение дошкольника с окружающими более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально-насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринуждённой и весёлой форме.

Ожидание праздника и подготовка к нему являются составной частью годового ритма и образом движения в будущее. Жизнь ребёнка наполняется радостью и смыслом. Он испытывает уверенность в завтрашнем дне. Процесс подготовки даёт возможность включить в педагогический процесс разные виды детской деятельности. Планирование совместной работы педагогов, детей и родителей происходит на родительских встречах, также совместно воспитателей и специалистов следующим образом:

– информация о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональная отзывчивость;
– обсуждение и изготовление подарков для детей;
– разучивание песен и хороводов;
– установление сроков мероприятий, выбор ответственных, дополнительная информация.

Активное участие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику включает в себя: традиционные игры и хороводы, украшение зала, подготовка подарков.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создаётся общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.

Этапы проведения праздника

Можно выделить четыре этапа в проведении праздника, которые имеют духовную и эмоциональную окраску.

1. Создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности: украшение зала, подготовка праздничного стола, выступление в спектакле или небольшой роли на празднике, изготовление подарков, поделок, сюрпризов.
2. Совместные игры. Они могут проводиться как в зале, так и на улице, в зависимости от праздника. Игры могут быть в общем кругу при роле педагога, так и небольшие аттракционы, за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмические композиции, которые проигрываются ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.
3. Праздничная трапеза. Трапеза – праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол. Использовать угощение в соответствии с данным временем года и характером праздника.
4. Спектакль-сказка или утренник по специально подготовленному сценарию. Этот элемент праздника, который включает в себя представление детям о народном празднике и связанных с ним обычаях. Показать родителям исполнительские возможности детей, закрепить с детьми народные игры, выразительному исполнению своих ролей.

(Праздничный календарь: Осенины, Рождество и масленица, Пасха, Троица)

Основным принципом воспитания на Руси являлось посильное включение ребёнка во все виды деятельности семьи: через общение, через труд, через празднично-игровые ситуации. Но большинству семей в налаживании подобных отношений необходима помощь. Как её можно оказать? Современное дошкольное воспитание может ненавязчиво ступить в сотрудничестве с родителями через возрождение семейного празднования народных праздников.

В национальных праздниках предстают красота родной природы и любовь к земле, чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство. Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья, жизненным стержнем современного родителя-горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.

Сценарий фольклорного праздника

Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на ней прялка. Дети и родители одеты в русские народные костюмы.

На середину зала выходят Хозяюшка и Хозяин горницы.

Хозяин и Хозяюшка (кричат ): «Красны девицы, да добры молодцы! Приглашаем Вас позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Мы с Вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые».

Хозяин:

Гость на двор – хозяину радость.
Кого почитают – того и величают.
Красному гостю – красное место.
Будьте как дома, присаживайтесь.

(Родители и дети проходят и присаживаются на лавки под народную мелодию)

Хозяюшка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня все вместе собрались на посиделки. Как наши дедушки и бабушки любили песни петь, так и мы споем русскую народную песню. (Исполняют песню « Как у наших у ворот»)

Хозяин: Издавна русский народ славился трудолюбием.

Хозяюшка: Много сложено поговорок и пословиц о труде. А вы, гости дорогие, знаете ли такие пословицы и поговорки?

(Гости называют пословицы: «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Есть терпенье – будет и уменье» и т.п.)

Хозяин:

«Делу время – потехе час».
Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки
Пропоем со всей душой!

(Гости поют частушки)

Хозяюшка: Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод. «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Хороводные движения бывают простыми и сложными. И сегодня мы все вместе будем водить хоровод. (Водят хоровод «А я по лугу»)

Хозяин:

На море – океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под ним стол золоченый,
На столе бык печеный.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай…

Вслушайтесь в слово «сказка». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.

Любит народ своих героев, любит и знает. А мы вам предлагаем сегодня показать одну из сказок. Например, «Теремок».

(Родители и дети распределяют между собой роли, подбирают необходимые атрибуты и инсценируют сказку. В качестве фона используется народная музыка, которая выражает характер каждого сказочного героя. В заключение сказки все герои играют на народных инструментах, выражают радость, настроение).

Хозяин: Народная мудрость гласит: «В тесноте, да не в обиде»

Хозяюшка: Любил русский народ веселые, озорные игры затеять. И, уж какие только игры не придумывали!

(Хозяюшка предлагает встать парами и поиграть в игру «Ручеек»)

Хозяин загадывает загадку:

«Овечка-ярочка соскочила с лавочки,
Соскочила с лавочки, копытца яблочком
Вся мохнатенькая, сама усатенькая.
Днем спит и сказки говорит,
А ночью бродит, на охоту ходит» (Кошка)

А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с вами? Родились загадки давным-давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед подстерегало тогда человека: ударит молния в дерево, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо…
Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый язык. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки.

(Гости загадывают друг другу загадки)

Хозяюшка: «Ну, какой же вечер без игры в кольцо?!» Колечко, колечко, выйди на крылечко» (игра «Колечко»)

Хозяин: «У кого тут хмурый вид, снова музыка звучит»

(Хоровод «На горе то калина», Хозяюшка уходит из горницы)

Хозяин:

Кумушка-кума, где живешь?
Кумушка-кума, что так долго не идешь?

Хозяюшка:

Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай
Уж ты, кумушку встречай!

Хозяин и Хозяюшка (вместе):

Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара

(Хозяин и Хозяюшка приглашают всех гостей к столу)