Рождение ребенка первые дни жизни дома. Активное развитие ребенка в возрасте двух недель. Норма стула и мочеиспускания

Ни для кого не секрет, что душевное спокойствие матери – одна из важнейших составляющих успешного грудного вскармливания . Лишние тревоги новоиспеченной маме ни к чему. Цель этой статьи заранее ознакомить матерей с маленькими неприятностями, ожидающими их в роддоме. Это поможет избежать многих страхов и сомнений, подстерегающих непосвященных мам.

Акт рождения – «нелегкое путешествие на другую планету». Первый шок и адаптация. Общие понятия о переходных состояниях периода новорожденности

При нормально протекающей беременности плод 9 месяцев пребывает в условиях идеальных для его роста и развития. Постоянная температура, стерильная среда, условия пониженной гравитации, бесперебойная подача по сосудам пуповины всех необходимых питательных веществ - все это защищает малыша от внешних стрессов, обеспечивая ему ровную и беззаботную внутриутробную жизнь. И вдруг, как гром с ясного неба – РОДЫ!

При переводе матери с новорожденным в послеродовую палату тесно пеленать ребенка не стоит, это будет ограничивать его движения и он лишится возможности согреться с помощью активных движений. Достаточно одеть его в чистую одежду и свободно завернуть в пеленку или одеяло.

Нужно помнить, что недоношенные дети гораздо хуже удерживают тепло, чем зрелые. Поэтому для их согревания могут понадобиться специальные средства: грелки, столик с подогревом или инкубатор.

Одна из основных проблем ухода за новорожденным заключается в том, что он не только легко переохлаждается, еще хуже он справляется с перегреванием. Неопытной матери довольно сложно прочувствовать это зыбкий баланс. Часто мамы слишком тепло укутывают ребенка, и прямым следствием этого является скачок температуры на 3-4 день жизни новорожденного до 38,0 – 38,5 С. Это состояние называется транзиторной гипертермией. Температура тела быстро нормализуется, если переодеть ребенка соответственно температуре в палате. Если вы неуверенны, не стесняйтесь спрашивать у медицинских сестер, как правильно одеть ребенка в той или иной ситуации. Это поможет избежать многих ошибок, как в роддоме, так и дома.

Идеально для терморегуляции новорожденного, если температура в родзале будет 25-26 С, а в послеродовой палате 22-23 С.

Кожа новорожденного: простая эритема, физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница

Кожа новорожденного не похожа на кожу взрослого человека. Она очень тонкая, нежная, бархатистая, легко травмируется. У некоторых детей кожа с самого начала розовая, чистая, и остается таковой на протяжении всего периода новорожденности. У других появляются различные высыпания, которые в большинстве случаев не носят патологического характера и проходят самостоятельно без всякого лечения, не доставляя ребенку особого беспокойства. К переходным (транзиторным) изменениям кожи новорожденного относятся простая эритема , физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница .

Простая эритема – это ярко-красное окрашивание кожи новорожденного, наступающее в первые минуты жизни (сразу после обтирания пеленкой) и постепенно проходящее на 4-5 сутки. Недоношенные дети остаются красными дольше – несколько недель.

Физиологическое шелушение кожи характерно для переношенных детей. Также может наблюдаться у родившихся в срок детей, у которых простая эритема проявилась особенно ярко. Кожа таких детей сухая, шелушение начинается на 3-4 день, кусочки кожи отделяются крупными пластинками.

Токсическая эритема – пятна красного цвета, различного размера, иногда с белой «головкой» в центре. Появляются на 2 день жизни, редко присутствуют с рождения. Самостоятельно проходят через 2-3 дня. При обильной токсической эритеме и выраженном беспокойстве ребенка неонатологи советуют допаивать ребенка 5% раствором глюкозы и назначают димедрол (сыпь по своему характеру очень похожа на аллергическую, предполагается, что ребенка может беспокоить зуд) .

Потница (милиария ) встречается не только у новорожденных, она будет преследовать ребенка на протяжении 2-3 лет жизни. При перегревании в кожных складках появляется множество микроскопических красных прыщиков, иногда пузырьков (закупориваются потовые железы), шершавых на ощупь – это и есть потница. Участки кожи с потницей надо мыть два раза в день теплой водой с мылом и тщательно просушивать полотенцем. Обычно этих мероприятий достаточно, чтобы справиться с потницей, при условии, что причина, вызвавшая перегрев устранена.

Говоря о коже новорожденного, нельзя не отметить еще одну важную особенность. Чем младше ребенок, тем выше проницаемость его кожи для различных веществ. Об этом нужно вспоминать каждый раз, собираясь нанести на кожу малыша, какие-либо мази или крема. Их компоненты бесконтрольно всасываются в кровь, а оказываемый ими эффект непредсказуем.

Как правило, кожа здорового младенца не нуждается ни в каком дополнительном уходе, кроме чистой воды и мыла. Всевозможные детские крема, масла, присыпки и соли для ванны, в изобилии представленные на рынке, зачастую приносят больше вреда, чем пользы и должны использоваться с большой осторожностью и только после консультации с врачом педиатром.

Желтуха новорожденных: физиологическая и патологическая

Примерно две трети всех новорожденных на 2-3 день жизни начинают желтеть. Желтушность появляется сначала на лице, а затем распространяется на живот и спину, редко желтеют ручки и ножки. Если общее состояние ребенка не нарушено, он активен, хорошо сосет грудь, такая желтуха считается физиологической и не требует лечения. Она исчезает на 7-10 день и связана с незрелостью систем, отвечающих за обмен желтого пигмента билирубина.

Помимо физиологической желтухи встречается и патологическая желтуха, которая чаще всего указывает на наличие у ребенка заболевания.

Патологическая желтуха отличается от физиологической следующими признаками:

  • Заметна с первых суток жизни

  • Впервые проявляется на второй неделе жизни

  • Имеет волнообразное течение (то исчезает, то появляется вновь)

  • Страдает общее состояние ребенка (он вялый, рвет, плохо сосет)

  • Желтуха сочетается с бледностью кожных покровов

  • Увеличение размеров печени

  • Уровень билирубина в крови больше 271 мкмоль/л

У недоношенных мальчиков яички опускаются в мошонку через несколько месяцев после рождения (зависит от степени недоношенности).

Длина полового члена у новорожденных мальчиков 2-3 см. Если длина пениса меньше 1см или больше 5-6 см, мальчику необходима консультация эндокринолога. Головка полового члена прикрыта крайней плотью, насильно открывать головку нельзя, это часто приводит к её инфицированию.

Транзиторные неврологические нарушения

Почти все новорожденные имеют невыраженную неврологическую симптоматику. Это связано с незрелостью у них нервной системы. Кроме этого, головной мозг новорожденного сильно страдает от недостатка кислорода во время родов, поэтому требуется некоторое время для полного восстановления всех его функций. Двигательное развитие

Одним из важнейших показателей двигательного развития ребенка является положение на животе. Охарактеризуем положение на животе ребенка в конце первого месяца жизни. Руки в локтевых суставах согнуты не так сильно, как у новорожденного, а локти уже несколько отодвинуты в стороны от тела. От типичной позы новорожденного остается умеренное сгибание в тазобедренных суставах – ягодицы хотя еще и приподняты, но совсем немного. Ребенок способен не только поворачивать голову в сторону, он может даже поднять ее на несколько секунд, иногда достаточно высоко (рис. 1).

В положении на животе ребенку полезно проводить не менее 40–60 минут в сутки. Выкладывать его на живот следует перед каждым кормлением и сном. Спать на животе детям первого года жизни не рекомендуется из-за повышенного риска задохнуться. В бодрствующем состоянии даже новорожденный ребенок способен рефлекторно повернуть голову в сторону, когда его нос и рот соприкасаются с поверхностью, препятствующей вдоху. Однако не стоит даже здорового ребенка класть на живот таким образом, чтобы его лицо располагалось на подушке, скомканном белье, пушистом ковре.

В случае подозрения на поражение нервной системы у ребенка необходимо убедиться в безопасности его пребывания днем в положении на животе. Проверьте сами, отворачивает ли он голову в сторону, или посоветуйтесь с врачом. Помните, что для грудного ребенка существует опасность задохнуться и во время сна на спине. Известны случаи, когда спящая мать придавливала ребенка своим телом. Именно поэтому маленький ребенок должен всегда спать отдельно от родителей, в своей кроватке. Кроме того, опасность представляют и домашние животные, привычка которых спать возле человека и особенно на его груди представляет для маленького ребенка большую угрозу. Если у вас дома есть кот, кошка или котенок, необходимо исключить вероятность их нахождения в колыбели ребенка.

Упражнение

Если ребенок к концу первого месяца жизни не начинает приподнимать голову из положения лежа на животе, то можно потренировать эту функцию. Для стимуляции подъема головы заинтересуйте ребенка яркой пищащей игрушкой или зеркалом. Расположите предмет перед его опущенным носом, постарайтесь привлечь его зрительное и слуховое внимание. Поднимайте предмет вверх так, чтобы ребенок вместе с отведением взора вслед за предметом поднимал и голову. Ребенку будет легче поднимать голову, если вы при этом подложите ладонь своей руки под грудь ребенка. В дальнейшем иногда можно подкладывать под грудь ребенку свернутую в виде небольшого валика пеленку или маленькое полотенце.

В этот период у ребенка может наблюдаться тремор (дрожание) подбородка, головы или рук. Это характерно для 40 % здоровых младенцев на 1-2-й неделе жизни во время плача ребенка, при возбуждении, перед кормлением. К месячному возрасту тремор исчезает.

Психическое развитие

Проверка зрения. Даже новорожденный ребенок, если держать его в вертикальном положении, может направить свой взгляд на крупный источник света: зажженную настольную лампу с плафоном или абажуром, ярко освещенное окно или другой диффузный источник света. Иногда при этом глаза могут немного косить.

Внимание!

Если косоглазие постоянное, то есть отмечается при различной степени отведения взгляда в стороны и тем более при взгляде прямо перед собой, следует обратиться к врачу-окулисту. Если окулист не найдет отклонений, необходимо проконсультироваться с неврологом.

Если у вас есть сомнения в отношении зрения или неврологического здоровья ребенка, вы можете провести тест-проверку фиксации взгляда. Проводить этот и другие тесты с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничего не беспокоит. Тесты, которые приводятся ниже, следует использовать только для проверки, но не для частой повторной тренировки, так как зрительный аппарат ребенка еще недостаточно зрелый.

Для проверки фиксации необходимо использовать яркую, окрашенную в светлые тона (лучше всего желтый и зеленый цвета) погремушку диаметром 5-10 сантиметров или шарик, подвешенный на шнурке. Положите ребенка на спину и держите эту игрушку прямо в центре взгляда малыша – в 50–60 см от его глаз на уровне верхней части груди. Для привлечения внимания ребенка игрушку нужно покачивать то вправо, то влево, с амплитудой до 5–7 см и частотой колебаний один-два раза в секунду. С этой же целью игрушку можно медленно перемещать на 15–20 см вправо-влево. Начиная с 10-го дня жизни ребенок смотрит на такую игрушку, то есть фиксирует ее взглядом в течение 5-10 секунд.

Со 2-3-й недели жизни ребенок не только фиксирует взгляд на яркой игрушке, он также начинает прослеживать ее взглядом, то есть следить за ней. Умение следить за игрушкой также можно протестировать.

Сначала добейтесь фиксации взгляда ребенка на игрушке (расстояние 50–60 см), как это описано выше. Затем медленно отводите игрушку назад (по направлению к себе) до расстояния около 100 см от лица ребенка по линии его взгляда, а затем вновь приближайте к нему на расстояние до 40 см. Для привлечения внимания ребенка игрушку можно немного раскачивать или трясти.

С 18-20-го дня жизни ребенок всматривается в лицо матери при кормлении. Может также удерживать в поле зрения на 5-10 секунд ваше лицо, когда вы просто наклоняетесь к нему. Фиксация взгляда сопровождается уменьшением движений тела и изменением выражения лица и глаз. Для привлечения внимания ребенка нужно разговаривать с ним, то наклоняясь, то отклоняясь от него. Однако фиксация взгляда на живом лице еще неосознанная, ребенок смотрит на это лицо чисто рефлекторно – так, как мог бы смотреть и на неодушевленный объект (рис. 2).



К концу первого месяца жизни новорожденный все дольше фиксирует игрушку взглядом и успешно провожает глазами ее медленное перемещение вправо и влево (в пределах дуги до 90 градусов – четверть круга, иными словами, на 45 градусов вправо или влево от линии взгляда). При этом голова остается на месте. Движения глазных яблок ребенка становятся плавными и координированными. Ребенок более четко следит и за перемещением вашего лица в стороны на близком от его глаз расстоянии.

Проверка слуха. После возвращения домой из роддома нужно убедиться в отсутствии грубых нарушений слуха у малыша. Показателем будет реакция ребенка на резкий звук, например звонок в квартиру, хлопанье двери и проч. Если ребенок при подобном звуке во время своего спокойного бодрствования вздрагивает, мигает или широко открывает глаза, а также при вздрагивании может резко развести руки в стороны, беспокоиться не о чем.

Внимание!

Если такое вздрагивание с разбрасыванием рук происходит спонтанно, то есть без каких– либо прикосновений к ребенку, звуков, резкого света, сотрясения кроватки и любых других раздражителей, то необходимо обратиться к невропатологу.

Если у вас есть какие-либо сомнения, можно провести тестирование.

Если вы встанете вне поля зрения ребенка и на расстоянии 35–40 см от его головы несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Чтобы проверить слух на оба уха, надо похлопать сначала с одной стороны, а затем – с другой.

В отличие от зрения, тренировка слуха полезна и приветствуется уже на первом месяце жизни. Для развития слухового и речевого восприятия игрушки ребенка должны быть звучащими. Большое значение имеет и общение с ребенком. В процессе ухода разговаривайте с маленьким человечком с самых первых дней его жизни: комментируйте свои действия, называйте вещи. Например, при смене памперса можно сказать: «А сейчас мы снимем памперс. Он уже грязный. Теперь мы тебя помоем. Вот как хорошо. Давай наденем новый, чистый памперс». Разговор с ребенком не бывает слишком ранним. Даже если он еще не понимает значения слов, ваша речь развивает слух, способствует эмоциональному контакту. Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует или чему вы радуетесь. При общении с ребенком не сдерживайте свои положительные эмоции, мимику, выразительные движения. Говорите правильным языком, не коверкайте слова. Не сюсюкайте.

К 3-й неделе жизни появляются, если можно так сказать, осмысленные реакции ребенка на те звуки, которые он слышит. Когда ребенок беспокоен, громко кричит или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь погремушкой, находясь вне поля зрения малыша, заговорить с ним или запеть. Скорее всего, ваш малыш успокоится. Правда, лежать тихо и прислушиваться он будет в течение всего лишь нескольких секунд, после чего, возможно, опять возобновит свой крик. На 4-5-й неделе жизни сосредоточение ребенка на посторонних звуках становится более длительным, достигая 10–15 секунд. Можно наблюдать, как он замирает и начинает прислушиваться к негромким звукам на фоне тишины (голоса, музыка), а также и при начале продолжительного шума.

Если ребенок хорошо засыпает в шумной обстановке и крепко спит положенное время, несмотря на разговоры окружающих, музыку или работающий телевизор, то не следует подстраивать домашний режим под периоды его сна. Если вы приучите его спать только в тишине, то в дальнейшем будете вынуждены соблюдать такой неудобный для семьи режим в течение всего периода его взросления. На 2-3-й неделе жизни ребенок улыбается самому себе. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем он начинает улыбаться в период бодрствования после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается отсутствующим, не направленным на вас взглядом. Если вы будете при уходе за ребенком все время ласково разговаривать и часто улыбаться, то он сначала, в возрасте трех недель, впервые улыбнется вам в ответ на ваш голос. Чуть позднее, в возрасте четырех недель, ребенок ответит улыбкой на вашу улыбку при виде вашего лица. Улыбка возникает легче и быстрее, если ваше речевое и эмоциональное общение сопровождается поглаживанием тела ребенка.

При попытке взрослого вступить в контакт с ребенком на 3-4-й неделе можно наблюдатьреакцию сосредоточения, которая заключается в том, что спокойный бодрствующий ребенок уменьшает свою двигательную активность и всматривается в лицо взрослого, плачущий ребенок может замолкнуть. Если вы при этом замолчите и будете оставаться неподвижным, то и ребенок тоже обычно замирает. При этом он внимательно, как бы испытывающе вглядывается в ваше лицо.

Предречевое развитие

На протяжении первого месяца жизни крик ребенка начинает отличаться. Он зависит от особенностей его физических ощущений и всегда разный. При чувстве голода крик громкий, требовательный, прерывающийся сосательными движениями; ребенок хочет спать – продолжительное жалобное скуление; ребенок мокрый – крик-хныканье низких тонов; у ребенка болит живот – громкий, пронзительный крик, прерывающийся вскрикиванием и хныканьем. Вначале различия крика выражены слабо, и их понимание зависит от глубины эмоционального контакта между матерью и ребенком.

Сытый и сухой ребенок в состоянии удовлетворенного бодрствования может издавать неясные гортанные гласные звуки, короткие и тихие, что-то среднее межу «а» и «э». К месяцу жизни ребенок почти перестает самостоятельно произносить эти гортанные звуки.

Тест-упражнение-игра

«Отвечать» на ласковую pечь и звуки, произносимые взpослым, pебенок начинает с 5–6 недель. Для проверки этой реакции нужно наклониться над ребенком, удовлетворенным после еды, но еще не сонливым. Смотрите ему прямо в глаза, пока не добьетесь ответного зрительного сосредоточения на вашем лице. Начинайте обращаться к нему громко, дополнительно привлекая его внимание к себе. Произносите певучие звуки «ту-у-у», «ля-я-я», «бу-у-у» в течение 1–2 минут. Ребенок отвечает 2–3 раза отдельными звуками. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.

Наконец-то случилось то, что вы так ждали 9 месяцев – в вашей семье родился малыш. Он такой крохотный и хрупкий, что страшно взять его на руки. Боязно пеленать, а тем более купать. Кажется, он почти ничего не весит. Помочь крохе быстрее адаптироваться к новой жизни, стать крепким и сильным, поможет правильный уход за новорожденным младенцем.

Первый день, когда малыша забрали из роддома, всегда является испытанием для молодых родителей. Маленький человечек в это время особенно уязвим, ему нужна помощь и любовь. От мамы и папы в этот период требуется особая забота и внимание к беспомощному ребенку. Организовать правильный уход за грудничком и соблюдать его – это главная задача взрослых.

Важность правильного ухода в первые дни обусловлена слабым иммунитетом грудничка. Из почти стерильной среды младенец попадает в мир с множеством микробов и инфекций. У крохи только формируется процесс терморегуляции. Малейший ветерок или перегрев может вызвать заболевание ребенка.

У малыша открыта пупочная ранка, которая требует тщательной обработки. Пупочек является одним из основных факторов риска в первые дни жизни: спонтанными движениями ручек малыш может поцарапаться и занести инфекцию. Первые дни, пока не установится режим дня у младенца, мамочке надо проводить как можно больше времени со своим ребенком.

Недоношенные детки, родившиеся с недостаточным весом, имеют очень слабую иммунную систему. Взрослые должны тщательно отслеживать все изменения в поведении грудничков, а в случае заболевания немедленно вызывать врача и не заниматься самолечением.

Уход за новорожденным ребёнком должен основываться на желании помочь крохе адаптироваться к внешнему миру, создать комфортные условия проживания, помочь освоиться в новой жизни. Создание уюта начните с корректировки освещения детской комнаты. Яркий свет, громкие звуки, – все это пугает грудничка, и являются факторами стресса.

Еще одним из существенных факторов стресса является потеря чувства защищенности, отсутствие четких границ. Во время утробного развития, младенец все время ощущал вокруг себя плотную доброжелательную среду. Справиться с чувством подобного страха помогает пеленание. Грудничку важно ощущать прикосновения всем своим телом. Конечно, мамочка может попробовать носить круглые сутки ребенка на руках.

Итак, ваш малыш дома. Вы приглушили свет в его комнате и кроха уснул. Во время сна ребенка, не стоит разговаривать шепотом, говорите обычным голосом. Главное, избегайте криков, скандалов, чтобы младенец не напугался. Пока малыш спит, подготовьтесь к его пробуждению.

Основные принципы

Организуя уход за новорождёнными детьми, необходимо соблюдать определенные принципы, которые облегчат жизнь младенца и взрослых:

  • Чистота тела младенца и окружающих вещей.
  • Ежедневные гигиенические процедуры.
  • Ежедневная влажная уборка детской комнаты или комнаты, в которой находится грудничок.
  • Во время прогулок обязательно проветривайте детскую комнату.
  • Ежедневная смена постельного белья и одежды младенца: распашонки, чепчики. Все детские вещи стирать специальным детским порошком или детским мылом. Тщательно прополаскивать, проглаживать горячим утюгом с двух сторон.
  • В комнате у грудничка не должно быть вещей, накапливающих пыль, например, ковры или мягкие игрушки. Если в доме есть животные, то первые месяцы необходимо изолировать кроху от их близкого присутствия, чтобы не вызвать аллергическую реакцию.

Первые дни после выписки из родильного дома не стоит собирать гостей в вашем доме. Малыш слишком слаб и легко может подхватить инфекцию от любителей подержать его на руках.

Принадлежности для ухода

Еще до выписки из роддома необходимо приготовиться к встрече нового члена семьи. Приобрести:

  • Кроватку. Очень удобны кроватки, у которых можно опустить бортик, тогда ее можно использовать и как пеленальный столик.
  • Пеленальный столик или договориться заранее, где вы будете пеленать младенца.
  • Детская аптечка. Что должно входить в состав аптечки, уточните у врача. Главное требование – соблюдение срока годности. Аптечку разместите на видном месте, чтобы ее не надо было долго искать.
  • Гигиенические средства по уходу: ватные диски, влажные салфетки, ушные палочки и т.п.
  • Соски-пустышки и несколько бутылочек. Даже если ребенок находится на грудном вскармливании, питьевая детская вода должна всегда быть под рукой.
  • Одноразовые, многоразовые и непромокаемые пеленки.
  • Одноразовые и многоразовые подгузники. Подгузники можно использовать вместе с пеленанием грудничка.
  • Детская ванна и вкладыш — ванночка для купания.
  • Погремушки.
  • Ножницы с закругленными кончиками.
  • Детская косметика. По поводу детской косметики обязательно проконсультируйтесь у педиатра. Злоупотребление кремами, маслами может вызвать аллергию.

Список будет расширяться по мере роста грудничка. Как именно ухаживать за новорождённым ребёнком, какие дополнительные принадлежности понадобятся, может подсказать детский врач.

В современной педиатрии процессу ухода за грудничком посвящено много работ, где с научной точки зрения доказывается важность и значимость правильного ухода за младенцами с первых дней их жизни.

Ежедневные процедуры

  1. Уход за пупочной ранкой.

Пупочек заживает в среднем за 2 недели. Все утренние гигиенические процедуры необходимо начинать с обработки пупочной ранки. Ни в коем случае не пользоваться ватными дисками или ватными палочками, чтобы в ранку не попали волокна. Сама процедура проходит следующим образом:

  • На пеленальный столик постелите одноразовую пеленку, сверху положите еще одну пеленку из ситца или фланели, в зависимости от погоды.
  • Разденьте малыша и спинкой уложите на поверхность.
  • Из пипетки с круглым концом капните 2 раза перекисью водорода на пупок. Подождите, пока перекись высохнет.
  • Промойте пипетку. Капните 2 капли зеленки на ранку. Подождите, пока зеленка высохнет.

Пока пупочек не зажил, купать ребенка не рекомендуется. Можно проводить ежедневные обтирания теплой водой. В комнате должно быть тепло, без сквозняков. Если пупочек не заживает, из-под корочки выступает гной, вокруг пупочной ранки вы заметили покраснение, – вызовите врача. Не пытайтесь сами почистить пупок, чтобы не занести дополнительную инфекцию.

Во время ухода за пупочной ранкой необходимо обеспечить к пупочку свободный доступ воздуха. Можно использовать подгузники, в которых есть специальная выемка под пупок. Днем применяйте свободное пеленание.

Утренние процедуры начинайте с умывания. Вода должна быть кипяченная, комнатной температуры. Умывайте грудничка ватным диском: намочите диск и немного отожмите его. Вода не должна литься по лицу ребенка.

  1. Протираем глазки.

Слизистые младенца могут легко загноиться, поэтому протирание глазок необходимо проводить ежедневно. Смоченным в кипяченой воде ватным диском аккуратно проводят от наружного к внутреннему уголку глаза. Для каждого глаза используется отдельный диск. После протирания, таким же способом глазки высушиваются.

  1. Уход за носиком.

Существуют два мнения, как ухаживать за носиком новорождённого ребенка. Одни специалисты настаивают на ежедневном очищении. Другие считают, что чистить носик надо только в случае болезни, например, при насморке, чтобы не травмировать слизистые носа. Если кроха дышит свободно, то не стоит лишний раз лезть в носик.

При простуде:

  • Сделайте несколько жгутиков из ваты. Не применяйте ватные палочки. Если малыш дернется, а у новорожденных нередки случаи спонтанных движений, то можно повредить слизистые носа.
  • Приготовьте перекись водорода или физраствор.
  • Смочите жгутик в приготовленной жидкости. Ввинтите жгутик в носик и быстро выньте. При необходимости, повторите процедуру несколько раз, каждый раз меняя жгутики.
  • Если в носике скопились корочки, смажьте их стерильным маслом. Потом жгутиком быстро и аккуратно удалите.

  1. Чистим ушки.

Насчет правил чистки ушей, мнения специалистов также делятся. Одни предлагают чистить ежедневно. Другие считают, что достаточно прочищать ушки 1 раз в 3 — 5 дней.

  • Ватными дисками обтираются внешние стороны ушек. Следите, чтобы вода не попала внутрь. Для этого обязательно отжимайте диск.
  • Сделайте жгутик из ваты и слегка смочите перекисью водорода. Не засовывая жгутик глубоко, прочистите ушки. Вместо жгутиков можно использовать ватные палочки с ограничителями, которые не позволят углубиться далеко.

Правильно подмываем ребенка.

  1. Чтобы понять, как правильно ухаживать и подмывать новорожденного ребенка, необходимо учитывать физиологические особенности мальчиков и девочек. При подмывании мальчика сдвигать крайнюю плоть не нужно, это может привести к сращениям. Подмывать грудничка надо ежедневно, и каждый раз после физиологических отправлений.

Так как у девочек половые губы еще плохо прикрывают вход во влагалище, то подмывать следует по направлению к анальному отверстию, чтобы кишечная палочка не попала на половые органы.

  • Ребенка положите на одну руку.
  • Под теплой проточной водой промойте детским мылом грудничка.
  • Протрите насухо полотенцем.
  • Обработайте тальком.

В летнее время малышей стоит подмывать чаще, так как детки потеют, а в складках скапливается пот.

Для ухода за кожей используем специальные детские масла и крема. Обязательно проконсультируйтесь у педиатра. В случае высыпаний, прекращайте применять детскую косметику, и проверьте у ребенка аллергическую реакцию.

Купание

Купать малыша можно только после полного заживления пупочной ранки. Чтобы малыш не боялся воды, для первых процедур укутывайте ребенка в тонкую пеленку.

Перед купанием с малышом можно поиграть или сделать легкие гимнастические упражнения. После купания полезен легкий расслабляющий массаж. Если ребенок испугался воды, процедуру следует немедленно прекратить. Повторить только через несколько дней.

Соблюдение правил процедур по уходу за грудничками позволяет выработать иммунитет у крохи, уберечь малыша от заболеваний.

Едва появившись на свет, кроха сразу попадает в чужую для него среду, на адаптацию к которой еще нужно время. Поэтому первостепенная задача родителей — максимально облегчить этот период для младенца.

Как развивается кроха, и что нужно знать родителям?

Физические параметры ребенка 1 недели: рост, вес, норма стула, питание, фото

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г .
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г . При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.
  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки , до 200 г в неделю.
  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см, и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий , то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока. Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию. Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Рефлексы крохи на 1 неделе жизни

Мама должна насторожиться, если кроха спит, вытянув вдоль тела ручки и ножки, не реагирует на свет или не выражает сосательного рефлекса!

Что умеет, чувствует, воспринимает, видит, слышит и ощущает ребенок в первую неделю после рождения: ответы на популярные вопросы

Что умеет кроха на 1 неделе жизни?

  1. Фокусировать взгляд на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.
  5. Проявлять оживление при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту . Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.

Что видит ребенок в 1 неделю?

  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей, то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы , способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает , маму «чует» по запаху и голосу.

Что слышит новорожденный в первую неделю жизни?

  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения . С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей , к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.

Что ощущает и воспринимает новорожденный на 1 неделе?

  1. Чувство вкуса появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние. Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание. Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

О чем думает новорожденный: предположения и факты

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя . Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко .

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться , показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга и усиливает мыслительный процесс.

Сколько должен спать малыш в 1 неделю жизни?

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов .

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд . Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Как правильно ухаживать за новорожденным на первой неделе: что должны делать родители?

Основные правила


Как общаться, играть и развивать ребенка на первой неделе от рождения

В этом возрасте с малышом особо не поиграешь.

  1. Петь крохе ласковые песни, колыбельные.
  2. Включать классическую, спокойную музыку.
  3. Обращаться к малышу по имени.
  4. Звонить над кроваткой тихим, высокого звука колокольчиком, уводя его в сторону (пусть малыш следит за ним глазами).
  5. Дуть (нежно) на носик, ручки или ножки, чтобы малыш чувствовал маму, ее касания, тепло. Поглаживать ребенка при переодевании и во время воздушных ванн.

Игрушки сейчас — не главное. Достаточно музыкальной карусели или развешанных над кроваткой погремушек красного яркого цвета (диаметром 6-8 см), с нерезким звуком, с разным звучанием для развития слуха малыша.

Первые дни жизни новорожденного – это волнительные моменты. Мы расскажем родителям о физиологических особенностях малютки и правилах организации ухода за ним.

После рождения

Рождение ребенка – это шаг в новую жизнь, в которой все будет иначе, ведь на свет появился новый человечек, нуждающийся в заботе и уходе родителей. В эти первые дни жизни новорожденного родителям предстоит познакомиться со своим крохой и освоить массу непривычных для себя занятий.

Перемены волнуют, но не пройдет и недели, как Вы почувствуете себя уверенней и спокойней в новой роли. А мы постараемся поддержать Вас, познакомив с физиологическими особенностями новорожденных и особенностями ухода за ними.

Когда малыш появляется на свет, то врач-неонатолог определяет, готов ли кроха к новой жизни. Первым делом малыш отделяется от пуповины. Если его состояние удовлетворительное, то кроха выкладывается маме на живот. В конце 1-ой и в конце 5-ой минут после рождения состояние малыша оценивается по шкале АПГАР.

В оценку включается:

  • характер крика,
  • частоты сердцебиения,
  • цвет кожи,
  • рефлексы,
  • мышечный тонус.

Этот тест по шкале АПГАР очень важен для врачей, которые определяют, нуждается или нет новорожденный в реанимационной помощи. И если да, то в каком объеме.

Врачом-неонатологом еще в родильном зале, на столике с подогревом малыш осматривается скрупулезно. Оценивается самочувствие и состояние ребенка после перенесенных родов, обращается внимание на наличие родовых повреждений, врожденных пороков развития, при помощи стетоскопа прослушивается дыхание и сердцебиение.

После осмотра врача за дело принимается акушерка: взвешивает младенца, измеряет его рост, окружность головы и грудной клетки. Кроме этого, в обязательном порядке новорожденным в целях профилактики конъюнктивита обрабатываются глазки 30% раствором сульфацила натрия.

Ну, вот и все. Малыш после первичного осмотра может быть приложен к груди.

Вас тревожат частые срыгивания малыша? Возможно помогут уменьшить их частоту.

Хотите разнообразить меню подросшего малыша? Предлагаем оригинальных блюд для тех, кому исполнилось 1,5 годика.

Как выглядит новорожденный?

Голова новорожденного: на что следует обратить внимание

Длина головки малыша составляет ¼ часть длины тела, поэтому тельце карапуза по сравнению с головой кажется маленьким. Окружность грудной клетки меньше головы всего на пару сантиметров.

Мамы, не стоит пугаться, увидев немного деформированные очертания головки. Чуть вытянутая и приплюснутая с боков голова крохи – результат прохода через родовые пути при естественных родах. На голове может быть и так называемая родовая опухоль, не требующая никакого лечения и исчезающая в ближайшие 2-3 дня.

На головке у всех новорожденных есть неокостеневшие участки черепа – роднички. Самый заметный родничок можно прекрасно ощутить, проведя ладонью выше лба. Он полностью закрывается к 1-1,5 годам. Более подробно про мы рассказываем здесь. Не забудьте вовремя сделать нейросонографию – .

Глазки

Новорожденные имеют некоторые особенности внешности, исчезающие спустя какое-то время после рождения

Новорожденный пока не умеет управлять своими глазными мышцами, ему сложно сфокусировать взгляд, поэтому создается впечатление, что кроха иногда «косит».

Практически у всех новорожденных цвет глаз одинаковый – стальной или насыщенно голубой. Чаще всего его называют «младенческим». К 6-12 месяцам он изменится на постоянный.

Волосы

На головке новорожденного волосы могут практически отсутствовать или, наоборот, быть очень густыми. Со временем будет меняться и густота волос, и их цвет.

Нос

Носовые ходы узкие, а легкие имеют маленький объем, поэтому у новорожденного частота дыхания составляет 40-60 в минуту.

Сердце

Маленький «моторчик» бьется с частотой 130-140 ударов в минуту. В первые дни жизни у новорожденного дефекация (стул) происходит до 7-10 раз в сутки (меконием называется первородный кал), а мочеиспускание до 20-30 раз.

Пуповина у младенца обычно отпадает на 5-7 сутки жизни, к моменту выписки из роддома. Пупочная ранка в большинстве случаев подсыхает к этому моменту, и на ней отсутствуют какие-либо выделения. Но ее процесс еще не закончен и еще дома нужно продолжать ухаживать за ней.

Первые дни жизни новорожденного – это сильнейший стресс для крохи, покинувшего утробу матери, в которой он прекрасно существовал 9 месяцев. В этот ответственный период происходит перестройка кровообращения, становление терморегуляции, приспособление кожных покровов к внешней среде, постепенное повышение двигательной активности.

Как работают почки крохи?

В первые дни жизни новорожденного педиатр оценивает состояние почек разными способами.

Цвет мочи

Ее самая первая порция почти прозрачная и ничем не пахнет. В первые 3-4 дня моча крохи становится мутной и концентрируется, приобретая интенсивную окраску, по мере физиологической потери веса. Это считается нормой в первые дни, но позже уже повторяться не должно.

Запах

Его быть не должно. Кисловатый запах, отдающий аммиаком, свидетельствует о рахите.

Режим мочеиспусканий

На 2-ой день новорожденный опорожняет мочевой пузырь 5-6 раз (это обусловлено тем, что кроха пока мало кушает, но активно теряет влагу при опорожнении кишечника, дыхании и испарении с кожи).

К 7-8-му дню жизни число мочеиспусканий достигает нормы – 20-25 раз в сутки.

Если кроха мочится гораздо реже, то необходимо проконсультироваться с педиатром. Давно отмечено мамами и педиатрами, что у детей, находящихся на искусственном вскармливании, мочи вырабатывается больше, поэтому они опорожняют мочевой пузырь чаще.

Физиологическое состояние новорожденного

Желтушка у новорожденных в большинстве случаев проходит естественным образом и без каких либо последствий и осложнений

Под физиологическими следует понимать абсолютно нормальные, естественные состояния. Среди которых:

Потеря веса

Первые 3-5 дней жизни новорожденный может потерять 5-8% от первоначального веса при рождении. Потеря компенсируется в течение 2-ух недель жизни.

Эритема (покраснение кожи)

Такое состояние связано с расширением кожных капилляров в ответ на воздействие низкой (в сравнении с внутриутробной) температурой окружающей среды. Физиологическая эритема проявляется на 1-2 день после рождения, проходит на 5-7 день жизни.

Желтуха

Она наблюдается больше чем у половины новорожденных. Появляется на 2-3 день жизни и, не требуя специального лечения, исчезает через 7-10 дней.

Вакцинации и не только

В течение первых 12 часов после рождения кроху прививают против гепатита B, а на 3-4 сутки – против туберкулеза. Во время пребывания в роддоме у новорожденного берут общий анализ крови, который помогает определить наличие в организме анемии и воспалительного процесса, и анализ крови на генетическое заболевание: гипотиреоз и фенилкетонурию, которые в случае обнаружения требуют незамедлительного лечения.

Важные моменты

Сон

Чаще проветривайте помещение, в котором спит ребенок, и ежедневно делайте влажную уборку

Одна из основ правильного и эмоционального развития ребенка – крепкий и здоровый сон.

Детская кроватка должна быть просторной, удобной, с жестким матрасом, с небольшой подушкой, а лучше вообще без оной. вы узнаете из обзора.

Помещение, где будет спать малыш, перед сном обязательно необходимо проветривать. Кроватку лучше всего поставить подальше от батарей, обогревателей и окон.

Очень важно защищать маленького человечка от перегрева и сквозняков. Кстати, если есть необходимость в подогревании воздуха в детской, рекомендуется использовать только закрытые масляные обогреватели, так как они безопасны и не сжигают кислород.

Самая распространенная проблема – слишком сухой воздух в детской. Исправить положение можно при помощи специальных увлажнителей или проверенных временем «бабушкиных» средств: тазика с водой, смоченных и отжатых штор.

Дневной сон малыша на первом месяце жизни может колебаться от 15-30 минут до 2-3 часов, ночной – 10-13 часов. Новорожденный может спать днем около 6- 8 раз в день. Ночью многие дети просыпаются очень часто; крепкая фаза сна в лучшем случае длится от 12:00 ночи до 5:00 утра.

Основные мероприятия по уходу за ребенком первых месяцев жизни

Прогулки

На первую прогулку можно выходить на 7-10 день после выписки из роддома в осенне-зимний период и уже на 2-3 день в весенне-летний период. Начинать следует с 5-10 минут, постепенно увеличивая длительность прогулки.

В теплую пору можно гулять по 5-6 часов в день (по 1,5-3 часа за один раз) и по 2-3 часа в день в холодную пору. Если в первый месяц жизни новорожденного температура на улице опустилась ниже -10 °C, прогулку следует отложить до более комфортной погоды.

Ну и в конце хочется напомнить, что самое лучшее, что может дать мама своему крохе – грудное молочко. Кормить ребеночка рекомендуется по требованию.

О правилах кормления новорожденного ребенка грудью и молочной смесью читайте

И напоследок еще несколько видеосоветов по уходу за ребенком в первые дни жизни.